Яркая, прекрасная и, в тоже время, нелёгкая жизнь цыган. Их женщины всегда носят две юбки и фартук


В Румынии под Бухарестом находится один из самых богатых городов в мире – цыганский Бузеску. В провинциальном городке бывшие бродячие торговцы разбогатели и сменили свои кибитки на роскошные особняки. Здесь находится около 800 домов, каждый стоимостью от 2 до 30 млн долларов. Это Беверли-Хиллз №2 – столица цыган-миллионеров.

Шестилетние близнецы Гелу и Эди Петраче ждут, когда начнется праздник в Пасхальное воскресенье. Они живут в одном из сотни причудливых домов, построенных в Бузеску после падения коммунистического режима в 1989 году. Богатство цыган в Бузеску, легальное и не очень, происходит в основном от торговли серебром и другими металлами.


Вдоль главной улицы городка Бузеску с населением 5 тысяч жителей выстроились дома самых разных стилей, от вилл до замков. Мужчины этого города обычно заняты в разъездах по делам, а за дорогостоящим хозяйством следят женщины.

Руки сложены на солидном животике, соломенная шляпа сидит на голове как корона: пожилой господин по имени Параскив, развалившись на скамейке, оглядывает свой квартал – свое королевство. Вид ему открывается, на взгляд чужака, довольно неожиданный для глубокой румынской провинции. По обеим сторонам главной улицы и даже вдоль боковых немощеных переулков возвышаются фантастические особняки. Фасады их усыпаны балконами и колоннами, крыши – в башнях, башенках и куполах. По улицам горделиво разъезжают «бэхи» и «мерсы». Вот водитель грузовичка, перевозящего свиней, дал по тормозам и с удивлением глазеет по сторонам. Параскив улыбнулся. Это его родной город Бузеску, место редчайшего явления в европейской демографии – богатых рома.

«Первый дом я построил еще в 1996 году», – говорит Параскив, кивая в сторону своей виллы – причудливой громадины. Имена его детей – Луиджи и Пету – выведены трафаретом на верху крытой жестью башни. «Сыновья хотят разобрать дом и построить новый, другой формы. Говорят, что этот уже не модный, – Параскив пожимает плечами. – Если дети так хотят, я согласен».

Всего-навсего двухэтажный, дом Параскива считается здесь скромным. Гигантские пятиэтажные дворцы с ребрами колонн как грибы выросли на южной окраине города. Встречаются и дома, напоминающие современные офисы с округлыми зеркальными стенами. Есть сооружения наподобие старинных замков с зубчатыми стенами. Популярны и дома в стиле швейцарских шале, с островерхой двускатной крышей и гномами у входа. Всего около сотни цыганских особняков выросли в обычном провинциальном городке с населением 5 тысяч жителей, в 80 километрах к юго-западу от Бухареста. Около трети горожан принадлежат к народности рома, не все из них богаты, но богачей достаточно, чтобы превратить город в наглядный, хотя и странноватый, предмет национальной гордости.

«Богатый цыган» – звучит как ошибка, ехидная насмешка. Жизнь многих из двух миллионов румынских цыган (они составляют около 10 процентов от всего населения страны), очень неприглядна. Их общины обитают в грязных городских трущобах или в поселках – лепящиеся друг к другу картонные хижины – на окраинах городов. Примерно так же живут рома по всей Восточной Европе, где этот народ презирают за бедность, недостаток образования и упрямую изолированность от других национальностей.

Для многих гадже, как рома называют нецыган, роскошные особняки в Бузеску словно бельмо на глазу, похвальба незаслуженным богатством. Но цыганскую верхушку мало волнует мнение чужаков. Жители городка ясно дают понять: они не хотят, чтобы посторонние задавали им вопросы и фотографировали. «Плеака, плеака» («Уходите, уходите»), – кричали мне дети. Взрослые смотрели неприветливо и отворачивались, когда я к ним приближался. «Эти особняки – только для своих, – сказал мне социолог Гелу Думиника, специалист по народности рома. – Такой вот способ продемонстрировать богатство и статус внутри цыганского сообщества».

Для жительниц роскошных цыганских домов внешность очень важна. 13-летняя Каси прихорашивается для своего будущего мужа – 14-летнего Сами, чья фотография висит на дверце шкафа. Договорные браки между детьми из богатых семей по-прежнему очень распространены в Бузеску. Каси уже живет в семье Сами, но официально они поженятся, когда им исполнится по 17 лет.

Родители стараются дать детям все, чего им самим не хватало: хорошие машины, кучи игрушек.

Но откуда же взялось это богатство? Местные рома говорят просто: «Торговля металлом». В Бузеску большинство цыган относятся к группе калдераш, что переводится как «медники». Они традиционно связаны с кузнечным делом. В начале 1980-х семьи Бузеску ездили по стране в повозках и останавливались в городках, где продавали казаны – медные перегонные кубы для производства бренди. Для лучших мастеров, таких как Параскив, это был выгодный бизнес, ведь казаны продавались за сотни долларов. Коммунистические власти, однако, следили за деятельностью цыган, и потому богатые семьи старались не привлекать к себе внимания.

После падения коммунистического режима в Румынии в 1989 году предпринимательство калдерашей развернулось на полную катушку. Создатели казанов и их сыновья поехали по всей Румынии и Восточной Европе, собирая на заброшенных фабриках, не всегда законным образом, серебро, медь, алюминий, сталь и другие ценные металлы и сплавы. Многие рома из Бузеску сорвали солидный куш на торговле металлом. «После революции даже дурак мог построить пять особняков, продавая металл», – усмехнулся Марин Николаэ, бывший торговец казанами.

Целую неделю бродил я по улицам Бузеску, пытаясь уговорить кого-нибудь впустить меня в дом. Фотографы Карла Гашет и Иван Кашински уже прошли этой дорогой: они прожили в цыганском квартале два месяца и, проявив невиданное упорство, были допущены в несколько домов. Я стоял у парадных ворот и держал в руках фотографии, которые Карла и Иван сделали внутри шикарных особняков, взывая к любопытству и тщеславию владельцев. Иногда это срабатывало.

И тогда парадные двери распахивались, открывая сверкающие мраморные пространства, потолки в канделябрах и, как центральную декорацию спектакля, огромную лестницу из фильма «Унесенные ветром». Большинство комнат выглядели абсолютно нежилыми. Зачастую единственные обитатели таких особняков – это старики и маленькие дети, которые живут в задних комнатах и едят на кухне. Родители же и старшие дети – в отъезде, они занимаются бизнесом, возвращаясь домой только на праздники, крестины и похороны.

Большая часть просторных комнат используется только по праздникам, для свадеб и похорон. Готовясь к Пасхе, Симона Ианку натирает до блеска парадную залу.

Дору и Валерия Константин редко обедают в своей роскошной столовой с мраморными полами.

Другим сюрпризом для меня было то, что живут в современных особняках так же, как жили сто лет назад. В доме Виктора Филисана я попросил разрешения воспользоваться туалетом. И хозяин проводил меня не в современный санузел с джакузи, а в отдельный домик в конце участка – этим туалетом они пользуются с женой. По традиции, для соблюдения ритуальной чистоты, многие рома не могут готовить пищу и использовать туалет под одной крышей. Живы и другие древние традиции. Я видел, как жены-подростки подавали обед своим юным мужьям. Организованные родителями браки детей начиная с 13 лет и сегодня очень распространены в богатых семьях города.

На каждой улице постоянно возводятся новые дома или разрушаются старые, чтобы на их месте построить еще более внушительные и роскошные особняки, как планируют сделать сыновья Параскива. Кажется, что здесь нет ничего постоянного, кроме семейных уз.

«Мы – самые цивилизованные цыгане в Румынии, – похвастался мне человек по имени Флорин. – Если мы видим что-то красивое, мы сразу хотим что-то еще более красивое». Когда я повторил эту фразу пожилой вдове Раде, которая раньше тоже была хозяйкой особняка, но теперь доживает свои дни в маленьком домике, где по кухне бегают куры, она посмотрела на меня, глупого гадже, и сказала: «Неважно, насколько высокий ты построишь дом, все равно в конце все оказываются в могиле».

На задних дворах богатых домов рома по-прежнему живы старые деревенские традиции. В день крещения ребенка мужчины отправляют свинью в подарок крестным родителям. Некоторые зажиточные цыгане, особенно люди старшего поколения, выросшие в кочевых кибитках, чувствуют себя неуютно в шикарных особняках и предпочитают жить во флигелях и кухнях во дворе.

Захария Буреата в Пасхальное утро повязал галстук из цельной золотой нити, на котором выткано его имя и марка его машины – «хаммер». Другие жители города стараются подражать его стилю. «Люди думают, что все цыгане бедные и грязные, – заявил мне один из владельцев особняков. – Посмотрели бы они на нас!»

За пределами богатого квартала Бузеску: маленькая кухня, принадлежащая бедной цыганской семье, служит танцевальной площадкой шестилетней Ясмине Ианку. Она кружится в танце для дедушки Иона. Мать Ясмины работает в Испании. Во многих цыганских семьях взрослые круглый год занимаются бизнесом за рубежом, а детей воспитывает старшее поколение.





Метки:

Отец невесты или ее братья назначают за невесту выкуп золотом в килограммах или банках. К примеру, они могут попросить пару трехлитровых банок золотых украшений: колец, цепочек, сережек и пр.

На свадьбе они всем гостям демонстрируют «честь» невесты

В день свадьбы старшие женщины семьи закрываются с невестой в спальне, чтобы проверить, девственница ли она. Лишение девственности происходит там же, без какого-либо участия жениха, после чего белую простыню с пятном крови выносят на красивом подносе и демонстрируют всем гостям.

Свадьба между цыганами разных стран невозможна

Свадьба с цыганом из другой страны равносильна свадьбе с представителем другой народности, а значит невозможна.

Они часто усыновляют детей

Цыган обязан иметь в своей семье хотя бы одного сына. Если же наследник долгое время не появляется, тогда родители усыновляют мальчика из приюта. При этом ребенок может быть любой национальности и обладать любой внешностью. Отчасти именно отсюда пошел распространенный миф о том, что цыгане крадут детей.

Они не считают нужным отдавать детей в школу

Как правило, цыгане отправляют ребенка в школу только для того, чтобы он научился писать и читать, поскольку уже с 6-8 лет его начинают приучать к семейному делу. Поэтому, если после 3-его класса ребенок все еще продолжает ходить в школу, вместо того чтобы помогать родителям торговать, считается, что он тратит время впустую.

У них женщина не может находиться выше мужчины

В двухэтажном цыганском доме ни одна женщина не может подняться на второй этаж, пока мужчина находится на первом.

Их женщины всегда носят две юбки и фартук

Цыгане считают, что ниже пояса женщина «нечиста», из-за чего прикосновение к ее юбке способно «осквернить» как предмет, так и человека. Чтобы этого не произошло, женщина всегда должна носить две юбки. Причем вторая юбка считается немного «запачканной» нижней, так что «чистым» является только фартук. Только к нему можно прикасаться и только к нему можно прислонять посуду или вытирать руки.

У них есть внутренний суд

У цыган есть свой внутренний суд, судьями в котором являются уважаемый цыгане. Они выслушивают аргументы каждой стороны, определяют виновную и выносят ей приговор. Самое серьезное наказание - требование покинуть общину.

Они клянутся в гробу

Самой распространенной клятвой, чтобы доказать свою правоту, у цыган считается клятва на иконе. А самой редкой, которую используют лишь в самых неразрешимых ситуациях, - клятва в гробу. Цыган ложится в специальный гроб и произносит клятву, где говорит о том, что если он сейчас лжет, то в ближайшее время лежать ему в этом гробу.

Их дети годами копят деньги на похороны родителей

По традиции похороны у цыган проходят богато. Порой детям приходится не один год копить на похороны пока еще живых родителей. Если же смерть произошла скоропостижно, то все родственники будут стараться собрать деньги на достойное надгробие. Особой роскошью считается поставить усопшему каменный памятник с портретом во весь рост.

Представителей этого этноса можно встретить повсюду. С цыганами многие люди ассоциируют гадания, яркие танцы, шумное веселье, кочевую жизнь, цыганского барона и множество золотых украшений. У вас много личных знакомых этой национальности, что вы знаете о их быте, обычаях?


Известно ли Вам, что цыгане - это выходцы из Индии, они даже до сих пор понимают несложные фразы на хинди и могут без перевода смотреть индийские фильмы. Однако ученые так и не смогли установить, когда именно данный народ мигрировал и разошелся по всему земному шару. Ведь сейчас цыган можно встретить во всех уголках планеты, кроме Антарктиды. Только в странах Европы их численность составляет 12 миллионов человек.

Самым страшным наказанием для любого цыгана является изгнание из табора. Оно применяется только при самых сложных обстоятельствах или после совершения тяжких преступлений. Широко распространенное слово «лавэ» в русском языке появилось именно из цыганского языка, а обозначает оно, конечно же, деньги. Если Вы увидели у цыгана серьгу в одном ухе, это значит, что он единственный ребенок в семье. А доводилось ли Вам когда-нибудь видеть цыганку с короткими волосами? Скорее всего, нет, так как короткая стрижка у представителей этого народа обозначает бесчестие. Волосы остригали насильно изгнанникам или изолированным людям, до сих пор цыгане не стригутся коротко.

В наше время цыгане в своем большинстве отказываются от кочевого образа жизни, примерно 1% европейских цыган все еще переезжают с места на место. А самым интересным понятием в культуре этого народа считается называемая «скверна». Этим словом цыгане зовут нижнюю часть женского тела и полагают, что если взрослая женщина пройдется над чем-нибудь, то данное место сразу станет оскверненным. Такое понятие касается и женской одежды ниже пояса, обуви, потому-то цыгане, в основном, и живут в одноэтажных домах, чтобы их не осквернили сверху.

Наиболее необычным и распространенным цыганским блюдом считается жаренный или запеченный еж. Особенно это блюдо любят польские и прибалтийские цыгане. Возникло оно, скорее всего, в период жизни в лесах, во время постоянных гонений на цыган в прошлом. Во время цыганских праздников увидеть пьяного цыгана будет крайне сложно. У них не принято много пить за столом, поэтому во время гуляний дежурит молодежь, которой не разрешается пить в присутствии старших. В их обязанности входит предотвращение всевозможных конфликтов и помощь тем, кто не знает своей меры.

Среди цыган настолько распространен культ детей, что усыновление для них – это обыденность. В семью, где есть дети, гости, по цыганскому обычаю, обязаны нести угощения и подарки, а если ребенку в гостях очень понравилась какая-то вещица, то ее должны ему подарить. Чем больше цыганская женщина реализовала себя как хорошая мать, тем больше ее любят, ценят и уважают в сообществе. Цыгане, в своем большинстве, исповедуют христианство или ислам, но есть и представители других религий.

Вещи умершего цыгана или то, чего он касался перед самой смертью, считаются грязными и закапываются вместе с ним в могилу. Та же история с вещами роженицы: они подлежат уничтожению. Хотя это можно объяснить не только религией народа, а и с точки зрения санитарных условий. Всем известные оборки на пышных цыганских юбках имеют простое объяснение их бедной жизни. Просто когда подол юбки окончательно изнашивался, женщина его отрезала и пришивала лоскуты от старых платьев или кусочки дешевой ткани. Многие цыганки выходят замуж девственницами, по старинному обычаю, окровавленную простынь показывают гостям после первой брачной ночи. После свадьбы молодожены обычно живут в доме жениха с его родными, а уже со временем переезжают в свой собственный дом. Лишь младший сын с женой должен остаться с родителями, чтобы ухаживать за ними в старости.

Ученые полагают, что первопричиной сильной любви цыганок к золотым украшениям является страховка от бедности в случае развода. Если муж выгонит из дома и не даст денег, то сережки и кольца будут очень кстати. Некоторые цыгане знают основы гипноза и пользуются этими знаниями с целью обогащения и обмана, поэтому советуем не смотреть им в глаза во время разговора или встречи.

В 1944 году был уничтожен немецкий концлагерь Освенцим, который располагался на территории Польши. В нем находилось большое колличество цыган из востока Европы. По самым скромным оценкам в застенках лагеря погибло около 21 тысячи цыган, в том числе детей, стариков и женщин.
Понравился материал? Поделись с друзьями, нажми на соц кнопки!

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Большинство наших представлений о цыганской культуре - правда. Они действительно обожают яркие украшения и вычурность, а еще не скупятся на эмоции: если свадьба, так чтобы весь мир узнал, если ссора, так чтобы еще несколько будущих поколений друг с другом не разговаривали.

Современные общины, скажем, американских цыган выглядят несколько иначе, чем мы могли бы себе представить: женщины вовсе не обязательно одеты в длинные цветные юбки и платки. Однако есть то, чему неукоснительно следуют все члены общины.

Например, получить образование для цыганки большая редкость. Мы в сайт немало удивились этому и решили узнать и о других правилах поведения, которым должны следовать цыганские девушки.

Традиции замужества

Цыгане свято чтут свою культуру, и пришельца со стороны, претендующего на руку цыганки, называют Gorger - то есть тот, кто не принадлежит к их общине и не является цыганом. Девушки в основном находят свою любовь среди общины, за редким исключением. Желание сохранить собственную культуру настолько велико, что браки между двоюродными братьями и сестрами здесь не редкость.

Замуж девушка должна выйти девственницей. Что случится с цыганкой, не сохранившей свою невинность до свадьбы? Она считается грязной и осквернившей общину. Поступив так, она рискует остаться на мели: ни один мужчина-цыган не пойдет против правил общины, женившись на ней после того, как она отдалась другому.

Кстати, средний возраст замужества - 16–17 лет у девушек и 18–19 лет у парней, и этот брак, согласно традициям, должен сохраниться на всю жизнь. Цыганка, вышедшая замуж, может даже не помышлять о разводе. В цыганской общине повторные браки не приветствуются, и, чтобы не «осквернить» общину, женщина может вступить только в один брак на всю жизнь.

Крайне редко женщины все же расстаются с мужьями. И, как правило, они уже не вступают в новые отношения. В глазах общины это бросает тень не только на нее, но и на ее дочерей.

Подчинение родителям

Девочка, растущая в цыганской общине, с раннего возраста окружена правилами, которые диктуют родители. Конечно, такая система присутствует и в большинстве других культур, но в цыганской культуре родители (и в особенности отец) имеют огромный авторитет, и дочь обязана делать то, что ей скажут. Когда она становится старше, ей разрешается выходить из дома только в сопровождении членов семьи (и это не обязательно родители - сопровождать цыганку могут сестры, братья, тети и дяди).

По этой же причине родители часто выбирают мужа для своей дочери, не полагаясь на ее мнение. Браки по договоренности среди цыган не редкость. А после того как родители выдадут цыганку замуж, она будет обязана почитать и слушаться мужа точно так же, как и родителей.

У мальчиков в этом плане свободы намного больше - они могут выходить из дома в одиночку, самостоятельно выбирать невесту и т. д.

Нельзя звонить в полицию

Как правило, цыгане выясняют свои дела громко и шумно, зачастую бросаясь в драку с представителями враждебной семьи. И это тоже часть их традиций. Однако все проблемы решаются внутри семей, без привлечения закона. Подать в суд или вызвать наряд полиции не в их правилах: цыгане скорее придут толпой в дом соперников или устроят разборки на свадьбе. В худшем случае семья отречется от того, кто вызовет полицию на разборки. Любой человек в цыганской общине обязан знать, что поступать так - против правил. Мужчины это принимают, но некоторые девушки все еще пытаются призвать разбушевавшуюся родню к порядку с помощью закона.

Придется смириться с насилием

Статистика домашнего насилия в цыганских общинах невероятно высока. Исследование в Англии показало, что 61 % замужних цыганок в Англии подвергаются насилию со стороны супруга. Женщины вынуждены мириться с этим. Участница шоу Gypsy Sisters Мелли рассказывает, что однажды бывший муж запер ее в трейлере, а когда она сумела выбраться, несколько раз ударил ее. Семья девушки убедила ее принять мужчину обратно. Девушка объясняет, почему так: «Это цыганская традиция, и ее нужно чтить».

Поддерживать чистоту в доме

Если в большинстве стран женщина может позволить себе не быть домохозяйкой и иногда лениться делать уборку, то для цыганки такое непростительно. Гигиена в культуре цыган занимает важное место, и за поддержание чистоты в доме отвечает именно женщина. Она должна соблюдать несколько правил, в частности ни с кем не делиться своей посудой или столовыми приборами, в том числе и с супругом. Все предметы посуды промываются несколько раз: под проточной водой, в отдельной чаше с кипятком и снова под проточной водой.

Стирать мужскую и женскую одежду полагается отдельно. Верхняя часть тела считается чистой, в то время как нижняя - грязной, так что одежда «до пояса» и «ниже пояса» стирается отдельно друг от друга. Ну и само собой, нижнее белье тоже подлежит персональной стирке.

Беременность - особый период

Беременная женщина не должна вступать с кем-либо в физические контакты. В это время она даже не спит в одной кровати с супругом. Принимать водные процедуры полагается только в освященной воде. Кроме того, цыганская женщина, носящая ребенка, освобождается от выполнения домашних обязанностей: в этот период готовит пищу и содержит дом в чистоте ее муж.

Американские цыгане, впрочем, иногда пренебрегают этим правилом - их женщины более независимы.

Носить яркую и провокационную одежду

Несмотря на то что поведение цыганки должно быть целомудренным, ее наряд должен прямо-таки кричать об обратном. Таким образом, она может привлечь внимание будущего мужа, не прилагая к этому никаких усилий (потому что знакомиться с парнями первой цыганская девушка не может). Наиболее яркий пример такого поведения - это американские цыгане, которые каждый день наряжаются как на праздник. А уж если намечается свадьба или день рождения, в ход идут самые эффектные украшения и самые роскошные платья.

Нельзя подниматься на 2-й этаж

Фотограф Евгений Доманский запечатлел, как мужская и женская части табора цыган-котляров заходят в автобус через разные двери, чтобы не соприкасаться.

В цыганской культуре все еще широко распространено понятие «скверны», с которой напрямую связано то, что нижняя часть тела считается грязной. Это не относится к девочкам и девственным девушкам, а вот половозрелая замужняя женщина считается «нечистой» ниже пояса, и прикоснуться к ее юбке или обуви означает «оскверниться». Из-за этого, если семья живет в 2-этажном доме, женщине запрещалось подниматься на 2-й этаж - туда допускались только дети и юные девушки. Но в некоторых домах цыган на 1-м этаже имеется гараж, поэтому женщина автоматически оказывалась на 2-м. Про людей, живущих в таких домах, другие цыгане говорят, что они «опоганились». По этой же причине, из-за «скверны», во время застолья женщины сидят отдельно от мужчин.

Гости к мужчинам и женщинам тоже приходят отдельно

У цыган-котляров принято, что замужняя женщина может носить только юбку. Кирилл Кожанов рассказывает , что незамужние девушки-котлярки нередко носят джинсы, а после брака могут надеть юбку прямо поверх них.

Определенно, некоторые особенности цыганской жизни устарели. Мало того, они еще и довольно жестоки по отношению к девушке. А что вы знаете о каких-нибудь еще подобных традициях в других странах?

И вот обещанное интервью с цыганкой готово, и я с удовольствием представляю его на ваш суд, но вначале — вот кусочки той информации, которую я зачерпнула по пути в цыганский дом в интернете:

— В России цыгане являются самым угнетаемым нацменьшинством!
— Всего на Земле их 8−10 млн.
— Исповедуют обычно религию того народа, среди которого живут.
— В разных странах зовут из по-разному: египтяне, богемцы, чехи, фараоново племя, черные и, наконец, рома.

А уважаемый В. Даль иначе, чем «Обманщик, плут, барышник, перекупщик» о цыгане не говорит в своем толковом словаре.

И именно такие слова приходят на ум почти каждому из нас при упоминании этих людей, черноволосых, шумных, веселых, непонятных нам. Очень странное у нас отношение к цыганам: то мы песни цыганские слушаем и плачем чувственно от такого волнующего душу вокала, то мы ругаем их зло, едва завидев в вокзальной толпе цветастые юбки и грязные мордашки маленьких цыганят.

Кто из нас, женщин, не завидовал страстной любви Будулая к обычной деревенской женщине? А кто не замирал от проникновенного голоса цыганской певицы Валентины Пономаренко, когда она пела: «А напоследок я скажу…»?

Откуда в нас эти прямо противоположные эмоции к ним, цыганам? Откуда такой интерес? А они совсем недавно у нас поселились, всего лишь в 18-м веке появилось первое официальное упоминание о них (1733 г.). Мы их просто не знаем еще. И хотя большую часть российской истории жили неплохо, в последнее время вдруг стали изгоями. Да, да, по мнению членов Европейской комиссии по борьбе с расизмом и нетерпимостью, в России самым угнетаемым нацменьшинством являются цыгане.

И как их только не называют, этих непонятно как заблудившихся выходцев из Индии! И живут эти десять миллионов человек на нашей планете как инопланетяне, по своим законам, законам выживания. (В Беларуси, кстати, их всего лишь семнадцать тысяч!).

Я знаю цыган не понаслышке, я жила и живу с ними по соседству. Я, пожалуй, не знаю таких людей, которые бы не отзывались о них чаще всего с пренебрежением и даже ненавистью.

Но оказалось, они все же есть: «Мне всё интересно, особенно, история народа. Где-то читала, что цыгане — выходцы из Индии. Правда ли это? А ещё, у меня такой вопрос, может, наивный, но это — по незнанию. Как быть женщине, когда всё время кочуешь с табором? Ведь нужны какие-то элементарные условия чисто гигиенические. И можно ли верить цыганскому гаданию? Я бы хотела узнать побольше о них. Отношусь с огромным уважением и сочувствием. Этим людям много незаслуженных обид приходится терпеть. А о цыганских баронах — это правда? А можно я ещё вопросы придумаю? Очень хочется пообщаться.»

Когда люди на сайтах стали писать мне вопросы для интервью с цыганами, я даже растерялась. Ну, как можно ТАКОЕ спросить у человека, даже у какого-то абстрактного человека, без признаков нации и национальности?

Некоторые вопросы, заданные пользователями двух сайтов, я приведу здесь. Но сразу же оговорюсь, что не все я смогла произнести. Листок с вопросами, скопированными из интернета, я закрывала ладонью, когда мы сидели и беседовали за столом в цыганском доме. Ники пользователей, понятно, убираю, многие просто-таки неприличные вопросы игнорирую.

— Как часто вы моетесь?

Вопрос такой я задать не могла, потому что от Жанны-домохозяйки пахнет той туалетной водичкой, которую может себе позволить только женщина, ну, по крайней мере, со вкусом. А в ванной комнате у них порядок, не так часто встречаемый в квартирах нецыган…

Я этот вопрос перефразировала так: «Жанна, а когда цыгане были кочевыми, как они гигиену поддерживали, как мылись и т. п. »?

— Старые цыганки и до сих пор знают, и нам, молодым, рассказывают о травах и разных снадобьях. На костер ставился большой чан, в котором готовилась настойка, заменяющая шампунь и что-то вроде мыла или антисептика. Я уже практически ничего не знаю и не умею — нет необходимости. Если ты имеешь в виду вшей, то ведь лет пятьдесят назад эта зараза была знакома не только цыганам, но и всем другим. Каждый боролся по-своему. Конечно, у кочевых людей не было таких условий, как у оседлых. Но одна бричка всегда была наполнена всякой утварью. На стоянке табора в палатках цыгане старались какой-никакой комфорт организовать для себя. В общественные бани ходили в больших поселках и деревнях, платили за это хорошо, потому что пускать-то никто не хотел.

— Считают ли необходимым давать своим детям образование? В нашем городке есть школа для цыган, обучаются по своей азбуке, как же весело и вместе с тем трудно, их обучать. Имею к этому непосредственное отношение.

— Конечно! Саша наш хочет на юрфак поступать, но мы агитируем получить какую-нибудь техническую, чисто мужскую профессию. Может, строителя… А цыганских детей образованных наши очень все уважают и ценят. Гордятся такими. В Витебске у нас, знаю, есть цыганская школа. Но мы ж своей письменности не знаем. Ты не видела, как, интересно, алфавит цыганский выглядит?

— Не-а. Посмотрю в интернете, самой интересно. Покажу тогда, Жан.

— Как проходит их старость? Заботятся ли о них их дети?

— Старость проходит так, как ты ее заложил. Забота о родителях, о их благополучии — первое дело. Причем, разделения на то, кто дороже — родители жены или мужа — нет. Теперь это общие родители. Дети даже на втором плане. Зато потом мы будем у наших детей на первом. Не знаю такого случая, чтобы цыган не слушался или оставил родителей-стариков. Ему придется плохо от старейшин, от совета. Изгонят, накажут.

— А что такое совет старейшин? Он и сейчас существует?

— Конечно. Это известные всеми уважаемые пожилые люди. Справедливые, честные. Как судьи. Если возникает какой-то спорный вопрос среди цыган, идем к кому-то из них, приглашаем рассудить. Они приходят к нам в дом, вызывают на совет спорщиков, выносят решение. Ослушаться нельзя. Кричать, доказывать — тоже. Просто каждая сторона и свидетели все рассказывают, а старейшины решают. Если вопрос чисто женский (такое бывает), вызывается женский совет старейшин. Мужчины не допускаются.

— В каком возрасте её выдали замуж и как это происходило? Кто в её семье «голова»?

— Меня выдали замуж в восемнадцать лет. За цыгана. По любви. Такой же молодой был. На свадьбе было 150 человек. Разошлись, потому что работать не хотел, о ребенке не заботился. На совете цыганском разводили, потом и в ЗАГСе. На алименты не подавала, просто ушла и все. Никаких проблем и пересудов не было для меня, для бывшего мужа это плохо, у него испорчена репутация. До сих пор не женился. Сейчас сын заканчивает школу уже. Второй муж Миша стал ему отцом. С братом и сестрой у него отличные отношения, естественно. Ему же о них заботиться придется потом.

— А что дарят на свадьбу?

— Ну, кто что может и хочет. Золото в банку трехлитровую не собирают, как в кино показывают. Близким минимум положенный $ 500, дальним — хотя бы $ 200. Родные, как и у всех, могут и квартиру и машину дарить. Зависит от благосостояния.

— Как она сама думает, по какой причине в обществе столь сильны негативные настроения по отношению к цыганам? Почему они так не любят работать?

— Ну, понятное дело, по какой! Воруют, обманывают… Так уже исторически сложилось: если цыган, то что-то уже нечисто, верить нельзя. Когда цыгане кочевали, как они могли учиться, работать? Где еще было брать деньги, чтобы прокормить детей. Они и воровали ровно столько…

Я думала, что на интервью с Жанной мне максимум часа хватит. Но цыгане есть цыгане — мы постоянно прерывались и все пили и пили чай.

Вот и сейчас у нас чайная пауза… Но мы непременно !