Похороны у цыган обычаи. Как хоронят цыгане: погребальные обычаи рома


Цыганские обычаи, связанные с похоронами - один из самых интересных в мире. Это кочевой народ, который не имеет общих устоявшихся традиций, связанных с уходом в мир иной. Живя в разных странах, эти люди заимствуют различные, в том числе похоронные, ритуалы.

Традиции, связанные у цыган с похоронами

Отношение у этого народа к смерти своеобразное - это одновременно и боязнь, практически отвращение к «грязному» процессу умирания и при этом крайнее почитание усопших. Казалось бы, это невозможно, но этот народ соединил вместе две этих противоположности.

  • Раньше этот народ просто закапывал своих усопших в степи, но, позже, цыгане решили, что просто так исчезнуть прах их родственников не может, и стали хоронить своих близких в могилах, уложенных кирпичом.
  • Вещи умершего считаются нечистыми, поэтому их спускают под землю вместе с телом покойного. По тому, какие вещи лежат в могиле, судят о богатстве ушедшего в мир иной. Иногда родственники, желая «пустить пыль в глаза» близким, докупают и кладут в могилу новые вещи, которых никогда при жизни у покойника не было, причем они кладутся не просто так, а расставляются, как в комнате, чтобы все видели, как хорошо жил усопший. Это чем-то напоминает погребение древнеегипетских фараонов.
  • Этот народ считает, что, умирая, человек загрязняет дом и постель, поэтому умирающего относят в шатер (бендеры), чтобы он ушел из жизни там. Умереть в своей кровати для них считается плохим знаком, ведь в этом случае постель становится «нечистой».
  • Вскрытие тела у цыган – это табу. Они ни за что не дадут это сделать, даже если врачи или правоохранительные органы настаивают на этом.
  • Отпевают покойного в гробу, а захоранивают по-разному, одни цыгане – в гробу, а другие – обмотанным коврами или дорогой тканью, ковер тогда стелют на дно склепа.

Похороны и поминки

  • Цыганские похороны – процесс длительный, тело покойного могут не предавать земле несколько дней. В это время в шатер, где он умер, приходят и прощаются с усопшим все, кто его знал, иногда это может затянуться на насколько дней.
  • Хоронят ушедшего в мир иной, в самой лучшей его одежде, женщинам надевают множество нарядных цыганских юбок.
  • К кремации одни цыгане относятся отрицательно, другие – соглашаются, а некоторые просят кремировать близкого человека. В этом случае урну с прахом могут не забирать из крематория и не предавать земле довольно долго.
  • Вообще похороны у этого народа довольно веселые, и больше похожи на день рождения ли свадьбу. Гости пляшут, поют и радуются, что покойный ушел в мир без слез, нужды и страданий.
  • Очень часто на погребение родственники приглашают оркестр, но вместо траурных похоронных маршей исполняются народные мелодии.
  • Поминки иногда продолжаются два-три дня и тоже не похожи на какое-то скорбное зрелище – те же песни, пляски и музыка. Иногда родственники остаются еще на четвертый день.
  • Некоторые представители этого народа делают поминки еще и на девятый и сороковой день, а некоторые – нет. Посты большинство цыган не соблюдают.

Так погребают умерших родственников российские цыгане. В других государствах этот народ исповедует иные религии (например, есть цыгане – мусульмане и даже иудеи), и тогда обычаи немного отличаются, но песнями и плясками в мир мертвых покойника провожают практически всегда.

Обряды цыган при похоронах заключаются в следующем. Все вещи умершего должны быть закопаны в могилу вместе с ним. Цыгане верят в загробную жизнь, поэтому многие кладут в могилу и новые вещи, и старые, которые могут пригодиться душе человека.

Если цыган болеет и умирает медленно, то его по обряду желательно перенести в специальное место — шатер, где он может спокойно умереть. По традиции, если цыган умер в своей кровати — это место загрязнено, поэтому кровать выкидывается.

На поминках цыгане веселятся, поют песни, танцуют. Иногда поминки могут длиться несколько дней.

СМОТРИТЕ ВИДЕО

Погребальные обряды на кладбище

Обряды цыган на кладбище имеют свои особенности. По традиции, цыгане очень ответственно относятся к такому обряду как погребение. Также цыгане испокон веков уважали усопших людей, особенно из табора.

Еще при живых родителях дети у цыган должны начинать копить деньги и средства на похороны. Так как обычно сам процесс похорон — должен быть красивым и богатым.

По обрядам цыган они большое значение придают и памятнику на могиле усопшего. Нужно, чтобы памятник был богатым, из хорошего материала.
С другой стороны, цыгане считают смерть грязной, нехорошей. И относятся к этому также.

Какие обряды погребения у азиатских цыган?

Азиатские цыгане отличаются от обычных цыган. Они живут на территории Средней Азии, говорят на таджикском языке.
Обряды у таких цыган также отличаются от обычных.

По религии азиатские цыгане — это мусульмане. Поэтому и обряд погребения происходит по мусульманским традициям. Также они и молятся. Так как, в основном, азиатские цыгане — это кочевой народ, поэтому у них нет кладбищ. Хоронят они не с таким шиком, как другие цыгане. Также организуется шатер, специальное место, где можно попрощаться с умершим. Хоронят на том месте, где на данный момент остановились. Обряд цыган веры в то, что душа в течение 40 дней находится рядом с живыми, у кочевников — утрачивается.

Похоронный обряд у цыган

Цыганские обычаи, связанные с похоронами – один из самых интересных в мире. Это кочевой народ, который не имеет общих устоявшихся традиций, связанных с уходом в мир иной. Живя в разных странах, эти люди заимствуют различные, в том числе похоронные, ритуалы.

Традиции, связанные у цыган с похоронами

Отношение у этого народа к смерти своеобразное - это одновременно и боязнь, практически отвращение к «грязному» процессу умирания и при этом крайнее почитание усопших. Казалось бы, это невозможно, но этот народ соединил вместе две этих противоположности.

Тело покойного это– часть культа предков, поэтому похороны у цыган традиционно богатые, иногда дети несколько лет копят средства на похороны родителей, которые в ту пору еще живы и здоровы. Они считают, что к такому событию нужно готовиться загодя. Если смерть пришла скоропостижно, то родственники будут после погребения скапливать деньги на достойное надгробье (как правило, дорогое и красивое). Особым «шиком» считается памятник из дорогого камня с портретом усопшего во весь рост.

Раньше этот народ просто закапывал своих усопших в степи, но, позже, цыгане решили, что просто так исчезнуть прах их родственников не может, и стали хоронить своих близких в могилах, уложенных кирпичом.

Вещи умершего считаются нечистыми, поэтому их спускают под землю вместе с телом покойного. По тому, какие вещи лежат в могиле, судят о богатстве ушедшего в мир иной. Иногда родственники, желая «пустить пыль в глаза» близким, докупают и кладут в могилу новые вещи, которых никогда при жизни у покойника не было, причем они кладутся не просто так, а расставляются, как в комнате, чтобы все видели, как хорошо жил усопший. Это чем-то напоминает погребение древнеегипетских фараонов.

Этот народ считает, что, умирая, человек загрязняет дом и постель, поэтому умирающего относят в шатер (бендеры), чтобы он ушел из жизни там. Умереть в своей кровати для них считается плохим знаком, ведь в этом случае постель становится «нечистой».

Вскрытие тела у цыган – это табу. Они ни за что не дадут это сделать, даже если врачи или правоохранительные органы настаивают на этом.

Отпевают покойного в гробу, а захоранивают по-разному, одни цыгане – в гробу, а другие – обмотанным коврами или дорогой тканью, ковер тогда стелют на дно склепа.

Похороны и поминки

Цыганские похороны – процесс длительный, тело покойного могут не предавать земле несколько дней. В это время в шатер, где он умер, приходят и прощаются с усопшим все, кто его знал, иногда это может затянуться на насколько дней.

Хоронят ушедшего в мир иной, в самой лучшей его одежде, женщинам надевают множество нарядных цыганских юбок.

К кремации одни цыгане относятся отрицательно, другие – соглашаются, а некоторые просят кремировать близкого человека. В этом случае урну с прахом могут не забирать из крематория и не предавать земле довольно долго.

Вообще похороны у этого народа довольно веселые, и больше похожи на день рождения ли свадьбу. Гости пляшут, поют и радуются, что покойный ушел в мир без слез, нужды и страданий.
Очень часто на погребение родственники приглашают оркестр, но вместо траурных похоронных маршей исполняются народные мелодии.

Поминки иногда продолжаются два-три дня и тоже не похожи на какое-то скорбное зрелище – те же песни, пляски и музыка. Иногда родственники остаются еще на четвертый день.

Некоторые представители этого народа делают поминки еще и на девятый и сороковой день, а некоторые – нет. Посты большинство цыган не соблюдают.

Так погребают умерших родственников российские цыгане. В других государствах этот народ исповедует иные религии (например, есть цыгане – мусульмане и даже иудеи), и тогда обычаи немного отличаются, но песнями и плясками в мир мертвых покойника провожают практически всегда.

Эта статья была автоматически добавлена из сообщества

В жизни нужно обязательно сделать одну вещь: увидеть цыганские похороны.

— Изя, когда станешь взрослой, возьмешь в жены Галю из Украины.
— Ма, а на кой мне Галя?
— Это же очевидно! Её родные живут в деревне, у них свои поросята и сало. Станешь толстеньким и розовощёким. А затем на развод подашь и возьмешь в жену Сару, она — еврейка.
— Ма, страшнее Сары я никого в этой жизни не видел.
— Вообще-то у её родителей связи есть, а они точно в жизни не помешают. А после развода с еврейкой возьмешь в жены Азазу.
— Мам, а от цыганки какой толк?
— Какие они устраивают похороны, ты бы знал!

И это правда, у цыган похороны проходят божественно. Сравнивая с похоронами в Египте, можно с точностью сказать, что фараонам есть чему поучиться.

Самых старых представителей цыганского народа, которые уже совсем скоро умрут, боятся в наших медицинских учреждениях сильнее всего. Если вдруг случится, что он умрёт в больнице, то начнётся невероятный скандал, ведь вся родня со всей планеты приедет и начнёт кричать и орать на разных языках. Но это далеко не конец. Если взять в руки видеокамеру, то можно будет в дальнейшем создать настоящий ужастик: цыганские девушки и женщины, словно умалишенные срывают волосы с головы, причем не только со своей, бьются головой об пол, лежат и ревут на бетоне (они устраивают этот «конкурс» по той причине, что кто прольёт меньше слёз и проявит меньше всех скорби будет порицаем). Мужская часть просто кричит на разных языках непонятно на кого, но увидев одного из медиков, начинаются долгие и бессмысленные разборки: «Как так получилось, что наш 120-летний дедуля Януш умер так внезапно и всего за пару дней? Это вы виноваты!» Может даже дойти до драки, в которой пострадают не только работники мед. учреждения, но и техника. Если по какой-то причине дед не воскрес даже после драки, то его родственникам ничего не остается делать, кроме как начинать подготовку к похоронам. Похороны у разных групп цыган, соответственно, разные. Красивее всего хоронят крымы, а также кишиневцы: родственники усопшего за несколько дней выкапывают под землей настоящий особняк, делают в нем ремонт, которого нет у многих живых людей на поверхности. Учитывая тот факт, что погибший человек предпочитает лежать, ему покупают самую новую кровать и другие принадлежности.

Одной из самых дорогих вещей является гроб, цена которого бывает больше, чем стоимость вашей квартиры. На гроб они надевают самую дорогую ткань, которую только можно найти, затем стелют везде ковры. Естественно, это всё также зависит от того, насколько богатым был цыган при жизни. Также в гроб кладут те вещи, которые необходимы живому человеку: бритва, а также сменные лезвия (хотя при жизни многие цыгане уже давно позабыли, что такое бритва и как ей пользоваться), духи, тапки, телефон и зарядку к нему (вдруг зазвонит когда-нибудь), темные очки, деньги и все в таком духе. Усопший в своем гробу больше похож на тележку для продуктов, в которой лежат всякие мелочи по акции «каждая за 100 рублей». Доходит даже до того, что умерший цыган, который любил при жизни есть копченое мясо, будет гнить вместе со своим любимым блюдом.

Если говорить о работниках медицинских учреждений, то нормально они одевают лишь цыган, а всему виной событие, произошедшее несколько лет назад. Как известно, покойным людям не одевают верхнюю одежду через голову, дабы не возиться с продеванием рук и так далее. Одежда попросту разрезается и обволакивает усопшего. Но одна цыганка очень хотела попрощаться со своим родственником и обняла его, да так, что он аж присел в гробу. Из-за этого все увидели, что пиджак разрезан. Конечно, такого никто не ожидал, а цыганский народ был взбешён до невозможности. Мужская часть собрала своих братьев и пошла бить санитаров в морг. Хоть они и действовали в рамках инструкций, но, видимо, таким людям объяснить это невозможно. После этого случая всех усопших хоронят в одежде, бережно продевая руки через рукава.

После того, как тело умершего благополучно полежало несколько дней дома, родственники выносят его. Естественно для всей этой процедуры также необходим батюшка. К слову, святой отец очень удивиться, если увидит хотя бы одного цыгана, который умеет правильно крестится. После процедуры батюшка удивится снова, так как цыгане платят солидно: крупная сумма денег это не вся благодарность цыганского народа. Они также вручат работнику церкви несколько килограмм колбасы, мяса и других продуктов. Именно поэтому попы любят проводить цыганские похороны.

Поговорим о том, что происходит на само кладбище. Это больше сравнимо с фильмами о зомби, где миллионы восставших из мертвых стонут и издают странные звуки. Вот приблизительно такую картину вы увидите на кладбище. Чем ниже опускается гроб с покойным, тем сильнее будут издавать звуки цыгане. Некоторые персоны даже прыгают вслед за усопшим, правда, их потом достают оттуда. После проведенной церемонии не месте упокоения стелются ковры. Затем в могилу родные начинают кидать деньги. Если семья богатая, то купюры будут крупные. После нескольких минут выкидывания денег в пустоту начинается закапывание гроба землей. Интересно, насколько сильно удивятся археологи, которые через несколько сотен лет раскопают подобные коттеджи, а внутри них не только кости, но и бритвы, солнцезащитные очки, а также телефон.

Поминать усопшего начинают в тот момент, когда он ещё находится дома. Почти в любое время года столы цыгане ставят на улице. Рядом с гробом курят так сильно, что покойного практически не видно из-за дыма. Но вопреки всеобщему заблуждению, цыгане не поют наших песен на поминках. После того, как трупа поцелуют в лоб и попрощаются, люди начинают пить, причем довольно много. Учитывая то, что на столе бывает по несколько ярусов еды, никто ни в чем себе не отказывает. Похоже на цыганскую свадьбу, но без шампанского.

Несколько раз мне на глаза попадались посты о том, что на похоронах кости кидают на землю. Все по той причине, что цыгане закапывают все отходы с поминального стола. Даже тазики ставят, дабы скидывать отходы, у них это — важная часть поминок. Но на Титовке все происходит не так. Дело в том, что наши цыгане — не чемпионы по баскетболу, именно поэтому попасть в таз довольно трудно, легче просто кидать все на землю, а затем экскаватором закопать все под землю.

Пьянство, или так называемые цыганские поминки продолжаются несколько дней. Все эти дни каждый из представителей народа с опухшими лицами говорят другим о том, что сегодня во сне они видели своего усопшего родственника и общались с ним. Естественно, большинство таких историй — не более, чем выдумка. Делается это ради того, что у наших цыган общаться с мертвыми — значит возведение погибшего в ранг святого.

Каждый из поминальных дней отмечается также яро, будь то девять дней, сорок дней, или вообще год. Так могут отмечать и 25 лет со дня смерти, если останется хоть один цыган, который напомнит.

Поговорим о памятниках: высотой они под 2-3 метра, некоторые имеют надписи золотом, ну а самый основной атрибут — снимок погибшего во весь рост. На заднем фоне всегда делают то, что цыган любил: автомобили, удочки, да всё что угодно! У нас на кладбище на одном из памятников изображен огромный шприц, почти во всю длину. Забавно то, что на памятнике также изображают живых представителей народа. Живых людей на памятнике и на кладбище, странные у них традиции…

У тех цыган, кто богаче остальных, всегда ставят возле могилки беседку. Порой возводят целые часовни. Ну это те, у кого с деньгами совсем нет проблем. Естественно, без стола никуда, ведь при каждом посещении могилы усопшего группа родственников тащит с собой много тарелок, кастрюль и других столовых приборов. Выглядит как кафе на природе. После поминок родственники начинают ходить по всему кладбищу и поминать других людей, именно поэтому кладбище потихоньку превращается в настоящий заповедник для пьяниц. Иногда покойным тоже льют алкоголя в рюмку. Сигарету часто поджигают и оставляют рядом с памятником. После поминок всё недоеденное остается возле могилы, как и куча мусора и объедков.

Цыганские мавзолеи клана Оглы в Новосибирске November 3rd, 2015

Шёл я по Заельцовскому кладбищу Новосибирска на могилу Янки и обратил внимание на огромную могилу, напоминающую мавзолей.

Думал, какого-то местного оригинала похоронили. Но всё оказалось значительно интереснее. Потому что на кладбище подобных могил штук, наверное, сорок, а если взять другие кладбища Сибири, то вся сотня наберётся.

Потому что это могилы цыганского клана Оглы, одного из крупнейших в той части России и известного своим участием в нарковойнах 90-х.

На заходном снимке – Михаил Дудэевич Оглы (1965-2002), 37 лет. Его убили в июне 2002 года в уличной разборке. Интересно, что эту могилу после захоронения ограбили – в мавзолее была целая комната – бар с вином и дорогим коньяком, столы, стойка с телевизором, видиком и музцентров, в стеклянном гробу – покойник с «Ролексом», золотой цепью, кольцом с брилллиантом ($15000 по слухам), в руках – 100 000 рублей и $3500 наличными.

Все могилы выдержаны в одном стиле – гранитный мавзолей, а наверху – огромное надгробье одного из трёх типов: баро сидят у стола с яствами, цыгане рангом помладше стоят у стола на природе, отдельные индивидуумы стоят на природе без яств. Часть элементов выделена золотом в обязательном порядке. Вот надгробие Михаила Дудэевича.

Михаил Оглы был одним из крупнейших наркобаронов. Цыгане его боялись, среди своих собратьев у него была репутация беспредельщика. Во время встречи с цыганами из другого клана Михаил неуважительно отозвался об их матери. Его попросили извиниться. Оглы отказался. Тогда его просто исполосовали ножами.

Полумесяц в углу означает, что цыгане относятся к ассирийским цыганам, исповедующим ислам. На втором снимке после захода была мавзолей Добри Татаевича Оглы (1963-1993), 30 лет, одного из цыган, павших в нарковойнах 90-х.

Василий Дудинович Оглы (1958-1997), 39 лет, с конём. Тоже жертва разборок 90-х.

Оглы - это самоназвание цыган, исповедующих ислам. Фамилий как таковых у них не было, поэтому, когда при советской власти цыган начали паспортизировать, просто дали им всем в качестве фамилии название народа. Кланы Оглы есть почти в каждом городе Сибири. Крупный также в Хабаровске.

Тут сразу два мавзолея в одном месте. Справа Маджари Дербишевич Оглы (1972-2002), 30 лет. Слева его брат, Пётр Дербишевич Оглы (1963-2002), 39 лет.

Своим покойникам цыгане строят подземные жилища. Гроб опускают в забетонированную комнату, после чего женщины снимают с себя все золотые украшения и бросают в яму. Таков обычай: чтобы дорогой покойник на том свете не знал нужды. Потом на могилу кладется бетонная плита, заливается бетонным раствором. Украсть замурованное золото невозможно.

Баро («старшему») оказываются совсем другие почести. На тот свет их отправляют в могилах класса «люкс». В бетонные склепы опускают все, что нажито непосильным трудом: видеомагнитофоны, телевизоры, золото, украшения, сотовые телефоны. Вдруг что понадобится.

Роман Петрович Оглы (1974-2001), 27 лет, несмотря на юный возраст, был баро, судя по позе – сидящий у стола с яствами.

Могилы Оглы равномерно раскиданы по всему Заельцовскому кладбищу, они как достопримечательности, их можно искать в рамках квеста. Вот, например, могила на переднем плане, а теперь найдите ещё две на заднем (к ним я не ходил и не снимал, это какие-то, не присутствующие в этом отчёте в подробностях).

К слову, совсем ещё мальчик, Дмитрий Петрович Оглы (1976-1993), 16 лет, но в тех разборках никого не щадили, вырезали целые семьи. Особенно умиляет костюм Adidas – в те годы это было элементом богатсва и престижа.

Обчыно склеп представляет собой кубическую полую конструкцию из строительных плит размером три на три метра, сверху залитую цементным раствором. Внутренние стены склепа покрыты пластиковыми панелями, пол укрыт персидским ковром. Внутри установлены стеклянные столы с хрустальными вазами, полными ювелирных изделий и денег, аппаратура, ящики со спиртным, мешки с одеждой покойного.

Много золота, большой баро, Пётр Смайлович Оглы (1942-1997), 55 лет, почти долгожитель по местным меркам. Видимо, отец Романа и Дмитрия. Роман потому и был баро, что пережил отца на четыре года.

Иногда цыгане докупают умершему личные вещи, чтобы вложить их в склеп и те, кто прийдёт на похороны, видели, какой богатый был покойник (покойница). Той же цели служат изображения машин, украшений, домов на надгробиях.

Могила чуть попроще, без мавзолея, Андрей Джалтырович Оглы (1972-2003), 31 год. Через два дня после дня рождения убили. Костюм на нём, конечно, сидит, мама не горюй.

Вы не думайте, тут есть и женщины, но их мало. Это логично – они в большинстве пока ещё живы, похоронив своих мужей, отцов и сыновей. Екатерина Татаевна Оглы (1960-2011). Могила относительно новая, но стиль тот же – изображение с золотыми элементами.

За мавзолеями ухаживают плоховато. Несколько раз я встретил вот такие бывшие мавзолеи – скорее всего, все помещения их уже давно разграблены, раз даже надгробные камни украли.

Выделяющийся на общем фоне памятник, Дмитрий Боярович Оглы, баро. Надписи на памятнике нет, надгробие давно разломали, нашёл имя покойника в Интернете.

Клан Оглы существовал и в советское время, но могилы были значительно скромнее – тогда даже за деньги нельзя было сделать то, что хочешь. Арзы Саитовна Оглы (1915-1984). Жили тогда подольше.

Януш Иванович Оглы (1969-1984). Хотя не все.

Ещё раньше. Чантук Дербишович Оглы (1914-1975).

Напоследок – сразу три в одном месте. Слева – Роман Геннадьевич Оглы (1963-1997), 34 года. Справа – Тамара Оглы с непроизносимым отчеством и невидными годами жизни, на заднем плане – ещё какой-то Оглы.