Можно ли помянуть 1 год раньше. Сдвиг даты поминок


После физической смерти человек остаётся в памяти родственников и близких людей. Поэтому в день его кончины они собираются, чтобы вместе вспоминать его. При этом существуют определённые правила, которые стали традициями. Это произнесение проникновенных слов, чтение стихов и молитв. Об этом и будет рассказано в статье.

О некоторых традициях поминовения

  • Поминовение (или поминки) представляет собой ряд ритуальных действий, позволяющих поддерживать память об умерших. В основном организацией поминальных дней занимаются родственники. Если таких не осталось - то друзья или другие близкие люди.
  • Обычно поминальные традиции опираются на те или иные верования - язычество, мусульманство, индуизм. Поэтому у разных народов они различны. У русских правила поминовения тесно связаны с христианской верой. Иногда смешиваются ритуалы, взятые из разных религиозных направлений и местных обычаев. Часто на этой основе создаются определённые обряды.
  • В русской христианской традиции существует ряд основных правил, отступление от которых происходит редко. Например, заупокойные и другие молитвы читаются в церкви только в том случае, если умерший был крещён по православному обряду. А также в храмах не молятся за тех, кто самостоятельно свёл счёты с жизнью, проповедовал еретические верования.

Поминальные даты

  • Православные христиане устраивают поминки непосредственно после похорон.
  • В ближайшее время после кончины поминают усопших трижды: первый раз - на третий день после кончины; второй раз - на девятый; третий раз - на сороковой.
  • Впоследствии поминки устраиваются каждый год в день смерти.

Поминки после похорон и на год смерти

Значение поминальных дней

Поминание в каждый из указанных дней имеет свой особый смысл, связанный с событиями христианской истории.

Третий день

Поминальная трапеза на третий день совершается в связи с вознесением на небо Иисуса Христа на третий день после его распятия. Воскресение из мёртвых и переход к вечной жизнь является основной доктриной христианского учения. Согласно церковному преданию, после смерти человеческая душа «скитается» до того, как высшими силами будет определено, куда она направится до Страшного суда - в рай или в ад. Первые три дня душа усопшего ещё находится на земле, посещая места своей жизни в телесной оболочке и людей, с которыми человек был связан.

Девятый день

На девятый день поминки совершаются как чествование ангелов , которые просят Бога о помиловании души усопшего. В это время душа умершего человека облетает райские обители, знакомясь с формами иной жизни. На девятый день на поминки приглашаются ближайшие родственники. Вблизи стола, за которым они обедают, ставится фотография покойного. Рядом с ней ставится наполненный водкой стакан, на него кладётся кусочек хлеба. Нужно отметить, что обычай ставить стакан берёт корни в языческих верованиях. Для истинных христиан он неприемлем.

Сороковой день

После девяти дней , душе представляются картины мучений грешников, отбывающих посмертное наказание в аду. Это продолжается по сороковой день. В этот день Всевышним окончательно определяется, куда будет отправлена душа покойного. На поминки на сороковой день приглашаются все желающие, а также те, кто отсутствовал на похоронах.

Как проводить помины в годовщину смерти

Вот некоторые правила, соблюдаемые на поминках в годовщину смерти .

Что заказывают в церкви на годовщину смерти

Согласно христианскому учению, чтение молитв о душах усопших является долгом живых . Благодаря этому, участь грешников облегчается. Именно на вознесение прошений Всевышнему о прощении грехов умерших направлено чтение заупокойных молитв в церкви. Заказать панихиду можно не только в годовщину смерти, но и в другие дни.

В храмах для таких молитв существуют специальные виды служб:

  1. Поминовение покойных во время Божественной - главного христианского богослужения.
  2. Панихиды.
  3. Литии.
  4. Чтение Псалтири.

Как поминают во время Литургии

Этот вид поминовения является наиболее значимым. Упоминание имён умерших совершается:

Один из выдающихся знатоков церковного устава святитель Афанасий (в миру - Сахаров) отмечает, что чтение поминальных молитв во время проскомидии и после освящения святых даров является самым важным. Он говорит, что такие молитвы, хотя и негласные, по своей силе и действенности не могут сравниться ни с какими другими молитвами и даже подвигами в память усопших.

Панихида

В переводе с греческого языка панихида буквально означает ночную службу . Это название применяется для моления по усопшим в связи с тем, что по своей структуре она похожа на одну из частей всенощного бдения. А ещё и потому что древние христиане совершали службы в ночное время. Это было вынужденным явлением, так как они подвергались непрестанным гонениям. Панихида является одним из самых распространённых служений, заказываемых для того, чтобы поминать умерших родственников в день годовщины смерти. Панихиды, кроме храма, совершаются и на дому, и на могиле. На ней можно молиться как об одном, так и о нескольких покойниках.

Лития

Неусыпаемая псалтирь

  • Это молитва читается беспрерывно на протяжении нескольких суток. Обычно её заказывают в монастырях, где монахи читают её сидя, сменяя друг друга. Псалтирь - это сборник древних псалмов, написанных в основном библейским царём Давидом. Они имеют великую силу и считаются великой милостью для усопших душ. По прочтении Неусыпаемой псалтири грешные души очищаются, побеждают демонов и поднимаются из адского пламени.
  • С древних времён Неусыпаемую псалтирь, как и другие молитвы, на поминках родственников читают и дома. Для этого существует ряд правил, которых необходимо придерживаться. Чтобы молитвы могли возыметь действие, правила должны выполняться с большой точностью. Родственника заранее договариваются о том, в каком порядке они будут читать Неусыпаемую псалтирь.

Как правильно заказывать поминовение в церкви

Правила домашнего чтения молитв на годовщину смерти

Правила чтения псалтири на годовщину смерти выглядят так .

  1. Объединившись в группу, родственники прочитывают Неусыпаемую псалтирь целиком в продолжение одних суток.
  2. Придя к себе домой, каждый из них читает одну из двадцати частей псалтири, называемую кафизмой (что значит сидя), упоминая всех, кто также участвует в обряде. Это создаёт ощущение единства всех молящихся в это время за душу усопшего.
  3. На следующий день вариант чтения каждым родственником у себя дома повторяется, но уже с чтением другой части псалтыри.
  4. Всего молитвы нужно повторить не менее сорока раз.

В заключение нужно сказать о том, что перед тем, как начать поминки за столом, нужно подобрать соответствующие слова на годовщину смерти , чтобы не обидеть родственников и память покойного. Иногда собравшиеся читают поминальные стихи на годовщину смерти. Лучше, если они будут содержать тёплые чувства в отношении усопшего, а не только выражать горечь утраты.

Поминки на 1 год после смерти правила проведения

Рассмотрим номерологическим (числовым) методом событие, которое связано с уходом человеческого существа из жизни, т.е. состояние смерти. Пребывание в невидимом мире занимает какое-то время, которое на условном языке землян видимого мира обозначено в сорок дней. Это число 40 стало для нас важным знаковым числом, его мы приписываем Душе человека, продолжающего своё бытие в другой реальности.

Обратим внимание на действия, совершаемые нами в память по ушедшим близким людям, друзьям, знакомым, называемые – поминки.

То, что мы делаем.

Возвратясь с кладбища (или из крематория), мы собираемся вместе, чтобы в этот день почтить память об умершем человеке.

Это первые поминки.

На девятый день мы собираемся второй раз и это уже вторые поминки.

Третьи поминки – приходятся на сороковой день.

Пользуясь номерологическим языком (методом познания) попробуем объяснить правильность наших действий во время смерти близкого нам человека, знакомого или любого другого.

Номерология – это наука, объясняющая смысл происходящих событий. Она указывает на точность, выявляя ошибки, заблуждения (что происходит от незнания) в чём-либо. Эта точность позволяет правильно совершать любые действия, согласованные с Природой, чтобы не уклоняться от гармонии.

Пояснение.

Смерть – состояние перехода (от жизни к другому состоянию бытия), который занимает определённый отрезок времени. Методом аналогии мы можем найти подобие смерти в нашей жизни. Время смерти придётся на ночную часть суток, когда «умирает» прошедший День (утро, день, и вечер – триединство). Ночь для нас будет являться временем перехода, а сон – смертью.

Утро мы можем принять за начало своей жизни, если будем так рассматривать всю жизнь; день – это вся наша жизнь до старости, а вечер – наша старость и завершение жизни. Ночь – наша смерть и уход из жизни.

Нумеруя по порядку части суток, получим: 1 – утро, 2 – день, 3 – вечер, 4 – ночь. Число 4 окажется переходным: от одних суток к другим, а значит, и от одной жизни к другой.

Наши сновидения, являющиеся символом смерти, окажутся «поминками» для нас, т.к. чаще всего в сновидениях вспоминаются события земной жизни, и это утро, день и вечер. Эти поминки совершаются в состоянии перехода от одних суток к другим, чем является ночь.

Переход получил у нас свой символ – это число 4. Таким образом, то, что предшествует переходу, т.е. старость, конец, вечер – будет символично числом 3.

Умерший человек проходит свой смертный путь в невидимом для нас, но не для него, мире также от 1 до 4. И там есть начало пути, словно утро, продолжение пути – день и завершение его – вечер. Далее переход – ночь.

О Теле человека.

В такие «ночи-переходы» мы можем поминать ушедших из нашей жизни людей.

Для того чтобы понять: что собою представляют эти периоды, надо знать устройство человеческого существа. В этом мире, где живём мы, у нас есть Тело, которое всем видно. Но оно лишь качество , отражающее невидимое количество . Это количество – есть невидимые три тела: эфирное – жизненное тело, астральное – чувствительное тело и ментальное – мыслительное тело. Вместе с физическим видимым Телом все тела составляют одно существо человека. (1 + 2 + 3 + 4 = 10, а 10 = 1 + 0 = 1 – единица).

С окончанием жизни (а конец – это число 3) умерший начинает прощаться со своим Телом плоти, которое имеет четыре тела: три невидимые количественные и одно видимое качественное (начинает «прощаться» с каждым телом по очереди).

Первое тело, которое оставляет усопший – это физическое, качественно -видимое Тело. Т.к. оно качественное , то оно не делится на части и не измеряется по отдельности. Проживая части Суток (утро, день и вечер), Тело остаётся единым, но четвёртым по счёту, а считаются три количественных тела невидимого мира.

Так же и время ночи, являясь четвёртой частью – едино для сновидений, где бывает всё поочерёдно: и утро, и день, и вечер.

Это означает: что три тела – это три единицы (1 1 1), которые отображаются в четвёрке своим триединством. Для того чтобы это представить, надо вообразить треугольник (полу квадрат), который отражается точно таким же треугольником, при этом мы уже получаем новое качество в виде квадрата, а не двух треугольников.

Число четыре – 4 отличается от числа три – 3 одной единицей, которая добавляется как «единство» двух треугольников. (Два треугольника, соединённые – это квадрат, или четырёхугольник при различных углах треугольников.)

В момент смерти усопший, оставляя Тело, теряет сначала качественное физическое Тело (квадрат) и функции (треугольник, который отражал другой треугольник). Начинается жизнь без Тела, но она уже кратковременна, т.к. без Тела видимого качественного не может существовать количественное тело (состоящее из трёх). Эта жизнь определяется числом 3, т.к. тройственность вещей мира – это основа, первокирпичик всей жизни (треугольник – первая замкнутая фигура после линии и угла, которые считаются числами 1 и 2).

В Номерологии все составные части чего-либо рассматриваемого соединяются знаком «плюс» (+), а функция частей (действие, работа, сила…), производящая какой-либо результат – это знак «умножения» (х). Этими знаками придётся воспользоваться, чтобы объяснить то, что происходит после того, как усопший оставляет физическое Тело.

Что происходит.

Попав в эфирный мир – первый по счёту, человек начинает воспринимать мир эфирным зрением. В отличие от качественного физического Тела, где зрение не является качественным , а меняется на обратное – количественное , поочерёдное, это тело даёт преимущество качественного восприятия: вся жизнь земная здесь «на ладони», т.е. просматривается целиком. На Земле она была прожита во времени, где события сменяли одно другое (по частям).

По земному времени это происходит три дня (трое суток). На четвёртые сутки (ночь-переход) усопший оставляет первое эфирное тело, оставшись в теле втором – астральном. В этом отрезке пути происходит чувственное восприятие (стыд, гордость, мучения, совесть, радость, восхищение, огорчение, спокойствие и т.д. – всё это возникает от созерцания ранее прошедшей жизни; это вроде Суда, где отмечаются в различии хорошие и плохие поступки). Это восприятие происходит девять дней (как 3 х 3, т.е. удвоенная тройка, т.к. мир и тело – вторые по счёту).

То, что мы не делаем, но то: как надо делать.

Таким образом, поминки по усопшим мы можем совершить в первый раз в день похорон, т.е. на четвёртый день (4 – переход).

Во второй раз мы уже прибавим (+) пребывание в двух мирах (первом эфирном – 3 дня и втором астральном – 9 дней), получая при этом время второй астральной смерти, т.е. 3 + 9 = 12 (12 = 1 + 2 = 3). И не на девятый день от смерти физического тела, а (через девять) – уже на тринадцатый, мы можем поминать ушедшего человека, т.к. предел жизни астрального тела – это 12 дней (3 + 9), а переход произойдёт в следующее земное время, т.е. на день четвёрки (13 = 1 + 3 = 4).

Третье тело ещё остается жить, и эта жизнь занимает время трёх троек (3 х 3 х 3) трёх миров, т.е. двадцать семь дней (27).

Человек в это время понимает ментальным телом (телом мысли) всё, что касается жизни на Земле. Понимает то, зачем он вообще воплощался, и разочаровывается, если не вспомнил свою космическую задачу, прожив жизнь только удовлетворяя своё Тело (сексом, деньгами, едой, работой, воспитанием других людей или детей), не работая над собой, над своей Душой.

Предел пребывания в мире ментальном, третьем – 27 дней, а в сумме с другими мирами (сложение частей – знак «+») получается число 39 = 3 + 9 + 27 (а число 39 – это 3 + 9 = 12 = 3). А на следующий земной день произойдёт переход в другую реальность, где пребывает Душа человека, освободившаяся от четырёх тел. Это третья четвёрка – день сороковой (40).

Записав в одну строчку путь усопшего по дням переходов, мы получим:

(3) + (3 х 3) + (3 х 3 х 3) = 3 + 9 + 27 = 39,

или 3 + 3 (в квадрате) + 3 (в кубе) = 39,

а, прибавив качество –1 (единство), получим число 40, как полное число осуществления процесса смерти.

Таким образом, в поминальных днях участие принимают четвёрки – 4. А вот наше невежество приводит к искажениям типа «испорченного телефона», и мы впадаем в «не точность», что характерно для нашей жизни (а точность даёт знание Номерологии!), и при «не точности» время поминок переместится (что и происходит) с тринадцатого дня (13 = 4) на девятый. Значит, мы поминаем как будто бы живых, а не умерших, совершаем действия ранее положенного дня.

Число 13.

Однако дошло до наших времён «переходное» число 4 в виде трёх четвёрок вместе с единицей, их единством: 4 – четвёртый день поминок, 4 – тринадцатый день поминок и 4 – сороковой день, т.е. 4 + 4 + 4 = 12 + 1 = 13. Число 13 является для нас «опасным» не случайно. Оно осталось в нашей памяти (уже не от испорченного телефона) из древних времён, когда знание о тайном и невидимом мире было открыто людям.

Но число 13 (4) переходное не только в смерти, но и в рождении. Сорок (4) недель – и человек рождается в видимый мир, поэтому число 13 – двойственно по своей сути (важно направление пути: к видимому миру, или к невидимому).

Откуда знать родившемуся человеку о том, что собою представляет не только число 13, а и другие числа, которые «живут» вместе с нами? Кто задумывался над вопросами «почему» и «как» что-то происходит? Многие принимают мир в виде вопроса «что это?» и получают в ответе только название вещей и явлений, вроде как знакомство с тем, с чем придётся жить.

(Информацию о числе 13 можно прочесть на странице Форума данного сайта: http://nomer7777.ucoz.ru/forum/2-4-1).

Глядя на этот Круг Универсума можно понять о днях Перехода, это каждый четвёртый Круг:

Если мы хотим обрести себе спутника жизни, то нам мало знать лишь его имя. Нам важно его проявление, т.е. манера его поведения, свойства, присущие Душе, которые через Тело только отражены. Нам важнее Душа, т.к. Тело бывает красивым, но поведение напоминает моральное уродство. Тело лишь может симпатизировать нам (быть приятным для глаз – зрение), но любим мы за внутреннее качество, которое выражается количеством знаковых выражений через тело, (манеры двигаться – походка, жестикуляция, выражение мысли, манера говорить – всё то, что является личным достоинством человека, его качествами Души – всё это знаки, её отражающие).

Поминки на 1 год после смерти правила проведения

Поминки являются воплощением живой Идеи, у которой мы знаем только имя – ритуал. Повторяя бессмысленные действия, отвечающие на вопрос «что» (надо делать после смерти человека), мы похожи на робота, на какое-то бездумное существо.

Мы во многих вещах повторяем за теми, кто родился раньше нас, т.к. не задаём вопросов: «как» (правильно) и «почему» (надо делать что-либо, что могло быть поставлено вопросом «что это перед нами?»). Мы следуем бездумно, а потом спрашиваем «почему нам снится умерший?», на что получаем ответ в виде совета: «Свечу поставь!». Так при помощи сновидения и умершего в нас рождается вопрос «почему». Уже можно понять это как знак на отсутствие связи , т.к. память – это связь времён: того, что ушло в прошлое и унесло близкого человека, и того, что приходит из будущего, которое мы, живущие сегодня, воспринимаем настоящим.

Ритуал провожания.

Поминки как событие имеют свою внутреннюю жизнь, т.к. то, что мы совершаем – это внешнее проявление (ритуал). Но проявление может быть совершенным (хорошим) и несовершенным (плохим). И если мы уж совершаем во имя Памяти свои действия, то желательно добиться эффекта в сделанном, что будет связью с умершим, который либо провожается нами в свой дальнейший путь (при числе 4), либо не провожается (при числе 3).

А пока получается: мы пришли провожать на вокзал человека, поезд которого будет завтра. Человека нет возле поезда, но мы слепо совершаем ритуал провожания. А завтра он поедет один… Не простившись во время, он будет опечален нашим отсутствием. Эту печаль может неосознанно (в земном мире и теле) чувствовать Душа живущих людей (хотя в своём мире она чувствует осознанно). Но разве у нас есть органы, чтобы видеть что-то внутреннее и слышать его, если мы слепы и глухи? Мы являемся теми, о ком можно сказать – «не имеющие глаз, чтобы видеть», и «не имеющие ушей, чтобы слышать». Нам необходим целитель, чтобы мы обрели Прозрение во многих вещах.

Новая тема.

Лично для меня таким целителем явилась Номерология, т.к. это наука о Цельности Мира, о его, не делённом на части, Естестве.

Всегда надо помнить, что конечная Цель (цельность) нашей жизни – это смерть. Но смерть – это не Конец (не число 3).

Смерть – это переход (число 4), но переход куда?

Метод Номерологии позволит ответить на этот вопрос, но это уже будет новая тема. В ней я постараюсь осветить путь, по которому продолжится наше дальнейшее существование, связанное с числом 5, т.к. четвёртые поминки мы отмечаем спустя год, а год равен числу 365, как количество суммарных последовательных дней. Данное число указывает на число 5, как сумма 365 = 3 + 6 + 5 = 14 = 1 + 4 = 5.

Поминки как слово (сумма порядковых номеров букв алфавита) указывают на число 4, т.к. П 17 + О 16 + М 14 + И 10 + Н 15 + К 12 + И 10 в итоге дают сумму = 94, а это 9 + 4 = 13, или 1 + 3 = 4

Чуть более года назад у моей близкой подруги Ирины умерла родная сестра. Так получилось, что меня тогда рядом не оказалось. Я могла помочь Ире только советами, да и то издалека. Зато теперь все поминальные мероприятия на годовщину мы организовывали вместе.

Ирина Галю очень любила. Сестры, несмотря на существенную разницу в возрасте, были очень близки. Поэтому подруге очень хотелось все сделать правильно, как следует. Чтобы ни в чем не ошибиться, мы с ней прочитали гору литературы о том, как следует поминать усопшего, чтобы его душе было хорошо в ином мире, а оставшимся близким – легче здесь. Собранная нами информация оказалась разной. Кое-что из прочитанного немного шокировало своим откровенным, извините, мракобесием.

Многое же пришлось очень кстати, благодаря чему Галины годины были проведены в светлой, хорошей обстановке. Ирина даже после мне призналась, что ей самой сильно полегчало на душе. После годовщины она смогла смириться с мыслями о том, что сестра ушла так рано. Эти ее чувства натолкнули меня на мысль еще раз обратиться здесь, в моем блоге, к теме поминок – на этот раз в годовщину смерти .

Как поминают спустя год

Вообще-то, обычай поминать умерших близких в определенные дни сам по себе очень-очень древний. Он идет еще с тех времен, когда люди поклонялись родовым и племенным духам-первопредкам, а всех усопших считали покровителями семьи. Поэтому души своих покойных наши предки провожали в другой мир со всем возможным почтением и на дальнюю дорогу старались их как следует накормить. Для этого на могилах оставляли пищу и питье (в том числе хмельное), а в особые дни после смерти справляли пышные тризны. Погребения в это время превращались в места богатых и веселых пиров в честь ушедших. Люди пили, ели, соревновались в удали, даже пели и плясали. Все это делалось, чтобы мертвые видели, как любят и ценят их живые. Языческие обряды позже стали осуждаться христианской Церковью как богохульные. Спросите любого священника о том, как можно и нужно поминать усопшего, и он вам скажет: делать это следует не за столом, а в храме или с молитвой перед домашними иконами. Но строгого запрета на поминки пищей Церковь все же не накладывает.

А вот дни, когда христиане вспоминают душу ушедшего, в христианской традиции по сравнению с языческой поменялись. Покойного вначале поминают на третий, девятый и сороковой дни после кончины . Эти рубежи символичны:

3-й день символизирует Пресвятую Троицу и воскресение Спасителя через трехдневный срок после смерти . Считается, что именно на 3-ий день душа новопреставленного впервые возносится к Господнему Престолу.

9-ый день положен в честь девяти ангельских чинов. Ангелы просят Господа простить грехи человеческие.

40 дней считаются необходимыми для приготовления души к новой благодати. Именно столько времени длился пост Моисея перед его синайской беседой с Отцом Небесным. 40 дней прошло со дня кончины до момента вознесения Иисуса. И душа любого человека именно на 40-й день снова возносится к Престолу Господнему, чтобы там решилась ее участь согласно земным делам человека.

Годовщина


смерти символизирует годовой литургический круг. Считается, что именно спустя год после кончины душа окончательно возносится на Небеса и соединяется с другими ушедшими в вышних сферах. На земле же годины становятся окончательным прощанием с усопшим для всех его близких. А для самого покойного этот день – новое рождение для вечной жизни . Если, конечно, он был верующим человеком. К проведению поминок на годовщину смерти у нас по обычаю принято подходить со всей серьезностью. Традиционно на них собирается вся семья, многие приезжают издалека. И, хочу отметить, это действительно прежде всего дело семейное. На похороны, сороковины принято приходить без приглашения. А на годины – нет. Зовут только родственников (причем не обязательно всех) и по-настоящему близких друзей. Соседей, знакомых и просто любителей, оповещать об этом не обязательно. Если кто-то придет неожиданно, то семья сама думает, сажать его за поминальный стол или нет.

Нам с Ирой пришлось решать очень щекотливый вопрос о переносе поминок на несколько дней. Годовщина выпала на среду – будни, многие работают, не могут приехать. Пришлось все отложить до ближайшей субботы, в том числе и посещение кладбища, ведь Ирина тоже в среду не могла даже отгула взять. На эту тему мне даже пришлось заранее посоветоваться с батюшкой нашего прихода. Он развеял все наши сомнения: переносить годины можно, а иногда даже нужно. Особенно это касается собственно поминального стола, который и накрывать, с церковной точки зрения, вовсе не обязательно. Поминать ведь, по сути, нужно молитвой, милостыней и добрыми словами. Застолье – скорее, дань язычеству, тем же самым тризнам. Так что вопрос, когда все соберутся за общей трапезой, вообще не принципиальный.

А вот моления за упокой души можно организовать заранее так, что они придутся как раз на нужный день. При этом не то чтобы нельзя, но очень нежелательно поминать усопших в Пасху и на Страстной неделе, все это лучше перенести на Радуницу. Если годовщина выпадает на Сочельник, службу обычно заказывают восьмого января. В прочие дни ничто не помешает кому-то из близких заранее позаботиться о заупокойном молебне.

В храм для заказа поминовения

на Литур
гии лучше прийти заранее – когда-нибудь накануне или утром в день самой годовщины, чтобы успеть все сделать к вечерней службе. Мы с Ирой не только заказали обедню, но и свечки за Галю поставили и помолились сами за упокой ее души. А еще раньше, примерно дней за десять, позаботились о Сорокоусте.
Кстати, домашняя молитва – тоже сильная вещь. Если кто-то не может пойти в церковь, то неплохо и дома зажечь свечку или лампадку и обратиться к Господу с молитвами об усопших. Таких священных текстов очень много, они обязательно включаются в Молитвословы, так что подобрать нужные нетрудно. Мне, например, нравятся вот эти две молитвы – одна о конкретном человеке, другая обо всех, кто умер. Я их обычно друг за другом читаю (правда, по бумажке).

  • Боже, Господь милосердный, вспоминая годовщину смерти раба Твоего (полное христианское имя) просим Тебя, удостой его (её) места в Царствии Твоём, даруй благословенный покой и введи в сияние славы Твоей.

Господи, призри милостиво на молитвы наши за душу раба Твоего (полное христианское имя), чью годовщину смерти мы вспоминаем; просим Тебя, сопричти его (её) к сонму Твоих святых, даруй прощение грехов и вечный покой. Через Христа, Господа нашего. Аминь.

  • Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Тот, кто знает, как это делается, может провести литию (это краткий чин панихиды) – дома или на могиле. Эта часть православной службы может быть совершена и мирянином, не только священником.

Годовщина смерти (1 год) - траурная дата. В этот день родные и близкие усопшего человека собираются для того, чтобы помянуть его. По традиции собравшиеся вспоминают о добрых делах, которые умерший человек успел сделать при жизни, делятся своими воспоминаниями друг с другом, выражают соболезнования близким родственникам.

Как подготовиться

На человека принято устраивать поминки. О проведении траурного мероприятия сообщается только тем людям, которых родственники покойного желают видеть за поминальным столом. Прежде чем провести поминки, родственникам покойного человека необходимо:

  1. Заблаговременно оповестить близких людей о приближении траурной даты.
  2. Выбрать заведение (кафе или столовую) для проведения поминок или организовать поминальный стол в домашних условиях.
  3. Накануне проведения поминок еще раз обзвонить приглашенных и узнать, кто собирается прийти.

Порционные блюда рекомендуется сделать немного больше заявленного количества гостей. Это необходимо в случае, если на поминки придет неприглашенный дальний родственник или коллега усопшего. Не стоит уделять большого внимания оформлению помещения, где будет проходить поминальная трапеза. Достаточно поставить на видное место фотографию поминаемого человека, перетянутую траурной лентой черного цвета.

Поминки 1 год - важная дата, но не стоит приглашать слишком много людей. Предпочтительно, если среди приглашенных будут близкие родственники и те люди, которых умерший человек любил при жизни. Но не стоит отказывать тем, кто сам изъявил желание посетить мероприятие (исключение составляют случаи, когда на поминки пришел человек, явно желающий испортить траурное мероприятие).

Многих интересует вопрос о том, можно ли устраивать поминки раньше фактического наступления годовщины. Церковь дает на это разрешение. Например, если годовщина смерти выпадает на рабочий день недели, то лучше проводить поминки накануне в выходной день. Не все родственники знают, можно ли устраивать поминальный обед во время поста. Это допустимо с условием, что на столе будет присутствовать только постная пища.

Если такой вариант не устраивает, то поминки лучше организовать раньше - до начала поста.

Посещение церкви и кладбища

Христианский долг живых - молиться о душах умерших родственников. Только по искренним молитвам поминаемый человек может быть прощен на небесах. Именно поэтому на год со дня смерти человека родственники обязательно должны посетить церковь, поставить свечки за упокой души и заказать специальную молитву - панихиду. В храме служится литургия, перед которой родственники подают записку с именем умершего человека. Посетить церковь нужно обязательно утром. Если человек посещает храм в первый раз, ему необходимо узнать у настоятеля о том, как правильно заказать молебен и поставить свечки.


После похода в храм родственникам рекомендуется посетить могилу поминаемого человека, особенно если на улице лето. Если на могилу приглашен священник, то он может прочитать акафист и совершить литию. Проведенный обряд - это тоже часть поминовения, за который человеку прощаются грехи. Родственники должны произносить добрые слова, мысленно просить прощения у покойного. На кладбище рекомендуется приносить живые цветы. Священнослужители категорически запрещают нести на могилу продукты питания, алкогольные напитки и сигареты. На место захоронения лучше принести свечи и лампадки. Есть и выпивать на могиле - языческий обряд. Это способствует разведению всяческого мусора на кладбище.

По христианским традициям могилы усопших должны содержаться в чистоте.

Для того чтобы как можно больше людей помянули человека, произнеся добрые слова, через год после смерти рекомендуется раздавать милостыню. Этот обряд позволяет живым людям совершить благое дело, результатом которого является улучшение загробной жизни усопшего. Раздают милостыню обычно тем, кто в ней нуждается - бедным людям. Родственники могут угостить чем-то вкусным коллег, друзей или отнести небольшой поминальный паек в дом престарелых или детский дом. Спустя год уже можно отдать нуждающимся личные вещи покойного.

Поминальный обед

Сервировать стол для поминального обеда следует скромно. Необходимо приготовить первое блюдо, второе, закуски, кутью. Коливо лучше освятить в церкви или самостоятельно окропить святой водой - таковы правила. Рекомендуется исключить спиртные напитки. В исключительных случаях можно поставить на стол водку, коньяк или кагор. Игристые вина будут неуместны. Если день поминок выпадает на пост, то на столе преимущественно должны находится постные блюда. В качестве десерта подойдет любая выпечка.

Многих интересует вопрос о том, можно ли произносить тост. Во время обеда собравшимся уместно говорить добрые слова о покойном человеке. Стихи, теплые слова в прозе - это то, что говорят на поминках. Допустимо делиться своими воспоминаниями. Не следует превращать годовой поминальный обед в праздник, где люди сплетничают, развлекаются, произносят слова, очерняющие память умершего человека.

Один год с того момента, как прошли похороны человека, - очень важная траурная дата. Подготовиться к проведению поминального обеда следует заранее. Однако нужно помнить о том, что главная цель обеда и посещения кладбища - поминовение усопшего человека, совершение молитвы о его душе. Не стоит только для того, чтобы угодить окружающим людям. Если по каким-то причинам устроить поминки, посетить храм и кладбище нет возможности, то можно просто мысленно вспомнить человека и помолиться о нем.

Поминки - ритуал, совершающийся, чтобы удостоить памятью усопшего . Основа поминок - совместная трапеза, устраиваемая близкими людьми в доме умершего человека, либо в столовой.

Поминки осуществляют:

  • в день смерти;
  • спустя три дня после кончины - день похорон, когда душа отправляется в иной мир;
  • на девятый день;
  • на сороковой день;
  • поминальная трапеза устраивается спустя полгода после кончины, а после уже на все дальнейшие годовщины.

По обыкновению, на поминки приходят родственники, либо близкие люди покойного. Важно помнить, что нельзя прогонять пришедших почтить память усопшего. Как правило, поминки организуются не для гостей и не ради застолья, а с целью вспомнить о покойнике, помолиться о его упокоении. Особенно важно прочесть молитву об усопшем перед поминальной трапезой. Священники советуют прочесть семнадцатую Кафизму из Псалтыря и молитву «Отче наш», прежде чем начать трапезничать.

Сдвиг даты поминок

Случается такое, что поминальный день приходятся на церковный праздник, или же на рабочие будни, когда нет возможности отлучиться с работы, в связи с подготовкой всего необходимого для поминальной трапезы. Вследствие этого появляется вопрос: возможно ли перенести дату поминовения?

Священники полагают, что трапезу можно устраивать раньше, либо позже точной даты кончины. При наличии уважительных причин, мешающих провести поминальный обед, следует держать ориентир, первым долгом, именно на них. Однако если нет веских причин на то, чтобы перенести поминальную трапезу на другой день, лучше этого не делать, ведь в загробном мире существуют свои правила. В этот день лучше сделать акцент на добрых делах, например, раздать поминальные угощенья нуждающимся людям.

Не следует устраивать поминки во время Светлой Пасхи и страстной недели Великого поста. На этих неделях всё устремляется к пожертвованию Иисуса Христа, а также к известию о его возвращении к жизни. Поэтому, если дата, отведённая для поминального обеда, совпадает с этими периодами, лучше всего передвинуть поминальную трапезу на день Радоницы - день, когда поминают усопших.

Если день поминовения выпадает на канун Рождественских праздников, будет правильнее, если поминки перенесут на 8 января. Такое событие принимают за хорошую примету, ведь поминки посвящены событию рождения в нескончаемой жизни в ином мире.

Также священники рекомендуют помнить о том, что об усопших, в первый черёд, следует помолиться. Потому за день до поминальной трапезы рекомендуется заказать Литургию о погребении Души усопшего и Панихиду на поминальный день. А поминальную трапезу можно отложить на один из первых выходных дней последующих годовщин кончины. Однако не желательно откладывать поминки, устраиваемые на сороковой день после упокоения, на ранний срок.

Поминальный день

В каждом вероисповедании для поминального дня отводится определённая дата, когда родственники, либо просто близкие люди поминают почивших. Если, в связи с неотложными обстоятельствами, почтить память о близких усопших людях не получилось в день их кончины, нужно это сделать в поминальный день.

  • В православном вероисповедании для поминального дня отводится вторник второй недели после Пасхи. Однако это не единственный день, когда можно помянуть родных. Кроме Радоницы выделяют ещё пять дней, отведённых памяти об усопших;
  • В католическом веровании поминальный день приходится на 2 ноября. Поминовение на третий, седьмой и тридцатый дни может не устраивать;
  • В религии ислама главная задача - вспомнить об усопшем молитвой, совершить хорошие поступки от его имени: помочь сиротам, нищим людям. В этой религии совершенно неважно, на какой день после упокоения души будет устроена поминальная трапеза. Важно, что никто не должен знать от чьего имени свершаются эти деяния;
  • В буддизме день повиновения - праздник Уламбана - приходится на первую половину седьмого месяца по Лунному календарю.

Все знают, что ушедших в мир иной людей следует поминать, но не часто люди понимают с какой целью это нужно делать. Не стоит забывать, что связь между живыми и мёртвыми существует. Потому, после кончины человека, его близкие беспокойны, в их душе тревога и печаль, им часто снятся покойники, которые просят еду, либо оказать им какую-нибудь помощь.

Принято считать, что после таких снов человек должен помолиться, посетить храм, свершить какое-либо хорошее дело (помочь нищим, сиротам). Вся эта благодетельность оказывает хорошее влияние на души покойников. Если нет возможности устроить поминальную панихиду в положенный день, не стоит огорчаться. Можно оставить священнослужителю записку, и он сам проведёт её.

Духовное состояние человека оказывает влияние и на состоянии усопших в загробном, в ином мире с целью оказать им помощь. Для этого следует начинать изменять, в первую очередь, себя и общество вокруг себя. Для начала было бы неплохо освободиться от вредных повадок, простить всех своих обидчиков, не таить на них зла, начать молиться, посещать храмы, читать Библию, помогать окружающим и сиротам.

Во время поминовение следует помнить о цели, своего рода, ритуала. Произнося общую молитву, лучше попросить у Господа Бога, чтобы он наделил усопшего Царством Небесным и упокоил Душу его.