Как улучшить свои навыки рисования. Восприятие – научиться видеть


Учиться — никогда не поздно. А самосовершенствоваться — тем более) Вашему вниманию — 9 советов как улучшить свой рисунок. Я вспомнила и записала разного рода советы, которые мне давали в свое время совершенно разные люди, преподаватели и не только, и кое-что добавила от себя.
Предлагаю вам просмотреть их и, возможно, что-то вам окажется полезным.

1. Работайте с разными форматами, не используйте клочки бумаги.

«В маленьких рисунках легко скрадывается большая ошибка, но малейшая ошибка прекрасно видна на большом рисунке», — писал Альберти Леон Батиста. Привыкание к определенному формату может нести в себе опасность. Бывает, что художник, вечно рисующий на обрывках и салфетках просто напросто теряется при виде большой поверхности. Начинает мельчить, в работе не хватает цельности.
Важно, чтобы лист воспринимался как пространство, в которое следует вписать композицию (а не наоборот — обрезать пустое); если вы обрезаете лист после того, как закончили рисунок, стоит поработать над композицией.

Выбор формата (вертикальный или горизонтальный) — первый важный шаг в композиции листа. Формат оказывает психологическое влияние, визуально усиливает эмоциональное «звучание». Подумайте над этим, прежде чем приступать к работе.

Совет для начинающих: соорудите себе рамку, пропорциональную размерам листа. (это могут быть две L-образные фигуры из плотной бумаги, их можно сдвигать, образуя рамку) С ее помощью можно определить формат композиции, понять, что в ней главное, а что второстепенное, где центр.
Не ленитесь потратить 5 минут на обдумывание композиции, это сэкономит массу времени и сил.

2. Делаем «перевертыш»

Когда рисунок уже находится на стадии проработки бывает полезно его отзеркалировать. Посмотрите на него в зеркало и сразу увидите недостатки. Этот совет очень полезен для рисования портретов. Давайте посмотрим на примере:

Я рисовала портрет несколько часов и глаз уже успел «замылиться». Когда я его отзеркалила, то смогла выявить неточности в анатомии: правый глаз выглядит плоско из-за отсутсвия перспективы, такая же проблема со скулой, она слишком широка, кроме того, хорошо бы ее смягчить, чтобы она не была такой контрастной с фоном.

Иногда бывает трудно сконцентрироваться на форме объекта, особенно если это сложная конструкция в перспективном сокращении. Попробуйте посмотреть на это иначе: часто бывает проще увидеть формы «просветов».

Тем же принципом я руководствуюсь при рисовании людей. На примере, я заштриховала области пространств, на формы которых ориентировалась. Для того, чтобы рисовать реалистично, вам не обойтись без знания анатомии, конструкции предметов, их перспективы. А этот способ — своего рода проверка. Особенно, если есть сомнения; но что именно не так в рисунке, вы не можете определить.

4. Сочетаем 3 вида рисунка: с натуры, по памяти и по впечатлению.

Вы наверное уже миллион раз слышали о пользе рисунка с натуры. И это истинная правда) Изучая предмет с натуры, мы обращаем внимание на пластику, передачу объема, запоминаем пропорции, подбираем истинные цвета. Но! Всякую память нужно тренировать. Попробуйте нарисовать по памяти близкого человека (вы ведь часто видитесь?:) Оказывается, это очень непросто. Промучившись над работой, вы выясните свои слабые стороны и впредь будете обращать внимание именно на них.

Еще один вид рисования — по впечатлению. Например, попробуйте нарисовать иллюстрацию к любимой книге. Придумать композицию «из головы», создать реалистичное освещение — нелегкая задача. Все эти сложности — дополнительный стимул для развития памяти.

5. Рисуйте обдуманно, ставьте для себя задачи, анализируйте.

Иначе есть шанс прийти к формальному рисованию, стилизаторству. Я часто встречаю в сети рисунки, про которые сам автор пишет, что вот, мол, «нарисовалось». И есть ощущение, что автор действительно стоял где-то рядом и принимал очень непосредственное участие в рисовании.

Не спорю, бывают интересные работы, которые будто сами собой создаются из каких-то абстрактных цветных пятен, линий, узоров. Но тем не менее, если такое рисование на «автопилоте» заполняет большую часть ваших блокнотов — стоит задуматься. Каждый рисунок должен быть своего рода шагом вперед, вашим ростом. Этого не будет происходить, если вы не ставите перед собой цели. Как можно решить задачу, если ее нет?

Совет: Дайте своим рисункам свет. Повесьте работу на видное место на несколько дней. Проходя мимо, каждый раз вы будете отмечать для себя какие-то моменты: тут что-то удалось, а тут нет. Перекошенная композиция будет раздражать глаз (очень хорошо!!), неудачные сочетания цветов будет хотеться исправить (отлично!). Не стесняйтесь неудавшихся шедевров.

Глядя на вас со стены, они будут оказывать вам необыкновенную услугу: вы будете смотреть и думать как в следующих раз избежать тех же ошибок, а какие удачные решения стоит взять на заметку.

6. Рисуйте автопортреты.

Нет натуры более терпеливой и послушной, чем вы сами. Кто еще будет часами корчить рожи и стоять в нужной позе?

Кроме того, в портрете особенно важны пропорции, каждая линия должна быть на своем месте. Работа над портретом особенно ответственна и развивает острый глаз.
Рисовать автопортреты совсем не скучно. Сегодня — это линейный рисунок тушью, завтра акварельное безумие, а в другой раз — стилизованный портрет акрилом. Как всегда, выбор — за вами.

7. Продолжая тему выбора материала.

Экспериментируйте с техниками, с материалами, поверхностями. Новое и неизведанное всегда вдохновляет на подвиги. Будьте разносторонними и не бойтесь искать себя. Сейчас на рынке художественных материалов — море всего потрясающе интересного, на любой вкус: цветная тушь для интересных графических работ, масляная пастель, целые брикеты не то пастели, не то акварели (для настоящих экспериментаторов!), дизайнерская кроющая гуашь, фломастеры-кисточки, акрил и целая куча добавок к нему для создания самых фантастических эффектов.

Тему художественных материалов можно продолжать бесконечно, лучше просто попробовать самому:)

Иной раз совсем ничего не клеится. В такие моменты мне помогает кардинальная смена чего-либо: техники, формата листа, материала. Главное, что-то делать, не ждать у моря погоды. За время простоя уходят навыки и портится настроение. Так что берите на заметку)

8. Собирайте библиотеку вдохновяющих картинок.

Во-первых, на тот же случай ожидания музы, а во-вторых такая база просто незаменимый помощник в рисовании. Даже у самых натренированных память не идеальна, а фотографии всегда подскажут верные пропорции и интересные детали. Само собой, полезно смотреть репродукции и альбомы, ходить на выставки. Старайтесь понять, почему вам нравится та или иная картина, что в ней необычного?

Делайте копии. Изучайте манеру любимых художников, анализируйте композицию, в этом нет абсолютно ничего зазорного. Копирование — один из очень полезных методов обучения. Но, выставляя такие работы где-то на всеобщее обозрение, не забудьте добавить, с какой работы вы рисовали копию.

Только так вы научитесь рисовать. Какими бы дорогими и качественными не были ваши блокноты и кисти, без ваших собственных навыков от них, к сожалению, не будет никакой пользы.
Рисуйте в метро, в отпуске на море, в кафешках и клубах, в музеях и в магазинах. Всюду, где ваше внимание привлекло чье-то лицо или пластика тела, завитушка на потолке или забавный узор на скатерти.

Заведите себе полезную привычку — вести дневник в рисунках. Это интересно и полезно. Блокнот карманного формата и капиллярная ручка много места не отнимут;)

Новый год — это новые рисунки и чтобы помочь вам сделать этот год творчески плодотворным, мы собрали 14 лучших советов по рисованию для достижения потрясающих результатов.

Рисуйте вверх ногами

Рисование вверх ногами помогает избавиться от плохой привычки, присущей большинству начинающих художников – мы зачастую рисуем то, что, как нам кажется, мы видим, а не то, что есть на самом деле.

Например, рисуя портрет, дети часто рисуют длинные волосы в виде двух линий по обе стороны лица – они изображают то, что им известно о волосах, а не их реальные свойства – то, как волосы ниспадают на затылок, частично прикрывают лицо и плечи и т.д.

В следующий раз, когда возьметесь рисовать с фотографии, переверните её. Новая перспектива поможет вам быть более точным.

Свет мой, зеркальце, скажи…

Этот совет похож на предыдущий. Проверяйте свой рисунок время от времени в зеркале – это освежит вашу перспективу и поможет обнаружить ошибки. Например, проверяя портрет, стоит обращать внимание на симметрию лица. Ноздрю слишком большого размера намного легче заметить, когда смотришь на зеркальное отражение. Если вам нужны дополнительные аргументы, то знайте – этим приемом пользовался сам Леонардо да Винчи.

Экспериментируйте с разными материалами

Долгое время я рисовал только ручкой, будучи убежден, что это мой стиль и единственный доступный мне способ. Несколько неудачных попыток рисовать карандашами оттолкнули меня от дальнейших экспериментов с графитом. Тем не менее, когда я наконец отважился взять один из тех карандашей – они придали моим рисункам мягкий эффект, которого я никогда не мог достичь ручкой.

Теперь для разительного эффекта я беру ручку, а для чего-то более деликатного – карандаш. Что подводит нас к следующему совету…

Заточите карандаши

Воздайте должное своему творчеству и держите карандаши всегда в заточенном, готовом состоянии.

Лепка

Если вы боретесь со светом и тенью в картине, возьмите немного модельной глины и слепите форму вашего предмета рисования. Он не должен быть идеальным – идея заключается в том, чтобы помочь вам понять, как форма выглядит с разных углов и как свет отражается от ее поверхностей для создания светотени.

Световой рельеф

Рисунки имеют плоскую природу, но это правило можно нарушить. Превратите свои рисунки в карту при помощи контурных линий – линий, обозначающих рельеф. Например, если вы рисуете лицо, самой «высокой» точкой будет кончик носа, поэтому начните рисовать отсюда небольшую форму нос, затем расширяйте рисунок вокруг. Близкие друг к другу линии обозначают крутой уклон (например, нос), а далеко стоящие линии обозначают пологий уклон (например, щеки).

После окончания у вас получится что-то напоминающее книжку-раскраску. Если хотите, заполните эти участки соответствующими цветами и тенями и у вас получится рисунок с трехмерным эффектом.

Метод сетки

Сохранение пропорций – одна из самых сложных задач при срисовывании изображения. Чтобы облегчить ее, нанесите квадратную сетку поверх эталонной картины и еще одну на чистый лист бумаги.

Используйте карандаш светлого оттенка, чтобы сетку можно было затем стереть. Если эталонный рисунок совпадает по размером с вашей бумагой, обе сетки должны быть идентичными. Если же он больший или меньший, то сетку нужно соответствующим образом отмасштабировать, чтобы соотношение сохранилось: например, если вы копируете изображение размером A5 на бумагу А4, то на первом изображении (А5) нужно нарисовать сетку с шагом в 1 см., а на бумаге сетку с шагом в 2 см, чтобы рисунок получился точно в два раза больше.

1. Две точки

Ставим на листе две точки и соединяем одной линией. Стараемся, чтобы линия была идеально ровной. С каждой тренировкой у вас будет получаться всё лучше и лучше, станете рисовать карандашом уверенно и чётко.

2. Штриховка. Позволяет показать объём и глубину рисунка. Штриховка - отдельная тема в рисунке, а для упражнения выбираем несложную штриховку.

Рисуем одинаковые палочки с равным расстоянием между ними. Затем меняем наклон и снова изображаем линии.

У правильной штриховки приблизительно одинаковая длина штрихов, наклон и расстояние между ними.

3. Прямоугольник неравенства.

Рисуем прямоугольник и заполняем его пересекающимися прямыми линиями так, чтобы все площади внутренних фигур были разными. Количество не ограничено, но 7 разных четырёхугольников будет вполне достаточно.

Упражнение развивает чувство объёма, улучшает глазомер.

4. Деление «на глаз».


Рисуете прямую линию и без линейки стараетесь поделить её на две, четыре и т.д равные части. Можете потом проверить себя по линейке.

Регулярные тренировки разовьют ваш глазомер.

5. Градиент или рисование тональных переходов.

Рисуем прямоугольник, делим его на несколько частей, это может быть и 4, и 10 или любое другое количество. Чем больше составляющих, тем плавнее переход от самого светлого к самому тёмному цвету.

Заполняем области штриховкой, каждый раз пропуская одну из зон. Т.е., сначала мы заштриховываем все области, затем за минусом одной, потом за минусом двух и т. д. В итоге одна область будет заштрихована сильнее остальных и будет самой тёмной.

Градиент показывает плавность перехода светотени. Чем больше вы можете нарисовать таких последовательных штриховок без размытия самой тёмной, тем лучшим навыком вы обладаете.

Все эти пять упражнений действительно помогают, если их выполнять регулярно, они - словно зарядка для начинающего художника. Носите с собой блокнот и карандаш, чтобы всё свободное время посвящать художественным тренировкам: ждёте в очереди - рисуйте, скучаете в пути - рисуйте, не знаете чем заняться - рисуйте!

КАК УЛУЧШИТЬ СВОИ НАВЫКИ РИСОВАНИЯ? Вы можете быть очень способным к рисованию, но оттачивание техники требует, скорее, усердной практики, нежели одного таланта. К счастью, существует множество способов, которые помогут вам улучшить свои художественные навыки. ✍🏻Рисуйте фигуры. Практикуйтесь в рисовании пяти основных геометрических форм. Пять основных фигур – это сфера, пирамида, параллелепипед, цилиндр и конус. В основе всех рисунков лежат эти базовые формы. Рисуйте фигуры разного размера, пропорций, повернутые под разным углом. Учитесь изображать тени при разных расположениях источника света. Это подготовит вас к рисованию более сложных форм, так что не будьте нетерпеливы. Используйте разные материалы: карандаши различной толщины и твердости, ручки, фломастеры, цветные карандаши, уголь и так далее. Это поможет вам прочувствовать особенности работы с тем или иным средством. Рисуйте простые изображения. Когда вы научитесь с уверенностью рисовать фигуры, можете начать их комбинировать. Например, цилиндр с поставленным на него конусом или соединенные сферы – достаточно простое начало пути к по-настоящему сложным рисункам. Не нажимайте на карандаш слишком сильно, иначе вам будет трудно стереть ошибки. Кроме того, вначале нужно проработать пропорции и формы рисунка, а уже затем обводить более ярко и затемнять тени. Используйте различные материалы и здесь, чтобы понять, какие вам нравятся больше всего. Тренируйтесь рисовать светотень. Она зависит от формы объекта и степени его освещенности. Правильная штриховка поможет вам сделать рисунок по-настоящему объемным. Начните с простых форм, а затем примените полученные навыки к их более сложным комбинациям. Рисуйте тени в одном направлении. Штриховка в одном направлении (по прямой) подходит для большинства фигур, однако при рисовании животных или листьев, штриховка вдоль изгибов объекта подчеркнет его форму. Если штриховка не соответствует контурам, у зрителя сложится двойственное впечатление об объекте (контуры подразумевают одну форму, тени – другую), что, в конечном счете, будет выглядеть неправильно. Обращайтесь за помощью и советами. Не думайте, что вы должны развивать свой художественный талант исключительно самостоятельно. Просите о помощи знакомых художников, учителей рисования, друзей и всех, чьему мнению вы доверяете. Прислушивайтесь к их советам, чтобы улучшить те навыки, в которых вам нужно совершенствоваться, и научиться новым приемам рисования. Ещё больше интересного мы будем делать в компании единомышленников, так что присоединяетесь к Большому практикуму и нашим Творческим мастерским и дерзайте вместе со нами! "Творческие мастерские" стартуют в ближайшую субботу. Подробности по ссылке.

Возможно, вы всю жизнь мечтали начать рисовать или рисование - ваше хобби, но вам хочется усовершенствовать свое умение.

Преподаватель Робин Ланда воплотила полноценный университетский курс рисования в яркой и стильной книге , которую так и хочется изрисовать своими собственными рисунками и скетчами.

И мы предлагаем вам несколько уроков из ее книги.

Как рисовать?

Попробуйте использовать «сущностное», или комплексное мышление, думая о целом вместо частного. Например, рисуя натюрморт, не пытайтесь сначала изобразить один объект, а затем сразу же перейти к другому. Лучше прора- ботайте всю композицию целиком, создавая пространственные взаимоотно- шения между объектами.

Играйте!

Наблюдайте осознанно.

Оцените существующие взаимоотношения. Уделяйте не меньше внимания пустому пространству между объектами, чем самим объектам. Представьте, что между каждыми двумя объектами натянута резинка, которая создает визуальное напряжение.


Что такое композиция?

Объекты создаются с помощью элементарных форм. Для построения композиции в изобразительном искусстве и дизайне существуют базовые принципы: баланс, акцент, единство и ритм. Все эти принципы полностью взаимозависимы.

Баланс - это стабильность и создание равновесия.

Акцент используется для создания точки фокуса в композиции.

Единство композиции имеет место, когда ее элементы целостны или облада- ют четко выраженными зрительными связями.

Ритм - визуальный темп и движение от одного нарисованного элемента к другому.

В изобразительном искусстве вы можете нарушать эти правила, чтобы добавить выразительности. В дизайне и иллюстрировании этими принципами пренебрегают очень редко, если вообще пренебрегают.

Правило третей

Правило третей - это часто используемая художниками, фотографами и дизайнерами техника построения композиции. Она основана на применении асимметрии для создания зрительного интереса и баланса.

На практике главная цель правила третей - уберечь художника от расположения фокусной точки в центре композиции или от такого распределения объектов на листе, при котором композиция делилась бы изображаемыми объектами пополам. Обычно это приводит к дроблению композиции, а не к созданию фокусной точки.

Вот как это работает: сетка, разбивающая лист на девять секторов, помогает вам расположить фокусную точку или главные графические элементы композиции вдоль линий решетки или на их пересечении. Фокусная точка располагается в месте пересечения одной пары линий и уравновешивается второстепенными объектами на противоположном пересечении. Горизонтальные линии решетки также могут представлять линию горизонта в пейзаже.


Как преодолеть страх чистого листа?

Иногда, оказавшись один на один с пустым листом, вы можете испытать замешательство. Как и гораздо более опытные художники.

Художник Джеймс Ромбергер рассказывает, о чем думал и что чувствовал один маститый мультипликатор при виде чистого листа.

«Морт Мескин (художник комиксов студии Golden Age) часто чувствовал тревогу и смятение, когда оказывался перед чистым листом. Он мог часами пялиться на белую бумагу, находясь в полнейшем оцепенении. Через какое-то время его коллеги по студии догадывались подойти к нему и нанести на лист пару произвольных мазков и линий, и тогда Морт уже мог начать создавать из них композицию».

Как потом рассказывал Алекс Тот (американский художник комиксов и дизайнер), перед началом работы Морт Мескин закрашивал весь лист плоской стороной грифеля, затем ластиком создавал белые зоны в определенных местах. Таким образом он избегал творческих блоков, которые раньше загоняли его в тупик. В этой главе множество идей, которые помогут вам преодолеть оцепенение и просто начать рисовать.

Иллюзия объема

Что общего в изображениях летающего супергероя, дерева, здания или конусов и цилиндров, парящих в пространстве? Когда вы рисуете все это, вам необходимо создавать иллюзию объема. Чтобы нарисовать объекты, которые вы увидели или придумали сами - абсолютно схожие предметы или абстрактные формы, - вам необходимо научиться создавать формы, плоскости и объем и правильно обращаться с ними. А также вы должны обладать базовым чувством перспективы.

Для того чтобы нарисовать, например, куб, вам необходимо создать иллюзию объема на плоском листе или экране. У куба шесть плоских граней, однако, если вы посмотрите на настоящий куб, вы не сможете увидеть все его плоскости одновременно.

Конечно, вы можете нарисовать все шесть граней, если стремитесь увеличить выразительную составляющую рисунка, а не изобразить объект как можно ближе к реальности. Если вы расположитесь так, что уровень глаз будет точно совпадать с верхней гранью куба, то выглядеть он будет как квадрат. В том случае, если уровень глаз будет находиться немного поверх куба, вы увидите, что у него есть объем, потому что вы будете наблюдать его верхнюю грань.

Перспектива

Перспектива - это схематическая техника, используемая для отображения пространственных соотношений и создания иллюзии глубины на плоской поверхности. Она основана на идее о том, что диагонали, движущиеся в точку на гори- зонте, которая называется точкой исчезновения, сойдутся в ней. Это имитирует отступление пространства вглубь и создает иллюзию пространственной глубины (вспомните уходящие за горизонт железнодорожные рельсы).

Если вы хотите нарисовать городской пейзаж, вам необходимо интерпретировать трехмерные формы, которые окружают вас, и перенести их в двухмерное измерение. Вы можете сделать это посредством тщательного наблюдения и изучения объектов или используя перспективу. В обоих случаях вам сначала нужно будет определить линию горизонта. Это горизонтальная черта, находящаяся на уровне ваших глаз или глаз зрителя и обычно определяющая место, в котором земля или вода сходятся с небом.

Как нарисовать человеческую фигуру

Рисуете ли вы человеческую фигуру с натуры или «из головы», понимание базовых пропорций чрезвычайно поможет вам в этом. Если вы разделите фигуру среднестатистического человека (не очень низкого и не очень высокого) на горизонтальные секции размером с человеческую голову, то разделение получилось бы такое:

1 = голова

3 головы = туловище

4 головы = ноги и ступни

Среднестатистический человек высотой примерно в восемь голов и, как правило:

Плечи шире бедер

Локти находятся на уровне талии

Кисти рук достигают примерно середины бедер

Рисуя с натуры, всегда отображайте те пропорции, которые видите. Пропорции и формы у людей бывают абсолютно разные, и в зависимости от конституции человека, его позы и вашей точки обзора эти пропорции иногда необходимо подправлять. Вместо того чтобы полагаться на свои понятия о том, как должны выглядеть фигура и лицо, внимательно рассматривайте изображаемый объект.


Как нарисовать лицо

Всех нас интересуют человеческие лица, будь то чужое лицо или свое соб- ственное, но их зарисовка требует серьезных усилий. Что отличает одного человека от другого? Ответ кроется в размере и форме отличительных черт лица, пропорциях, отношениях размеров этих черт ко всему лицу целиком и расстоянии между ними во всех направлениях (напоминаю, что пропорция - это отношение размера части к целому). Попробуйте порисовать с натуры, практикуйтесь как можно больше. Если вы хотите работать с более доступным объектом, можете переключиться на автопортреты.

Рисуйте с вдохновением!