— Какое у Вас любимое место в Ясной Поляне? Все шло своим чередом.


Л.Толстой

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они ещё лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хоте-лось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня по-краснел, как рак, и сказал тоже: «Нет, я не ел».

Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточка, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь».

Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко».

И все засмеялись, а Ваня заплакал.


БАБУШКА И ВНУЧКА

Л.Толстой

У бабки была внучка; прежде внучка была мала и всё спала, а бабка сама пекла хлебы, мела избу, мыла, шила, пряла и ткала на внучку; а после бабка стала стара и легла на печку и всё спала. И внучка пекла, мыла, шила, ткала и пряла на бабку.

ГРУШИНА КУКЛА

Л.Толстой

У Груши не было куклы, она взяла сена, свила из сена жгут, и это была её кукла; звала она её Маша. Она взяла эту Машу на руки. «Спи, Маша! Спи, дочка!

Бай, баю, бай».

ВАРЯ И ЧИЖ

Л.Толстой

У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя пришла к чижу. «Пора тебе, чиж, петь». — «Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь».

УМНАЯ ГАЛКА

Л.Толстой

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько наклала, что вода стала выше и можно было пить.

ГЛУПАЯ ЖУЧКА

Л.Толстой

Несла Жучка кость через мост. Глядь, в воде её тень. Пришло Жучке на ум, что в воде не тень, а Жучка и кость. Она и пусти свою кость, чтобы ту взять. Ту не взяла, а своя ко дну пошла.

ВОЛК И БЕЛКА

Л.Толстой


Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сон-ного волка. Волк вскочил и хотел её съесть.

Белка стала просить: «Пусти меня». Волк сказал: «Хо-рошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скуч-но, а на вас смотришь, вы там вверху всё играете и пры-гаете». Белка сказала: «Пусти меня прежде на дерево, я от-туда тебе скажу, а то я боюсь тебя». Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда ска-зала: «Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем».

ПРАВДУ СКАЗАЛ

Л.Толстой

Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видал. Отец пришёл и спросил: «Кто разбил?» Мальчик затрясся от страха и сказал: «Я». Отец сказал: «Спасибо, что правду сказал».

КОТЁНОК

Л.Толстой

Были брат и сестра — Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали — над головой что-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла внизу и всё спрашивала: «Нашёл? нашёл?» Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал ей: «Нашёл! наша кошка... у неё котята; какие чудесные; иди сюда скорее».

Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.

Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.

Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.

Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка.


Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит: «На-зад! назад!» — и увидали, что скачет охотник, а впереди его собаки — увидели котёнка и хотят схватить его. А котёнок, глупый, вместо того, чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак. Катя испуга-лась собак, закричала и побежала прочь от них.

А Вася что было духу пустился к котёнку и в одно вре-мя с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.

Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принёс до-мой котёнка и уже больше не брал его с собой в поле.

СТАРИК И ЯБЛОНИ

Л.Толстой

Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка». Старик сказал: «Я не съем, другие съе-дят, мне спасибо скажут».

Наталия Азарова, Татьяна Никифорова

«Всё, что я знаю о ней, всё прекрасно»

Княжна Мария Николаевна Волконская, в замужестве графиня Толстая - мать Льва Николаевича Толстого. Толстой совершенно не помнил своей матери - она умерла, когда ее младшему сыну было около двух лет. В семье не сохранилось ни одного ее портрета, кроме маленького силуэта, где Мария Николаевна изображена восьмилетней девочкой, так что «реальное физическое существо» матери Толстой не мог себе представить. «Я отчасти рад этому, потому что в представлении моем о ней есть только ее духовный облик, и всё, что я знаю о ней, всё прекрасно…» - писал он в «Воспоминаниях». Душа матери освещала жизнь Толстого, молитва, обращенная к ней, всегда помогала ему в борьбе с искушениями. «Высокое, чистое, духовное существо» Марии Николаевны угадывается в неповторимых толстовских образах maman в «Детстве» и княжны Марьи Болконской в «Войне и мире».

Мария Николаевна Волконская родилась 10 ноября 1790 г. Родители Марии Николаевны - видный военный деятель Екатерининской эпохи князь Николай Сергеевич Волконский и его законная жена княгиня Екатерина Дмитриевна, урожденная княжна Трубецкая. Е.Д.Волконская умерла в 1792 г., и отец Марии Николаевны, боевой генерал, оставил до времени малолетнюю дочь в семье родного брата своей покойной жены Ивана Дмитриевича Трубецкого. В известном всей Москве «доме-комоде» Трубецких на Покровке и в их подмосковном имении Знаменское прошло раннее детство Марии Николаевны. В 1799 г. генерал от инфантерии Волконский вышел в отставку и поселился с дочерью в своем имении Ясная Поляна Тульской губернии. Он занялся благоустройством имения и воспитанием единственной дочери, «которую сильно любил, но был к ней строг и требователен». Под руководством «умного, гордого и даровитого» отца учителя и гувернантки обучали Марию Николаевну немецкому, английскому, итальянскому языкам, французским, по ее собственным словам, она с пяти лет владела как родным.

В программу обучения входили математика, физика, география, логика, русская словесность, всеобщая история, естественные науки. Мария Николаевна прилежно изучала родной язык: «…она, противно принятой тогда русской безграмотности, писала правильно…» - отметил Толстой в «Воспоминаниях».

Н.С.Волконский стремился дать дочери образование как научное, так и практическое, он видел ее в роли деятельной помощницы и разумной наследницы своих имений, прежде всего любимой Ясной Поляны.

Почти всю свою сознательную жизнь Мария Николаевна прожила вдвоем с отцом - летом в Ясной Поляне, зимой в Москве. Размеренное течение ее жизни редко нарушалось - в 1810 г. она вместе с отцом ездила в Петербург, а в сентябре 1812 г. князь Волконский с дочерью спешно покинули Ясную Поляну и уехали в имение В.В.Голицыной из-за угрозы крестьянских волнений, вызванных приближением французской армии.

В 1821 г. отец Марии Николаевны умер. В письме к М.И.Протасовой, подруге своей покойной матери, она писала из подмосковного имения отца: «…Вы можете понять мое горе, потому что знаете, какого отца я потеряла! Но вы не знаете, в какой момент я его потеряла! Тогда, когда я перестала бояться его и начала понимать всю его нежность ко мне; когда он стал обращаться со мной скорее как нежный и снисходительный друг, чем как отец; вот в какой момент Провидению было угодно лишить меня отца, посвятившего мне всю свою жизнь и жившего только для меня… В июне я уеду в Ясное, и никогда не оставлю это место, где прошло мое детство, где все устроено заботами моего отца и все мне его напоминает…» 1

В наследство княжна получила около семисот душ крепостных крестьян, дом в Москве, подмосковное имение Майдарово, Ясную Поляну, имение в Орловской губернии.

9 июля 1822 г., через год после смерти отца, Мария Николаевна вышла замуж за графа Николая Ильича Толстого, 27-летнего подполковника в отставке, участника Отечественной войны 1812 г. Венчались они в церкви Святых апостолов Петра и Павла подмосковного села Ясенево, а свадьбу праздновали по соседству - в имении Трубецких Знаменское.

Толстой полагал, что брак этот был устроен родными его будущих родителей: «…Она была богатая, уже не первой молодости, сирота, отец же был веселый, блестящий молодой человек, с именем и связями, но с очень расстроенным (до такой степени расстроенным, что отец даже отказался от наследства) моим дедом Толстым состоянием. Думаю, что мать любила моего отца, но больше как мужа и, главное, отца своих детей, но не была влюблена в него», - писал Толстой в «Воспоминаниях».

За восемь лет супружеской жизни у Марии Николаевны родились пятеро детей: Николай - 21 июня 1823 г., Сергей - 17 февраля 1826 г., Дмитрий - 23 апреля 1827 г., Лев - 28 августа 1828 г., Мария - 2 марта 1830 г. Умерла она в Ясной Поляне вскоре после рождения младшей дочери, 7 августа 1830 г.

* * *

В «Воспоминаниях» Толстой писал, что его «…мать должна была быть чутка к художеству, она хорошо играла на фортепьяно и… была большая мастерица рассказывать завлекательные сказки, выдумывая их по ходу рассказа». Марии Николаевне было свойственно также стремление к литературным занятиям. Она пробовала свои силы и в поэтическом, и в прозаическом роде.

Из сохранившихся стихотворений Марии Николаевны наиболее интересны те из них, в которых она пишет о себе, о своих мыслях и чувствах, упоминает о своих занятиях, родных и друзьях. Они отличаются простым языком, проникнуты юмором. Таковы стихи, обращенные «К Михею», двоюродному брату Марии Николаевны Михаилу Александровичу Волконскому 2 . С ним Мария Николаевна была особенно дружна и даже способствовала его женитьбе на сестре своей компаньонки, пожертвовав часть своего состояния для невесты-бесприданницы.

Не более недели

Как мы живем в Москве

Дни быстро пролетели

Михею, а не мне.

Михей повсюду скачет

На серых во всю прыть,

Шалит, хохочет, пляшет

Иль пустошь говорит.

А ясенска бедняжка

Смирехонько сидит

Оставленная пташка

В Михее гостя зрит.

Естьли когда случится

Остаться им одним,

Михей с нею чинится

С учтивостью молчит.

И никогда не вспомнит,

Что часто им случалось

Шалить и хохотать,

Частенько удавалось

С ней в запуски болтать.

И песни и прогулки,

Бильярд и казино,

И брань и спор и шутки

Все кануло на дно.

На все Михей накинул

Забытия колпак

Вверх дном все опрокинул

И быть бы делу так.

Не знаю как случилось

Мне гордость позабыть

Но кстати рассудилось

Что с нею скучно жить.

И так схвативши лиру

И побренчав на ней

Хочу поведать миру

Что рыцарь-шут Михей

Хотя и недостоин

Решилась покуситься

Его я рассмешить

Стихами изъясниться

И на нос зарубить

Что стыдно и в столице

Друзей позабывать

Быть ветреною птицей

С знакомыми скучать

Хотя его поступок

Нельзя и доказать

Но дружба вить не шутка

Ей можно и взыскать.

В архиве Марии Николаевны сохранились два больших прозаических произведения: волшебная сказка «Лесные близнецы» на французском языке и повесть в двух частях «Русская Памела, или Нет правил без исключения», написанная под несомненным влиянием знаменитого романа С.Ричардсона.

В повести Марии Николаевны рассказана история двух влюбленных: Евгения, сына гордого, вспыльчивого князя Разумина, и девушки-крестьянки Сашеньки, воспитанницы кроткой, добродетельной супруги старого князя. Молодой князь обрисован согласно канонам сентиментальных романов. В нем сочетается «нечто мужественное и геройское» с «большой чувствительностью и даже нежностью»; его «правильные и красивые черты оживлены выражением прекраснейшей души»; он имеет «ум острый и проницательный, обогащенный познаниями и украшенный изящной словесностью»; «пламенная душа его была способна ко всему великому».

Сашенька, дочь отпущенной на волю горничной княгини Разуминой, сознает, что ее происхождение - непреодолимая преграда между нею и любимым, и борется со своим чувством: «Отпущеннице ли занимать сердце князя?»

Повесть не закончена, но все идет к тому, что влюбленные сочетаются счастливым браком, их идеальная любовь восторжествует над сословной спесью старого князя Разумина.

Наиболее примечательное сочинение Марии Николаевны - дневник, который она вела во время путешествия вместе с отцом из Москвы в Петербург и жизни на каменноостровской даче В.В.Голицыной летом 1810 г. Это сочинение вполне закончено и совершенно самостоятельно, хотя несколько стилистических поправок в тексте, сделанных рукой Н.С.Волконского, позволяют предположить, что он осуществлял контроль над писанием дочери. «Дневная записка для собственной памяти» - небольшое по объему сочинение, но в нем 19-летняя девушка, только что вступившая в свет, уместила удивительно богатое содержание. За месяц с небольшим пребывания в Петербурге Мария Николаевна осмотрела едва ли не все достопримечательности Петербурга и его окрестностей, дважды побывала в Эрмитаже, посетила Академию художеств, наслаждалась игрой знаменитой м-ль Жорж, удивлялась «легкости и невероятному проворству» «славного Дюпора», забавлялась «исполненной ума пиесой “Женитьба Фигаро”». Она сопровождала отца в поездках на стеклянный и фарфоровый заводы, на Александровскую ткацкую фабрику, где жили и работали дети-сироты. Редкий день Мария Николаевна проводила дома, занимаясь музыкой, чтением «Исторического лексикона», беседуя и рассуждая с В.В.Голицыной о священной истории.

В описаниях увиденного Мария Николаевна обнаруживает основательные познания в литературе, искусстве, истории, мифологии, священной истории, тонкое эстетическое чутье и часто почти детское любопытство, с которым она осматривает разные редкости.

В общении с людьми Мария Николаевна проявляет тонкую наблюдательность и добродушный юмор. О Сергее Голицыне, который «все разговаривал о масонах», она замечает: «Между тем, как он твердит, что тайны сего общества никак нельзя открыть, видно, что ему нестерпимо хочется все рассказать».

«Дневная записка для собственной памяти» могла бы быть истинной находкой для Л.Н.Толстого в пору писания «Войны и мира», когда он разыскивал и изучал документы, рисующие исторический фон его романа, но она стала известна в семье Толстых только летом 1903 г. В письме к сыну Льву от 14 июня 1903 г. С.А.Толстая писала: «…Папa занят очень чтением материалов истории Николая I. На днях я ему принесла найденные на чердаке дворни и брошенные туда тобой синие тетради, оказавшиеся записками его матери и в числе их - дневник его матери, который она писала, когда в первый раз ездила с своим отцом в Петербург. Мы его читали вслух».

Эти «синие тетради», кроме дневника, Толстой передал в августе 1903 г. в Публичную библиотеку в Петербурге, где они хранятся по сей день в рукописном отделе Российской национальной библиотеки, в фонде М.Н.Толстой. В основном это ее многочисленные учебные тетради, писанные рукой учителей, и материалы ее творческого наследия 3 .

Другая часть архива М.Н.Толстой хранится в рукописном отделе Государственного музея Л.Н.Толстого в Москве. Почти все материалы из этой части, в том числе «Дневная записка для собственной памяти», были опубликованы в книге С.Л.Толстого «Мать и дед Л.Н.Толстого». Книга вышла в 1928 г. в издательстве «Федерация» и давно стала библиографической редкостью.

Для настоящей публикации текст «Дневной записки» подготовлен заново по автографу. Сохранены особенности, характерные для неустоявшегося правописания начала XIX века («агличанин», «готфы», «оттудова»), написание фамилий «Иссупова», «Энгельгард», «Рубен», «Берт», «Строгонова», сохранено строение фраз.

1 Российская национальная библиотека. Ф.783. Оп.2. Ед. хр.74. Пер. с фр. Л.В.Гладковой.

2 РНБ. Ф.783. Ед. хр.3. Л.2-3.

3 Обзор фонда М.Н.Толстой см.: Заборова Р.Б . Архив М.Н.Толстой (Новые материалы) // Яснополянский сб. Тула, 1960. С. 166-184; М.Н.Толстая как писательница // Яснополянский сб. Тула, 1972. С. 232-240; Тетради М.Н.Толстой как материал для «Войны и мира» // Русская литература. 1961, № 1. С. 202-210.

Родители Льва Николаевича Толстого, граф Николай Ильич Толстой и княжна Мария Николаевна Волконская, поженились в 1822. У них родились четыре сына и дочь: Николай, Сергей, Дмитрий, Лев и Мария. Родные писателя стали прототипами многих героев романа «Война и мир»: отец – Николая Ростова, мама – княжны Марьи Болконской, дед по отцу Илья Андреевич Толстой – старого графа Ростова, дед по матери Николай Сергеевич Волконский – старого князя Болконского. У Л. Н. Толстого двоюродных братьев и сестер не было, так как его родители были единственными детьми в семьях.

По отцу Л. Н. Толстой находился в родстве с художником Ф. П. Толстым, Ф. И. Толстым («Американцем»), поэтами А. К. Толстым, Ф. И. Тютчевым и Н. А. Некрасовым, философом П. Я. Чаадаевым, канцлером Российской империи А. М. Горчаковым.

Род Толстых возвысил получивший титул графа сподвижник Петра I Петр Андреевич Толстой (1645-1729). От его внука, Андрея Ивановича Толстого (1721-1803), прозванного за многочисленное потомство «Большое гнездо», и пошли многие знаменитые Толстые. А. И. Толстой являлся дедом Ф. И. Толстого и Ф. П. Толстого, прадедом Л. Н. Толстого и А. К. Толстого. Л. Н. Толстой и поэт Алексей Константинович Толстой приходились друг другу троюродными братьями. Художник Федор Петрович Толстой и Федор Иванович Толстой-Американец были двоюродными дядями Льва Николаевича. Родная сестра Ф. И. Толстого-Американца Мария Ивановна Толстая-Лопухина (т.е. двоюродная тетя Л. Н. Толстого) известна по «Портрету М. И. Лопухиной» художника В. Л. Боровиковского. Поэт Федор Иванович Тютчев приходился шестиюродным братом Льву Николаевичу (мама Тютчева – Екатерина Львовна – была из рода Толстых). Сестра Андрея Ивановича Толстого (прадеда Л. Н. Толстого) – Мария – вышла замуж П. В. Чаадаева. Ее внук, философ Петр Яковлевич Чаадаев, следовательно, являлся троюродным дядей Льву Николаевичу.

Имеется информация, что прапрадедом (отцом прадеда) поэта Николая Алексеевича Некрасова был Иван Петрович Толстой (1685-1728), который был и прапрадедом Льва Николаевича. Если это действительно так, то получается, что Н. А. Некрасов и Л. Н. Толстой – четвероюродные братья. Троюродным дядей Л. Н Толстому приходился канцлер Российской империи Александр Михайлович Горчаков. Бабушка писателя по отцу, Пелагея Николаевна, была из рода Горчаковых.

У прадеда Л. Н. Толстого, А. И. Толстого, был младший брат Федор, потомком которого стал писатель Алексей Николаевич Толстой, запечатлевший своего предка Петра Андреевича Толстого в романе «Петр I». Дед А. Н. Толстого, Александр Петрович Толстой, приходился четвероюродным братом Льву Николаевичу. Следовательно, А. Н. Толстой, прозванный «красным графом», был четвероюродным внучатым племянником Льва Николаевича. Внучкой А. Н. Толстого является писательница Татьяна Никитична Толстая.

По материнской линии Л. Н. Толстой состоял в родстве с А. С. Пушкиным, с декабристами , С. П. Трубецким, А. И. Одоевским.

А. С. Пушкин был четвероюродным дядей Л. Н. Толстого. Мама Льва Николаевича приходилась четвероюродной сестрой поэту. Общим их предком был адмирал, сподвижник Петра I Иван Михайлович Головин. В 1868 Л. Н. Толстой познакомился со своей пятиюродной сестрой Марией Александровной Пушкиной-Гартунг, некоторые черты которой он впоследствии придал наружности Анны Карениной. Декабрист, князь Сергей Григорьевич Волконский был троюродным дядей писателя. Прадед Льва Николаевича, князь Дмитрий Юрьевич Трубецкой, женился на княжне Варваре Ивановне Одоевской. Их дочь – Екатерина Дмитриевна Трубецкая – вышла замуж за Николая Сергеевича Волконского. Брат Д. Ю. Трубецкого – генерал-фельдмаршал Никита Юрьевич Трубецкой – был прадедом декабриста Сергея Петровича Трубецкого, который, следовательно, Льву Николаевичу приходился четвероюродным братом. Родной брат В. И. Одоевской-Трубецкой, Александр Иванович Одоевский, являлся дедом поэта-декабриста Александра Ивановича Одоевского, который, получается, был троюродным дядей Л. Н. Толстого.

В 1862 Л. Н. Толстой женился на Софье Андреевне Берс. У них родились 9 сыновей и 4 дочери (из 13 детей 5 умерли в детстве): Сергей, Татьяна, Илья, Лев, Мария, Петр, Николай, Варвара, Андрей, Михаил, Алексей, Александра, Иван. Внучка Л. Н. Толстого, Софья Андреевна Толстая, стала последней женой поэта Сергея Александровича Есенина. Праправнуками Льва Николаевича (правнуками его сына – Ильи Львовича) являются телеведущие Петр Толстой и Фекла Толстая.

Жена Л. Н. Толстого, Софья Андреевна, была дочерью врача Андрея Евстафьевича Берса, который в молодости служил у Варвары Петровны Тургеневой – матери писателя Ивана Сергеевича Тургенева. А. Е. Берс и В. П. Тургенева имели роман, в результате которого появилась внебрачная дочь Варвара. Таким образом, у С. А. Берс-Толстой и И. С. Тургенева была общая сродная сестра.

Мать Л. Н. Толстого - Мария

Николаевна Толстая, когда ей было 9 лет. Единственное сохранившееся ее изображение.

Вскоре после венчания княжны Марии Николаевны Волконской и графа Николая Ильича Толстого, которое состоялось 9 июля 1822 года в церкви села Ясенева близ подмосковного имения Трубецких Битцы, молодожены переехали из Москвы в Ясную Поляну.

В истории Ясной Поляны наступил новый период: с приездом большого семейства Толстых изменился весь уклад яснополянской жизни. Ведь вместе с Николаем Ильичом в новое имение переехали и его близкие и родные: мать - Пелагея Николаевна, капризная и избалованная сначала отцом, потом мужем и сыном великосветская барыня, говорившая лучше по-французски, чем по-русски; ее дочь, сестра Николая Ильича, Александра Ильинична, по мужу графиня Остен-Сакен, очень религиозная, кроткая, с большими голубыми глазами, - тетушка Aline, как называли ее племянники; ее воспитанница Пашенька -добрая и ласковая девочка лет четырнадцати; и, наконец, дальняя по Горчаковым родственница Пелагеи Николаевны, Татьяна Александровна Ергольская, тетенька Туанет, - «третье и самое важное» после матери и отца «в смысле влияния на меня» лицо, вспоминает Лев Николаевич...

М

Николай Ильич Толстой-отец Л. Н. Толстого. Художник Молинари. 1815 г

ария Николаевна, по натуре порывистая, общительная и веселая, привыкшая, живя долгие годы вдвоем с отцом, к сдержанности в проявлении чувств, к его внешней холодности, даже суровости в обращении с нею, рада была теперь возможности просто и доверчиво полюбить этих ставших ей близкими людей. В ее уединенной жизни появилось что-то новое, радостное. «Жизнь эта была очень полна и украшена любовью всех к ней и ее ко всем, жившим с нею», - пишет Л. Н. Толстой.

Вместе с Толстыми в яснополянском доме появились и новые дворовые: камердинеры мужа Володя, Матюша и Петруша; горничная Пелагеи Николаевны - Агафья Михайловна, Гаша, на которую больше всего распространялись капризы ее барыни, обращавшейся к ней со словами «вы, моя милая» и требовавшей от нее часто того, чего она и не спрашивала, а также старик слепой сказочник Лев Степанович, в обязанности которого входило рассказывать Пелагее Николаевне по вечерам сказки, на сон грядущий; горничные Александры Ильиничны, Татьяны Александровны и Пашеньки да постоянно жившие в доме юродивые и монашенки.

Оставались в доме и прежние яснополянские слуги: одно из главных лиц среди женской прислуги - экономка Прасковья Исаевна, описанная Толстым в «Детстве» под именем Натальи Савишны; Анна Ивановна, которой было, как говорили, 100 лет и которая помнила еще Пугачева и доживала свой век при господах; няни детей: старуха Аннушка и молодые Евпраксея и Татьяна Филипповна; брат их кучер Николай Филиппович, официант Тихон, игравший когда-то в оркестре Николая Сергеевича Волконского на флейте, маленький веселый человечек, которого любили дети за его умение смешить их тем, что, стоя за спиной у бабушки или отца, незаметно от взрослых корчил рожи.

В Ясную Поляну чаще стали приезжать гости -друзья Николая Ильича. Приезжали с семьями и живали там иногда и по нескольку месяцев. Особенно шумно бывало в дни именин. Постоянно бывали Исленьевы с детьми - Владимиром, Михаилом, Константином, Верой, Надеждой и младшей Любовью. Они были соседями по Ясной Поляне - их имения Ивицы и Красное были в 30 и 50 верстах от Ясной.

Мария Николаевна в первый же год семейной жизни написала сцены из их жизни, действующими лицами которых, а затем и исполнителями в домашних спектаклях были сами домочадцы и гости. В одной из сценок героинями были «сестры-близнецы» - сама Мария Николаевна и ее золовка Алин (Александра Ильинична), которую она полюбила за ее «доброту и мягкость», «очарование ее характера» и называла своим близнецом. Сценка была написана на французском языке и отличалась живостью и изяществом. В ней «сестры-близнецы» обдумывают, какой бы сюрприз сделать Марии для Николая. Пьеса пронизана легкой иронией и юмором. В домашнем театре ставились пьесы и известных в то время авторов, например, комедия М.Н.Загоскина.

Николай Ильич энергично принялся достраивать дом, фундамент для которого был поставлен еще покойным князем. Но, так как он был стеснен в средствах, новый дом строился уже не из кирпича, как все прежние постройки князя, а из бревен. Получился огромный деревянный, даже неоштукатуренный дом, с некрашеными дощатыми полами и скромной мебелью, куда и переселилась вся семья. Достоинством большого дома было то, что он был поместительный, с отделениями для приезжих. Большую часть времени у Толстых «шла ненарушимо-правильная семейная жизнь (гости, живущие месяцами, не нарушали ее), с ее обычными чаями, завтраками, обедами, ужинами из домашней провизии. Но не было тех гостей, которые неожиданно бы приезжали в середине рабочего дня».

Такие были родители у Льва Николаевича Толстого – великого писателя земли Тульской.

Бабушка со дня на день становится слабее; ее колокольчик, голос ворчливой Гаши и хлопанье дверями чаще слышатся в ее комнате, и она принимает нас уже не в кабинете, в вольтеровском кресле, а в спальне, в высокой постели с подушками, обшитыми кружевами. Здороваясь с нею, я замечаю на ее руке бледно-желтоватую глянцевую опухоль, а в комнате тяжелый запах, который пять лет тому назад слышал в комнате матушки. Доктор три раза в день бывает у нее, и было уже несколько консультаций. Но характер, гордое и церемонное обращение ее со всеми домашними, а в особенности с папа, нисколько не изменились; она точно так же растягивает слова, поднимает брови и говорит: «Мой милый». Но вот несколько дней нас уже не пускают к ней, и раз утром St.-Jérôme, во время классов, предлагает мне ехать кататься с Любочкой и Катенькой. Несмотря на то, что садясь в сани, я замечаю, что перед бабушкиными окнами улица устлана соломой и что какие-то люди в синих чуйках стоят около наших ворот, я никак не могу понять, для чего нас посылают кататься в такой неурочный час. В этот день, во все время катанья, мы с Любочкой находимся почему-то в том особенно веселом расположении духа, в котором каждый простой случай, каждое слово, каждое движение заставляет смеяться. Разносчик, схватившись за лоток, рысью перебегает через дорогу, и мы смеемся. Оборванный ванька галопом, помахивая концами вожжей, догоняет наши сани, и мы хохочем. У Филиппа зацепился кнут за полоз саней; он, оборачиваясь, говорит: «Эхма», — и мы помираем со смеху. Мими с недовольным видом говорит, что только глупые смеются без причины, и Любочка, вся красная от напряжения сдержанного смеха, исподлобья смотрит на меня. Глаза наши встречаются, и мы заливаемся таким гомерическим хохотом, что у нас на глазах слезы, и мы не в состоянии удержать порывов смеха, который душит нас. Только что мы немного успокаиваемся, я взглядываю на Любочку и говорю заветное словечко, которое у нас в моде с некоторого времени и которое уже всегда производит смех, и снова мы заливаемся. Подъезжая назад к дому, я только открываю рот, чтоб сделать Любочке одну прекрасную гримасу, как глаза мои поражает черная крышка гроба, прислоненная к половинке двери нашего подъезда, и рот мой остается в том же искривленном положении. — Votre grande-mère est morte! — говорит St.-Jérôme с бледным лицом, выходя нам навстречу. Все время, покуда тело бабушки стоит в доме, я испытываю тяжелое чувство страха смерти, то есть мертвое тело живо и неприятно напоминает мне то, что и я должен умереть когда-нибудь, чувство, которое почему-то привыкли смешивать с печалью. Я не жалею о бабушке, да едва ли кто-нибудь искренно жалеет о ней. Несмотря на то, что дом полон траурных посетителей, никто не жалеет о ее смерти, исключая одного лица, которого неистовая горесть невыразимо поражает меня. И лицо это — горничная Гаша. Она уходит на чердак, запирается там, не переставая плачет, проклинает самое себя, рвет на себе волосы, не хочет слышать никаких советов и говорит, что смерть для нее остается единственным утешением после потери любимой госпожи. Опять повторяю, что неправдоподобность в деле чувства есть вернейший признак истины. Бабушки уже нет, но еще в нашем доме живут воспоминания и различные толки о ней. Толки эти преимущественно относятся до завещания, которое она сделала перед кончиной и которого никто не знает, исключая ее душеприказчика, князя Ивана Иваныча. Между бабушкиными людьми я замечаю некоторое волнение, часто слышу толки о том, кто кому достанется, и, признаюсь, невольно и с радостью думаю о том, что мы получаем наследство. После шести недель Николай, всегдашняя газета новостей нашего дома, рассказывает мне, что бабушка оставила все имение Любочке, поручив до ее замужества опеку не папа, а князю Ивану Иванычу.