Касаткин художник картины. Равноапостольный Николай Японский (Касаткин)


Которого носят социальный характер, обращается к народной жизни, посвящает первые произведения крестьянам и связывает творчество с судьбами трудящихся. Он показывает людей, которые способны защитить свои интересы.

Художник, призывающий к борьбе

Николай Касаткин родился в 1859 году. Одаренный мальчик поступает в училище живописи в Москве и перенимает опыт у известных художников В. Перова и И. Прянишникова. Окончившего заведение с серебряной медалью юного автора приглашают на работу в крупное книжное издательство.

В 90-е годы XIX века живописец обращается к теме труда и быта рабочего класса. Под воздействием пролетарского движения, начинающего набирать силу, Николай Касаткин рисует картины тяжелого труда простых людей, видит их нищету и раскрывает красоту несломленных тружеников. Например, в шахтерах, которых часто изображает автор, воплотились его представления о новой силе, крепнущей день ото дня. Он считает, что не стоит создавать красивые полотна, ласкающие взор обывателей, а необходимо обратить внимание на каторжный труд рабочих и призвать к борьбе с эксплуататорами.

Реальные сцены из жизни рабочего люда

Николай Касаткин - художник, который первым поведал о тяжелой доле шахтеров. Его полотна, поражающие значительностью образов, написаны в мрачной гамме красок, и такой колорит оправдан реалистичными сюжетами. Много путешествующий по стране автор видит нищету, но не старается изобразить своих персонажей таким образом, чтобы вызвать у общества сочувствие. Он пишет остросоциальные произведения из жизни рабочих и крестьян, выбирает драматические сюжеты, но не ограничивается бытовым реализмом.

В полотнах нет излишней сентиментальности, а занятые каторжным трудом люди не выглядят раздавленными и сломленными. Единичная трагедия человека воспринимается зрителями как типичная.

Образ нового человека

Получивший звание академика живописи художник приветствует революционные события и пишет полотна, на которых изображены борющиеся с властью рабочие. По мнению автора, произведения искусства обязаны агитировать и бить в колокол, указывая на существующие проблемы.

После 1917 года Николай Касаткин соединяет в своем творчестве русский реализм и советское искусство. Он пишет картины, посвященные жизни и борьбе пролетариата, принимает активное участие в работе Академии художеств России. В советский период живописец трудится над образом нового человека и создает целую серию портретов комсомольцев - юных борцов за коммунизм, поскольку будущее страны он видит в юных лицах.

Общественная миссия

Произведения советского художника демонстрируются на передвижных выставках, которых ждут с нетерпением неграмотные крестьяне. Забитые люди, не умеющие читать, видят на полотнах несправедливость, беды и горе рабочего люда, и в их душе поднимается протест против эксплуататоров. Таким образом, Николай Касаткин, картины которого открывают новый мир образов и чувств, выполняет не только культурную, но и общественную миссию.

Целая галерея портретов женских образов

Художник создает удивительно прекрасные образы советских женщин, изможденных, но не теряющих чувства собственного достоинства и не вызывающих сострадания у зрителя. Его работы восхищают выразительностью, точными линиями и внутренним обаянием изображенных героев.

"Шахтерка"

Очаровательный этюд, наполненный особым светом, признан сокровищем русского живописного искусства. Улыбающаяся юная девушка, уверенная в своих силах, гордо смотрит на зрителя. Ее образ полон внутренней теплоты, а нужда еще не успела наложить на нее свой отпечаток, и этот холст выделяется среди других мрачных полотен сторонника реалистического искусства. Художник передает сложный духовный мир девушки, обращая пристальное внимание на пластику лица и рук, а бедность наряда шахтерки зритель даже не замечает.

Акварельный этюд

Еще один чудесный этюд, который вышел из-под руки Касаткина, называется "Женская голова". Светлое акварельное полотно, написанное в 1908 году, притягивает взоры зрителей. Никто не знает, где художник встретил эту девушку, образ которой перекликается с "Шахтеркой", только там характер труженицы выражен более резко. Обаятельная темноволосая красавица из рабочей среды, обладающая внутренней силой, не смотрит в глаза, но оторвать взгляд от нее невозможно.

"Девушка у изгороди"

Произведение, на котором изображена бедно одетая девушка, недавно переехавшая в город из деревни, заставляет зрителя переживать за судьбу чистой и светлой души. Понятно, что здесь ее не ждет ничего хорошего, кроме рабского труда, грубости и безжалостности людей. Но пока милая девушка, не знающая ничего о жестокости общества, запечатлена на фоне зелени листьев, а как сложится ее судьба, остается только догадываться.

Певец пролетариата Николай Касаткин, оставивший ценное наследие, понимал тенденции общественного развития России и видел в пролетариате мощную силу, которая сможет изменить привычный ход истории.

В миру Иван Дмитриевич Касаткин, родился 1 августа 1836 г. в селе Березе Смоленской губернии. Блестяще окончив Смоленскую Духовную семинарию, в 1857 г. он был принят в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Заканчивая академию, в нем обнаружилось призвание Божие - проповедовать православную веру в Японии. Подав соответствующее прошение, 24 июня 1860 г. Иоанн был пострижен в монашество с именем Николай. В июле 1860 г. иеромонах Николай выехал на место своего служения в г. Хокодате.

Сначала проповедь Евангелия в Японии казалась совершенно немыслимой. Восемь лет ушло на то, чтобы изучить страну: народ, язык, нравы и обычаи. В 1869 г. было принято решение: «Образовать для проповеди между японскими язычниками слова Божия особую Российскую Духовную Миссию», начальником которой был назначен возведенный в сан архимандрита отец Николай. В 1871 г. в Японии началось гонение на христиан, и многие из них были подвергнуты преследованиям. В 1873 г., когда гонения несколько уменьшились, архимандрит Николай приступил к строительству в Токио церкви, а затем - духовного училища. К 1874 г. при Миссии в Токио действовали четыре училища: катехизаторское, семинарское, женское и причетническое, а в Хокодате два училища - для мальчиков и девочек. Во второй половине 1877 г. Миссией стал регулярно издаваться журнал «Церковный Вестник». К 1878 г. в Японии насчитывалось 4115 христиан. Богослужение в общинах и преподавание проводилось на родном языке. Стали издаваться духовно-нравственные книги.

В 1880 г., 30 марта, в Троицком соборе Александро-Невской лавры состоялась хиротония архимандрита Николая во епископа Токийского. Святитель Николай с еще большим усердием стал продолжать свои апостольские труды. Он завершил строительство собора Воскресения Христова в Токио, а также принялся за новый перевод богослужебных книг, составил на японском языке Православный Богословский словарь.

В период русско-японской войны 1905 г. на долю святителя и его паствы выпали тяжелые испытания, но он с честью перенес их. Он помогал русским военнопленным в их тяжелых условиях. За эти подвижнические труды святой был возведен в сан архиепископа.

В 1911 г., когда исполнилось полвека миссионерской работы святителя Николая, было уже 266 общин Японской Православной Церкви, в состав которых входило 33 017 православных мирян, 1 архиепископ, 1 епископ, 35 иереев, 6 диаконов, 14 учителей пения, 116 проповедников-катехизаторов.

Сам святитель всей своей жизнью являл пример истинного духовного руководителя, всецело преданного своему служению.

3 февраля 1912 г., на 76-м году жизни, просветитель Японии архиепископ Николай мирно отошел ко Господу. 10 апреля 1970 г. святитель Николай за свои равноапостольские труды в деле просвещения японского народа был причислен к лику святых. В Японии святитель Николай почитается как великий праведник и особый молитвенник пред Господом.

Тропарь первый Николаю, архиепископу Японскому, глас 4

Апостолов единонравне и сопрестольне, / служителю Христов верный и Богомудрый, / цевнице избранная Божественнаго Духа, / сосуде преизливающийся любве Христовы, / Японския земли просветителю, / святый Николае, иерарше равноапостольне, / молися Живоначальней Троице / о всем твоем стаде // и о всем мире.

Тропарь второй Равноапостольному Николаю Японскому, глас 4

Апостолов единонравне и сопрестольне, / служителю Христов верный и Богомудрый, / цевнице избранная Божественнаго Духа, / сосуде преизливающийся любве Христовы, / Японския земли просветителю, / святый Николае, иерарше равноапостольне, / молися Живоначальной Троице // о всем твоем стаде и о всем мире.

Кондак первый равноапостольному Николаю, архиепископу Японскому, глас 4

Странника и пришельца прият тя страна Японская, / равноапостольне святителю Николае, / в ней же исперва познал еси себе яко чуждаго, / обаче теплоту и свет Христов источая, / прелагал еси враги твоя в сыны духовныя, / имже раздай благодать Божию, созидал еси Церковь Христову, / о ней же ныне молися, / и тебе бо сынове ея и дщери взывают: // радуйся, пастырю добрый наш.

Кондак второй равноапостольному Николаю, архиепископу Японскому, глас 2

Твердаго и Боговещаннаго проповедателя Евангелия Твоего, Господи, / возмездил еси Боголепно /, труды бо его и болезни приял еси паче всех жертв законных и всесожжении. // Того молитвами соблюди нас от неприязни.

Касаткин Николай Алексеевич (1859-1930)

Н. А. Касаткин впервые в истории русской традиционной живописи создал, еще в начале 1900-х гг., своеобразную галерею образов-типов рабочих, революционеров-пролетариев, за что был ценим и оберегаем молодой советской властью, возведен в патриархи живописного социалистического реализма, одним из первый удостоился звания (1923) "народный художник республики".

Сын видного московского гравера А. А. Касаткина, он учился в МУЖВЗ (с 1873) у В. Г. Перова и И. М. Прянишникова .
Получил в 1883 г. высшую награду училища - большую серебряную медаль и звание художника за картину "Нищие на церковной паперти".

После окончания училища Касаткина пригласил на работу в свое издательство крупнейший русский книгоиздатель И. Д. Сытин, где художник проработал около тридцати лет, участвуя в создании "Русской истории в картинах", первого настольного календаря и др.

Художник, безусловно, испытывал огромное влияние Л. Н. Толстого, знакомство с которым произошло в начале 1880-х гг. Теплые дружеские отношения скреплены были обоюдным интересом и вниманием к творчеству друг друга, к социальным аспектам жизни общества. Вероятно, этим можно объяснить и непременную литературность сюжетов произведений Касаткина.

С 1891 г. художник становится членом ТПХВ и постоянным участником выставок этого объединения. Именно в этот период определяется главная тема в творчестве Касаткина - жизнь рабочих и городской бедноты. Он пишет картины "Семья рабочего" (1891), "Тяжело (Буревестник)" (1892), "В коридоре окружного суда" (1897, удостоена серебряной медали на Всемирной выставке в Париже 1900 г.), "Арестантки на свидании" (1899)и др.

С 1894 г. началась преподавательская деятельность Касаткина в МУЖВЗ, длившаяся более двадцати лет (до 1917). Художник пользовался любовью и уважением студентов. Среди его учеников такие известные впоследствии мастера, как Б. В. Иогансон , В. В. Мешков и др. В 1892-97 гг., после нескольких поездок в Донбасс и на Урал, Касаткин создает знаменитую "шахтерскую" серию картин: "Шахтерка" (1894), "Углекопы. Смена" (1895), "Шахтер-тяголыцик" (1896), "Кузница" (1897), "Уральский рабочий" (1899), "В семье рабочего" (1890-е) и др.

Художник откликается на события революции 1905 г., написав ряд революционно-романтических произведений: "Тревожное", "Рабочий-боевик", "Последний путь шпиона", "Беззаветная жертва революции", "Студент", "После обыска" (все 1905). Эти и другие работы Касаткина стали на долгое время образцами для художников - приверженцев соцреализма.

В 1906 г. Касаткин посетил Финляндию, Норвегию, Швецию. В 1908-10 гг. путешествовал по Италии и Турции, много и плодотворно работая. После Октябрьской революции Касаткин активно включился в общественно-культурную деятельность: оформлял массовые празднества, был художником-инструктором отдела народного образования Сокольнического районного совета (с 1918), создал районную художественную студию для рабочих, преподавал.

В 1920-х гг. писал портреты-типажи: "За учебу" (1925), "Герой обороны СССР", "Комсомолка-пионервожатая", "Комсомолка-рабфаковка" (все конца 1920-х). В 1930 г., давая пояснения в Музее революции к своей новой картине "Карийская трагедия", Касаткин скоропостижно скончался. В истории советского искусства осталась легенда о художнике, творившем "как надо", художнике - символе социалистического реализма.



13 декабря 1859 (Москва) - 17 декабря 1930 (Москва)
Живописец, график.
Родился в семье художника-литографа А. А. Касаткина и крепостной крестьянки. Первые художественные навыки получил дома под руководством отца. В 1873 поступил в МУЖВиЗ, учился у В. Г. Перова, И. М. Прянишникова, А. К. Саврасова. В 1878 за «Этюд старухи» и в 1882 за рисунок с натуры награжден малыми серебряными медалями. В 1883 за картину «Нищие на церковной площади» удостоен большой серебряной медали и получил звание классного художника.
С 1878 преподавал в школе при типографии Общества распространения полезных книг, в 1884–1894 - в Художественной школе при типографии товарищества «И. Д. Сытин и К°». С 1894 до революции 1917 сотрудничал с издательством Сытина и как художник.
В 1893 был удостоен звания академика. В 1894–1918 преподавал в МУЖВиЗ.
С 1890 регулярно экспонировал свои произведения на выставках Московского общества любителей художеств (до 1910, с перерывами) и ТПХВ, в 1891 стал членом Товарищества (до 1922). Несколько картин с выставок ТПХВ были приобретены П. М. Третьяковым. В 1890-х сблизился в Л. Н. Толстым, часто гостил в имении писателя Ясная Поляна, испытал влияние на свое творчество его идей. В 1894 принимал участие в работе Первого съезда русских художников и любителей художеств, был избран в члены совета съезда. В 1900 за картину «В коридоре окружного суда» был награжден серебряной медалью на Всемирной выставке в Париже. В 1903 был избран действительным членом ИАХ в Петербурге.
Неоднократно совершал творческие поездки по России. В 1887 путешествовал по Волге, с 1891 по 1901 ежегодно выезжал в район донецких шахт, в 1894 побывал на Кавказе, в 1898 предпринял поездку на Урал, в 1900-х ездил на торфоразработки Иваново-Вознесенской области и по текстильным предприятиям Подмосковья. В 1893 посетил Париж и Берлин, с 1901 ежегодно бывал в Италии, в 1907–1917 совершил путешествия по Турции, Англии, Германии, Австрии, Швейцарии, Скандинавским странам.
После Октябрьской революции принимал участие в оформлении революционных празднеств. Создал районную художественную студию, при которой основал музей художников, вышедших из народа. С 1918 до середины 1920-х заведовал художественной студией на Биостанции им. К. А. Тимирязева, преподавал рисование в Лесной школе им. В. Д. Бонч-Бруевича и на учительских курсах. С 1920 руководил детской изостудией при санатории «Захарьино», с 1924 - Музеем труда. В 1923 первым был удостоен звания народного художника РСФСР.
В 1924 совершил поездку в Лондон и Южный Уэльс, чтобы запечатлеть борьбу пролетариата в Англии. В 1922 вступил в Ассоциацию художников революционной России, участвовал в выставках АХРРа до 1927. В 1927 стал членом Общества художников-реалистов. В 1929 в Москве прошла первая (и единственная прижизненная) персональная выставках мастера.
Ретроспектива произведений Касаткина состоялась в 1953–1954 в Москве, Ленинграде и Таллине.
Касаткин - один из ведущих русских мастеров реалистического искусства второй половины XIX - первой трети ХХ века. Наиболее значительный период его художественной деятельности связан с ТПХВ. В раннем творчестве (конец 1880-х - начало 1890-х) создавал жанровые работы в духе передвижничества, для которых характерны повествовательность сюжета, взятого из обыденной жизни, сдержанность колористической гаммы, тщательность исполнения.
В середине 1890-х тематика картин художника изменилась: он одним из первых в русской живописи обратился к индустриальной теме. Манера письма также претерпела изменения: доминирующими в палитре стали напряженные красно-коричневые, синие тона, мазок приобрел более энергичный и экспрессивный характер, а основной акцент делался уже не на пересказе сюжета живописными средствами, а передаче настроения, эмоционального состояния героев картин.
Помимо бытового жанра, являющегося основным в творчестве художника, обращался к портрету и пейзажу.
Произведения Касаткина находятся во многих музейных и частных собраниях России, среди них Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Киевский музей русского искусства, Пермская государственная художественная галерея, Астраханская государственная картинная галерея им. Б. М. Кустодиева, Национальный художественный музей республики Беларусь и другие.
В статье использована информация сайта artinvestment.ru

Касаткин Николай Алексеевич (1859-1930)

Н. А. Касаткин впервые в истории русской традиционной живописи создал, еще в начале 1900-х гг., своеобразную галерею образов-типов рабочих, революционеров-пролетариев, за что был ценим и оберегаем молодой советской властью, возведен в патриархи живописного социалистического реализма, одним из первый удостоился звания (1923) "народный художник республики".

Сын видного московского гравера А. А. Касаткина, он учился в МУЖВЗ (с 1873) у В. Г. Перова и И. М. Прянишникова. Получил в 1883 г. высшую награду училища - большую серебряную медаль и звание художника за картину "Нищие на церковной паперти".

После окончания училища Касаткина пригласил на работу в свое издательство крупнейший русский книгоиздатель И. Д. Сытин, где художник проработал около тридцати лет, участвуя в создании "Русской истории в картинах", первого настольного календаря и др.

Художник, безусловно, испытывал огромное влияние Л. Н. Толстого, знакомство с которым произошло в начале 1880-х гг. Теплые дружеские отношения скреплены были обоюдным интересом и вниманием к творчеству друг друга, к социальным аспектам жизни общества. Вероятно, этим можно объяснить и непременную литературность сюжетов произведений Касаткина.

С 1891 г. художник становится членом ТПХВ и постоянным участником выставок этого объединения. Именно в этот период определяется главная тема в творчестве Касаткина - жизнь рабочих и городской бедноты. Он пишет картины "Семья рабочего" (1891), "Тяжело (Буревестник)" (1892), "В коридоре окружного суда" (1897, удостоена серебряной медали на Всемирной выставке в Париже 1900 г.), "Арестантки на свидании" (1899)и др.

С 1894 г. началась преподавательская деятельность Касаткина в МУЖВЗ, длившаяся более двадцати лет (до 1917). Художник пользовался любовью и уважением студентов. Среди его учеников такие известные впоследствии мастера, как Б. В. Иогансон, В. В. Мешков и др. В 1892-97 гг., после нескольких поездок в Донбасс и на Урал, Касаткин создает знаменитую "шахтерскую" серию картин: "Шахтерка" (1894), "Углекопы. Смена" (1895), "Шахтер-тяголыцик" (1896), "Кузница" (1897), "Уральский рабочий" (1899), "В семье рабочего" (1890-е) и др.

Художник откликается на события революции 1905 г., написав ряд революционно-романтических произведений: "Тревожное", "Рабочий-боевик", "Последний путь шпиона", "Беззаветная жертва революции", "Студент", "После обыска" (все 1905). Эти и другие работы Касаткина стали на долгое время образцами для художников - приверженцев соцреализма.

В 1906 г. Касаткин посетил Финляндию, Норвегию, Швецию. В 1908-10 гг. путешествовал по Италии и Турции, много и плодотворно работая. После Октябрьской революции Касаткин активно включился в общественно-культурную деятельность: оформлял массовые празднества, был художником-инструктором отдела народного образования Сокольнического районного совета (с 1918), создал районную художественную студию для рабочих, преподавал.

В 1920-х гг. писал портреты-типажи: "За учебу" (1925), "Герой обороны СССР", "Комсомолка-пионервожатая", "Комсомолка-рабфаковка" (все конца 1920-х). В 1930 г., давая пояснения в Музее революции к своей новой картине "Карийская трагедия", Касаткин скоропостижно скончался. В истории советского искусства осталась легенда о художнике, творившем "как надо", художнике - символе социалистического реализма.

Картины художника

В рабочей семье

Девушка у изгороди


Женский портрет