Земноморья вики. Волшебник земноморья, сюжет, экранизации


«Волше́бник Земномо́рья» (A Wizard of Earthsea) - название первого романа писательницы Урсулы Ле Гуин, которая описала фантастический архипелаг Земноморье. Книга издана в 1968 году. В том же году роман был награжден премией Boston Globe-Hornbook Award (в категории juvenile fiction). История романа продолжена в книге «Гробницы Атуана »

Сюжет

Главный герой романа, носивший в детстве имя Дьюни (Duny), родился и провёл детство на острове Гонт архипелага Земноморье. Его мать рано умерла, из родных у мальчика остались только отец и тётка - деревенская колдунья. В семь лет Дьюни демонстрирует врождённый талант к магии и тётка решает обучить его тому немногому, что знает сама. За умение подчинять себе диких птиц, и в частности ястреба-перепелятника, Дьюни получает прозвище Ястреб (Sparrowhawk), которым будет пользоваться и в дальнейшем.

Спустя четыре года он использует свои магические способности для защиты родной деревни от нападения варваров. Слух о том, что маленький мальчик спас деревню, долетает до мудрого гонтийского мага Огиона Молчаливого , и он решает взять мальчика с собой и сделать своим учеником. Когда Ястреб достигает своего совершеннолетия, маг Огион даёт ему его тайное истинное имя - Гед .

Гед мечтает скорее обучиться магии и жаждет славы великого волшебника, но не понимает того, чему учит его терпеливый и мудрый Огион. Тогда Огион предлагает Геду сделать выбор - остаться с ним на острове Гонт или отправиться на обучение на остров Рок, где находится общая для всего Земноморья школа магов.

Там Геда высмеивает некий Джаспер, который тоже является учеником школы. Джаспер находится выше по рангу, а Гед желает доказать ему, что он не менее силён, и в одну из ночей произносит заклинание, которое призывает мёртвых. Но вместе с духом вызываемого в мир приходит чудовище - некая Тень, которая хочет убить душу Геда и занять его тело. Пытаясь спасти своего ученика, глава школы Неммерль погибает. Гед бежит с острова Рок, преследуемый Тенью, испытывает много приключений, но наконец сам вступает в погоню за ней и побеждает.

Экранизации

В 2004 году каналом Sci-Fi Channel был снят телефильм «Легенды Земноморья», соединяющий сюжеты «Волшебника Земноморья» и «Гробниц Атуана».

В 2006 году по мотивам романа «Техану» был снят полнометражный анимационный фильм режиссера Горо Миядзаки «Сказания Земноморья ».

Сама Урсула Ле Гуин неодобрительно отзывается об изменениях в сюжете, и считает экранизации скорее фильмами по мотивам своих произведений, кое-где весьма далекими от её собственного ви́дения книги о Земноморье и её героев.

Гед огляделся и в свете свечи своим острым глазом волшебника отметил один из камней в полу. Такая же грубая влажная плита, как и все, но он чувствовал исходящую от этого камня таинственную силу, которая как бы в голос заявляла о себе. Дыхание замерло у него в груди, он ощутил слабость. Это было само основание башни, главный камень её фундамента, и он был холодный, мертвяще ледяной; в комнате тоже царил могильный холод, и ничто никогда не смогло бы согреть её. Камень этот принадлежал к миру Древних Вещей: могущественная и ужасная сила, заключенная внутрь каменной глыбы. Гед не ответил Серрет - просто застыл в молчании, и она, бросив на него быстрый любопытный взгляд, указала на камень сама.
- Вот. Это Терренон. Тебе, наверно, интересно знать, зачем мы такую драгоценность храним в самом глубоком и дальнем подземелье?
Гед по-прежнему не отвечал, молчаливый и настороженный. Возможно, она задала этот вопрос нарочно, однако Геду все же казалось, что Серрет не очень-то хорошо осведомлена об истинной природе Камня, раз говорит о нем столь легкомысленным тоном: слишком мало знает о нем, чтобы его бояться.
- Скажи мне, в чём его сила? - спросил он наконец.
- Терренон появился на свет ещё до того, как Сегой поднял острова Земноморья со дна морского. Он был рожден одновременно с нашим миром и умрет вместе с ним. Время для него - ничто. Возложи на него руку, задай любой вопрос - он ответит, но в соответствии с твоей собственной магической силой. Он может говорить - если сумеешь услышать. Он может рассказать о том, что было, есть и будет. Он предсказал твое появление здесь задолго до того, как ты попал на этот остров. Будешь сейчас что-нибудь спрашивать у него?
- Нет.
- Тебе он ответит.
- У меня пока нет такого вопроса, который хотелось бы задать ему.
- Он мог бы рассказать, - продолжала Серрет вкрадчиво, - как тебе одержать победу над врагом.
Гед стоял, будто проглотив язык.
- Ты боишься его? - недоверчиво спросила она.
Он ответил:
- Да.
В мертвенном хладе подземелья, отгороженного от мира каменными стенами и заклятьями, тускло светила единственная свеча в руке Серрет. Помолчав, она снова глянула на Геда, глаза её сверкнули.
- Ястреб, - сказала она, - ты его не боишься!
- Но с этим духом я говорить не стану, - ответил Гед, глядя ей прямо в лицо. И продолжал с мрачной серьёзностью:
- Госпожа моя, дух, что заключён в этом камне, заперт затворяющим заклятьем, и заклятьем ослепляющим, и волшебными силами замка, но это не потому, что ему нет цены, но потому, что он может служить источником великого зла. Не знаю, что тебе сказали о нем, когда ты приехала в этот замок. Но ты так молода и добра душой, ты никогда не должна не только касаться этого Камня, но даже смотреть на него. Ибо он опутает тебя злыми чарами.

Первая трилогия цикла «Земноморье» уже много лет входит в число моих любимейших фэнтезийных произведений. Впервые я узнал о Средиземье еще студентом и на многие годы остался покорен этим удивительным архипелагом. Чем же столь привлекло меня это произведение.

Начну с самого простого. Необычный мир, состоящий из бесчисленного количества островов, разбросанных по бескрайнему морю, очень красив. Урсуле Ле Гуин удивительным образом соединяет в своем мире чудесное и реалистичное. Жизнь простых крестьян и рыбаков Земноморья не слишком отличается от жизни их земных собратьев. Но при этом магия на редкость органично вписана в эту жизнь. Да и сама идея мира-архипелага дает прекрасное поле для фантазий читателей. Как легко представить себя в мчащейся по волнам лодке рядом с героем, почувствовать вкус соленой воды на своих губах, увидеть как Солнце восходит прямо из океана. Изобилие же островов дает возможность автору показать совсем разные условия - от патриархальных порядков на Гонте до тоталитарной Каргадской империи. В конце концов, мир Земноморья просто красив. Вот бы на что посмотреть хоть краешком глаза! Не менее убедительно, чем красивое, автор показывает страшное и безобразное. Непросто припомнить более жуткое местечко, чем подземный лабиринт Безымянных из «Гробниц Атуана».

Еще один серьезный плюс произведений - богатство новыми на тот момент идеями. Это сейчас все кому не лень строчат о школах и университетах магии, а некогда школа на острове Рок была чуть ли не единственной в своем роде. Впрочем, до сих пор волшебства в школе, описанной Ле Гуин, гораздо больше, чем у множества ее последователей.

Еще одна идея, которая кочует с тех пор по разным произведениям - это магия имен. Действительно, чтобы овладеть неким явлением, надо сперва понять его истинную сущность, то есть узнать его настоящее имя. Думаю, многие современные ученые готовы согласиться с этим утверждением. А уж как красочно и убедительно описана эта магия!

Еще одна сильная сторона произведения - очень глубоко и тщательно проработанные образы героев, особенно самого Геда. Не так много в фэнтези произведений, где столь подробно показана вся жизнь героя, его юность, зрелость, старость. И именно испытания, которые Гед с честью выдержал в молодости, делают столь убедительным образ Геда - могущественного волшебника. Столь же убедительно показан и образ Ары/Тенары во второй части, ее нелегкая борьба с собой. А юный принц Аррен в третьей части во многом является отражением самого Геда. При этом характеры главных героев отнюдь не являются застывшими, они показаны нам в развитии, и мы воочию видим, как поступки героев определяют их судьбу. В результате за героев действительно боишься, им сочувствуешь, в них веришь. Впрочем, многие, даже эпизодические персонажи, очень хороши.

Еще один серьезный плюс произведений - их увлекательность. В каждой из трех частей достаточно приключений, ярких, эффектных эпизодов, при этом приключения тела удачно сочетаются с приключениями духа.

Ну и, наконец, самое важное. Цикл «Земноморье» не просто показывает читателю увлекательную и яркую картинку, он учит тех, кто внимательно вчитывается в книгу, учит простым, но очень важным вещам. «Волшебник Земноморья» напомнит нам, что в каждом человеке, даже в лучшем из нас, есть темная половина, которую надо непрестанно держать в узде. Книга предостережет нас от излишней самонадеянности, заставит вспомнить о цене подлинной дружбы, подскажет, что даже самую грозную опасность надо встречать лицом к лицу.

«Гробницы Атуана» немного о другом, Здесь речь в первую очередь идет о борьбе свободы и беззаконного порядка, о вызове Злу, которое настолько всеобъемлюще и привычно, что кажется совершенно несокрушимым, о выборе, который есть всегда.

«На последнем берегу» - история, которую стоит прочесть каждому из нас. Ведь всем нам когда-то придется встретиться со старостью, а потом и со смертью. Научиться встретиться с ней мужественно и достойно, а не пытаться избегнуть своей участи за счет других - очень нелегкий урок.

Хорошие книги - как старые друзья. Откроешь такую - и снова тобой овладеют теплые чувства, снова чувствуешь себя молодым и исполненным любопытства читателем, снова готов странствовать по диковинным мирам, изучать неизведанное и учиться у мудрых учителей. И «Волшебник Земноморья» для меня - одна из таких книг.

Оценка: 10

Что сказать? Действительно замечательная трилогия!

Честно говоря, для меня это первое фантастическое произведение, которое написано с таким...философским, что ли, уклоном. Глубокомысленно, вдумчиво, с неким поучительным посылом к читателям... Произведения, написанные не просто для развлечения. Позволяют задуматься, поразмышлять. А если книга даёт пищу для размышлений, то она определённо хороша!:appl:

Тут нет привычного, часто встречающегося, в особенности, в современном фэнтези, духа...опять же, трудно подобрать подходящее слово...эпичности, что ли... Этакого размаха: баталии «стенка на стенку», полыхающие молнии и «фаерболы» магов, чуть ли не всемогущие злодеи и столь же великие герои, спешащие спасти мир от мирового зла. Но вместе с тем здесь есть атмосфера сказочности, волшебства, всё той же эпичности, только по-другому выраженной. И всё это так органично вписано в общую картину, так замечательно проработан мир Земноморья, что невозможно этим не восхищаться!:love:

А противостояние тьмы и света, добра и зла происходит не в эпических сражениях «хороших» и «плохих», а в душе, душе каждого героя, в первую очередь, конечно, главного героя - Геда, Ястреба. И самое интересное, что противостояние это вроде бы выражено не как война, а наоборот, - своеобразное примирение этих противоположных начал. Все противоположности, все войны и противостояния сливаются, теряют свои границы в едином - в человеке!

Отвергая Тьму своей души, теряешь всего себя без остатка, а обретая её и принимая, овладеваешь ею, овладеваешь вместе с тем в полной мере и силой Света в себе, как это и случилось с Гедом в «Волшебнике Земноморья». И даже грань между жизнью и смертью - на самом деле лишь иллюзия, как это прекрасно показано в третьей книге, «На последнем берегу». Отказываясь от смерти, отказываешься и от жизни, а принимая смерть, обретаешь бессмертие и продолжаешь жить в различных проявлениях этого мира, перерождаешься в каждой частичке мира... К пониманию этого благодаря встрече с Ястребом пришёл юноша по имени Аррен. За развитием внутреннего мира жрицы Ары, Тенар, во второй книге, «Гробницы Атуана», наблюдать не менее интересно. Здесь показана сила человеческого выбора, возможность этого самого выбора. Безропотно и слепо повиноваться силе Безымянных, которых давно уже перестали бояться многие люди? Подпитывать своим поклонением эти силы, давая им последнюю надежду на выживание? Или сделать выбор в сторону своей подлинной сущности? И тогда стать настоящим человеком! И тогда уже Безымянные становятся слугами, а человек - хозяином, ибо они - всего лишь одна сторона мироздания, а человек един, целостен, а значит, всемогущ и безграничен!

Каждый, прочитав книгу, видит своё. То, о чём я говорил, - это то, что лично я увидел в этих произведениях великолепной Урсулы Ле Гуин. И мне это очень понравилось! Это было замечательное путешествие по миру Земноморья! И, к счастью, я его продолжаю, начиная читать вторую трилогию!:smile:

Оценка: 10

Земноморье. Если честно, в детстве первой ассоциацией, когда слышал это слово, был Гэндальф, стоящий по колено в морской воде и делающий замысловатые пасы руками, творя волшебство. Прочитав основную трилогию о волшебнике Земноморья, я понял, что ошибался, но не так уж сильно. Сегодня я бы хотел поговорить об этом интересном мире и в первую очередь – о главных романах серии. И начну я, конечно же, с «Волшебника Земноморья».

Прежде всего, необходимо познакомиться с главным героем. Большинство из нас его уже знают, но если эти строки читают люди, незнакомые с книгой, то сейчас я вам его представлю. Впервые мы видим главного героя как маленького деревенского мальчика. Ребенок не избалован, из неполной семьи, имеет врожденные способности к магии, благодаря которым его берет к себе в ученики местная колдунья. Мальчик способен подчинять себе птиц, в том числе ястребов-перепелятников, и в будущем его так и прозовут – Ястреб-перепелятник (или просто Ястреб). Время шло, и однажды, будучи в возрасте лет эдак 11-12, наш главный герой с помощью магии спасает свою деревню от врагов. Это замечает главный маг острова Огион Молчаливый и берет паренька к себе в ученики. Кстати, забыл сказать, Земноморье – это архипелаг с громадным количеством островов. А остров с деревушкой, в которой прописан Ястреб, называется Гонт. Соответственно, главный маг Гонта – Огион. В общем, дальше главного героя ждут годы обучения у Огиона, затем период обучения в школе волшебства на острове Рок, а затем множество опасных приключений, в которых Ястреб должен будет поучаствовать, искупая собственную глупость и опрометчивость. На этом про первый роман можно закончить, скажу еще лишь пару предложений, которые стоит воспринимать в качестве ремарок. Магия здесь основана на знании истинных имен, и истинное имя главного героя – Гед. Это роман взросления, в котором большое внимание уделено не только приключенческой части, но и нравственной тоже. Аллюзии на него есть в романах Ролинг и Ротфусса, и видны они невооруженным взглядом.

Вторая книга – уже про другое, и написана она иначе. Это тоже роман взросления своего рода, однако главное действующее лицо здесь уже не Гед, а юная жрица Ара. Действие происходит в Лабиринте Гробниц Атуана, и сам роман так и называется «Гробницы Атуана». Чувствуете скачок от «Волшебника» до «Гробниц»? Настраивает на определенный лад, не правда ли? Гед в романе также появляется, но на вторых ролях. Он уже сильный маг, и для него это – очередное опасное приключение. О сюжете можно сказать буквально в двух предложениях: Гед заблудился в Лабиринте, и перед Арой стоит серьезная дилемма насчет своих дальнейших действий. Убить или спасти, действовать, руководствуясь учениями и наставлениями старших или собственными мыслями и сердцем? Роман неплох, но, на мой взгляд, уступает первой части. Пара ремарок: существует экранизация первой и второй книги под названием «Волшебник Земноморья», которая в целом смотрибельна; на этот раз нравственная часть преобладает над приключенческой, и действия в романе немного.

Третий роман называется «На последнем берегу», и название вновь играет большую роль для понимания сути произведения. Первый роман назывался с намеком на личность, второй – на место действия, третий – и на место действия и на само действие. Гед уже стал архимагом, и перед ним стоит нелегкая задача: спасти мир и восстановить Великое Равновесие. Путешествий будет много, но уже с совершенно другими настроениями, нежели в первом романе. Гед стал мудрым и по-настоящему взрослым человеком. И концовка, пусть и логичная, вызывает у меня некоторую печаль.

На этом заканчивается основная трилогия, но не заканчивается история Земноморья. Есть еще рассказы-приквелы и рассказы-сиквелы, есть два романа-продолжения и две экранизации. Но это все для тех, кто полюбит этот мир и захочет узнать о нем побольше, побыть там подольше, все остальные могут ограничиться знакомством с тремя первыми романами. Я сам больше всего люблю именно первую трилогию. Хотя нет, не так. Я люблю романы трилогии, а сама трилогия в целом вызывает у меня грусть, так как сама история эта очень обрывочна. Скорее всего, я просто избалован нынешними фэнтези-эпопеями, которые описывают чуть ли не каждую секунду жизни главных героев. Тем не менее, большое спасибо Урсуле Ле Гуин за то, что она подарила нам этот замечательный мир.

Оценка: 8

Здравствуйте! Раз уж я начал писать отзывы на фэнтези, то никак не могу пройти мимо трилогии «Волшебник Земноморья». Хочу обратить Ваше внимание, я буду писать про ТРИЛОГИЮ. Я не беру в расчёт другие романы из цикла, которые Урсула Ле Гуин написала потом. Вкратце поясню. Первую Трилогию она издала, когда была ещё совсем молода, в годы своего писательского расцвета. А вернулась к циклу уже много лет спустя, и вышли романы «Техану» и «На иных ветрах». Я прочитал их. Знаете, какое впечатление? Что писал совсем другой человек. На знаменитую трилогию они совсем не похожи. Откровенно говоря, они просто убоги. Но я не могу винить за это автора, все мы рано или поздно состаримся и силы будут уже не те. К тому же она признавалась, что всю жизнь мечтала вернуться к Земноморью. И впечатление от первой трилогии это не испортило, я оставляю за собой право читать, оценивать, ценить и хвалить только её. Я прочитал эту книгу первый раз совсем маленьким и ничего не понял. Но остались страшные места из книги, которые приходили на ум по ночам. Про Тень. И потом в конце-концов я снова взял эту книгу и прочитал её.

На форзаце была нарисована карта Архипелага. Вот он, тот мир, котрый ждёт нас. Вроде и не велик он, и людей в нём не очень много, и многие острова давно исхожены и обжиты. Но фермеры живут только рядом со своим домом, и земля в двух днях пути кажется им уже чужой и неведомой, а другие острова и просто сказочными. Да, это очень необычно, но всё же вполне правдиво. Противоречие! Да, такая задумка очень оригинальна и хороша. Только это уже прорисовывает черты и дух нового мира. А во время путешествий по морям Гед спросил как-то у жителей далёкого островка: а что там, дальше? Ему ответили: море. Да! Он чувствовал бессмысленность гипотез о крае земли, где всё кончается, чувствовал, что есть где-то далёкие земли, на которых, наверное, живут такие же люди. Это солидная капля реализма. А в должном сочетании с фэнтези реализм очень ценится. Вы скажете, но есть многое в этой книге, что просто нереально. А что мы, господа, знаем о нашем мире? Что было и что будет? Когда появились люди? А была ли магия? Есть ли потусторонние миры? Этого не знает никто. Пусть создатели обширных планет и сказочных вселенных кусают губы: со своим маленьким Архипелагом Урсула Ле Гуин оставила их далеко позади.

Да! Реализм, повторяю, в фэнтези очень ценится. Пусть не ленятся будущие писатели-фантасты и создатели игр уделять ему больше времени и внимания. Ведь это отсылка к нашему, настоящему миру, которая заставляет нас задуматься о его проблемах и о нашем завтрашнем дне. В Трилогии мы хорошо знакомимся всего лишь с тремя героями, но разве это плохо? Каждый человек -это отдельная Вселенная со своими законами и про каждого человека можно писать громадные тома, только знать бы, как. И на протяжении всей Трилогии мы следим за... великим Волшебником Земноморья, как ни странно. Здесь нет многочисленных приключений героя, нет подробного описания жизни других людей и прорисовки окружающего мира, но это отнюдь не минус. Нет! Мы всё остальное додумываем сами, как нам надо. Это просто высший пилотаж автора, иначе и не скажешь. И мы неторопливо наблюдаем за мыслями и поступками героя, видим, как его раскрывает автор, создавая неповторимый романтический образ. Да, конечно он романтический, но это же фэнтези! Здесь автор имеет на это полное право, да и у меня в мыслях нет ругать его за это. Замечу, что в книге нет вообще никаких любовных историй и эпизиодов, за небольшим исключением. Каким? Не могу сказать, это вы сами узнаете. В наше время мужчина неприменно должен иметь женщину и периодически думать о ней (ну или постоянно), иначе он не мужчина. Это тоже несколько отходит от реализма. Но не все же, в конце-то концов, мысли героя передаёт нам автор. Да и почему неприменно должна быть любовная история? Кто это сказал? Свои каноны каждый автор определяет сам, а мы оцениваем то, что получилось. Я думаю, что от этого книга нисколько не потеряла, наоборот, это вполне логичный ход в намеченном автором стиле. Это тоже, в каком-то смысле, ставит всё на свои места. Любовная история была бы здесь... просто нелепа. В книге пройдёт всего несколько лет, а нам будет казаться, что мы где только не побывали, о чём только не передумали, что полжизни перед нами прошло! Сомневааюсь, что писательница когда-то была моряком, но... горький привкус моря после прочтения остаётся. Ревут ветра и катятся громадные волны, а где-то там, в тумане, сливаясь с тучами, скрывается земля. Маленькие островки, кучи песка и камней. Острова, где есть города и деревеньки, народы и государства, волшебники и.. драконы! Да, драконы в этой книге воистину драконы, ни чета другим. Непомерно древние, непомерно могучие, обладающие холодным и безжалостным разумом, который способен раздавить человеческий, как жалкую букашку. С ними наш герой обязательно познакомится. И они станут уважать друг друга. С ним мы побываем на многих островах, узнаем давно погребённые тайны, сразимся с древним, очень древним, очень сильным и очень страшным Злом, которое здесь одна из основ мироздания. Пройдёмся по тихим ночным улочкам, тоскуя о уюте и близких, оставленных где-то далеко. Надолго... может быть навсегда. С верным другом будем мчаться на маленькой лодочке по волнам, радуясь тому, что скоро будем дома. Дом. Его наш герой найдёт только в самом конце, но ещё много чего случится до этого. Его ждут чёрные Гробницы и безжизненный, тёмный, горький потусторонний мир, из которого нет возрата и куда люди идут после смерти. За ним будет гнаться сама смерть, наступая на пятки. Он будет тяжело страдать из-за своих ошибок, которые совершил когда-то и искренне радоваться своей победе, давшей этому миру новую надежду на лучшее будущее.

Небольшая, по современным меркам, Трилогия, но вся жизнь пронеслась перед глазами. Чтобы создать новый мир совсем не нужно писать кучу книг и долбить сотни персонажей. Эта книга - наглядное тому подтверждение. Моя оценка - твёрдая 10. Иначе и быть не может.

Оценка: 10

Давайте я расскажу вам о цветах Земноморья. Нет-нет, не о цвете морей, не о зеленой листве. Не буду я подробно разбирать, зачем был нужен этот персонаж, а за какие струны души должен дергать этот. Пожалуй, я расскажу о черно-белой картинке, изменявшейся вместе с Гедом-волшебником.

И был «Волшебник Земноморья». Жизнь Геда проста и приятна, а та часть картины, что заботливо подсвечена Урсулой, светло-серая, почти белая. Земноморье дышит полной грудью, радостно дожидаясь, пока сможет покрасоваться перед Гедом и читателем. Несмотря на все трудности, встретившиеся Геду, радость жизни ощущается в полной мере. Это- детство Земноморья.

И случились «Гробницы Атуана» на пути повзрослевшего волшебника. Поначалу нашего героя не видно, нам рассказывают о жизни каргадов и их жриц. Картина превращается в черно-белое полотно, где царит равновесие. С одной стороны Древние Силы Земли, неумолимые, беспощадные и т.д., а с другой стороны Гед, освобождение жрицы от своих господ Неназываемых, и красота, которая таится во мраке, дожидаясь, пока кто-нибудь зажжет свет. Это зрелая книга, в которой все в равновесии, а равновесие есть счастье.

И оказался Гед «На последнем берегу». И оказалось, что есть только два-три светлых пятна во всем Земноморье, остальное стало туманом и тьмой. И эти светлые пятна, эти огоньки колеблются, угасают. Умирают. Кажется, что вот-вот наступит конец всему, но один огонек, что поярче да поменьше потухнет, но прогонит тьму с островов. Прогонит, но не победит.

Напоследок хочется сказать что-нибудь о том, насколько хороша трилогия. Пожалуй, скажу так: Великолепно.

Оценка: 10

Эта книга настолько отличается от всей современной фантастики, что я читала в последнее время, что по началу у меня даже мурашки бегали от высокопарных словосочетаний. Но если в большинстве случаев от витиеватых сравнений в книгах хочется смеяться, тут они удивительно к месту. Очень удивил подход автора к изложению истории: она не заостряет внимание на мелочах. А мелочью в её понятии является даже, например, экзамен на получение посоха и становления настоящим волшебником. У неё это выглядит примерно так:

Спойлер (раскрытие сюжета)

он пришёл после обучения в школу, зашёл в калитку, а через два месяца вышел с посохом настоящим волшебником.

Диалогов в книге очень мало, что следует из скорости развития сюжета.

Удивительно для меня также отношение автора к главному герою. Мы привыкли, что главный герой - это пуп земли, вокруг которого вращается Вселенная; у Урсулы же Гед - лишь удобный инструмент для передачи мира и событий. Так, пешка. И в то же время, она любит и уважает его, на протяжении всей трилогии любовно взращивает, учит, а затем позволяет ему вместе с ней править историей. Гениально, нигде такого не читала.

Этой книге как описание не подходит ни «роман», ни «рассказ» - только «Сказание». Сильное, насыщенное, не то, которое проглатывается мигом и оставляет полуголодным; из тех, что откусываешь по кусочку и остаёшься сыт, смакуешь долгое время и наслаждаешься замечательным долгоиграющим послевкусием.

Сильно. Книга оставила след в моей душе.

Оценка: 10

В начале было Слово.

А потому неудивительно, что в мире, созданном Словом, Истинная Речь - язык драконов и волшебников - имеет важнейшее значение. Истинная Речь - это основа магии, именно на ней произносят подлинные имена предметов и людей, а знать подлинное имя - значит иметь власть над сущностью. Да-да, в отличие от множества миров, где магия - это что-то необъяснимо-волшебное, в Земноморье волшебство очень хорошо и, если так можно выразиться, реалистично объясняется.

Мир, созданный этой магией, довольно необычен, трудно даже навскидку вспомнить другую столь же «морскую» вселенную. Множество островов с разным климатом и разным укладом жизни - это однозначный плюс произведения.

Есть в этом мире место и Великой Мудрости, проявляющейся не только в Великих Деяниях, но и в маленьких разговорах:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Учитель, а какой в нем прок?

Никакого, насколько я знаю.

Гед некоторое время продолжал держать растение в руке, шагая рядом с Огионом, потом отбросил его в сторону.

Когда ты познаешь этот острец во всех его сезонных ипостасях, станешь различать его корни, листья, цветы, запах и форму семян, тогда сможешь узнать и его настоящее имя: ведь понять сущность предмета гораздо важнее, чем выяснить, какая от него польза. А какова, например, польза от тебя самого? Или от меня? Приносит ли пользу гора Гонт или Открытое Море?

Но, несмотря на множественные достоинства книги, некоторые вещи мне совсем не приглянулись: хотелось бы чуть больше сказаний о древних временах, великих героях прошлого и их делах, о Темных и Светлых силах Земли, об опасности Тени, о мотивах поступка Ары, о мотивах и самом злодеянии врага из «На последнем берегу». Но, главное, как возвращение короля поможет миру? Все же строки «Клинок вернётся на рукоять, Корону король обретёт.» более уместны в том произведении, откуда они родом.

В итоге мы имеем прекрасный мир, хорошее доброе повествование и извечную борьбу добра со злом во имя поддержания равновесия. А некоторые шероховатости пусть вас не пугают, они не способны испортить впечатление от этой выдающейся книги.

Оценка: 8

Всё-таки прав был человек, утверждающий о трёх эпопеях-столпах фентези:«Властелин Колец», «Хроники Нарнии» и «Волшебник Земноморья».

Творение Ле Гуин здесь самое философское и неторопливое произведение. Событий во всех романах, пожалуй, меньше, чем в любой книге «Властелина» или «Хроник».

Эпопея рассказывает о жизни и взрослении величайшего волшебника Земноморья. От его младенчетсва к зрелости, к подвигам, к статусу Архимага, к величайшему могуществу и спасению мира... к упадку. К полному отчаянию и беспомощности. Абсолютному бессилию.

Фактически, вся серия является одной большой биографией Геда-Ястреба. А все происходящие вокруг события, вся философия, глубокомысленность и эмоции только дополнительно помогают лучше понять Геда, раскрыть его характер.

Первый роман прочитал ещё десятилетним ребёнком. Относительно недавно прочитал все четыре романа. И лет через десять ещё перечитаю. Это одна из немногих историй, которая действительно достойна того, чтобы перечитывать её хотя бы раз в десятилетие.

Однозначно, одна из лучших историй в фентези, и, возможно, в литературе вообще.

Оценка: 9

Где то в обсуждении «Эрагона» видел мнение что если фэнтези не об великих битвах и не магучих героях, которые всепобеждают, то это фэнтези про странствия героев по свету и внутренние самокопания. Уж не «Волшебника Земноморья» имели ввиду, ведь сдесь как раз это и есть - путешевствия по миру и внутренний мир героев, и описанно это гинеально!

Можно много говорить об интересных находках автора, о таланте, но дело наверное не в этом. Дело в том что автор берясь за написания книг ЗНАЛА о чем будет писать, и отнеслась к этому с полной серьезностью (чего не хватает у многих современных авторов - берутся за написание одного, потом начинают вставлять что то другое, в итоге видим полный винигрет, а порой и вовсе полный правал). Поэтому мы и видим один из наиболее проработанных и масштабных миров в фэнтези, и одну из наиболее проработанных магических систем в этом же жанре. Можно согласиться с мнением что Ле Гуин о многом не написала в своих романах, но это не из за того что автору не хватило таланта, а лишь потому что автор просто не стала об этом писать.

Казалось бы в произведениях нет эпического размаха - но на протяжении книг происходят эпохальные события для мира Земноморья - было возвращенно Кольцо Эррет - Акбе - главнй артифакт мира, пала твердыня Храмов Атуана, волшебник Гед и принц Аррен остановили самую страшную катастрофу в истории, спася тем самым мир от гибели, трон в Хавноре занял долгожданный Король, а в последствии помирятся даже карги с остальными жителями Земноморья, и драконы покинут мир. Просто в мире Земноморья все вопросы решают не огромные армии а отдельные люди, при том главный акцент ставится на внутренний мир человека, и изменнения людей показанны тонкими штрихами, которые надо заметить - вот Тенар добровольно голодает нося свои обеды к пленнику, хотя она не должна этого делать в принциппе, вот каргадская принцесса начинает учитть ардический язык.

Глаыный персонаж трилогии - маг Ястреб, который проходит путь от ученика Огиона, до Верховного Мага Земноморья и воспитателя будущего Короля Земноморья. Но Гед отчасти главный герой, во втором и третьем томе главные герои не сколько Ястреб сколько Тенар и Леббанен, описанно их становление, а Гед описывается со стороны их. Нельзя не упустить из вида и Огиона - учителя Геда, могущественного волшебника который в отличии от Геда предпочитает тихую оседлую жизнь на Гонте и являющийся некой противоположность подвижного ученика, Эстариола - верного школьного товарища Ястреба который не побоялся отправиться с другом в дальнее опасное путешевствие на восток, за пределы Земноморья и поиогший одолеть Тень, Леббанена - принца совершившего с Ястребом путешевствие на запад и вообще за пределы мираи доказавший что кровь Морреда это не единственная притензия на престол в Хавноре, Джаспер - ученик Школы Волшебников соперник юного Ястреба который избрал противоположный путь - идет на службу одному из князей не дождавшись даже вручения звания волшебника м магического посоха, Тенар - Единственная Жрица Беззымянных, которая помогла Геду воостановить Руну Мира, первый карг который помирился с остальными жителями Земноморья, и впоследствии разделившая с уже немолодым Гедом свою жизнь, Тхар и Коссил - учителей Тенар, весьма противоположный по отношению к ученице, драконов - Йевода, Орм Эмбара, Каллесина - могущественных и мудрых существ которые признали в Ястребе Повелителя Драконов.

Не рекомендую данный цикл для юного возраста. Думаю, этим вы только отобьете желание читать книги вообще. Очень унылый мир, серый, скучный, безрадостный (складывается именно такое впечатление). По-моему, литературный стиль данной писательницы не подходит для фэнтэзи вообще. Слишком много философии, все в книге отдано главному герою, его поискам и взрослению. Причем его приключения не остаются в памяти, они необходимы лишь для развития персонажа, в большинстве своем это просто встречи с другими персонажами или преодоление различных препятствий. Как-то уж очень все поверхностно, нет яркости эмоций, переживаний(ну не совсем конечно). Самым неудачным я считаю самый первый одноименный роман цикла. Слишком уж он отличается от традиционных произведений жанра. «Гробницы Атуана» благодаря своей камерности, отрешенности от всего остального мира вызывает более благоприятное ровное впечатление. И заключительное произведение-это в какой-то мере заход на второй круг, но герой уже стал совершенно другим. Это как подведение итогов, осмысление пройденного. Мой вам совет- если уж взялись за «Волшебника...» -прочтите весь цикл, а иначе полное мнение вы о нем не составите. Это не просто сказка, а скорее притча или даже жизненная философия, облечанная в форме фэнтэзи. Общую оценку выставлять не буду. И не очень хорошо получилось и вобщем-то не плохо. Но очень своеобразно, я бы сказал, в духе Ле Гуин...

Оценка: 8

Мое первое серьезное «фентези». Впечатления - самые яркие,таких у меня не было даже от «Властелина колец«! Это действительно работа Мастера! Жаль,до сих пор никто не решился нормально экранизировать(не «по мотивам» ,а по книге!),как того же ВК....

Язык оригинала: Переводчик:

И. Тогоева

Издательство:

Санкт-Петербург «Северо-Запад»

Выпуск: Страниц: Носитель: ISBN :
Волшебник Земноморья
Жанр :
Язык оригинала:
Серия:

Саги Земноморья

Издательство:

Элитайл
СиДиКом

Выпуск:
Носитель:
ISBN :

«Волше́бник Земномо́рья» (англ. A Wizard of Earthsea ) - название первого романа писательницы Урсулы Ле Гуин , которая описала фантастический архипелаг Земноморье. Книга издана в 1968 году . В том же году роман был награжден премией Boston Globe-Hornbook Award (в категории juvenile fiction). История романа продолжена в книге «Гробницы Атуана »

Сюжет

Главный герой романа, носивший в детстве имя Дьюни (англ. Duny ), родился и провёл детство на острове Гонт архипелага Земноморье . Его мать рано умерла, из родных у мальчика остались только отец и тётка - деревенская колдунья. В семь лет Дьюни демонстрирует врождённый талант к магии и тётка решает обучить его тому немногому, что знает сама. За умение подчинять себе диких птиц, и в частности ястреба-перепелятника, Дьюни получает прозвище Ястреб (англ. Sparrowhawk ), которым будет пользоваться и в дальнейшем.

Спустя четыре года он использует свои магические способности для защиты родной деревни от нападения варваров. Слух о том, что маленький мальчик спас деревню, долетает до мудрого гонтийского мага Огиона Молчаливого , и он решает взять мальчика с собой и сделать своим учеником. Когда Ястреб достигает своего совершеннолетия, маг Огион даёт ему его тайное истинное имя - Гед .

Гед мечтает скорее обучиться магии и жаждет славы великого волшебника, но не понимает того, чему учит его терпеливый и мудрый Огион. Тогда Огион предлагает Геду сделать выбор - остаться с ним на острове Гонт или отправиться на обучение на остров Рок, где находится общая для всего Земноморья школа магов.

Там Геда высмеивает некий Джаспер, который тоже является учеником школы. Джаспер находится выше по рангу, а Гед желает доказать ему, что он не менее силён, и в одну из ночей произносит заклинание, которое призывает мёртвых. Но вместе с духом вызываемого в мир приходит чудовище - некая Тень, которая хочет убить душу Геда и занять его тело. Пытаясь спасти своего ученика, глава школы Неммерль погибает. Гед бежит с острова Рок, преследуемый Тенью, испытывает много приключений, но наконец сам вступает в погоню за ней и побеждает.

Экранизации

В 2004 году каналом Sci-Fi Channel был снят телефильм «Легенды Земноморья », соединяющий сюжеты «Волшебника Земноморья» и «Гробниц Атуана».

В 2006 году по мотивам романа «Техану » был снят полнометражный анимационный фильм режиссера Горо Миядзаки «Сказания Земноморья ».

Сама Урсула Ле Гуин неодобрительно отзывается об изменениях в сюжете, и считает экранизации скорее фильмами по мотивам своих произведений, кое-где весьма далекими от её собственного ви́дения книги о Земноморье и её героев.

Ссылки

  • Информация о произведении «Волшебник Земноморья» на сайте «Лаборатория фантастики »
Переводчик:

И. Тогоева

Издатель:

Санкт-Петербург «Северо-Запад»

Выпуск: Страниц: Носитель: ISBN :
Волшебник Земноморья
Жанр :
Язык оригинала:
Серия:

Саги Земноморья

Издатель:
Выпуск:
Носитель:
ISBN :

«Волше́бник Земномо́рья» (англ. A Wizard of Earthsea ) - первый роман писательницы Урсулы Ле Гуин из цикла о фантастическом архипелаге Земноморье . Книга издана в 1968 году . В том же году роман был награждён премией Boston Globe - Hornbook Award (в категории «juvenile fiction» ). История продолжена в книге «Гробницы Атуана ».

Сюжет

Сама Урсула Ле Гуин неодобрительно отзывается об изменениях в сюжете, и считает экранизации скорее фильмами по мотивам своих произведений, кое-где весьма далекими от её собственного ви́дения книги о Земноморье и её героев.

Напишите отзыв о статье "Волшебник Земноморья"

Ссылки

  • на сайте «Лаборатория Фантастики »

Отрывок, характеризующий Волшебник Земноморья

Отрешившись от знания конечной цели, мы ясно поймем, что точно так же, как ни к одному растению нельзя придумать других, более соответственных ему, цвета и семени, чем те, которые оно производит, точно так же невозможно придумать других двух людей, со всем их прошедшим, которое соответствовало бы до такой степени, до таких мельчайших подробностей тому назначению, которое им предлежало исполнить.

Основной, существенный смысл европейских событий начала нынешнего столетия есть воинственное движение масс европейских народов с запада на восток и потом с востока на запад. Первым зачинщиком этого движения было движение с запада на восток. Для того чтобы народы запада могли совершить то воинственное движение до Москвы, которое они совершили, необходимо было: 1) чтобы они сложились в воинственную группу такой величины, которая была бы в состоянии вынести столкновение с воинственной группой востока; 2) чтобы они отрешились от всех установившихся преданий и привычек и 3) чтобы, совершая свое воинственное движение, они имели во главе своей человека, который, и для себя и для них, мог бы оправдывать имеющие совершиться обманы, грабежи и убийства, которые сопутствовали этому движению.
И начиная с французской революции разрушается старая, недостаточно великая группа; уничтожаются старые привычки и предания; вырабатываются, шаг за шагом, группа новых размеров, новые привычки и предания, и приготовляется тот человек, который должен стоять во главе будущего движения и нести на себе всю ответственность имеющего совершиться.
Человек без убеждений, без привычек, без преданий, без имени, даже не француз, самыми, кажется, странными случайностями продвигается между всеми волнующими Францию партиями и, не приставая ни к одной из них, выносится на заметное место.
Невежество сотоварищей, слабость и ничтожество противников, искренность лжи и блестящая и самоуверенная ограниченность этого человека выдвигают его во главу армии. Блестящий состав солдат итальянской армии, нежелание драться противников, ребяческая дерзость и самоуверенность приобретают ему военную славу. Бесчисленное количество так называемых случайностей сопутствует ему везде. Немилость, в которую он впадает у правителей Франции, служит ему в пользу. Попытки его изменить предназначенный ему путь не удаются: его не принимают на службу в Россию, и не удается ему определение в Турцию. Во время войн в Италии он несколько раз находится на краю гибели и всякий раз спасается неожиданным образом. Русские войска, те самые, которые могут разрушить его славу, по разным дипломатическим соображениям, не вступают в Европу до тех пор, пока он там.
По возвращении из Италии он находит правительство в Париже в том процессе разложения, в котором люди, попадающие в это правительство, неизбежно стираются и уничтожаются. И сам собой для него является выход из этого опасного положения, состоящий в бессмысленной, беспричинной экспедиции в Африку. Опять те же так называемые случайности сопутствуют ему. Неприступная Мальта сдается без выстрела; самые неосторожные распоряжения увенчиваются успехом. Неприятельский флот, который не пропустит после ни одной лодки, пропускает целую армию. В Африке над безоружными почти жителями совершается целый ряд злодеяний. И люди, совершающие злодеяния эти, и в особенности их руководитель, уверяют себя, что это прекрасно, что это слава, что это похоже на Кесаря и Александра Македонского и что это хорошо.
Тот идеал славы и величия, состоящий в том, чтобы не только ничего не считать для себя дурным, но гордиться всяким своим преступлением, приписывая ему непонятное сверхъестественное значение, – этот идеал, долженствующий руководить этим человеком и связанными с ним людьми, на просторе вырабатывается в Африке. Все, что он ни делает, удается ему. Чума не пристает к нему. Жестокость убийства пленных не ставится ему в вину. Ребячески неосторожный, беспричинный и неблагородный отъезд его из Африки, от товарищей в беде, ставится ему в заслугу, и опять неприятельский флот два раза упускает его. В то время как он, уже совершенно одурманенный совершенными им счастливыми преступлениями, готовый для своей роли, без всякой цели приезжает в Париж, то разложение республиканского правительства, которое могло погубить его год тому назад, теперь дошло до крайней степени, и присутствие его, свежего от партий человека, теперь только может возвысить его.