Самые известные цыгане. Под волчьим солнышком


Пётр Деметр добавил Знаменитые цыгане России. Скворцова Мария Васильевна Заслуженная артистка РСФСР (1947). Из воспоминаний И.И. Ром-Лебедев («От цыганского хора к театру «Ромэн»): "Родилась Маша в таборе, в 1888 году, в семье кочевых цыган Хлебниковых. Отец – Василий Николаевич, занимался исконным цыганским делом – барышничеством: менял, продавал коней. Мать – Олимпиада Евграфовна как и все таборные цыганки, гадала, ворожила. Надо сказать, что из многочисленных семей Хлебниковых вышли известные москвичам дирижёры, композиторы, певцы, актёры. Семья Хлебниковых, в которой родилась Мария Васильевна Скворцова, в середине лета 1888 года прикочевала к Москве и раскинула шатёр на окраине Петровского парка. Там-то и появилась на свет первая и единственная дочурка – Манька – на радость родителям, голосистая и плясунья. С восьми лет она стала помогать матери – пела и плясала на базарах и бульварах Москвы. В 1903 году, когда Маньке исполнилось 15 лет, семья Хлебниковых покончила с кочевьем и осела под Москвой, в селе Всехсвятском. Родители продолжали заниматься своими цыганскими делами, а 15-летнюю Маньку взял в свой хор известный московский дирижёр Фёдор Соколов, работавший в то время в ресторане «Яр». В хоре Соколова и началась творческая жизнь Маньки Хлебниковой, теперь уже – Маши. Маша плясала. Плясала по таборному и так, как плясали в те годы городские цыгане. Петь начала только в 1922 году, когда ей исполнилось 34 года. Пела она весёлые песни городских цыган и заканчивала их бурной, темпераментной пляской. В 20-х годах она уже работала в цыганских хорах известных московских дирижёров Ивана Григорьевича Лебедева и Егора Полякова, выступавших в лучших загородных ресторанах Москвы – «Стрельне» и «Яре». К тому времени Мария Васильевна была уже не Хлебникова, а Скворцова. Но недолго прожила она с мужем: в лютый мороз Скворцов присел на уличную скамейку, задремал и замёрз. Примерно через год именитый граф, завсегдатай ресторана «Яр», большой любитель цыганских песен, сделал ей, уже знаменитой московской певице, предложение. Через некоторое время Маша Скворцова вышла за него замуж, но фамилию свою не меняла. Для москвичей осталась – Маша Скворцова. В 1918 году граф решил уехать за границу, уговаривая Машу ехать с ним. Она отказалась. Граф уехал. Маша осталась в Москве. Во время нэпа, когда вновь открылись рестораны, графиня Скворцова продолжала работать в хоре Егора Полякова и Лебедева. По-прежнему пела и плясала… В январе 1931 года Маша, теперь уже Мария Васильевна, - нежданно-негаданно появилась в только что рождённой Студии будущего цыганского театра «Ромэн». Пришла величавая, великолепно одетая, красивая, но с «родимым пятном», отмеченным табором. – Она не умела ни читать, ни писать. Только работая в театре, Мария Васильевна окончила 5 классов вечерней школы. После чего окружила себя книгами. Читала много. До этого учила роли на слух. При своём появлении она заявила: «Хочу работать в нашем, цыганском театре. Плясать в ресторане уже не могу. Хочу стать актрисой». Мы, студийцы, были горды тем, что Мария Васильевна пришла в нашу студию – знаменитость! – и относились к ней с большим уважением. Если других актрис называли только по имени: Ляля, Марина, Нина, то её – не иначе как Мария Васильевна… Во всех спектаклях она была настолько яркая, самобытная, правдивая, что года через 2 года о Марии Васильевне заговорила вся театральная Москва. Она была очень хороша в роли Матери в «Кровавой свадьбе» Гарсия Лорки, в роли Доротеи в «Кармэн» П.Мериме, в роли старой цыганки в «Цыганах» А.Пушкина, в «Цыганке Азе» М.Старицкого, в «Цыганочке» Сервантеса, а уж в фольклорных, цыганских спектаклях – и говорить нечего. О Марии Васильевне Скворцовой писали, говорили… Её любили. Несмотря на это, она продолжала учиться и наравне с молодёжью театра занималась во всяких кружках и семинарах по повышению актёрского мастерства. Творческий успех Марии Васильевны рос и рос. Ей было присвоено звание Заслуженной артистки республики. Избирали её и в депутаты районного совета. В 1960 году, в зале ВТО, театр отмечал её 70-летие. Зал был переполнен. Лучшие актёры московских театров, режиссёры, композиторы, художники и, конечно, кинохроника пришли поздравить талантливую актрису цыганского театра. Когда началось чествование, Марию Васильевну торжественно вывели на сцену старейшие актрисы, звёзды Малого театра. После выступления многочисленных делегаций, подарков и цветов Мария Васильевна встала, низко поклонилась всем – и тем, кто был на сцене, и кто был в зале, и тут же развернула, как крылья, цыганскую шаль и запела… Запела весёлую народную песню. И закончив её, перешла в танец… старинный таборный танец – величественный и благородный. Весь зал встал! Все стояли и бурно аплодировали 70-летней артистке. Умерла она в 1964 году так и не получив заслуженного звания «Народная артистка»…, хотя она была по-настоящему народна. Похоронена на Новодевичьем кладбище – мир праху её и вечная память!»

Будьте открыты для нужд других людей

Предложение будет повторяться с удивительной настойчивостью до тех пор, пока хозяин не согласится, так как цыгане ненавидят есть, пока кто-то сидит в комнате, не присоединяясь к ним. Это может показаться незначительным примером приверженности делу, но поскольку большинство цыганских семей сокращаются до диеты с хлебом и картофелем в конце месяца, это является хорошим признаком ценности, предоставляемой гостеприимство, а не личное удовольствие! Женщины часто занимают предметы домашнего обихода, поэтому, если они хотят заимствовать метлу от соседа, они могут следовать за ней в трех или четырех домах, через которые она уже прошла.

1. «Цыгане» - собирательный термин, такой же, как «славяне», «кавказцы», «скандинавы» или «латиноамериканцы». К цыганам относятся несколько десятков народностей.

2. У цыган есть национальные гимн, флаг и художественная культура, в т.ч. литература.

3. Цыгане условно делятся на восточных и западных.

4. Цыгане как нация сформировались в Персии (восточная ветвь) и Римской Империи (она же Ромея, она же Византия; западная ветвь). Вообще, обычно, говоря о цыганах, имеют в виду именно западных цыган (группы рома и кале).

Женщина, которая покупает большое количество пищи, распределяет ее отчасти потому, что ее друзья посылают своих детей, чтобы просить об этом. В принципе, мужчины, когда они богаты, должны быть готовы отдавать деньги своим «братьям», но на практике они пытаются скрыть это и тем самым спасти их от требований своих близких. Способ обращения с детьми также является примером этого «совместного использования». Таким образом, взрослые не лишают себя своих детей совершать покупки или другие домашние дела.

Более того, взрослые часто берут на себя ответственность за воспитание детей других людей. Многие цыганские дети проводят значительную часть своего детства в отношениях вне семьи. В этом случае обе стороны этого неформального усыновления обращаются друг к другу как к родителям и детям. Один из аспектов основной морали этой практики почти ритуализируется в том, как взрослые «похищают», дети шутя, беря их в течение нескольких часов, не предупреждая своих родителей, - таким образом, символически играя на амбивалентных правах сообщества на своих детей.

5. Поскольку цыгане группы рома - явные европеоиды и возникли как нация в европейской стране, они являются европейцами, а не «загадочным восточным народом», как любят писать журналисты. Конечно, как и у русских и испанцев, у них осталось некоторое наследие восточного менталитета.

6. «Восточных» цыган стали называть цыганами лишь в 19-20 веках, когда европейцы, посещавшие Азию, обратили внимание на их внешнее сходство с цыганами, а также некоторые общие ремёсла и традиции. «Восточные» цыгане имеют культуру, резко отличающуюся от «общецыганской» (т.е. культуры заметно более многочисленных и культурно развитых «западных» цыган), хотя у тех и тех есть общее культурное наследие индийских предков. «Восточные» и «западные» цыгане практически не общаются.

Благодаря всем этим делениям цыгане создают образ людей, открытых для нужд других людей и стремящихся поделиться своими ресурсами. Это становится очевидным зимой, когда каждая семья оказывается вынуждена проводить свое время в своем доме: цыгане часто жалуются на это, и как только температура прогревается, они с энтузиазмом используют первую возможность изменить всю свою жизнь внутренний путем кулинария вне. Образ цыганских «соучастников» также происходит от яркой символической разработки, благодаря частым обменам одежды и ювелирных изделий.

7. Цыганские языки в подавляющем большинстве являются потомками санскрита.

8. Вопреки утверждениям некоторых людей, далёких от этнографии и истории, никакого «изгнания цыган» из Индии и Римской Империи никогда не было как события.
В Индии цыган не было вообще, были индийцы. По последним генетическим и лингвистическим исследованиям, предки цыган, группа индийцев предположительно касты "дом" покинула Индию где-то в VI веке. Предполагается, что эту группу музыкантов и ювелиров индийский правитель подарил персидскому, как было в обычае того времени. Уже в Персии численность группы сильно разрослась, появилось социальное деление внутри её (в основном, по профессиям); часть працыган в IX-X веках начала постепенно передвигаться на запад и наконец, дошла до Византии и Палестины. Часть осталась в Персии и оттуда расползалась на восток. Часть цыган, в конце концов, дошли до родины своих далёких предков - Индии.

Этика обмена и образ братства

Однако цыганская одежда необычайно стандартная, даже единообразная, до такой степени, что эти обмены символически представляют собой разделение одежды. Этот подход выявляет еще более важный аспект совместного использования: тенденция к гомогенизации деятельности. Пока цыгане делают то же самое, они похожи друг на друга, едят одинаково, они кажутся равными. Однажды человек купил гравий для своего двора, и на следующей неделе любой уважающий себя глава семьи сделал то же самое.

В стиле, если не в богатстве, дифференциация, таким образом, стирается, ни одна семья не доминирует над другими. В мире, где цыгане были классифицированы на дне венгерской социальной лестницы и где государство поощряло отдельные семьи отказаться от своего цыганского образа жизни, чтобы «встать» путем ассимиляции на рабочий класс мадьяр, солидарность каждого человека и семьи с его цыганскими братьями постоянно подвергалась сомнению. Несмотря на это, взаимный спрос цыган заключался в том, что каждый из них постоянно утверждал свое намерение оставаться цыганом, действуя подобно другим и таким образом моделируя свою личность в соответствии с общепринятым стандартом.

9. Византию цыгане начали покидать в период завоевания её мусульманами. Исход из Римской Империи длился десятилетиями. Часть цыган, всё же, по различным причинам осталась на родине. Их потомки со временем приняли ислам.

10. Есть гипотеза, что прозвище "египтяне" цыгане получили ещё в Византии, за свою смуглость и за то, что наиболее заметная часть цыган занималась, как и приезжие египтяне, цирковым искусством. С цирковым же искусством и с гаданием связано было и другое прозвище, от которого произошло и слово "цыгане": "атсингане". Изначально, так называли неких сектантов, ищущих тайных знаний. Но со временем, видимо, слово стало нарицательным, ироническим для любого, кто занимается эзотерикой, фокусами, гаданиями и прорицаниями. Сами себя цыгане уже тогда называли "рома" и сами себе дали прозвище "кале", т.е. чернявые, смуглые

Розовый образ жизни был строгим режимом, но, требуя этой относительной стандартизации, она позволила цыганам сопротивляться обществу, намного более могущественному, чем их. Спрос на коллективную и этническую солидарность подкрепляется принципом «братства», согласно которому задумываются и выражаются отношения сообщества. Таким образом, говорится, что это группа братьев, которые нашли лагерь и, в идеале, что они братья, которые живут и работают вместе. Для цыган братство - это эгалитарная идиома: не только нет определенного термина для старшего или младшего брата, но нет особых социальных ролей для пожилых людей.

11. Считается, что именно цыгане широко распространили в мусульманских странах танец живота. Однако, тому нет ни доказательств, ни опровержений.

12. Традиционными для цыган областями деятельности являются искусства, торговля, коневодство и ремёсла (от прозаических изготовления кирпичей и плетения корзин до романтических ювелирного искусства и вышивки).

Идиома братства даже приводит к девальвации личности наследников и потомков. Венгерские цыгане, как правило, увеличивают личность от отношений с членами возрастных классов, с которыми они выросли, насколько это возможно, если не больше, личность родителей или связи с прошлым. Тождество, которое наследуется, является лишь гарантией его моральной ценности, так что, будучи цыганом, необходимо регулярно подтверждать на практике, что имеет смысл ссылки, которая связывает вас с «братьями» Те, кто отказывается от цыганского образа жизни, покидают свою общину и покидают сеть отношений между своими спутниками, перестают быть цыганами.

13. Вскоре после прихода в Европу цыгане стали одними из жертв больших социально-экономических кризисов и подверглись жесточайшим гонениям. Это привело к сильной маргинализации и криминализации цыган. От полного уничтожения цыган спасло в общем и целом нейтральное или дружелюбное отношение большей части простого народа, не желавшего исполнять в отношении цыган кровавых законов.

Также удивительно, что Газеты, которые вступают в брак с цыганами и принимают романов, полностью приняты и рассматриваются как цыгане в полном смысле этого слова. Оно проистекает из присущего противоречия в сердце цыганских общин: идеологии братства никогда не может составлять хартию всей цыганской социальной жизни, поскольку она позволяет исключить или, по крайней мере, девальвировать роль женщин и деятельность, которую разделяют мужчины и женщины.

Более радикально, идеология братства де-факто противодействует внутренней организации цыганских общин в домах, принадлежащих супружеской паре. Однако такие ритуальные жесты не решают чрезвычайно практические проблемы, связанные с существованием домашних хозяйств: какова бы ни была идеология обмена, дом - это место, где накапливается все богатство, домохозяйства по-разному обращаются к миру Газа, и в результате этих различий среди цыган появляются различия в богатстве и комфорте, что приводит к спорам, когда сын протестует против постоянных требований корма ее отца, или что невестка настаивает на том, чтобы покупать еду у своей тещи.

14. Говорят, что знаменитый Папюс учился гадать у цыган.

15. Инквизиция никогда не интересовалась цыганами.

16. Медицине неизвестны случаи заболевания проказой в среде цыган. Самые распространённые группы крови у цыган - III и I. Процент III и IV крови очень высок по сравнению с другими европейскими народами.

17. В Средние Века цыган, как и евреев, обвиняли в канибализме.

Для меня такие конфликты за совместное использование возникают из непримиримых требований жизни сообщества и жизни на дому. Из-за этого противоречия люди оказываются в положении наблюдения снаружи постоянного разрыва между образом альтруистических и самопомощи цыган и имидж безжалостно расчитывает требования своих родственники.

Однако для цыган почти всегда можно избежать этого противоречия. Во время конфликта индивидуум сопротивляется инсинуации, что он отказался подчинить свои интересы или интересы своего дома благосостоянию цыган в общем, путем переосмысления требования, предъявляемого отдельным лицом к личным и необоснованным потребностям, к капризному отцу.

18. В 18-19 веках, с повышением терпимости к ним в европейском обществе, криминальность цыган резко и сильно снизилась. В 19 веке в Европе пошёл очень быстрый процесс интеграции цыган в общество.

19. В Россию цыгане пришли более 300 лет назад. Как и другие укоренившиеся ныне народы (например, калмыки) они получили императорское разрешение проживать в России и заниматься традиционными ремёслами (торговля, коневодство, гадание, пения и танцы). Через некоторое время эти цыгане стали называть себя русска рома, до сих пор это самая многочисленная из цыганских национальностей в России. К 1917 году русска рома были самыми интегрированными и образованными цыганами России.

Тем не менее, если можно переосмыслить отдельные ссоры, чтобы не подрывать этническую идеологию, социальные последствия неравенства между домохозяйствами всегда сеют раздор: различия, особенности и индивидуальности могут быть истолкованы как попытка удержаться кроме цыган, оставить своих спутников. Поскольку богатство идет рука об руку с развитием хороших отношений с мощным Взрывом, часто кажется менее процветающим цыганам, что богатые нарушают свои связи. Таким образом, этика делиться и «братское» чувство гораздо больше, чем симптомы интенсивного чувства сообщества; они отражают попытку, до сих пор успешную, сохранить саму основу своих сообществ и их идентичность.

20. В разное время в Россию иммигрировали также кэлдэрары (котляры), ловари, сэрвы, урсари, влахи и другие цыгане.

21. Почти все названия цыганских национальностей либо являются названиями ключевых профессий, либо отображают название страны, считающейся ими родной. Это многое говорит о цыганских приоритетах.

22. Знаменитый цыганский национальный костюм был придуман в 19 веке. Первыми его стали носить кэлдэрары. Национальный костюм русска рома был придуман артистами для создания более экзотического сценического образа. Исторически цыгане всегда были склонны носить одежду, характерную для страны проживания.

Зарабатывать себе на жизнь, не давая себя

Не только с точки зрения организации сообщества цыгане утверждали свою автономию по отношению к окружающему негиганскому обществу. Не менее важно то, как они планируют зарабатывать на жизнь. В любом случае цыгане являются во многих отношениях обедневшими и обездоленными людьми, живущими на периферии венгерского общества, и в результате их усилия по созданию автономной экономики полны противоречий. Дело в том, что сегодня, в Венгрии, подавляющее большинство рома-говорящих цыган являются наемными работниками, то есть они «объективно» являются частью венгерского рабочего класса.

23. Цыгане - известные пацифисты. Однако в разное время они служили при армиях и в армиях Германии, Пруссии, Швеции и России.
В 1812 году русска рома добровольно передавали на содержание российской армии большие суммы. Молодые цыганские парни воевали в составе российских войск.
При этом, что забавно, в войске Наполеона сражалось немало французских цыган. Есть даже описание встречи во время битвы между испанцами и французами двух цыган с разных сторон.
Во время Второй Мировой Войны цыгане участвовали в военных действиях в составе как регулярных армий (СССР, Франция; рядовые, танкисты, военные инженеры, лётчики, санитары, артиллеристы и т.п.), так и партизанских групп, смешанных и чисто цыганских (СССР, Франция, Восточная Европа).

До тех пор, пока цыгане «Влах» в Венгрии, по крайней мере, в течение пяти поколений, большинство из них полагалось на своих родственников, которые работали или занимались какой-либо другой зависимой работой, чтобы обеспечить основную часть дохода домохозяйства. никогда не позволяли этой реальной зависимости подорвать, таким образом, что это может быть фатальным, их борьба за автономный образ жизни.

Эта торговля, которая не может быть понята изолированно, раскрывает ее полное значение в отличие от трудовой этики не-цыган в этом районе, особенно крестьянского населения, полностью находящегося под контролем коммунистического режима. В то время как социалистическая крестьянская этика основана на самообеспеченности и моральном возвышении посредством работы, хорошая жизнь для цыган связана с случаями, когда никакая работа не инвестируется. Если они «работают над чем-то», то это на человеческих элементах сделки, а не на лошади.

24. В результате систематического направленного истребления цыган фашистами в Европе умерло около 150,000 (для сравнения, в СССР проживало от 60 000, по переписи, до 120 000, по предположениям) цыган. «Цыганский Холокост» называется Кали Траш (есть также варианты Самударипэн и Параимос).

25. Среди выдающихся цыган есть учёные, писатели, поэты, композиторы, музыканты, певцы, танцоры, актёры, режиссёры, боксёры (в т.ч. чемпионы), футболисты, историки, политики, священники, миссионеры, художники и скульпторы.
Одни известны более, например, как Маришка Вереш, Ион Войку, Янош Бихари, Джем Мэйс, Матео Максимов, Юл Бриннер, Тони Гатлиф, Николай Сличенко, Джанго Рейнхардт, Бирели Лагрен, Хоакин Кортес, другие менее, но тоже могут похвастаться значительными вкладами в цыганскую и мировую культуру.

Для социалистических крестьян «труд» относится только к мучительным усилиям по разжиганию земли, которая физически утомительна, заставляя ее развиваться. Именно благодаря такому изнурительному труду крестьянин делает себя «подходящим» человеком и приобретает средства независимой жизни.

В сделках цыган пытается достичь подобного морального возвышения, делая деньги без усилий или труда. Как выражают цыгане, «мы позволяем деньгам приходить и уходить, поворачиваться и приходить к нам». Они делают это, организуя, убеждая и манипулируя другими, чтобы вести бизнес. Цыган говорит мне раз и навсегда, кто может быть трейдером, «у него есть слова», то есть стиль, который убеждает людей распоряжаться своими деньгами или их собственностью и делать бизнес.

26. Увидев в статье о российских цыганах фразу «кочевой народ» без кавычек, можете её не читать. Автор не напишет ничего на самом деле достоверного, если не знает даже такого факта, что лишь 1% российских цыган кочует.

27. По данными МВД Украины, при том, что в СМИ по упоминанию в криминальных статьях цыганские мошенничества на первом месте, в статистике они на последнем. Этнографы считают, что аналогична ситуация и в России.

Понимаете, у большинства людей этого нет. Вы должны убедить кого-нибудь купить лошадь. Вы должны хвалить лошадь, так что кто-то ее покупает. Вы должны взять людей за руку за свои заключить сделку, иначе обмен не будет. На протяжении всей торговли цыгане пытаются утверждать определенный контроль над внешним миром, или, по крайней мере, отказ, оказываемый на них контролем внешних сил. Торговля лошадьми по большей части является цыганским предприятием и даже дефицитом, и многие из них могут покупать только старых лошадей и, как результат, трудности в восстановлении их инвестиций.

28. Во времена Сталина цыгане подверглись целенаправленным репрессиям.

29. Термин «цыганский барон» используется цыганами лишь последние пару десятков лет, и далеко не всеми. Это заимствование из СМИ и романтической литературы. Термин используется специально для общения с нецыганами.

30. В мире существует несколько заметных цыганских театров: в России, на Украине, в Македонии, в Германии, а также театры и студии помельче в этих и других странах.