«Собачье сердце» - реалистичная повесть с элементами фантастики. Фантастическое и реальное в повести «Собачье сердце


Повесть "Нос" - одно из самых веселых, оригинальных, фантастических и неожиданных произведений Николая Гоголя. Автор долго не соглашался на публикацию этой шутки, однако друзья уговорили его. Повесть была впервые напечатана в журнале "Современник", в 1836 году, с примечанием А.С. Пушкина. С тех пор вокруг этого произведения не утихают горячие споры. Реальное и фантастическое в повести Гоголя "Нос" сочетается в самых причудливых и необыкновенных формах. Здесь автор достиг вершины своего сатирического мастерства и нарисовал подлинную картину нравов своего времени.

Блистательный гротеск

Это один из самых любимых литературных приемов Н.В. Гоголя. Но если в ранних произведениях он использовался для того, чтобы создать в повествовании атмосферу загадочности и таинственности, то в более поздний период превратился в способ сатирического отображения окружающей действительности. Повесть "Нос" - наглядное тому подтверждение. Необъяснимое и странное исчезновение носа с физиономии майора Ковалева и невероятное самостоятельное существование его отдельно от хозяина наводят на мысль о противоестественности порядков, при которых высокий статус в обществе значит гораздо больше, чем сам человек. При таком положении вещей любой неодушевленный предмет может внезапно получить значительность и вес, если приобретет надлежащий чин. В этом основная проблематика повести "Нос".

Особенности реалистического гротеска

В позднем творчестве Н.В. Гоголя преобладает реалистический гротеск. Он направлен на то, чтобы раскрыть противоестественность и абсурдность действительности. С героями произведения происходят невероятные вещи, но они помогают вскрыть типичные черты окружающего мира, выявить зависимость людей от общепринятых условностей и норм.

Современники Гоголя не сразу оценили сатирический талант писателя. Только сделавший много для правильного понимания творчества Николая Васильевича, однажды заметил, что в "уродливом гротеске", который тот использует в своем творчестве, содержится "бездна поэзии" и "бездна философии", по своей глубине и достоверности достойная "кисти Шекспира".

"Нос" начинается с того, что 25 марта в Санкт-Петербурге случилось "необыкновенно странное происшествие". Иван Яковлевич, цирюльник, утром обнаруживает в свежеиспеченном хлебе нос. Он сбрасывает его с Исаакиевского моста в реку. Хозяин носа, коллежский асессор, или майор, Ковалев, проснувшись поутру, не находит у себя на физиономии важной части тела. В поисках пропажи он направляется в полицию. По дороге встречает свой собственный нос в облачении статского советника. Преследуя беглеца, Ковалев направляется за ним в Казанский собор. Он пытается вернуть нос на место, но тот лишь молится с "величайшим усердием" и указывает хозяину на то, что между ними не может быть ничего общего: Ковалев служит по другому ведомству.

Отвлекшись на изящную даму, майор теряет взбунтовавшуюся часть тела из виду. Предприняв несколько безуспешных попыток найти нос, хозяин возвращается домой. Там ему возвращают пропажу. Полицмейстер схватил нос при попытке бегства по чужим документам в Ригу. Радость Ковалева длится недолго. Он не может приставить часть тела на прежнее место. Краткое содержание повести "Нос" этим не исчерпывается. Как герою удалось выйти из этого положения? Доктор ничем не может помочь майору. По столице меж тем ползут любопытные слухи. Кто-то видел нос на Невском проспекте, кто-то - в В результате он сам вернулся на прежнее место 7 апреля, чем доставил хозяину немалую радость.

Тема произведения

Так в чем смысл столь невероятного сюжета? Основная тема повести Гоголя "Нос" - это потеря персонажем частички своего "я". Вероятно, это происходит под воздействием нечистой силы. Организующая роль в сюжете отводится мотиву преследования, хотя конкретное воплощение сверхъестественной силы Гоголем не указывается. Тайна захватывает читателей буквально с первой фразы произведения, о ней все время напоминается, она достигает своей кульминации...но разгадки нет даже в финале. Покрыто мраком неизвестности не только загадочное отделение носа от тела, но и то, как он мог существовать независимо, да еще в статусе высокопоставленного чиновника. Таким образом, реальное и фантастическое в повести Гоголя "Нос" переплетается самым немыслимым образом.

Реальный план

Он воплощается в произведении в форме слухов, о которых автор все время упоминает. Это сплетни о том, что нос регулярно совершает променад по Невскому проспекту и другим людным местам; о том, что он как будто заглядывал в магазин и так далее. Для чего Гоголю понадобилась подобная форма сообщения? Сохраняя атмосферу таинственности, он сатирически высмеивает авторов глупых слухов и наивную веру в невероятные чудеса.

Характеристика главного героя

За что майор Ковалев заслужил к себе такое внимание сверхъестественных сил? Ответ кроется в содержании повести "Нос". Дело в том, что главный герой произведения - отчаянный карьерист, готовый на все ради повышения по службе. Он сумел получить чин коллежского асессора без экзамена, благодаря службе на Кавказе. Заветная цель Ковалева - выгодно жениться и стать высокопоставленным чиновником. А пока, чтобы придать себе больше веса и значительности, он везде именует себя не коллежским асессором, а майором, зная о преимуществе военных званий над гражданскими. «Он мог простить всё, что ни говорилось о нем самом, но никак не извинял, если это относилось к чину или званию», - пишет о своем герое автор.

Вот нечистая сила и посмеялась над Ковалевым, не только отобрав у него важную часть тела (без нее карьеры не сделать!), но и наделив последнюю генеральским чином, то есть придав ей больше веса, чем самому хозяину. Правильно, нечего Реальное и фантастическое в повести Гоголя "Нос" заставляет задуматься над вопросом "что важнее - личность или ее статус?". И ответ выходит неутешительным...

Намеки гениального автора

В повести Гоголя много сатирических тонкостей, прозрачных намеков на реалии современного ему времени. Например, в первой половине 19 века очки считались аномалией, придающей облику офицера или чиновника некоторую неполноценность. Для того чтобы носить этот аксессуар, требовалось специальное разрешение. Если герои произведения в точности соблюдали предписания и соответствовали форме, то Нос в мундире приобретал для них важность значительного лица. Но стоило полицмейстеру "выйти" из системы, нарушить строгость мундира и надеть очки - он тотчас заметил, что перед ним всего лишь нос - часть тела, бесполезная без своего хозяина. Так переплетается реальное и фантастическое в повести Гоголя "Нос". Недаром современники автора зачитывались этим неординарным произведением.

Многие литераторы отмечали, что "Нос" - это великолепный образец фантастики, гоголевской пародии на различные предрассудки и наивную веру людей в мощь сверхъестественных сил. Фантастические элементы в произведениях Николая Васильевича - это способы сатирического отображения пороков общества, а также утверждение реалистического начала в жизни.

Повесть «Собачье сердце», написанная М.А. Булгаковым в 1925 году, является откликом писателя на окружающую его действительность, на результат тех коренных преобразований, что произошли в России в 1917 году.
В произведении воссоздается современная автору жизнь - советская реальность начала 1920-х гг. Однако она передается Булгаковым в «причудливой» форме – в смешении реального и фантастического. Так, с одной стороны, в «Собачьем сердце» до мельчайших подробностей воспроизведены советские реалии20-ых годов 20 века, вплоть до точного указания зарплаты «машинисточки IX разряда» (четыре с половиной червонца) и упоминания о том, что пожарные, «как вам известно, ужинают кашей". С другой же стороны, сюжетная коллизия повести сугубо фантастическая – профессор Преображенский, мировой светила науки, осуществляет небывалую операцию – превращение собаки в человека путем пересадки ей человеческих желез. Но и это еще не все – гений Преображенского позволяет ему совершить и обратную операцию: из человека в конце произведения он вновь «творит» собаку, поняв и испытав на себе угрозу существования Шарикова.
Реальность и фантастика переплетаются в «Собачьем сердце» самым тесным образом, создавая новый вид реальности – гротескный. Казалось бы, сюжет с превращениями пса Шарика невероятен и неправдоподобен. Однако Булгаков настолько мастерски «оплетает» его деталями реальности, обыденной жизни, что мы читаем произведение как повесть о том, что было на самом деле.
Филипп Филиппович Преображенский, интеллигент во многих поколениях, гениальный ученый и врач, задумывает небывалое – он хочет подарить человечеству вечную молодость и прославиться в веках. Для этого герой проводит эксперимент на бездомной собаке, которую подбирает на улице.
Преображенский приводит Шарика к себе в дом, заботится о нем. И вот наступает долгожданный момент: появляется необходимый «человеческий материал» - труп алкоголика Клима Чугункина, зарезанного в пьяной драке. Именно его гипофиз и семенные железы и «получает» Шарик.
Вскоре выясняется, что результатов данного эксперимента не мог предвидеть никто, даже гениальный Филипп Филиппович. Шарик не только выжил и начал быстро выздоравливать. Постепенно с ним начали происходить странные трансформации – пес стал превращаться в человека. Дневник помощника Преображенского, доктора Борменталя, фиксирует основные моменты «эволюции Шарика», в результате которой он превратился в Полиграфа Полиграфовича Шарикова, представителя пролетариата.
Образ Шарикова, как и образы других представителей «господствующего класса» во главе с председателем домкома Швондером, – сугубо сатирические. Безусловно, основа в них реальная – Булгаков описывал реальные черты людей, пришедших к власти после 1917 года. Однако часто эти черты усилены или утрированы – именно так автор выразил свое отношение к этим людям и их поведению, их «политике». Так, например, один из членов домкома - «персиковый юноша в кожаной куртке» - носит фамилию Вяземская и оказывается женщиной (намек писателя на асексуальность советского общества). А сам Шариков периодически забывает, что он уже не собака, и ловит блох у себя под пиджаком или гоняется за кошками.
Но члены домкома не так безобидны, как это может показаться на первый взгляд, и с ними не так легко справиться, как это удалось Преображенскому в вопросе об «уплотнении». Этот факт доказывают метаморфозы, под влиянием Швондера произошедшие с Шариковым. Стоило милейшему псу превратиться в Полиграфа Полиграфовича и стать причастным к власть предержащим - «поступить на должность» заведующего подотделом очистки Москвы от бродячих животных, как он трансформировался в настоящего монстра. Гены Клима Чугункина, человека «из народа», необразованного, невежественного, бескультурного, под влиянием благоприятных факторов, тут же дали о себе знать. Шариков превратился в беспринципного хама и подлеца, «дорвавшегося до власти». Кажется, будто на своем благодетеле Преображенском, да и на все окружающих людях, этот герой вымещает свою злобу, ущемленное самолюбие, чувство неполноценности.
И тут сатирический и вполне добродушный тон повести начинает приобретать зловещие тона - мы понимаем, что профессору Преображенскому и всей его «семье» грозит реальная опасность. Как тут не вспомнить фантастический сюжет из классического романа Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» или сюжет романа М. Шелли «Франкенштейн».
Однако в повести Булгакова все заканчивается благополучно. Когда Преображенский понял, что его «детище» несет в себе опасность для всего окружающего, он вновь превращает Шарикова в собаку. Все стало «на круги своя» – Преображенский, доказав свое невиновность в убийстве Шарикова, на какое-то время освободился от претензий Швондера. Шарик, вновь приобретя свой первозданный вид, боготворит своего благодетеля.
Но финал «Собачьего сердца» не несет успокоения или умиротворения. Остается смутное ощущение тревоги, опасности. В любой момент жизнь Филиппа Филипповича может измениться, в любой момент калабуховский дом с его традициями и устоями может окончательно «кануть в вечность», как и та культура, которую он олицетворяет. Думаю, такое же ощущение нестабильности было и у самого Булгакова в период создания повести.
Писатель считал, что всякая форма насилия над личностью - физическая (Преображенский) или идеологическая (Швондер) - не может привести к успеху. Человек - неповторимая индивидуальность, и из Клима Чугункина, послужившего «материалом» для Шарикова, может получиться только подобие Клима Чугункина.
Но в контексте произведения была скрыта еще одна немаловажная мысль: революция тоже своего рода насильственная операция, проведенная над обществом. Именно она объявила «труженика»-пролетария хозяином жизни, вырвав его в одночасье из полуфеодального быта, из рабства духовного и политического. Этот эксперимент над целой страной должен был напомнить читателю неудачный эксперимент профессора Преображенского, едва не обернувшийся трагедией для многих людей.
Чтобы более точно и ясно донести свою мысль до людей, Булгаков использует в своей повести такой художественный прием, как смешение реального и фантастического. Часто это осуществляется так мастерски, что очень трудно понять, где заканчивается одно и начинается другое. В результате соединения этих двух реальностей создается третья – гротесковая, которая позволяет писателю не только передать обстановку 20-ых годов 20 века в Советской России, но и выразить свое отношение ко всему происходящему.



Повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце» написана в 1925 году. В ней отражена реальная картина московской действительности времён нэпа. Революция воспринималась писателем как рискованный эксперимент, в результате которого в сознании людей наступила «разруха». Революционному процессу Булгаков противопоставлял «излюбленную и Великую Эволюцию».

Быт и нравы Москвы двадцатых годов раскрываются в истории Калабуховского дома. По словам профессора Преображенского, в роскошном особняке на углу Пречистенки и Обухова переулка с 1903 по март 1917 года не было ни одного случая кражи калош. С приходом к власти пролетариата сначала в одночасье исчезли все калоши, затем убрали ковры и стали заходить в дом через чёрный ход.

До революции электричество гасло в 20 лет – два раза, после революции – раз в месяц. Вместо того, чтобы заниматься своими делами, «жилтоварищи» каждый вечер собираются вместе и поют хором революционные песни. Всё это профессор и называет «разрухой в головах».

В повести Булгакова узнаваемы приметы жилищного кризиса двадцатых годов, изображена эпоха «уплотнений» и создания домкомов, раскрываются модные темы того времени – проблемы «омоложения» и пола.

В основе повести два эксперимента. Один из них – социальный, скептическое отношение к которому раскрывается с помощью диалогов между профессором Преображенским и доктором Борменталем. Попытки создать новое, совершенное общество революционными, а значит, насильственными методами, стремление сформировать нового, свободного человека оказываются несостоятельными.

На вопрос Борменталя, каким образом профессору удалось подманить «такого нервного пса», тот отвечает:»Лаской – единственным способом, который возможен в обращении с живым существом. Террором ничего поделать нельзя с животным, на какой бы ступени развития оно ни стояло».

Второй эксперимент в повести – фантастический. Цель операции, произведённой Преображенским над бродячим псом Шариком, - выяснить вопрос приживаемости гипофиза и его влияние на омоложение организма у людей. Результат эксперимента был неожиданным – произошло не омоложение, а полное очеловечивание бездомного пса. Пёс Шарик превратился в товарища Шарикова. Но если Шарик был милейшим псом, умевшим быть благодарным, обожествлявшим профессора, спасшего его от голодной смерти, то Полиграф Полиграфович Шариков оказался мерзким типом, способным на подлость. Происходит буквальное воплощение лозунга Интернационала - «Кто был ничем, тот станет всем».

Бывший бродяга пёс, а ныне Полиграф Полиграфович Шариков получает документ, поступает на должность, вполне соответствующую его собачьему прошлому: он становится «заведующим подотделом очистки города Москвы от бродячих животных (котов и прочее)».

Шариков претендует на часть жилплощади профессора, приводит жить машинистку, пишет донос на своего благодетеля и в довершение всего, угрожает ему пистолетом. Преображенский становится жертвой своего эксперимента.

Почему «светило науки» терпит поражение в деле воспитания Шарикова? Прежде всего потому, что в процесс воспитания вмешивается сама жизнь в лице председателя домкома Швондера, опекающего «нового» человека. Швондер подсовывает своему подопечному «Переписку Энгельса с Каутским», «развивает» его.

Немаловажную роль в формировании личности Полиграфа Полиграфовича играет и наслественность: задатки бездомного пса и алкоголика Клима Чугункина. Перед нами агрессивное, наглое и жестокое по природе своей существо.

Повесть заканчивается идиллически. В результате обратной операции Шариков вновь превращается в милейшего пса. В реальной жизни всё было наоборот: шариковы размножались.

Соединение реальности и фантастики помогает Булгакову передать основную идею произведения: вмешательство в естественный ход событий, будь то революция или операция, опасно и грозит непредсказуемыми последствиями.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Средняя общеобразовательная

Школа № 27

г. Ярославля

РЕФЕРАТ

НА ТЕМУ:

Работа ученика

9 класса "А"

Вершинина

Владислава Олеговича

2006 г.

I. Вступление 3 стр.

О фантастическом и реальном в произведении

Глава 1. Реальное 6 стр.

Глава 2. Фантастическое 10 стр.

III. Заключение 13 стр.

IV. Список литературы 14 стр.

I . Вступление

Михаил Афанасьевич с младенческих лет отдавался чтению и сочинительству. Первый рассказ « Похождения Светланы» был им написан, когда автору исполнилось всего 7 лет. Конечно, этот рассказ не был таким уж талантливым, но, тем не менее, это показывает нам, что любовь к написанию пришла к Михаилу за долго до его приезда в Москву. Маленький Миша рос в довольно тёплой атмосфере. Как пишет Н. А. Булгакова-Земская «... основным методом воспитания детей в семье Булгаковых были шутка, ласка и доброжелательность...». Но в 1907 году от болезни почек умирает отец. «Смерть отца для всей семьи была неожиданным и очень страшным ударом», вспоминает одна из сестёр Михаила. И Варваре Ивановне пришлось одной воспитывать семерых детей. Это была очень умная и дальновидная женщина, и всем своим детям она говорила так: « Я хочу вам всем дать настоящее образование. Я не могу вам дать приданное или капитал. Но я могу вам дать единственный капитал, который у вас будет,- это образование». И действительно, дети в семье Варвары Ивановны были очень умные: они рисовали, играли на пианино, много читали как русских классиков, так и зарубежных авторов. Вели постоянные споры о Чарльзе Дарвине и о его теории происхождения жизни на земле. Так прошло детство Михаила Афанасьевича.

В1909 году Михаил оканчивает Киевскую гимназию. И поступает в Киевский университет на медицинский факультет. Выбор профессии не случаен, потому что его дядя и отчим были врачами и оказали немалое давление на Булгакова. Именно в институте начинают проявляться качества будущего талантливейшего автора. Как вспоминает один из его сокурсников « Он рассказывал нам необыкновенные истории. В них действительность так тесно переплеталась с выдумкой, что граница между ними начисто исчезала». Кто бы мог подумать в те далёкие годы, что именно за это качество Михаил приобретёт невероятную популярность. Но, получив в 1916 году аттестат в степени лекаря с отличием, Михаил Афанасьевич заканчивает университет. После Университета Булгаков всего лишь один год с 1916-1917 г. работал врачом в Смоленской губернии.

Но, не сумев себя пересилить, Булгаков бросает занятие медициной.

И в 1921 году переезжает в Москву. В то время в Москве полные обороты набирает НЭП и как пишет сам автор « Идёт бешеная борьба за существование и приспособление к новым условиям жизни...». И тут он со свойственной ему энергичностью приступает к работе. Он брался за любую газетную работу. Будущему автору «Собачьего сердца», «Мастера и Маргариты» приходилось даже выступать конферансье в маленьком частном театре. Днём Булгаков писал для газет, а ночью писал для души. Вот именно тогда и начала зреть настоящая булгаковская проза. Это закалило его и в будущем он пишет: « Настоящие вещи пишутся на краешке кухонного стола, а не в роскошно обставленном кабинете». В 1925 году (зимой) Булгаков начинает писать «Собачье сердце» и в этом же 1925 году (весной) он её заканчивает. После «Собачьего сердца» он активно сотрудничает с МХАТом, камерным театром и театром имени Вахтангова, в которых идут его пьесы «Дни Турбинных», «Зойкина квартира» и «Багровый остров».

Эти спектакли, а в особенности «Дни Турбинных» во МХАТе, принесли Булгакову не лёгкую славу. Как на автора, так и на МХАТ обрушилась критика «... чуть ли не каждый день то в одной, то в другой газете появлялись негодующие статьи. Небезызвестный в то время газетный работник Грандов так и сказал с трибуны: « МХАТ – это змея, которую советская власть понапрасну пригрела на своей широкой груди!». Но более всего неистовал видный в Москве журналист Олинский. Он на страницах газет и журналов призывал к походу против булгаковских «Турбинных» В Москве в те времена развернулись широкие диспуты по поводу пьес. 7 мая 1926 года у Булгакова произведён обыск и изъята рукопись «Собачьего сердца». И уже в следующем 1927 году начинаются массовые гонения на Булгакова. Медленно, но верно театры начинают убирать из своего репертуара пьесы Булгакова.

После этого он пишет письмо Сталину, в котором просит выпустить его за границу, « Я обращаюсь к гуманности советской власти и прошу меня, писателя, который не может быть полезен у себя в отечестве, великодушно отпустить на свободу» или «... назначить меня лаборант-режиссёром в первый Художественный Театр. Если меня не назначат режиссёром, я прошусь на штатскую должность статиста. Если и статистом нельзя – я прошусь на должность рабочего сцены» И в этом же письме он говорит о своём катастрофическом положении. «Если же и это не возможно, я прошу советское правительство поступить со мной, как оно найдёт нужным, потому что у меня, драматурга, написавшего пять пьес, известного как в СССР, так и за границей, на лицо в данный момент - нищета, улица, гибель».

И действительно, через полчаса раздался звонок из МХАТа, и пригласили Булгакова на работу в должности режиссёра-асисстента. Мечта автора сбылась: он ещё долго работал во МХАТе и поставил много замечательных пьес.

Булгаков заслуженно занял своё место в советской литературе. Жизнь этого человека была очень сложна. Но даже у смертного одра он продолжал писать.

Как писал А.С. Пушкин « Я памятник воздвиг нерукотворный», так и Булгаков воздвиг вечный памятник самому себе в своём творчестве.

Я выбрал эту тему, потому что я был ранее знаком с этой повестью, и она увлекла меня своим сочетанием фантастического и реального. В своей работе я поставил перед собой цель: отследить проявление реального и фантастического в произведении.

II .Основная часть

О фантастическом и реальном в повести.

Глава 1 . Реальное.

Москва в произведении описывается глазами бродячего пса – Шарика. Этот грязный, голодный пёс днём и ночью бегает по Москве времён НЭПа в поисках пропитания. Он очень не глуп и по-своему оценивает город тех далёких времён. С развитой в то время мелкой частной торговлей»... по всей Москве развесили зелёно-голубые вывески с надписью МСПО – мясная торговля». Со всей той грязью и на улицах «опилки на полу и гнуснейший дурно пахнущий бакштейн». И грязью в головах «Здесь порой винтом закипали драки, людей били кулаком по морде». Тут же Шарик учится читать: « «А» он выучил в «Главрыбе» на углу Моховой, а потом и «Б» - подбегать ему было удобнее с хвоста слова «рыба», потому что при начале слова стоял милиционер». Это умение он повсеместно применяет в своей жизни, читая таблички с надписью «Сыр» или «неприличными словами не выражаться и на чай не давать». Шарик, которому только, что обварили бок, довольно интересно оценивает людей: «Дворник из всех пролетариев самая гнусная мразь», «Повар попадается разный. Например,- покойный Влас с Пречистенки, скольким жизнь спас».

Шарик сочувствует бедной машинистке, «бегущей в подворотню в любовных фельдперсовых чулках»: «ей и на кинематограф не хватает, на службе с неё вычли, тухлятиной накормили, да половину её столовских сорока копеек завхоз украл. У неё и верхушка правого лёгкого не в порядке, и женская болезнь на французской почве». Вводя образ машинистки в повесть, Булгаков даёт нам понять, что основное большинство людей того времени ведут вот такой жалкий образ жизни.

И тут Шарик представляет себе её любовника. «Надоела мне моя Матрёна, намучился я с фланелевыми штанами, теперь пришло моё времечко. Я теперь председатель и сколько ни накраду - всё на женское тело, на раковые шейки, на Абрау-Дюрсо. Поэтому что наголодался я в молодости, достаточно будет с меня, а загробной жизни не существует».

На мой взгляд, именно в этом монологе и раскрывается суть всех тех людей, которые пришли к власти (в частности Швондера). Люди, которые в молодости натерпелись страданий, встав у «руля» власти, не пытаются помочь стране выйти из кризиса, а заботятся только о себе. И в этом же монологе мы видим, что автор упрекает советскую власть в искусственной поддержке этих людей. Разрушив церкви и пропагандируя атеизм, советская власть «конвейером» создавала людей, которые стремились получить всё именно на земле. Которым не чужды никакие методы для достижения своей цели. И вот этот любовник, говоря «...а загробной жизни не существует…», стремится удовлетворить лишь свои физиологические потребности: «...женское тело на раковые шейки, на Абрау-Дюрсо», нисколько не заботясь о своих духовных потребностях. Хотя есть ли они у него? Наверное, всё же нет.

Но вернёмся к Шарику. Он, конечно, и жалеет бедную девушку «А самого себя мне ещё больше жаль. Не из эгоизма говорю, о нет, а потому, что мы действительно не в равных условиях. Ей-то хоть дома тепло, ну а мне, а мне... Куда пойду?» - думает пёс под свист метели. Он отчётливо видит свою дальнейшую судьбу «Я очень легко могу получить воспаление лёгких, а, получив его, я, граждане подохну с голоду».

И тут в «столбе метели появляется некий господин. Шарик сразу понимает, что этот гражданин «умственного труда человек». И вот этот незнакомец приводит Шарика в свою квартиру. Тут звучит одна из ведущих сквозных тем в творчестве Булгакова - это тема дома как сосредоточения человеческой жизни. На фоне бурной жизни в Москве квартира выглядит неким «островом спокойствия». Шарика в первую очередь поражает убранство квартиры «Великое множество предметов загромождало богатую передню. Тут же запомнилось зеркало до самого пола, оленьи рога в высоте, бесчисленные шубы и калоши и опаловый тюльпан с электричеством».

На мой взгляд, в образе квартиры Булгаков хочет показать читателю всё то, что теряет Россия после революции. А теряет она старый мир с его устоями и нравами отнюдь не зверскими и жестокими. Хозяином этой квартиры является профессор Преображенский. Он светило мировой науки и занимается вопросами омоложения. Он полностью отдаётся работе: днём принимает пациентов, вечером, а иногда и ночью изучает медицинскую литературу. Не чужд Филипп Филиппович и земных радостей, любит ходить в театр, хорошо поесть, со вкусом одеться. Политикой он не занимается, новая власть раздражает его бескультурьем и хамством. Фамилия у Преображенского говорящая: преобразить профессор собрался нашего Шарика. В образе Преображенского Булгаков показывает нам старую интеллигенцию. И, действительно, автор симпатизирует Филиппу Филипповичу. У Преображенского есть жизненные ценности: «Успевает всюду тот, кто никуда не торопится». «Я сторонник разделения труда. В большом театре пусть поют, я буду оперировать. И никаких разрух...» «Никого драть нельзя, на человека и на животное можно действовать только внушением.» Все эти реплики помогают нам представить лучше хозяина квартиры. Мы понимаем, что перед нами человек образованный, умный, умудрённый опытом жизни.

Помощник Преображенского - доктор Борменталь. Он восхищается своим учителем, его талантом, мастерством. Но в самом Барментале мы не видим такого гуманизма как, у его учителя. Борменталь способен разгневаться и даже применить силу, если нужно.

Этим двум образованнейшим людям в повести Булгаков противопоставляет Швондера. Истории жизненного пути Швондера в повести нет, но мы можем с лёгкостью догадаться, где он учился, какое образование получил. Швондер в сопровождении товарищей является к профессору, что бы отобрать у него лишнюю площадь, то есть отобрать две комнаты. Рисуя образ Швондера, автор указывает нам на наличие в нём таких качеств как агрессивность, уверенность в своей вседозволенности. Образ Швондера и его свиты высмеивается тонкой булгаковской сатирой. «Во-первых,- перебил и его Филипп Филиппович,- вы мужчина или женщина?». Спрашивает Преображенский у одного из пришедших. Автор даёт нам понять, что у власти в стране стоят именно такие люди как Швондер. Конфликт между Швондером и Преображенским это конфликт между аристократией и пролетариатом. «Вы ненавистник пролетариата!- гордо сказала женщина. «Да я не люблю пролетариата, печально согласился Филипп Филиппович». Делая Преображенского победителем в этом конфликте, Булгаков даёт нам понять, что он симпатизирует именно аристократии. С её устоями и сильными качествами, такими как независимость, образованность, гуманность, культурность и верность родине.

Глава 2. Фантастическое.

Но вот под рождество Преображенский решает осуществить свой фантастический эксперимент. Он пытается создать нового человека путём пересадки собаке части человеческого мозга. Преображенский решает посоревноваться с самой природой. Его эксперимент фантастичен: создать нового человека путём пересадки собаке части человеческого мозга. Как неплохой медик Булгаков понимает, что это не возможно, но он решается на внедрение такого приёма для более красочного сравнения перемен, которые потрясают Россию в те времена. И начинается фантастика, которая у Булгакова не лишена и сатиры. Используя принципы «фантастического реализма» и гротеск, мешая реальную действительность нэповской России с оригинальной выдумкой, писатель создаёт увлекательную и зловещую историю. Сюжет её необычен: профессор Преображенский, живущий в старинном Калабуховском доме на Пречистенке, подбирает на улице дворнягу и производит медицинский эксперимент по вживлению в мозг собаки гипофиза человека. Профессор, который занимается омоложением, и его ассистент доктор Борменталь получают неожиданный результат: пёс превращается в человека. Это даёт повод молодому доктору мечтать о создании нового человека, «высокой психической личности». Однако эксперимент принимает совсем другой оборот.

Донором для бедного Шарика послужил Клим Петрович Чугункин двадцати восьми лет, судился три раза. «Профессия – игра на балалайке по трактирам. Маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь). Причина смерти - удар ножом в сердце в пивной « После операции у собаки наблюдается полное очеловечивание. В результате чего появляется своеобразное существо. «Рост маленький, голова маленькая, начал курить», «человек маленького роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жёсткие... Лоб поражал своею маленькой вышиной. Почти и непосредственно над чёрными ниточками бровей начиналась густая-густая головная щётка». По этим признакам мы видим, что существо полностью унаследовало физический облик своего прародителя.

А только ли физический?

К сожалению, нет. Первые произнесенные им слова - ругань, первое отчётливое слово – буржуи. А потом и уличные выражения «не толкайся», «слезай с подножки» он гоняется за кошкой Микрушей всё на своём пути, играет уличные песни на балалайке, пристаёт к служанкам.

Жизнь обывателей квартиры, такая тихая и спокойная раньше, превращается в сущий ад. «Человек у двери мутноватыми глазами поглядывал на профессора и курил папиросу, посыпая манишку пеплом...» «Окурки на пол не бросать - в самый последний раз прошу. Чтобы я больше не слышал ни одного ругательного слова. В квартире не плевать! С Зиной всякие разговоры прекратить. Она жалуется, что вы в темноте её подкарауливаете. Смотрите!». Вот в таких условиях теперь приходится жить жителям квартиры №5 на обуховском переулке. Но хуже всего то, что Шариков и не понимает, что он делает что-то неправильно. «Что-то вы меня, папаша, больно притесняете, - вдруг плаксиво выговорил он... – Что вы мне жить не даёте?». С его точки зрения, он просто живёт, а ругань, хамство и наглость-это просто нормальная составляющая жизни. У Шарикова появляется даже свой ангел-хранитель. Это так ненавидимый Преображенским Швондер. Он даёт ему читать книжки (вроде переписки Энгельса с Каутским). Но ангел хранитель ли?

Вот, что говорит об этом Преображенский. «Ну сейчас он (Швондер) всячески старается натравить его (Шарикова) на меня, не понимая, что если кто-нибудь, в свою очередь натравит Шарикова на самого Швондера, то от него останутся только рожки да ножки.» А между тем Шариков устраивается на работу и его (не без помощи Швондера) сразу возводят в должность заведующего подотделом по очистке города от бродячих животных. Автор, конечно же, преувеличивает возможности Шарикова, вводя гиперболу, но именно в этой гиперболе он как нельзя чётче показывает нам всё несовершенство того общества. Можно было бы подумать, что теперь Шариков образумится, но это не так. Получив власть, он пользуется ею, как хочет. Он приводит в дом машинисточку и говорит: «Я с ней расписываюсь, это наша машинисточка. Борменталя надо будет выселить...» Как потом выяснилось, он её обманул, сочинив про себя множество историй. И даже когда Шарикова разоблачили, он угрожает ей «... попомнишь ты мне ещё... Я тебе устрою сокращение штатов». Получив власть, наш Шарик и так не обременённый гуманностью превращается просто в деспота. А если вспомнить самое начало повести, то можно сравнить его с любовником. Ведь если вспомнить обыкновенного пса с обваренным боком и вспомнить то, как он сочувствовал этой же машинисточке, в нём не было ни капли жестокости, чего не скажешь о человеческом Шарике.

Апогея своей наглости и хамства Шариков достигает, когда пишет донос на своего создателя. Для того времени это был распространённый приём для свержения конкурентов или врагов. Писался просто донос и через два три дня к подъезду подъезжала машина и человека увозили неизвестно куда и никто его больше не видел. Следующим доносом должен был бы быть донос на Швондера, и Шариков был бы уже председателем домкома. Который бы жил в семи комнатах. Но к великому огорчению Шарика, донос не получил хода. И тогда он решается взять дело в свои руки раздобыв пистолет. Я думаю, что его мог дать только Швондер. И зайдя в смотровую, где его «попросили» уйти из квартиры. Но Шариков не был так глуп, чтобы уйти. И, с криком «...что я на вас управы не найду, что ли» пытается убить Борменталя. Но через несколько секунд оказался на операционном столе под общим наркозом. А ещё через несколько дней, он был той - же собакой, которую подобрали на улице. Вот теперь фантастика уступает место реальности.

III . Заключение.

В повести «Собачье сердце» экспериментатору удалось повернуть всё вспять. Но сделать это в жизни не так уж и легко. Автор даёт нам наставление, что экспериментаторы должны сначала просчитать свой эксперимент, а затем переносить его в жизнь. В своей повести Булгаков пытался предостеречь людей от подобных экспериментов. События 1917 года представлялись им не иначе, чем эксперимент огромный по масштабам и более чем опасный. Булгаков в «Собачьем сердце» сопастовляет Преображенского и Маркса. Так же как Преображенский, который осуществляет свой невиданный эксперимент. Так же и на основе теорий Маркса в России произошёл невиданный эксперимент, последствия которого мы продолжаем расхлёбывать даже после более чем 80 лет.

В ходе своей работы мне удалось доказать, что смешение фантастики и реальности делает это произведение более красочным, более наглядным. Если бы Булгаков не ввёл в рассказ элементы фантастики, то он бы не смог показать все те перемены и те последствия, которые ожидают Россию в будущем. Булгаков уверен, что каждый хорош на своем месте: пёс должен оставаться псом, дом принадлежать хозяину. Мир, созданный Творцом, разумен, и у каждого в нём есть своё место.

IV. Список литературы.

1.Булгаков М. «Собачье сердце» выходн. данное

2.Мягков Б. Булгаковская Москва. - М., 1993.

3.Паршин Л. Чертовщина в Американском посольстве в Москве, или 13 загадок Михаила Булгакова. – М., 1993.

4.Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова. – М., 1988.

Повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце» не была опубликована при жизни автора. Лишь более пятидесяти лет спустя после своего создания она увидела свет. Это объяснялось как формой, так и ее содержанием.
В повести рассказывается о том, как знаменитый ученый, проводя эксперименты по омолаживанию, пересаживает собаке гипофиз человека. Однако основное внимание в произведении уделено тому, что в результате получилось из «очеловечивания» животного.
Подобной расстановкой акцентов и определяется соотношение реального и фантастического в повести. Профессор проводит небывалую операцию, собака превращается в человека, а потом снова в собаку - это фантастика, а вот все, что связано с жизнью этой собаки в облике человека, - безусловно, реальность.
Фантастика для Булгакова служит лишь сюжетной основой для раскрытия социальных проблем, тех реалий, которые окружали писателя в середине 20-хгодов.
Для создания нового человека ученый берет гипофиз «пролетария» - алкоголика и тунеядца Клима Чугункина. И вот в результате сложнейшей операции появляется безобразное, примитивное существо, целиком унаследовавшее «пролетарскую» сущность своего «предка». Первые произнесенные им слова - ругань, первое отчетливое слово - «буржуй». А потом - уличные выражения: «не толкайся!», «подлец», «еще парочку», «слезай с подножки» и прочее. В фантастический сюжет с шумом врывается реальность, и повесть приобретает ярко выраженную сатирическую направленность.
Профессор Преображенский и Борменталь безуспешно пытаются привить ему правила хорошего тона, развить и образовать его. Из культурных развлечений Шарикову нравится только цирк, а театр он считает «контрреволюцией». В ответ на требования Преображенского и Борменталя вести себя за столом культурно Шариков с иронией замечает, что так люди мучили себя при царском режиме. Фантастики здесь нет и в помине, перед нами во всей неприглядности встает философия «новых хозяев жизни» - пролетариев: «грабь награбленное», «взять все и поделить», а то «один в семи комнатах расселился, штанов у него сорок пар, а другой шляется, в сорных ящиках пропитание ищет». «Образование» Швондера и его подручных очень быстро приносит плоды: Шариков превращается не просто в тунеядца и хулигана, каким был его «донор» Клим Чугункин, а в «пролетария», вооруженного марксизмом и революционной фразеологией. Он ворует, пьет, бесчинствует в квартире Преображенского, пристает к женщинам. Сам «новый» социально-бытовой микропорядок изображается в стиле сатирического памфлета. Булкагов использует прием гротеска (поведение Шарикова, образы членов домкома), комической буффонады (сцена ловли кота). При всей невероятности, фантастичности повести, она отличается удивительным правдоподобием. Это не только узнаваемые конкретные приметы времени. Это сам городской пейзаж, место действия: Обуховский переулок, дом, квартира, ее быт, облик и поведение персонажей и т. п.
Полиграф Полиграфович быстро находит себе место в обществе, живущем по принципу «кто был ничем, тот станет всем». Швондер устраивает его заведующим подотделом очистки города от бродячих животных. Последовательно «развиваясь», он пишет донос на своего создателя - профессора Преображенского. Шарикову чужды совесть и мораль. У него отсутствуют положительные человеческие качества. Впрочем, это свойственно почти всем «товарищам», изображенным в повести. А именно это является, по глубокому убеждению профессора, источником той разрухи, которая царит вокруг. Он считает, что разруха «не в клозетах, а в головах». И эти размышления тоже вполне реальны. Правда, в нашей стране, которая долгое время жила в виртуальном социалистическом «завтра», они стали восприниматься как истина лишь сравнительно недавно, когда люди наконец поняли, что в этих словах «нет никакой контрреволюции, а лишь опытность и здравый смысл».