Обладающая непревзойденным меццо сопрано отличное. Виды низких женских голосов


Высекай женский голос, но ниже сопрано. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. МЕЦЦО СОПРАНО женский голос выше альта, но ниже сопрано. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском… … Словарь иностранных слов русского языка

МЕЦЦО СОПРАНО, нескл., ср. и жен. (итал. mezzo soprano, букв. средне высокий) (муз.). 1. ср. Женский голос, средний по высоте между сопрано и контральто. Красивое меццо сопрано. 2. жен. Певица, обладающая таким голосом (разг.). Эту партию вчера,… … Толковый словарь Ушакова

МЕЦЦО СОПРАНО, нескл. 1. ср. Женский голос, средний по высоте между сопрано и контральто. Красивое меццо сопрано. 2. жен. Певица с таким голосом. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

- (итальянское mezzosoprano), женский голос, средний по высоте между сопрано и контральто … Современная энциклопедия

- (итал. mezzosoprano от mezzo средний), женский голос, средний по высоте между сопрано и контральто … Большой Энциклопедический словарь

Меццо-сопрано - (итальянское mezzosoprano), женский голос, средний по высоте между сопрано и контральто. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

Меццо сопрано, нескл … Орфографический словарь-справочник

меццо-сопрано - нескл., с. и ж. 1) с. Женский голос, средний по высоте между сопрано и контральто. Красивое меццо сопрано. 2) ж. Певица, обладающая таким голосом. Репертуар для меццо сопрано. Выдающаяся меццо сопрано. Этимология: От итальянского mezzosoprano… … Популярный словарь русского языка

Книги

  • Библиотека контратенора (меццо-сопрано). Мировые оперные травести. Пажеский корпус (Австрия, Франция , Ульянов В. Ред.-сост.. Библиотека контратенора (меццо-сопрано). Мировые оперные травести. Пажеский корпус (Австрия, Франция…
  • Арии, романсы и песни из репертуара Валентины Левко. Для меццо-сопрано и фортепиано , Киреев Д.З.. Концертная деятельность народной артистки РСФСР Валентины Левко - одно из самых ярких явлений в истории отечественной исполнительской культуры. Ее голос соединяет в себе возможности…
  • Песни прекрасного пришельца. Вокальный цикл-эстафета для сопрано, меццо-сопрано, тенора, баса и фортепиано / Songs of the beautiful stranger. Vocal cycle for soprano, mezzo-soprano, tenor, basso and piano , Изосимов А.. ПЕСНИ ПРЕКРАСНОГО ПРИШЕЛЬЦА Вокальный цикл-эстафета. для сопрано, меццо-сопрано, тенора, баса и фортепиано. …

СОПРАНО — (итальянское soprao, от sopra - над, сверх), самый высокий певческий (главным образом женский или детский) голос. Различают сопрано драматическое, лирическое, колоратурное, а также лирико-драматическое и другие разновидности. Диапазон сопрано от до первой октавы до до третьей октавы.

В русской музыкальной традиции принята следующая классификация разновидностей голоса сопрано

Данный способ классификации применим во всех видах вокального искусства — в опере, в камерной музыке, в хоровом пении. Однако в оперном искусстве часто используется другая, более развёрнутая, классификация (от нижнего регистра — вверх)

Классификация По диапазону Тембрально Особенность тембра, краски
драматическое сопрано Плотный нижний регистр .
лирико-драматическое сопрано си малой октавы — до III октавы Плотный нижний регистр . Способность исполнять драматические и лирические партии .
лирическое сопрано до I октавы — до III октавы Нижний регистр несколько матовый, лучше звучит в верхнем регистре . Мягкость тембра, выразительность в кантилене.
лирико-колоратурное сопрано до I октавы — ми- фа III октавы . Прозрачность тембра, способность исполнять лирические и лирико-колоратурные партии.
Ноты головного звучания
колоратурное сопрано до I октавы — фа- соль# III октавы и выше Свобода звучания в верхнем регистре . Металллическая окраска тембра.
Ноты головного звучания
. Колоратурное сопрано более подвижное, чем лирико-колоратурное.

Беверли Силс (настоящее имя Белла Силвермен) — одна из крупнейших певиц XX века, «первая леди американской оперы». Обозреватель журнала «Нью-Йоркер» с необычайным воодушевлением писал: «Если бы я рекомендовал туристам достопримечательности Нью-Йорка, я бы поставил Беверли Силс в партии Манон на самом первом месте, значительно выше статуи Свободы и Эмпайр стейт билдинг». Голос Силс отличала необыкновенная легкость, а вместе с тем покоряющее слушателей обаяние, сценический талант и очаровательная внешность.

Очаровательна Силс в Веселой вдове Моцарта

Ария Casta Diva из оперы Беллини Норма - одна из самых трудных в репертуаре сопрано. И давайте сравним разных исполнительниц, которые решались петь эту арию.

Поет Беверли Силс


А вот поет эту арию великая Мария Калас

И, наконец, Монсерат Кабалье


А вот как эту арию поет Анна Нетребко


А это Галина Вишневская


Голоса итальянских певиц-сопрано отличаются яркостью тембра, большой насыщенностью, глубиной звучания. Прославленной итальянской певицей-сопрано была Амелита Галли-Курчи. После ее ухода со сцены звание «первого сопрано мира» оспаривали друг у друга Рената Тебальди и Мария Каллас.

Вот как поет Рената Тебальди

Рената Тебальди родилась 2 ноября 1922 года в Пезаро, в том же городе, что и Джоаккино Россини.
Как-то в одном интервью Тебальди попросили назвать крупнейшую певицу современности. Она ответила: «Разумеется, это я!», и несколько мгновений наслаждалась удивлением бестактного журналиста, который не ожидал от нее такого укола в адрес Каллас, а потом с улыбкой добавила: «Видите ли, во мне роста метр семьдесят четыре, можете ли вы назвать еще хоть одну сопрано выше меня?» По таким меркам Тебальди обгоняла большинство своих партнеров, некоторых даже на целую голову.

Джоан Сазерленд --величайшая австралийская оперная певица.лирико-драматическое сопрано с феноменальной вокальной техникой,которая поражала на протяжении многих десятилетий виртуозным владением как голосом,так и интерпретацией оперных партий... Она умерла 10 октября 2010 года в Женеве в возрасте 84 лет.

Леонтина Прайс (Price) (р. 1927) - американская оперная певица.

На вопрос, может ли цвет кожи мешать карьере оперного исполнителя, Леонтина Прайс отвечала так: «Что касается почитателей — им он не мешает. Но мне как певице — безусловно.


РЕНЕ фЛЕМИНГ - американская оперная певица, которую называют «золотым стандартом сопрано», «лицом сегодняшней Америки в области классического вокала» и «одной из немногих истинных суперзвезд нашего времени».


В опере "Евгений Онегин" Финальная сцена — вокальный, актерский и постановочный шедевр. Рене Флеминг - лучшая исполнительница Татьяны.

http://video.yandex.ru/users/zemlja-zarnetskaja/view/191

Мария Гулегина - одна из самых известнейших сопрано мира. После своего дебюта в Ла Скала в 1987 году певица нечасто бывает в России, ее график расписан на годы вперед. Она - желанный гость во всех оперных театрах мира: за время своей карьеры Мария пела в самых ярких постановках "Метрополитен-опера", Ковент-Гарден, в Токио, Египте, Вене, Париже.


Мария Агасовна Гулегина (наст. фамилия — Мейтарджян ) родилась в 1959 году. Свою профессиональную карьеру начала в оперном государственном театре в Минске, затем переехав в 1987 году в Европу, год спустя дебютировала в Ла Скала в роли Амелии в «Бал Маскараде» с Лучано Паваротти в постановке маэстро Гавадзени. Сила, теплота и искренность её голоса, и чудесные актёрские данные, сделали её желанным гостем в разных театрах мира. За время своей карьеры Мария пела в «Метрополитан Опера», «Ковент-Гарден», в Токио, Египте, Вене, Париже и многих мировых столицах…

Итальянка Барбара Фриттоли - оперная дива, знаменитая на весь мир. Ее называют шелковое сопрано Италии.Барбара Фриттоли родилась в Милане, училась в Консерватории Джузеппе Верди.Международная карьера началась в 1989 г. после дебюта в Театро Комунале во Флоренции в опере Букки “Il giuoco del barone”. Ее послужной список необычайно огромен. Наиболее знаменательными были выступления с Риккардо Мути


Анник Массис заслуженно считается первой сопрано Франции. Она владеет обширным репертуаром - от сочинений Генделя и Рамо до виртуозных партий эпохи бельканто, французской лирической оперы и сочинений ХХ века.


Ее голос — легкое, звучное сопрано с лучащимися верхами и необыкновенной юркостью, позволяющей пробегаться по трем октавам — чуть холодноват, как и холодновата она сама. Но опять же это придает ей чарующую схожесть со Снежной Королевой.

Удивительной красоты сопрано - Анита Черкуэтти (Anita Cerquetti) Ее имя мало известно в России.


На юбилейном вечере Елены Образцовой Каста Диву спела азербайджанская звезда Динара Алиева.

Голос Динары Алиевой покоряет красотой, ее пение восхищает глубоким бархатным тембром, вокал поражает мастерством. Меломаны, критики и пресса восхищаются артистическим дарованием и ярким сценическим мастерством артистки и оценивают ее талант как восходящую звезду мировой оперной сцены, обладающую харизмой и стилем в исполнении разнообразной музыки и репертуара.



Чечилия Бартоли (Cecilia Bartoli) - одна из самых востребованных и высокооплачиваемых оперных певиц мира.

На протяжении более двух десятилетий Чечилия Бартоли, несомненно, является одной из самых известных оперных певиц во всем мире. Каждая ее работа - будь то концертная программа, новая роль на оперной сцене, выпуск альбома звукозаписывающей компанией DECCA, с которой у певицы заключен эксклюзивный контракт, -вызывает огромный интерес.

Именно Чечилии Бартоли принадлежат невероятные «рекорды» - более 8 миллионов проданных альбомов, более 100 недель пребывания в международных поп-чартах. Ее многочисленные престижнейшие награды Golden Disc , четыре премии Grammy (США), десять премий Echos и одна - Bambi (Германия), две награды Classical Brit Awards (Великобритания), Victoire de la musique (Франция) и многие другие отражают огромный успех таких работ, как, к примеру, диск Opera proibita («Запрещенная опера»), а также сольные альбомы, посвященные А.Вивальди, К.Глюку, А. Сальери.

Чечилия Бартоли - кавалер ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой», действующий академик Римской академии Санта-Чечилия, кавалер Ордена искусств и литературы (Франция), кавалер ордена «За заслуги» (Франция), почетный член Лондонской королевской академии музыки и Королевской академии музыки Швеции. Недавно Чечилия Бартоли была отмечена престижной итальянской наградой «Золотой Беллини» (Bellini d’Oro), Почетной Золотой медалью за заслуги в области искусства - одной из высочайших наград министерства культуры Испании. Кроме того, ей была вручена Золотая медаль города Парижа.

В 2012 году Чечилия Бартоли заняла пост художественного руководителя Зальцбургского фестиваля. Она-то и приметила .

2012 год ушел. И музыкальные критики единодушно признали Юлию Лежневу открытием года, одна из самых перспективных российских сопрано. Ее тембр называют перламутровым, а интерпретации барочной музыки уже сравнивают с эталонными. Родилась она в 1989 году в семье геофизиков в Южно-Сахалинске. С 5-ти лет начала учиться игре на фортепиано и пению. В 2004 году с отличием окончила музыкальную школу имени А.Гречанинова по классу фортепиано и вокала. С 14 до 18 лет обучалась в Академическом музыкальном колледже при Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского по классу вокала и фортепиано.

Послушайте концерт Ю.Лежневой, а если я найду в ее исполнении Casta Diva, то выложу.

На вид Юлия какая-то фарфоровая, без эмоций. В этом смысле ей до Нетребко далеко.


В заключение она запела Casta diva: все восторги, молнией несущиеся мысли в голове, трепет, как иглы, пробегающий по телу, - все это уничтожило Обломова: он изнемог.

И.А. Гончаров «Обломов»

О чем эта ария Целомудренной девы?

Целомудренная Дева! Серебришь ты дивным взором
Вековой сей бор священный.
Обрати к нам лик нетленный,
Ясным светом озари.

Целомудренная Дева, укроти страстей горенье,
И умерь пыл дерзновенный
На земле покой блаженный,
Как на небе, водвори.

В оригинале

Casta Diva, che inargenti
queste sacre antiche piante,
a noi volgi il bel sembiante
senza nube e senza vel...

Tempra, o Diva,
tempra tu de’ cori ardenti
tempra ancora lo zelo audace,
spargi in terra quella pace
che regnar tu fai nel ciel...

Fine al rito: e il sacro bosco
Sia disgombro dai profani.
Quando il Nume irato e fosco,
Chiegga il sangue dei Romani,
Dal Druidico delubro,
La mia voce tuonerà.

Cadrà; punirlo io posso.
(Ma, punirlo, il cor non sa.
Ah! bello a me ritorna
Del fido amor primiero;
E contro il mondo intiero...
Difesa a te sarò.
Ah! bello a me ritorna
Del raggio tuo sereno;
E vita nel tuo seno,
E patria e cielo avrò.
Ah, riedi ancora qual eri allora,
Quando il cor ti diedi allora,
Ah, riedi a me.)

Дословный перевод

О, целомудренная Богиня, что серебрит
эти священные древние растения
Обрати к нам свой лик прекрасный,
Без туч и без покрова

Умерь, Богиня,
Умерь пылкие души
Умерь также храброе рвение
Рассей мир на земле
И воцари его на небе

Закончи ритуал: и священная роща
Будет отчищена от скверны
Когда Божество, гневное и мрачное,
Потребует крови римлян
Из храма друидов
Мой голос загрохочет.

Падет! Я бы могла его наказать
Но, наказывать ли, не знает сердце

От первой верной любви
И против целого мира...
Защищу тебя.
Ах! Прекрасное ко мне возвращается
От этого лучика успокаиваюсь
И, живя в твоём лоне,
И родину, и рай обрету.
Ах, вернись то, что было тогда,
Когда сердце тебе отдала
Вернись ко мне.)

Эта опера редко исполняется не только у нас. А потому послушайте "Норму" Беллини в записи из венецианского театра Ла Феничи.


Как и весь мир, Беллини сам считал «Норму» шедевром. Случись кораблекрушение, единственная из его опер, которую надо было бы спасти, говорил он, это «Норма».

Действующие лица:

НОРМА, жрица храма друидов (сопрано)
ОРОВЕЗ, отец Нормы, верховный жрец (бас)
КЛОТИЛЬДА, подруга Нормы (сопрано)
ПОЛЛИОН, римский проконсул в Галлии (тенор)
АДАЛЬЖИЗА, дева в храме друидов (сопрано или меццо-сопрано)
ФЛАВИЙ, центурион (тенор)

Время действия: около 50 года до н.э. Место действия: Галлия.

Краткое содержание оперы:

Друиды готовят восстание против поработителей и ждут сигнала, который им должна подать верховная жрица Норма. В ее сердце чувство долга борется с любовью к римскому военачанальнику Поллиону, отцу ее детей. Но Поллион разлюбил Норму и увлечен молодой жрицей Адальджизой. Норма подает знак к восстанию. Поллион схвачен, ему грозит смерть. В последнюю минуту Норма спасает его, открывая свою вину (нарушение обета девственности), и восходит на костер. Потрясенный ее поступком, Поллион следует за ней на смерть.

Несколько слов о Винченцо Беллини.

Его еще при жизни (1801-1835) называли творцом музыкальных мелодий. Он прожил всего 33 года, написав 11 опер, самая значительная из которых "Норма".

3 ноября 1801 года в Катании (Сицилии) в семье музыканта Розарио Беллини родился сын Винченцо. Ему было шесть лет, когда он сочинил свой «опус номер один». Мальчик занимался музыкой под руководством деда — Винченцо Тобиа, поскольку для серьезного обучения семья Беллини не имела средств. Однако Винченцо повезло — у него нашлась покровительница — герцогиня Элеоноре Саммартино.

Герцогиня обратилась с настойчивой просьбой к мужу, и тот порекомендовал Винченцо подать ему, губернатору провинции Катания, прошение о предоставлении стипендии, дабы помочь семье Беллини в расходах, необходимых для обучения их сына в Неаполитанской консерватории. То, чего не удавалось добиться в течение многих лет, решилось в несколько дней. В июне 1819 года Беллини был зачислен в консерваторию.

Через год состоялся экзамен, которого все ждали со страхом: он должен был решить судьбу каждого из учеников — кто из них будет оставлен в колледже, а кого отчислят. Испытание Винченцо выдержал блестяще и в качестве вознаграждения за успехи получил право продолжать учебу бесплатно. Это была первая победа Беллини.

Торжественное открытие театра Карло Феличе в Генуе состоялось 7 апреля 1828 года. На его сцене тогда была поставлена опера Винченцо Беллини «Бьянка и Фернандо»,...

На открытии театра «Карло Феличе» в Генуе на приеме Беллини познакомился с одной молодой, прекрасной, приветливой синьорой с прелестными манерами. Синьора отнеслась к музыканту «с такой добротой», что он почувствовал себя покоренным. В жизнь Беллини вошла Джудитта Канту из Турина.

Светская жизнь в салонах и растущая слава не раз толкали Беллини на любовные приключения, которые он считал «поверхностными и недолгими». Но этот бурный роман, начавшийся в апреле 1828 года, длился аж до апреля 1833 года. Целых пять лет переживаний, ошибок, уверток, сцен ревности, душевных страданий (не говоря уже о финальном скандале в доме ее мужа) «украшали» эту связь, лишившую музыканта покоя, — позже он без колебания назовет все это «адом».

Постановки опер Беллини часто сопровождались патриотическими демонстрациями: в условиях роста национально-освободительного движения в Италии зрители находили в его операх актуальное политическое содержание.

Беллини — крупнейший мастер итальянского стиля бельканто. Основу его музыки составляет яркая вокальная мелодика, гибкая, пластичная, отличающаяся непрерывностью развития. На произведениях Беллини совершенствовали своё искусство выдающиеся итальянские певцы.

Всегда Ваш В.Звонов

Прошлое столетие ознаменовано бурным развитием советского оперного искусства. На сценах театров появляются новые оперные постановки, которые стали требовать от исполнителей виртуозных вокальных партий. В этот период уже работают такие известные оперные певцы и прославленные исполнители, как Шаляпин, Собинов и Нежданова.

Наряду с великими певцами на оперных сценах появляются не менее выдающиеся личности. Такие известные оперные певицы как Вишневская, Образцова, Шумская, Архипова, Богачёва и многие другие являются эталоном для подражания и в настоящее время.

Галина Вишневская

Галина Вишневская

Примадонной тех лет принято считать Галину Павловну Вишневскую. Обладая прекрасным и чистым, словно бриллиант, голосом, певица пережила сложные времена, но, тем не менее, став профессором консерватории, она сумела передать свои ученикам.

За певицей надолго сохранилось прозвище «Артистка». Лучшей её партией стала партия Татьяны (сопрано) в опере «Евгений Онегин», после исполнения которой, певица получила титул главной солистки Большого театра.

Большую творческую деятельность, связанную с оперным искусством, вела Елена Васильевна Образцова. Её трепетное увлечение музыкой переросло в профессию.

Окончив экстерном в 1964 году консерваторию имени Римского-Корсакова на «отлично с плюсом», Елена Образцова получила свой билет в Большой театр.

Обладая исключительным тембром меццо-сопрано, она стала популярной драматической актрисой и сыграла свои оперные партии в лучших постановках, среди которых роль Марфы в опере «Хованщина» и Мари в постановке «Война и мир».

************************************************************************

Многие известные оперные певицы пропагандировали русское оперное искусство. В их числе была и Ирина Константиновна Архипова. В 1960 году она активно гастролирует по миру и дает концерты на лучших оперных площадках Милана, Сан-Франциско, Парижа, Рима, Лондона и Нью-Йорка.

Первым дебютом Ирины Архиповой стала роль Кармен в опере Жоржа Бизе. Обладая незаурядным меццо-сопрано, певица произвела сильное глубокое впечатление на Монтсеррат Кабалье, благодаря чему случилось их совместное выступление.

Ирина Архипова является самой титулованной оперной певицей России и по числу наград занесена в книгу рекордов оперных знаменитостей.

************************************************************************

Не меньший вклад в развитие советского оперного искусства внесли и известные оперные певцы. Александр Иосифович Батурин обладал великолепным и сочным голосом. Его бас-баритон позволил ему спеть партию Дона Базилио в опере «Севильский цирюльник».

Своё искусство Батурин совершенствовал в Римской академии. Певцу с легкостью удавались партии, написанные как для баса, так и для баритона. Свою знаменитость певец приобрел благодаря партиям Князя Игоря, тореадора Эскамильо, Демона, Руслана и Мефистофеля.

************************************************************************

Александр Филиппович Ведерников – российский оперный певец, который прошёл стажировку, выступая в спектаклях великого итальянского театра Ла скала. На его счету почти все басовые партии лучших русских опер.

Партия Бориса Годунова в его исполнении перевернула прежние стереотипы. Ведерников сал образцом для подражания.

Кроме русской классики оперного певца увлекала и духовная музыка, поэтому артист очень часто выступал на богослужениях и проводил мастер-классы в духовной семинарии.

************************************************************************

Многие известные оперные певцы начинали свою карьеру с подмостков. Так и Владимир Викторович Ивановский впервые обрёл свою популярность, будучи электромонтёром.

Со временем получив профессиональное образование, Ивановский стал членом труппы Кировского тетра оперы и балета. В советские годы он спел концертов более тысячи.

Обладая драматическим тенором, Владимир Ивановский гениально исполнял партии Хозе в опере «Кармен», Германа в «Пиковой даме», Самозванца в «Борисе Годунове» и многие другие.

************************************************************************

На развитие искусства музыкального театра в XX веке своё влияние оказали и зарубежные . В их числе Тито Гобби, Монтсеррат Кабалье, Амалия Родригеш, Патриция Чофи. Опера, как и другие виды музыкального искусства, оказывая огромное внутреннее воздействие на человека, всегда будет влиять на становление духовной личности человека.

Известные оперные певцы мира - это основа всего классического вокального искусства. Успешное исполнение арий зависит от уровня мастерства, которое формируется годами. Как правило, известные оперные певцы начинали заниматься музыкой в детские годы, проходили обучение в школе музыкальной, а затем в консерватории. Особо одаренные отправлялись на стажировку в "Ла Скала" - Миланский Оперный театр, который является своеобразной "меккой" вокального искусства. На легендарной сцене исполнялись произведения великих композиторов, таких как Доницетти, Джузеппе Верди, Беллини, Джакомо Пуччини. Самые известные оперные певцы исполняли на сцене "Ла Скала" арии из "Мадам Баттерфляй", "Турандот" и других шедевров оперного искусства. Миланский театр был основан в 1778 году и с тех пор является великолепной школой для начинающих исполнителей.

Признание публики

Свой вклад в мировую культуру известные оперные певцывносят, выступая на самых престижных сценах при переполненных залах. Оперное искусство с каждым днем становится все более популярным, интерес к нему растет во всем мире. Публика старается не пропустить ни одного спектакля, в котором участвуют известные оперные певцы и певицы. А после представления благодарные зрители преподносят исполнителям букеты цветов, тем самым выражая свое восхищение.

Популярность артиста открывает ему двери в самые престижные театры мира, такие как Метрополитен-опера в Нью-Йорке, Венский оперный театр или Большой театр в Москве. Контракты при этом заключаются обычно на несколько сезонов сразу.

Спектакли с участием признанных исполнителей нередко расписаны на год вперед, зрители могут ознакомиться с репертуаром заранее, в январе приобрести билет на представление, которое запланировано, к примеру, на август и, таким образом, встретиться с полюбившимся певцом или певицей. Знатоки оперного искусства знают все мировые шедевры наперечет и могут выбирать исполнителя на свой вкус.

Самые известные оперные певцы мира

Талантливые исполнители, признанные мастера вокала, составляют опеределенную творческую группу. Известные оперные певцы - это, прежде всего, солисты, несущие высокое искусство в массы.Витруозное исполнение арий является их "визитной карточкой", публика ходит на Пласидо Доминго, Марию Биешу или Дмитрия Хворостовского.

Бывают случаи, когда высокое искусство сводит вместе талантливых исполнителей из категории "знаменитые оперные певцы". Так было, когда образовалось великолепное трио - Паваротти Лучано, Хосе Каррерас и Пласидо Доминго. Самые непревзойденные, знаменитые оперные певцы, три тенора, стали выступать вместе, чем произвели настоящий фуррор в мире музыки. Публика с восторгом и благодарностью приняла совместное творчество мэтров.

Лучано Паваротти

Оперный происхождения, обладающий лирическим тенором, являлся одним из самых знаменитых исполнителей 20-го века. Благодаря вокальному мастерству, необычайной легкости звукоизвлечения, жизнерадостному характеру Паваротти стал звездой сцены в возрасте 24 лет. Популярности способствовали частое появление в телевизионных программах, а также публикации в прессе.

Лучано был одним из немногих оперных певцов, которые участвовали в мероприятиях, посвященных поп-музыке. Он с удовольствием пел шансон, шлягеры модных композиторов - и все это в сопровождении шутливых реприз и юморесок. У Паваротти было много друзей в мире рок-музыки, он неоднократно проводил совместные концерты, которые назывались "Паваротти и друзья". Однако при этом певец неизменно оставался в своем основном статусе - академического исполнителя.

Лучано Паваротти активно занимался благотворительной деятельностью и даже был неоднократно отмечен наградами итальянского правительства за участие в проектах по сбору средств для политических беженцев и организации "Красный Крест". Певец за более чем сорокалетнюю карьеру успел сделать много в оперном искусстве, его имя навечно вписано в Золотой фонд мировой культуры.

Хосе Каррерас

Каррерас Хосе, оперный певец испанского происхождения (тенор), родился в 1946 году в Барселоне. Обладает уникальным тембром голоса. Широко известны его интерпретации произведений Джакомо Пуччини и Джузеппе Верди. В 1972 году впервые выступил на американской сцене в опере Пуччини "Чио-Чио-сан", в роли главного героя, лейтенанта Пинкертона.

Спустя два года Каррерас сыграл роль герцога Мантуанского в опере Джузеппе Верди "Риголетто".

К 28 годам певец исполнил более двух десятков ролей оперного классического репертуара. А в 1987 году Хосе Каррераса настигла страшная беда: врачи диагностировали у него рак крови. Острая лейкемия прервала карьеру певца более чем на год. В конце концов болезнь отступила, а Каррерас организовал фонд для содействия исследованиям в области лечебных методик против рака.

После выздоровления Хосе отправился в Москву, где принял участие в благотворительном концерте, посвященном землетрясению в Армении, совместно с Монсеррат Кабалье. Впоследствии тенор не раз приезжал в Россию с гастролями. Закончил Хосе Каррерас свои выступления на оперной сцене в 2009 году.

Пласидо Доминго

Знаменитый лирико-драматический тенор, оперный певец испанского происхождения. Родился в 1941 году. Является дирижером-постановщиком в Опере Лос-Анджелеса и Вашингтонской опере. Входит в тройку самых известных теноров мира, вместе с Хосе Каррерасом и Лучано Павароттти.

За свою более чем полувековую карьеру Пласидо Доминго исполнил 140 оперных партий, что определяет его безусловное первенство. Кроме того, певец часто участвует в представлениях, находясь за дирижерским пультом. Записано более 100 оперных спектаклей с его участием, где Доминго выступает солистом, а также поет дуэтом. 21 раз великий тенор открывал сезон в Метрополитен-опера, опередив в этом самого Энрике Карузо.

Исполнители с мировой известностью

Расцвет оперного искусства пришелся на 20-й век. Все наиболее значительные произведения был исполнены в 30-х годах прошлого столетия. Практически все популярные оперные певцы мира участвовали в музыкальных спектаклях 20-го столетия. Их успешность определялась публичным признанием. Однако во второй половине 19-го века также были известные оперные певцы. Многие из них прожили долгую, плодотворную жизнь.

Исполнители классической музыки 19-го века

В списке фамилии известных оперных певцов позапрошлого века:

  • Ирена Абендрот (1872-1932), сопрано. Выступала в Венской опере.
  • Паскуале Амато (1878-1942), баритон. Выступал в Миланской опере "Ла Скала" и нью-йоркском театре Метрополитен-опера.
  • Карел Буриан (1870-1924), тенор. Выступал в Венской опере.
  • Эудженио Бурцио (1872-1922), сопрано. Являлась солисткой "Ла Скала".
  • Давыдов Александр (1872-1944), русский тенор. Выступал во многих оперных театрах.
  • Мария Долина (1868-1919), контральто. Солистка Мариинского театра.

Исполнители 20-го века

В следующем списке фамилии известных оперных певцов 20-го века:

  • Елизавета Шумская (1905-1987), сопрано. Большой театр, Москва.
  • Готлоб Фрик (1906-1994), бас. Дрезденская опера, Ковент-Гарден.
  • Татьяна Троянос (1938-1993), меццо-сопрано. Метрополитен-опера.
  • Иван Петров (1920-2003), бас. Большой театр.
  • Джесси Норман, род. 1945 г., сопрано. "Ла Скала".
  • Хосе Каррерас, род. 1946 г., тенор. Все мировые оперные театры.
  • Мария Каллас (1923-1977), сопрано. Метрополитен-опера.
  • Монсеррат Кабалье, род. 1933 г., сопрано. Ковент-Гарден.
  • Марио дель Монако (1915-1982), тенор. Мировые оперные театры.

Известные русские оперные певцы

На протяжении 20-го века в России сменилось несколько поколений талантливых исполнителей.

Сегодня известные оперные певцы России составляют значительную часть Золотого фонда русской музыкальной культуры.

Легендарный бас России

Шаляпин Федор Иванович (1873-1938) - русский оперный певец, обладавший необыкновенно сильным басом, солист Большого театра в Москве и нью-йоркского театра Метрополитен-опера. Народный артист, являлся художественным руководителем Мариинского театра в Ленинграде. Всесторонне одаренный, он занимался графикой, скульптурой и живописью. Оказал огромное влияние на развитие мирового оперного искусства.

Сопрано

Вишневская Галина Павловна (1926-2012) - оперная певица России, обладающая сопрано уникальной чистоты, актриса, театральный режиссер и педагог. Награждена орденом "За заслуги перед Отечеством". Всю свою долгую жизнь занималась плодотворной деятельностью, с 2006 года являлась председателем жюри Международных конкурсов оперных артистов. Тогда же Галина Вишневская сыграла в фильме Сокурова "Александра", проявив себя как талантливая драматическая актриса.

Казарновская Любовь Юрьевна родилась в 1956 году. Оперная певица России, сопрано. Окончила Московскую консерваторию и Институт Гнесиных. Профессор, Дебютировала в роли Татьяны Лариной в "Евгении Онегине" Петра Ильича Чайковского. Исполняла ведущие партии в "Паяцах", "Иоланте", "Богеме" и многих других операх. Была солисткой Мариинского театра с 1986 по 1989 г.

Нетребко Анна Юрьевна - оперная певица России, сопрано. В 1993 году была приглашена на работу главным дирижером Мариинского театра. В 2002 году Анна Нетребко впервые выступила в Нью-Йорке на сцене театра Метрополитен-опера. В настоящее время Нетребко выступает в спектаклях ведущих оперных театров Европы и США.

Меццо-сопрано

Елена Васильевна Образцова родилась в 1939 году. Обладательница голоса меццо-сопрано, оперная певица Российской Федерации. Народная артистка Советского Союза, педагог по вокалу. Лауреат Ленинской премии 1976 года. В 1990 году удостоена звания Герой Соцтруда. Годом ранее, во время гастрольной поездки по городам Америки, певица произвела фуррор, выступив в роли Марины Мнишек в опере "Борис Годунов", после чего стала звездой оперной сцены.

(1939-2010) - оперная певица, обладательница голоса меццо-сопрано, актриса и педагог, Народная артистка Советского Союза, Герой Соцтруда, Луареат Ленинской премии. Мировую известность Ирина Архипова получила за блестящую интерпретацию партии Кармен благодаря своему дару сценического перевоплощения. С 1956 по 1988 год была солисткой Большого театра.

Знаменитые теноры первой половины 20-го века

Иван Козловский (1900-1993) - оперный певец, обладающий лирическим тенором, режиссер-постановщик. Герой Соцтруда, Лучшие работы: герцог в опере "Риголетто", индийский гость в опере "Садко", Ленский в "Евгении Онегине", юродивый в опере "Борис Годунов" (эта роль считается лучшей ролью Ивана Семеновича).

Сергей Лемешев (1902-1977) - русский оперный певец, обладающий лирическим тенором. Лауреат премии имени Сталина, Народный артист Советского Союза, режиссер и педагог. С 1931 года солист Большого театра. Исполнил арию графа Альмавива в опере "Севильский цирюльник", герцога в "Риголетто", звездочета в "Золотом петушке", индийского гостя в "Садко". В 1951 году Сергей Лемешев выступил в качестве режиссера оперы "Травиата" в Ленинградском оперном театре. Затем, в 1957 году, Лемешев стал режиссером-постановщиком оперного спектакля "Вертер" Массне и исполнил в нем главную роль.

Сибирский самородок

Хворостовский Дмитрий Александрович - оперный певец, баритон. Родился в 1962 году в Красноярске. Является Народным Участвует в многочисленных музыкальных проектах по всему миру, среди которых опера "Дон-Жуан", поставленная в Женеве, и спектакль "Любовный напиток" Доницетти - в Метрополитен-опера.

Дмитрий Хворостовский не останавливается на достигнутом в области оперного искусства, он активно сотрудничает с композиторами, которые пишут музыку современности, вальсы, патриотические песни, лирические произведения. У певца есть цикл песен военных лет, которые были созданы в разное время. Среди них "Дымилась роща под горою" (композитор В. Баснер, слова М. Матусовского), "Эх, дороги!" (музыка А. Новикова, стихи "Темная ночь" (музыка Н. Богословского, стихи В. Агатова), "Русское поле" (музыка Я. Френкеля, слова И. Гофф) и многие другие.

Вокальное мастерство сегодня

Известные оперные певцы России - это желанные гости на праздниках искусства. За многолетнюю историю оперы в российском государстве уже сменилось несколько поколений талантливых исполнителей. Нынешнее поколение продолжает радовать публику. Оперное искусство по-прежнему востребовано во всем мире.

Понятие «певческий голос» связано со способностью человека петь.
В отличие от речи, звуки голоса певческого имеют точную высоту, могут долго длиться. Они проявляются на гласных. Пользоваться голосом певческим человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата.

Различают голос певческий. бытовой («не поставленный») и профессиональный («поставленный»). Под постановкой голоса понимается приспособление и развитие его в целях профессионального использования. Такие качества голоса певческого., как яркость, красота, сила и длительность звучания, широта диапазона, гибкость, неутомляемость, во многом определяющиеся природными свойствами голосового аппарата могут быть развиты в процессе постановки голоса. Голос может быть поставлен для оперно-концертного пения, исполнения народных песен, эстрадного пения и т. д.

Определяющие качества голоса певческого - красота тембра и способность долго выдерживать звуки. Оперно-концертный голос должен быть хорошо слышным в больших залах, то есть обладать так называемой полётностью. Полётны звонкие, металличные голоса. Качество металличности и полётности определяется наличием в спектре голоса группы высоких обертонов, так называемой высокой певческой форманты. Округлость и мягкость звучания голоса зависят от усиления обертонов низкой части спектра. Высокая и низкая певческие форманты, а также вибрато (пульсация с частотой 5-6 раз в секунду) определяют красоту и льющийся характер голоса.

Важное качество голоса певческого - его сила. Оперное пение требует сильного голоса, который может наполнять большой зал и быть слышным на фоне оркестрового сопровождения.Голос от природы имеет регистры. Под регистром понимается ряд однородных по тембру звуков, производящихся единым физиологическим механизмом. Звуки разных регистров звучат по-разному. В мужском голосе выделяют грудной регистр в нижней части диапазона и фальцетный в верхней. Грудной регистр отличается силой и богатством звучаний. Фальцетный слаб и беден по тембру. В женском голосе различают грудной регистр, центральный, в котором совмещается головное и грудное звучание, и головной в верхней части диапазона, звучащий светло, открыто.

Профессиональный голос певческий. должен иметь диапазон в две октавы и звучать ровно на всём протяжении диапазона. Это достигается с помощью развития смешанного звучания, так называемого микста.
Голоса классифицируются по тембру и высоте. Различают шесть основных типов голосов:

    Женские голоса:

    • сопрано
    • меццо – сопрано
    • контральто

Мужские голоса:

    • тенор
    • баритон
    • дискант - голос мальчиков
Женские голоса подразделяются на:

Колоратурное сопрано - самый высокий женский голос. (диапазон: до первой октавы - фа третьей октавы.) Голос очень хрупкий, изящный с беспредельным серебряным верхним регистром. Легкость позволяет исполнять сложнейшие рулады, широкие скачки, изящные мелизмы и невероятно бравурные пассажи.

Оперные партии: Царица ночи (Волшебная флейта), Кукла (Сказки Гофмана), Снегурочка (Снегурочка).

Лирическое сопрано -(диапазон: до первой октавы - до, рэ третьей октавы.)Голос кантиленный, мягкий, ярко звучит на всем диапазоне.
(Оперные партии: Виолетта (Травиата), Иоланта (Иоланта), Маргарита (Фауст).

Лирико - драматическое сопрано - более объемный,очень выразительный голос, в котором прекрасно сочетаются мягкость, кантилена и спинто.
Оперные партии: Татьяна (Евгений Онегин.) Норма (Норма), Аида (Аида).

Драматическое сопрано - сильный, объемный, ярко тембральный голос. Это дает ему возможность петь всю партию на сильном эмоциональном накале.
Оперные партии: Тоска (Тоска) ,Абигаиль (Набукко), Турандот (Турандот).

Лирическое меццо - сопрано - светлый по тембру и цветом приближенный к сопрано. (диапазон: ля малой октавы - ля, си второй октавы).
Оперные партии: (Амнерис (Аида), Эболи (Дон Карлос), Ганна (Майская ночь), Весна (Снегурочка)

Центральное меццо-сопрано - крупный, плотный,сильный голос.
Оперные партии: Любаша (Царская невеста), Марфа (Хованщина),
Азучена (Трубадур), Кармен (Кармен).

Колоратурное меццо-сопрано -очень редкий голос наделенный яркостью, гибкостью и подвижностью, что позволяет петь сложнейшие пассажи,фиоритуры и рулады.
Оперные партии: Изабелла (Итальянка в Алжире), Розина (Севильский Цирюльник), Золушка (Золушка).

Контральто - самый низкий женский голос. Бархатный с шикарными грудными нотами.
Оперные партии: Ратмир (Руслан и Людмила), Кончаковна (Князь Игорь),
Ольга (Евгений Онегин), Ульрика (Бал маскарад).

Лирический тенор - серебристый, мягкий, очень подвижный с колоратурами голос (диапазон: от до первой - си, до третьей).
Оперные партии: Ленский (Евгений Онегин), Левко (Майская ночь), Линдоро (Итальянка в Алжире) Граф Альмавива (Севильский Цирюльник).

Лирико-драматический тенор - более спинтовый и плотный голос.
Оперные партии: Альфред (Травиата), Герцог (Риголетто), Владимир Игоревич (Князь Игорь).

Драматический тенор - объемный, яркий, голос с металлом, по природе очень сильный.
Оперные партии: Герман (Пиковая Дама), Манрико (Трубадур), Туриду (Сельская честь), Калаф (Турандот).

Лирический баритон - высокий, яркий, подвижный голос. (диапазон: ля большой -ля первой октавы).
Оперные партии: Фигаро (Севильский цирюльник), Дон Жуан(Дон Жуан), Дон Паскуале (Дон Паскуале), Валентин (фауст), Елецкий (Пиковая Дама).

Драматический баритон - бархатный, объемный, сильный по всему диапазону голос.
Оперные партии: Амонасро (Аида), Яго (Отелло), Дагон (Самсон и Далила).

Высокий бас - обычно характерный, подвижный,комический.
Оперные партии: Дон Базилио (Севильский цирюльник), Лепорелло (Дон Жуан), Малатеста (Дон Паскуале), Мустафа (Итальянка в Алжире).

Центральный бас - крупный, яркий, очень сочный голос, богатейший грудной регистр.
Оперные партии: Борис Годунов (Борис Годунов), Мельник (Русалка), Филипп (Дон Карлос), Рене (Иоланта), Кончак (Князь Игорь).

Бас-профундо - очень низкий, грудной, объемнейший голос.
Используется чаще всего в церковно-хоровой музыке.

Певческие регистры

1. Нижний регистр: малая, большая и т.д. октавы.
(Мужчины имеют два регистра: грудной и фальцет).
2. Средний регистр: I октава (сим-ре2).
(Потенциальный участок соединения грудного и головного голосов).
3. Верхний регистр: II октава, женщины могут петь выше.
(Женщины имеют грудной, средний (медиум - mixt) и головной).
4. Суперголовной регистр - участок, располагающийся на четвертом переходном участке женского диапазона, при этом ощущается уход за пределы обычного головного голоса, а так же дополнительное чувство свободы. У девочек это наблюдается от си2 и выше.

Диапазон

Диапазон определяется набором звуков, которые можно спеть голосом (определить диапазон ученика).
Диапазон – это расстояние от крайней верхней до крайней нижней ноты, которые может спеть ученик. Обычно рабочий (тренировочный диапазон) шире концертного.

Тесситура

Тесситура - это высотное положение звуков произведения по отношению к диапазону.
Вид тесситуры определяет высота первой части диапазона, которая используется в произведении. Если высокие верхние звуки - значит тесситура высокая и т. д.

Тембр - это окраска голоса (мягкий, резкий, густой, звенящий, бархатный, и т.д.). По тембру можно найти каждому голосу свой цвет, так же, как по типу окраски звуков, воспроизводимых на инструменте (фортепиано), используя теплые и холодные тона.
Например:
По опросу детей по определению цвета звуков на протяжении многих лет у большинства детей определялись одни и те же цвета на звуки:
нота фа1 - желтый цвет(теплый),
нота соль - зеленый цвет (ласковый),
нота ля - красный цвет (устойчивый, густой),
нота си - голубой цвет, почти что насыщенный синий (летящий, иногда сравнивают с журчащим ручьем.),
нота до2 - белый цвет,
нота ми1 - синий, иногда говорят сиреневый цвет (холодный),
нота ре1 - коричневый цвет (единогласно)-(густой, теплый),
нота до1 - черный цвет.

Высокая позиция звука

Именно ощущение “головы” придает пению высокую позицию, полетность.
“По-настоящему поет тот, кто умеет переносить звучание голоса в голову”, - говорят итальянские мастера пения

Вибрато

Вибрато - это периодические изменения высоты, силы и тембра определенного тона

Дикция

Дикция является средством донесения текстового содержания произведения, и одним из важнейших средств художественной выразительности раскрытии музыкального образа