Нарисовать иллюстрацию к сказке о любви. Рисуем иллюстрацию к сказке – пошаговые фото


Привет! Давно не виделись и наверно еще больше не списывались. Сегодня я хочу передать тебе весь свой опыт, который я приобрел рисую для этого блога в течении прошедшего года . Понеслась!

Хотелось бы похвастаться большим его количеством, да еще и в качестве применения к газетам, журналам, новостным порталам, книгам, что могут оценить десятки тысяч человек ежедневно… но, опыт скромен и состоит из одной газеты для пенсионеров и этого блога.

Не буду говорить тебе что «нужно делать именно так, и никак иначе»… хотя, я в принципе никогда так не говорил, и всего лишь поделюсь своими наработками создания иллюстраций к статьям для блога сайт

Что такое иллюстрация

Вольное трактованные этого термина оставим в глубинах моей головы, а обратимся к глобальной паутине.

Иллюстрация – это рисунок или любое другое изображение, поясняющее текст, сюда можно отнести и фотографии, и гравюры, да и много чего еще .

Цель рисунка как правило выделить субъект, о котором идет речь, а не показать форму, объяснить или показать текстовое содержимое графическими методами.

Используется для передачи эмоций, атмосферы творящейся в тексте, изображении героев повествования, демонстрации объектов, пошаговых инструкций и схем в технической документации.

Как используются иллюстрации

Где мы встречаемся с ними чаще всего? ИМХО, приоритет такой — детские книги, затем сайты, газеты, журналы, остальные книги.

В газетах изображают в основном карикатуры, высмеивающие описываемую в тексте ситуацию, а журналы больше используют на фото коллажи и, если есть необходимость, рисунки, которые могут покупать на стоках.

Настоящий кладезь - это детские книги и сайты. Есть мнение, и не только мое, что на рисование иллюстраций к книге возьмут человека, у которого портфолио выполнено в одном стиле и схожей тематике, чем того, у кого сборная солянка из стилей, техник, тем и т.д.

И какой из этого напрашивается вывод? Правильно если ты хочешь заработать на рисовании картинок, сопровождающих текст, то это тебе необходимо подстраиваться под рынок, а не рынку под тебя.

На самом деле когда ты поймешь правила игры и перестанешь сопротивляться , выпячивая своего «Д’Артаньяна» на показ вот тогда ты можешь рассчитывать на работу в этой сфере.

С сайтами, на мой взгляд ситуация иная. Их много, и не смотря на то что ты все еще должен подстраиваться под клиента, тут тебе никто не запрещает, а даже рекомендует сделать свое портфолио как можно разнообразней, что бы заказчик мог выбрать стиль, в котором хочет сопровождать иллюстрации на своем портале.

Итак, подытожим, чтобы рисовать коммерческую иллюстрацию, а именно так называются оплачиваемые рисунки, тебе необходимо выбрать сферу, в которой ты хочешь применять свои таланты, создать богатое портфолио в одном стиле (для узкой сферы, вроде детских книг ), либо в разных (для сайтов и проектов с широкой тематикой ), чтобы продемонстрировать свой опыт заказчику.

Я надеюсь мы оба пониманием что сегодня будет опущен вопрос того как вообще рисовать и поговорим об идее и концепции, а не формах и линиях. Понеслась… опять!

1. Во первых строках нужно понять, а точнее спросить как видит иллюстрацию сам заказчик . Если ответ будет в стиле «На ваше усмотрение», то считай, что повезло, иные же заранее создают у себя в голове картинку и сетуют, когда она не совпадает с тем что вышло из-под твоего пера.

Я конечно сам себе заказчик и исполнитель, но если бы заказывал иллюстрации «кому-нибудь», то обязательно сказал бы, что конкретно нужно нарисовать и как я это вижу, а не «есть текст – иллюстрируйте».

2. Как правило мои иллюстрации опираются на подзаголовки , но не всегда информации хватает для составления четкой картины. В иных случаях, я перечитываю текст и вычленяю предложение из всего раздела, а еще лучше контекст и пытаюсь как-то его обыграть.

3. У меня блог и по моим наблюдениям большинство нарисованных для интернет-сайтов иллюстраций имеют развлекательный характер и хотят насмешить читателя, разбавить атмосферу, дать передохнуть.

Крупным интернет-изданиям, ну вроде adme, lookatme и иже с ними, часто нужны специфичные и креативные рисунки. С книгами проще – просто рисунок, иллюстрирующий текст, без всяких аллюзий и тайных смыслов.

4. Иллюстрации на сайтах нужны в первую очередь что бы читатель с катушек не съехал пока прочитает эту простыню . Поэтому чем больше будет рисунков, тем лучше. Однако осторожно, нарисовать восемь иллюстраций для одной статьи – сложно, но можно, а рисовать по восемь иллюстраций к десяти статьям, это бл*дь самоубийство (я знаю Т_Т).

То же справедливо и для книг. Если заказчик строго определяет количество рисунков на квадратный сантиметр, то в первую очередь необходимо оценить по силам ли тебе это. Как оценить? Возьми тестовое задание, можно даже не оплачиваемое, ведь если тебе подойдет, то с тобой будут сотрудничать, а если нет, то ты купишь себе СВОБОДУ от рабства над проектом, который в будущем будет ассоциироваться у тебя только с болью .

5. Цвет в иллюстрации задает настроение для всего текста . Светлые и яркие рисунки ассоциируются с хорошим настроением и говорят о том, что текст «настроен дружелюбно», не написан в депрессивных тонах, не стремиться тебя напугать. Темные цвета напротив могут сгустить краски что бы передать весь ужас, который описывается в тексте.

6. Черно-белые рисунки создаются быстрее цветных, но не так быстро, как кажется на первый взгляд … Ладно этот совет полезен, возможно, исключительно только для меня (с моим то стилем рисовки…), но в последнее время все чаще начинаю добавлять цвета и… не сказал бы что рисую заметно дольше. Так что это так, совет для тех, кто пока не умеет красить и думает «мой стиль будет черно-белым» — как думал я.

7. Оптимизируй задники . Часто в иллюстрации важен объект и совершенно не важен фон. Фон может быть абстрактным или просто каким-то пастельным. Если заказчик не требует от тебя подобной «Атмосферы», то не заморачивайся – кучу времени себе сэкономишь.

8. Старайся придерживаться одной рисовки . Да, весьма странный совет ответом, на который может служить фраза: «Ясен пень!». Но мы — начинающие художники (если ты нет, то что ты здесь забыл?) и каждый наш рисунок учит нас чему-то новому и после каждой работы мы рисуем все лучше и лучше.

9. Для сайтов, газет, журналов: когда ты выбираешь единый стиль рисовки, то иногда есть возможность придумать и персонажа . Если вспомнить иллюстрации к газете, которые я в детстве постоянно выискивал, то там был такой персонаж как Петрович. Честно скажу нарисован он был ужасно, но цепляло то как один и тот же персонаж попадает в разные ситуации.

Так и я сделал для своего блога, у меня два основных персонажа (ну и я на подстановке), которые иллюстрируют все происходящее в моих статьях.

10. Если текст описательный – рисуй объект, если повествовательный – действие . Сейчас объясню – если мне описывают, то какая шикарная ваза у моего соседа, то я рисую вазу, если мне рассказывают о том, как эта ваза к нему попала, то я могу нарисовать весь ее путь от фабрики до дома, как ее произвели, уронили, склеили, транспортировали и т.д.

11. Не самый категоричный совет, сугубо на мой взгляд, чем больше деталей, тем лучше . Да большое количество мелочей удлиняет процесс производства, но в то же время помогает читателю лучше прочитать картинку. Глаза цепляются то за одну вещь то за другую и образ откладывается в голове. Но есть тонкая грань между умеренным количеством и сильным переизбытком… эту грань ты должен найти сам;)

Ну, тут не так много, но как я и говорил это мой опыт создания иллюстраций и некоторые моменты которые я подметил лично для себя.

Надеюсь тебе было интересно, и ты получил парочку полезных знаний.

И, да, не забывай что для создания цифровых иллюстраций тебе необходим графический планшет)) Я последнее время присматриваюсь к Алиэкспрессу, там есть много планшетов по низким ценам . Я уже не раз покупал вещи у китайцев и в ближайшее время планирую купить себе новенький планшетик... а то мой ваком уже совсем стерся Т_Т

Всем творческого настроения друзья!

Рисование по сказке "Лиса и волк" поэтапно для детей

Рисование иллюстрации к сказке "Лиса и волк" поэтапно


Малёванная Наталья Николаевна, педагог дополнительного образования, МБОУ ДОД СЮН, г.Уссурийск, Приморский край.
Описание: мастер-класс предназначен для детей 9-10 лет и старше, педагогов дополнительного образования, учителей.
Назначение: использование на занятиях по рисованию, на конкурс, для украшения интерьера.
Цель: обучение рисованию иллюстрации.
Задачи:
1.Научить выстраивать композицию и делать набросок рисунка на листе большого формата (А3);
2.Познакомить со способами рисования акриловыми красками;
3.Развивать мышление, фантазию, творческое воображение;
4.Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус;
5.Воспитывать трудолюбие, самостоятельность и активность в работе;
6.Воспитывать любовь к чтению и родной культуре;

Инструменты и материалы:
1.Лист бумаги формата А3;
2.Акриловые краски (оставшиеся от наборов рисования по номерам);
3.Кисточки для рисования;
4.Стаканчик для воды.

Русская народная сказка «Лиса и волк».

Жили себе дед да баба. Дед и говорит бабе:
- Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани, поеду за рыбой. Наловил дед рыбы полный воз. Едет домой и видит: лисичка свернулась калачиком, лежит на дороге.
Дед слез с воза, подошёл, а лисичка не ворохнётся, лежит как мёртвая.
- Вот славная находка! Будет моей старухе воротник на шубу. Взял дед лису и положил на воз, а сам пошёл впереди. А лисица улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза всё по рыбке да по рыбке, всё по рыбке да по рыбке.
Повыбросала всю рыбу и сама потихоньку ушла.
Дед приехал домой и зовёт бабу:
- Ну, старуха, знатный воротник привёз тебе на шубу!
Подошла баба к возу: нет на возу ни воротника, ни рыбы. И начала она старика ругать:
- Ах ты такой-сякой, ещё вздумал меня обманывать! Тут дед смекнул, что лисичка-то была не мёртвая. Погоревал, погоревал, да что ты будешь делать! А лисица тем временем собрала на дороге всю рыбу в кучку, села и ест.
Приходит к ней волк:
- Здравствуй, кумушка, хлеб да соль.
- Я ем свой, а ты подальше стой.
- Дай мне рыбки.
- Налови сам да и ешь.
- Да я не умею.
- Эка, ведь я же наловила. Ты, куманёк, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай: «Ловись, рыбка, и мала и велика! Ловись, рыбка, и мала и велика!» Так рыба тебя сама за хвост будет хватать. Как подольше посидишь, так больше наудишь.


Пошёл волк на реку, опустил хвост в прорубь, сидит и приговаривает:
- Ловись, рыбка, и мала и велика, ловись, рыбка, и мала и велика!
А лисица ходит около волка и приговаривает:
- Ясни, ясни на небе звёзды, мёрзни, мёрзни, волчий хвост!
Волк спрашивает лису:
- Что ты, кума, всё говоришь?
- А я тебе помогаю, рыбку на хвост нагоняю.
А сама опять:
- Ясни, ясни на небе звёзды, Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!
Сидел волк целую ночь у проруби. Хвост у него и приморозило. Под утро хотел подняться - не тут-то было.
Он и думает:
- «Эка, сколько рыбы привалило - и не вытащить!»
В это время идёт баба с вёдрами за водой.
Увидела волка и закричала:
- Волк, волк! Бейте его!
Волк - туда-сюда - не может вытащить хвост. Баба бросила вёдра и давай его бить коромыслом. Била, била - волк рвался, рвался, оторвал себе хвост и пустился наутёк.
«Хорошо же, - думает, - ужо я отплачу тебе, кума!»
А лисичка забралась в избу, где жила эта баба, наелась из квашни теста, голову себе тестом вымазала, выбежала на дорогу, упала и лежит стонет.
Волк ей навстречу:
- Так вот как ты учишь, кума, рыбу ловить! Смотри, меня всего исколотили...
Лиса ему и говорит:
- Эх, куманёк! У тебя хвоста нет, зато голова цела, а мне голову разбили, смотри - мозг выступил, насилу плетусь.
- И то правда, - говорит ей волк. - Где тебе, кума, идти, садись на меня, я тебя довезу.
Села лисица волку на спину. Он её и повёз. Вот лисица едет на волке и потихоньку поёт:
- Битый небитого везёт, битый небитого везёт!
- Ты чего, кума, всё говоришь?
- Я, куманёк, твою боль заговариваю. И сама опять:
- Битый небитого везёт, Битый небитого везёт!

Мастер-класс по рисованию иллюстрации:

Мы будем рисовать иллюстрацию к той части сказки, в которой лиса лакомится рыбкой. Сначала сделаем набросок простым карандашом. В первую очередь наметим линию горизонта, которая будет проходить слегка под наклоном:


Далее нарисуем ось симметрии тела лисы, разделим ее на три почти равные части. Говорю почти, потому что верхняя часть, в которой будут располагаться голова и шея, будет немного меньше:



Намечаем туловище лисы в виде овала, расположенного вертикально и размещающегося в двух нижних частях оси симметрии:


Намечаем голову. Для этого сначала разделим верхнюю часть оси симметрии пополам и нарисуем сплюснутый овал в получившейся верхней части:


Намечаем вытянутый вперед нос, острые треугольные ушки, слегка изогнутую шею, слегка выпяченную вперед грудь:


Намечаем пушистый хвост, располагая его ниже оси симметрии. А также рисуем согнутые задние лапы, помещая их в третьей нижней части оси симметрии:


Рисуем передние лапки, которыми лиса будет держать рыбку. Сначала ту лапку, которая находится к нам ближе (и поэтому видна полностью). Для этого сначала намечаем угол сгиба лапки, так как она у лисы согнута, как рука у человека. Затем рисуем в виде вытянутых овалов плечо, предплечье и кисть. Рисуем вторую лапку, которая видна только от локотка. Тут следует обратить внимание на рисование кисти, пальцы которой согнуты:


На следующем этапе рисования исправляем спинку, намечая легкий прогиб вперед:


Стираем лишние линии, рисуем рыбку в лапках лисы:



Прорисовываем ушки:


Носик и слегка открытый рот:


Глаз и бровь:


А также голову рыбы:


Лиса не вся рыжая, нижняя часть мордочки, грудь и живот у нее белые, поэтому сейчас мы проводим линию от кончика носа к плечу и от верхней лапы к нижней, намечая то место, где рыжая шубка будет переходить в белую. А также рисуем линию на конце хвоста, так как он тоже белый на конце. И намечаем линии "перчаток" на передних лапках.


Намечаем горку рыбы, которая будет располагаться в нижней правой части рисунка. Прорисовываем отдельно всех рыбок.




Рисуем линию горизонта второго плана. Рисуем березы и елочки, не прорисовывая мелкие детали.


Рисуем линию горизонта третьего, самого дальнего плана. А также пару избушек и контуры елей на втором плане.


Приступаем к рисованию красками. Сначала рисуем небо, используя два-три оттенка голубого цвета. Рисование акриловыми красками хоть и ненамного но все таки отличается от рисования гуашью, так как они быстрее высыхают и разные цвета не очень хорошо ложатся друг на друга. Поэтому используя разные оттенки лучше их располагать рядом а не накладывать друг на друга (как при рисовании гуашью), подбирая так, чтобы они были наиболее близки друг к другу по тону, образовывая в конечном итоге плавные переходы. Говоря проще, мы будем рисовать как бы отдельными кусочками (вспоминаем рисование по номерам).
Еще одно небольшое замечание на этапе рисования неба – можно тонкие ветки пока закрасить, позже мы их прорисуем черной краской.


Рисуем припорошенные снегом елки на заднем плане. Подобрав самый светлый оттенок голубого цвета (наиболее близкий к белому цвету), рисуем снег на холмах, добавляя сразу тени от домиков и елей.
Небольшая пометка: не утерпела (очень уж хотелось поскорее попробовать яркую оранжевую краску) и нарисовала линию на голове лисы. Просьба – не обращайте пока на нее особого внимания.


Опять используя разные оттенки голубого, рисуем домики:


Рисуем березки, тонкой кисточкой прорисовываем черной краской их контуры, тонкие ветки, а также рисуем пятна на стволах. Рисуем елки на переднем плане, прорисовывая их более тщательно, чем те, которые расположены дальше. Используем два оттенка зеленого цвета.



Рисуем снежок на елочках:



И наконец то начинаем рисовать красавицу-лисичку! Прорисовываем сначала линию спинки, используя оранжевую краску более темного оттенка. Затем закрашиваем тело лисы, оставляя белыми лишь грудь, живот, нижнюю часть мордочки и верхнюю и внутреннюю часть ушек.



Окрашиваем шикарный лисий хвост, используя два-три оттенка оранжевого цвета. Мазками разного цвета необходимо показать, что хвост завернут вперед. Белой краской рисуем кончик хвоста. А также на данном этапе обводим красно-оранжевой краской контур плеча передней лапки.




Используя бледно-бежевую и бледно-желтую краски, окрашиваем переднюю часть тела лисы и внутреннюю часть ушей.


Мне показалось, что передняя часть тела и ушки получились слишком насыщенного цвета, поэтому сверху я добавила немного краски белого цвета (я заметила, что белая и черная акриловые краски хорошо смешиваются с другими цветами, в этом они похожи на гуашь).


Используя оттенки зеленого цвета, прорисовываем рыбку в лапах лисы:


Рисуем глаз и бровь, черной краской окрашиваем внутри ушей и верхнюю их часть, носик и «перчатки» на передних лапах. Тонкой кисточкой прорисовываем контуры рта, головы, спины, груди (рисуя, где это необходимо короткими мазками, изображая шерсть), ставим точки на мордочке.

Инструкция

Прочитайте сказку, выберите эпизод, смысл которого хотите отразить в иллюстрации. Определите героев, которые будут присутствовать на рисунке. Создайте эскиз-композицию, которая расставит всех действующих лиц по своим местам. Картинка вырастет потом, когда вы наделите своих персонажей характером.

Теперь нужно изучить образцы и элементы народных рисунков и росписей, чтобы наиболее полно отразить характер и самобытность сказки. Хохлома и городецкая роспись помогут вам изобразить яркие растения русской земли. Поверхность залейте зеленой краской и по высохшему слою рисуйте элементы кудрявой травы, красочных цветов, резных кустов и ягод. Фон для вашей иллюстрации практически готов.

Часто местом действия сказки является лес. Деревья можно изображать в виде разных силуэтов. Посмотрите на березу, дуб, ель – все они достаточно отличаются друг от друга по форме. Широкий и массивный дуб с густой кроной и толстым стволом, тонкая резная березка и треугольная лапчатая ель. Используйте разные оттенки зеленого цвета и четкий контур, чтобы получить объемный лес.

Особое внимание уделите рукавам и длине сарафана. Раньше его длина определялась социальным статусом и рангом (замужняя или нет). К тому же немаловажное значение имеет прорисовка орнамента. Если вы срисовываете с подлинника, то переносите на бумагу малейшие изгибы, ибо именно орнамент определяет красоту народного костюма на вашем рисунке. Он должен быть четким и хорошо видным. А для того чтобы иметь возможность недочеты в рисунке, пока он еще не закончен, лучше пользоваться мягким . Он хорошо , не оставляя следов на бумаге.

Учтите при работе, что главное – достоверность. Правильно передайте особенность того же сарафана. Он шился так, что совсем не подчеркивал формы тела. Это считалось вызывающим.

При раскрашивании рисунка вы можете сохранить исходную цветовую гамму, а можете добавить свой цвет, но главное, если вы хотите, чтобы народный был именно народным, помните, что его цвет зависел от ткани, из которой он был сделан, и цвета ниток для вышивки. «Леопардовых» тенденций в моде тогда не было.

Видео по теме

Обратите внимание

Интересный факт: орнамент был не просто украшением. Люди верили, что вышивка, содержащая в себе магические символы, защищает человека от злых сил. Поэтому народный костюм – еще и своего рода оберег!

Наши предки одевались очень красиво и гармонично. Искусные мастерицы старались украсить даже повседневную одежду вышивкой, разноцветными лентами и другими элементами. Но особой нарядностью отличалась праздничная одежда. Виды русского национального костюма разных губерний весьма разнятся и по цвету, и по отделке, и по составным частям. Однако типично русским считается женский костюм, состоящий из расшитой белой рубахи, цветного и кокошника. Мужчины одевались в косоворотки, полосатые штаны и онучи с лаптями.

Вам понадобится

  • - бумага;
  • - рисовальные принадлежности.

Инструкция

Схематично постройте фигуру человека. Проведите вертикальную линию и разбейте ее на восемь отрезков. В верхнем делении нарисуйте голову, три следующих отрезка займет туловище, а оставшиеся четыре составляют ноги. Длина рук доходит до середины бедра. Для одетой фигуры необходимо лишь определить пропорции, не вырисовывая покрытые одеждой части тела.

Нарисуйте сарафан: от плеч идут две короткие лямки к прямому или фигурному вырезу лифа. Под грудью сарафан собран в складки, а к низу он сильно расширяется. Нарисуйте волнистую линию низа, изображая широкие мягкие складки ткани. От линии груди проведите лучеобразно расходящиеся линии складок. По центру и подолу пустите широкую узорную кайму.

Теперь нужно нарисовать плечи и пышные рукава рубахи - они могут быть расширены сверху или, наоборот, внизу. Низ рукавов собран на манжету и образует объемный напуск. Другой вариант – широкие трапециевидные рукава, украшенные по низу широкой вышитой каймой. Верхняя часть рубахи, не закрытая сарафаном, тоже украшена солнцевидной вышивкой вокруг шеи.

Завершите рисунок изображением круглой прически «под горшок» и головного убора – с узким околышем и украшенного цветком (такой убор характерен для городского костюма) или высокой, чуть сбитой набок шапки.

Полезный совет

Раскрасить костюмы можно в самые разнообразные цвета, но с учетом того, что в старину использовались натуральные красители для окрашивания тканей, что не позволяло получать неестественно-яркие и искусственные цвета. Тем не менее костюмы не выглядели блеклыми. Очень популярным был красный цвет в сочетании с зелеными, золотистыми, коричневыми оттенками.

Также использовались ткани с различными набивными рисунками, типичными из которых были: восточный огурец, горох, полоска. Также традиционными считаются белоземельные ситцы (мелкий цветочный рисунок по белому фону).

Источники:

Инструкция

Как нарисовать strongзайца/strong и bволка/b" class="colorbox imagefield imagefield-imagelink" rel="gallery-step-images"> Определите расположение на листе. Можно ограничить это пространство тонким светлым контуром. Чтобы определить, какого размера должна быть каждая часть рисунка, одну из них можно считать единицей измерения. Например, примите за единицу длину головы волка . Отмерьте ее по горизонтальной оси. Высота головы – половина единицы. Нарисуйте ее примерные очертания.

Затем от уровня затылка проведите вертикальную ось, наклоненную под углом 45°. Вокруг оси наметьте очертания шеи животного. Ее длина равна длине морды. От шеи до конца правой лапы волка отмерьте еще одну единицу с четвертью, левую лапу скройте за сугробом. Ширина грудной клетки волка равна длине головы. Ширина части туловища, которая видна правее, равна трети этого расстояния. Нарисуйте задние лапы волка , повторяя форму, которую вы видите на фотографии.

Так же постройте изображение зайца . Овалом очертите место расположения объекта на бумаге. Длина овала должна быть в два раза больше, чем ширина. Разделите овал пополам вертикальной линией. Слева от нее постепенно увеличивайте высоту фигуры – туловище зайца на рисунке должно стать яйцеобразной формы.

Разделите длину тела животного на пять равных частей. Две части справа будут приходиться на голову животного – она миндалевидной формы и опущена вниз. Разделите это расстояние пополам, чтобы определить расположение глаза. Ось для него должна находиться под углом 45° по отношению к нижней границе листа.

Волка подмигивание волка

Рубаха как основной элемент русского народного костюма

Основными элементами русского народного мужского костюма являлись рубаха, штаны, головной убор и обувь – лапти. Рубаха была, пожалуй, его основной и наиболее древней составляющей. Название этого элемента народного костюма произошло от корня «руб», что означало «кусок» или «отрез». Ему было родственно слово «рубить», ранее имевшее значение «резать». Первой славянской рубахой был простой кусок ткани, который перегибался пополам, снабжался отверстием для головы и скреплялся поясом. Впоследствии боковые швы стали сшиваться, добавились рукава.

Ученые именуют подобный покрой «туникообразным» и считают, что он был примерно одинаков для всех слоев населения. Различался лишь материал и характер отделки. Люди из простонародья одевались в рубахи, сшитые из льняного полотна, в холодное время года иногда носили рубахи из «цатры» - ткани из козьего пуха.

Было и еще одно название рубахи «сорочка» или «сорочица». Впрочем, отдельные исследователи полагают, что «рубаха» и «сорочка» - это разные элементы костюма. Длинная рубаха делалась из более плотной и грубой ткани, в то время как и легкая сорочка – из более тонкой и мягкой. Со временем сорочка превратилась в белье, а верхняя рубашка получила название «навершник».

Длиной мужская рубаха была примерно по колено. Ее обязательно подпоясывали, поддергивая таким образом, что ее верхняя часть превращалась в мешок для необходимых предметов. Так как рубаха непосредственно прилегала к телу, при ее изготовлении считали необходимым «обезопасить» отверстия, имевшиеся в готовой одежде: ворот, рукава и подол. Обереговую функцию выполняла вышивка, каждый элемент которой нес свой магический смысл.

Отложных воротников славянские рубахи не имели. Ворот был, скорее, похож на современную «стойку». Разрез ворота обычно делали прямым - посередине груди, однако был и косой, справа или слева. Ворот застегивали на пуговицу. Он считался особенно «магически важной» деталью одежды, ведь после смерти через него вылетала душа. Рукава рубахи были широкие и длинные и схватывались тесьмой у запястья.

Пояс и штаны в композиции костюма

Одним из первостепенных символов мужского престижа считались ременные пояса. Каждый взрослый свободный мужчина был воином, а пояса являлись едва ли не главным знаком воинского достоинства. Недаром на Руси существовало выражение «лишить пояса», что означало «лишить воинского звания» (отсюда – «распоясался»).

Высоко ценились пояса, изготовленные из кожи дикого тура. Кожу для пояса стремились добыть прямо на охоте, когда тур был уже смертельно ранен, но еще жив. Такие пояса считались огромной редкостью, так как лесные быки были очень опасны.

Штаны были завезены в Европу, в т.ч. к славянам, кочевниками и первоначально предназначались для верховой езды. Они делались не очень широкими, длиной примерно по щиколотку и заправлялись в онучи на голени. Штаны не имели разреза и держались на бедрах с помощью шнурка, который назывался «гашник». Отсюда пошло выражение «держать в загашнике», т.е. за шнурком для штанов. Другое название штанов – «портки» или «ноговицы».

Русский народный существенно уступал в разнообразии женскому и был примерно одинаков для всех российских губерний.

Видео по теме

Многие родители, чьи дети ходят в школу, задаются вопросом «Как нарисовать иллюстрацию к сказке?». На уроке ИЗО в общеобразовательной школе или на уроке композиции в художественной школе часто задают рисовать фрагменты сказок. Самое сложное - придумать сюжет. Графическое воплощении проблем не составляет. Главное, набить руку и оформить все иллюстрации к одному произведению в едином стиле.

Особенности иллюстрации

Самое сложное в иллюстрировании - выбрать из произведения те кусочки, которые будут изображены в книге. Художники обычно рисуют главные части романов: начало произведения, кульминационную часть и заключение. Но, конечно, можно проиллюстрировать запомнившийся и полюбившийся момент.

Как нарисовать иллюстрацию к сказке как можно подробнее и понятнее? Прежде чем создать набросок, нужно прочитать произведение минимум два раза. В первый раз человек знакомится с сюжетом, а во второй - запоминает детали, которые при первом прочтении не бросаются в глаза.

На что нужно обращать внимание, иллюстрируя произведение:

  • Внешность героев. Перед тем как изображать героев-антагонистов, нужно запомнить отличительные черты их внешности. Родинку на щеке или шрам на лбу обязательно нужно нарисовать, иначе главный герой потеряет свою индивидуальность.
  • Одежда персонажей. Странно, но мало кто запоминает описание одежды даже главных действующих лиц. Поэтому перед тем как садиться за стол для рисования, нужно перечитать еще раз отрывки, в которых дается описание одежды.
  • Интерьеры или экстерьеры дополняют любую иллюстрацию, поэтому описание мебели или леса имеет большое значение. Стоит обращать внимание даже на такие мелочи как кочки под ногами главных героев или потертый ковер, украшающий центр комнаты.
  • Второстепенные персонажи нуждаются в меньшей прорисовке, однако не стоит забывать, что друзья главных действующих лиц должны быть узнаваемы.

Графическая иллюстрация

Как нарисовать иллюстрацию к сказке в графическом стиле? Здесь есть несколько техник:

Определитесь, в каком стиле будет выполнена иллюстрация. Если вы планируете кропотливо прорисовыть мельчайшие детали, то возьмите карандаш. Если рисунок больше будет напоминать набросок, подойдет мягкий материал.

Графические работы сложно сделать такими же эффектными, как цветные. Чтобы добиться хорошего результата, нужно нарисовать иллюстрацию сказки поэтапно.

  1. Первым делом выполняется эскиз понравившегося фрагмента сказки.
  2. Второй шаг - это компоновка. Она нужна для того, чтобы в дальнейшем все части рисунка вместились в ограниченное пространство холста.
  3. Следующий этап - это проработка деталей. Это ответственная миссия и если иллюстрацию рисуют дети, родители должны проконтролировать этот процесс.
  4. Заключительная часть - нанесение света и тени на фигуры и объекты. Главное не забывать, что передний план с главными персонажами должен быть темнее заднего.

Иллюстрация с помощью красок

Как нарисовать иллюстрацию к сказке с помощью красок? Это несложно, если разобрать весь процесс поэтапно. Например, нам нужно нарисовать иллюстрацию к сказке «Снежная королева».

Для этого разобьем работу на части:

  • Первым делом находим тот момент, который нужно проиллюстрировать. Берем для примера сюжет: Снежная королева сидит на троне, а Кай играет у ее ног.
  • Определитесь с внешностью героев: длинные или короткие у них будут волосы, курносые ли носы, какого цвета глаза. Желательно перечитать описание героев в сказке.
  • Рисуем эскиз. Выберите позы, в которых будут сидеть Снежная королева и Кай.
  • Теперь самое интересное: продумайте одежду, в которую одеты главные герои.
  • Последний этап эскиза - прорисовка интерьера. Полистайте сказку, вдохновитесь атмосферой холодного дворца, найдите подсказки.
  • После того как эскиз сделан, перенесите его на чистовик. Помните, что поверх карандаша будут нанесены краски. Это важно, если иллюстрация будет выполняться акварелью, поэтому чистовой эскиз набросайте акварельными карандашами.
  • Завершающий этап - раскрашивание.

Совмещенная техника

Если есть желание рисовать несколькими материалами, вам придется совместить несколько техник. Как нарисовать иллюстрацию к сказке «Гадкий утенок»?

Для начала нужно сделать все по аналогии с планом создания иллюстрации к «Снежной королеве». Когда рисунок красками будет готов, прорисуйте тушью детали и тени. Особое внимание уделите переднему плану. Если сказку иллюстрируют дети, то лучше оставить лица персонажей непрорисованными.

Цели урока:

  1. Знакомство учащихся с видом книжной графики – иллюстрацией.
  2. Изучение средств выразительности, используемых в творчестве художников – иллюстраторов И. Билибина, Е. Чарушина, Е. Рачева.
  3. Создание эскиза к сюжету любимой сказки с определением композиции, пространственного расположения основной сюжетной группы в тематическом рисунке.

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование; презентация (Приложение 2) ; выставка, любимых детьми, русских народных сказок, бумага, карандаш или уголь.

Ход урока

Страну чудес откроем мы
И встретимся с героями.
В строчках на листочках,
Где станции на точках.

  • Что за страна чудес нас ждет сегодня?
  • Ребята, вы все побывали на выставке книг у нас в классе?
  • Какой должна быть книга для детей по вашему мнению?
  • Что обязательно должно присутствовать в книге?

Вы узнаете, как называются картинки в книге, отгадав кроссворд.

(Приложение 1) . Работа с кроссвордом коллективная.

Как вы думаете, что такое иллюстрация?

<Слайд 1>

Мы сегодня познакомимся с иллюстрацией.

Иллюстрация - это вид книжной графики, ее основа.

<Слайд 2>

Термин «иллюстрация» можно понимать и в широком, и в узком смысле этого слова. В широком значении это всякое изображение, поясняющее текст. В узком, строгом смысле иллюстрации - это произведения, предназначенные для восприятия в определенном единстве с текстом, то есть находящиеся в книге и участвующие в ее восприятии в процессе чтения. Иллюстрации к литературному произведению вместе с ним представляют собой единое целое. Книжные иллюстрации, изъятые из текста, могут порой сделаться малопонятными и невыразительными.

Как называют художника иллюстрирующего литературное произведение? Иллюстратор – художник, оформляющий книгу, раскрывающий средствами художественной графики содержание литературного произведения.

<Слайд 3>

Известный русский иллюстратор Евгений Иванович Чарушин, был писателем и художником. Назовите произведения Е. И. Чарушина, с которыми вы уже знакомы. Он иллюстрировал свои книги и произведения других писателей (Маршак С. «Детки в клетке, «Теремок»»).

<Слайд 4, 5>

Он очень любил родную природу и животных изображал, как никто другой. Художник часто бывал в зоопарке и выполнял множество рисунков с натуры. Ведь для того, чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер.

<Слайд 6>

Вот в углу страницы притаился крохотный пушистый котенок. Спинка выгнута, хвост трубой, ушки торчком. Так и хочется его погладить, провести ладонью по странице, по пушистой теплой шкурке. Но приглядитесь! Котенок ли это? Нет, маленький рысенок глядит на нас во все глаза.

У него свои приемы передачи формы, цвета и фактуры. Его герои реалистичны, и сказочны одновременно. Он стремится лаконичными средствами выразить характер каждого зверя, передать радость общения с живым. Е И Чарушин выработал свой метод иллюстрирования - чисто живописный. Он рисует не контурно, а, можно сказать антиконтурно, необычайно искусно, пятнами и штрихами. Зверь может быть изображен просто "лохматым" пятном, но в этом пятне ощущается и настороженность позы, и характерность движения, и особенность фактуры - упругость поднятой дыбом длинной и жесткой шерсти вместе с пуховой мягкостью густого подшерстка.

<Слайд 7>

Замечательный художник – Евгений Михайлович Рачев. Он волшебник, под кистью которого сказка оживает до такой степени, что смотришь и смотришь на зайцев, лис, медведей, и никак не налюбуешься.

<Слайд 8,9>

Все животные и звери – герои рисунков Рачева «одеты» как люди, в человеческую одежду, тем самым Рачев показывает, что за сказочным сюжетом и сказочными образами скрываются реальная жизнь и реальные человеческие отношения. Цветные рисунка Рачева нарядны, красочны, декоративны. Работал художник акварелью, которую клал тонким прозрачным слоем, гуашью и углем.

<Слайд 10>

Взгляните, ребята, как отличается манера исполнения животных у Рачева и Чарушина. Назовите отличия в изображении. Какие средства выразительности использует каждый художник?

<Слайд 11, 12>

Сегодня мы поближе познакомимся с манерой иллюстрирования Ивана Билибина. Этот художник иллюстрировал авторские и народные сказки. Напомните, какие сказки относятся к авторским, народным? Он создал свой графический стиль. В этом ему помогло изучение народного искусства, декоративных росписей. В иллюстрациях любовно передается дух седой старины, который художник воскрешает в каждой детали. С исключительной тщательностью и достоверностью вырисовывает он узоры тканей, детали древней архитектуры, отделку всевозможных кафтанов, шуб, душегреек, платков, обуви, сарафанов. Обязательно присутствуют декоративные рамочки каждой иллюстрации, они перекликаются с основной идей картины, рассматривая их можно еще лучше узнать задумку художника. <Слайд 13, 14, 15,16>

Вот Иван- царевич схватил за хвост Жар-птицу.

<Слайд 17>

А вот Баба - Яга из сказки «Василиса Прекрасная». В этих иллюстрациях ясно выражены характерные особенности рисования художника – изображение занимает полностью всю поверхность листа, четко очерченные контуры фигур персонажей, леса, неба, деревьев, детально разработаны узоры. Его иллюстрации красочны, нарядны, многоцветны. <Слайд 18>

Художники очень любят иллюстрировать русские народные сказки. Как вы думаете, почему? Какие русские народные сказки вы любите?

Детям предлагается взять свою любимую сказку с выставки книг.

Какой сюжет хотели бы проиллюстрировать? Индивидуальные ответы /2-3 ребенка/ Попробуйте создать эскиз к эпизоду сказки.

По ходу выполнения эскизов учитель индивидуально анализирует композиционное построение и выбор сюжетной группы.

Итог урока и домашнее задание:

С творчеством каких художников мы познакомились? Есть ли отличия в иллюстрациях разных художников? Может ли иллюстрация существовать как самостоятельное произведение? <Слайд 19, 20, 21>

Внимательно перечитайте свою любимую сказку и продумайте композиционное построение иллюстрации.