Корейцы кто такие и откуда родом. Вижу сны на русском


В современной самобытной корейской культуре присутствует много китайских элементов. Со времен объединенного госу­дарства Силла жителями Корейского полуост­рова были установлены тесные связи с цивили­зацией "поднебесного " соседа. Сегодняшние корейцы когда-то были слиты с китайской культурой. Их память о богатой письменной китайской культуре свежа еще и сегодня. А память о более далекой древности словно канула в небытие. Период жизни корейской нации, насчитывающей 5-тысячелетнюю историю, длился дольше в бескрайних степях, чем под влиянием китайской культурной сферы.

В условиях уничтожения материалов и фальсификации истории, а также культурного геноцида со стороны японского империализма в отношении корейской нации, холодной войны и разделения полуострова на Юг и Север в изучении корейской культуры существовало немало ограничений и преград. В частности, не было возможности проводить на должном уровне изучение и раскопки в районах алтай­ского культурного пространства, охватываю­щего северо-восток Китая, Маньчжурию и Монголию , необходимых для выявления происхождения древней корейской народности и прототипа ее культуры.

Сегодня в результате активного изучения прошлого обнаружено много следов северных кочевых народностей, гнавших лошадей по степям алтайского культурного пространства, дремавшего в самобытной корейской культуре. Многие данные исследований показывают: дух степной культуры Севера, охватывающей огромные пространства между Европой и северо-восточной Азией, доходит до Корей­ского полуострова . Нетрудно заметить следы оживленного обмена между Востоком и Западом : через степные шелковые пути куль­тура кочевых наездников достигла восточной оконечности Азии - корейского полуострова.

Окинем взглядом забытое прошлое далеких предков корейцев: дело прояснения первоисточ­ника их культуры очень важно и для восста­новления самобытности нации. Это первооснова для упорядочения культурных рамок - летописи корейской нации в составе мировой истории. Исследуя пути передвижения древней корейской народности и ее следы, данная работа ставит целью прояснить происхождение корейской нации, общности и связи ее следов с культурой кочевников-наездников Евразии. Это послужит предпосылкой осознания основного течения забытой истории корейской нации.

Начало формироания корейского нации. Искусственно созданное западной логикой понятие о нации далеко от дефиниции корей­ской нации. Последняя - не организованный по чьему-то намерению социальный организм, а общность, сформированная в процессе длительного исторического развития, в центре которой - кровно-племенные элементы. Она образована в результате живого движения в течение долгой истории, беспрерывных изменений.

Современных корейцев называют монона­цией. Однако, как не бывает в мире ни одной нации чистых кровей, подобное утверждение не соответствует и корейской нации. Древняя корейская народность также при ее формиро­вании сливалась естественным путем посредст­вом повторения разделений и сосредоточений многих коллективов в результате войн, изме­нения климата, резкого увеличения населения. И в конце концов такой процесс стал движущей силой в формировании так называемого Годьосон - первого корейского государства (2333 г.- 108 г. до н. э.). Вошедшие в историю многие племена - е, мэк, хань, хунну, монголы, гогурьо, донгъе, октьо, донгхо, буё, горан (кидани), йодин, суксин - тесно связаны с формированием корейской нации. Эти коллективы действовали в общем алтайском культурном пространстве.

Если это так, то какими путями они пере­мещались для сформирования корейской нации? Рассмотрим несколько генетических гипотез корейских ученых.

Гипотеза о племенах мэк и древнего алтайского объединенного государства.

Около 4000 г. до н. э. так называемые палеоазиатские племена, обитавшие на севере Сибири и использовавшие керамическую посуду с орнаментом в виде расчески (Hatch-керамика), вошли в районы Маньчжурии и Корейского полуострова. Коллективы, прожи­вавшие в Алтайских горах и на севере Монго­лии, рассеялись в Маньчжурии и на Корейском полуострове, встретились с осевшими там мэк -и образовалась корейская народность. В первых корейских государствах - объединенных государствах алтайских племен, состоявших в основном из корейской народности и небольшого количества алтайских народностей, возможно, были смешаны тюркские или монголо-тунгусские племена, и северные кочевые этнические элементы в процессе оседания постепенно уменьшились .

Гипотеза об алтайских народностях.

Образовавшись близ Алтайских гор, они на западе дошли через Центральную Азию до Восточной Европы, а на севере через сибирскую реку Лену - до Маньчжурии, Корейского полуострова и Японии, образовали народности тюрков, монголов, маньчжуров, корейцев и соперничали в могуществе с китайскими ханями.

Гипотеза о трех племенах. Народность, которую китайцы называли "туньи" (варвары на востоке), а этнологи - первобытными тунгу­сами, и есть корейцы. Они относились к одной и той же желтой расе, но отличались от китайско-ханьской народности и монголов. Считается, что эту корейскую народность образовали Фан Унг , буё и саки (скитайцы), которые в разное время переместились на восток через север Китая. Буё передвигались через северные степи. Их пути совпадают с направлениями распро­странения остро обработанных каменных ору­дий и керамической посуды Hatch -керамики . Племена Фан Унг пришли на северо-восток из Центральной Азии или районов Тяньшаня , пройдя китайскую провинцию Гамсук , низовье реки Хуанхэ . Саки (скитайцы) прибыли на Корейский полуостров из Центральной Азии или современной Турции через Тяньшань, Донфанг, Ордос, Ляодун . Они образовали королевский род Силы. Эти три племени, придя в разное время на северо-восток Китая, смешались с местным населением и, перемест­ившись на Корейский полуостров, переросли в ведущие силы .

Несмотря на некоторые расхождения в утверждениях ученых, мнения многих из них сходятся в том, что между путями перемещения древних коллективов корейской нации и районами деятельности кочевых народностей, передвигавшихся на восток и запад на огромной сцене Алтайских гор, Центральной Азии, Тяньшаня, Сибири, монгольских степей, -немало общего.

Кроме того, существуют результаты изучения состава племен новым, молекулярно-генетическим методом анализа Y-хромосомы, передающейся только по отцовской линии, и mtDNA (мтДНК) (mitochondria DNA) -материнской. Рассмотрим их.

Современный человек пришел на Корейский полуостров и начал жить там к концу ледни­кового периода. В конце верхней каменной эры произошло полное обновление населения. Генетический тип корейцев характерен тем, что в нем смешаны люди, пришедшие через юго-восточную Азию , с одной стороны, и Сибирь, -с другой. Вызвано это тем, что в трудный для выживания последний ледниковый период районы западнее озера Байкал, восточных Саянских гор, низовья реки Енисей были оази­сами. Сравнение распространения Ү-хромосомного генетического типа корейца пока­зывает: среди мужчин около 80 % принадлежит северной генеалогии, 20 %- южной. При сопоставлении гаплотипов (haplotype) mtDNA различных географических районов обнаружи­вается: местность их происхождения - восточ­ная часть Саянских гор и окрестность Байкала .

При сравнении mtDNA 86 наций мира оказалось: самая высокая степень генетической связанности - между корейцами и монголами .

Кроме того, согласно исследованиям путей перемещения человека, проведенным американ­скими учеными посредством mtDNA и моле­кулярных часов, в северо-восточной Азии передвижение происходило через степные районы Евразии ; на Корейский полуостров люди пришли по двум направлениям - по югу и северу .

Разумеется, результаты исследований молекулярно-генетическим методом не достиг­ли уровня абсолютного доверия, однако они привлекают внимание тем, что активно производящиеся в последнее время раскопки в Маньчжурии и Сибири показали результаты, весьма напоминающие пути перемещения народностей, указанные сторонниками молеку­лярной генетики.

Как выявили исследования многих ученых, новый, молекулярно-генетический метод, археологические раскопки последнего времени, во многих случаях кочевые народности, перемещавшиеся по евразийским степям, пришли на Корейский полуостров через северо­восточный Китай и Маньчжурию и постепенно оседали там, возделывая сельскохозяйственные угодья.

Древнекорейская культура с характер­ными чертами коченичества. Следы кочев­нической культуры севера нетрудно обнаружить в материалах раскопок. Характерные реликвии новой каменной эры - керамическая посуда с узким нижним концом и орнаментом расчески распространена на обширной территории от Северной Европы и сибирских степей до Корейского полуострова . Ее занесли сюда проживавшие в степях Сибири тюрки или монголы.

Кроме того, во многих районах Кореи обнаружены следы сибирской искитимской культуры бронзовой эры . В период искитимской культуры, начавшейся в XIII и XII в.в. до н. э., в восточной части Южной Сибири и на Монгольской возвышенности широкое развитие получили в основном предметы и каменные могилы с изображением архаров, оленей, лошадей. Такие захоронения были широко распространены на северо-востоке современ­ного Китая, в древних государствах Маньчжу­рии , Годьосон , Буё и в культурном и религиозном плане доходили до Гогурьо . Это свидетельствует о том, что корейская бронзовая культура была связана скорее с Сибирью на севере и Монголией, чем с Китаем.

На малом медном мече, найденном при раскопках в Буё , можно обнаружить следы скитайской культуры. Основными элементами, характеризующими ее, являются орнаменты в форме хищных зверей и травоядных животных. Рукоятка упомянутого клинка оформлена изображением птицы. Меч этот показывает: скитайская и центрально -азиатская культура пришла через Монголию и Китай в Маньчжу­рию и на Корейский полуостров и распро­странилась до Японии . Путь этот свидетель­ствует о культурном обмене между Евразией и Кореей .

Следы культуры кочевых наездников можно обнаружить в "глубинках " полуострова: в Силе - в каменных могилах с внешними деревян­ными гробами, в которых покоятся короли, конных снаряжениях, золотых реликвиях и т. д. Привлекают также внимание типичные предметы обихода кочевников - бронзовые кастрюли и питейные роги. В частности, древние могилы в Силле и предметы, извлеченные из них. Будучи относящимися к периоду, начиная с 5 и 6 веков, они совершенно отличаются от существовавших до этого погребений и реликвий и соответствуют культуре северных кочевников. Особенно золотые украшения по своим формам и содержанию полностью отражают религию и черты предметов кочевых хунну, что свидетельствует о том, что одна из их ветвей являлась новой правящей прослойкой коро­левских семейств Силлы. Раскопанные в 1973­-74 г.г. на ее древних развалинах золотые короны, пояса и другие предметы, не говоря уже о формах каменных могил с внешними деревянными гробами (Чонмачонг, Фангнам дэчонг) демонстрируют тип северной кочев­нической культуры, а стеклянные изделия и произведения прикладного искусства гипотети­чески указывают на римское происхождение, что позволяет предположить обмен со средиземноморским государством.

Согласно "Исторической записи" Самачона , столкновения ханмудзе с хунну вызвали резкие коренные перемены в степях. Расчлененные ударами ханмудзе на восток и запад части хунну отдалялась друг от друга все дальше в противоположных направлениях. И на этом записи о них заканчиваются. Изгнанные в дальнейшем на запад северные хунну получили название "гунны ". В столкновениях с германскими народностями в 4 веке они становятся катализаторами великого перемещения германцев. Те же, кто был оттеснен на восток, около 5 века пришли на Корейский полуостров. Предполагается, что они дошли до его юго-востока - до Силлы (нынешний Гьонгдю). Кроме того, название титулов "исагым ", "марипган " означает хунну-алтайского государя и соответствует " кагану" - правителю тюркской империи.

Хунну, тюрки, монголы и др. кочевники, чьим жизненным пространством были евразийские степи, являлись прекрасными конными наездниками. Существуют записи: хунну, беспрерывно угрожавшие корейским государствам, стреляли в боях из лука по-парфянски - на полном скаку поворачивая туловище. На настенных рисунках муьонгчонг (Гогурьо) изображены гогурьоские воины на охоте: опустив поводья, они развернули верхнюю часть тела на 180 градусов. Это показывает: лошадь была для жителей Гогурьо частью образа жизни; они - потомки кочевнических народностей, использовавших этих животных в перемещениях и военной тактике.

В далеком прошлом корейцы передвигались по просторам степей между востоком и западом более свободно, чем ныне, на лошадях, дыша в унисон с Евразией.

Корейский полуостров как восточная оконечность евразийских степей находился под большим влиянием перемен степного мира. Хунну , Сяньби , горан (кидани ), йодин , монголы и др. северные кочевые народности пере­мещались на Корейский полуостров. До наступ­ления периода трех королевств (Гогурьо, Силла, Бэктцэ ) это, видимо, происходило различными путями.

Хунну были отважными воинами-всадни­ками. Они создали на нынешней Монгольской возвышенности великую империю кочевников, но в результате расширения ханьского государства она раскололась на восток и запад. Часть из них, переместившись на запад, стали субъектом основания Венгрии . Другая сформи­ровала на юге Кореи правящую прослойку Силлы, живые следы чего сохранились до наших дней.

В изучении происхождения предков корей­ской нации на основе примитивных материалов периода, когда еще не было письменности, и исторических преданий, написанных с позиции Китая, существует предел. Однако наряду с активизировавшимися сегодня раскопками и новейшими научными методами археологи­ческое, культурологическое, генетическое, лингвистическое, мифологическое и др. комплексное изучение позволит в недалеком будущем оживить утраченную память о предках.

Литература

    Чвэ Хан У. Центральный Алтай. Пхьонэги,1993.

    Ким Чонг Хак. О происхождении корейской нации. Изучение национальной культуры. Инс-т национальной культуры унив-та Горьо. 1964.

    Чонг Хьонг Дин. Фан Унг из тысячелетнего королевства Сусиана. Илпит, 2006.

    Составитель Ли Хонг Гю. Поиск на Байкале происхождения нашей нации. Чонгсин сегевон, 2005.

Прецедент уже был в 2004 году, 10 лет назад, когда впервые за всю историю отмечалась эта дата. Вот тогда вышло распоряжение правительства Российской Федерации, которое так и было сформулировано: «О проведении мероприятий посвященных 140 годовщине добровольного переселения корейцев в Россию». Вот и сейчас есть поручение Правительства Министерства регионального развития, которое полностью будет заниматься организационной частью этих мероприятий.Создан организационный комитет, в который вошли представители регионов с компактным проживанием российских корейцев. Вот скоро должны провести второе заседание комитета, его возглавляет Игорь Слюняев – министр регионального развития Российской Федерации. Утвержден план проведения мероприятий, включающих мероприятия, как в Москве, так и в регионах.

А какого рода мероприятия?

Они очень разноплановые. Допустим, уже первое мероприятие будет в Новосибирске, потом в Москве, Владивостоке. В Новосибирске - это международная научно-практическая конференция об истории переселения корейцев в Россию. А 20 мая во Владивостоке, и в Москве 26, 27, мероприятия с такой неожиданной повесткой, но неожиданной для тех, кто впервые слышит. А для нас это одно из приоритетных мероприятий на тему – православие и корейцы. Это давняя история. Она начинается с середины 19 века, когда начали переселяться корейцы в Россию, и одним из условий переселения было приобщение к православной вере.

Но и потом есть большая история российской духовной миссии в Корее, которая была основана в конце 19 века и просуществовала вплоть до трагических событий 1917, когда наступила другая эпоха. Так что, история очень богатая и корейцы придают этому значение, потому что с православием они связывают и веру, и духовность, которая, в свою очередь, важная составляющая духовного пространства и является важной основой для интеграции. Поэтому симпозиум во Владивостоке так и будет называться «Корейцы в России: история, культура». Православие - как один из путей интеграции в культурно-духовное пространство России.

А, в свою очередь, в Корее будут мероприятия?

Там создан организационный комитет. Корейцы тоже придают большое значение данному мероприятию. Оргкомитет создан по инициативе корейскими парламентариями, депутатами. И вошли туда и бывшие послы республики Корея в России. Но в общем плане это важная для исторической родины дата. А какая поддержка будет оказана – это все в стадии обсуждения.

Скажите, а в Сеуле есть российский культурный центр?

Вот сейчас, после Нового Года, с первого января вошел в силу безвизовый режим между Россией и Южной Кореей. И в рамках вот этого важного решения было принято двустороннее соглашение об открытии культурных центров в Сеуле и Москве. В Москве он есть, при посольстве. Корейцы придают большое значение культурной составляющей. Московский культурный центр будет развиваться. Что касается Южной Кореи и присутствия российской культуры, то там частными организациями создан Пушкинский дом, при активном участии российских граждан, которые живут там. Планируется открыть при посольстве в Сеуле культурный центр для того, чтобы знакомить корейцев с русской культурой.

То есть такой запрос есть?

Да, есть. И это уже вошло в план мероприятий, которые были поддержаны на государственном уровне.

А русских в Корее много?

Временно проживающих русскоязычных насчитывается около десяти тысяч, но в основном это люди, которые приехали на работу. В меньшей степени на учебу, по делам бизнеса, туристы.

А как складывается диалог культур среди молодежи обеих стран?

Может быть, с открытием культурных центров это процесс пойдет быстрее, просто сейчас такой период, когда не очень большая часть молодежи России осведомлена, знает корейскую молодежную культуру. Что-то доходит, но, чтобы было какое-то представление, необходимо чтобы постоянно была связь не только в социальной сети. В прошлом году было несколько гастрольных туров со стороны представителей молодежи Южной Кореи: различные флэшмобы, приезжал популярный рэпер. Но это единичные акции, такого постоянного процесса нет, все это в будущем. Хотя, что касается Южной Кореи, как она смотрит на российскую культуру, то последняя принимается на «бис». Очень много и постоянно приезжают российские артисты. Популярны и даже переведены на корейский язык российские хиты.

А какое внимание к языку? Вы сказали, что переводятся тексты песен…

Вот в русском доме, который открыт южнокорейцами, там действуют курсы русского языка, бесплатные.

А что касается корейского в России?

В Корее государственная политика направлена на то, чтобы познакомить мир с корейской культурой и распространять корейский язык по всему миру. В том числе и в России. В Москве постоянно функционируют бесплатные курсы в корейском культурном центре, пользуются большим спросом. И вызывают серьезный интерес. Даже уже не хватает преподавателей, условий, чтобы всех принять. Язык – это важный компонент. Менталитет – это, прежде всего язык, он ключ к другой культуре. Приятно, что россияне проявляют интерес к корейскому языку. Иногда даже больше, чем представители русскоязычных корейцев. Есть такой парадокс.

Как вы думаете, этот взаимный интерес, диалог культур, который складывается между Кореей и Россией, на каком фундаменте существует: история, ментальность?

Если говорить о ментальности, то это вопрос серьезный, философский. Как раз за 150 лет проживания корейцев явным стал парадокс, что 5-6 поколение, которое уже живет здесь, фактически впитали черты русского менталитета. Но утратили корейский язык. Родной для них – русский, что редкость для народов, проживающих в России. В 90-х годах, когда открылись двери для бывших граждан СССР, многочисленные народы, которые имеют историческую родину за пределами России: немцы, евреи, около 2 млн немцев вернулись в Германию. Третья по численности этническая группа – корейцы, оказалось, что уехали единицы. И когда вопрос почему: оказалось, что все подходит, кроме менталитета. Потому что, в Корее он совсем другой и не привычен для русскоязычных корейцев, которые приобрели уже русские черты.

А экономические связи активны между нашими странами?

Вот три года назад, было провозглашено стратегическое партнерство между Россией и Южной Кореей, которое предусматривало активизацию экономических связей между нашими странами. Но там принимала участие и Северная Корея, потому что главный проект – это открытие Транссибирской магистрали. Она дошла до границы Северной Кореи, осталось решить политические вопросы, согласовать и тогда, экономическая картина может поменяться. Если бы Корея была единой, то было бы все проще, конечно. Диалог пока складывается трудно. Просто, если со стороны Южной Кореи он предсказуем, то со стороны Северной он трудно представляем. Но у всех есть ожидания позитивного решения. По крайней мере, такая надежда есть у всех, а что касается конкретного выражения, трудно сказать. В последний период Северная Корея послала «мессадж» о том, что она инициирует переговорный процесс. В чем это выразится? Никто не знает. Такая тенденция есть.

Как происходит расселение корейцев в России?

История тут такая. 150 лет назад – это было приморье, потом в 1937 году насильственное переселение в районы средней Азии. Там были компактные проживания и успешные. Была целая большая эра в экономике: создание корейских колхозов. В 50 – х годах примерно 250 человек были удостоены звания героя соцтруда. Это высшее звание. Вот это режим переселения он был уже либерализован, и можно было свободно выбирать место жительства. И большое число корейцев стало разъезжаться. Молодежь стала получать высшее образование, старалась качественное получать, в крупных центрах. В советское время «по удельному весу высшего образования» корейцы были на одном из первых мест. Сейчас дисперсное расселение. Те, кто занимается корейскими вопросами, мы многих не знаем. Практически нет крупного населенного пункта, где не жила бы хотя бы одна семья. Мы знаем ту прослойку, которая заметна.

Корейцы любят работать и любят учиться?

Да, это национальная ментальная черта. В каждой корейской семье приоритетным направлением деятельности является образование. Поэтому не случайно ходит легенда, что самая бедная семья старается собрать деньги, отправить ребенка учиться, чтобы он получил высшее образование. Образование - шаг к успеху.

Какова взаимосвязь между корейцами, живущими в России. Это постоянное общение, обмен?

Это в большей степени семейные связи. По последней переписи 158 тыс корейцев, по неофициальным 200 тыс. Многие приезжают из бывших республик СССР.

Да есть еще связи между общественными корейскими организациями. После 90-х годов во всех государствах бывшего СССР, были созданы общественные корейские структуры. Но основная масса населения из полмиллиона корейцев развиваются индивидуально. Они живут автономно порой. В отличие от других народов, у которых ярко выражена диаспора, тут диаспора условна в большей степени.

Скажите, пожалуйста, помимо России, где еще в мире корейцы в большом количестве проживают?

Корея одна из многих стран, которая относится к мировой нации. Южная Корея – 50 миллионов, Северная Корея – 25 миллионов, и 8 миллионов живут за пределами своей исторической родины. Расселенность такая, что практически нет такой страны, где бы не жили корейцы. Самые крупные это Китай и Америка. На первом месте Китай, там есть даже корейская автономия. Америка – это территория, на которой корейцы могут раскрыть свой личный потенциал. В Канаде много, в Южной Америке, в Европе. Наблюдая за корейцами, выходцами и гражданами тех стран, где они прижились, есть такая особенность: очень быстро адаптироваться к новой среде проживания, ассимилироваться, принимать менталитет.

Почему это так? Это своего рода свобода толерантность корейского человека?

Способность приспосабливаться к тем жизненным условиям, в которых они оказались. В 1937 корейцы не просто выжили, но и быстро добились успеха.

Может быть, потому что своя культура не такая догматичная, доминирующая?

Страна много лет была закрытой. Это, конечно, сформировало определенный генотип, но оказалось что корейцы склонны к открытости.

Вы сказали про православие, который интересно корейцам. А как насчет буддизма?

В Москве есть миссия буддистская, которая изначально является миссией от буддистской церкви в Корее. Но она зарегистрирована как корейский культурно-просветительный духовный центр. Там распространяется корейский язык, также знакомят с буддизмом. Образ мышления, мировоззрения – это буддизм. Есть люди, которые этим интересуются.

А для самих корейцев что популярно?

Как ни странно, самая распространенная религия – христианство.

К буддизму корейцы причисляют себя в силу происхождения, а вера самая распространенная это неправсославные ветви христианства - баптисты, пресвитерианцы, протестанты. То есть та вера, которую завезли 200 лет назад американцы, она распространилась и окрепла. Сейчас среди 40 процентов верующих популярны именно данные направления во многом, потому что когда-то были частью другой культуры, теперь, стали частью корейской.

Валентин, большое спасибо за беседу.

Чуть больше 150 лет назад крестьянские семьи из Кореи добровольно покинули границы своего государства и устремились на Дальний Восток. HLEB пробует разобраться, что заставило их бежать из родной страны

Бежали по разным причинам. Сначала вылазки за новые границы Российской Империи, согласно Айгунскому договору 1858 года и Пекинскому трактату 1860 года, были обусловлены поисками дикорастущего женьшеня и добычей охотничьих трофеев. Слухи о богатствах северных земель распространялись достаточно быстро среди бедных слоев населения. К сожалению, политика корейского правительства только усугубляла обстановку в стране, ужесточая налоговые выплаты. Под страхом смерти корейские крестьяне оставляли свои земельные угодья в поисках спасения. Были, кстати, среди переселенцев и ссыльные революционеры, которые за счет русской казны селились в самые глухие места того времени.

В январе 1864 года 65 человек прибыли в Южно-Уссурийский край. В тайне от корейских властей первые 14 семей основали корейское село Тизинхе на территории России недалеко от китайской границы. Сейчас от этого села (ныне село Виноградное) осталось лишь здание Свято-Иннокентьевской церкви, перестроенное под казарму пограничной заставы.

До русских земель добирались только самые смелые и выносливые. Кто-то вообще по пути на север уходил в Манчжурию и не возвращался. Трудно определить, сколько людей не дошли до русской границы, но смертность среди переселившихся была также крайне высока.

Корейское и китайское правительства всячески препятствовали повальному переселению корейцев. Но позже к ним присоединились и русские властители, так как стихийный рост иммиграции вызывал некоторые опасения. С одной стороны, русские старались избежать конфликта с зарубежными соседями, однако лишиться дешевой рабочей силы не хотелось.

Итого в 1878 году общая численность корейцев составила 6766 человек, из которых 624 человека стараниями русских управленцев жили в Амурской области (ныне ЕАО, село Благословенное)

Каждая семья в Благословенном имела при усадьбе большой огород, а дом и приусадебные постройки располагались по центру всего участка, что обуславливало безопасность соседей при возможном пожаре. Улицы были разбиты на аккуратные, правильные кварталы. (Расположение домов и улиц сохранилось - в этом можно убедиться благодаря спутниковой съемке.) Не исключалась возможность нападения китайский бандитов, так как село расположено в непосредственной близости с Китаем. Поэтому для безопасности жителей поселок был обнесен глинобитной стеной чуть больше двух метров в высоту, в которой были устроены блиндажи и бойницы с караулами.

Также в селе были открыты три школы: церковно-приходская для мальчиков, министерская для девочек, которая содержалась за счет Министерства народного просвещения, и корейская. Последнюю посещали всего 8 человек, которым приходилось заниматься в фанзах родителей, но здесь дети могли изучать корейскую и китайскую письменность, начальные сведения по географии Востока и арифметике.

Несмотря на попытки сдерживания массового корейского переселения в Приамурском крае, через семь лет зарегистрированных оседлых корейцев насчитывалось 8500 человек, а иностранных поданных — 12 500. К тому же каждый год на заработки приходили до 3 тысяч человек.

Русское заселение Дальнего Востока оставалось приоритетным, поэтому в 1886 году решением съезда по корейскому вопросу стало ходатайство о запрещении корейских и китайских поселений на пограничных местностях; переселившихся ранее выселить вглубь территории края, а освоенные земли должны перейти в пользование крестьян-переселенцев. Таким образом были образованы многие села в Хабаровском и Приморских краях, до которых путь даже сейчас требует особых физических затрат.

«Положение о китайских и корейских подданных в Приамурской области» решило проблему русских властей с освоением дальневосточных территорий. Все корейцы, находившиеся на территории Российской империи, были условно разделены на три категории. К первой относились осевшие до 1884 года — им разрешалось остаться в Уссурийском крае, но принять русское гражданство. Ко второй — переселившиеся после 1884 года, но желающие принять русское подданство. Третья категория включала в себя временно проживающих, приехавших на заработки. Они не имели права селиться на государственных землях. Остаться можно было только при получении билетов на жительство.

Корейское население вносило существенный вклад в развитие Дальнего Востока. В Южно-Уссурийском крае начало развиваться хлебопашество, которое было главным занятием корейских крестьян. В 70-е годы появился даже избыток хлеба, который привел к снижению цен. Кроме того, силами корейцев были возведены мосты, построены грунтовые и железная дороги, проложены пути связи. В целом, корейский народ ответственно относился к своей работе, что признал сам генерал-губернатор А. Н. Корф:

«С 1887 года, — писал он, — проживающие у нас корейцы привлекались к отбыванию земских повинностей не только наравне с русским населением, но даже в значительно большем размере. <…> они безвозмездно построили новые дороги, от урочища Новокиевского до посада Раздольного и от станции Подгорной до деревни Искаковой, всего более 300 верст. Вообще я должен с большою похвалою отозваться о добросовестном отбывании корейцами всех возлагаемых на них повинностей ».

Таким образом, корейцы стали политически важной частью населения России. Однако для того, чтобы корейское население было максимально задействовано в делах империи, необходимо было провести реформы просвещения. Наиболее простым способом русификации корейцев стала пропаганда через православную церковь. Особенно это было важно для тех отдаленных сел, где не было школ, так как священнослужители являлись единственными грамотными людьми среди всего населения.

В результате в 1883-1902 годах общая численность русского населения в Приморской области увеличилась с 8385 до 66320 человек. Численность же корейского населения области за эти годы увеличилась с 10137 до 32380 человек. После установления японского колониального режима в Корее эмиграция корейцев приобрела более массовый характер. Помимо резкого ухудшения материальных условий, некоторые люди бежали чисто из политических соображений. В числе таких были участники антияпонской национально-освободительной борьбы. Но учесть число постоянно прибывающих корейцев было в действительности трудно, так как многие прибывали нелегально, минуя таможенные посты с Россией. Японские власти не выписывали паспорта и запрещали эмиграцию, что усложняло переселение в Россию, к тому же приобретать русские билеты на жительство было также нелегко. Так приток из Кореи в 1910 году вырос еще на 10 тысяч. Население увеличивалось примерно на 600-700 человек ежемесячно. В 1917 году только сельское корейское население в Приморском крае было 81825 человек, что составляло 30% населения области.

И, наверное, было бы все иначе, если не война, затем революция, а дальше японская оккупация Дальнего Востока. Корейцы с начала гражданской войны горячо поддерживали красную армию, которая выражала активную антияпонскую позицию.

Однако, несмотря на помощь в поддержке большевистского движения на Дальнем Востоке, советская власть всерьез насторожилась наличием двух огромных иностранных диаспор — китайской и корейской.

Тем временем население Владивостока и Приморского края росло. Большинство все-таки оставалось жить в сельской местности, особенно Посьетский район, где жили выходцы из Кореи — 90%. И к середине 30-х годов численность корейцев приблизилась к 200-тысячной отметке. Все они уже прошли советскую школу, где корейское население стало по-настоящему «своим», с достаточными знаниями в области русской культуры.

Уже с 1923 года возникали предложения о выселении корейского населения с Дальнего Востока. В это время Корея являлась колонией Японии. Поэтому первым предлогом для такой политической «зачистки» послужили акты вербовки японской властью корейского населения на ДВ. «В целях пресечения проникновения японского шпионажа» из всех районов без исключения были проведены меры по массовому переселению в Казахстан, Узбекистан и Киргизию. После коллективизации в Средней Азии погибли миллионы людей, а сотни тысяч откочевали за пределы своих республик. Голод, эпидемии лишили наличия трудовых ресурсов данной территория, поэтому депортация здесь восполняла дефицит корейскими трудоспособными кадрами. Нельзя не учесть то, что политика 30-х годов наложила свой отпечаток на судьбу переселения, так как в целом сводилась к борьбе против народов, враждебных к социализму. Именно корейский народ стал первым, кто испытал трудности депортации в СССР.

Кстати, насчет корейцев, живущих на Сахалине, и почему их не депортировали, как остальных. В 70-80 годов XIX века появились первые поселения на Сахалине, которые заметно увеличились после русско-японской войны. Япония захватила южную часть острова (Карафуто) и до 1945 года активно проводила переселенческую политику корейцев. Сначала это были внешне мирные акции по набору молодых корейских рабочих в угольные шахты Сахалина. В 1944 году были созданы специальные полицейские отряды, которые насильственно выгоняли из домов всех мужчин для вывоза из Кореи. Таким образом, после капитуляции Японии корейское население Сахалина составляло примерно 50 000 человек.

После возвращения Южного Сахалина возникла проблема с корейскими переселенцами. Кто-то из них имел гражданство Японии, кто-то был без какого-либо гражданства. Для принятия решения советская власть ожидала решения вопроса о воссоединении Кореи, но началась война. Разумеется, большинство корейцев были с юга и хотели вернуться домой, но снабжать противника живой силой СССР не собирался, и вопрос отложили еще на 10 лет.

В середине 50-х годов было решено провести опрос: хотят ли они остаться в Советском Союзе или уехать, а если уехать, то в южную или северную часть? В свою очередь местная власть на Сахалине агитировала за продолжение жизни в СССР или, на худой конец, переселиться в КНДР. Единственным вариантом возвращения в Корею были пароходы, идущие в КНДР. Во избежание провокаций советские сопровождающие были снабжены оружием, а за пароходом с переселенцами следовал советский военный корабль.

Возвращение же корейцев из Средней Азии так и не состоялось. В 1993 году Верховный Совет России признал незаконной депортацию корейского населения с Дальнего Востока. Но Советского Союза не стало, и вопрос о новом переселении больше не возникал.

Кстати, 30 марта, состоится участников международного клуба дружбы ТОГУ. На мероприятии соберутся корейские студенты всех вузов Хабаровска, пройдет концерт, посвященный Южной Корее, а окончанием выставки станет вкусное чаепитие.

Расскажи друзьям:

Нашли ошибку? Выделите фрагмент и отправьте нажатием Ctrl+Enter.

Народ, являющийся основным населением двух государств Корейского полуострова: Республики Корея и КНДР. Живут также во многих азиатских государствах. Суммарная численность во всех странах мира превышает 81 миллион человек. Из них на Корейскую Республику приходится большинство - около 50 миллионов. В КНДР проживает 24 миллиона.

Существуют крупные диаспоры корейцев в других странах. Более миллиона корейцев проживает в Китае и США. Также встретить их можно в Средней Азии, Японии, России, Канаде, Австралии, на Филиппинах. Язык - корейский. Также для общения могут пользоваться языками стран проживания. Большинство корейцев - приверженцы атеизма, не склоняющиеся ни к одной из религий. Однако имеются сторонники конфуцианства, христианства, буддизма, традиционных анимистических верований. До 14 века значение буддизма было больше, чем сейчас.

Корейцы - древний народ. Они восходят к протоалтайским народностям, также на этногенез повлияли палеоазиаты и жители Австронезии. В 1 тысячелетии до нашей эры возник Чосон, окологосударственное образование. От него произошло самоназвание корейцев чосон сарам. Позднее, уже в начале нашей эры, на корейцев оказали влияние племена хан.

Представители народа традиционно занимались земледелием пашенного типа. Выращивали рис (основа всего рациона корейцев), кукурузу, просо, бобы, овощи, бахчовые. Скотоводство было развито хуже и ограничивалось использованием животных для подсобных сельскохозяйственных работ. Распространение получило шелководство, в прибрежных районах - ловля рыбы и другие морские промыслы. Ремесленники-корейцы прославились благодаря своим керамическим и лаковым изделиям. В настоящее время переход от традиционного хозяйства к развитой промышленности завершился. И Республике Корея, и КНДР удалось достигнуть высокого уровня развития, только первому государству - на капиталистической основе, а второму - на коммунистической.

У сельских жителей сохраняются элементы национальной допромышленной культуры. Жилища, которые они строят для себя, по-прежнему достаточно традиционны. Дома обмазаны глиной, возвышаются на своеобразных земляных фундаментах пятидесятисантиметровой высоты. Такое жилье отапливается посредством дымохода, проложенного под полом. Этот способ отопления называется ондоль. Удивительно, но корейцы сохранили его даже в современных городах, лишь частично модернизировав. Шутки ради сообщим, что чаще любой другой техники, в корейских домах можно увидеть очень старый вариант радио. Купить радиоприемник не составит труда — на любом местом базаре. Отличаются они только дизайном и манерой исполнения.

Среди сельских жителей мужчины традиционно носили штаны и запахивающуюся куртку белого цвета. Женщины надевали короткие кофточки чогори, штаны свободного покроя и такую же юбку, называемую чхима. Зимой женщины ходили в ватных халатах. Обувь - соломенные сандалии, в непогоду надевали высокую обувь из дерева. Дома разувались и ходили босиком. Сейчас корейцы массово перешли на одежду в европейском стиле.

Основу пищевого рациона корейцев составляет приправленный рис. Самое популярное мясо - свинина, реже употребляется собачатина. В целом для корейской кухни характерно обилие приправ (чеснока и перца). Алкогольный напиток - теплая водка, сделанная из риса.

Долгое время корейцы сохраняли рудименты родо-племенных отношений. Доходило до того, что всех однофамильцев начинали считать родственниками. На такое восприятие повлияло в том числе конфуцианство и культ предков.

Здравствуйте!

Давненько что-то я не писал, когда я посмотрел вчера дату последней записи, то ахнул. Я и правда не контролирую время. Что ж, не будем разглагольствовать и перейдем сразу к делу. Хотелось бы поговорить о людях, которые считаются чужими среди своих, и своими среди чужих.

Этнические корейцы

По большей части на тему пишутся книги, диссертации, дипломные работы, поэтому сами понимаете, что не только в одну статью все уместить невозможно, но и даже в 2 статьи. Поэтому здесь распишу все очень кратко, но, думаю, будет все весьма понятно, хотя некоторые аспекты останутся открытыми и для меня.

Виды корейцев :

Упор делается на историю. Историк из меня, конечно, не очень, но выделяют несколько, м-м-м, не то чтобы видов, а скорее групп корейского народа:

  1. Те, кто переселился в Россию до 19 века.

Корея была ну прямо о-о-очень бедной страной, и кушать, да и в целом жить хочется хорошо всем. Поэтому многие корейцы до 19 века переселились в Россию. Как? Через границу, которая была создана в 1861 году. Корейцы получили подданство Российской Империи, и мирно жили / работали в поле. Вообще надо отдать им должное, ибо это трудолюбивый народ, кто бы что не говорил.

Кстати, простая загадка для тех, кто был или находится в Корее:

Встречая на улицах города бабушек вы наверняка видели, как они идут, согнувшись в три погибели. Вопрос: почему они так ходят?

  1. Те, кто переселился в первой половине 20 века.

И здесь мы сталкиваемся с историей. В 1905 году Россия проиграла русско-японскую войну. По договору, заключенному в Портсмуте Российская Империя признала, что Корея становится колонией Японии. Говорят, что этот договор бил по нашей репутации, но на самом деле он был составлен двумя равноправными сторонами. Мы много потеряли, но Япония потратила на войну больше. Плюс ко всему мы не выплачивали контрибуцию.

Так что корейский народ потихоньку продолжал еще переселяться вплоть до 30х годов 20века. На это в принципе было 3 причины:

  • Обилие земли, на которой можно было трудиться.
  • Лояльность чиновников и государя к переселенцам.
  • Бежали от японцев.
  1. Китайские корейцы.

Ниже я приведу чуть более подробную информацию, но пока остановимся здесь. Китайские корейцы в основной своей массе проживают в Яньбань-Корейском Автономном Округе. Численность их относительно большая – примерно 2 200 000 душ. Сюда корейцы пришли также в период с 1860 – 1945 из за японской оккупации. Спустя 5 лет началась корейская война, и те кто находился в Китае не захотели возвращаться к себе на Родину. В результате они приняли китайское гражданство. Сам округ был образован в 1952 году.

Небольшая справка:

Есть корейцы с Сахалина, но о них я не знаю ровным счетом ничего. Слышал только, что они есть и все. Если кто-то читает меня с Сахалина, или если кто-то знает о «тамошних» корейцах – пишите в комментариях.

Как корейцы очутились в Казахстане и Узбекистане?

Все дело в том, что в 20 веке при Сталине начались массовые ссылки корейцев из-за подозрения в том, что они могут действовать в шпионаже в интересах Японии. Не забываем, японцы до 45го года держат Корею в качестве колонии. И вот видимо правительство решило х переселить. Если у вас есть друг этнический кореец в Росси, то спросите, где находятся его бабушка и дедушка или откуда его семья приехала. Наверняка ответ будет, что родственники находятся в Казахстане или Узбекистане.

Классификация

За все время я слышал 3 наименования групп:

  1. 고려사람 (Корёсарам)
  2. 교포 (кёпхо)
  3. 조선족 (Чосончок)

Корёсарам называют тех корейцев, что живут в России и странах СНГ. Кёпхо это те, кто живет в Европе, Америке и Австралии. Ну а чосончогами именуют тех, кто живет в Китае, то бишь китайские корейцы.

Случай из жизни

Расскажу одну историю, которая заставила меня призадуматься. Недалеко от моего университета, где я учу китайский язык, есть магазин, в котором заправляет всем кореец. И вот однажды после пар я решил туда зайти и прикупить всяких приколюх. Иду на кассу, кассир делает расчет и на китайском меня что-то спрашивает. Я смотрю на него и внезапно спрашиваю «한국분이신가요?», на что получаю ответ «아니, 저 조선족이에요». Я опустил его любезности, пущенные в мой адрес, важно здесь другое:

Человек этнический кореец, говорит по-корейски, а также знает корейскую культуру, но при этом он не признает себя корейцем. В его сознании же сформировалась идея, что он другой национальности. Этот момент заставил меня призадуматься.

Отношение

М-м-м, государство способствует тому, чтобы все этнические корейцы вернулись на свою историческую родину, и визы тому подтверждение. Но я не могу сказать, чтобы граждане Южной Кореи выражали свой негатив по отношению приезжим собратьям, ибо я просто не видел и не слышал такое. Но вот многие недолюбливают чосончоков. Наиболее частая причина: наглые, ленивые трусы, которые бросили страну в тяжелое время. Самое забавное то, что это мне говорили в основном «молодняк», а не старшее поколение.

Работа

Для этнического корейца получить работу в Корее в разы легче, чем, скажем, мне, но тем не менее, я ни разу не слышал, чтобы такой человек получил высокую руководящую должность в корейской компании. Организовать свой бизнес? Да, слышал и видел таких людей не раз, но вот чтобы прямо получить руководящую должность? Нет, не встречал такого.

Вообще наибольшее преимущество получают именно чосончоки. Помимо корейского языка, они владеют китайским языком, а также и культурами 2х стран и это сильно облегчает им жизнь в Корее.

Помню, учился я тогда еще на языковых курсах и на 4 уровне была со мной одна девушка. Она чосончок и папа у нее китаец, а мама кореянка. Что самое забавное, папа и мама не владеют языком друг друга. Не знаю как они общались, но факт остается фактом. Что имеем в результате? В результате эта барышня говорила и по-китайски и по-корейски, но сколько я помню, китайским она владела в разы лучше. До сих пор вспоминаю, как она угорала, когда рассказывала, как переводила ссоры отца и матери.

Так вот, она постоянно предлагала китайцам различную помощь в поиске работ потому что она уже пахала в какой-то фирме, но все равно принимала разные предложения из других компаний. По-моему, она «прокормила» немало китайцев.

Эх-х-х, да. Хорошая девушка была, добрая.

Мой совет

Если вы представитель корейской нации и живете в России и странах СНГ, но при этом хотите работать в Корее, не зная при этом языка, то совет таков:

Учите язык!

Если взглянуть на вашего покорного слугу, то прямо четко можно увидеть, что я кто угодно, но только не азиат и уж тем более не кореец. Да просто сами взгляните на меня

Мне будет прощаться многое, и если я скажу что-то по-корейски, то корейцы скажут только «한국어 진짜 잘 하시네요!», и при этом похлопают по спине. То есть язык я имею право вообще не знать, ибо я русский. Я жил, вырос в России и мой родной язык это «великий и могучий».

В вашем же случае, если вы не будете говорить по-корейски на работе, то начальники и коллеги по работе будут только «씨»кать. Несмотря на то, что ваш родной язык русский, казахский или узбекский. Вы же этнический кореец! Будьте любезны знать свой язык и свою культуру.

Хотя вы можете тупо на всех забить и спокойно работать на заводе часов эдак по 10-12 каждый день и отдыхать только по воскресеньям.

Но если вы сможете общаться по-корейски, то есть очень высокая вероятность того, что начальник уже будет с вами считаться и ставить даже выше чосончока, ибо вы собственным пОтом и кровью обрели знания в сознательном возрасте, а не с детства.

Вот примерно то, что я хотел рассказать. Вижу, что получилось мало и наверняка вам многое что непонятно, поэтому можно задавать свои вопросы. Если ответ буду знать, то отвечу сразу.

На этом все! Простите, что так редко пишу, не со зла я так делаю:)

Всем спасибо!