Особняк горького на малой никитской. Загадки дома: тайные смыслы и иносказания


Дата создания: 1900г. - 1902г. Архитектор: Шехтель Ф.О.

Особняк Рябушинского на Малой Никитской улице является классическим образцом особняка раннего модерна. В противовес "фасадной" архитектуре здесь торжествует кубический объем, подчеркнутый горизонталями сильно вынесенных вперед плит карниза и прихотливо асимметричными выступами стен, массивных крылец, балконов, всякий раз индивидуально неповторимых и потому утверждающих равноценность всех фасадов.

Облицовка светлым глазурованным кирпичом и широкий мозаичный фриз с изображением ирисов, охватывающий поверху здание, выявляют эстетическую выразительность глади стен, прорезанных квадратами больших окон.

Рационализм планировки внутренних помещений, группирующихся вокруг парадной лестницы, сочетается с иррациональностью изощренных и изысканных форм декора (парапет парадной лестницы, рельеф, украшающий камин, металлическая решетка в тимпане арки дверного проема столовой и его деревянное обрамление, железный каркас люстр и т. п.). Каждая комната благодаря отказу архитектора от анфиладного принципа расположения помещений обретает самостоятельность и обособленность; вместе с тем отчетливо выражено стремление к объединению внутреннего пространства, его свободной текучести. Все детали отделки интерьера, вплоть до дверных ручек, осветительной арматуры, мебели, тщательно продуманы и наделены эстетической ценностью, во всем видна забота о красоте и комфорте.

Москва и Подмосковье. М., Искусство. 1979. С.500

После 1917 года особняк Рябушинского перешёл во владения города и принадлежал попеременно Наркомату по иностранным делам, Государственному издательству, психоаналитическому институту, детскому саду.

С 1931 года в особняке жил М. Горький. В наше время особняк Рябушинского занимает мемориальный дом-музей Горького.

Степан Павлович Рябушинский (1874-1942) был представителем знаменитой в дореволюционной России династии промышленников и банкиров. Основы будущего процветания семейства Рябушинских заложил ещё его дед по отцовской линии — Михаил Яковлевич (1787-1858), прибывший в Москву из Калужской губернии торговать тканями в Гостином дворе. Истовый старообрядец, «хозяйственный мужик», близкий рабочему люду, переживший разорение и нашествие Наполеона, он всё же смог упорным трудом накопить денег и приобрести несколько мануфактур, на которых он сам часто работал мастером. Своим наследникам он оставил капитал в два миллиона рублей — неслыханные по тем временам деньги!

Старший его сын Иван, женившись против воли родителей, был отлучён от дома и от семейного дела. А вот младшие сыновья Павел и Василий оказались весьма предприимчивыми, при них семейные доходы росли и крепли. В 1882 году Рябушинские получили право изображать на своих товарах государственный герб — знак высокого качества изделий. Павел Михайлович принимал активнейшее участие в жизни своего сословия: избирался в члены московской Думы, коммерческого суда и был выборным Московского Биржевого общества. Большое внимание в семье уделялось и благотворительной деятельности: во время голода 1891 года Рябушинские построили на свои деньги ночлежный дом и бесплатную народную столовую, которая могла принять до тысячи человек в день

Летом 1900 года на Малой Никитской началось строительство роскошного особняка для Степана Павловича Рябушинского — одного из представителей третьего поколения династии. Малая Никитская в те годы выглядела весьма провинциально: невысокие деревянные или каменные дома, куры, гуляющие по булыжной мостовой, аромат самоварного дымка. Чтобы разместить здесь городскую усадьбу с изысканным домом, внутренним двором и службами — прачечной, дворницкой, кладовой, гаражом и конюшней — требовался опытный архитектор, способный мыслить неординарно. Заказ на строительство получил Фёдор Осипович Шехтель (1859-1926), работы которого особенно нравились Степану Павловичу.

Потрясающий фантазёр и большой экспериментатор, Шехтель был самым ярким и плодовитым мастером стиля модерн в России. Московские знаменитости с удовольствием давали ему заказы, а построенные им здания во многом определили внешний вид старой Москвы. В начале ХХ века главным заказчиком профессиональных мастеров было русское купечество, пришедшее на смену обедневшему дворянству. Промышленники и банкиры стремились показать себя не только хозяевами жизни, но и высокообразованными людьми, шагающими в ногу со временем. Модерн пришёлся ко двору.

Уже к 1902 году работы по строительству были завершены, и роскошный особняк сразу же стал достопримечательностью. Три издательские фирмы — М. Кампель, П. фон Гиргенсон и Шерар, Набгольц и К° — в 1903-1905 годах издавали открытки с изображением усадьбы Рябушинских.

Главной изюминкой дома стала парадная лестница холла, выполненная в форме волны. Каскад мраморных волн, выкидывающий высоко вверх люстру-медузу, зеленоватые стены, имитирующие морскую стихию, приглушённое освещение, ручки дверей в форме морского конька создают картину подводного мира. Шехтель продолжил эту игру и в оформлении остальных комнат — растительные мотивы, морская тематика, причудливые улитки и бабочки, замаскированные в деталях интерьера, — в этом доме кипит особенная жизнь.

Есть в особняке и свои секреты — тайная старообрядческая молельня, расположенная в мансарде северо-западной части дома; с улицы её не разглядеть. Стены и купол в молельне покрывает уникальная абстрактная храмовая роспись — небольшая комната максимально стилизована под древнюю церковь. Чтобы пройти в тайную комнату, нужно было подняться на второй этаж, пройти по узкой галерее и — вверх по чёрной лестнице. Посторонние и не догадывались, что в доме есть такое помещение.

Рябушинские были глубоко религиозными людьми, вера в Бога и стремление к нравственному совершенству передавались в этой семье из поколения в поколение как высшая ценность. И даже в тяжёлые времена, когда по указу Николая I, боровшегося с «раскольниками», старообрядцев не принимали в купеческую гильдию, а их детям грозила 25-летняя рекрутчина, Рябушинские были непреклонны, в то время как многие купеческие семьи не выдержали давления и вышли из «раскола». Полное уравнение в правах с официальной церковью старообрядцы получили только в 1905 году после манифеста Николая II о веротерпимости. Поэтому и молельня в доме Степана Павловича была тайной

Степан Павлович Рябушинский вошёл в историю не только как предприниматель и меценат, но и как учёный и коллекционер, собиравший иконы. Одним из первых он начал реставрировать иконы и доказал их художественно-историческую значимость. Рябушинский даже собирался открыть в своём особняке музей иконы. Вероятно, для этой цели предназначались комнаты на втором этаже, стены которых были обтянуты кожей.

Вихрь Октябрьской революции искалечил судьбы не одной семьи. Рябушинские, процветающие и успешные, после 1917 года стали символом отечественной буржуазии и синонимом антинародной сущности российского предпринимательства. Вынужденная эмиграция стала для них единственным спасением от нападок и обвинений нового режима.

Трагически сложилась и судьба Шехтеля. Фёдор Осипович остался в России и отказывался от весьма заманчивых предложений, поступавших от иностранных заказчиков. Он искренне пытался найти своё место в новой, чуждой ему стране социализма. Семью Шехтеля выселили из особняка на Большой Садовой, и великий архитектор, стоявший у истоков русского модерна, строивший для Морозовых, Рябушинских, Смирновых, до конца своих дней скитался по съёмным коммуналкам и умер больным и нищим. Сегодня по его проектам изучают историю архитектуры, а на небосклоне есть малая планета, названная в его честь...

Главный фасад. Чертеж. История градостроительного искусства том 2

Д. Андреев. Перспектива особняка Рябушинского. Тушь, акварель

Д.Б. Бархин. Ремейк дома Рябушинского. Боковой западный фасад.

План 1 этажа. Чертеж Шехтеля.

Ф. О. Шехтель. Лестница в особняке Рябушинского в Москве. 1902 - 1906.

Сухарев Н.И. Бумага. Итальянский карандаш.

Особняк С. П. Рябушинского – это дом-музей, возведённый в самом начале ХХ века великим автором архитектуры Ф.О. Шехтелем для Степана Павловича. Сам Рябушинский был предпринимателем и банкиром, создавшим вместе с братом первый в России автомобильный завод. Этот человек действительно являлся великим меценатом страны. Ему принадлежала внушительная коллекция икон, которая насчитывала около 200 экземпляров. Некоторые из них впоследствии были переданы в Третьяковскую галерею и Исторический музей.

Дом был построен на углу Садово-Кудринской, ныне Малой Никитской. Особняк выполнен в стиле английской готики с присутствием оттенков мавританского стиля. Его формы создавались на основе кубических граней, подчёркивающих статность дома. Посмотрев на дом снаружи, не сразу можно понять, сколько в нем этажей. Благодаря интересной проектировке окон с одной стороны особняк выглядит многоэтажным, а с другой - всего двухэтажным.

На самом деле этажей в доме три, и на верхнем ярусе расположена молельная комната. Волнообразные решётки на окнах сделаны в стиле ар-нуво. Фасад здания выполнен из гладкого светлого кирпича с элементами мозаики, изображённой в виде ириса. Если взять общую композицию участка с домом, то можно увидеть, что везде прослеживается связь с природой и миром - декорации, узоры на паркете пола, орнаменты на окнах и бронзовых ручках дверей.

Идейным центром особняка является мраморная лестница, выполненная в форме волны (символизирует воду и жизнь), а ее спиралевидная форма говорит о бесконечности.

Вообще, морская тематика присутствует во всем интерьере - высоко подвешенная лампа в виде медузы, морские коньки, улитки. Необычная колонна на втором этаже, где начинается путь в ту самую молельню, у основания обвита змеями и украшена саламандрами (олицетворение зла) и лилиями (добра). Тематика проявляется и в витражном светло-голубом стекле, и в обоях, напоминающих наскальные рисунки, и даже в паркете, который выложен узором рыбьей чешуи - все в этом доме гармонично. Такие интересные решения говорят о том, что Шехтель действительно был одним из величайших художников и архитекторов.

Внизу находится столовая. Раньше центральную стену украшал огромный камин из каррарского мрамора, но после революции его разобрали и заменили великолепными деревянными шкафами и кожаной мебелью. Посреди столовой стоит стол, высеченный из дерева и покрытый лаком. Здесь также находится комната-библиотека, которая украшена интересным орнаментом и обставлена деревянными произведениями искусства.

На третьем этаже особняка расположена молельня, для уединения и общения с Господом. Это своего рода тайная домашняя церковь. К ней ведёт скромная деревянная лестница, укрытая за колоннами. Молельня украшена куполом, в центре которого находится окно, через которое ночью можно увидеть звёздное небо.

Во время революции семья Рябушинских подверглась гонениям, а дом отошёл государству. В 1932 году особняк достался Алексею Максимовичу Горькому. Именно сюда он вернулся из ссылки, покинув итальянский город Сорренто. Здесь он провёл всю свою оставшуюся жизнь. Алексей Максимович немного изменил интерьер, ориентируясь на свои предпочтения комфорта - например, кабинет он обустроил новой деревянной лакированной мебелью, частично обтянутой кожей. Но основные достопримечательности великолепного дома все же остались нетронутыми.

В 1965 году особняк получил звание национального дома-музея Москвы имени А. М. Горького. Это здание занесено в список национального наследия страны, к которому ежедневно организовывается множество экскурсий. Отчасти это является заслугой Надежды Алексеевны - вдовы А. М. Горького.

А вот и обещанный рассказ. Просто жуть, сколько текста у меня получилось. Не обессудьте, ну не могу я без проникновения в суть и копания в интересных деталях. Азарт исследователя, что поделаешь. Хоть фотографии посмотрите, туда, правда, очень стоит сходить.

Спрятанное сокровище: Особняк Рябушинского - каменная повесть Фёдора Шехтеля.

Это было прекрасно. Прекрасно уже потому, что это была наша первая прогулка по Москве вдвоём с мужем после рождения сына. Оставили Игоря на несколько часов с крёстной и поехали в центр. Центрее не бывает: Малая Никитская, дом 6/2. С одной стороны шумный Никитский бульвар, с другой - старая изгибистая Спиридоновка, напротив - купола Церкви Большого Вознесения - свидетельницы бракосочетания Александра Пушкина с красавицей Гончаровой .

По этому адресу расположен музей-квартира А.М. Горького. Но вот парадокс: большинство посетителей приходят сюда не для того, чтобы посмотреть на личные вещи пролетарского писателя, а чтобы увидеть интерьеры, придуманные и воплощённые знаменитым московским архитектором Фёдором Осиповичем Шехтелем. И большинство знают этот дом не как квартиру Алексея Максимовича, а как особняк Рябушинского.

Как иногда бывает, настоящее сокровище бывает спрятано на виду. Я думаю, многие, кто живёт или работает в центре не раз проходили мимо этого дома с плавно изогнутой чугунной оградой. Он моментально притягивает глаз необычным мозаичным фризом с переплетающимися стеблями цветов.



Мозаичный орнамент: нежно сиреневые орхидеи и ирисы на голубом фоне


Но все ли знают, что можно беспрепятственно зайти внутрь и осмотреть дом абсолютно бесплатно (платная только фотосъёмка: 100 рублей в квартире-музее и 30 рублей отдельно за съёмку в моленной на третьем этаже)?

Спеша мимо, обычный прохожий мимолётно полюбуется мозаикой, скользнёт взглядом по наглухо закрытой парадной двери, выходящей на Малую Никитскую, да и побежит дальше. Только задержавшись у неприветливо запертой двери и вглядевшись сквозь прутья ограды, можно разглядеть маленький, налепленный на дверь листочек с указывающей куда-то вбок стрелочкой «Вход в музей». Вход в музей - со стороны улицы Спиридоновки, с бывшей чёрной лестницы особняка. Ну почему у нас всегда так? Хотя, с другой стороны, настоящий клад не лежит совсем уж на поверхности, его надо поискать, и тем больше радости от его открытия.

Так откроем для себя один из признанных шедевров московского модерна.

Перекрёсток судеб

Сначала немного напишу о людях, потому что этот дом не был бы таким, какой он есть без разделивших его судьбу людей. Так получилось, что в этом доме пересеклись судьбы трёх ярких, харизматичных, каждая по-своему талантливых и неординарных личностей: Степана Павловича Рябушинского, Фёдора Осиповича Шехтеля и Алексея Максимовича Горького.

Степан Павлович Рябушинский

Степан Павлович(1874-1842)- один из многочисленной семьи русских купцов, а затем предпринимателей Рябушинских, целой династии, оставившей заметный след и в промышленности и в науке, и в культуре России.


Поколение, к которому принадлежал Степан Рябушинский- хозяин дома на Малой Никитской, насчитывало восемь сыновей и четыре дочери, большинство из которых обладали выдающимися способностями и стали известными в различных видах деятельности. Пятеро братьев занимались в основном торговой деятельностью, промышленными и банковскими делами огромной фирмы своей семьи, а также благотворительной деятельностью. Два брата ушли в науку, один стал художником и писателем, издателем нашумевшего в своё время журнала «Золотое руно». Многие члены семьи были коллекционерами, собирали полотна русских и зарубежных художников, иконы, предметы искусства.

Степан Павлович полностью был погружён в дела фирмы, возглавлял торговую часть хлопчатобумажного производства, впоследствии стал инициатором и создателем первого в России автомобильного завода в Москве. Вы только представьте, какое это было по тем временам новаторство, и какими недюжинной широтой взглядов, смелостью и чутьем нужно было обладать, чтобы начать и поднять на достойный уровень подобную авантюру.

Именно он и заказал молодому ещё тогда Шехтелю построить для своей семьи особняк. Об архитекторе как раз начали много говорить после постройки им в 1893 г. особняка для Зинаиды Григорьевны и Саввы Тимофеевича Морозовых на Спиридоновке (Этот дом можно увидеть и сейчас под номером 17. Никакой вывески, высокий сплошной забор, пропускной пункт со шлагбаумом. Там сейчас зал приёмов российского МИДа. Об интерьерах остаётся только догадываться, говорят, это что-то великолепное).

Семья Степана Павловича была староверской. Видимо, этим отчасти объясняется один из главных интересов его жизни: он собирал, исследовал, приводил в порядок древнерусские иконы и организовывал их выставки. Публиковал в специализированных журналах статьи на эту тему. Был археологом по образованию и настоящим знатоком дониконовского иконописного искусства, существовавшего до раскола между православной и старообрядческой церквями. Первым начал научную расчистку и реставрацию древних икон. Его реставрационная мастерская тоже находилась в особняке на Малой Никитской. Только по каталогам Третьяковскрй галереи , куда после революции перешла часть его коллекции, значится 57 икон XIII XVII веков в.

Председательствовал в Остоженской старообрядческой общине, возглавлял комиссию по охране древностей храмов Рогожского кладбища. В храмах Рогожского кладбища хранились самые ценные иконы его коллекции. Интересно, как при написании исторических постов натыкаешься на переплетение мест и судеб..html , но об участии Рябушинского узнала только сейчас, собирая материал для этого рассказа.

После революции 1917 года эмигрировал в Милан.

Фёдор Осипович Шехтель (1859-1926)

«… когда искусство доступно и понятно всему населению. Только тогда оно сможет проявить свою могущественную силу: оно поднимет вкус к изящному, облагородит душу, разбудит и разовьёт более высокие потребности духа и поднимет жизнь на более высокую ступень развития». Из собрания сочинения Ф.О. Шехтеля

Фёдор Шехтель первоначально был наречён Францем-Альбертом, так как появился на свет в Санкт-Петербурге в семье, восходившей к выходцам из Баварии и переселившейся в Россию при Екатерине Второй. Однако большая часть его жизни связана с Москвой, куда он попал в 16 лет.

Как бы суметь написать о такой глыбе коротко, незанудно, но в тоже время отдать должное Большому Человеку и Таланту.

Шехтель - человек разнообразных способностей и талантов, многогранных интересов, широкого кругозора, невероятной работоспособности. Дружил со многими видными людьми своей эпохи: Чеховым, Левитаном, Цветаевым.

Начинал он как книжный график, был прекрасным рисовальщиком, сотрудничал с различными журналами, по близкой дружбе оформлял сборники рассказов А.П. Чехова. Был какое-то время сценографом, придумывал декорации и костюмы к театрализованным действам, эскизы, программы, плакаты.

Со временем, приблизительно с конца 1890-х гг., полностью посвятил себя архитектуре. По его проектам только в Москве и близ неё было возведено около 50 построек, многие из которых сохранились. Самые известные помимо особняков в центре - Ярославский вокзал, основанный вместе с Чеховым Художественный театр в Камергерском переулке. Шехтель спроектировал здание театра полностью, как внутри, так и снаружи, до мельчайших деталей - кресла, двери, гримёрные, подъезды, фонари. Сконструировал сцену со сложнейшим механизмом, продумал освещение сцены и зала, цвет стен, ковры, поглощающие звук, и, конечно, занавес. Так что чеховскую чайку - символ театра с полным правом можно назвать и шехтелевской.

Много лет преподавал в московском Строгановском училище. За проект павильонов Русского отдела на Международной выставке 1901 г. Императорская академия художеств присвоила Шехтелю звание академика архитектуры. К своему академическому статусу сам Шехтель относился серьёзно и работы свои подписывал «академик Шехтель».

А сколько было спроектированных Шехтелем усадеб и дач, доходных домов, общественных и деловых зданий, храмов! И не только в Москве. За свою жизнь Шехтель создал в общей сложности 19 загородных усадеб, 23 особняка, 14 общественных зданий и памятников, 5 доходных домов, 9 деловых зданий, около 20 храмов и надгробий. Помимо этого, осталось множество неосуществлённых проектов. Например, Шехтель был увлечён планами И.В. Цветаева по созданию Музея изящных искусств и стал автором неосуществлённого проекта парадной лестницы и зала Славы. Щедро жертвовал деньги на музей, был консультантом в архитектурных вопросах и активным единомышленником Цветаева.

В условиях последовавших войн и революций продолжал работать, пытался найти себе место в новом времени и новом порядке. Создаёт проекты, созвучные духу 20-х годов с их индустриальным строительством: «Днепрогэс», Оптический завод в Болшеве, город энергетиков «Электрополь», множество гидротехнических сооружений, мостов.

Ни один из этих мощных проектов не был реализован, шехтелевское архитектурное видение оказалось в новых условиях ненужным и даже раздражающим. Его упрекали в излишнем романтизме, а уж философское осмысление назначения архитектуры оказалось в новом государстве совсем чуждой идеей.

Шехтель глубоко переживал свою ненужность, работал и над «идеологическими» проектами, надеясь снова стать нужным для современников. Например, создал проект Мавзолея Ленина «с криптой, аудиторией и трибуной», который остался только на бумаге.

Его последние годы по-настоящему трагичны. Был выселен из собственного дома на Большой Садовой, скитался по коммунальным квартирам, голодал, распродавал свою библиотеку и коллекции, чтобы прокормиться. Подводя итоги жизни, с горькой иронией признавал, что, строя всем Морозовым и Рябушинским и фон Дервизам, остался нищим.

А. М. Горький (Пешков)

После революции особняк Рябушинского был национализирован. В его стенах перебывало много разных учреждений: и отдел виз и паспортов, и Государственное издательство РСФСР, и даже Психоаналитический институт профессора И.Д. Ермакова с детским домом-лабораторией.

В конце концов, хозяином дома стал вернувшийся из-за границы А.М. Горький, получивший дом как своеобразный подарок от И.В. Сталина. На мемориальной доске на фасаде особняка можно прочитать: «А.М. Горький жил здесь в 1931-1936 гг.»

Конечно, национализация и вынужденная иммиграция первоначальных хозяев особняка - это грустно, тем не менее, это случилось. И остаётся только радоваться тому, что именно годы, прожитые здесь Горьким, впоследствии обернулись мемориальным музеем и послужили охранной грамотой для особняка, избежавшего разрушения и ставшего доступным для всех желающих.

Что внутри: лестница-волна, ожерелье комнат и тайная моленная

Итак, заходите внутрь дома через дверь с обратной стороны особняка, поднимаетесь по узкой крутой чёрной лестнице, минуете глуховатого старичка-вахтёра, напяливаете на ноги уродливые безразмерные музейные тапки (если дома есть медицинские бахилы, лучше взять с собой, тоже можно) и сразу оказываетесь у изножья «визитной карточки» дома - мраморной парадной лестницы-волны.


Плавным полукругом взмывает она ко второму этажу, гордо неся фантастические перила, напоминающие завитки-барашки морской волны. Начинается волна мощным мраморным всплеском, на вершину которого выброшена люстра-медуза. Необычной формы стеклянные лампочки свисают вниз, напоминая щупальца этого морского создания.


Отсюда же снизу можно полюбоваться витражным окном над небольшой площадкой в середине лестницы.


Почему-то подняться по парадной лестнице на второй этаж не разрешено, однако в случае хорошего настроения смотрительниц и ваших вежливых просьб может случиться чудо: они отцепят канатик и позволят подняться до середины священной лестницы. Ну что ж, приходиться довольствоваться малым.

Среди плавных линий глаз режут взбирающиеся на второй этаж по противоположной перилам стене тяжёлые ступенчатые шкафы. Сложно представить, что так оно и было задумано Шехтелем. И правильно, не им. Это библиотека Горького.

Собравшись с силами и, наконец, сумев отвернуться от красавицы-лестницы, начинаем круговое путешествие по анфиладе помещений первого этажа. Через великолепный дверной проём попадаем в первую комнату круговой анфилады-ожерелья - столовую или гостиную.


Надо сказать, что двери в этом доме притягивают к себе большую часть внимания и как бы направляют посетителя из комнаты в комнату. Некоторые привлекают глаз доминирующими размерами проёма, некоторые - необычным декоративным оформлением наличников или самих дверных полотен.

Вот фото двери, ведущей из столовой в библиотеку,


Та же дверь, но в другую сторону по ходу движения, выглядит так


Движение из помещения в помещение не затруднено, замкнутость пространства отсутствует. Движение останавливается только на третьем этаже, в моленной, но об этом позже.

Итак, гостиная-столовая.


Здесь проходили многочисленные встречи Горького с гостями: писателями, драматургами, творческими людьми. Здесь не раз проводились заседания писательского союза, одним из главных инициаторов которого выступал сам Горький. В этой комнате велись дискуссии о тогдашнем методе литературы, получившем название социалистического реализма. Почти все известные писатели 1930-х гг. побывали здесь у Горького - этот дом заменял им писательский клуб.

Постоянное место за столом Горького отмечено чайным прибором.


Библиотека

Из столовой через ещё один необычный дверной проём (см. фото выше) попадаем в библиотеку.

У Горького всегда была обширная библиотека. Эта, разместившаяся в особняке Рябушинского, уже шестая по счёту. Предыдущие он передавал в дар общедоступным городским библиотека, например, в Нижнем Новгороде, или просто частным лицам. Можно по-разному относиться к творчеству писателя, оно может даже раздражать, особенно в наше время. Однако одно у него не отнять: его колоссальной просветительской деятельности.

Помещение библиотеки уникально своим потолком, украшенном панно, на котором распускаются хризантемы, и лепными цветами и листьями, Такое оформление превращает комнату в настоящую беседку


Вот фото панно поближе


И лепнина


Вот фото из библиотеки на улицу, мне оно очень нравится


Книги не умещались в библиотечных шкафах и шкафах столовой и постепенно переползли в холл, где для них были сооружены шкафы вдоль лестницы (помните?).

Кабинет

В этой комнате был кабинет Алексея Максимовича, где он работал каждый день по строгому расписанию, с 9 утра до 2 дня, праздников и выходных почти не существовало. В эти годы творческая деятельность Горького была огромна. Самодисциплина и организованность вели к высокой работоспособности, а успешный труд рождал вдохновение, по признанию самого писателя. Вероятно, он не шутил, так как результатом его работы являются 35 томов только художественных произведений, не считая статей и писем.

В этой комнате присутствие Горького чувствуется больше всего. Большой рабочий стол сделан по его заказу: без ящиков, выше обычного, чтобы за ним было удобнее работать из-за болезни лёгких. Порядок на рабочем месте был неизменен: чернильница, большие листы бумаги с широкими полями, много цветных карандашей, деревянная ручка, блокноты и листочки бумаги для заметок.


Это тоже фото со стола, мне кажется, это что-то да говорит о личности писавшего здесь


В шкафах над камином и возле него разместилась горьковская коллекция работ восточных резчиков по кости 18-20 вв.: резная шкатулка, вазы из лака, бамбука, фарфора, фигурки, шары.


Эта коллекция считается одной из лучших, аналогичная коллекция Музея Востока в Москве уступает горьковской. Показывал её Алексей Максимович с любовью и знанием секретов мастерства. Всю жизнь писатель коллекционировал различные предметы искусств, многие из которых подарил музеям и просто людям. По его словам, он хотел бы, чтобы заключенная в них энергия рождала новую волну творчества.

Рядом со шкафами - китайская мебель - резной стол для лютни, два табурета, резное кресло у стола. Это совместный подарок от семьи и писателя А.Н. Толстого, разыскавшего их у антикваров.


Спальня

Здесь только самое необходимое: кровать, прикроватная тумбочка, шкаф, комод. Угловая книжная полка повешена по просьбе Горького, на ней расставлялись книги для ежевечернего чтения. В последнем подборе оказались «народные русские сказки», собранные А. Афанасьевым, «Ярмарка тщеславия» Теккерея, произведения Р. Роллана, книги К.С. Станиславского и В.Г. Короленко, стихи Н. Языкова, «Песни» Беранже. Иногда Горький в шутку называл себя «профессиональным читателем».


В японском шкафчике часть восточной коллекции: дракон, вазочки и миниатюрные скульптуры.


А вот крышка комода с колоритной горгульей.


Вот такой вид из окна спальни сейчас. Оконные рамы дома становятся рамами картин, окаймляющих то, что вы видите в окне. Мне кажется, так это и было задумано


А вот и парадная передняя с наглухо запертой дверью, выходящей на Малую Никитскую


Справа от двери стеклянный шкаф с личными вещами писателя


ФВторой этаж в момент нашего посещения музея был закрыт по техническим причинам. Нам сказали, что там были жилые и детские комнаты, сейчас там размещается экспозиция, посвящённая творчеству Горького.

На третьем этаже вас встречает фотовыставка, посвящённая династии Рябушинских, и небольшая выставка молодых художников, пишущих русские усадьбы. Но, конечно, главное сокровище третьего этажа - это моленная семьи Рябушинских.

Моленная - спрятанный космос

Моленная была построена Шехтелем для семьи Рябушинских тайно в 1904 году. Немногим позднее гонения на старообрядцев ослабли, но в тот период действовать можно было только скрыто. Поэтому лестница в моленную расположена в специально пристроенной к дому башне. В ней заканчивается беспрепятственное круговое движение по дому: вы пришли туда, куда нужно - к концу всего или, наоборот, к началу начал. Войдя через дверь, символически ведущую из дольнего мира, человек оказывается перед единственной дверью - Царскими Вратами.

Невысокая алтарная преграда не сохранилась, но легко можно представить, где она находилась: перед тремя высокими окнами с типичными храмовыми откосами, направляющими взгляд в небо. От места бывшего алтаря также расходятся в стороны лучи, выложенные на паркете. Известно, что главной иконой-защитницей дома на Малой Никитской был образ Божией Матери «Неопалимая купина» псковского письма конца 15 века - довольно редкий даже среди коллекционеров.

Если на традиционной иконе «Неопалимая купина» Богородица изображается с одной лестницей, ведущей вверх, то у Степана Рябушинского хранился образ более древний, на котором Богородица держит не одну, а две лестницы. Первая, ведущая вверх, говорит о Богородице как о помощнице, открывающей верующим доступ в райские выси, а вторая лестница, опущенная вниз, символизирует Царицу Небесную как защитницу грешников, помогающую всякому, кто искренне обращается к ней. Есть версия, что вкладывая именно этот тайный смыл, Шехтель вводит в проект дома две лестницы - парадную и чёрную, которые обе ведут к моленной комнате. Вот он - символ разных дорог к просветлению и Царству Небесному

Моленная занимает небольшое помещение, но кажется довольно просторной благодаря прекрасным пропорциям и устремляющему взгляд вверх куполу. Освещена довольно скудно: световое окно наверху в куполе


да три уже упоминавшихся узких стрельчатых окна в стене за бывшим алтарём. И те расположены выше человеческого роста, поэтому свет не заливает помещение, а рассеянно проникает в него сверху.


ФотВ этой комнате сидит грустная смотрительница, принимающая деньги за фотосъёмку и продающая соответствующую месту литературу. Она выбирает из череды посетителей кого-то заслуживающего своего доверия и начинает жаловаться на свою смотрительскую судьбу. Говорит, что сидит там уже десять лет и слепнет от света энергосберегающих ламп. Я посоветовала ей принести из дома более яркую лампу, но по тому, как она непонимающе на меня посмотрела, поняла, что ей нужно было не решение, а сочувствие, поэтому потом только сопереживающе вздыхала. Вот так, кому-то шедевр архитектуры, а кому-то личная голгофа.

Однако скудно освещённая моленная имеет свой секрет. Благодаря особенностям росписи стен вечером она превращается в открытое пространство со звёздным небом: тёмные спирали стеблей плюща на стенах сливаются в сумерках в общий фон, а белые точки на листьях начинают светиться, как звёзды. Я, конечно, не видела моленную поздним вечером, но готова поверить, что там возникает ощущение космоса, бесконечной вселенной.

Я была так поглощена созерцанием облика моленной, что не сразу даже осознала, что в её художественном оформлении нет привычных образов Спасителя, Богородицы. Здесь рассказывается многое и жизненно важное, но только посредством извечных древних символов.

На полотенцах, оформляющих трёхчастное окно в алтаре, обозначен древний символ Иисуса Христа - рыба с равноконечным крестом над ней и надписью по-гречески «Ихтус» (рыба). В этом зашифрована древнейшая формула символа веры: пять букв слова «Ихтус» являются первыми буквами пяти слов Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель (Jesous Christos, Theou Uios, Soter).


В основании купола повторяется четыре раза сокращённая надпись на древнегреческом: «истинные христианки воспримут святость за свои страдания в день страшного суда». Разбросанные по внутренней поверхности купола треугольники напоминают о Троице, так же, как и само трёхчастное окно.

Освещалась моленная в своё время свечами. Всё, что сейчас окрашено в жёлтый цвет, было позолочено. Росписи стен восстановлены в 1977- 89 г., но в алтаре сохранились несколько фрагментов подлинной росписи начала 20 века: символы Христа и полотенца. Подлинными также считаются и медальоны на парусах с изображениями символов евангелистов


Эскизы к ним сохранились в архиве Шехтеля. Они были скалькированы, прорезаны по контуру рисунка ножом и напылены на паруса. Таким образом, их не касалась рука современного художника. На фото также можно увидеть те самые листья с белыми точками, которые вечером создают впечатление уединённости со звёздным небом.

Загадки дома: тайные смыслы и иносказания

Как же это субъективно, на мой взгляд, искать подтексты и тайны смыслы в произведениях искусства. Так ли это необходимо для понимания автора? Может быть, лучше просто наслаждаться восприятием красоты, не рефлексируя и не разлагая её на составляющие элементы? Однако чем жили бы тогда критики и историки? J

Иной раз диву даёшься, читая, скажем, интерпретацию какой-нибудь картины или скульптуры. Думаешь, неужели художник вот прямо так сидел и думал, сколько же символов и иносказаний зашифровать в своей работе. Исключение, конечно, составляет средневековая живопись, написанная на языке символов в то время понятных каждому просвещённому человеку. Хотя чем новая история хуже? Может быть, и вкладывал творец в своё произведение тайный смысл. А может быть, он просто подчинялся вдохновению и творил, не задумываясь о грядущих интерпретациях?

Тем не менее, не могу обойти вниманием так называемые загадки Фёдора Шехтеля. Большей частью потому, что когда копаешься в различных догадках и версиях, возникает ощущение некой таинственности, почти мистики, что придаёт всему дому немного волшебный флёр. Так что же он хотел сказать своим видением интерьеров особняка?

В одной статье нашла мнение, что «неподготовленный зритель часто находит в особняке лишь очевидное, буквальное изображение природных стихий, растительного и животного миров». В этом якобы скрывается особый подход Шехтеля к своим произведениям, разделяющий зрителя по степени подготовленности. Немного высокомерно звучит, на мой взгляд. Вряд ли Шехтель намеренно внедрял в свои работы идею такой интеллектуальной дискриминации, хотя он действительно заставляет мыслить и искать объяснение загадкам дома.

Любой смотритель музея скажет вам, что светильник на парадной лестнице - это символическое изображение медузы, но поднявшись немного по лестнице, можно увидеть абажур, накрывающий лампу сверху и похожий на панцирь черепахи.


Казалось бы, вот они - природные мотивы, использование образов животного мира. Однако же неиссякаема фантазия интерпретаторов от искусства, предлагающих следующую трактовку: медуза у начала лестницы своей характерной пластикой сравнима с образом человека, которого на пути к Богу смущают суета и торопливость. Трансформация же образа в черепаху отсылает нас к ассоциациям со спокойствием, уравновешенностью, мудростью, символом которых является это животное. Таким образом, и сама лестница предстаёт перед нами как символ духовного становления, пути к совершенству и к Богу.

Есть мнение, что рамки чисто «природных» мотивов для Шехтеля чересчур узки и примитивны. Помните фото всплеска волны у основания лестницы? Так вот, при серьёзном подходе и сильном желании можно увидеть в нём образ женщины, ведущей за собой восходящего по лестнице, медальоны на перилах которой выполнены в форме санскритского «инь и янь» - света и тьмы. Это можно интерпретировать как образ самой Богоматери.

Или вот колонна на втором этаже, которую можно увидеть, вежливо попросив у смотрительниц. Уже писала, что понятия не имею, почему вход по парадной лестнице на второй этаж преграждён традиционным музейным канатиком и только по большой просьбе вам могут разрешить подняться до середины этой самой лестницы и, вытянув шею, взглянуть на колонну со скульптурным навершием.


Капитель колонны представляет собой переплетение чудовищных ящериц или саламандр с прекрасными лилиями. Говорят, что этот приём несёт в себе глубокий философский смысл, наглядно изображая органическую связь всего существующего. Страшные ящерицы - олицетворение зла, лилии - символ добра - всё переплетено в «здешнем» мире.

Я рассказала только о части символов-загадок дома, надеюсь, этого достаточно, чтобы заинтересоваться и захотеть составить своё собственное впечатление.

На этом пора закончить, чтобы не продолжать бесконечно, ведь смысл символов модерна неисчерпаем.

Напоследок фото дома со стороны Спиридоновки



Апдейт: пост прочитал муж и объяснил мне, невнимательной, почему в музее посетителей не пускают по парадной лестнице на второй этаж: трещина. Именно поэтому нас просили подниматься по самому краю лестничного полотна. Я этот момент объяснения сотрудницы музея умудрилась пропустить мимо ушей.

Не у каждого исторического здания судьба складывается столь необычно. Построенный в начале ХХ века отцом русского модерна Фёдором Шехтелем по заказу миллионера Степана Павловича Рябушинского, он стал пристанищем, где Горький провёл последние годы своей жизни.

«Мы многое не замечаем, как не замечаем кислорода , которым дышим», — записал как-то Шехтель в своём дневнике. В суете большого города мы не видим удивительных вещей, которые находятся совсем рядом. Однажды во время прогулки по Малой Никитской я обратила внимание на необычный особняк. При ближайшем рассмотрении он оказался абсолютно ассиметричным: фасады, выполненные в оригинальный отделке, великолепные фризы из орхидей , витражи и окна разных форм и размеров, да ещё и на разных уровнях!

Как выяснилось, у этого дома непростая судьба, связанная с жизнью великого архитектора, миллионера-старообрядца и пролетарского писателя. Сейчас в этом здании находится мемориальный дом-музей Горького.

Миллионщик из народа

Степан Павлович Рябушинский (1874–1942) был представителем знаменитой в дореволюционной России династии промышленников и банкиров. Основы будущего процветания семейства Рябушинских заложил ещё его дед по отцовской линии — Михаил Яковлевич (1787–1858) , прибывший в Москву из Калужской губернии торговать тканями в Гостином дворе . Истовый старообрядец, «хозяйственный мужик», близкий рабочему люду, переживший разорение и нашествие Наполеона, он всё же смог упорным трудом накопить денег и приобрести несколько мануфактур, на которых он сам часто работал мастером. Своим наследникам он оставил капитал в два миллиона рублей — неслыханные по тем временам деньги!

Старший его сын Иван, женившись против воли родителей, был отлучён от дома и от семейного дела. А вот младшие сыновья Павел и Василий оказались весьма предприимчивыми, при них семейные доходы росли и крепли. В 1882 году Рябушинские получили право изображать на своих товарах государственный герб — знак высокого качества изделий . Павел Михайлович принимал активнейшее участие в жизни своего сословия: избирался в члены московской Думы, коммерческого суда и был выборным Московского Биржевого общества. Большое внимание в семье уделялось и благотворительной деятельности: во время голода 1891 года Рябушинские построили на свои деньги ночлежный дом и бесплатную народную столовую, которая могла принять до тысячи человек в день.

По последней моде

Летом 1900 года на Малой Никитской началось строительство роскошного особняка для Степана Павловича Рябушинского — одного из представителей третьего поколения династии. Малая Никитская в те годы выглядела весьма провинциально: невысокие деревянные или каменные дома, куры, гуляющие по булыжной мостовой, аромат самоварного дымка. Чтобы разместить здесь городскую усадьбу с изысканным домом, внутренним двором и службами — прачечной, дворницкой, кладовой, гаражом и конюшней — требовался опытный архитектор, способный мыслить неординарно. Заказ на строительство получил Фёдор Осипович Шехтель (1859–1926), работы которого особенно нравились Степану Павловичу.

Потрясающий фантазёр и большой экспериментатор, Шехтель был самым ярким и плодовитым мастером стиля модерн в России. Московские знаменитости с удовольствием давали ему заказы, а построенные им здания во многом определили внешний вид старой Москвы. В начале ХХ века главным заказчиком профессиональных мастеров было русское купечество, пришедшее на смену обедневшему дворянству. Промышленники и банкиры стремились показать себя не только хозяевами жизни, но и высокообразованными людьми, шагающими в ногу со временем. Модерн пришёлся ко двору.

Уже к 1902 году работы по строительству были завершены, и роскошный особняк сразу же стал достопримечательностью. Три издательские фирмы — М. Кампель, П. фон Гиргенсон и Шерар, Набгольц и К° — в 1903–1905 годах издавали открытки с изображением усадьбы Рябушинских.

Главной изюминкой дома стала парадная лестница холла, выполненная в форме волны. Каскад мраморных волн, выкидывающий высоко вверх люстру-медузу, зеленоватые стены, имитирующие морскую стихию, приглушённое освещение, ручки дверей в форме морского конька создают картину подводного мира. Шехтель продолжил эту игру и в оформлении остальных комнат — растительные мотивы, морская тематика, причудливые улитки и бабочки , замаскированные в деталях интерьера, — в этом доме кипит особенная жизнь.

Тайны дома на Никитской

Есть в особняке и свои секреты — тайная старообрядческая молельня, расположенная в мансарде северо-западной части дома; с улицы её не разглядеть. Стены и купол в молельне покрывает уникальная абстрактная храмовая роспись — небольшая комната максимально стилизована под древнюю церковь. Чтобы пройти в тайную комнату, нужно было подняться на второй этаж, пройти по узкой галерее и — вверх по чёрной лестнице. Посторонние и не догадывались, что в доме есть такое помещение.

Рябушинские были глубоко религиозными людьми, вера в Бога и стремление к нравственному совершенству передавались в этой семье из поколения в поколение как высшая ценность. И даже в тяжёлые времена, когда по указу Николая I, боровшегося с «раскольниками», старообрядцев не принимали в купеческую гильдию, а их детям грозила 25-летняя рекрутчина, Рябушинские были непреклонны, в то время как многие купеческие семьи не выдержали давления и вышли из «раскола». Полное уравнение в правах с официальной церковью старообрядцы получили только в 1905 году после манифеста Николая II о веротерпимости. Поэтому и молельня в доме Степана Павловича была тайной.

Степан Павлович Рябушинский вошёл в историю не только как предприниматель и меценат, но и как учёный и коллекционер, собиравший иконы . Одним из первых он начал реставрировать иконы и доказал их художественно-историческую значимость. Рябушинский даже собирался открыть в своём особняке музей иконы. Вероятно, для этой цели предназначались комнаты на втором этаже, стены которых были обтянуты кожей.

Дворцов для Горького не строить!

Вихрь Октябрьской революции искалечил судьбы не одной семьи. Рябушинские, процветающие и успешные, после 1917 года стали символом отечественной буржуазии и синонимом антинародной сущности российского предпринимательства. Вынужденная эмиграция стала для них единственным спасением от нападок и обвинений нового режима.

Трагически сложилась и судьба Шехтеля. Фёдор Осипович остался в России и отказывался от весьма заманчивых предложений, поступавших от иностранных заказчиков. Он искренне пытался найти своё место в новой, чуждой ему стране социализма. Семью Шехтеля выселили из особняка на Большой Садовой, и великий архитектор, стоявший у истоков русского модерна, строивший для Морозовых, Рябушинских, Смирновых, до конца своих дней скитался по съёмным коммуналкам и умер больным и нищим. Сегодня по его проектам изучают историю архитектуры, а на небосклоне есть малая планета, названная в его честь.

После 1917 года особняк Рябушинских перешёл во владения города и принадлежал попеременно Наркомату по иностранным делам, Государственному издательству, психоаналитическому институту, детскому саду. За эти годы были утрачены мебель и осветительные приборы, выполненные по эскизам Шехтеля, разрушена вентиляционная система и разобран уникальный камин из каррарского мрамора, находившийся в столовой.

Но в 1931 году у особняка появился новый хозяин — Максим Горький (1868–1936). Ещё до возвращения из Италии до писателя стали доходить слухи, что «для Горького готовят то ли дворец, то ли Храм Христа на берегу Москвы-реки», и он писал в Россию гневные письма с требованием: «Вопрос о вселении моём во дворцы не решать до моего приезда!».

Уникальные витражи, паркет из ценных пород дерева, живописные потолки, роскошные люстры, лепнина — дом на Малой Никитской не соответствовал вкусам писателя из народа. Горький не раз говорил о нём: «Величаво, грандиозно, улыбнуться не на что».

Что интересно, Степана Павловича, первого хозяина особняка, Горький не знал. А вот с его братом Николаем Павловичем, издателем и редактором журнала «Золотое Руно», познакомился в 1911 году на Капри. А в 1918 году Горький хлопотал об освобождении из ЧК младшего брата Рябушинских — Дмитрия Павловича , учёного с мировым именем, основавшего на собственные средства в подмосковном Кучине первый в Европе и второй в мире Аэродинамический институт (преобразованный затем в ЦАГИ).

Пристанище пролетарского писателя

Горький прожил в доме на Никитской всю оставшуюся жизнь, до 1936 года. Поселился на первом этаже — подниматься по двенадцатиметровой лестнице больному писателя было сложно. А наверху устроилась его семья — сын Максим Алексеевич с женой Надеждой Алексеевной и внучки Марфа и Дарья.

При Горьком особняк стал центром культурной и литературной жизни Москвы, здесь за столом у самовара собирались известные люди, завязывались исторические знакомства и велись горячие споры о судьбе литературы в это непростое время. И именно в этот дом к Горькому приезжал Ромен Ролан. Именно в этом доме Сталин назвал писателей «инженерами человеческих душ» .

Конечно, со времён Рябушинских убранство дома сильно изменилось. Мебель была достаточно простой, без изысков. В помещении бывшей молельни невестка Горького устроила мастерскую живописи.

Вкусы самого Горького отражает, разве что, кабинет писателя. Рабочий стол, большой, выше обычного и без ящиков, был сделан по просьбе Горького — за таким столом он привык работать. Книги, блокноты с заметками, остро заточенные цветные карандаши, которыми писатель правил тексты, свои и чужие, всё аккуратно лежит на столе в ожидании хозяина.

Вдоль стен — шкафы, где разместилась внушительных размеров коллекция — Горький собирал резные работы из кости мастеров XVIII–XX веков. Напротив рабочего стола — две картины: копия с «Мадонны Литта» Леонардо да Винчи и панорама Неаполитанского залива. На подоконнике — ящик с садовыми инструментами. В редкие свободные минуты Горький очень любил копаться в саду, разбивая дорожки и клумбы.

Одним словом, кабинет на Малой Никитской был точно таким же, как кабинеты писателя в Сорренто , в Крыму и на подмосковной даче. Самуил Маршак даже шутил по этому поводу, что Горький всюду возит свою рабочую комнату с собой.


В доме-музее все предметы находятся на своих местах. Фото автора

В мае 1965 года стараниями невестки писателя Надежды Алексеевны здесь был открыт мемориальный музей Горького. Сына его, Максима Алексеевича, уже не было в живых, внучки Марфа и Дарья уехали, а Надежда Алексеевна продолжала жить на втором этаже, стараясь всё сохранить в доме так, как было при Горьком.

Сегодня здесь часто бывают гости. Заинтригованные роскошным внешним видом особняка, случайные посетители ещё больше изумляются уникальному интерьеру, тому, что осталось от былой роскоши. Неспешно перемещаются из комнаты в комнату, разглядывая витражи, занятные ручки дверей, причудливые рисунки паркета или изучая книги из последней библиотеки Горького и портреты членов его семьи.

В этот дом хочется вернуться снова и снова, чтобы в очередной раз попытаться разгадать таинственное очарование особняка, столь причудливо соединившего судьбы величайших людей эпохи.

Новости партнёров


Здравствуйте, дорогие читатели. В этом отчёте речь пойдёт об одном очень интересном доме, притаившемся на углу Спиридоновки и Малой Никитской улицы. Давно слышал об этом здании, но никак не добирался. Но недавно мы всё-таки собрались и в плане программы моего дня рождения в ноябре посетили его. Особняк Рябушинского - это замечательный образец дома в стиле модерн, построенный архитектором Фёдором Шехтелем по заказу промышленника и мецената Рябушинского в 1900-02 гг. История и фотографии - по ссылке ниже.

...Рядом экспроприирован был
особняк в пышном стиле модерна.
Горький лестниц его не любил:
«Эх, во всем декадентство манерно». (с)

Во-первых, советую всем, кто ещё не посетил этот памятник архитектуры, сделать это как можно скорее) Очень красивый дом, убранство, интерьеры, лепнина, украшения. Притом состояние дома просто отличное. И вход туда бесплатный. Во-вторых, вкратце расскажу историю особняка:

"Особняк Рябушинского замечательный образец дома в стиле модерн, построенный архитектором Фёдором Шехтелем по заказу промышленника и мецената Рябушинского в 1900-02 гг. Первый владелец особняка, Степан Павлович Рябушинский, был выходцем из большой купеческой старообрядческой семьи, но, кроме предпринимательства, увлекался искусством и коллекционированием. Коллекция в особняке Рябушинского, насчитывала более 100 шедевров живописи и большое количество икон, часть из которых была реставрирована и спасена хозяином от гибели. Рябушинский недолго владел этой замечательной недвижимостью. После революции семья вынуждена была покинуть Россию, а их особняки и картины остались советской власти. Часть коллекции попала в Третьяковку и некоторые другие музеи, но многое пропало.

Двухэтажное здание со свободной планировкой; помещения группируются вокруг внутренней лестницы; расположение объемов следует логике "органического" роста здания
Композиция: асимметричная; на красную линию улицы выходит массивное крыльцо; фасады отступают от краной линии улицы, особняк обнесен невысокой решетчатой оградой; главный фасад обращен к церкви Вознесения (на север).

В 1917 г. особняк Рябушинского перешёл к новому хозяину – одному из департаментов Наркомата иностранных дел, отделу виз и паспортов. В 1919 г. дипломаты покинули особняк на Никитской. Вместо них явились литераторы. В особняке расположился Госиздат, главное издательство советской России. В 1926 г. в особняк Рябушинских въехал ВОКС - Всесоюзное общество культурной связи с заграницей. В 1931 г. из Сорренто в Москву приехал Горький, и Сталин пожаловал ему особняк Рябушинского. Горькому это не очень нравилось: пролетарский писатель в буржуазном особняке, да ещё модерн, который писатель недолюбливал, но делать нечего. Горький попросил разобрать и вынести уникальный модерновый камин, который действовал ему на нервы, но остальное оставил. Горький жил в этом доме с 1931 по 1936 гг. Здесь им были написаны пьеса "Егор Булычов и другие", роман "Жизнь Клима Самгина". Квартира Горького была одним из центров литературной жизни Москвы, здесь велась подготовка к I съезду писателей, решались вопросы развития советской литературы. В 1935 г. Горького посетил французский писатель Ромен Роллан (имеется мемориальная доска).

В соседнем доме размещались редакции журналов, редактируемых Горьким, в доме постоянно собирались литераторы и здесь проходил первый пленум по созданию и съезд союза писателей.
В 1942 г. в подсобные помещения особняка Рябушинского перехал с Большой Молчановки писатель Алексей Толстой, где и провел последние годы жизни. Сейчас здесь музей-квартира писателя.

Позднее в особняке Рябушинского был дом приемов МИДа. В 1965 г. в этом доме был открыт мемориальный музей-квартира Горького."

А теперь, после исторической справки, приведу сразу без лишних слов фотографии.

1. Перед тем, как зайти непосредственно в дом, прогуляемся немножко по небольшому фруктовому саду перед домом.

2. Заходим внутрь, берем тапочки, покупаем билет на фотографию и отправляемся на осмотр особняка. Начнём с парадной лестницы - ключевая нота интерьера. Необычные перила, напоминающие бегущую волну, сделаны из мрамора. Они начинаются от светильника с цветным витражным абажуром.

3. Перекликается с лестницей и красивый цветной витраж на 1-ом этаже.

4. Рабочий кабинет Максима Горького.

5. Портрет писателя, находящийся непосредственно в начале экспозиции.

6. Переместимся в гостиную-столовую. Тут расположено большое окно с видом на сад. Лепнина на потолке, старая мебель, любопытен тот факт, что ранее тут располагался и камин, который писатель попросил убрать.

7. Привожу старую, дореволюционную фотографию гостиной ещё с камином. Очень был красивый, жаль, его уже нет. Хорошо, что всё остальное сохранилось.

8. Шкаф с предметами из восточной коллекции писателя.

9. Комната-спальня.

10. Элементы украшений шкафа из дерева в спальне. Над ним можно увидеть ещё одно небольшое окно-витраж. На стенах роспись + красивое оформление потолка. Вообще, очень много внимания архитектор уделял деталям. Элементы лепнины, витражей, паркета, резьба по дереву на дверях - всё сразу и не заметишь.

11. Вид на парадную лестницу со второго этажа.

12. Экспозиция о жизни писателя на втором этаже. Здесь менее красиво - после Горького тут жили люди, частично ремонтировали и изменяли помещения. Не будем долго тут задерживаться. Помимо экспозиции, неподалёку расположен вход в небольшую часовню(!) - там красиво, но фотографий, к сожалению, не делал. Также в соседних помещениях проводится выставка картин.

13. И снова на парадной лестнице. На этот раз - вид в сторону витража с дождём над лестницей.

14. Предметы экспозиции, представленные в комнатах на первом этаже. Тут разные вещи писателя - карандаши, которыми он писал, чернильницы, ножницы и многие другие.

15. Потрясающий потолок в библиотеке. Лепнина в виде цветов на деревьях, улиток, красивая роспись у окна. Кстати говоря, библиотека представляют собой обширную коллекцию книг, стоящих и по сей день в шкафах.

16. Коллекция китайский статуэток и камин в одном из помещений особняка.

17. Окна на второй лестнице. На них сохранились ручки начала прошлого века.

18. Вестибюль и главный вход в особняк. У нас над головой расположен красивый витраж с пейзажем, а вход в коридор украшен стальными рейками в форме лапок двух богомолов.
Увы, было очень темно и снять нормально не вышло.

19. Ещё раз сделаем фотографию светильника у лестницы.

20. Выходим наружу. Увы, пасмурно, но мы очень вдохновились посещённым музеем. Очень красивый особняк и интересный музей. Сделаем кадр на дом, сад и Церковь Вознесения напротив.

21. Перейдём дорогу и снимем главный фасад дома. Особняк Рябушинского выполнен в светлых тонах, стены отделаны керамической плиткой
и майоликой с изображением причудливых орхидей.

Таким образом, сейчас любой желающий может побродить по комнатам, подняться по лестнице, любуясь внутренней отделкой. Если вы еще не бывали здесь, очень советую вам это сделать. Этот блог продолжает тему посещённых зданий архитектора Шехтеля (усадьбу купца Патрикеевых можно посмотреть