Аполлон и Дафна: миф и его отражение в искусстве. Дафна, прекрасная нимфа, возлюбленная аполлона, превращенная в лавровое дерево


Дафна, греч. («лавр») - дочь речного бога Пенея или Ладона, одна из прекраснейших нимф.

В Дафну влюбился , но не из-за красоты, а в результате злонамеренной шутки Эрота. Аполлон имел неосторожность посмеяться над золотым луком бога любви, и Эрот решил наглядно продемонстрировать ему эффективность своего оружия. В Аполлона он пустил стрелу, вызывающую любовь, а в Дафну, случайно оказавшуюся поблизости, - стрелу, убивающую любовь. Поэтому любовь прекраснейшего из богов не нашла взаимности. Преследуемая богом, Дафна стала умолять отца изменить ее облик, она была готова скорее умереть, чем стать возлюбленной Аполлона. Желание Дафны сбылось: ее тело покрылось корой, руки превратились в ветви, волосы - в листву. Она превратилась в вечнозеленое лавровое дерево, Аполлон же в память о своей первой любви стал носить украшение в виде лаврового венка.

По-видимому, первый поэтический рассказ о трагической судьбе Дафны принадлежит Овидию (первая книга «Метаморфоз»). Он вдохновил Бернини на создание знаменитой скульптурной группы «Аполлон и Дафна» (1622-1624), а также Поллайоло, Пуссена, Веронезе и многих других художников - авторов одноименных картин. Пожалуй, самая первая из всех опер, написанная Я. Пери на текст поэта О. Ринуччини в 1592 г., называлась «Дафна». Ряд дальнейших музыкальных воплощений этого сюжета (Гальяно - 1608, Шютц - 1627, Гендель - 1708) пока замыкает опера «Дафна» Р. Штрауса (1937).

Как свидетельствует традиция, миф о Дафне существовал задолго до Овидия (хотя, возможно, и в несколько иной версии). На месте, где, по преданию, Дафна превратилась в дерево, был сооружен храм Аполлона, который в 395 г. н. э. был разрушен по повелению императора Феодосия I, противника язычества. Поскольку тамошнюю лавровую рощу продолжали посещать паломники, в 5-6 вв. н. э. там был основан монастырь с храмом Девы Марии; мозаичные украшения храма, созданные в 11 в., являются одной из вершин «второго золотого века» византийского искусства. Этот храм стоит по сей день в зеленой лавровой роще в десяти километрах к западу от Афин и называется «Дафни».

Дафна Дафна

(Daphne, Δάφνη). Дочь римского бога Пенея, Апполон пленился ее красотой и стал преследовать ее. Она обратилась к богам с молитвой о спасении и была обращена в лавр, который по-гречески и называется Δάφνη. Поэтому это дерево было посвящено Аполлону.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

ДАФНА

(Δάφνη), «лавр»), в греческой мифологии нимфа, дочь земли Геи и бога рек Пенея (или Ладона). История любви Аполлона к Д. рассказана Овидием. Аполлон преследует Д., давшую слово сохранить целомудрие и остаться безбрачной, подобно Артемиде. Д. взмолилась отцу о помощи, и боги превратили её в лавровое дерево, которое тщетно обнимал Аполлон, сделавший отныне лавр своим излюбленным и священным растением (Ovid. Met. I 452-567). Д.- древнее растительное божество, вошло в круг Аполлона, утеряв свою самостоятельность и став атрибутом бога. В Дельфах победителям на состязаниях давались лавровые венки (Paus. VIII 48, 2). О священном лавре на Делосе упоминает Каллимах (Hymn. II 1). О прорицаниях из самого дерева лавра сообщает Гомеровский гимн (II 215). На празднике Дафнефорий в Фивах несли лавровые ветви.
Лит.: Stесhоw W., Apollo und Daphne, Lpz.- В., 1932.
А. Т.-Г.

Европейская драматургия обращается к мифу в 16 в. («Царевна Д.» Г. Сакса; «Д.» А. Беккари и др.). С кон. 16 в. после пьесы «Д.» О. Ринуччини, положенной на музыку Я. Пери, воплощение мифа в драматургии неразрывно связано с музыкой (пьесы «Д.» М. Опица, «Д.» Ж. де Лафонтена и др. представляют собой оперные либретто). Среди опер 17-18 вв.: «Д.» Г. Шюца; «Д.» А. Скарлатти; «Флориндо и Д.» Г. Ф. Генделя; «Превращение Д.» И. И. Фукса и др.; в новое время - «Д.» Р. Штрауса.
В античном искусстве Д. обычно изображалась настигаемой Аполлоном (фреска дома Диоскуров в Помпеях) или превращающейся в лавровое дерево (произведения пластики). В европейском искусстве сюжет был воспринят в 14-15 вв., сначала в книжной миниатюре (иллюстрации к Овидию), в эпоху Возрождения и особенно барокко приобрёл самое широкое распространение (Джорджоне, Л. Джордано, Я. Брейгель, Н. Пуссен, Дж. Б. Тьеполо и др.). Наиболее значительны из произведений пластики - мраморная группа П. Бернини «Аполлон и Д.».


(Источник: «Мифы народов мира».)

Дафна

Нимфа; преследуемая влюбленным в нее Аполлоном, попросила своего отца, речного бога Пенея (по другому мифу, Ладона), о помощи и была превращена в лавровое дерево.

// Гарсиласо де ла ВЕГА: "Гляжу на Дафну я оторопело…" // Джон ЛИЛИ: Песнь Аполлона // Джамбаттиста МАРИНО: "Зачем, скажи, о Дафна..." // Хулио КОРТАСАР: Голос Дафны // Н.А. Кун: ДАФНА

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)




Синонимы :

Смотреть что такое "Дафна" в других словарях:

    - (греч. daphne лавр). 1) растение сем. ягодковых; самый обыкновенный вид его дикорастущий у нас волчий перец. 2) нимфа, дочь речного бога Пенея и Геи, одновременно любимая Аполлоном и Левкаппом; от преследований Аполлона спаслась превращением в… … Словарь иностранных слов русского языка

    Нимфа, волчье лыко Словарь русских синонимов. дафна сущ., кол во синонимов: 5 астероид (579) волчник … Словарь синонимов

    В греческой мифологии нимфа; преследуемая влюбленным в нее Аполлоном, попросила своего отца, речного бога Пенея, о помощи и была превращена в лавровое дерево … Большой Энциклопедический словарь

    Лавр. Время возникновения: Новое. (распространенное). Женские еврейские имена. Словарь значений … Словарь личных имен

    Джованни Баттиста Тьеполо. Аполлон и Дафна. 1743 44. Лувр. Париж У этого термина существуют и д … Википедия

    Ы; ж. [греч. Daphnē] [с прописной буквы] В греческой мифологии: нимфа, давшая обет целомудрия и обратившаяся в лавровое дерево для спасения от преследовавшего её влюблённого Аполлона. * * * Дафна в греческой мифологии нимфа; преследуемая… … Энциклопедический словарь

    Дафна - (греч. Daphne) * * *в греческой мифологии нимфа, дочь Геи и речного бога Пенея. Преследуемая влюбленным в нее Аполлоном, превратилась в лавр. (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь справочник по… … Античный мир. Словарь-справочник.

    ДАФНА Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

    ДАФНА - (лавр) Греческая горная нимфа, которой постоянно домогался Аполлон и которая, в ответ на мольбу о помощи, была превращена Матерью Землёй в лавровое дерево. (Во времена древних греков существовало известное святилище Аполлона в лавровом лесу на… … Список древнегреческих имен

    В древнегреческой мифологии нимфа. Преследуемая влюблённым в неё Аполлоном, Д. просила помощи у отца речного бога Пенея, и тот обратил её лавровое дерево (греч daphne лавр). Миф о Д. получил отражение в поэзии («Метаморфозы» Овидия), в… … Большая советская энциклопедия

Удивительно, как порой не сочетаются народные названия и латинские. Услышав имя Дафна, представляешь себе нечто прекрасное и возвышенное. А волчье лыко ­ совсем "из другой оперы". Но именно это интригует и заставляет узнать, что же это за диковинное растение? Еще больший интерес появляется, когда выясняется, что кустарник зимует в нашем климате. Пока это редкость в наших садах, а редкости мы особенно любим.

Интересна история происхождения имени этого растения. Дафна была прекрасной нимфой, дочерью богини земли Геи и речного бога Пенея. Она дала обет хранить целомудрие и не вступать в брак. Коварный Эрот выстрелил ей в сердце стрелой, убивающей любовь, а в сердце Аполлона ­ стрелой, любовь разжигающей. Страдающий от безответной любви Аполлон везде преследовал Дафну, но сердце ее оставалась холодно. Она дрожала от страха быть настигнутой страстным Аполоном. И нимфа взмолилась, обращаясь к Пенею: "Отец! Помоги дочери! Спрячь меня, измени мой облик так, чтобы преследователь не смог даже коснуться меня!"

И Дафна почувствовала, как ноги ее деревенеют и прорастают в землю корнями, руки становятся ветвями. Вместо прекрасной нимфы влюбленный Аполлон видит лавровое дерево.

Но имя Дафна было дано вовсе не лавру (по­латыни он так и называется ­ Laurus), а роду многолетних растений из семейства волчниковых. Вероятно, это связано с тем, что листья некоторых видов дафны напоминают лавровые.

По другой версии, Карл Линней (который и присвоил это имя растению) знал эту легенду и назвал кустарник так, потому что все части его ядовиты. Бог Пеней выполнил просьбу дочери ­ он превратил ее в ядовитое растение, которого "нельзя даже коснуться".

КАКАЯ ОНА, ДАФНА?

Дафна (Daphne), или Волчеягодник ­ листопадные или вечнозеленые небольшие кустарники до 1,5 м высотой. Листья очередные, на коротких черешках, ланцетные или эллиптические, гладкие и жесткие. Цветки трубчатые, с четырьмя лепестками, у некоторых видов напоминают цветки сирени. Окрас­ка венчика ярко­розовая, реже ­ белая или светло­розовая.

Цветы образуются на побегах прошлого года, они сидячие, многочисленные, часто очень душистые. У разных видов ароматы отличаются. Как писал профессор А. Кернер, "...Daphne alpina пахнет ванилью, Daphne striata ­ сиренью, Daphne philippi ­ фиалками, а Daphne blagayana ­ гвоздикою".

Цветет дафна ранней весной, почти на голых веточках. Выглядит это очень трогательно и нежно. Недаром расте­нию дали имя прекрасной нимфы.

В конце лета созревают красные плоды и долго держатся на ветках. Как и всё растение, плоды ядовиты.

Русское название волчеягодник (или волчье лыко) дано именно за ядови­тость растения. Все, что связано с вол­ками, на Руси нагоняло страх: волчья ягода ­ значит, трогать ее не смей!

Род включает до 50 видов, распространенных в Евразии. В России встречается 14 (по некоторым данным ­ 17) видов.

В условиях Средней полосы наиболее надежны такие виды, как волчея­годник алтайский, волчеягодник Юлии, волчеягодник понтийский, волчеягодник обыкновенный.

ЧТО ТАИТ ОПАСНОСТЬ?

В народе волчеягодник обыкновенный называют смертельный, или волчье лыко (Daphne mezereum L.). Название дано за крепость полосок его коры (лыка), трудно поддающегося разрыву.

А устрашающий эпитет "смертельный" говорит о том, что отравление этим растением действительно может привести к гибели. 10­15 плодов ­ уже смертельная доза!

В природе волчье лыко растет в лесных районах северной и средней части европейской России, в Западной Сибири, на Кавказе и в Западной Европе. Считается одной из жемчужин среди красивоцветущих кустарников на­шей флоры. Иногда с хорошим комом земли растение переносят из леса в сад. При хорошем поливе куст приживается, но следует помнить, что расте­ние редкое, занесено в Красную книгу.

Волчье лыко редко превышает 1 м высоты. Вид замечателен своим ран­ним цветением, до распускания листь­ев. Цветки мелкие, очень душистые, в пучках по 2­5 или одиночные, лилово­розовой или розово­сиреневой окраски. Куст растет медленно, морозостоек. Иногда дает самосев. Сеянцы отсаживают в молодом возрасте.

На основе видовых растений вол­чеягодника смертельного созданы са­довые формы и сорта с белыми и махровыми цветами.

Осенью кустарник не менее декоративен за счет ярких ягод. Однако необходимо помнить, что они очень ядовиты. В культуре ядовитость растений обычно ниже, чем в природе, и все же при выращивании в садах, где есть дети, нужно соблюдать бдительность и удалять плоды, так как именно они больше всего и привлекают.

РАЗМНОЖЕНИЕ ДАФНЫ

Дафны размножают посевом све­жих семян осенью. Перед посевом их надо освободить от мякоти и замочить. Глубина посева 1 см.

Волчник хорошо черенкуется однолетними побегами. Не любит пересадку, поэтому лучше его черенковать сра­зу в контейнеры.

Посадочный материал в контейнерах стал появляться в садовых центрах. Но, как правило, это саженцы из теплой Европы, и они могут подмерзать. Более зимостойки растения, выращенные из семян. Семена нужно искать в ботанических садах или у коллекционеров. Причем надо заказывать свежие семена, чтобы получить их осенью.

ПОСАДКА И УХОД ЗА ДАФНОЙ

Дафны предпочитают рыхлую почву, с достаточным содержанием гумуса. Плохо переносят засуху. Теневыносливы, но в густой тени не цветут. Лучше сажать в полузатененном месте, например, в легкой тени под деревом. (Дафну Юлии можно и на открытом месте).

Уход заключается в регулярных поливах, прополках и мульчировании корней листовым опадом. Мульча не только предохранит куст от бесснежных морозов, но избавит от необходимости рыхления, так как растение болезненно реагирует на повреждение корней.

Дафны прекрасно подходят для альпинария, рокария, хорошо смотрятся в сочетании с хвойными культурами. Веточки, срезанные зимой и поставленные в воду, способны зацвести в доме.

Несмотря на свою привлекательность, волчеягодники мало распространены в садах. Причина ­ ядовитость растения. Правда, ягоды очень неприятны на вкус, поэтому отравления случаются крайне редко. А вот птицы без вреда для себя поедают плоды, чем способствуют распространению видов.

М.Б. Шарова, биолог

Фото Т.А. Новинской из коллекцииСоловецкого Ботанического сада и Т.Р. Хрыновой из НИИ Ботанический сад ННГУ


Количество показов: 7014

Кто такие Аполлон и Дафна? Первого из этой пары мы знаем как одного из олимпийских богов, сына Зевса, покровителя муз и высоких искусств. А что же Дафна? Этот персонаж мифологии Древней Греции имеет не менее высокое происхождение. Ее отцом был, по версии Овидия, фессалийский речной бог Пеней. Павсаний же считает ее дочерью Ладона, также покровителя реки в Аркадии. А матерью Дафны была богиня земли Гея. Что же произошло с Аполлоном и Дафной? Как эта трагическая история о неутоленной и отвергнутой любви раскрывается в произведениях художников и скульпторов позднейших эпох? Об этом читайте в данной статье.

Миф о Дафне и Левкиппе

Он выкристаллизовался в эпоху эллинизма и имел несколько вариантов. Наиболее подробно история под названием «Аполлон и Дафна» описывается Овидием в его «Метаморфозах» («Превращениях»). Юная нимфа жила и воспитывалась под покровительством Подобно ей, Дафна также дала обет целомудрия. В нее влюбился некий смертный - Левкипп. Чтобы сблизиться с красавицей, он надел женский наряд и заплел волосы в косы. Его обман раскрылся, когда Дафна с прочими девушками пошла купаться в Ладоне. Оскорбленные женщины растерзали Левкиппа. Ну, а при чем тут Аполлон? - спросите вы. Это только начало истории. Солнцеподобный сын Зевса на тот момент лишь слегка симпатизировал Дафне. Но и тогда коварный бог ревновал. Девицы разоблачили Левкиппа не без помощи Аполлона. Но это была еще не любовь...

Миф об Аполлоне и Эроте

Влияние на искусство

Сюжет мифа «Аполлон и Дафна» относится к наиболее популярным в культуре эллинизма. Его обыгрывал в стихах Овидий Назон. Антиков поражало именно превращение прекрасной девушки в не менее красивое растение. Овидий описывает, как исчезает за листвой лицо, нежная грудь облекается корой, руки, воздетые в мольбе, становятся ветвями, а резвые ноги - корнями. Но, говорит поэт, красота остается. В искусстве поздней античности нимфа чаще всего также изображалась в момент своего чудесного превращения. Лишь иногда, как, например, в доме Диоскуров (Помпеи), мозаика представляет ее настигнутой Аполлоном. Но в последующие эпохи художники и скульпторы иллюстрировали лишь дошедший до потомков рассказ Овидия. Именно в миниатюрах-иллюстрациях к «Метаморфозам» впервые в европейском искусстве встречается сюжет «Аполлон и Дафна». Картина изображает превращение бегущей девушки в лавр.

Аполлон и Дафна: скульптура и живопись в европейском искусстве

Эпоха Ренессанса так и называется, потому что она возродила интерес к Античности. Начиная с века Квадроченто (пятнадцатое столетие) нимфа и олимпийский бог буквально не сходят с полотен известных мастеров. Наиболее известно творение Поллайоло (1470-1480). Его «Аполлон и Дафна» - картина, изображающая бога в нарядном камзоле, но с оголенными ногами, а нимфу - в развевающемся платье с зелеными ветвями вместо пальцев. Эта тема стала еще более популярной в Преследование Аполлона и превращение нимфы изображали Бернини, Л. Джордано, Джорджоне, Дж. Тьеполо и даже Ян Брейгель. Не чуждался этой фривольной темы и Рубенс. В эпоху рококо сюжет был не менее модным.

«Аполлон и Дафна» Бернини

Трудно поверить, что эта мраморная скульптурная группа - работа начинающего мастера. Однако, когда произведение в 1625 году украсило собой римскую резиденцию кардинала Боргезе, Джованни было всего двадцать шесть. Двухфигурная композиция очень компактна. Аполлон почти настиг Дафну. Нимфа еще полна движения, но метаморфоза уже свершается: в пушистых волосах появляется листва, бархатистая кожа покрывается корой. Аполлон, а вслед за ним и зритель, видит, что добыча ускользает. Мастер виртуозно превращает мрамор в текущую массу. И мы, глядя на скульптурную группу «Аполлон и Дафна» Бернини, забываем, что перед нами - каменная глыба. Фигуры так пластичны, так устремлены ввысь, что кажется, они сделаны из эфира. Персонажи будто не касаются земли. Чтобы оправдать присутствие этой странной группы в доме духовного лица, кардинал Барберини написал пояснение: «Всякий, ищущий наслажденья мимолетной красотой, рискует оказаться с ладонями, полными горьких ягод и листвы».


Светлый, радостный бог Аполлон знает и печаль, и его постигло горе. Он познал горе вскоре после победы над Пифоном. Когда Аполлон, гордый своей победой, стоял над сраженным его стрелами чудовищем, он увидел около себя юного бога любви Эрота, натягивающего свой золотой лук. Смеясь, сказал ему Аполлон:

На что тебе, дитя, такое грозное оружие? Предоставь-ка лучше мне посылать разящие золотые стрелы, которыми я сейчас убил Пифона. Тебе ль равняться славой со мной, стреловержцем? Уж не хочешь ли ты достигнуть большей славы, чем я?

Обиженный Эрот гордо ответил Аполлону: - Стрелы твои, Феб-Аполлон, не знают промаха, всех разят они, но моя стрела поразит тебя.

Эрот взмахнул своими золотыми крыльями и в мгновение ока взлетел на высокий Парнас. Там вынул он из колчана две стрелы: одну -ранящую сердце и вызывающую любовь, ею пронзил он сердце Аполлона, другую -убивающую любовь, ее пустил он в сердце нимфы Дафны, дочери речного бога Пенея.

Встретил как-то прекрасную Дафну Аполлон и полюбил ее. Но лишь только Дафна увидела златокудрого Аполлона, как с быстротою ветра пустилась бежать, ведь стрела Эрота, убивающая любовь, пронзила ее сердце. Поспешил ей вслед сребролукий бог.

Стой, прекрасная нимфа, - взывал Аполлон, - зачем бежишь ты от меня, словно овечка, преследуемая волком, Словно голубка, спасающаяся от орла, несешься ты! Ведь я же не враг твой! Смотри, ты поранила ноги об острые шипы терновника. О, погоди, остановись! Ведь я Аполлон, сын громовержца Зевса, а не простой смертный пастух.

Но все быстрее бежала прекрасная Дафна. Как на крыльях, мчится за ней Аполлон. Все ближе он. Вот сейчас настигнет! Дафна чувствует его дыхание. Силы оставляют ее. Взмолилась Дафна к отцу своему Пенею:

Отец Пеней, помоги мне! Расступись скорее, земля, и поглоти меня! О, отнимите у меня этот образ, он причиняет мне одно страдание!

Лишь только сказала она это, как тотчас онемели ее члены. Кора покрыла ее нежное тело, волосы обратились в листву, а руки, поднятые к небу, превратились в ветви. Долго печальный стоял Аполлон пред лавром и, наконец, промолвил:

Пусть же венок лишь из твоей зелени украшает мою голову, пусть отныне украшаешь ты своими листьями и мою кифару, и мой колчан. Пусть никогда не вянет, о лавр, твоя зелень. Стой же вечно зеленым!

А лавр тихо зашелестел в ответ Аполлону своими густыми ветвями и, как бы в знак согласия, склонил свою зеленую вершину.

Смотрите также:


Детские аудиосказки