Трагедия во время комедии. Драма и ее жанры


Слово «политика» происходит от латинского «поли»,
что значит «множество» и «тика»,
что значит «кровососущие ублюдки».

Робин Уильямс

Он заставлял людей смеяться и плакать. Чаще - смеяться. До колик, до визга, до истерики. Шуточки были на грани и за. Публика покатывались от хохота, а он уже не мог остановиться. Робин называл это состояние «меня брало и тащило вверх». Шутка следовала за шуткой, насмешка за насмешкой, да он просто издевался! Сосед, коллега, прохожий, да хоть сам президент, совесть-тудыть-его-нации, а подавился солёным крендельком, и вся королевская конница, вся королевская рать не может шалтая-болтая поднять! Летят беспилотники, плывут корабли седьмого флота, а совести нации-то привет, солёный, как было сказано, кренделёк настаёт! Только верные собачки личико от соли и вылизывают, а больше никто ничего сделать не может.
Для бессовестного баламута Робина Уильямса не существовало авторитетов. Попался в оральные жернова, поминай как звали. Оральному шуту дозволено многое. Робин-Бобин-Барабек, как известно, скушал сорок человек. Король стенд-апа Робин Уильямс запросто закусывал политиками, этими кровососущими ублюдками.

Люди говорят, что сатира мертва. Нет, она далеко не мертва и живет в Белом Доме.

«Хочешь поиметь меня, да?» - орёт по его шутовской затее несчастная Статуя Свободы и размахивает на весь мир бейсбольной битой. А что делать? Сам-то президент «не очень владеет английским», диктаторам это не обязательно, приходится проговаривать, пережёвывать и выплёвывать невербальные истины. «Только попробуйте подосрать нам, недоноски, и мы разбомбим ваши города!» - вот что думает этот господин со скучающим лицом, этот сатир из хорошо охраняемого дома, вот что у него в голове, а у орального краснобая Робина Уильямса на языке.

Здесь в Ираке ребята курят на бензовозе. И тогда он говорит им, эй! Он кричит им - Эй, парни! Вы что там, обалдели? А они ему - Давай, чувак, валяй дальше, Роби! И он валяет дурака, выпрыгивает Джокером, кривляется и кричит в их обгорелые на злом, непривычном солнце лица. Он выкрикивает то, что всю ночь ворочалось у них в мозгах сухой непрожёванной галетой из стандартного набора для пушечного мяса. Он орал им - глотайте, ребята, представьте себе «арахисовое масло», етить его в качели, и они проглатывали.



Он знал: несмотря на бравый вид, они чертовски боятся этой пустыни, этого клятого Ирака, который есть восток, и хоть ты сдохни, ни черта не добьёшься со всей своей западной мутью о территориях влияния. Парни в камуфляже почти догадывались об этом. Он делал эту догадку не страшной. Он делал их возможную смерть почти лёгкой, с мыслью об «у моей девочки есть такая…» Кто сказал «пошлятина»? Это вы сказали «безвкусица»? Пойдите к себе в Гарвард и там шутите тонким юмором. Запомните: безвкусно - это когда люди не смеются! А когда смеются - значит, им вкусно, смачно, солоно, остро, значит, он потрафил вкусу почтеннейшей публики и сготовил блюдо - пальчики оближешь!

Кокаин — это предупреждение Господа о том, что ты зарабатываешь слишком много денег.

Когда наконец расслаблялись натруженные лицедейством мышцы, приходили мысли, от которых не было спасения… Их становится всё больше здесь, этих парней, раньше можно было ржать только над австралийцами, а теперь ещё и эти, как их, эстонцы, латыши. Какого чёрта они-то здесь делают? Какого чёрта ты забыл здесь, парень? Это ж пустыня, мать вашу за ногу…

Похоже, у того, что мы смертны, есть цель. Какая? В чём смысл балагана, который мы зовём реальностью? Спать…Но вопрос не уходит, не растворяется в алкоголе, не выгоняется коксом, он звучит всё назойливее, всё мучительнее. У того, что мы смертны, есть цель. Опиумные маки в Афганистане хорошо цветут. Вот и ответ. Опиумные маки растут в Афгане, как нигде. Он пошутит на эту тему завтра, а когда шутки иссякнут, привычно сойдёт на анально-сортирную тему. Верное дело. Все ржут, и никто не задаёт вопросов. А чтобы вопрос не скворчал под темечком, Робин привычно зальёт его водкой, засыплет белым порошком, заорёт криком в закамуфлированную публику:



«Эй, бродяги, не поставить ли ваши пушки на предохранители? Они смотрят мне прямо в яйца, а я не хочу быть похожим на красавчика Кена!» Он стаскивал их с вершин ужаса, как стаскивают с крыши по дурости забравшихся туда сорванцов, он отправлял их вниз, к плоти, пробивая липкий страх смехом. «Фкаву вам по фикрету, филиппинские цыпотьки таккие шаркие, мммм, ну, профто офикительные куколки!» Солдаты одобрительно гоготали. У каждого была своя «куколка», хотя бы в мечтах. Пусть мечты приведут их, куда следует.

Думаете, Господь не накуривался? Посмотрите на утконоса.

Робин Уильямс был готов на всё, чтобы вызвать вашу улыбку, люди. Он был абсолютно бесстыжим. Он хотел быть абсолютно бесстрашным. Но оставались вопросы, звуковые вопросы о смысле жизни, от которых нет спасения кроме познания самого себя. Наверное, реальность - охрененная концепция, только не для того, кто не может наполнить звуковой вектор психического бессознательного нужными ответами на главный вопрос.

Вы говорите «маскированная депрессия»? От кого же она маскируется? Разве от тех, кто не хочет видеть очевидного ? Незадолго перед смертью Робин Уильямс лёг в реабилитационную клинику. Он хотел избавиться от депрессии, ему обещали помочь. Человека можно снять с алкоголя, можно даже заставить его не принимать наркотики, технически это возможно. Всё будет пустой тратой времени, если звуковая нехватка страдающего так и не наполнится. Наполнить звук можно единственным способом - системно познавая себя изнутри психического бессознательного.

Статья написана с использованием материалов

Комедия и трагедия как драматические жанры противопоставлены друг другу. Произведения, которыми они представлены, совершенно по-разному воздействуют на зрителя. Чем отличается комедия от трагедии, и что вложено в основу каждой из них? Узнаем это.

Общая информация

Оба жанра принадлежат сразу двум направлениям искусства: литературе и театру. Иными словами, они относятся к драматургии, а наиболее полно раскрываются в сценических постановках, где присутствует игра актеров.

История комедии и трагедии очень давняя. Еще в античные времена разыгрывались представления, вызывающие у публики неизменный интерес. Зачинателем комедии считается Аристофан. А совершенные образцы трагедии были созданы Эсхилом, Еврипидом и Софоклом – корифеями древнегреческой драматургии.

Сравнение

Каждый из жанров примечателен по-своему. Комедийные произведения направлены на то, чтобы заставить зрителя смеяться. Они представляют собой забавные истории, состоящие из недоразумений и курьезов. Комический персонаж зачастую глуповат и непредусмотрителен, ему свойственно попадать в нелепые ситуации.

Одни комедии – добродушные и непринужденные, исполненные в юмористической форме и создающие позитивное настроение. Другие характеризуются сатирическим подходом. В них высмеиваются общественные пороки и недостатки людей. Такие комедии не только веселят зрителя, но и заставляют его призадуматься, вынести какие-то уроки.

В любом случае отличие комедии от трагедии состоит в том, что финал в комедии всегда благополучный. Трагедия же обязательно предполагает печальный исход. Ее главного героя, а иногда и всех персонажей, ждет неминуемая гибель. Сама атмосфера трагедии напряженная. В сюжете присутствуют сложные конфликтные сцены. Тон повествования нередко пафосный.

Трагический герой часто идеализирован. Его нравственная сила велика. Достоинство характера такого персонажа заключается в способности пойти на глубокое страдание ради достижения благородной цели. Но если в комедии обязательно находится выход из затруднительной ситуации, то герой трагедии сталкивается с неразрешимыми проблемами, его судьба предрешена.

Надо сказать, что комедия и трагедия со временем несколько изменялись. Проанализируем, какими они были в далекие античные времена. К слову, первым, кто провел фундаментальное исследование двух жанров, на которое теоретики ссылаются и сегодня, был выдающийся философ Аристотель.

Итак, комедия изначально считалась низким жанром. Чаще всего она приобретала обличительный, сатирический оттенок. Персонажами сценок нередко был «всякий сброд», но иногда высмеивались и представители знати. Сюжет комедии обычно был полностью выдуман. Постепенно статус этого жанра повышался. Ведь комедийные произведения стали посвящаться актуальным общественным проблемам и серьезным вопросам, охватывающим нравственную сферу.

Что касается трагедии, то ее античные образцы создавались преимущественно на материале мифов. Герой такого представления был втянут в неразрешимый конфликт по воле богов или злого рока. Позднее основу трагедии стали составлять исторические события. А в роли главных действующих лиц уже выступали не герои мифов, а обычные люди, чаще высокого положения, с которыми происходили мрачные события, имеющие в финале роковую развязку.

В чем разница между комедией и трагедией? В том, что в современной жизни комедия продолжает свое существование. Сейчас она также является жанром кино. Сюжет в таком фильме может быть построен исключительно на комизме положений, в которые попадают персонажи. Трагедия же в наши дни уступила место драме.

ТРАГЕДИЯ - большая форма драмы, драматургический жанр, противополагаемый комедии (см. ), специфически разрешающий драматическую борьбу неизбежной и необходимой гибелью героя и отличающийся особым характером драматического конфликта. Т. имеет своей основой не всякую борьбу личности с препятствиями, но лишь глубокий идейный конфликт, столкновение мировоззрений (словарь).

Трагедия обращена к неразрушимым противоречиям бытия. Трагический герой стоит перед двумя соравными истинами, каждая из этих истин для него неприложна (авторитарна). Однако, в силу исторической необходимости герой должен сделать выбор. И он способен сделать выбор и взять н а себя ответственность, и берет на себя ее.

· Герой всегда отягощен трагической виной. Трагический герой, одновременно и герой, и преступник (преступает истину во имя другой).

Вину он искупает своей смертью.

Элементы трагедии:

ü Катарсис

ü Поступок героя (процесс движения к гибели)

ü Гордость и упорство героя

ü Страдания героя

Трагедия появляется тогда, когда в чел. культуре появляются крупные сдвиги (тектонические)*

КОМЕДИЯ (греч. komoidia, от komos - веселая процессия и oide - песнь) - долгое время один из двух основных жанров драматургии - смешной и "низкий" в противоположность трагедии; впоследствии всякая смешная пьеса (словарь).

По Аристотелю, разница между трагедией и К. состоит в том, что "одна стремится подражать худшим, другая лучшим людям, нежели нынешние".

Комедия наиболее близка к эпике, она архаичнее, чем другие драматические жанры.

Она была призвана уравновесить трагедию. Важно понятие НОРМЫ!

Норма нарушается, à комедия появляется. (В конце, норма восстанавливается).

Положительные персонажи.

Носители нормы: «Ревизор», «Недоросль», «Вишневый сад».

В конце 18 века рождаются новые жанры.

ДРАМА - это один из основных жанров (видов) драмы как рода литературы наряду с трагедией и комедией. Как и комедия, драма воспроизводит преимущественно частную жизнь людей, однако главная ее цель не осмеяние нравов, а изображение личности в ее драматических отношениях с обществом.

Понятие драма как жанр сложилось во второй половине 18 в. у просветителей. Драма19-20 в.в. является преимущественно психологической. Отдельные разновидности драмысмыкаются со смежными жанрами, используя их средства выразительности, например приемы трагикомедии, фарса, театра масок.

Буржуазные отношения, где каждый стремится к своей выгоде.

Герой: ОБЫЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК.

В 19 веке драма стала необходимостью театра.

МЕЛОДРАМА - (от греч. μελος - песня и греч. Δρα´μα - действие ) - жанр художественной литературы, театрального искусства и кинематографа, произведения которого раскрывают духовный и чувственный мир героев в особенно ярких эмоциональных обстоятельствах на основе контрастов: добро и зло, любовь и ненависть и т. п.

Поэтика мелодрамы:

Один главный герой, но он, как правило, жертва. Он страдает. Чаще всего это женщина.

«фабрика слез».

Обязательно есть люди, «группа поддержки», постоянно жалеющие героя.

Злодей. Зло единично. Зло не есть основа нашего мира.

С одной стороны, при работе над драмой используются средства, которые есть в арсенале писателя, но, с другой, произведение не должно быть литературным. Автор описывает события так, чтобы человек, который будет читать тест, смог увидеть все происходящее в своем воображении. Например, вместо «они просидели в баре очень долго» можно написать «они выпили по шесть кружек пива» и т.д.

В драме происходящее показывается не через внутренние размышления, а через внешнее действие. Причем все события происходят в настоящем времени.

Также определенные ограничения накладываются на объем произведения, т.к. оно должно быть представлено на сцене в рамках отведенного времени (максимум до 3-4 часов).

Требования драмы, как сценического искусства, накладывают свою печать на поведение, жесты, слова героев, которые часто гиперболизируются. То, что не может произойти в жизни за несколько часов, в драме очень даже может. При этом аудитория не удивится условности, неправдоподобию, т.к. этот жанр изначально в определенной степени допускает их.

Во времена дорогой и недоступной для многих книги, драма (как публичная постановка) была ведущей формой художественного воспроизведения жизни. Однако с развитием печатных технологий уступила первенство эпическим жанрам. Тем не менее и сегодня драматические произведения остаются востребованными у общества. Основная аудитория драмы, это, конечно же, театралы и кинозрители. Причем число последних превышает число читателей.

В зависимости от способа постановки, драматические произведения могут быть в форме пьесы и сценарии. Все драматические произведения, предназначенные для исполнения с театральной сцены, называют пьесами (франц. pi èce ). Драматические произведения, по которым снимают фильмы, – сценариями. И пьесы, и сценарии содержат авторские ремарки для обозначения время и места действия, указания на возраст, внешний вид героев и т.д.

Структура пьесы или сценария соответствует структуре истории. Обычно части пьесы обозначают как акт (действие), явление, эпизод, картина.

Основные жанры драматических произведений:

– драма,

– трагедия,

– комедия,

– трагикомедия,

– фарс,

– водевиль,

– скетч.

Драма

Драма – это литературное произведение, изображающее серьезный конфликт между действующими лицами или между действующими лицами и обществом. Отношения между героями (героями и обществом) сочинениями этого жанра всегда полны драматизма. По ходу развития сюжета идет напряженная борьба как внутри отдельных персонажей, так и между ними.

Хотя в драме конфликт весьма серьезен, он тем не менее может быть разрешен. Этим обстоятельством объясняется интрига, напряженное ожидание аудитории: удастся герою (героям) выпутаться из ситуации или нет.

Драме свойственно описание реальной повседневной жизни, постановка «бренных» вопросов человеческого бытия, глубокое раскрытие характеров, внутреннего мира персонажей.

Выделяют такие типы драмы, как историческая, социальная, философская. Разновидностью драмы является мелодрама. В ней действующие л ица четко делятся на положительных и отрицательных.

Широко известные драмы: «Отелло» В. Шекспира, «На дне» М. Горького, «Кошка на раскаленной крыше» Т. Уильямса.

Трагедия

Трагедия (от греч. tragos ode – «козлиная песня») – это литературное драматическое произведение, основанное на непримиримом жизненном конфликте. Трагедии свойственны напряженная борьба сильных характеров и страстей, которая заканчивается катастрофическим для персонажей исходом (как правило, смертью).

Конфликт трагедии обычно очень глубокий, имеющий общечеловеческое значение и может быть символичным. Главный герой, как правило, глубоко страдает (в том числе от безысходности), судьба его несчастна.

Текст трагедии нередко звучит патетично. Многие трагедии написаны стихами.

Широко известные трагедии: «Прикованный Прометей» Эсхила, «Ромео и Джульетта» В. Шекспира, «Гроза» А. Островского.

Комедия

Комедия (от греч. komos ode – «веселая песня») – это литературное драматическое произведение, в котором характеры, ситуации и действия представлены комично, с использованием юмора и сатиры. При этом персонажи могут быть достаточно грустными или печальными.

Обычно комедия представляет все уродливое и нелепое, смешное и несуразное, высмеивает общественные или бытовые пороки.

Комедию подразделяют на комедию масок, положений, характеров. Также к этому жанру относят фарс, водевиль, интермедию, скетч.

Комедия положений (комедия ситуаций, ситуационная комедия) – это драматическое комедийное произведение, в котором источником смешного являются события и обстоятельства.

Комедия характеров (комедия нравов) – это драматическое комедийное произведение, в котором источником смешного является внутренняя суть характеров (нравов), смешная и уродливая однобокость, гипертрофированная черта или страсть (порок, недостаток).
Фарс – это легкая комедия, использующая простые комические приемы и рассчитанная на грубый вкус. Обычно фарс используется в цирковой к лоунаде.

Водевиль – легкая комедия с занимательной интригой, в которой имеется большое количество танцевальных номеров и песен. В США водевиль называют мюзиклом. В современной России также обычно говорят «мюзикл», подразумевая водевиль.

Интермедия – это небольшая комическая сценка, которую разыгрывают между действиями основного спектакля или представления.

Скетч (англ. sketch – «эскиз, набросок, зарисовка») – это короткое комедийное произведение с двумя-тремя персонажами. Обычно к представлению скетчей прибегают на эстраде и телевидении.

Широко известные комедии: «Лягушки» Аристофана, «Ревизор» Н. Гоголя, «Горе от ума» А. Грибоедова.

Известные телевизионные скетч-шоу: «Наша Russia », «Городок», «Летающий цирк Монти Пайтона».

Трагикомедия

Трагикомедия – это литературное драматическое произведение, в котором трагический сюжет изображен в комическом виде или представляет собой беспорядочное нагромождение трагичных и комичных элементов. В трагикомедии серьезные эпизоды сочетаются со смешными, возвышенные характеры оттеняются комическими персонажами. Основным приемом трагикомедии является гротеск.

Можно сказать, что «трагикомедия – это смешное в трагическом» или наоборот, «трагическое в смешном».

Широко известные трагикомедии: «Алкестида» Еврипида, «Буря» В. Шекспира, «Вишневый сад» А. Чехова, фильмы «Форрест Гамп», «Великий диктатор», «Тот самый Мюнхазен».

Более подробную информацию на эту тему можно найти в книгах А. Назайкина

Появлению драмы в Греции предшествовал длительный период, на протяжении которого главенствующее место занимали сначала эпос, а затем лирика. Все мы знаем богатый героический эпос -поэмы «Илиада» и «Одиссея», дидактический (поучительный) эпос -поэмы Гесиода (VII в. до н.э.); это произведения лирических поэтов VI в. до н.э.

Рождение греческой драмы и театра связано с обрядовыми играми, которые посвящались богам-покровителям земледелия: Деметре, ее дочери Коре, Дионису. Такие обряды иногда превращались в культовую драму. Например, в городе Элевсине во время мистерий (таинств, на которых присутствовали лишь посвященные) устраивались игры, во время которых изображалось бракосочетание Зевса и Деметры, похищение Коры Плутоном, скитания Деметры в поисках дочери и возвращение Коры на землю.

Дионис (или Вакх) считался богом творческих сил природы; позднее он стал богом виноделия, а потом богом поэзии и театра. Символами Диониса служили растения, особенно виноградная лоза. Его часто изображали в виде быка или козла.

На праздниках, посвященных Дионису, распевали не только торжественные, но и веселые карнавальные песни. Шумное веселье устраивали ряженые, составлявшие свиту Диониса. Участники праздничного шествия мазали лицо винной гущей, надевали маски и козлиные шкуры.

Из обрядовых игр и песен в честь Диониса выросли три жанра древнегреческой драмы: трагедия, комедия и сатировская комедия (названная так по хору, состоявшему из сатиров). Трагедия отражала серьезную сторону дионисийского культа, комедия - карнавально-сатирическую. Сатировская драма представлялась средним жанром. Веселый игровой характер и счастливый конец определили ее место на праздниках в честь Диониса: сатировскую драму ставили как заключение к представлению трагедий.

Трагедия, по свидетельсьву Аристотеля, брала начало от запевал дифирамба, комедия - от запевал фаллических песен, т.е. песен, в которых прославлялись плодоносящие силы природы. К диалогу, который вели эти запевалы с хором, примешивались элементы актерской игры, и миф как бы оживал перед участниками праздника.

Многое о происхождении греческой драмы могут сказать сами слова трагедия и комедия. Слово трагедия происходит от двух греческих слов: трагос - «козел» и одэ - «песнь», т.е. «песнь козлов»". Это название вновь ведет нас к сатирам-спутникам Диониса, козлоногим существам, прославлявшим подвиги и страдания бога. Слово комедия происходит от слов комос и одэ. «Комос» - это шествие подвыпившей толпы ряженых, осыпавших друг друга шутками и насмешками, на сельских праздниках в честь Диониса. Следовательно, слово комедия обозначает «песнь комоса».

Греческая трагедия, как правило, брала сюжеты из мифологии, которая хорошо была известна каждому греку. Интерес зрителей сосредоточивался не на фабуле, а на трактовке мифа автором, на той общественной и нравственной проблематике, которая разворачивалась вокруг всем известных эпизодов мифа. Используя мифологическую оболочку, драматург отражал в трагедии современную ему общественно - политическую жизнь, высказывал свои этические, философские, религиозные воззрения. Поэтому роль трагических представлений в общественно-политическом и этическом воспитании граждан была огромна.

Уже во второй половине VI в. до н. э. трагедия достигла значительного развития. Античная история передает, что первым афинским трагическим поэтом был Феспид (VI в.до н.э.).Первая постановка его трагедии (название ее неизвестно) состоялась весной 534 г. до н. э. на празднике Великих Дионисий. Этот год принято считать годом рождения мирового театра.

Феспиду приписывают усовершенствование масок и театральных костюмов. Но главным нововведением Феспида было выделение из хора одного исполнителя, актера. Этот актер, или, как его называли в Греции, гипокрит («ответчик»), мог обращаться к хору с вопросами, отвечать на вопросы хора, изображать по ходу действия различных персонажей, покидать сценическую площадку и возвращаться на нее.

Таким образом, ранняя греческая трагедия была своеобразным диалогом между актеров и хором и по форме напоминала скорее кантану. При этом, хотя количественно партия актера в первоначальной драме была невелика и главную роль играл хор, именно актер с самого своего появления стал носителем действенного, энергичного начала.

В комедии гораздо шире, чем в трагедии, к мифологическим мотивам примешивались житейские, которые постепенно стали преобладающими или даже единственными, хотя в целом комедия по-прежнему считалась посвященной Дионису. Так, во время комоса стали разыгрываться небольшие сценки бытового и пародийно-сатирического содержания. Эти импровизированные сценки представляли собой элементарную форму народного балаганного театра и назывались мимами (в переводе значит «подражание», «воспроизведение»; исполнители этих сценок также назывались мимами). Героями мимов были традиционные маски народного театра: горе-воин, базарный воришка, ученый-шарлатан, простак, дурачащий всех, и т.д. Песни комоса и мимы - это главные истоки древней аттической комедии.

Возникшая из аттического комоса комедия V в. до н. э. была политической по своему содержанию. Она постоянно затрагивала вопросы политического строя, внешней политики Афинского государства, вопросы воспитания молодежи, литературной борьбы и др.

Злободневность древней аттической комедии усугублялась тем, что в ней допускалась полная свобода в карикатурном изображении отдельных граждан, выводимых к тому же под своими подлинными именами (поэты Эсхил, Софокл, Еврипид, Агафон, вождь афинской демократии Клеон, философ Сократ и другие - у Аристофана). При этом древняя аттическая комедия создает обычно образ не индивидуальный, а обобщенный, близкий к маске народного комедийного театра. Например, Сократ в «Облаках» Аристофана наделен не чертами реального лица, но всеми свойствами ученого-шарлатана, одной из любимых масок народных карнавалов. Такая комедия могла существовать только в условиях афинской рабовладельческой демократии.

Греческую комедию 5 в. до н. э. называют древней аттымеской комедаей. Она соединяла в себе веселую вольность народных обрядовых игр с постановкой важных вопросов государственной и общественной жизни. Воспитание молодежи, литературная борьба, вопросы войны и мира, организация государственных учреждений -- все эти проблемы постоянно поднимались в комедиях. Острая карикатура, смелые нападки на реальных лиц, полет фантазии -- вот основные черты этой комедии. Театр был поистине школой афинских граждан!

Такая трагедия и тем более комедия могли существовать только в условиях подъема афинской рабовладельческой демократии, дававшей право участвовать в управлении государством, влиять на общественную жизнь, в том числе и на театр, всем свободным гражданам. Но демократия, основанная на труде рабов, предоставляла богатым и влиятельным людям большие возможности использовать это право по сравнению с бедным трудовым людом -- ремесленниками, крестьянами, рыбаками и т. д. Кроме того, чужеземцы, женщины и, конечно, рабы были абсолютно бесправны. Своего наивысшего расцвета театральное искусство в Афинах достигло в 5 в. до н. э.