В какой программе делать саунд дизайн. Где учиться на Саунд дизайнера


" является маркетинговым термином, который подразумевает четвертое поколение мобильной беспроводной сотовой связи. В то время как 1G относится к первой партии широко доступны мобильных телефонов, 2G перешли на цифровые системы, принеся с введением текстовыми сообщениями, а затем технология 3G предлагает значительные улучшения, не в последнюю очередь возможность легкого просмотра веб-страниц, и теперь 4G, разработанный для того, чтобы соответсвовать требованиям по скорости, необходимым благодаря дальнейшему развитию существующих 3G-приложений, таких как текстовые сообщения, видео-звонки и мобильное телевидение. Короче говоря, для всех усовершенствований, которые фантазия добавляет к смартфонам, таких как возможность HDTV, нужны более продвинутые технологии и более высокая скорость. 4G является ответом на эту проблему.

4G (англ. fourth generation - четвёртое поколение) - перспективное (четвёртое) поколение мобильной связи, которое характеризуется высокой скоростью передачи данных и повышенным качеством голосовой связи. К четвёртому поколению обычно относят перспективные технологии, с помощью которых можно осуществлять передачу данных со скоростью выше 10 Мбит/с подвижным абонентам.

В 2007 году Международным союзом электросвязи в Секторе радиосвязи (МСЭ-R) определен новый глобальный стандарт под названием International Mobile Telecommunications-Advanced (IMT-Advanced). Стандарт содержит перечень функций, которым должна соответствовать сеть прежде,чем будет названа как "4G". Это такие функции (цитата МСЭ):

  • совместимость услуг в рамках IMT и с фиксированными сетями;
  • возможность взаимодействия с другими системами радиодоступа;
  • высококачественные услуги мобильной связи;
  • возможность роуминга по всему миру;
  • улучшенные пиковые скорости передачи данных для поддержки расширенных сервисов и приложений.

Это означает, что IMT-Advanced будет интернет-протокол (IP) с пакетной коммутацией сети, которая включает в себя Voice-over-IP (VoIP), а не отдельные каналы телефонного вызова, используемые в сетях 3G.

Другой функцией IMT-Advanced будет бесшовная связь и роуминг по многократным сетевым типам, включая с гладкой (плавная) передачей.

Проще говоря, гладкая (плавная) передача означает, что ваше устройство будет иметь доступ к самой быстрой доступной сети. Если вы отвечаете на телефонный звонок и двигаетесь в диапазоне Wi-Fi Hotspot, устройство будет перемещаться от сети 4G к Wi-Fi Hotspot, не теряя телефонной связи, и вы будете оставаться на связи в зоне вашего оператора, в то время как в находитесь в зоне Wi-Fi. Когда вы покидаете Wi-Fi зону, устройство будет плавно переключится обратно в сеть 4G, а вы не потеряете телефонное соединение. Список требований заявляет, что сети 4G должны иметь возможность обмениваться данными со скоростью до 100 МБит/с. Чтобы увидеть это в истинном свете, следует сказать, что скорости передачи данных в сети 3G могут в настоящее время быть столь же медленными, как 3.84 Мбит/с, так что это значительный шаг вперед.

Современные технологии, которые в самом ближайшем времени станут повседневностью, невозможны без гарантированного широкополосного доступа, например, дистанционные хирургические операции и системы онлайн-консультирования, что позволит пациентам связываться с лучшими специалистами, а последние моментально получать карты болезней своих пациентов. технологии, без которых будет немыслим практически любой вид деятельности уже в ближайшие годы, требуют наличие надежных, быстрых и обладающих высокой пропускной способностью каналов. Мобильные 4G-сетям позволят пересылать гигабайты данных мгновенно и с высокой степенью защиты. Беспроводные технологии занимают ведущую позицию в обеспечении широкополосного доступа в сельской местности. Разумнее и рентабельнее построить одну станцию 4G, способную обеспечит связь на расстоянии десятков километров, нежели тянуть оптоволокно. Возможно, Россия превратится в страну с одной из самой передовых 4G-сетей, тем более что глава Минсвязи Николай Никифоров, а его заместитель владелец Yota Денис Свердлов. И Никифоров, и Свердлов - люди с большим практическим опытом. Первый разработал и успешно запустил "электронное правительство" в Республике Татарстан, второй - гендиректор первого в России бренда, запустившего в 2009 формат беспроводной интернет-связи WiMAX, а в 2011 году - самый передовой формат LTE. На данный момент устройства LTE рассчитаны на скорость в 20 Мбит/с, но теоретически сеть четвёртого поколения позволяет обеспечить скорость до 300 Мбит/с, что делает возможной работу абсолютно новых сервисов. К примеру, проведение качественных видеоконференций на огромных офисных экранах. Участники подобных конференций могут не просто находиться в разных географических точках, но и двигаться, например, в : работающая в LTE-сети веб-камеры на ноутбуке обеспечит полноценное участие в диалоге. Обмен файлами становится и вовсе невероятно быстрым: наприме, на FTP-сервер файл размером 100 Мб можно залить всего за 4 секунды. Рядовых пользователей скорее всего заинтересует мобильное интернет-телевидение. 4G означает, что вы сможете легко скачать и музыку, и видео на ходу, загрузка через 4G стандартного фильма займет всего 10-15 минут. Быстрое соединение также позволит мобильным геймерам наслаждаться сложными многопользовательскими онлайн играми. Уже сейчас LTE позволяет передавать в реальном времени HD-видео - главное, чтобы серверы отправляющей стороны работали оперативно (YouTube уже настроен под быструю отдачу видео, но многие видеосервисы Сети пока нет). Сервисом из области фантастики, который предоставят 4G-сети, станут системы дополненной реальности: облачный сервер будет отправлять на экраны мобильных устройств сотни контекстных подсказок, исходя из местоположения абонента и городского пейзажа, который "видят" их веб-камеры.

Оставьте свой комментарий!

Василий Филатов

продюсер, саунд-дизайнер, композитор, основатель студии SoundDesigner.PRO , создатель социальной сети Кинодело , основатель и директор Института звукового дизайна

«Современный саунд-дизайнер должен разбираться в звукорежиссуре, режиссуре кино, знать историю визуальных искусств, музыки. Должен быть хорошим менеджером: часто для создания определённого звукового эффекта (например, взрыва) требуется слаженная работа команды ассистентов: правильно поставить задачу, объяснить, в какой момент и что нужно сделать.

Саунд-дизайнер должен обладать базовыми знаниями в области программирования: тембры на синтезаторе или процессоре обработки не всегда совпадают с вашими задачами, и зачастую требуется создать тембр с чистого листа.

Я считаю, что любой человек, который ставит перед собой цель достичь чего-то конкретного, обязательно этой цели достигнет. К сожалению, в России мало профильных учебных заведений: классическая система образования устарела из-за стремительного роста технологий, с которыми наша профессия тесно связана. Что-то было актуально пару лет назад? Прошлый век. Поэтому система образования, когда ты планируешь свою программу на пять лет вперед, сейчас не работает. Время за небольшими профильными школами, чутко реагирующими на изменения рынка, ведь профессия не может существовать вне плоскости применения.

Школа обязательно нужна. Несмотря на то что всю информацию, которую студент получает на лекции, можно найти и в интернете, её сперва нужно найти. А для этого - знать, где искать. Но именно этим и занимаются преподаватели - поиск, систематизация, подготовка информации в удобоваримом формате для студента.

Если вы решили посвятить жизнь звукам, нужно всё время самостоятельно учиться, экспериментировать, реализовывать смелые фантазии, которые возникают. Базовый рекордер и микрофон сейчас стали доступны по цене. Записывайте как можно больше фактур. Прослушивайте их после и безжалостно удаляйте неудачные дубли - вы наработаете собственную библиотеку шумов. Даже если это не работает таким образом, вы на практике узнаете, как работает микрофон, как реагирует устройство записи на определённые фактуры.

Начать работу со звуком просто. Посмотрите обучающие ролики по программному обеспечению на Youtube. Разработчики выкладывают видеоинструкции по применению своих программ. Это нагляднее, чем читать текст. Но не забывайте читать мануалы. Скучно? Зато из них вы почерпнёте знания о тонкостях работы с тем или иным софтом или «железом». Я бы хотел обратить внимание на то, что существует бесплатный софт. Им можно пользоваться, чтобы начать что-то делать, и делать хорошо. Нужно ли владеть музыкальными инструментами? Не обязательно, но это сильно поможет вам в профессии.

Классическая система образования устарела из-за стремительного роста технологий, с которыми наша профессия тесно связана. Что-то было актуально пару лет назад? Прошлый век

Если человек работает на телеканале и делает саунд-дизайн для телеконтента, вряд ли он сможет перейти в кино. Обратный путь возможен, из кино на телевидение, потому что телевидение чаще всего прививает дурной вкус, требует от звукорежиссёра стандартных решений, как ни странно. Я не знаю, с чем это связано. Возможно, с какой-то зашоренностью людей, которые принимают решения и считают, что, раз это работает, можно это и дальше использовать, не задумываясь о переменах.

Существует множество западных интересных источников: лента Mix Online , Sound on Sound . Есть замечательные визуальные истории от SoundWorks Collection . Есть личности, деятельность которых постоянно нужно мониторить для того, чтобы не отстать. Бен Бертт (Wall-E, Star Wars), Дейн Девис (Matix Movie). То, что делают со звуками они, мы будет делать ещё только через десяток лет. Послушайте фильмы «Трон: Наследие», Inception, WALL-E, Dark Knight. Если вы ещё этого не сделали, посмотрите список номинантов на «Оскар» за лучшее звуковое решение. Посмотрите и прослушайте эти фильмы несколько раз. Они заслуживают пристального внимания.

Очень рекомендую работы Ханса Циммера и его студии . Он не только один из лучших мировых композиторов, но и замечательный менеджер - в его студии работают лучшие композиторы. Он пишет музыку, вплетая в звучание оркестра огромное количество звуковых эффектов, которые влияют на эмоции. Ну и наконец большая часть голливудских саундтреков, которые вы можете себе представить, были созданы в коллаборации с Хансом. Это высокотехнологичная студия, где переплетается современное и классическое звучание».

Александр Лейфа о звуковых образах
и саундтреках к завтраку

Александр Лейфа

DJ, продюсер , саунд-дизайнер, преподаватель факультета звукорежиссуры и саунд-дизайна Московской школы кино

«В современном мире с высокой доступностью технологий и при достаточно низком входном цензе в почти любую индустрию (будь то разработка мобильных приложений или создание аудиовизуального контента) профессиональные решения в сфере звукового оформления, озвучивания, саунд-дизайна актуальны как никогда.

Саунд-дизайн для меня - это продолжение работы над музыкальным произведением, это создание целостного аудиомира, вселенной, функционирующей по своим особым правилам, которые удовлетворяют требования конкретного проекта. В моём понимании, саунд-дизайн и музыка неразрывны - это не смежные области, а единое целое. Отсюда я могу заключить, что музыкальная деятельность и наличие соответствующих навыков и знаний являются необходимыми условиями для работы в сфере саунд-дизайна. По крайней мере, если вы окончили музыкальную школу, вам будет проще.

Без искренней любви к музыке и звуку в этой сфере делать нечего - это точно. Вы должны получать удовольствие от создания музыкальных полотен, записи и использования фактур, семплирования, синтеза звука и т. д. Тяга к экспериментам должна быть у вас в крови. Иначе проще и безопаснее для собственной психики сидеть в офисе на стабильном пособии под названием зарплата и многократно делать то, что уже было сделано до вас.

Успешность в сфере саунд-дизайна зависит от степени вашей чуткости ко всему, что касается звука, а также неутомимой любознательности и работоспособности. Ещё отлично, если вы мыслите звуковыми образами. Вас должно глубоко интересовать то, каким образом были созданы звуковые эффекты к той или иной картине, почему трек любимого артиста звучит и действует на ваше тело и сознание именно так, у вас должно быть стремление к альтернативному озвучиванию окружающей вас реальности (как насчёт саундтрека к завтраку?). Ваша личная база семплов, фактур должна расти не по дням, а по часам, а рекордер или семплер должен стать вашим лучшим другом и незаменимым спутником».

Алексей Пузиков о том, как с помощью кипятильника и банки с водой записать звук электрички и усыпить ребёнка с помощью фена

«Кандидату в профессионалы важно обладать предрасположенностью к аудиальному восприятию мира. Можно подумать, что первыми в этом списке должны оказаться такие важные характеристики, как наличие музыкального слуха и чувства ритма. Но здесь можно с большей вероятностью утверждать, что если вы не в силах почувствовать разницу между нотами си и ре, то, скорее всего, вам никогда не придёт в голову заниматься саунд-дизайном.

Нужно быть любопытным человеком, исследователем. Звук - очень тонкая материя. Слух - это совместная работа слухового аппарата плюс аналитическая работа мозга. Это то, что отличает бездушную и непредвзятую звукозаписывающую аппаратуру от человеческих субъективных чувств. Саунд-дизайнер является тем самым устройством, выполняющим для зрителя работу по аналитике и комбинации, используя звуки (которые он записал на бездушной аппаратуре). То есть в первую очередь саунд-дизайнер выполняет функцию по управлению вниманием зрителя. Он объединяет звуковые фактуры таким образом, чтобы зритель услышал именно то, на что, по замыслу творца, необходимо обратить внимание.

Дело в том, что то, как слышит какой-то конкретный звук система ухо плюс мозг, сильно отличается от того, как это записывает микрофон. Именно поэтому звук шагов по снегу - это, скорее, не шагающий зимой человек, а два полиэтиленовых пакетика с крахмалом (попробуйте их помять) плюс саунд-дизайнер. Саунд-дизайнер постоянно должен выискивать соответствия между реальными звуковыми фактурами и тем, как они звучат в записи. Вы разве не знали, что звук электрички можно записать, не выходя из комнаты, с помощью кипятильника и литровой банки с водой?

При отборе фонов к полнометражной картине можно провести не один полный день, монтируя звуки города, которые звучат так: «шшшшшшшшш-шшшшшшш»

Также важно быть эмпириком и экспериментатором, быть очень усидчивым - в прямом смысле слова. Уметь концентрироваться на монотонной работе, а её будет очень много. Например, при отборе фонов к полнометражной картине можно провести не один полный день, отслушивая, отбирая, систематизируя и монтируя звуки города, ветра или моря, которые, по большому счёту, звучат все так: «шшшшшшшшш-шшшшшшш». Будет неплохо, если вы при этом ещё и не уснёте. Хотя, конечно, можете, потому что основные составляющие этих фонов, так называемый розовый и коричневый шумы - наиболее естественные для человеческого уха успокоительные звуки. Небольшой лайфхак для молодых родителей: если ваш ребенок плачет или не может уснуть, включите фен, и он сразу успокоится.

Когда я учился во ВГИКе, у нас была единственная доступная фонотека, состоящая из 40 дисков по 99 треков в каждом. Мы все ею активно пользовались, и, кроме того что все наши фильмы стали звучать одинаково, ещё долгое время после окончания института я мог с уверенностью назвать номер трека и диска, с которого звучала какая-нибудь птичка в сериале по ТВ. Поэтому очень важно собирать собственную фонотеку.

Профессия саунд-дизайнера является достаточно узкой специализацией звукорежиссуры. В России исторически сложилось, что специалист, работающий со звуком, должен уметь и провода спаять, и музыку написать, - то есть быть просто на все руки мастером. Таких до сих пор учат во ВГИКе, СПБГУКиТе и других государственных вузах страны, где есть кафедра звукорежиссуры. Западная традиция подразумевает разделение на множество специализаций: звукорежиссёр озвучания, звукорежиссёр записи звука на площадке, специалист по записи синхронных шумов и т. д. В нашей стране процесс сепарации начался с приходом западных технологий производства аудиовизуальной продукции. Непосредственно саунд-дизайну у нас учат только в Московской школе кино. Если душа лежит больше к работе с людьми, в студии или на площадке, или же просто очень хочется в волшебный мир кино, то можно записаться на бесплатные курсы при Мосфильме . Там вам дадут много практики и помогут с трудоустройством».

Живое исполнение, искусство звука, пост-продакшн и разработку компьютерных игр. Звуковое оформление чаще всего включает в себя манипуляции из ранее составленного или записанного аудио, подобного музыке или звуковым эффектам. Иногда оно может включать в себя комбинирование или манипуляцию с аудио, для создания нужного эффекта или настроения.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    Создание саунд-дизайна для культовых проектов - Василий Филатов, Toonbox Sound Av

    Video Game Audio: How to Design Weapon Sounds

    Lessons in VR Audio Design From The Void

    Субтитры

Определение

В самом широком понимании звуковой дизайн (от англ. Sound Design - дизайн звука, саунд-дизайн) - вид деятельности, объектом которой является звук, его носители (цифровые, аналоговые) и в некоторых случаях акустика пространств и помещений. Сама формулировка «звуковой дизайн» указывает на деятельность, относящуюся к сфере производства звуков и акустических сред, работ по звуковому оформлению аудиовизуальных проектов, проектированию и разработке звукошумового сопровождения экранных и мультимедийных продуктов, в первую очередь для коммерческого и массового использования.

Звуковой дизайн (в экранных искусствах) - вид творческой деятельности по моделированию звуковых пространств и созданию специальных звуковых эффектов для экранных и мультимедийных произведений.

Благодаря возможностям новейшей аппаратуры звукозапись и обработка звука перешли на новый уровень, при котором стало возможным не только точное звуковоспроизведение, но и высококачественное моделирование звука, создание необычных звуковых элементов при помощи синтеза и обработки. Эффектные взрывы, всевозможные фантастические машины, звуки и голоса монстров, фоновые атмосферы планет и батальные звуки сражений в далеких галактиках - все эти и многие другие оригинальные компоненты кино- видеофонограммы чрезвычайно востребованы в современных коммерческом кино и мультимедиапродукции. Без необычных звуков, созданных талантом дизайнера, действие на кино- и телеэкране не будет столь динамичным, эффектным и захватывающим.

Звуковой дизайн востребован в кино, видео, мультипликации, мультимедиа, на телевидении, в сфере брендинга и рекламы, на радио, в театральном искусстве и в современных жанрах музыки.

Дизайнер звука (саунд-дизайнер) - это творческая профессия, которая подразумевает хорошее владение навыками в области звуковой техники и технологии, поэтому среди специалистов по дизайну звука много профессиональных звукорежиссёров, звукооператоров и композиторов. Дизайнер звука должен объединять в себе как творческого, так и технического работника, должен хорошо разбираться в драматургии и режиссуре аудиовизуального продукта, в актерском мастерстве и точно чувствовать взаимосвязь сценического, экранного действия и звукового сопровождения. В компетенцию специалиста по звуковому дизайну также входят знание и понимание особенностей рынка аудиовизуальной индустрии, психологии восприятия экранной продукции, профессиональное чутье и коммуникабельность.

Представители профессии

Образование в области звукового дизайна

В сфере российского образования первые эксперименты по введению преподавания предмета «Звуковой дизайн» в гуманитарных институтах проводились начиная с 2003 года. В Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов профессором Н. И. Дворко было организованы занятия по предмету «Звуковой дизайн мультимедиа-программ» в рамках вузовской специальности 050200, режиссура, специализация «Режиссура мультимедиа-программ». В этом же году Н. И. Дворко было выпущено несколько методических работ по преподаванию «Звукового дизайна».

В московских учебных заведениях преподавание предмета «Звуковой дизайн» становится регулярным с 2008-2009 гг. Так с 2009 года в Гуманитарном институте телевидения и радиовещания имени М.А. Литовчина предмет «Звуковой дизайн» изучается в рамках подготовки по специальности «Звукорежиссура аудиовизуальных искусств» и курируется канд. культурологии, доцентом А. А. Деникиным. Предмет «Звуковой дизайн» введен и во Всероссийском государственном университете кинематографии имени С. А. Герасимова (ВГИК). Осенью 2013 года состоялось открытие факультета «Саунд-дизайна и звукорежиссуры» в Московской школе кино.

Российские саунд-дизайнеры

Как самостоятельное направление в России саунд-дизайн появился сначала в кинематографе, а затем и в других сферах (компьютерные игры, аудио-визуальные инсталляции, реклама. Основными лидерами отрасли можно назвать таких людей, как:

  • Александр Копейкин
  • Александр Абрамов
  • Михаил Радченко
  • Сергей Ейбог (vibe)
  • Павел Дореули
  • Кирилл Василенко
  • Лев Ежов
  • Виктор Ермаков (ComplexWaveform)
  • Владимир Сухарев
  • Сергей Журавлёв

Зарубежные саунд-дизайнеры

Лауреаты премии «Оскар»

Одна из номинаций Киноакадемии - Лучший звуковой монтаж в фильме . Лауреатами премии стали такие саунд-дизайнеры, как.

Сегодня мы с вами разберем еще не до конца знакомую нам профессию “саунд-дизайнер”. Вы когда-нибудь задумывались, откуда берутся звуки в видеоиграх и фильмах? Мы имеем в виду специфические звуки перезарядки автомата, звук, с которым меч разрезает воздух и подобное. Возможно, вы думали, что при надобности записать звук шагов по снегу, записывают именно хождение по свежему снежному покрову, но это не так. То, как человеческое ухо слышит окружающие звуки, кардинально отличается от восприятия этих же звуков аппаратурой.

Дизайнер звука – это достаточно узкое направление в звукорежиссуре, но далеко не самое простое. Саунд-дизайнер должен обладать аудиальным восприятием мира, он должен уметь ассоциировать меж собой различные звуки. Такой дизайнер создает не просто аудио оболочку для игры, ролика или фильма, он вдыхает в них жизнь. Вы когда-нибудь пробовали подобрать звук к беззвучному видеоролику? Замечали, как плоская и безэмоциональная картинка оживает в тот момент, когда вы добавляете к ней звуковые эффекты и музыку?

От саунд-дизайнера требуется невероятно развитое творческое мышление. Достаточно несложно записать звуки сыплющегося песка или пение птицы. Куда большая креативность понадобится, если перед вами поставят записать, например, звуки борьбы на световых мечах, как в фильме “Звездные войны” или крики динозавров как в “Парке Юрского Периода”.

Монтаж звукового многопластового эффекта для озвучивания сцены
обледенения из к/ф «Послезавтра» (реж. Р.Эммерих)

Василий Филатов об устаревшем образовании

“Саунд-дизайнер должен знать все: режиссуру, звукорежиссуру, историю музыки и визуальных искусств. Помимо этого он должен быть хорошим менеджером, ведь часто для определенных проектов требуется команда ассистентов, которым нужно четко поставить задачи и проследить за правильным их выполнением.

Также дизайнер звука должен обладать навыками программирования, хотя бы базовыми. Тембр на синтезаторе или процессоре обработки не всегда совпадает с поставленной задачей, и зачастую нужно написать его с ноля.

К сожалению, на постсоветском пространстве мало профильных учебных заведений, да и классическая система образования настолько устарела, что толку от нее мало. Стремительный рост технологий превращает в старье то, что было актуально каких-то пару лет назад. Система, которая планирует программу обучения на пять лет вперед, уже не подходит. А вот небольшие профильные школы, которые чутко реагируют на изменение рынка, являются необходимыми.

Конечно, можно отмахнуться от посещения школы тем, что в интернете есть масса информации, но зачем самостоятельно искать то, что за тебя уже давно нашли? Если вы все-таки решили посвятить себя звуковой индустрии, вы должны постоянно и безостановочно учиться, экспериментировать и реализовывать свои самые смелые фантазии. К счастью, базовый рекордер и микрофон на сегодняшний день стоят достаточно немного, поэтому их приобретение должно стать для вас первоочередной целью. Записывайте различные фактуры, прослушивайте их, не жалейте удалять неудачные. Таким образом вы наработаете свою фонотеку. А если и не получится составить свою библиотеку звуков, то вы хотя бы на практике узнаете, как работает микрофон и реакцию аппаратуры на определенные звуки.”

Александр Лейфа о чуткости к звуку и любви к музыке

“Саунд-дизайн для меня – это продолжение работы над произведением искусства, создание полноценного аудиомира, вселенной, которая живет по своим, особенным правилам. Дизайн звука и музыка неразрывны, поэтому музыкальные навыки являются необходимыми для саунд-дизайнера. И, конечно, если вы окончили музыкальную школу, то вам будет гораздо проще.

Если вы не испытываете искренней любви к музыке и звукам, то вам в этой сфере делать совершенно нечего. Вы должны ловить кайф от создания звуковых полотен, использования различных аудио фактур, синтеза звука и т.д. Вы должны быть врожденным экспериментатором. В ином случае, вам больше подойдет спокойная работа с офисе на стабильное пособие, известное, как зарплата.

Успешность в сфере дизайна звука напрямую зависит от вашей чуткости ко всему, что касается аудио оболочки нашего мира, а также неутомимой любознательности и работоспособности. Вы должны научиться мыслить звуковыми образами. Интересуйтесь, каким образом создан тот или иной звуковой эффект, почему трек любимого исполнителя так на вас действует. Вы должны стремиться озвучивать каждый аспект своей жизни (как насчет саундтрека к завтраку?). Ваша база звуков должна расти не по дням, а по часам, а рекордер или семплер буквально должен стать частью вашего организма.”

Для того, чтобы вы смогли более близко ознакомиться с этой профессией, мы подобрали для вас несколько видеороликов о рабочем процессе саунд-дизайнера:

Дневники Саунд Дизайнера №1

Дневники Саунд Дизайнера №2

Mass Effect 3 – звуковой дизайн игры

Запись звука – DOPE Audio Desing

Небольшая документалка о том, как проходит рабочий процесс саунд-дизайнера

Итак, мы поняли, в чем заключается суть профессии “дизайнер звука” и теперь перейдем к теоретической стороне саунд-дизайна. К сожалению, книг на русском языке катастрофически мало (в нашем списке их всего две). Но, как ни крути, приходится довольствоваться тем, что есть.

1. Звуковой дизайн в кинематографе и мультимедиа

Данная книга является весьма подробным экскурсом в мир звуковых образов кинематографа, мультимедиа видеоигр. Она расскажет читателю о том, как создавались различные звуки для отечественных и зарубежных фильмов и откроет секреты лучших специалистов по звуку. Также книга содержит в себе практические указания, как самостоятельно работать со звуком, записывать и обрабатывать его, как создавать голоса фантастических персонажей и синтезировать необычные звуковые эффекты.

2. Звуковой дизайн в видеоиграх

Еще одна книга Антона Деникина о звуковом дизайне, только здесь раскрывается более узкий профиль – звук в видеоиграх. Она расскажет вам о технологиях и секретах, которые доступны достаточно небольшому количеству специалистов на постсоветском пространстве. В книге вы найдете полезные рекомендации и поэтапное объяснение всех процессов саунд-дизайна.

3. The Sound Effect Bible

Данная книга не зря носит столь громкое название. Она является полноценным пособием по записи и обработке звуков и действительно является “Библией звуков”. Она поможет вам понять все тонкости рабочего процесса дизайна звука. В целом, эта книга вполне подходит для настольной книги саунд-дизайнера.

4. Designing Sound

Этак книга учит понимать и создавать звуки с чистого листа. В нее входят процессы создания звукового оформления для фильмов, медиа, видеоигр и анимации. В книге объясняется изначальная природа звуков. Особенной ее ценность является систематичность и последовательность уроков.

5. Sound Design: The Expressive Power of Music, Voice and Sound Effects in Cinema

Достаточно просто написанная книга, которая рассказывает читателю о том, как составлять истории, развивать персонажей и вызывать у зрителей эмоции, создавая звуковое оформление картины. Помимо теоретической части, в этой книге вы найдете отличные упражнения, которые помогут развить и усовершенствовать нужные навыки.

И в заключение мы хотим вам немного рассказать о программах, которые понадобятся дизайнеру звука.

1. Adobe Audition

Одна из самых популярных программ для работы со звуком. Имеет очень и очень широкий спектр функций и позволяет делать со звуком практически все, что душе угодно. Большинство звукорежиссеров пользуются этой программой. Она является классическим ПО для работы со звуком.

2. Sound Forge

Sound Forge – это полноценный конкурент Adobe Audition. Обладает все теми же функциями и так же широко используется в профессионально работе со звуком. Поддерживает работу с несколькими треками одновременно и умеет сохранять звуки в огромном количестве форматов.

3. Omnisphere

Эта программа содержит в себе массу функций для синтеза звука. Также, здесь есть и стоя библиотека звуков, которая, к слову, достаточно обширна. Программа позволяет миксовать звуки, синтезировать новые, и при этом предоставляет отличное звучание за счет мощного движка.

4. Traction

Еще одна многофункциональная программа с историей в целых 12 лет. Хороша тем, что не слишком требовательна к характеристикам компьютера. Обладает массой функций микширования, большим количеством эффектов, а также позволяет записывать различные звуки.

5. Reaktor

Эта программа позволяет с чистого листа построить нужный звук, не “пачкая руки” записью настоящего звука. Возможно, заменить натуральное звучание и не удастся, но создать какие-то нереальные и футуристические звуки здесь вполне можно. Хотя, кто знает, может именно у вас и получится создать естественное звучание с помощью программы.

Саунд дизайнер - это специалист, который способен определять, управлять и создавать аудио-элементы. Данные навыки активно используются в различных видах искусства (театр, кино и т.д.), а также при создании коммерческих проектов (индустрия рекламы, производство компьютерных игр и прочее).

Саунд дизайнер (Sound designer) — это специалист, который способен определять, управлять и создавать аудио-элементы. Профессия подходит тем, кого интересует физика, пение, музыка и мировая художественная культура (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Данные навыки активно используются в различных видах искусства (театр, кино и т.д.), а также при создании коммерческих проектов (индустрия рекламы, производство компьютерных игр и прочее). Это профессия является частью звукорежиссерской работы.

Суть работы специалиста подобного профиля заключается в проведении различного рода манипуляций с заранее записанным аудио или комбинация их с целью создания характерного звукового эффекта, или музыки. Задача, которую преследует саунд дизайн заключается в формировании конкретного настроения и атмосферы.

Особенности профессии

Как и любая специальность, саунд дизайн имеет ряд характерных особенностей и ключевых характеристик, которые необходимо учитывать при выборе данной профессии. К их числу относятся следующие.

  • Саунд дизайн связан с творчеством художественного характера, а также созданием тех объектов, которые относятся к категории нематериальных.
  • Выполнение непосредственных обязанностей требует учета общей концепции площадки или проекта, а также пожеланий к создаваемым звукам и музыке.
  • Применяемые в индустрии технологии и подходы постоянно модернизируются и развиваются, что требует регулярного обучения.
  • Работа требует особого набора навыков, а также хорошей подкованности в области современных технологий.
  • В последнее время саунд-дизайнервыделен в самостоятельную профессиональную единицу. Она находится на пересечении таких профессий, как звукорежиссер , звукооператор , и монтажер звука.
  • Основной задачей специалиста подобного уровня является поиск адекватных решений для оформления визуального ряда посредством соответствующего звукового сопровождения.
  • Дизайнер звука должен соблюдать не только общую концепцию проекта, но и особые технологические требования для дальнейшего использования продукта (формат, длительность, параметры аудио-файлов и прочие).

На основе специфика данной профессии складываются определенные ее преимущества и недостатки.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы:

  1. Быстрое развитие рынка и значительная востребованность в перспективе.
  2. Творческая профессия, позволяющая раскрыть внутренний потенциал.
  3. Относится к категории высокооплачиваемых специальностей.
  4. Как правило, не связана с соблюдением графика рабочего времени. Основная задача - уложится в оговоренный срок сдачи продукта.

Минусы:

  1. Узкая специальность, которой сложно найти применение в широком кругу.
  2. Отсутствие четких объективных критериев в оценке качества продукта звукового дизайна.
  3. Требует от специалиста большого количества природных данных и навыков.
  4. Почти свободный график делает обязательными такие качества как самодисциплина и сила характера.

Важные качества

Будущему специалисту, который планирует развиваться в данной области в обязательном порядке требуется набор следующих обязательных качеств:

  • Развитый слух;
  • Музыкальный вкус;
  • Умение разбираться в музыкальных жанрах и направлениях;
  • Знания в области физики звука, особенностях его распространения;
  • Умение разбираться в психоакустических особенностях, а также того, как воспринимаются различные аудио-колебания человеческим ухом;
  • Навыки работы с большим число современных аудиоредакторов и звукозаписывающей аппаратурой;
  • Нестандартное мышление;
  • Усидчивость.

Где учиться на Саунд дизайнера

На данный момент, многие специалисты данной области признают, что система образования в этой сфере значительно устарела. Однако, есть ряд ВУЗов и коммерческих школ, которые готовят профильных специалистов по дизайну звука.

В Санкт-Петербурге данная дисциплина появилась впервые в 2003 году в Гуманитарном университете Профсоюзов. Она преподавалась в рамках специальности “Режиссура”. ввел такую дисциплину профессор Н.И Дворко. В том же 2003 году он выпустил несколько методических пособий по преподаванию дисциплины “Звуковой дизайн”.

В ВУЗах Москвы преподавание этой специальности началось с 2008 года. Эту дисциплину преподают в следующих столичных университетах.

  1. Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. Литовчина М.А. Предмет “Звуковой дизайн” входит в состав дисциплины “Звукорежиссура аудиовизуальных искусств”.
  2. Всероссийский государственный университет кинематографии имени Герасимова С.А. Часто именуется ВГИКом.
  3. Московская школа кино. В этом образовательном учреждении выделен отдельный факультет “Звукового дизайна и звукорежиссуры”.

Современные реалии таковы, что образования в ВУЗе по делу такого рода недостаточно. Из-за устаревшего подхода и технологий, высшие учебные заведения выпускают специалистов с существенными пробелами в важных областях. Поэтому помимо профильного образования в институте или университете профессионалы данной области рекомендуют окончить специализированные профильные курсы и заниматься самоподготовкой.

Также полезным окажется прохождение практики в постпродакшн-студии в качестве стажера. Здесь можно получить опыт, а также профессиональную оценку специалистов и советы в отношении тех областей, которые необходимо подтянуть.

Кроме того, научиться профессии, помимо перечисленных образовательных учреждений можно и в таких, как:

  • New York Film Academy;
  • Berklee College of Music;
  • YALE School of Drama;
  • МИТРО (Московский институт телевидения и радиовещания “Останкино)

Место работы

  • Театры;
  • киностудии;
  • производители компьютерных игр;
  • постпродакшн и медиа -компании.

Оплата труда

Профессия звукового дизайнера относится к категории высокооплачиваемых. Так для специалиста начального уровня заработная плата, как правило, составляет от 30 тыс. рублей. Для дизайнера более высокого класса и с соответствующим опытом оплата труда может составлять 150-200 тыс. рублей.

Карьера

Данная профессия имеет значительные перспективы. Обусловлено это тем, что рынок аудиовизуальных проектов, а также мультимедиа и музыкальных продуктов с каждым годом значительно расширяется. Сегодня звуковое сопровождение есть даже у корпоративных сайтов. В настоящий момент профессия еще слишком молода. В России подобных специалистов можно найти человек 20-30. Однако, потребность в экспертах подобного класса растет, так как рынок медиа растет значительными темпами.

Профессиональные знания

В работе звукового дизайнера требуются знания в области:

  • физики звука;
  • психоакустических особенностей.

Кроме того специалистам подобного профиля требуются навыки работы с:

  • звукозаписывающей аппаартурой;
  • аудио редакторами (Adobe Audition , Sound Forge , Traction , Reaktor ).

Известные люди этой профессии

Среди отечественных лидеров отрасли можно выделить таких именитых людей, как Роланд Казарян, Михаил Радченко, Дмитрий Васильев, Илья Степанищев (Decado), Александр Прокопчик (Murart Labs) и многих других. За рубежом популярными дизайнерами звука признаны: Ben Burtt, John Gromada, Walter Murch, Richard Devine, Richard King и прочие.