Театр Петрушки: история, представления. Кукольный театр


Всегда считалось, что Петрушка ведет свою родословную от Пульчинеллы, но его характер и проделки оказались настолько близки нашему народу, что об итальянском происхождении скоро забыли и веселый Петрушка стал русским народным кукольным героем.

А недавно прошел слух о том, что Петрушка появился на свет раньше, чем Пульчинелла. Последние археологические находки под Новгородом якобы доказывают, что петрушечный театр существовал в России еще в пятнадцатом веке. До сих пор мы имели точные исторические сведении лишь о петрушечниках семнадцатого века. Какие еще сюрпризы готовят нам носатые братцы-насмешники?

В семнадцатом веке кукольные представления с Петрушкой пользовались большой популярностью. Их разыгрывали бродячие актеры-скоморохи. О том, как это происходило, можно прочитать в книге немецкого посла в России Адама Олеария: «Комедианты завязывают себе вокруг тела одеяло и расправляют его вверх вокруг себя, изображая таким образом переносной театр, с которым они могут бегать по улицам и на котором в то же время могут происходить кукольные игры». Там же виден рисунок автора, на котором изображен скоморох с Петрушкой во время выступления. Это первое историческое документальное упоминание о российском кукольном театре. Оно относится к 1636 году.

Сначала у Петрушки было несколько имен. Его называли Петром Ивановичем (Петровичем) Уксусовым, Самоваровым или Ванькой Ратотуем, а на Украине - Ванькой Ру-тю-тю. Но со временем все эти имена забылись - победил Петрушка.

Петрушка представлял собой перчаточную куклу в красном кафтане и бархатных шароварах. На голове у него был красный колпак с кисточкой. Лицом, поведением и манерой разговаривать Петрушка очень походил на Панча, Пульчинеллу и прочих «заграничных братцев». Он унаследовал «фамильный» нос, большой веселый рот и торопливый писклявый говорок. Можно сказать, что он не говорил, а верещал.

Это достигалось при помощи специального приспособления - пищика. Актер брал пищик в рот и говорил через него. Конечно, от этого речь Петрушки казалась неразборчивой. Выручал шарманщик, вместе с которым в более поздние годы кукольник вел представление. Шарманщик нарочно переспрашивал Петрушку, заставляя его повторять неразборчивые фразы.

В народной комедии о Петрушке были несколько традиционных персонажей: его невеста - румяная и веселая толстушка, доктор в огромных очках, городовой (полицейский), поп и черт. Суть любой сценки была в том, что Петрушка легко, весело и смешно побеждал своих врагов, которые были в то же время врагами его зрителей. Он неизменно наказывал зло и утверждал справедливость. Не удивительно что он оставался первейшим любимцем публики на протяжении не только многих лет, но и веков.

И веселой куклой восхищался не только простой народ. О нем с восторгом писали М.Горький и Ф.Достоевский. Н.Некрасов описывал представление с Петрушкой в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Композитор И.Стравинский написал балет «Петрушка». А главное - сатирические народные представления с неунывающим Петрушкой дали начало русскому театральному искусству.

Но потом наступили тяжелые времена. Артистов театра Петрушки стали преследовать власти. Ведь Петрушка и его человеческие друзья не умели «прикусывать язычок» и на всю ярмарку, улицу или площадь «резали правду-матку», то есть говорили, - а точнее, верещали - обо всех глупостях, несправедливостях и прочих безобразиях, которые творились людьми, имеющими власть. Петрушечников пытались заставить замолчать, пряча в тюрьмы, за железные решетки. И русский народ официально надолго остался без своего веселого героя.

Кукла «Петрушка» на основе современной бытовой формы.

Кукла для перчаточного театра своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото


Юмашева Антонина Михайловна, воспитатель МБДОУ детский сад №5 общеразвивающего вида г. Рассказово, Тамбовская область.
Описание: Мастер-класс предназначен для детей старшего дошкольного возраста, детей младшего школьного возраста, воспитателей ДОУ, а так же любителей домашнего с детьми театра, будет полезен тем, кто любит поделки своими руками из бросового материала, бытовых форм, тем, кто хочет дать отслужившему предмету вторую жизнь.
Назначение: Поделка, подарок, кукла для кукольного театра своими руками, сувенир.
Цель: Создание оригинальной куклы для театра своими руками на основе современных бытовых упаковочных материалов.
Задачи:
Образовательные:
1.Познакомить с историей возникновения куклы Петрушка;
2.Научить видеть художественный образ в обычных формах;
3.Научить использовать куклу для театра, сделанную своими руками.
Воспитательные:
1.Воспитывать бережное отношение к русским традициям и исторически сложившемуся уважению русского народа к театру;
2.Воспитывать уважение к собственному труду;
3.Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое до конца.
Развивающие:
1.Способствовать развитию воображения, фантазии и творческого начала;
2.Развивать ручную умелость, мелкую моторику рук и пальцев, глазомер.
Техника безопасности для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста при работе с ножницами:
1.Соблюдать порядок на рабочем месте, не закладывать ножницы бумагой и другими материалами.
2.Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
3.Ножницы во время работы находятся справа кольцами к себе.
4.Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.
5.Лезвия ножниц должны быть остро наточенными.
6.Ножницы нужно передавать только кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
7.Нельзя держать ножницы концами вверх.
8.При работе с ножницами необходимо следить за направлением резания и пальцами левой руки, которые поддерживают материал.
9.Нельзя резать на ходу, поворачиваться, наклоняться в направлении пола.
10.Ножницами нужно работать только сидя за столом.
11.Ножницы каждый раз после работы убирают на свое место.
Техника безопасности для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста при работе с иглами, булавками:
1.Располагать иглу на магните и игольницу на столе справа, острым концом от себя.
2.Передавать колющие предметы острым концом от себя.
3.При работе с иглой пользоваться наперстком, магнитом.
4.Не вкалывать иголки и булавки в одежду или случайные предметы.
5.Сломанную иглу следует отдать педагогу,
6.Нельзя брать иглы, нитки, пуговицы и другие предметы в рот.
7.Желательно, что бы в игле всегда была нитка с завязанным узелком на конце.
8.Каждый раз после работы колющие предметы убирают на своё место.


Материалы для выполнения куклы детьми старшего дошкольного возраста самостоятельно с использованием пластилина:
1.Форма – контейнер из-под Kinder–сюрприза с вырезанным взрослыми отверстием для пальца с одной стороны.
2.Кусок пластилина жёлтого цвета.
3.Немного пластилина белого, чёрного, розового, оранжевого цвета.
4.Готовая рубашка из ткани размером 11х16 см.
5.Готовый колпак из картона.
Дополнительные материалы и инструменты к мастер – классу для изготовления куклы детьми младшего школьного возраста, взрослых из ткани и пряжи:
6.Форма – контейнер из-под Kinder–сюрприза с вырезанным взрослыми отверстием для пальца с одой стороны.
7.Пряжа жёлтого цвета.
8.Ткань для рубашки.
9.Ткань для колпака.
10.Ткань для подложки - круг, равный диаметру контейнера Kinder–сюрприза
11.Пластилин
12.Иголка с ниткой на магните.
13.Ножницы.
14.Наждачная бумага.

История рождения Петрушки, его устами говорил сам народ!


Как ни странно , Петрушка не исконно русский персонаж кукольного театра. Его первообразы можно найти в разных странах. В Италии - это Пульчинелла, в Германии -Каспер, или Гансвут, во Франции - Полишинель, в Англии - мистер Панч, а в Турции - Карагёз, в Венгрии - витязь Ласло, в Индии - Видушака. Все они являются театральными куклами - марионетками и управляются с помощью нитей. Единственный аналог Петрушки по технике вождения - кукла-перчатка Гиньоль, появившаяся в Лионе в начале XIX века. Традиционно Петрушка это кукла перчатка.
Известный русский писатель Максим Горький, характеризуя образ Петрушки, писал следующее: «…была создана фигура … известная всем народам… Это непобедимый герой народной кукольной комедии, он побеждает всех и всё: полицию, попов, даже чёрта и смерть, сам - же остаётся бессмертен. В грубом и наивном образе трудовой народ воплотил сам себя и свою веру в то, что, в конце концов - именно он преодолеет всё и всех»
Одежда у Петрушки , поэтому иноземная: красный колпак с кисточкой, такая же красная рубаха, плащ и холщевые штаны.
Да и внешность куклы нельзя назвать славянской. Она отнюдь не русская: у него преувеличенно большие руки и голова, гипертрофированы черты лица, само оно вырезано из дерева и обработано специальной растительной жидкостью, отчего выглядит более тёмным. Большие миндалевидные глаза и огромный нос с горбинкой, совершенно белые глазные яблоки и тёмная радужная оболочка, за счёт чего глаза Петрушки кажутся чёрными. Внешность Петрушки ему досталась в наследство от итальянского Пульчинеллы. Многие ошибочно считают, что широко раскрытый рот - улыбка Петрушки, однако это не так; будучи отрицательным персонажем, Петрушка постоянно растягивает губы в оскале. На руках у него по четыре пальца (возможный символ того, что Петрушка - не человек, а некий персонаж из другого мира).
Петрушка, как фольклорный персонаж , непременный участник уличных представлений. «Водить» его могли только мужчины («петрушечники»). Голос кукла приобретала с помощью особого приспособления - «пищика», или «говорка». У Петрушки есть и полное имя - Петр Иванович Уксусов. Также его называли «Самоваровым» или «Ванькой Рататуем». Дерзкие высказывания, пошловатые шуточки, остроумные реплики - все сходило Петрушке с рук, ведь он кукла, а что с нее взять? Его устами говорил сам народ, критикуя и выказывая недовольство властью или духовенством. Историй о похождениях Петрушки довольно много. Существовали основные сюжеты: лечение Петрушки, обучение солдатской службе, сцена с невестой, покупка лошади и испытание её. Сюжеты передавались от актёра к актёру, из уст в уста. Ни у одного персонажа русского театра не было популярности, равной Петрушке.


У кукольного Петрушки есть реальный прототип. Таковым принято считать любимого шута императрицы Анны Иоанновны Пьетро-Мира Педрилло. Он был сыном итальянского скульптора, а в Россию, ко двору правительницы приехал в качестве музыканта. Остроумие помогло ему приблизиться к окружению императрицы, а затем стать придворным шутом. У него было много кличек: «Адамка», «Антонио», наконец, «Петрушка». Последнее имя и закрепилось во всех кукольных балаганах.
Со временем Петрушка перестал быть лишь уличным артистом. Его все чаще приглашают в господские дома, где наш герой утрачивает свою остроту. Он уже не убивает, а лишь разгоняет своих врагов. Его речь престает быть простонародной, ведь в качестве «петрушечника» теперь выступает не уличный, а салонный актер. Сцена украшается пышными драпировками, а сами участники переодеваются в атлас и блестящую мишуру, что превращает представление в парадное, театральное. Петрушка становится участником детских утренников, тем самым превращаясь в детский персонаж.
Здравствуйте детишки
Девчонки и мальчишки!
Я в красивом колпачке,
С погремушкою в руке.
Я - веселая игрушка,
А зовут меня …Петрушка.

В советское время кукла сходит со сцены, становится героем литературных пьес. Теперь Петрушка, агитирует за санитарную гигиену, либо участвует в сборе утильсырья. Единственное, что осталось от прежнего Петрушки - обличительство.
Реанимировать образ Петрушки взялся Самуил Маршак. В 1922 году в его сборнике пьес появляется кукольная комедия «Петрушка», а через пять лет выходит пьеса «Петрушка-иностранец». Хоть Маршак и окончательно закрепил образ Петрушки как детский, но зато восстановил традицию попаданий куклы в нелепые истории.
Балет «Петрушка» порой отождествляют с эмблемой Русских сезонов, а для своих создателей он стал некой исторической вехой. Наверное, в балете «Петрушка» трагический образ куклы раскрылся в полной мере. Сюжет напоминает прошлые похождения уличного Петрушки. В балете впервые возникает линия зависимости Петрушки от своего создателя, Фокусника. Кукла восстает против него. Петрушка уже не обращается за помощью к публике, а возрождается в роли мстителя. Воскресший, он грозит кулаком Фокуснику и издает насмешливый вопль.
Вечный неудачник Петрушка, как и всегда, будет отстаивать свои права и доказывать, что в груди жалкой куклы, невзрачного шута бьется человеческое сердце.
Способы управление перчаточной куклой Петрушка.
Указательный палец входит в голову куклы, большой и средний - в рукава костюма, мизинец и безымянный пригибаются к ладони.


Изображение куклы, которая менее сковывает движения руки актера, чем предыдущая, так как безымянный палец пригибается к ладони вместе со средним.


И так начнём наш мастер - класс по изготовлению куклы Петрушки
1. Для изготовления куклы в форме-контейнере из-под Kinder–сюрприза (далее форма), необходимо сделать отверстие для указательного пальца. Отверстие должны сделать взрослые в целях безопасности. Отверстие маленькое, форма гладкая и нож может соскользнуть!
Отверстие нужно зачистить наждачной шкуркой от заусенец.
И так форма с отверстием для пальца готова. Рубашка из ткани, колпак из картона – сделаны предварительно детьми на ручном труде, сшили рубашку и склеили колпак по выкройкам, можно начинать!


2. Кусок жёлтого пластилина разделим пополам и одну часть, разминая, раскатаем в пластину это будущие волосы куклы. Оставшуюся часть дети используют для чёлки и по своему усмотрению. Скатаем два белых шарика и два чёрных – это глаза куклы. Для носы можно соединить два цвета – оранжевый и жёлтый, что бы приблизить к цвету формы. Рот сделать из красного пластилина.
Преимущества большого использования пластилина в кукле в том, что все детали соединяются без труда и созданная тяжесть помогает манипулировать ребёнку куклой.
Она отлично ведёт себя даже в танце.


3. Всё готово для оформления головы куклы, можно всё соединить, как показано на рисунке, на котором я соединила все этапы выполнения, используя слайд в Microsoft Office, этапы не сложные, а вместе воспринимаются лучше для быстрого и удачного соединения деталей.


4. Рубашка традиционно красная, но здесь она не красная, что бы в дальнейшем в мастер – классе отличались куклы.


5. И вот Петрушка готов!



Далее я предлагаю сделать куклу Петрушку с волосами из пряжи,
Такая кукла более привлекательна, долговечна и проста в хранении, её можно использовать для игр, как Ведущий на преставлениях и утренниках.
1. Для волос возьмём пряжу и намотаем по подложку, свяжем той же пряжей, отрежем по направлению стрелок, как показано на рисунке, который я сделала в редакторе Рисование. Получатся волосы с чёлкой.


2. На рисунке показано, как вырезать и сшить рубашку и колпак. Круг-подложка потребуется для крепления волос и колпака на форму.


3. Берём форму с вырезанным отверстием с одной стороны и приклеиваем круг с другой стороны. Этот круг позволит нам пришить к форме волосы и колпак.
Желательно круг приклеить в цвет волос, здесь я использовала контраст только для лучшей демонстрации.


4. Готовые волосы кладём на круг, кладем, так что бы чёлка находилась на переде – лице куклы, раздвигая волосы, пришиваем по всей длине окружности круга.



5. И вот наш задорный, озорной Петрушка, готов! Можно с ним поиграть!

Русский трикстер, носитель народной смекалки, лукавый мистификатор, выходивший невредимым из любых передряг, Петрушка всегда отражал время, поэтому за свою историю поменял много обликов. Однако под пестрым нарядом шута скрыто любящее и страдающее сердце…

Обрусевший Пульчинелла

Как ни странно, Петрушка не исконно русский персонаж кукольного театра. Его первообразы можно найти в разных странах. В Италии - это Пульчинелла, Германии - Каспер, или Гансвут, во Франции - Полишинель, в Англии - мистер Панч, Турции - Карагёз, Венгрии - витязь Ласло, Индии - Видушака. Поэтому и одежда у Петрушки иноземная: красный колпак с кисточкой, такая же красная рубаха, плащ и холщевые штаны. Да и внешность куклы нельзя назвать славянской. Считается, что именно от итальянского Пуличинеллы (в переводе означает «петушок») она получила такой необычный облик: большие миндалевидные глаза, огромный нос с горбинкой, преувеличенно большие руки и голова, горб на спине. Даже само лицо было темным, а глаза - черными. Широко раскрытый рот отнюдь не улыбка, это настоящий оскал, ведь Петрушка изначально не был положительным героем. Ко всему прочему на руках у него имелось всего по четыре пальца, что, возможно, намекало на темную сущность.

Шут Анны Иоанновны

У кукольного Петрушки есть реальный прототип. Таковым принято считать любимого шута императрицы Анны Иоанновны Пьетро-Мира Педрилло. Он был сыном итальянского скульптора, а в Россию, ко двору правительницы приехал в качестве музыканта. Остроумие помогло ему приблизиться к окружению императрицы, а затем стать придворным шутом. У него было много кличек: «Адамка», «Антонио», наконец, «Петрушка». Последнее имя и закрепилось во всех кукольных балаганах.

Уличный остряк

Петрушка - фольклорный персонаж, непременный участник уличных представлений. «Водить» его могли только мужчины («петрушечники»). Голос кукла приобретала с помощью особого приспособления - «пищика», или «говорка». У Петрушки есть и полное имя - Петр Иванович Уксусов. Также его называли «Самоваровым» или «Ванькой Рататуем». Дерзкие высказывания, пошловатые шуточки, остроумные реплики - все сходило Петрушке с рук, ведь он кукла, а что с нее взять? Его устами говорил сам народ, критикуя и выказывая недовольство властью или духовенством. Историй о похождениях Петрушки довольно много. Завязка могла начинаться с того, что Петрушка хотел купить лошадь или жениться. По ходу действия он встречал множество персонажей: от цыган, до квартальных и духовенства, которых наш герой либо огревал своей дубинкой, либо убивал. Неизменным оставалась встреча Петрушки со Смертью. И тогда кукла обращалась к толпе, прося о помощи. Если зрителям представление нравилось, то они бросали деньги актерам, тем самым спасая Петрушку и требуя продолжения представления.

Домашний Петрушка

Со временем Петрушка перестал быть лишь уличным артистом. Его все чаще приглашают в господские дома, где наш герой утрачивает свою остроту. Он уже не убивает, а лишь разгоняет своих врагов. Его речь престает быть простонародной, ведь в качестве «петрушечника» теперь выступает не уличный, а салонный актер. Сцена украшается пышными драпировками, а сами участники переодеваются в атлас и блестящую мишуру, что превращает представление в парадное, театральное. Петрушка становится участником детских утренников, тем самым превращаясь в детский персонаж. Более того, из-за театральности сцены наш герой из перчаточной куклы трансформируется в марионетку и теперь нередко выступает именно в таком виде.

Товарищ Петрушка

В советское время кукла сходит со сцены, становится героем литературных пьес. Теперь Петрушка, утратив фривольность сюжетов, агитирует за санитарную гигиену, либо участвует в сборе утильсырья. Единственное, что осталось от прежнего Петрушки - обличительство. Он выявляет и осуждает лодырей и пьяниц, объясняет читателю нормы общественного поведения. Меняется и облик куклы. Красный камзол превращается в косоворотку или гимнастерку, на голове появляется кепка, фуражка или «буденовка». Даже некогда длинный горбатый нос постепенно укоротился и стал сначала курносым, а после и вовсе обычным.

"Петрушка-иностранец"

Реанимировать образ Петрушки взялся Самуил Маршак. В 1922 году в его сборнике пьес появляется кукольная комедия «Петрушка», а через пять лет выходит пьеса «Петрушка-иностранец». Хоть Маршак и окончательно закрепил образ Петрушки как детский, но зато восстановил традицию попаданий куклы в нелепые истории. А главное, Петрушка вновь становится обличителем времени, бесстрашным красноречивым героем, бросающим вызов судьбе. Неизменным в сюжете осталось и то, что он то и дело обращается к зрителю-читателю за помощью или советом.

Петрушка в "Русских сезонах"

Балет «Петрушка» порой отождествляют эмблемой Русских сезонов, а для своих создателей он стал некой исторической вехой. Для Стравинского он обозначил подъем в авангарде современной музыки, для Бенуа - явился одной из центральных работ, для Михаила Фокина - послужил вершиной творчества, а для Вацлава Нижинского, возможно, стал олицетворением самого себя. Наверное, в балете «Петрушка» трагический образ куклы раскрылся в полной мере. Сюжет напоминает прошлые похождения уличного Петрушки. В балете впервые возникает линия зависимости Петрушки от своего создателя, Фокусника. Кукла восстает против него. Петрушка уже не обращается за помощью к публике, а возрождается в роли мстителя. Воскресший, он грозит кулаком Фокуснику и издает насмешливый вопль. Вечный неудачник Петрушка, как и всегда, будет отстаивать свои права и доказывать, что в груди жалкой куклы, невзрачного шута бьется человеческое сердце.

Ксения Тимошкина

Все люди хотя бы раз в жизни бывали в детстве в кукольном театре, или смотрели кукольные представления по телевизору. Главными персонажами таких спектаклей являются куклы. Они очень многообразны. Но главный народный кукольный герой, и по сей день - Петрушка. Его появление на Руси неясно, но уже в 1609 году, когда зарождались первые кукольные театры, он был главным персонажем действий. Его полное имя Петр Петрович Уксусов.

Но некоторые историки, изучающие кукольный театр, считают, что его звали «Ванька Рататуй», и относят происхождение этой куклы к Франции. Корни Петрушки на самом деле исходят из заморских стран, т.к. он был всегда одет на «зарубежный манер»: красная рубашка, холщевые штаны и колпак с бубенчиками. Внешность у него тоже не русская, большие руки и голова, большие глаза и огромный нос с горбинкой. Голос его тоже был необычен.
Прототипом Петрушки является настоящий человек, историческое лицо, любимый шут Российской императрицы Анны Иоанновны, которого звали его Пьетро Педрилло. Был он сыном итальянца и приехал в Петербург в качестве придворного музыканта. Но в скорости у него случился инцидент с придворными императрицы, и один из ее фаворитов, предложил ему стать придворным шутом. На этом поприще итальянец и сделал карьеру, что помогло ему войти в историю. Он обладал умом и остроумием, что очень нравилось императрице. Она его щедро вознаграждала, и после ее смерти Пьетро Педрилло уехал назад в Италию, будучи богатым человеком. Среди придворных у него были разнообразные клички, одна из которых и была «Петрушка», что и послужило рождению русской куклы, ставшей народным персонажем кукольных театров.
Петрушка изображал глуповатого персонажа, но за этим прослеживался острый ум. Он был задира, острослов, драчун, который всех и всегда побеждал. В его лице высмеивались все человеческие пороки. В прошлые столетия кукольные представления разыгрывались для простого народа, проходили они прямо на площадях, ярмарках. В них высмеивали правителей, власти и всех, кто пренебрежительно и несправедливо относился к людям. Петрушка побеждал всегда и богатых, и полицию, и попов, и даже смерть. Народ видел в нем себя, и это помогало ему верить в то, что несправедливость можно побороть.
Вначале ХХ века образ Петрушки начал меняться. Сначала происходили гонения на актеров - кукольников, а позже, с началом войны, народу стало не до развлечений. И актеры стали играть для детей. С тех пор Петрушка стал пай - мальчиком. Образ его изменился навсегда.

Сегодня нет ни одного человека, кому бы была в диковинку перчаточная кукла. В современных по такому принципу делают практически всех персонажей постановки: медведей и обезьян, коровок и людей. Однако описание куклы-петрушки часто бывает размытым и неполным.

Традиционная перчаточная кукла

Главной отличительной чертой этого вида театральных персонажей является тот факт, что игрушку надевают на руку, подобно перчатке. Роль шеи выполняет одной руки либо лапы - большой. Среднему пальцу выпадает задача изображать вторую руку или лапу, а безымянный и мизинец попросту прижимаются к ладони.

Однако описание куклы-петрушки в некоторых постановках бывает изменено. Некоторые кукольники предпочитают вариант, когда у его персонажа «работают» все четыре конечности.

Петрушка, которым управляют несколько человек

Существуют постановки, где участвуют крупные персонажи. Здесь не подойдёт тривиальное описание куклы-петрушки, ведь их уже не наденешь на руку. Для того чтобы привести в движение такого персонажа, требуется не один, а несколько человек. Кто-то надевает на руку голову куклы, а кому-то достаётся роль рук. И даже иногда кто-то третий занимается ногами персонажа. Действительно, это уже не всем известная традиционная перчаточная кукла-петрушка.

Хотя, если представить себе гигантского человека с громадными ручищами… И пальцы его должны быть размером с руку обычного человека! А ведь в сказках бывает всякое. Может быть, поэтому их тоже называют петрушками? Или потому, что всё-таки корни происхождения их также восходят к перчаточным куклам? Прочитав данное описание куклы-петрушки, которой управляют несколько человек, можно также сделать вывод: изготавливаются они по тем же методикам, что и традиционные «перчаточные» артисты. Вот только выкройки для них нужно во много раз увеличить.

История петрушки

Куклы, надевающиеся на руку, появились в России позднее, чем в других странах. И «первопроходцем» стал балаганный персонаж в колпаке с кисточкой, одетый в красную рубаху и широкие холщовые штаны. Потешник, остряк и шут сразу же полюбился представителям народа. И русский люд решил, что Петрушка - самый настоящий мужичок из их же племени-роду.

Но историки-искусствоведы считают, что первыми появились француз Полишинель, неаполитанец Пульчинелла, англичанин Панч, турок Карагёз, немцы Касперле и Гансвуст, испанец Дон Кристобаль и некоторые другие. Правда, все эти персонажи похожи на нашего Петрушку только лицом, нарядом да повадками. Ведь управлялись они с помощью нитей. Наш же Петрушка изначально не был марионеткой.

А вот появившийся в Лионе в начале девятнадцатого века Гиньоль был более всех близок к нему. По технологии изготовления и управления только он и подходил в «братья» нашему Петрушке. Но русский народ упорно считает этого персонажа выходцем из среды нашего народа, не желая делить это право ни с кем иным.

На сегодняшний день всех кукол, которых надевают на руку, называют петрушками или перчаточными. Дети любят смотреть спектакли с их участием. Да и дома поиграть с такой игрушкой, которая умеет обниматься и на ощупь такая живая и тёплая, тоже очень приятно.

Мастер-класс по изготовлению куклы-петрушки

Для мастера очень важно получить не только теорию, но и практические советы. Поэтому здесь публикуется материал для того, кому интересно знать, как сделать петрушку - куклу, надевающуюся на руку.

Этапом будет изготовление головы. Существует несколько способов:

  • Можно использовать голову от старой игрушки.
  • Можно сделать её из папье-маше, оклеив бумажными клочками вылепленный из пластилина шаблон. В качестве шаблона подойдёт и скорлупа от яйца, из которого выдувается содержимое через маленькое отверстие. Нос, щёки и другие выпуклости можно налепить с помощью пластилина.
  • Красиво смотрятся головы животных, связанные из пряжи крючком.
  • Можно сшить из ткани голову будущей «примы» кукольного самодельного театра.
  • Полимерная глина - превосходный материал для творца кукол.
  • Для куклы, изображающей человека, как нельзя лучше подойдёт вариант изготовления головы из с синтепоновым наполнителем.

2. Вторым этапом следует сшить или связать из пряжи наряд для куклы. Перед началом работы нужно сделать выкройку изделия. Для этого на ткань кладут ладонь с растопыренными пальцами и ставят метки около первой фаланги среднего (точки А и Б), указательного (В и Г) и большого (Д и Е) пальцев с обеих сторон. Буквы возле точек расставляются по часовой стрелке.

Затем вогнутыми дугами соединяют точки Б и В, Г и Д. От точек А и Е проводят линии вниз, иногда с расширением - для наряда фасона «клёш». Симметричные точки около фаланг соединяют прямыми. Этот вариант предполагает наличие «кистей» персонажа, которые кроят в виде миниатюрных рукавичек, набивают наполнителем и пришивают к крайним раструбам, предназначенным для рук куклы.

Если же кроится одеяние для животного, то вместо прямых используют выгнутые дуги.

Наряд сшивают, сложив детали лицевой стороной внутрь, затем выворачивают. Голову крепят к среднему раструбу.

Готовую куклу-петрушку можно задействовать для игры в театральной постановке, а можно просто использовать как игрушку для детей.