Смотреть что такое "Джаз" в других словарях. Джаз: что такое, какие направления, кто исполняет


Ибрашева Алина и Газгиреева Малика

презентация по теме "Джаз",где рассказано о рвозникновен7ии джазаи его разновидностях

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Основные течения Разновидности джаза Составили: Ибрашева Алина и Газгиреева Малика 7 е класс школа №28. Учитель: Колотова Тамара Геннадьевна

Джаз (англ. Jazz) - форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX - начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, полиритмия, основанная на синкопированных ритмах, и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры - свинг. Что же такое Джаз?

Истоки джаза связаны с блюзом. Он возник в конце XIX века как слияние африканских ритмов и европейской гармонии, но истоки его следует искать с момента завоза рабов из Африки на территорию Нового Света. Для любой африканской музыки характерен очень сложный ритм, музыка всегда сопровождается танцами, которые представляют собой быстрые притопывания и прихлопывания. Необходимость консолидации привела к объединению множества культур - к созданию единой культуры афроамериканцев. Процессы смешивания африканской культуры и европейской происходили начиная с XVIII века, и в XIX веке привели к возникновению « протоджаза », а затем и джаза. Истоки

Термином новоорлеанский, или традиционный, джаз обычно определяют стиль музыкантов, исполнявших джаз в Новом Орлеане в период между 1900 и 1917 годами, а также новоорлеанскими музыкантами, которые играли в Чикаго и записывали пластинки начиная приблизительно с 1917-го и на протяжении 20-х годов. Этот период джазовой истории известен также, как «Эпоха джаза». И это понятие также используется для описания музыки, исполняемой в различные исторические периоды представителями новоорлеанского возрождения, стремившихся исполнять джаз в том же самом стиле, что и музыканты новоорлеанской школы. Новоорлеанский джаз или традиционный джаз

Термин имеет два значения. Во- первых, это выразительное средство в джазе. Характерный тип пульсации, основанной на постоянных отклонениях ритма от опорных долей. Благодаря этому создается впечатление большой внутренней энергии, находящейся в состоянии неустойчивого равновесия. Во-вторых, cтиль оркестрового джаза, сложившийся на рубеже 1920-30-х годов в результате синтеза негритянских и европейских стилевых форм джазовой музыки. Исполнители: Joe Pass, Frank Sinatra, Benny Goodman, Norah Jones, Michel Legrand, Oscar Peterson, Ike Quebec, Paulinho Da Costa, Wynton Marsalis Septet, Mills Brothers, Stephane Grappelli. Свинг

Джазовый стиль, экспериментальное творческое направление в джазе, связанное главным образом с практикой малых ансамблей (комбо), сложившийся в начале - середине 40-х годов XX века и открывший собой эпоху модерн-джаза. Характеризуется быстрым темпом и сложными импровизациями. Этап бибопа стал значительным смещением акцента в джазе от популярной танцевальной музыки к более высокохудожественной. Основные музыканты: саксофонист Чарли Паркер, трубач Диззи Гиллеспи, пианисты Бад Пауэлл и Телониус Монк, барабанщик Макс Роуч. Бибоп

Классическая, сложившаяся форма биг-бэндов известна в джазе с начала 1920-х годов. Эта форма сохранила свою актуальность вплоть до конца 1940-х. Музыканты, поступившие в большинство биг-бэндов,играли вполне определённые партии, или заученные на репетициях, или по нотам. Тщательные оркестровки вместе с крупными секциями медных и деревянных духовых инструментов выводили богатые джазовые гармонии и создавали сенсационно громкое звучание, ставшее известным как «звуки биг-бэнда» («the big band sound»). Наиболее известные: Бенни Гудмен, Каунт Бэйси, Арти Шоу, Чик Уэбб,Глен Миллер, Томми Дорси, Джимми Лансфорд. Биг-бэнды

После окончания господствующей моды больших оркестров в эпоху биг-бендов, когда музыку больших оркестров на сцене стали теснить маленькие джазовые ансамбли, свинговая музыка продолжала звучать. Многие знаменитые свинговые солисты после концертных выступлений в болл-румах, любили поиграть в своё удовольствие на спонтанно устраиваемых джемах в небольших клубах на 52-й улице в Нью-Йорке. Причем это были не только те, кто работал в качестве «сайдменов» в больших оркестрах, такие как Бэн Уэбстер, Коулмен Хоукинс, будучи изначально солистами, а не только дирижёрами, тоже искали возможности поиграть отдельно от своего большого коллектива, в малом составе. Мейнстрим

Хотя история джаза и началась в Новом Орлеане с наступлением XX века, но эта музыка пережила настоящий взлёт в начале 1920 - х, когда трубач Луи Армстронг оставил Новый Орлеан, чтобы создать новую революционную музыку в Чикаго. Начавшаяся вскоре после этого миграция новоорлеанских джазовых мастеров в Нью-Йорк ознаменовала тенденцию постоянного движения джазовых музыкантов с Юга на Север. Чикаго воспринял музыку Нового Орлеана и сделал её горячей, подняв её накал не только усилием знаменитых ансамблей Армстронга Горячая Пятёрка и Горячая Семёрка, но также и других. Северо-восточный джаз. Страйд

Высокий накал и натиск бибопа начали ослабляться с развитием прохладного джаза. Начиная с конца 1940-х и в начале 1950-х годов музыканты начали развивать менее яростный, более гладкий подход к импровизации, смоделированный по образу светлой, сухой игры тенор-саксофониста Лестера Янга, которую он применял ещё в период свинга. Результатом стал отрешённый и однородно-плоский звук, опирающийся на эмоциональную «охлаждённость». Трубач Майлз Дэвис, бывший одним из первых исполнителей бибопа, который «охладил» его, стал самым большим новатором этого жанра. Его нонет, записавший альбом «Рождение кула» в 1949-1950 годах являлся воплощением лиризма и сдержанности кул-джаза. Кул (прохладный джаз)

Параллельно с возникновением бибопа, в среде джаза развивается новый жанр - прогрессивный джаз, или просто прогрессив. Основным отличием этого жанра становится стремление отойти от застывшего клише биг-бендов и устаревших, затёртых приёмов т. н. симфоджаза, введённых в 1920-е Полом Уайтменом. В отличие от бопперов, творцы прогрессива не стремились к радикальному отказу от джазовых традиций, сложившихся на то время. Наибольший вклад в развитие концепций «прогрессива» внёс пианист и дирижёр Стэн Кентон. С его первых работ собственно и берёт начало прогрессивный джаз начала 1940-х. По звучанию музыка, исполнявшаяся его первым оркестром была близка к Рахманинову, а композиции несли черты позднего романтизма. Прогрессив-джаз

Хард-боп (англ. - твёрдый, жёсткий боп) - разновидность джаза, возникшая в 50-е гг. ХХ в. из бопа. Отличается экспрессивной, жестокой ритмикой, опорой на блюз. Относится к стилям современного джаза. Примерно в то же самое время, когда прохладный джаз пустил корни на Западном Побережье, джазовые музыканты из Детройта, Филадельфии и Нью-Йорка начали разрабатывать более твёрдые, тяжёлые вариации старой формулы бибопа, получившие название Хард-боп или Твёрдый бибоп. Близко напоминая традиционный бибоп в его агрессивности и технических требованиях, хард-боп 1950-х и 1960-х меньше основывался на стандартных песенных формах и стал уделять больше внимания элементам блюза и ритмическому драйву. Хард-боп

Соул-джаз (англ. soul - душа) - соул-музыкой в широком смысле иногда называют всю негритянскую музыку, связанную с блюзовой традицией. Для него характерна опора на традиции блюза и афроамериканского фольклора. Близкий родственник хард-бопа, соул джаз представлен малыми, базирующимися на органе мини-составами, которые возникли в середине 1950-х и продолжали выступать в 1970-е. Основанная на блюзе и госпелах музыка соул-джаза пульсирует афроамериканской духовностью. Соул-джаз

Возможно самое спорное движение в истории джаза возникло с появлением свободного джаза, или «Новой Вещи», как оно впоследствии было названо. Хотя элементы свободного джаза существовали в пределах музыкальной структуры джаза задолго до появления самого термина, наиболее оригинально в «экспериментах» таких новаторов как Коулмен Хоукинс, Пи Ви Расселл и Ленни Тристано, но только к концу 1950-х усилиями таких пионеров, как саксофонист Орнетт Коулман и пианист Сесил Тэйлор, это направление оформилось как самостоятельный стиль. Фри-джаз

Период постбопа охватывает музыку, исполнявшуюся джазовыми музыкантами, которые продолжали творить на ниве бибопа, уклоняясь от экспериментов свободного джаза, развивавшегося в течение того же самого периода 1960-х. Также, как и вышеназванный хард-боп, эта форма основывалась на ритмах, ансамблевой структуре и энергии бибопа, на тех же комбинациях духовых и на том же музыкальном репертуаре, включая использование латинских элементов. То, что отличало музыку постбопа, заключалось в использовании элементов фанка, грува или соул, перекроенных в духе наступившего нового времени, ознаменованного господством поп-музыки. Наиболее известные как: саксофонист Хэнк Мобли, пианист Хорас Силвер, барабанщик Арт Блэйки и трубач Ли Морган. Постбоп

Термин « Эйсид -джаз» или «кислотный джаз» свободно используется применительно к весьма широкому диапазону музыки. Хотя эйсид -джаз не вполне правомочно относить к джазовым стилям, которые развивались от общего древа джазовых традиций, но его нельзя и совершенно игнорировать при разборе жанрового многообразия джазовой музыки. Возникнув в 1987 на британской танцевальной сцене, эйсид -джаз как музыкальный, преимущественно инструментальный стиль сформировался на базе фанка, с добавками избранных классических джазовых треков, хип-хопа, соул и латинского грува. Собственно этот стиль является одной из разновидностей джазового возрождения, вдохновлённого в этом случае не столько выступлениями живых ветеранов, сколько старыми записями джаза конца 1960-х и раннего джазового фанка начала 1970-х. Эйсид -джаз

Развившийся из стиля фьюжн, смус -джаз отказался от энергичных соло и динамических крещендо предшествующих стилей. Смус -джаз отличает прежде всего намеренно подчёркнутая отполированность звучания. Импровизация также в значительной степени исключена из музыкального арсенала жанра. Обогащённый звуками множества синтезаторов в соединении с ритмическими семплами глянцевый саунд создаёт гладкую и тщательно отполированную упаковку музыкального товара, в котором ансамблевое созвучие имеет большее значение, чем его составные части. Наиболее известные: Майкл Фрэнкс,Крис Ботти, Ди Ди Бриджуотер, Ларри Карлтон, Стенли Кларк, Боб Джеймс, Эл Джарро, Дайана Кролл, Брэдли Лайтон, Ли Ритенур, Дейв Грузин, Джефф Лорбер, Чак Лоеб. Смуc -джаз

Джаз всегда вызывал интерес среди музыкантов и слушателей по всему миру вне зависимости от их государственной принадлежности. Достаточно проследить ранние работы трубача Диззи Гиллеспи и его синтез джазовых традиций с музыкой темнокожих кубинцев в 1940-е или более позднее соединение джаза с японской, евроазиатской и ближневосточной музыкой, известные в творчестве пианиста Дейва Брубека.Джаз постоянно впитывал и не только западные музыкальные традицииПоскольку глобализация мира продолжается, в джазе постоянно ощущается воздействие других музыкальных традиций, обеспечивающих зрелую пищу для будущих исследований и доказывающих, что джаз - это действительно мировая музыка. Распространение джаза

Спасибо за внимание

Джаз – направление в музыке, характеризующиеся соединением ритмичности с мелодичностью. Отдельной особенностью джаза является импровизация. Свою популярность музыкальное направление получило благодаря необычному звучанию и сочетанию нескольких совершенно разных культур.

История джаза началась в начале XX века в США. В Новом Орлеане сформировался традиционный джаз. Впоследствии во многих других городах стали зарождаться новые разновидности джаза. Несмотря на все многообразие звучания разных стилей, джазовую музыку можно сразу отличить от другого жанра благодаря ее характерным чертам.

Импровизация

Музыкальная импровизация – одна из главных особенностей в джазе, которая присутствует во всех его разновидностях. Исполнители создают музыку спонтанно, никогда не обдумывают заранее, не репетируют. Чтобы играть джаз и импровизировать, требуется опыт и умение в данной области музицирования. К тому же джазист должен помнить о ритме и тональности. Не малое значение имеют отношения между музыкантами в группе, потому что успех получаемой мелодии зависит от понимания настроения друг друга.

Импровизация в джазе позволяет каждый раз создавать что-то новое. Звучание музыки зависит только от воодушевления у музыканта в момент игры.

Нельзя говорить, что если в исполнении нет импровизации, то это уже не джаз. Этот вид музицирования достался джазу от африканских народов. Так как африканцы не имели понятия о нотах и репетиции, музыку передавали друг другу только путем заучивания ее мелодии и темы. И каждый новый музыкант уже мог играть одну и ту же музыку по-новому.

Ритм и мелодичность

Второй важной чертой джазового стиля является ритм. Музыканты имеют возможность спонтанно создавать звучание, так как постоянная пульсация создает эффект живости, игры, волнения. Ритм также и ограничивает импровизацию, требуя извлекать звуки согласно заданной ритмичности.

Как и импровизация, ритм пришел в джаз от африканских культур. Но именно эта черта является главной характеристикой музыкального течения. Первые исполнители свободного джаза полностью отказались от ритма, чтобы быть абсолютно свободными в создании музыки. Из-за этого новое направление в джазе на протяжении долгого времени не признавалось. Ритм обеспечивают ударные инструменты.

От европейской культуры джазу досталась мелодичность музыки. Именно сочетания ритмичности и импровизации с гармоничной и мягкой музыкой придает джазу необычное звучание.


Джаз как форма музыкального искусства появился в США на стыке XIX – XX веков, вобрав в себя музыкальные традиции европейских переселенцев и африканские фольклорные мелодические рисунки.

Характерная импровизационность, мелодическая полиритмия и экспрессивность исполнения стали отличительной чертой первых нью-орлеанских джаз-ансамблей (jazz-band) в первые декады прошлого века.

С течением временем джаз прошел периоды своего развития и становления, меняя ритмический рисунок и стилистическую направленность: от импровизационной манеры рэгтайма (ragtime), к танцевальному оркестровому свингу (swing) и неторопливому мягкому блюзу (blues).

Период с начала 20-х и вплоть до 1940-х годов связан с расцветом джазовых оркестров (биг-бэндов), состоявших из нескольких оркестровых секций саксофонов, тромбонов, труб и ритм-секции. Пик популярности биг-бэндов пришелся на середину 30-х годов прошлого века. Музыка в исполнении джазовых оркестров Дюка Эллингтона (Duke Ellington), Каунта Бэйси (Count Basie), Бенни Гудмена (Benny Goodman) звучала на танцевальных площадках и на радио.

Насыщенное оркестровое звучание, яркие интонации и импровизация великих солистов Коулмэна Хокинса (Coleman Hawkins), Тэдди Уилсона (Teddy Wilson), Бенни Картера (Benny Carter) и др., – создали узнаваемый и неповторимый the big band sound, являющийся классикой джазовой музыки.

В 40-50 гг. прошлого века пришло время модерн-джаза; такие стили джаза , как яростный bebop, лирический cool jazz, мягкий west coast jazz, ритмичный hard bop, проникновенный soul jazz завладели сердцами любителей джазовой музыки.

В середине 1960-х годов появилось новое джазовое направление – джаз-рок (jazz-rock), своеобразное сочетание энергетики, присущей рок-музыке и джазовой импровизации. Основоположниками стиля джаз - рок считаются Майлз Дэвис (Miles Davis), Ларри Кориэлл (Larry Coryell), Билли Кобхэм (Billy Cobham). В 70-е годы jazz-rock стал чрезвычайно популярным. Использование ритмического рисунка и гармонии рок-музыки, оттенков традиционной восточной мелодики, и гармонии блюза, применение электроинструментов и синтезаторов, – со временем привело к появлению термина джаз-фьюжн (jazz fusion), подчеркивающего своим названием соединение нескольких музыкальных традиций и влияний.

В 70-80-е годы джазовая музыка, сохранив акцент на мелодичность и импровизацию, приобрела черты поп-музыки, фанка (funk), rhythm and blues (R&B) и crossover jazz, значительно расширив аудиторию слушателей и став коммерчески успешной.

Современную джазовую музыку, подчеркивающую четкость, мелодичность и красоту звучания обычно характеризуют как smooth jazz или contemporary jazz. Ритмические и мелодические линии гитары и бас-гитары, саксофона и трубы, клавишных инструментов, в звуковом обрамлении синтезаторов и сэмплеров создают роскошный, легко узнаваемый колоритный саунд smooth jazz.

Несмотря на то, что smooth jazz и contemporary jazz как обладают сходным музыкальным почерком, это все-таки разные стили джаза . Как правило, утверждается, что smooth jazz – «фоновая» музыка, тогда как contemporary jazz – более индивидуальный стиль джаза и требует пристального внимания слушателя. Дальнейшее развитие smooth jazz привело к появлению лирического направления современного джаза – adult contemporary и более ритмичного urban jazz с оттенками R&B, funk, hip-hop.

Помимо этого, наметившаяся тенденция к соединению smooth jazz и электронного саунда привела к появлению таких популярных направлений современной музыки, как nu jazz, а также lounge, chill и lo-fi.

Мейнстрим – ведущий, основной джазовый стиль, который появился в 30-х годах 20 века в среде руководителей джазовых коллективов, большинство которых были биг-бэндами. Ведущие джазовые музыканты устраивали джемы в различных клубах, чтобы просто поиграть джаз. Этот клубный джаз, исполняемый небольшими коллективами ведущих джазменов и записываемый на студиях, и стал называться мейнстримом. Это традиционный джаз, без всякого новаторства. После наступления авангардного джаза мейнстрим возродился уже в новом качестве лишь в 70-80-х годах 20 века. В настоящее время современным мейнстримом называют любую современную джазовую музыку, которая далека от традиционного джаза.

Джазовая музыка Канзас-Сити оформилась в 20-х – 30-х годах прошлого века. Это было время экономического кризиса в США, или так называемой Великой депрессии. Это джазовый стиль с ярко выраженной блюзовой окраской, так называемый «городской блюз». Ярчайшими представителями этого стиля были Каунт Бэйси, который начинал свою карьеру джазмена в составе оркестров Уолтера Пэйджа и Бенни Моутена, вокалист Джимми Рашинг, альтсаксофонист Чарли Паркер.

Прохладный джаз (кул-джаз) оформился в 40-50-е годы 20 века. Это мягкий, лирический стиль джазовой музыки, с более тонкой импровизацией, без напора и некоторой агрессивности, которая была характерна раннему джазу. Представителями прохладного джаза были саксофонист Лестер Янг, трубач Майлз Дэвис, трубач Чит Бейкер, джазовые пианисты Джордж Ширинг, Дейв Брубек, Лени Тристано. Мастерами кул-джазового стиля были потрясающий вибрафонист Милт Джексон, мастера саксофона Стэн Гетц, Пол Десмонд. Немалую роль в формировании стиля сыграли мелодисты и аранжировщики Тэд Дамерон, Клод Торнхилл, Гил Эванс.

Уэст-коэст джаз появился в 50-е годы 20 века в Лос-Анджелесе. Его основоположниками считают музыкантов знаменитого джазового нонета Майлза Дэвиса. Этот стиль еще более мягкий, чем прохладный джаз. Совершенно не агрессивная, спокойная, мелодичная музыка, в которой, однако, имеется огромное пространство для импровизаций. Выдающимися исполнителями Уэст-коэст джаза были Шорти Роджерс (труба), Арт Пеппер, Бад Шенк (саксофон), Шелли Мэйн (ударные), Джимми Джоффри (кларнет).

Прогрессивный джаз сложился приблизительно в конце 40-х годов 20 века. Это в большей степени экспериментальный джаз, музыка, ориентированная на симфонические достижения европейских композиторов, на эксперимент в сфере тональностей и гармонии. Последователи этого стиля джазовой музыки стремятся отойти от шаблонов, от избитых приемов традиционного джаза. Они делают акцент на поиске и применении в джазе новых форм свинга: специфической техники исполнения музыки на различных инструментах, политональности, изменениях ритма. Развитие этого стиля связывают с именем пианиста Стэна Кентона и его оркестра, который записал целую серию альбомов «Artistry». Огромный вклад в прогрессивный джаз внесли аранжировщики Пит Руголо, Бойд Райберн и Гил Эванс, барабанщик Шелли Мейн, контабасист Эд Сафранский, тромбонист Кэй Уиндинг, певица Джун Кристи. Биг-бэнд Гила Эванса и музыканты под управлением Майлза Девиса записали целую серию альбомов музыки в этом стиле: «Майлз впереди», «Порги и Бесс», «Испанские рисунки».

Модальный джаз появился в 1950-х годах. Его появление связано с именами музыкантов-экспериментаторов: трубача Майлза Дэвиса и тенор-саксафониста Джона Колтрэйна. Эти музыканты заимствовали из классической музыкиопределенные лады, которые стали основой для построения джазовой мелодии и заменили аккорды. Этот джазовый стиль характеризуется отступлениями от тональности, что придает музыке особую напряженность, использованием национальных африканских, индийских, арабских и др. гамм, размеренностью, непостоянством темпа. Музыка стала строиться исключительно на мелодии, в основу которой легло использование ладов.

Соул-джаз появился в 50-е годы прошлого века. Соул-джаз центральным инструментом избрал орган. В основе соул-джаза лежит блюз и госпел. Этот стиль джаза отличается особой эмоциональностью, страстностью, использованием стремительных ритмов и захватывающих музыкальных переходов, басовых фигур. Публика, слушающая эту музыку, непременно испытывала особое чувство единения. Этот стиль был полной противоположностью туманному, лиричному прохладному джазу с блюзовой грустной основой. Звездами органа в рамках этого стиля стали Джимми Макгрифф, Чарльз Эрланд, Ричард «Грув» Холмс, Лес Мак-Кейн, Дональд Паттерсон, Джек Макдафф и Джимми «Хаммонд» Смит. Музыканты, исполнявшие музыку соул-джаз, составляли трио или квартеты, но не более того. Не меньшую роль в соул-джазе играл саксофон-тенор. Выдающимися музыкантами-саксофонистами были Джин Эммонс, Эдди Харрис, Стэнли Террентайн, Эдди "Столбняк" Дэвис, Хьюстон Персон, Хенк Кроуфорд и Дэвид "Болван" Ньюман. Соул-джаз не является аналогом соул-музыки. Это музыкальные стили, которые берут начало в разных музыкальных направлениях: соул-джаз – в госпеле и бибопе, а соул-музыка – в ритм-энд-блюзе, который достиг расцвета лишь в 1960-х годах.

Грув стал разновидностью соул-джаза. Этот джазовый стиль часто обозначают также как фанк . Этот стиль отличается яркими танцевальными ритмами (медленными или быстрыми), лиричностью, позитивностью мелодии, в которой присутствуют блюзовые оттенки. Это позитивная музыка, создающая хорошее настроение и призывающая публику не стоять на месте и начинать двигаться в ее захватывающих ритмах. Стилю не чужды импровизации, которые, однако, не выбиваются из коллективного звучания. Яркими музыкантами этого стиля стали мастера органа Ричард «Грув» Холмс и Ширли Скотт, Джин Эммонс (саксофон-тенор) и Лео Райт (флейта, саксофон-альт).

Свободный джаз («Новая Вещь») появился в конце 50-х годов 20 века в результате экспериментов, которые позволили найти очень гибкую музыкальную форму, совершенно свободную от последовательностей аккордов. Кроме этого, музыканты игнорировали свинг. Настоящей революцией в ритмике стало невнимание к пульсации, метру и груву, которые являлись до этого основой джазовых ритмов. В этом стиле они стали второстепенными. Свободный джаз отказался от привычной тональной системы, музыка в этом стиле атональна. Основоположниками свободного джаза являются саксофонист Орнетт Коулмен и пианист Сесил Тэйлор, а позже «Sun Ra Arkestra» и «The Revolutionary Ensemble».

Криэйтив-джаз является одной из разновидностей авангардного джаза. Этот стиль родился, как и многие другие, в результате экспериментаторской деятельности музыкантов в 60 –70-е годы 20 века. Он не многим отличается от свободного джаза. В этой музыке невозможно было разграничить тему и импровизацию. Импровизационные элементы сливались с аранжировками, плавно вытекая из них. Невозможно было понять, где начало, а где конец импровизации солиста. Основоположниками криэйтив-джаза были пианист Лени Тристано, саксофонист Джимми Джоффри, мелодист Гюнтер Шулер. В этом стиле играют пианисты Пол Блей, Эндрю Хилл, мастера саксофона Энтони Бракстон и Сэм Риверс, а также музыканты «Art Ensemble of Chicago».

Фьюжн (сплав) – джазовый стиль, который берет свое начало в 1960-х годах, когда джаз стал соединяться с популярной музыкой и роком , а также находился под влиянием соула, фанка, ритм-энд-блюза. В начале название фьюжн применяли к джаз-року, яркими представителями которого были группы «Eleventh House», «Lifetime». Появление фьжна связано также с оркестрами «Mahavishnu Orchestra», «Weather Report». Фьюжн – это сплав джаза, свинга, блюза, рока, поп-музыки, ритм-энд-блюза. Фьюжн – это зрелищность, это фейерверк различных стилей. Это яркая, разнообразная, легкая, интересная музыка. Фьюжн — во многом эксперимент и, нужно сказать, удачный. Яркими музыкантами этого джазового стиля стали барабанщик Рональд Шаннон Джэксон (Ronald Shannon Jackson), гитаристы Пат Метэни (Pat Metheny), Джон Скофилд (John Scofield), Джон Аберкромби (John Abercrombie) и Джеймс "Блад" Элмер (James "Blood" Ulmer), саксофонист и трубач Орнетт Коулмен (Ornette Coleman).

Соул, свинг?

О том, как звучит композиция в этом стиле, известно, наверное, каждому. Этот жанр возник в начале ХХ века в Соединенных Штатах Америки и представляет собой определенное соединение африканской и европейской культуры. Удивительная музыка практически сразу же привлекла к себе внимание, нашла своих поклонников и быстро распространилась по всему миру.

Джазовый музыкальный коктейль передать достаточно сложно, так как он сочетает в себе:

  • яркую и живую музыку;
  • неповторимый ритм африканских барабанов;
  • церковные песнопения баптистов или протестантов.

Что такое джаз в музыке? Определение этому понятию дать очень сложно, так как в нем звучат на первый взгляд несовместимые мотивы, которые, взаимодействуя между собой, дарят миру неповторимую музыку.

Особенности

Какими характерными чертами обладает джаз? Что такое джазовый ритм? И в чем особенности этой музыки? Отличительными чертами стиля считаются:

  • определенная полиритмия;
  • постоянная пульсация битов;
  • совокупность ритмов;
  • импровизация.

Музыкальный ряд у этого стиля красочный, яркий и гармоничный. В нем четко прослеживается несколько отдельных тембров, которые сливаются воедино. В основе стиля лежит неповторимое сочетание импровизации с заранее продуманной мелодией. Импровизацией может заниматься как один солист, так и несколько музыкантов в ансамбле. Главное, чтобы общее звучание было четким и ритмичным.

История джаза

Это музыкальное направление развивалось и формировалось на протяжении столетия. Джаз возник из самых недр африканской культуры, так как чернокожие невольники, которых привезли из Африки в Америку, чтобы понимать друг друга, научились быть одним целым. И, как следствие, создали единое музыкальное искусство.

Для исполнения африканских мелодий характерны танцевальные движения и применение сложных ритмов. Все они совместно с привычными блюзовыми мелодиями легли в основу создания совершенно нового музыкального искусства.

Весь процесс сочетания африканской и европейской культуры в джазовом искусстве начался с конца XVIII столетия, продолжался весь XIX век и только в конце ХХ столетия привел к возникновению совершенно нового направления в музыке.

Когда появился джаз? Что такое джаз Западного побережья? Вопрос достаточно неоднозначный. Появилось это направление на юге Соединенных Штатов Америки, в Новом Орлеане, ориентировочно в конце девятнадцатого столетия.

Первоначальный этап возникновения джазовой музыки характеризуется своего рода импровизацией и работой над одной и той же музыкальной композицией. Она воспроизводилась главным солистом на трубе, исполнителями на тромбоне и кларнете в совокупности с ударными музыкальными инструментами на фоне маршевой музыки.

Основные стили

История джаза началась достаточно давно, и в результате развития этого музыкального направления появилось множество различных стилей. Например:

  • архаический джаз;
  • блюз;
  • соул;
  • соул-джаз;
  • скэт;
  • нью-орлеанский стиль джаза;
  • саунд;
  • свинг.

Родина джаза наложила большой отпечаток на стиль этого музыкального направления. Самым первым и традиционным видом, создаваемым небольшим ансамблем, стал архаический джаз. Музыка создается в виде импровизации на темы блюза, а также европейских песен и танцев.

Достаточно характерным направлением можно считать блюз, мелодия которого основана на четком такте. Для этой разновидности жанра характерно жалостливое отношение и воспевание утраченной любви. Одновременно в текстах прослеживается легкий юмор. Джазовая музыка подразумевает под собой своего рода инструментальную танцевальную пьесу.

Традиционной негритянской музыкой считается направление соул, связанное напрямую с блюзовыми традициями. Достаточно интересно звучит нью-орлеанский джаз, который отличается очень точным двудольным ритмом, а также наличием нескольких отдельных мелодий. Для этого направления характерно то, что основная тема повторяется несколько раз в различных вариациях.

В России

В тридцатые годы в нашей стране был весьма популярен джаз. Что такое блюз и соул, советские музыканты узали в тридцатые годы. Отношение власти к этому направлению было весьма негативным. Изначально джазовых исполнителей не запрещали. Однако имела место достаточно жесткая критика этого музыкального направления как составляющей всей западной культуры.

В конце 40-х годов джазовые коллективы подверглись гонениям. Со временем репрессии в отношении музыкантов прекратились, однако критика продолжалась.

Интересные и увлекательные факты о джазе

Родина джаза - Америка, где сочетались различные музыкальные стили. Впервые эта музыка появилась среди угнетенный и бесправных представителей африканского народа, которых насильно увезли со своей родины. В редкие часы отдыха рабы пели традиционные песни, аккомпанируя при этом себе хлопками в ладоши, так как у них не было музыкальных инструментов.

В самом начале это была самая настоящая африканская музыка. Однако со временем она видоизменялась, и в ней появились мотивы религиозных христианских гимнов. В конце XIX века появились и другие песни, в которых был протест и жалобы на свою жизнь. Такие песни начали называть блюзом.

Основной особенностью джаза считается свободный ритм, а также полная свобода в мелодическом стиле. Музыканты, играющие джаз, должны были уметь импровизировать индивидуально или коллективно.

Со времен своего возникновения в городе Нью-Орлеане джаз успел пройти достаточно сложный путь. Он распространился сначала в Америке, а затем уже и по всему миру.

Лучшие джазовые исполнители

Джаз - особая музыка, наполненная необычной изобретательностью и страстью. Она не знает границ и пределов. Известные джазовые исполнители способны буквально вдохнуть в музыку жизнь и наполнить ее энергией.

Самым известным джазовым исполнителем считается Луи Армстронг, который почитается за свой живой стиль, виртуозность, изобретательность. Влияние Армстронга на джазовую музыку неоценимо, так как он является величайшим музыкантом всех времен.

Большой вклад в это направление внес Дюк Эллингтон, так как он использовал свой музыкальный коллектив в качестве музыкальной лаборатории для проведения экспериментов. За все годы своей творческой деятельности он написал множество оригинальных и неповторимых композиций.

В начале 80-х годов самым настоящим открытием стал Уинтон Марсалис, так как он предпочел играть акустический джаз, что произвело настоящий фурор и спровоцировало возникновение нового интереса к этой музыке.