На заставе богатырской.


скачать

Богатырская аудио сказка "На заставе богатырской". 1. "Под городом Киевом, в широкой степи Цицарской стояла богатырская застава. Атаманом на заставе старый Илья Муромец, податаманом Добрыня Никитич, есаулом Алёша Попович. И дружинники у них храбрые: Гришка - боярский сын, Василий Долгополый..." Пропустили однажды, недоглядели чужака могучего богатыря "из казарской земли - по-ихнему копыта подкованы... Стали богатыри судить-рядить, кому ехать за чужим богатырём... - У Васьки полы долгие, по земле ходит Васька заплетается, в бою заплетётся и погибнет зря... Гришка роду боярского, боярского роду хвастливого. Начнёт в бою хвастаться и погибнет понапрасну... Алёша роду поповского, поповские глаза завидущие, руки загребущие. Увидит Алёша на чуженине много серебра да золота, позавидует и погибнет зря-...
2. Испугался Добрыня, повернул коня, поскакал обратно на заставу... Удивился Илья, призадумался. Обнял он Бурушку-Косматушку: - Ох ты, Бурушко мой (конь Ильи Муромца) косматенький, послужи ты мне верой-правдой, чтоб не срубил мне чуженин голову...Съехались богатыри, ударились палицами, - у палиц рукоятки отвалились, а друг друга богатыри не ранили. Саблями ударились - переломились сабли булатные, а оба целы. Острыми копьями кололись - переломили копья по маковки. -Знать надо биться врукопашную!-... Нахвальщик насмехается, а Илья от русской земли сил набирается... как он вскочит, как подбросит нахвальщика!.. И не стал Илья ему рубить голову..."

од городом Киевом, в широкой степи Цицарской стояла богатырская застава. Атаманом на заставе старый Илья Муромец, под атаманом Добрыня Никитич, есаулом Алеша Попович. И дружинники у них храбрые: Гришка - боярский сын, Василий Долгополый, да и все хороши.

Три года стоят богатыри на заставе, не пропускают к Киеву ни пешего, ни конного. Мимо них и зверь не проскользнет, и птица не пролетит. Раз пробегал мимо заставы горностайка да и шубу свою оставил. Пролетал сокол да перо выронил.

Вот раз в недобрый час разбрелись богатыри-караулыщики: Алеша в Киев ускакал, Добрыня на охоту уехал, а Илья Муромец заснул в своем белом шатре...

Едет Добрыня с охоты и вдруг видит: в поле позади заставы, ближе к Киеву, след от копыта конского, да не малый след, а в полпечи. Стал Добрыня след рассматривать.

Это след коня богатырского. Богатырского коня, да не русского; проехал мимо нашей заставы могучий богатырь из хазарской земли - по-ихнему копыта подкованы.

Прискакал Добрыня на заставу, собрал товарищей:

Что же это мы наделали? Что же у нас за застава, коль проехал мимо чужой богатырь? Как это мы, братцы, не углядели? Надо теперь ехать в погоню за нахвальщиком, чтобы он чего не натворил на Руси.

Стали богатыри судить-рядить, кому ехать за нахвалыциком.

Думали послать Ваську Долгополого, а Илья Муромец не велит Ваську слать:

У Васьки полы долгие, по земле ходит Васька заплетается, в бою заплетется и погибнет зря.

Думали послать Гришку боярского. Говорит атаман Илья Муромец:

Неладно, ребятушки, надумали. Гришка рода боярского, боярского рода хвастливого. Начнет в бою хвастаться и погибнет понапрасну.

Ну, хотят послать Алешу Поповича. И его не пускает Илья Муромец:

Не в обиду будь ему сказано, Алеша роду поповского, поповские глаза завидущие, руки загребущие. Увидит Алеша на нахвальщике много серебра да золота, позавидует и погибнет зря. А пошлем мы, братцы, лучше Добрыню Никитича.

Так и решили - ехать Добрынюшке, побить нахвальщика, срубить ему голову и привезти на заставу молодецкую.

Добрыня от работы не отлынивал, заседлал коня, брал палицу, опоясался саблей острой, взял плеть шелковую, въехал на гору Сорочинскую. Посмотрел Добрыня в трубочку серебяную - видит: в поле что-то чернеется. Поскакал Добрыня прямо на нахвалыцика, закричал ему громким голосом:

Ты зачем нашу заставу проезжаешь, атаману Илье Муромцу челом не бьешь, есаулу Алеше пошлины в казну не кладешь?!

Услышал богатырь Добрыню, повернул коня, по скакал к нему. От его скоку земля заколебалась, из рек-озер вода выплеснулась, конь Добрыни на колени упал. Испугался Добрыня, повернул коня, поскакал обратно на заставу. Приезжает он ни жив ни мертв, рассказывает все товарищам.

Видно, мне, старому, самому в чистое поле ехать придется, раз даже Добрыня не справился, - говорит Илья Муромец.

Снарядился он, оседлал Бурушку и поехал на гору Сорочинскую.

Посмотрел Илья из кулака молодецкого и видит: разъезжает богатырь, тешится. Он кидает в небо па лицу железную весом в девяносто пудов, на лету ловит палицу одной рукой, вертит ею словно перышком.

Удивился Илья, призадумался. Обнял он Бурушку-Косматушку:

Ох ты, Бурушко мой косматенький, послужи ты мне верой-правдой, чтоб не срубил мне чуженин голову.

Заржал Бурушка, поскакал на нахвалыцика. Подъехал Илья и закричал:

Эй ты, вор, нахвальщик! Зачем ты заставу миновал, есаулу нашему пошлины не клал, мне, атаману, челом не бил?!

Услыхал его нахвальщик, повернул коня, поскакал на Илью Муромца. Земля под ним содрогнулась, реки-озера выплеснулись.

Не испугался Илья Муромец. Бурушка стоит как вкопанный, Илья в седле не шелохнется.

Съехались богатыри, ударились палицами - у палиц рукоятки отвалились, а друг друга богатыри не ранили. Саблями ударились - переломились сабли булатные, а оба целы. Острыми копьями кололись - переломили копья по маковки!

Знать, уж надо биться нам врукопашную! Сошли они с коней, схватились грудь с грудью.

Бьются весь день до вечера, бьются с вечера до полночи, бьются с полночи до ясной зари - ни один верх не берет.

Вдруг взмахнул Илья правой рукой, поскользнулся левой ногой и упал на сырую землю. Наскочил нахвальщик, сел ему на грудь, вынул острый нож, насмехается:

Старый ты старик, зачем воевать пошел? Разве нет у вас богатырей на Руси? Тебе на покой пора. Ты бы выстроил себе избушку сосновую, собирал бы милостыню, тем бы жил-поживал до скорой смерти.

Так нахвальщик насмехается, а Илья от русской земли сил набирается. Прибыло Илье силы вдвое,- он как вскочит, как подбросит нахвальщика! Полетел тот выше леса стоячего, выше облака ходячего, упал и ушел в землю по пояс.

Говорит ему Илья:

Ну и славный ты богатырь! Отпущу я тебя на все четыре стороны, только ты с Руси прочь уезжай да другой раз заставу не минуй, бей челом атаману, плати пошлины. Не броди по Руси нахвальщиком.

И не стал Илья ему рубить голову.

Воротился Илья на заставу к богатырям.

Ну, - говорит,- братцы мои милые, тридцать лет я езжу по полю, с богатырями бьюсь, силу пробую, а такого богатыря не видывал!

Федеральное казенное общеобразовательное учреждение

«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа

Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю»


БЫЛИНЫ

«На заставе богатырской»


урок чтения в 9 специальном (коррекционном) классе

Учитель: Плецкая В.А.

2015 г.

Пояснительная записка

(размещается в архиве с материалом)

Автор материала (ФИО) *

Плецкая Вероника Александровна

Должность (с указанием преподаваемого предмета) *

Учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение

Федеральное казенное общеобразовательное учреждение

«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа

Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю»


Название материала *

Урок чтения

Класс (возраст) *

9 специальный (коррекционный) класс

Учебный предмет *

Чтение

Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс

Учебник «Чтение» 9-го класса для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида А.К.Аксёнова, М.И.Шишкова - изд. «Просвещение», 2013 г.

Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ и другие) *

Текстовый документ «Былины. На заставе богатырской», презентация.

Техническое оснащение (компьютер, интерактивная доска и другие.) *

Компьютер.

Цели,

Задачи материала *


формировать знания о художественном жанре и его особенностях:

обучать выявлению жанровых отличий былины; чтению с учетом архаической лексики; выбору соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи;

обеспечить условия для


Краткое описание работы с ресурсом

(на каком этапе предполагается применение, форма использования: индивид, групповая и другое, на усмотрение автора). *


Данный урок предназначен для работы с учащимися 9 специального (коррекционного) класса и адресован учителям русского языка и литературы. Раздел «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО».

Список использованной литературы.

  1. Словарь пословиц, поговорок и крылатых выражений. Редактор Жилинская А., Эксмо, 2011г.

  2. Интернет - источники

* - Поля обязательные к заполнению.

Тема урока «Былины. «На заставе богатырской»».

9 специальный (коррекционный) класс
Цели урока:

Обучающая: формировать знания о художественном жанре и его особенностях: обучать выявлению жанровых отличий былины; чтению с учетом архаической лексики; выбору соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи;

Развивающая : способствовать развитию интереса к литературному чтению, обогащению словарного запаса; обеспечить условия для развития наблюдательности, зрительной памяти, творческого подхода к работе.

Воспитательная: формировать представление о русском воине-богатыре как о защитнике Отечества; помочь воспитанникам воспринять образ русского богатыря, гармонично сочетающего в себе духовную и физическую силу;

воспитывать любовь к родной земле, ее истории, чувство гордости за ее героев на основе текстов былин и сказок.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Формирование темы и цели урока.

Сегодня у нас предстоит сказочное путешествие. Куда? (разгадать ребус)

Чтобы отгадать слово, надо назвать первые звуки слов - предметов, изображенных на картинках. (былины)

В мир УНТ. В древности произведения не записывались, а передавались из уст в уста, от поколения к поколению. Произведения эти стали называться устным народным творчеством. А цель путешествия Древняя Русь. Вы познакомитесь с новой былиной, вспомните также и былинных героев.

Кто знает, что обозначает слово былины?
Былины - это русские народные торжественные песни. Жанр устного народного творчества. Их сочиняли талантливые люди, но не записывали (Б. передавались из уст в уста). Народное название былины - старина, т.е. повествование о старинных событиях. Пение былин сопровождалось игрой на гуслях.

(Слайд с пояснением понятия былины)

- А как же можно представить себе Древнюю Русь без гусляра? На Руси талантов было много и до сих пор они не перевелись. Откуда же появилось такое название для инструмента?

Слайд 3 . Дело всё в том, что наши предки для изготовления гуслей применяли тетиву, которую натягивали на лук. Эта тетива в древние времена называлась гуслой . Вот отсюда и название - гусли. Правда есть ещё другая версия. Когда-то у наших предков было слово густи , то есть гудеть на струнах. Отсюда и гусли.

3. Открытие новых знаний.


БоДныяр киНичти, шалеА

ПочивоП, яИль руМоцем.
Слайд 4. Ребята, разгадайте имена и скажите: что их объединяет?

(Здесь зашифрованы имена русских богатырей – Добрыни Никитича, Алеши Поповича и Ильи Муромца.)

Слайд 5. Кому не известна картина Васнецова «Богатыри»? Стала эта картина символом силушки земли русской.

Слайд 6.

Виктор Михайлович Васнецов ( (1848-1926 )

В 1898 году Васнецов завершил затянувшуюся на многие годы работу над картиной «Богатыри». Эту работу он считал своим творческим долгом, обязательством перед родным народом. Если вести счет от первого эскиза (1876), то работа над «Богатырями» продолжалась (с большими перерывами) свыше двадцати лет. «Богатыри» завершили поиски Васнецова, связанные с решением историко-былинной темы. Сам Васнецов так определил замысел картины: «...картина моя «Богатыри» - Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде - примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого» 1 .

1) Словарная работа.

Кто же такие богатыри? Значение слова «богатырь» лучше всего даст Словарь.


  1. Богатырь – герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины.

  2. Человек безмерной силы, стойкости, отваги.

Учитель. Богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе (границе), мимо них ни зверь незамеченным не проскользнёт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдёт.

Всегда мечтал народ о богатырях, которые защитят родную землю. И слагал о них песни и былины. Ратные подвиги богатырей остаются в памяти надолго после чтения былин. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – эти русские богатыри воспеты в сказках, песнях художниками и поэтами.

Защита Родины, преданное служение ей, своим соотечественникам – священный долг. Образы былинных героев предельно обобщены, собирательны, но вместе с тем в каждом богатыре есть что-то свое, особенное.

Слайд 7 – 12.

Илья Муромец принадлежит людям труда. Для его характеристики в былинах используются слова «добрый», «славный», «удалый», а эпитет «старый» подчеркивает его мудрость.

(Слайд – Илья Муромец)

Добрыня Никитич сдержанный, внимательный и образованный.

(Слайд – Добрыня Никитич)

Алеша Попович самый молодой, находчивый, озорной и веселый.

(Слайд – Алеша Попович)

Все они защитники родной земли, лучшие сыны русского народа.

(Слайд – 3 богатыря)

Застава – пост на границе страны. (Широка и необъятна земля русская. И лесами, и реками богата. Но и воевать приходилось часто. То с юга, то с востока, то с запада жди нападения. А для того строили князья русские «заставы богатырские»).

Атаман – начальник, глава казачьего войска.

Податаман – старший помощник казачьего войска.

Есаул – помощник атамана.

Палица – вид древнего оружия, очень тяжёлая дубина, окованная железом; вес палицы более 100 кг.

Чело – лоб.

Пошлина – денежный сбор за вывоз и ввоз товаров из одной страны в другую.

Казна – деньги, имущество, доходы государства.

2) Чтение былины.

1. Прочитайте былину не спеша, плавно, мелодично.

2. Ответьте на вопросы:


  • Как несли свою службу на заставе богатыри? Найдите и прочитайте подтверждение этому в тексте?

  • В каком значении сейчас употребляется слово застава ?
С каким прилагательным оно может сочетаться?

(1. Ист. Заграждение и сторожевой пост при въезде в город, созданные для взыскания подорожных и других налогов, для наблюдения за проезжающими и т. п.; само место въезда в город.

2. Воинский сторожевой отряд, сторожевое охранение. Сторожевая з. Выставить конные з. Встретить передовые з. )

3. Пограничная охрана; место её расположения. Пограничная застава. Получить сообщение с заставы. З. в горах.

3. Расскажите, что произошло на заставе. Почему же врагу удалось проникнуть на русскую землю?

4. Найдите в тексте и прочитайте описание сборов Добрыни Никитича на бой. Почему Добрыне не удалось сразиться с врагом. Докажите свой ответ словами из текста.

5. Прочитайте описание боя Ильи Муромца с врагом. Обратите внимание:


  • Как насмехался во время боя над Ильёй Муромцем захватчик?

  • Почему Илье удалось победить врага?
6. Скажите, в чём проявилось великодушие русского богатыря.

7. Для того чтобы ярче показать силу богатырей и значимость их подвигов, народ в былинах использовал много преувеличений. Найдите в тексте и прочитайте те выражения. где есть такие преувеличения.

8. Постарайтесь объяснить смысл выражений из первого столбика. Подберите для этого слова из второго столбика:

бить челом смотреть, приложив ко лбу руку

удаль молодецкая ходить хвастаться

бродить по Руси нахвалыциком отвага, храбрость

смотреть из кулака отдать поклон

на покой пора пора отдыхать

9. Объясните смысл пословиц.

Смелость города берёт.

Бой отвагу любит.

Дома и стены помогают.

В поле - две воли: чья сильнее.

Подходят ли они к содержанию былины? Докажите правильность своего ответа.

10. Скажите, почему так дорожат Родиной все богатыри. Что хотел сказать нам народ своей былиной?

11. Подготовьте пересказ былины по плану.

план -


  1. Жизнь на заставе.

  2. Враг на родной земле.

  3. Неудача Добрыни.

  4. Победа Ильи Муромца.
4. Закрепление изученного материала.

1) Блиц-турнир

Что значит блиц? (Быстрый, молниеносный ответ).

1. Славный защитник Руси-матуш ки. Этот русский богатырь воплотил в себе лучшие качества человека: смелость, честность, верность, беззаветную любовь к Родине. (Илья Муромец.)

2. Почему его прозвали Муромцем? (Вырос под городом Муромом в селе Карачарове. Сейчас это Владимировская область.)

3. Что обозначает имя Илья? (Сила, мощь, крепость, камень.)

4. Что обозначает имя Добрыня? (Добрый, доброта.)

5. Он нередко брал верх над про тивником благодаря удали, отва ге и хитрости? (Алеша Попович.)

6. Что означает имя Алексей? (За щитник.)

8. Почему Алешу прозвали Попови чем? (Отец был священнослужи телем, попом.)

9. Кто в сражениях был верным помощником богатырей? (конь)

(Герои былин во много раз сильнее обычного человека. Даже конь богатырский скачет выше дерева стоячего, чуть пониже облака ходячего).

Слайд 7 . Задание

Посмотрите ещё раз на картину и составьте небольшой словарь из слов, обозначающих снаряжение богатырей

«Богатырский словарь»


  • Колчан - футляр для стрел

  • Кольчуга - старинный воинский доспех в виде рубашки из стальных колец

  • Палица - старинное оружие, тяжёлая дубинка с утолщённым концом

  • Ножны - футляр для меча или кинжала

  • Шлем - воинский доспех, защищающий голову

  • Сбруя - принадлежность для упряжи

  • Щит - округлая металлическая доска, защищающая в бою от стрел
2) Самостоятельная работа (дифференцированные задания)
1 уровень

Дополни определение.

Былина – это жанр ……………. народного творчества. Это русские народные сказания о ………….., которые защищали русские земли от врагов. Народное название былины -………….., то есть повествование о старинных событиях. Пение былин сопровождалось игрой на…………..

2 уровень

Дополни определение, используя слова для справок.

Былина – это жанр ……………. народного творчества. Это русские народные сказания о ………….., которые защищали русские земли от врагов.

Былина похожа на ……………… своей напевностью, а отличается от него образностью языка.
Слова для справок: богатырях, стихотворение, устного.

4) Игра на внимание: «Знаешь ли ты первую часть былины?»

Учитель. А теперь, чтобы проверить, насколько внимательны вы были на уроке, отгадаем кроссворд по первой части сказки. Если вы правильно ответите на все вопросы, то в выделенном столбце вы прочтете ответ на вопрос:


З

а

с

т

а

в

а

Н

и

к

и

т

и

ч

б

о

г

А

т

ы

р

и

с

т

Е

п

ь

А

л

е

Ш

а

х

в

а

с

т

а

т

Ь

с

я

  1. Пограничное укрепление, оборонное сооружение.

  2. Податаманом был Добрыня …

  3. Чудесные, сильные, храбрые воины.

  4. Место нахождения богатырской заставы.

  5. Имя есаула Поповича.

  6. О Гришке Илья Муромец сказал: «Начнет он в бою… и погибнет понапрасну».
Учитель: Молодцы! Что получилось в выделенном столбце? (Слово ЗНАЕШЬ ).
5. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель: Пришло время подвести итоги. А сделаем мы это, используя синквейн. На экране памятка написания синквейна.

Французы придумали стихотворение, которое назвали "синквейн ". Говорят, что в вольном переводе это означает "пять вдохновений", или "пять удач".
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
Синквейн
Богатырь

Смелый, отважный.

Сражается, охраняет, защищает.

Не перевелись на Руси богатыри!

Воин.

7. Чтение синквейнов.

Под городом Киевом, в широкой степи Цицарской, стояла богатырская застава. Атаманом на заставе старый Илья Муромец, податаманом Добрыня Никитич, есаулом Алёша Попович. И дружинники у них храбрые:

Гришка – боярский сын, Василий Долгополый, да и все хороши.
Три года стоят богатыри на заставе, не пропускают к Киеву ни пешего, ни конного. Мимо них и зверь не проскользнёт, и птица не пролетит.
Раз пробегал мимо заставы горностайка, да и тот шубу свою оставил. Пролетал сокол, перо выронил.
Вот раз в недобрый час разбрелись богатыри-караульщики: Алёша в Киев ускакал, Добрыня на охоту уехал, а Илья Муромец заснул в своём белом шатре…
Едет Добрыня с охоты и вдруг видит: в поле, позади заставы, ближе к Киеву, след от копыта конского, да не малый след, а в полпечи. Стал Добрыня след рассматривать:
– Это след коня богатырского. Богатырского коня, да не русского: проехал мимо нашей заставы могучий богатырь из казарской земли – по-ихнему копыта подкованы.Прискакал Добрыня на заставу, собрал товарищей:
– Что же это мы наделали? Что же у нас за застава, коль проехал мимо чужой богатырь? Как это мы, братцы, не углядели? Надо теперь ехать в погоню за ним, чтобы он чего не натворил на Руси.
Стали богатыри судить-рядить, кому ехать за чужим богатырём.
Думали послать Ваську Долгополого, а Илья Муромец не велит Ваську слать:
– У Васьки полы долгие, по земле ходит Васька, заплетается, в бою заплетётся и погибнет зря.
Думали послать Гришку боярского.
Говорит атаман Илья Муромец:
– Неладно, ребятушки, надумали. Гришка роду боярского, боярского роду хвастливого. Начнёт в бою хвастаться и погибнет понапрасну.
Ну, хотят послать Алёшу Поповича. И его не пускает Илья Муромец:
– Не в обиду будь ему сказано, Алёша роду поповского, поповские глаза завидущие, руки загребущие. Увидит Алёша на чуженине много серебра да золота, позавидует и погибнет зря. А пошлём мы, братцы, лучше Добрыню Никитича.

Так и решили – ехать Добрынюшке, побить чуженина, срубить ему голову и привезти на заставу молодецкую.
Добрыня от работы не отлынивал, заседлал коня, брал па́лицу, опоясался саблей острой, взял плеть шелко́вую, въехал на гору Сорочинскую. Посмотрел Добрыня в трубочку серебряную – видит: в поле что-то чернеется. Поскакал Добрыня прямо на богатыря, закричал ему громким голосом:
– Ты зачем нашу заставу проезжаешь, атаману Илье Муромцу челом не бьёшь, есаулу Алёше пошлины в казну не кладёшь?!
Услышал богатырь Добрыню, повернул коня, поскакал к нему. От его скоку земля заколебалась, из рек, озёр вода выплеснулась, конь Добрыни на колени упал. Испугался Добрыня, повернул коня, поскакал обратно на заставу. Приезжает он ни жив ни мёртв, рассказывает всё товарищам.
– Видно, мне, старому, самому в чистое поле ехать придётся, раз даже Добрыня не справился, – говорит Илья Муромец.
Снарядился он, оседлал Бурушку и поехал на гору Сорочинскую.
Посмотрел Илья из кулака молодецкого и видит: разъезжает богатырь, тешится. Он кидает в небо па́лицу железную весом в девяносто пудов, на лету ловит палицу одной рукой, вертит ею, словно пёрышком.
Удивился Илья, призадумался. Обнял он Бурушку Косматушку:
– Ох ты, Бурушко мой косматенький, послужи ты мне верой-правдой, чтоб не срубил мне чуженин голову.
Заржал Бурушка, поскакал на нахвальщика.
Подъехал Илья и закричал:
– Эй ты, вор, нахвальщик! Зачем хвастаешь?! Зачем ты заставу миновал, есаулу нашему пошлины не клал, мне, атаману, челом не бил?!
Услыхал его нахвальщик, повернул коня, поскакал на Илью Муромца. Земля под ним содрогнулась, реки, озёра выплеснулись.
Не испугался Илья Муромец. Бурушка стоит как вкопанный, Илья в седле не шело́хнется.
Съехались богатыри, ударились палицами, – у палиц рукоятки отвалились, а друг друга богатыри не ранили. Саблями ударились – переломились сабли булатные, а оба целы. Острыми копьями кололись – переломили копья по маковки.
– Знать, уж надо биться нам врукопашную!
Сошлись они с коней, схватились грудь с грудью.
Бьются весь день до вечера, бьются с вечера до полночи, бьются с полночи до ясной зари – ни один верх не берёт.
Вдруг взмахнул Илья правой рукой, поскользнулся левой ногой и упал на сырую землю. Наскочил нахвальщик, сел ему на грудь, вынул острый нож, насмехается:
– Старый ты старик, зачем воевать пошёл? Разве нет у вас богатырей на Руси? Тебе на покой пора. Ты бы выстроил себе избушку сосновую, собирал бы милостыню, тем бы жил-поживал до скорой смерти.
Так нахвальщик насмехается, а Илья от Русской земли сил набирается. Прибыло Илье силы вдвое – он как вскочит, как подбросит нахвальщика! Полетел тот выше леса стоячего, выше облака ходячего, упал и ушёл в землю по пояс.
Говорит ему Илья:
– Ну и славный ты богатырь! Отпущу я тебя на все четыре стороны, только ты с Руси прочь уезжай да другой раз заставу не минуй, бей челом атаману, плати пошлины. Не броди по Руси нахвальщиком.
И не стал Илья ему рубить голову.
Воротился Илья на заставу к богатырям.
– Ну, – говорит, – братцы мои милые, тридцать лет я езжу по полю, с богатырями бьюсь, силу пробую, а такого богатыря не видывал!

Класс

Вопросы

Реальное и фантастическое в балладе В. А. Жуковского «Лесной царь»

4. Тема природы в стихотворениях А. С. Пушкина (на примере 1 стихотворения).

Тема природы в стихотворениях М. Ю. Лермонтова

Картины природы в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».

Трудный путь школьника Н. А. Некрасова.

Почему повесть «Детство» Л. Н. Толстого называется автобиографической?

10. Борьба добра и зла в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» (на основе фрагментов из романа)

Смешное и грустное в рассказах А. П. Чехова.

Трудное детство Алёши (по повести М. Горького «Детство»).

Тема родной природы в стихотворениях И. А. Бунина.

Что такое настоящая дружба? (по 1 – 2 произведениям русской литературы).

Подвиг советского солдата в стихотворении К. Симонова «Сын артиллериста».

Образ богатыря в былине «На заставе богатырской».

Былина - песня-сказание о богатырях, народных героях и исторических событиях Древней Руси. В былинах отражены события, происходившие на Руси в 9-10 веках. Героями былин были отважные воины, защитники Родины, и могучие хлебопашцы. Называют героев былин богатырями. К древним богатырям относят Святогора, Микулу Селяниновича. К молодому поколению – Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алёшу Поповича. Илья Муромец родом из города Мурома, 33 года он был болен, затем его исцелили кали ки перехо жие, и стал он защитником земли Русской.

В былине «На заставе богатырской» рассказывается о силе, смелости, мудрости Ильи Муромца. Под г. Киевом стояли богатыри на заставе. Атаманом заставы был Илья Муромец. Мимо богатырей никто не мог пройти – «зверь не проскользнёт», «птица не пролетит». Однажды разъехались богатыри по делам, а Илья Муромец заснул. В это время проехал мимо заставы чужанин. Мудрое принимает решение атаман: не разрешает Илья отправить в погоню ни Ваську Долгополого, который заплетётся в полах и погибнет; ни Гришку боярского, так как начнёт хвастаться в бою и тоже погибнет, ни Алёшу Поповича, который может позавидовать злату да серебру. Отправили Добрыню, но испугался он чужанина и вернулся на заставу ни жив ни мёртв. Поскакал сам Илья Муромец. Увидел чужанина, который силой своей хвастался. Нахвальщик, увидев богатыря, поскакал навстречу. Для описания силы чужанина используется гипербола (преувеличение) – «земля под ним содрогнулась», «озёра, реки выплеснулись». Но не испугался ни Илья Муромец, ни его конь Бурушка. Сражаются несколько дней. Вдруг поскользнулся Илья Муромец и упал. Обрадовался чужанин. Илья от земли русской силы набрался, подбросил богатыря высоко, тот упал и ушёл в землю по пояс. Так побеждён был чужанин славным богатырём Ильёй Муромцем.(255 слов)



Обличение человеческих пороков в басне И. А. Крылова «Два мальчика»

Басня – это нравоучительный рассказ, в котором высмеиваются человеческие пороки. Всегда в начале или конце басни есть мораль. Действующими лицами басни чаще всего являются животные, под которыми подразумеваются люди. Выдающимся баснописцем в России был Иван Андреевич Крылов. Он написал много известных басен: «Ворона и Лисица», «Квартет», «Слон и Моська», «Мартышка и очки».

В этом году мы познакомились с басней И. А. Крылова «Два мальчика». (Выразительное чтение басни наизусть). В этой басне высмеиваются жадные, хитрые люди, которые используют труд друзей для достижения своей цели. Федюша забыл о своём друге, который помог ему взобраться на дерево. Мы видим его жадность, стремление заботиться только о себе. Он думает, как добыть что-то себе, и ему безразличен то­варищ, без которого он не смог бы полу­чить каштаны. (116 слов)

Крестьянские дети в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».

Вариант № 1.

Главными героями рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг» являются мальчики – Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня. Это крестьянские ребятишки, которые ночью стерегли табун лошадей. Старшим из них был Федя, по мнению автора, он принадлежал к богатой семье, так как на нём была ситцевая рубаха, новый армячок и сапоги. Ночью он оказался с ребятами ради «забавы», а другие ребята - «по нужде». Павлуша был бедно одет: на нём была простая рубаха и заплатанные штаны. Внешне Павлуша был не красив, но автор отмечает его ум и силу, называет его «славным парнем». Также он оказался смелым и смекалистым парнем. Как только он услышал беспокойный лай собак, тут же один бросился в темноту, чтобы выяснить, что произошло. В конце рассказа мы узнаём, что Павлуша разбился, упав с лошади.



Ильюша рассказывает много разных историй, его с удовольствием слушают ребята. Рассказы про Ермилу и Бяшу, домового, лешего, водяного интересны не только ребятам и автору, но и читателям. В описании Кости рассказчик отмечает печальный и задумчивый взгляд. На его худом лице выделялись только "большие глаза». Жуткие истории о нечистой силе производят на маленького Костю сильное впечатление. Однако и он пересказывает друзьям услышанную от отца историю о русалке, о голосе из бучила, а также о несчастном Васе, мальчике из его деревни. Для наименьшего из ребят, Вани, автор не дает портретной характеристики, отмечая только, что мальчику было всего семь лет. Он тихо лежал под своей рогожей, пытаясь уснуть. Ваня молчалив и робок, он смотрит на ночное небо и восхищается похожими на пчел "божьими звездочками".(245)

Вариант № 2. У вас есть статья, написанная по рассказу И. С. Тургенева

Вариант 1

В начале главы «Мальчики» из романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» мы узнаём о школьниках, которые недоброжелательно относятся к своему однокласснику – они безжалостно кидают в него камни. Соперник их выглядит болезненно, но отчаянно сопротивляется. Далее мальчики рассказывают Алёше Карамазову причину такого ненавистного отношения: оказывается, он пырнул перочинным ножом Красоткина, одного из одноклассников. Алёша пытается помочь бедному мальчику Илюше, но тот, словно озлобленный зверёнок, бросается на Алёшу и кусает его за палец. После этого случая Илюша тяжело заболел, обессилел и даже не мог передвигаться без помощи отца. Те мальчики, которые бросали в него камни, ходили к Илюше каждый день и пытались ему помочь справиться с болезнью. Он ждал Красоткина, чтобы узнать судьбу Жучки. Когда-то Илюша бросил голодной собаке кусок хлеба с гвоздями и отчаянно смеялся над её мучениями. Красоткин возненавидел Илюшу за такой жестокий поступок и перестал с ним общаться. Для Илюши приход Красоткина стал настоящим счастьем: Жучка оказалась живой. Помирился он и с Красоткиным. Илюша умирает от тяжёлой болезни. На его могиле мальчики поклялись никогда не забывать Илюшу, быть добрыми и честными, умными и великодушными, сильными и смелыми.(178)

Вариант № 2 (Работа есть в ваших тетрадях, она была написана по следующему плану)

1. Расскажите о войне добра и зла.

2. Сделайте переход к роману Ф. М. Достоевского. Напишите, что в этом романе показано противоборство тьмы и света, добра и зла.

3. Коротко расскажите о том, почему мальчики преследовали Илюшу.

4. Расскажите о том, как Алеша Карамазов пробудил в их сердцах добрые чувства. Какую клятву произносят мальчики на могиле Илюши?

Вариант 1

В детстве А. П. Чехов рос человеком весёлым и беспечным. Его ранние рассказы – это весёлые шутки и комические сценки. Рассказ «Хамелеон», на первый взгляд, является смешным. Главный герой рассказа - полицейский надзиратель Очумелов- вдруг слышит крик: «Так ты кусаться, окаянная!». Он важно подходит к толпе собравшихся людей и видит мастера Хрюкина, который показывает окровавленный палец, словно победитель. Белый щенок сидит рядом, в его глазах выражение тоски и ужаса. Сначала Очумелов решает оштрафовать владельца собаки за ненадлежащее содержание. Но как только надзиратель узнаёт, что владельцем щенка является генерал Жигалов, его мнение меняется – теперь виновником происшествия становится сам мастер, который «якобы гвоздиком расковырял себе палец». Затем толпа утверждает, что собака не генеральская, и тут же Очумелов советует Хрюкину, проучить хозяина. Когда полицейский надзиратель узнаёт от повара, что собака брата генерала, то он заливается улыбкой умиления и заискивающе хвалит собаку и грозит мастеру Хрюкину. Толпа хохочет над Хрюкиным. Рассказ неслучайно называется «Хамелеон». Хамелеон – это ящерица, которая меняет свой цвет в зависимости от обстановки. Второе значение этого слова – человек, который меняет своё мнение в зависимости от ситуации. Сначала мы смеёмся над Очумеловым, который быстро меняет своё решение в зависимости от чина владельца собаки. А затем понимаем, что автор осуждает героя, который не имеет своего собственного мнения, а его решение о наказании зависит только от должности человека. Никогда такой человек не будет справедливым.(213)

Вариант 2 (Работа выполнена в рабочей тетради)

1. Портрет писателя.

(В-1; Повесть, быль, рассказ, сказ) «Хамелеон» принадлежит перу (в-1; известного, популярного, знаменитого, выдающегося) русского писателя __________. (Кто?) __________ создал множество произведений, в которых (в-1; воспевает, высмеивает, возвеличивает, обличает) различные нравственные (в-1; недостатки, добродетели, достоинства, пороки). Объектом чеховской сатиры стали (в-4; трусость; доброта, щедрость, жадность, глупость, лесть, благородство, зазнайство, скромность, чистота, рабская покорность, мужество) …

2. Смысл названия.

(Автор) __________ не случайно назвал свой рассказ «__________». Кто такой __________ ? В "Энциклопедическом словаре" можно прочитать такое определение: "хамелеоны – семейство пресмыкающихся отряда ящериц. Окраска тела может сильно меняться в зависимости от освещения, температуры, влажности т.п." Автор использует этот образ в (в-1; сатирических, юмористических, балладных, сказовых) целях: так называет человека, который постоянно (что делает?) __________ свои мнения в зависимости от обстоятельств, всегда принимает сторону (в-1; правого, сильного, беззащитного, слабого).

3. Сюжет рассказа.

(Фамилия персонажа) __________ укусила собака. Пострадавший требует, чтобы __________ . Надзиратель Очумелов приказывает собаку __________ , а хозяев __________ . Но тут кто-то в толпе говорит, что это собака принадлежит__________ . Это известие заставляет (кого?) __________ моментально переменить свое решение. Теперь уже виноватым оказывается __________. Очумелова грубо рычит на Хрюкина (привести пример из текста.) __________. Перемены в поведении Очумелова автор показывает с помощью емкой детали: он то снимает (что?) ________, то вновь ее __________ .

Чехов в своем рассказе использует так называемые говорящие фамилия: фамилия Очумелов образована от слова «__________», фамилия «_________» от бранного слова «елдыга» - сварливый человек. Фамилия (чья?) __________ отражает свинский характер главного персонажа.

4. Главная мысль рассказа.

Автор (в-1; воспевает, высмеивает) в своем рассказе (в-2; подхалимство, глупость, жестокость, беспринципность, раболепство, жадность), и не случайно образ (в-1; Елдырина, Очумелова, Жигалова, Хрюкина) стал воплощением нравственного хамелеонства. (В-1; К счастью, К сожалению), и в современной жизни много людей, похожих на __________ . Почему люди превращаются в хамелеонов? Мне кажется (дайте развернутый ответ на поставленный вопрос.)

Класс

Вопросы

Образ богатыря в былине «На заставе богатырской».