Коренные аргентинцы, индейцы гуарани. Гуарани – дикие индейцы в джунглях Парагвая


Ньяндева, чиригуано, симба

К приходу европейцев гуарани насчитывали около 400 тыс. человек и были, в основном, оседлыми земледельцами, сочетавшими подсечно-огневое земледелие с охотой и рыболовством. Типичная деревня состояла из нескольких длинных общинных домов на 10-15 семей, общины составляли племенные группы, объединённые одним диалектом. Основу питания составляли маниок , маис , батат, бобы, арахис, дичь и мёд. Из ремёсел было распространено гончарное, ткачество и резьба по дереву. Распределение продуктов в каждой деревне производилось выборным вождем-касиком и советом старейшин. Гуарани хорошо знали флору своих земель, и на сегодняшний день язык гуарани является третьим, после греческого и латинского, этимологическим источником для ботанических названий .

Религией гуарани, как и у других индейцев Америки, был политеистический анимизм с почитанием предков . Бытовало представление о Земле без зла (гуар. Yvy marâne"ÿ ) - под этим подразумевалась не жизнь после смерти, а бессмертие при жизни; предполагается, что миграции гуарани могли быть связаны с поисками такой земли. По отчётам иезуита Мартина Добрицхоффера , в прошлом имелась ограниченная практика каннибализма , возможно, как часть ритуала похорон. Мифы и сказания, составляющие мифологию гуарани до сих пор популярны в сельских районах Парагвая. Особую важность в мифологии гуарани имеют водопады Игуасу .

Встреча с европейцами [ | ]

Первый контакт гуарани с европейцами состоялся в 1537 году, когда конкистадор (англ. Gonzalo de Mendoza ) пересёк «территорию Парагвай» и основал Асунсьон , ставший административным колониальным центром Испании в XVI-XVIII веках, а затем - столицей Парагвая.

Об индейцах района Асунсьона сохранились отзывы, как о заметно более дружелюбных по сравнению с индейцами района Буэнос-Айреса.

Первый губернатор испанской территории Гуайра , основанной на части земель населённых гуарани, ввёл практику обращения индейцев в рабство . Параллельно с этим испанцы вступали в сожительство с женщинами гуарани.

Иезуитские миссии [ | ]

В то же время взаимодействие иезуитов с индейцами-гуарани не было абсолютно мирным, многие вожди боролись против пришельцев, а большое восстание гуарани 1628 года было подавлено с помощью испанских войск .

После изгнания иезуитов [ | ]

В 1768 году иезуиты были изгнаны из испанских владений , и миссии-редукции перешли к другим орденам, прежде всего к францисканцам . Многие гуарани получили индивидуальные земельные наделы. Часть ремесленников, освободившись от контроля иезуитов, переехала в города, где они могли больше зарабатывать.

В результате плохого управления миссии пришли в упадок и большинство индейцев вернулось в деревни. По переписи 1801 года в миссиях проживало 45 тысяч гуарани. Поголовье скота сошло на нет, земли и хозяйство находились в плачевном состоянии. Период революций и борьбы за независимость довершил разрушение хозяйств миссий, и к 1814 году в миссиях осталось 8 тысяч гуарани.

После того, как отряд гуарани в две с половиной тысячи человек под командованием индейца Андрес Гуасурари (исп.) по прозвищу Андресильо участвовал в походах и сражениях на стороне аргентинских войск Бельграно , Андресильо получил от Артигаса звание «генерал-капитана миссий» . В 1811 году Аргентина назначила Андре Гуажирари губернатором провинции Гранд-Мисьонес , в которую вошла вся территория бывшего «государства иезуитов ». Губернатор-гуарани проводил земельную реформу и освобождал рабов. К 1817 году войска Андресильо установили полный контроль над территорией редукций, фактически создав «государство гуарани». В течение некоторого времени на земли Гранд-Мисьонес претендовало несколько новосозданных государств, в то время как провинция фактически была самоуправляемой.

На территории Парагвая редукции были лишены в 1817 году особого статуса диктатором Парагвая

В аргентинском городе Игуасу, помимо мировой достопримечательности - одноимённых с прилегающим парком, оказывается есть на что посмотреть ещё. Это коренные жителям этих мест, индейцы Гуарани, и их деревни. Вообще-то Гуарани считаются парагвайским народом. В Парагвае и второй главный язык - гуарани, и деньги - гуарани, и много населения - гуарани и смесь с гуарани. Однако индейцы эти живут и в Аргентине и в Бразилии. Посмотреть на их жизнь очень просто. Практически в городе, неподалёку от торгового центра Punto Iguazu есть их деревня. Называется "Индейская община Ириапу". Индейцев частенько можно увидеть и в городе, определить что это они, очень просто - они похожи на бомжей. В деревню Гуарани можно сходить платно, и получить в довесок унылейшую экскурсию с местным представителем племени по близлежащему лесу. Но можно сходить бесплатно и посмотреть на их жизнь.

С дороги платный вход отмечен красивой табличкой:

Бесплатный вход никак не отмечен, просто нужно свернуть направо за 100 метров до платного входа. Можно въехать и на машине.

Индейцы живут грязно и очень бедно. Давайте осмотрим главную площадь посёлка, местных и их жизнь.

Большинство из них не говорит по-испански.

Да и вообще гуарани считают эту землю истинно своей, а аргентинцев - захватсиками, которые "ладно, так и быть уж, пусть живут"... Чувствуя свою "вину" перед индейцами, аргентинское правительство всячески им помогает и демонстрирует уважение. Например для индейцев гуарани, для единственных в мире, сделан бесплатный вход в парк с водопадами.

Все их брачные традиции не лучше остальных диких брачных традиций других древних народов: жену сыну выбирает отец; женится индейцам гуарани положено рано, в 13-15 лет, чем больше нарожают, тем лучше ; женится на чужаках нельзя, иначе не примут обратно в племя

Некоторые индейцы, которые пообразованней, и знают испанский, подрабатывают гидами. Например этот тоже проводит небольшие экскурсии за 100 песо.

Главная гордость, которая должна сразить наповал туристов (особенно русских) - этот плуг. Вот наш гид демонстрирует, как им пашут землю.

Ещё есть телега - тоже предмет особой гордости.

Туристы в эту деревню захаживают, в отличие от деревни Мака в Парагвае, которой не повезло расположиться вдалеке от туристических троп. А сюда захаживают частенько. Поэтому индейцы вяло приторговывают своими подделками.

Посмотрим на индейские жилища.

Пол везде земляной. Бедно - ладно, но везде жуткий срач.

Почти в каждом индейском доме посреди разрухи стоит телевизор, а по нему идут нескончаемые мексиканские сериалы.

Электрическтов индейцы добывают от солнечных батарей: помощь оккупационного аргентинского правительства

Удивительно, но при такой разрухе, индейцы чем-то таки занимаются: выращивают домашних животных (для еды), очень редко охотятся на безумных зверей, которые заблудились из соседнего заповедника, а также выращивают арбузы, ананасы, кукурузу и всякие корешки типа картошки.

Вот это - ананасы

Кстати, смотрите - пирсинг вполне современный. Кто у кого перенял?...

Наш шофёр (слева), как и многие - многие аргентинцы относится к индейцам с лёгкой степенью неприязни. Он говорит: "Как им не помогай, что для них не делай - не хотят жить как люди"...

У некоторых гуарани есть машины, мотоциклы, и они даже ездят на заработки в город

Вот этот паренёк - тоже гид. Видите, на мотоцикл заработал. Ему кстати 17 лет.

Уважаемые визитёры, проход воспрещён, гласит табличка. Не во все места деревни можно ходить.

Некоторые мужчины гуарани любят выпить. А усваиваемость алкоголя у них плохая, поэтому они долго ходят пьяными.

Если вы все-таки зайдёте к гуарани с туристического входа, почти ничего из того, что показал вам здесь я, вы не увидите. Перво-наперво вы увидите кассу в шалаше, и грозную табличку. Перевод: НЕ сорить, НЕ курить, ЗАГЛУШИТЬ телефоны, ЗАПРЕЩЕНО фотографировать без разрешения, НЕ ломать ветки деревьев. И как только бедные гуарани терпят всю эту цивилизацию грязнуль с фотоаппаратами и телефонами, которая окружила их со всех сторон?..

Итак, войдя с туристического входа, вы попадётесь в цепкие лапки гидов гуарани, и вам придётся заплатить деньги за вход и экскурсию. Вас будут водить по лесу, показывая различные капканы на животных (недействующие макеты), и различные деревья и кустарники. Смотреть близко на жизнь простых жителей, по словам экскурсоводов-гуарани, нельзя. Это сильно беспокоит жителей, они не любят туристов. Вы увидите шалашик - жилище гуарани (обратите внимание, как чисто, экспонат явно не действующий).

Тропа воинов

Школа, которую построило окупационное аргентинское правительство для детишек гуарани. Там их учат испанскому языку, и работе гидами.

Гостей проводят даже на экскурсию в "музей". Музей этот настолько жалок, что предназначение его видимо не столько показать какие то экспонаты (из коих там несколько примитивных рисунков), сколько продемонстрировать бедственное и несчастное положение народа гуарани

В джунгли Парагвая наши соотечественники-туристы забредают довольно редко. Поэтому до нас доходят лишь отрывочные сведения об этой части страны. Мало известно, например, о племени гуарани, которое обитает в диких джунглях Южной Америки. Однако это уникальные люди, которые постарались не потерять свои древние традиции и уклад жизни под бешеным натиском цивилизации.

В 1999 году два москвича отправились в Амазонию для того, чтобы на собственном опыте узнать о том, что представляет собой современное племя гуарани. Их путь пролегал через Кубу, Перу и дальше в глубины этого дикого края. Поиски затерянного племени превратились в настоящее приключение. Контакт с ними удалось наладить благодаря местным этнографам. Лесные жители согласились показать парням из неведомой и далекой России свой быт только после того, как узнали о том, что они пришли с благими целями - написать книгу о племени гуарани. Сопоставив рассказы индейцев с данными местных архивов, российские этнографы смогли составить наиболее точное описание этого племени. Издревле гуарани занимались земледелием, охотой, скотоводством. Несколько тысяч лет назад среди индейцев был распространен ритуальный каннибализм, который отличался особой жестокостью, причем плоть своих жертв они употребляли в сыром виде. Только с приходом миссионеров-католиков гуарани впервые стали отказываться от человечины. Ушлые иезуиты даже организовали на их землях собственное государство, которое долго враждовало с испанскими и португальскими колонизаторами. Смешавшие в себе языческие традиции с католическими догматами, эти люди не похожи на другие племена Латинской Америки. Многие обитатели поселков до сих пор живут в строгой изоляции и максимально ограничивают контакты с внешним миром. Если чужие охотники по неосторожности забредают на их территорию, то индейцы не убивают его на месте, как в прежние времена. Им дают уйти, намекнув на то, что человек ступает по чужой земле.
Однако цивилизация все же просачивается даже в такие закрытые сообщества. Индейцы, прежде напрочь отвергавшие одежду, теперь ходят в шортах. А женщины заворачиваются в куски тканей, которые служат им платьями. У них даже появилось несколько американских долларов, которые хранятся в хижине вождя как реликвии. Да, аборигены понимают, что это за бумажки и для чего они предназначены. Тем выше их ценность в глазах наивных отшельников, которые пытаются сохранить свой привычный мир. Как и во времена первых конкистадоров, современные гуарани готовы выменять любой трофей на обычные ножи, зеркальца и ножницы. А если в руках человека женщины увидят яркую бижутерию, то сразу же он становится "первым парнем на деревне" и покорителем сердец. Еще одним важным атрибутом жизни индейцев стал футбол. Почти во всех деревнях есть футбольные мячи и поля, за которыми мужчины тщательно ухаживают, подстригая их мачете почти каждый день, поскольку буйная растительность джунглей моментально наступает на все открытые участки. Они уже без страха относятся к современной медицине. Были даже случаи, когда гуарани добровольно обращались в местные больницы по поводу аппендицита. Индейцы постепенно "окультуриваются", но это не мешает им вести жестокие междоусобные войны. В семьях самых воинственных мужчин всегда много жен и детей. Порой кажется, что они готовят новое поколение для продолжение собственной бесконечной войны. А поводов для конфликтов находилось великое множество. Даже если человеку просто не везло в жизни, он начинал подозревать, что завистливые соседи навели на него порчу. Мужчины его рода брались за мачете и шли наказывать колдунов... Кстати, именно племя гуарани подарило миру зеленый чай мате, который пили еще в древности их предки. Даже способ приготовления мате европейцы позаимствовали у них. Эта народность прежде заселяла все земли от Патагонии до Перуанских плато. Они пережили инков и ацтеков, но не могут пережить давление современного мира, который, желая блага, несет плоды прогресса, убивающие самобытность этих людей.
Их культура постепенно умирает. Молодые гуарани все чаще отправляются на заработки в другие страны. Они реже вспоминают о далеком доме. Последние энтузиасты стараются записать легенды и мифы этого народа, запечатлеть их рисунки и орнаменты. К сожалению, через пять десятков лет о таком народе наши потомки смогут прочитать только в книгах. Древние народы вымирают, забирая мудрость предков и сам дух этой земли. И гуарани не исключение.

МАТЕ - ГОРДОСТЬ АРГЕНТИНЫ

Когда Паи Суме пришел в землю индейцев мбаракайю, лежащую более чем в сотне лиг от города Асунсьон, он увидел наделы, на которых росли деревья ка’а с ядовитыми листьями. Поэтому он взял в свои чудотворные руки пригоршню листьев и, подсушив их на огне, очистил от яда. Затем он сказал индейцам, что если те будут делать также как он, то из этих листьев можно приготовить напиток. С тех самых пор мбаракайю пьют йербу, наделяя ее чудодейственными свойствами.

Каждый, кто - хоть бы и немного - интересовался традициями Южной Америки, наверняка знаком со словом "мáте", которое зачастую произносят с ударением на последний слог. Обычно в голове сразу же начинают роиться смутные образы Аргентины, пампы и пастухов-гаучо, потягивающих через серебряные трубочки-бомбильи обжигающий рот горьковатый напиток из круглых тыковок-калабас. Впрочем, даже те, кто предпочитает скитаниям по дальним краям уютные кафе и ресторанчики европейских мегаполисов, слышали о мате и хоть раз, да пробовали его: благо в последнее время он вошел в моду, в том числе и в России. Но далеко не всем известно о происхождении "парагвайского чая" и о том, где и как зародилась эта традиция. Что ж, есть смысл рассказать об этом подробнее.

Существует несколько версий того, как европейцы прознали о существовании мате, или "йерба", как называют кустарник Ilex paraguariensis в Южной Америке. Однако наиболее правдоподобно выглядит следующая. Суть ее в том, что конкистадоров познакомили с этим растением индейцы гуарани, населявшие территорию нынешнего Парагвая, часть Аргентины и юг Бразилии. Ведь самые ранние упоминания о присутствии йербы в их культуре относятся к самому началу завоевания района Рио-де-ла-Плата в современной Аргентине и датируются 1536 годом. Крайне сомнительно предполагать, что испанцы самостоятельно могли открыть это растение и догадаться о его чудодейственных свойствах. Особенно если учесть, что первые европейские поселения были основаны вблизи реки Парагвай, а это несколько сот километров от тех мест, где произрастала йерба.

В пользу теории индейского происхождения традиции говорит и то, что конкистадоры с самого начала научились приготавливать йербу, протаскивая листья сквозь пламя и, таким образом, слегка подвяливая их. Лишь затем они измельчали их, и либо использовали сразу, заливая кипятком, либо оставляли про запас. Трудно представить, что европейцу на пустом месте вдруг могло прийти в голову обращаться с незнакомым растением подобным образом. Представляются вполне правдоподобным и утверждения, что гуарани употребляли йербу в виде напитка в достаточно ограниченных количествах, отдавая предпочтение пережевыванию свежих зеленых листьев этого растения. Наподобие того, как горцы Перу и Боливии сегодня жуют листья коки.

Есть сведения, что некоторые группы гуарани использовали йербу не только как "энергетический напиток", но также применяли ее в медицинских целях и даже в магических обрядах. Правда сегодня уже не представляется возможным безоговорочно утверждать, что подобные практики имели повсеместное распространение среди племен тупи-гуарани на всех некогда занимаемых ими обширных пространствах южноамериканского континента.

В тех местностях, откуда происходит йерба, она известна под целым рядом различных местных имен. Ее называют "ка’a", и гуарани отзываются о ней как о "траве бога Тупá". Некогда ее именовали также "парагвайской травой", "травой Святого Томаса", "парагвайским чаем", "иезуитским чаем" и "травой дьявола". В конце концов, общепризнанным и самым распространенным вариантом стал "йерба мате" или просто "йерба".

Замечу, что испанское название "йерба" в значении "трава, листья" - калька со слова "ка’а" из языка индейцев гуарани - прижилось благодаря тому, что испанцы впервые познакомились с растением в виде листьев и предположили, что это крошечный кустарничек, почти что трава. Отсюда и название. Ну а термин "мате" пришел из языка кечуа и является производным, искаженным вариантом слова "матú", которым индейцы-горцы называли маленькую тыкву Lagenaria vulgaris, испокон веков традиционно использовавшуюся в качестве сосуда для любой жидкости, и вовсе необязательно йербы. Вполне возможно, что словечко "мате" на земли нынешнего Парагвая и Аргентины принесли с собой первые миссионеры, работавшие в Перу и говорившие на языке индейцев Анд.

Индейцы же племен тупи-гуарани, изначально жившие в Парагвае и прилегающих областях континента, сосуд из тыквы называли по-своему - "ка’а-и-гуа". Или более коротко - "ихá". Причем, этим словом обозначалась не только сама калабаса, из которой сегодня пьют йербу, но вообще любая емкость, использовавшиеся для самых разных хозяйственных нужд.

Как и почти все лесные племена, гуарани исторически поддерживали очень тесные отношения с окружавшей их природой и, в частности, с растительным миром. В сельве, где испанцы заложили свои первые католические миссии на землях индейцев, были места, в которых это растение встречалось в дикорастущем виде. Так что неудивительно, что среди многочисленных духов и богов-демиургов тупи-гуарани как минимум два упоминаются в связи с сельвой и йербой. Один из них - Каагуй Порá защищает лес от тех, кто несет ему разрушения и без необходимости рубит деревья. А дух Ка’а йяри’и - женщина поразительной красоты - преследует и наказывает тех людей, кто в нарушение правил преждевременно собирает листья растения, вредя ему.

Согласно представлениям гуарани, у йербы есть душа. Ведь когда-то ка’а была единственной дочерью духа Караи. Существует множество вариантов этого мифа. Но все их роднит рассказ о том, как девушка превратилась в растение. Один из мифов гласит:

"Однажды некий почтенный старик постучался в дверь дома Караи, который в те времена был мужчиной, и попросил разрешения переночевать. Дочь Караи с радостью принялась ухаживать за гостем. Наутро, прощаясь, незнакомец признался Караи, кто он на самом деле. Старец рассказал, что он посланник бога Тупá, и сказал:

Тупа хочет отблагодарить тебя за то гостеприимство, что оказала мне твоя прекрасная и заботливая дочь. Он превратит ее в кустарник, чтобы в будущем она не знала горя и чтобы она не умерла, как обычные люди. Твоя дочь станет бессмертной.

Так и случилось. С тех пор девушку стали называть Ка’а - йерба мате. Много плохого и хорошего случилось за это время, но дочь Караи до сих пор жива. Ведь ее срезают снова и снова, а она вырастает заново, молодая и красивая как прежде. Йерба мате - это сущность, душа всех гуарани. А гуарани - самая сущность земли, на которой растет йерба".

Имеется и другая, очень древняя, версия мифа, бытующая среди гуарани в Парагвае:

"Давным-давно по этим землям прошел святой человек и пророк, которого называли Караи. В разных областях люди знают его под многими именами. В Парагвае он Паи Суме или Паи Чуме. В перуанской сельве - Паи Туме. Этого бородатого человека, который пришел откуда-то издалека, знают все гуарани. Для них он Туме, Тхоме, Суме, Чуме, Тхоме Марангату, Аваре Чуме Марангату. Он тот, кто научил индейские племена выращивать растения, охотиться, рыбачить, собирать плоды дикорастущих деревьев, ухаживать за животными и подарил индейцам такие ценные культуры, как кукуруза и маниок".

Многие исследователи не без основания утверждают, что этот миф чисто индейского происхождения, подкрепляя свои высказывания тем, что в пантеоне индейцев тупинамбá Суме - это спаситель от второго уничтожения мира и отец Тамандуаре. В частности, Педро Монтенегро в своем "Трактате о народной медицине" рассказывает о древней культурной традиции, повествующей о временах, когда Паи Суме научил индейцев приготавливать и пить йербу.

Миф о Туме и его связь с йербой был перенят и позже переработан миссионерами, результатом чего стало появление синкретичной версии, в которой вместо Туме главным действующим лицом стал Святой Томас, некогда прошествовавший по землям Парагвая. Некоторыми авторами Паи Чуме воспринимается как наиболее значимый полу-мифический, полу-реальный персонаж в традиции индейцев гуарани, который некогда мог существовать на самом деле. При этом они аппелируют к факту, что отчасти именно этот герой вписывается в индейские представления о мироустройстве, а отчасти соответствует христианским верованиям. В любом случае, новая редакция мифа о Туме стала причиной того, что христианство среди индейцев гуарани начало распространяться намного быстрее, нежели прежде.

В общих словах, суть синкретичной версия выглядит следующим образом:

"Когда Святой Апостол Томас - Паи Суме - пришел в провинцию Мбаракайю, лежащую более чем в сотне лиг от города Асунсьон, он увидел наделы, на которых росли деревья ка’а с ядовитыми листьями. Поэтому он взял своими чудотворными руками пригоршню листьев и, подсушив на огне, очистил их от яда. Затем он сказал индейцам, что если они будут делать также как он, то из этих листьев можно приготовить напиток. С тех самых пор индейцы пьют йербу, наделяя ее чудодейственными свойствами".

Согласно другому автору, Хосе Крусу Рольи, в древности гуарани употребляли йербу различными способами. Как уже было сказано, они жевали листья ка’а, предварительно слегка опалив их на огне - "мборовире", заваривали их кипятком - "каай" или замачивали в холодной воде в миске - "хи’а", а потом пили через бамбуковую трубочку - "такуапи".

Впрочем, справедливости ради все же стоит упомянуть о том, что в наши дни знахари изредка обращаются к помощи йербы в своих обрядах. Так, во время церемонии Арагуиже Пиа’у - "Новое время", на которой индейцы мбья-гуарани из современной провинции Мисьонес в Аргентине празднуют возвращение весны, шаманы подвешивают пучок йербы с одной стороны церемониального места. Этот пучок - древний символ "текоа" - индейского селения. На этой церемонии гуарани возносят благодарности Ньяманду Ру Эте за магическое возрождение жизни, потому что вместе с Ивира Роки - почками на ветвях деревьев, в лесах распускаются цветы и начинают петь птицы. И это время, когда йерба возрождается как дочь сельвы.

Напоследок хочется заметить, что привычный нам способ пить мате через трубочку-бомбилью не был распространен повсеместно среди гуарани. В большинстве случаев индейцы пили напиток как воду, процеживая его через зубы, чтобы не глотать частички листьев. Лишь некоторые группы племен пользовались тонким бамбуковым стволом. А вариант с серебряной трубочкой, имеющий фильр, и богато украшенной калабасой - это во многом изобретение белых поселенцев, которые помимо нее в свое время придумали массу дополнительных приспособлений для зародившегося в XVIII веке и вошедшего в моду целого ритуала "матепития": начиная с ложечки-"апартадор", серебряного подноса-подставки "сальвилья" и заканчивая специальными, богато украшенными "чайниками", называвшимися "пава" и "пава-орнильо". Но это уже совсем другая история, имеющая к индейской традиции самое косвенное отношение.

Примечание:

Мате (йерба мате) - Ilex paraguariensis, вечнозеленое дерево или кустарник семейства падубовых. Высота до 13-16 м. Кора ствола беловатая, гладкая. Листья супротивные, гладкие, глянцевитые, длиной 7-10 см. Цветки мелкие, бледно-зеленые. Плод - 4-8-семенная ягода. Растет на Бразильском плоскогорье между 22 и 33 градусами южной широты, на высоте 500-900 м. Заросли дикорастущего мате почти истреблены; с 1910 года введен в культуру (в районах его естественного ареала). Основную продукцию получают с плантаций в Аргентине, Бразилии и Парагвае. Листья содержат 0,97-1,79% кофеина. Из листьев и стеблей изготавливают порошок, употребляемый для получения наиболее распространенного в юго-восточных странах Южной Америки напитка, оказывающего тонизирующее и лечебное действие.

Существует около 34 этнических групп, общая численность народа оценивается в 260 тыс. человек, при этом к Гуарани относят большинство парагвайских метисов (до 4 млн).

Родственный народ — Тупи (исп. Tupi) в Бразилии, исторически разница между Тупи и Гуарани невелика, восприятие их как 2-х отдельных племен связано с колонизацией территории тупи-гуарани разными странами — Португалией и Испанией.

До прихода европейцев индейцы Гуарани называли себя «Ava » («Люди»), это название до сих пор принадлежит одной из групп - Ava Guarani. Термин «гуарани» применялся иезуитскими миссионерами для перешедших в христианство индейцев, чтобы отличить их от «лесных людей» - Caiwa (англ. Guarani-Kaiowa — современная группа индейцев в Бразилии). При том, что всех Гуарани объединяет общая культура, различные племена отличаются друг от друга.

Историческая справка

Поскольку индейцы не владели письменностью, о доколумбовой истории народа можно судить только по устным сказаниям, легендам и мифам. Известно, что уже в III в. до н. э. племена Гуарани представляли собой обособленную группу, заселяющую (исп. Cuenca del Plata).

К приходу европейцев народность насчитывала около 400 тыс. человек. Племенные группы, объединенные одним диалектом, составляли общины. Типичная деревня представляла собой нескольких длинных домов на 10-15 семей. Индейцы занимались земледелием, охотой, рыболовством и ремеслами. Из ремесел было распространено гончарное, ткачество и резьба по дереву. Основу питания индейцев составляли дичь, батат, маис, маниок, бобы, арахис и мед. Распределение провизии в каждой деревне производилось вождем-касиком и Советом старейшин. Религией Гуарани, как и у других индейцев Америки, был политеистический (многобожный) анимизм (вера в души и духов) с ярко выраженным почитанием предков.

Контакт с европейцами

Первая встреча с европейцами состоялась в 1537 г., когда конкистадор Гонсало де Мендоза (исп. Gonzalo de Mendoza) пересек территорию Парагвая и основал город (исп. Asuncion), ставший административным колониальным центром Испании в XVI-XVIII в., а затем - столицей Парагвая.

Племена Гуарани стали одними из первых, с кем в Новом Свете столкнулись завоеватели, прибывшие из-за океана почти 5 столетий назад. На тот момент Гуарани являлись доминирующей нацией в Парагвае, Боливии, в южной части Бразилии и северной Аргентине. После завоевания этих земель европейскими колонизаторами, этому народу не удалось избежать судьбы североамериканских индейцев: у них отняли принадлежавшие им земли, загнали в резервации, на столетия лишив права на национальное самоопределение.

Иезуитские миссии

Иезуиты впервые появились в регионе в 1585 г., и к 1608 г., своими протестами против порабощения индейцев они добились, чтобы король Филипп III разрешил Ордену колонизировать индейские территории и обращать исконных жителей в христианство.

В результате, Гуарани с территории Бразилии, где процветала работорговля, начали перемещаться ближе к иезуитским миссиям в поисках защиты от организованных банд торговцев живым товаром.

Первая иезуитская миссия «Loreto», была основана в 1610 г. Поток переселенцев на расчищаемые земли в юго-восточных областях Парагвая был столь велик, что вскоре население 12-ти новых миссий достигало 40 тыс. человек. Иезуиты управляли индейцами через вождей (Касиков). Однако, никакие королевские распоряжения не останавливали отряды работорговцев, обуреваемых жаждой наживы. В итоге, после ряда штурмов к 1638 г. большинство миссий было разрушено, и более 60 тыс. индейцев оказались на рынках и . Тогда же иезуитам удалось добиться от папы римского Урбана VIII (лат. Urbanus PP. VIII) Указа, запрещающего обращения в рабство индейцев из миссий, а от испанского короля Филиппа IV (исп. Felipe IV) - разрешения снабжать огнестрельным оружием Гуарани, принявших христианство.

После нескольких стычек банд работорговцев с вооруженными индейцами в 1641 г., натиск на миссии прекратился почти на 10 лет. Ко времени своего максимального процветания в первой половине XVIII в, миссии охранялись хорошо обученными и вооруженными отрядами Гуарани, насчитывающими до 7 тыс. человек. Между тем, сосуществование иезуитов с индейцами не всегда было мирным, многие вожди боролись против «пришельцев», а большое восстание Гуарани 1628 г. было подавлено с помощью испанских войск.

В 1732 г. 30 редукций региона Гуарани насчитывали 142 тыс. обращенных в христианство туземцев; общее число индейцев, находившихся под контролем иезуитов, доходило до 300 тыс. Помимо земледелия и скотоводства, они занимались разнообразными ремеслами, включая изготовление оружия, пороха, ювелирных изделий и музыкальных инструментов.

Индейцы Гуарани отличаются от других южноамериканских племен более агрессивным нравом, они часто враждовали между собой. Причем, кровопролитные конфликты между различными группировками возникали буквально на пустом месте, чаще всего из-за твердого убеждения индейцев, что никакое происшествие не бывает случайным. Они рассуждали примерно так: «Если во время охоты меня ударила упавшая ветка, значит, кто-то навел на меня порчу, поэтому я должен убить его и всю его родню ».

Ученые предполагают, что индейцы, погрязшие в циклах «месть за месть», возможно, совсем бы истребили друг друга, если б не пришедшие из Европы миссионеры.

Не исключено, что проповеди инородцев о том, что Бог всегда против братоубийственных войн, оказались для индейцев решающим фактором.

После ухода иезуитов

В 1768 г. иезуиты были изгнаны из испанских владений, и миссии перешли к другим орденам, прежде всего к францисканцам. Многие Гуарани получили собственные земельные наделы. Часть ремесленников переехали в города, где они могли больше зарабатывать. В результате плохого управления миссии пришли в упадок, и большинство индейцев вернулось в деревни. Поголовье скота сошло на нет, земли и хозяйство пришли в упадок. Период революций и борьбы за независимость довершил разрушение хозяйств, и к 1814 г. в миссиях осталось менее 8 тыс. Гуарани.

В сражениях на стороне аргентинских войск (исп. Manuel de Belgrano) участвовал отряд индейцев из 2,5 тыс. человек под командованием Андре Гуажирари (исп. Andre Guazhirari), представителя народа Гуарани по прозвищу «Андресильо», который получил от (исп. José Gervasio Artigas) звание «генерал-капитан миссий». В 1811 г. Гуажирари был назначен губернатором провинции Гранд-Мисьонес (исп. Gran Misiones), в которую вошла вся территория бывшего «государства иезуитов». Губернатор Гуарани проводил земельную реформу и освобождал рабов; к 1817 г. войска Андресильо фактически создали «государство Гуарани», на земли которого впоследствии претендовало несколько молодых стран.

В 1817 г. редукции (поселения индейцев в Парагвае, находившиеся под управлением Иезуитского ордена) были лишены особого статуса диктатором Парагвая, Хосе де Франсия (исп. Dr. Jose Gaspar de Francia), для «уравнивания прав всех граждан страны». Причем, Франсия принял в качестве песню «Tetã Purahei» на языке Гуарани.

Карлос Антонио Лопес (исп. Carlos Antonio Lopez; президент Парагвая с 1844 по 1862 гг.) пытался искоренить культуру индейцев, максимально ассимилировав их в парагвайское общество. Диктатор запретил книгопечатание на языке Гуарани и издал указ о замене всех индейских имен и фамилий — на испанские. При его сыне, (исп. Francisco Solano Lopez), сменившем отца на посту президента в 1862 г., и особенно во время (1864-1870), принадлежность к Гуарани стала рассматриваться как объединяющий патриотический фактор: издавались газеты и публиковалась патриотическая поэзия на языке этого народа. Война, в которой погибло большинство населения Парагвая, не обошла и индейские племена. Еще одним следствием войны была аннексия территорий Гуарани Бразилией и Аргентиной.

Некогда они занимали здесь солидную лесную территорию, на которой вели охоту, занимались земледелием и собирательством. По мере расширения Сан-Паулу, городские власти постепенно вытесняли индейцев с их земли, при том, что индейцы очень болезненно реагируют на попрание их свобод. Например, одно из племен предъявило властям ультиматум: если посягательства на землю не прекратятся, все племя осуществит коллективное самоубийство. Поняв, что индейцы слов на ветер не бросают, власти отступили.

В конце XX в. стало проблематичным впрямую атаковать коренное население, и городские власти перевели часть окрестных земель в статус Национального парка, таким способом отрезав у индейцев большую часть территории. Следующая атака была проведена несколько лет назад, когда городское дорожное управление решило проложить автостраду через землю индейцев, тем самым разрезав их владения пополам. В итоге, в распоряжении Гуарани осталась узкая полоска земли, зажатая между Национальным парком и автотрассой.

Часть земель город выделил под строительство элитного поселка для представителей правящего класса, считающих, что резервации индейцев – это мусорные свалки, которые следует искоренить.

Конфликт индейцев Гуарани с властными структурами большинства стран предопределен их идеологией, их образом жизни и традициями.

Основной лейтмотив игнорирования властями индейцев: чему могут цивилизованное общество научить люди, живущие на помойке? Подобный подход, который насаждается среди населения Бразилии, позволяет игнорировать требования индейцев, предъявляющих права на свои исконные территории.

Для индейцев свобода – абсолют, любое действие рассматривается сквозь призму этого понятия. «Мы видим мир свободным для всего живого », — жизненная позиция Гуарани. Когда португальцы колонизировали Бразилию, их попытки превратить индейцев в рабов оказались безрезультатными, те саботировали любые работы, доводя себя до голодной смерти. Колонизаторы вынуждены были завозить рабов из Африки.

Все действия колонизаторов, сгоняющих индейцев с их исконных земель, а затем пренебрежительное отношение бразильских властей, привели к тому, что за 5 столетий между сторонами так и не возникло диалога. Индейцы до сих пор не считают, что их земли были оккупированы.

В 2002 г. было официально признано, что весь город Сан-Паулу, в котором индейцам не нашлось места, построен на исконно индейских землях.

Отстаивая свои права, индейцы готовы к диалогу, противостояние никогда не входило в планы Гуарани. Даже в отношении людей, преступивших индейские нормы и правила, главенствует принцип «прежде, чем кого-то осуждать, выслушай ». Индейцы и готовы терпеливо слушать человека до тех пор, пока тому есть что сказать.

Гуарани в первую очередь важно согласие с собой, опирающееся на многовековой уклад жизни и те правила, которые передаются вождями из поколения в поколение.

«Для белого человека земля – это власть; для нас земля – это жизнь».

Жизненный уклад

Смешавшие в себе языческие традиции с католическими догматами, эти люди не похожи на другие латиноамериканские племена индейцев. Многие обитатели поселков до сих пор предпочитают жить в строгой изоляции, максимально ограничивая контакты с внешним миром, пытаясь уберечь свой тысячелетний уклад жизни. И все же цивилизация неотвратимо просачивается в их обособленные сообщества. Так, индейцы, прежде отвергавшие всякую одежду, считая наготу естественным явлением, теперь немного прикрываются: мужчины ходят в шортах, а женщины заворачиваются в куски тканей, типа сари индианок.

Индейцы живут очень бедно, в своих традиционных хижинах. Разводят домашних животных, охотятся, ловят рыбу, выращивают мате, арбузы, ананасы, кукурузу и различные корнеплоды.

Интересно, что в большинстве деревень есть настоящие футбольные поля. Удивительно, с какой тщательностью аборигены ухаживают за «футбольным покрытием», каждое утро подстригая его мачете, отвоевывая поле у всепоглощающих джунглей.

Индейцы уже без страха относятся к современной медицине, были даже случаи, когда они добровольно обращались в местные больницы по поводу удаления аппендицита.

У некоторых Гуарани есть машины или мотоциклы, на которых они ездят в город на заработки. Почти в каждой индейской хижине с земляным полом и убогой обстановкой стоит телевизор, по которому идут нескончаемые мексиканские сериалы.

В племенах сохраняются незыблемыми брачные традиции: жениться Гуарани положено рано (в 13-15 лет); отец сам выбирает сыну жену; жениться на чужаках нельзя – исключат из племени; чем больше в семье детей, тем лучше.

Гостей индейцы не очень жалуют, но попадающих в деревню людей они «считывают», решая, может ли человек быть вхожим в их сообщество. Во время беседы вожди наблюдают за чужаком: за манерой поведения и разговора, мимикой, языком тела. Дальнейшее общение происходит лишь в том случае, если гостя «приняли».

В молельном доме поселка – строении, где проходит большинство обрядов и собраний индейцев – решаются проблемы общины, происходит урегулирование конфликтов между семьями и внутри семей, которые здесь являются заботой вождя.

После знакомства принято преподнести в дар вождю табак, и, если дар принят, посетитель может общаться с индейцами, знакомиться с их бытом, задавать интересующие вопросы. Это на первый взгляд легкое испытание удается преодолеть единицам.

Наступление цивилизации

Эти уникальные люди, живущие в южноамериканских джунглях, умудрились не потерять свои древние традиции и заложенный предками жизненный уклад под бешеным натиском цивилизации, которая около 50 лет назад вторглась на их территорию.

К сожалению, современный мир безжалостно уничтожает привычный образ жизни коренных индейцев. В 1970-х гг. на континенте начались масштабные работы по добыче нефти и вырубка лесов, а также в целях развития региона властями ведется строительство дорог через сельву. В 80-е гг. нефтяной бум достиг земель Гуарани, теперь им приходится бороться с вторжением цивилизации и защищать свои земли.

Сейчас на исконной территории индейцев действуют 7 нефтедобывающих компаний, которые пагубно влияют на окружающую природу, загрязняя крупные реки, текущие через Сельву.

Как известно, леса и реки испокон веков являются основным источником пропитания индейцев. Вырубка лесов вдоль рек и деятельность нефтяных компаний становится огромной проблемой для племен, живущих обособленно. Чтобы прокормить семьи, мужчины занимаются охотой, однако, из-за вырубки зарослей животные уходят все дальше вглубь Сельвы, и охотиться становится все сложнее.

По данным организации «Survival International», которая защищает коренные народы в разных странах, только в Бразилии Гуарани раньше принадлежали минимум 350 тыс. км² территории (нынешний штат Mato Grosso do Sul). Сейчас в 7-и бразильских штатах проживают около 46 тыс. представителей народности.

Только в 1988 г. бразильское правительство согласилось вернуть коренному народу часть государственной территории, однако, до сих пор не завершено разграничение земель. Сами Гуарани считают, что их исконные земли были незаконно присвоены властями нескольких государств.

В марте 2010 г. «Survival International» представила в ООН доклад о бедственном положении индейцев в Мату-Гросу-ду-Сул. В документе отмечались крайняя нищета индейцев, в которой они живут, скудное питание и дискриминация со стороны властей. Особое внимание обращалось на негативные последствия для индейцев растущего спроса на биотопливо. Большая часть земельных угодий, принадлежащих Гуарани, сейчас занята посевами сахарного тростника и сои, служащих сырьем для получения этанола.

Бразилия занимает II место в мире после США по выпуску этанола, а также является лидером по поставкам биотоплива на зарубежные рынки. С конца 2010 г. компания «Shell» работает в этой стране совместно с местным производителем сахара «Cosan», который также является крупнейшим мировым производителем этанола.

Так как большая часть посевов сахарного тростника расположена на землях Гуарани, многие индейцы вынуждены гнуть спину на плантациях за грошовые заработки.

6 сентября 2010 г. на сайте «Survival International» было опубликовано письмо Гуарани к руководству «Shell». Индейцы считают, что компания должна прекратить работу на принадлежащих им землях; они пожаловались, что химикаты, которые применяются на полях сахарного тростника, наносят вред здоровью людей и животных, отравляют рыбу и губят лекарственные растения.

Гуарани также заявляют, что ни «Shell», ни «Cosan», ни власти Бразилии не спрашивали у них разрешения, чтобы размещать посевы сахарного тростника на землях предков.

В феврале 2010 г., несмотря на протесты экологов и коренных жителей , власти Бразилии разрешили строительство на Амазонке ГЭС «Belo Monte», которая, судя по проекту, должна стать 3-ей в мире электростанцией по величине. Однако в ходе строительства сооружения окажутся затопленными около 500 км² прибрежных территорий.

В апреле индейцы Амазонии пригрозили войной против «белых», если начнется строительство ГЭС.

Несмотря на уверения властей о соблюдении всех экологических норм в ходе строительства, экологи убеждены в том, что «Белу-монте», может привести к разрушению местной флоры и поставить под вопрос выживание племен Гуарани. В сентябре 2011 г. Федеральный суд Бразилии постановил остановить строительство ГЭС, мотивировав свое решение тем, что гидростанция помешает рыболовному промыслу аборигенов Амазонии. Тем не менее, в августе 2012 г. Верховный суд Бразилии вынес решение о продолжении строительства дамбы в Амазонской Сельве. Первая очередь гидротехнического сооружения «Белу-монте» была торжественно введена в эксплуатацию 5 мая 2016 г. в присутствии (порт. Dilma Vana Rousseff; президент Бразилии с 1 января 2011 г. по 31 августа 2016 г).

История «парагвайского чая»

Именно Гуарани подарили миру зеленый чай Мате , который в глубокой древности пили их предки. Наверняка, многие слышали о чудодейственном настое южноамериканских индейцев, но мало кому известно, где и как зародилась традиция приготовления напитка.

Раньше Йерба Mате (Yerba Mate) было дикорастущим деревом, из высохших листьев которого индейцы готовили особый настой. Широкое употребление Мате индейцами было вызвано целым спектром целебных свойств напитка, способствующих повышению иммунитета, укреплению нервной системы, замедлению старения организма. К тому же Мате хорошо утоляет чувство голода. Гуарани воспринимают Мате не только как настой, помогающий людям поддерживать организм в тонусе, не причиняя вреда, но и как символ дружбы, как традицию, объединяющую людей. Индейские легенды гласят, что Yerba Mate Гуарани получили в дар от Яри (Jari) – могущественной богини Луны.

Вероятно, европейцев с Yerba Mate познакомили Гуарани, ведь самые ранние упоминания о напитке в их культуре датируются 1536 г. Очень сомнительно, что испанские конкистадоры самостоятельно обнаружили это растение и догадались о его чудодейственных свойствах. Согласно хроникам колонизации Южной Америки, испанцы сразу стали употреблять Мате, потому что настой помогал избежать цинги – страшной болезни, поражавшей многих мореплавателей и путешественников. Также завоеватели заметили, что местные индейцы, употреблявшие этот напиток, приобретали необыкновенную физическую выносливость.

Сами Гуарани редко употребляли листья в виде напитка, в основном они пережевывали свежие листья Yerba Mate, как жители горных районов и Боливии жуют листья коки. Известно, что некоторые группы Гуарани применяли растение в медицинских целях и в магических обрядах. В местностях, откуда происходит Yerba Mate, растение известно под несколькими именами: его называют «ка’a — трава бога Тупа», «парагвайской травой», «парагвайским чаем», «иезуитским чаем», «травой Святого Томаса» и «травой дьявола». Но самым распространенным стал вариант «йерба-мате» или просто «йерба».

В середине XIX в. французский путешественник, географ и натуралист Александр Бонплан (фр. Alexandre Bonpland) впервые начал проводить научные исследования свойств «Yerba Mate», развитие которых потребовало в начале XX в. засеять плантации кустарника в аргентинской провинции Мисьонес (исп. Misiones). С того времени началось производство Мате, которое в наши дни достигло высокого уровня. Сегодня миллионы людей на всех континентах вместо традиционных чая и кофе ежедневно употребляют целебный настой индейцев.

Ускользающие в вечность

Они пережили и Ацтеков , но не смогут долго продержаться и пережить прессинг современного мира, который, «желая добра», несет индейцам плоды прогресса, неотвратимо убивающие самобытность этих людей.

Культура индейцев постепенно умирает. Молодые Гуарани все чаще отправляются на заработки в другие страны и редко вспоминают о своем далеком доме. Редкие энтузиасты стараются записать легенды и мифы этого уникального народа, запечатлеть их рисунки и орнаменты. К сожалению, через несколько десятков лет об исконных южноамериканских племенах, канувших в вечность, наши потомки смогут прочитать только в книгах. Увы, древние народы вымирают, забирая мудрость предков и сам дух старозаветной земли, и Гуарани — не исключение.

Любопытные факты

  • Гуарани всегда хорошо знали флору своих земель, на сегодняшний день их язык является 3-им (после греческого и латинского) этимологическим источником для ботанических названий.
  • Парагвайский Гуарани является одним из 2-х официальных языков страны, при этом им владеют почти 90% населения Парагвая неиндейского происхождения — исключительное явление для языка американских индейцев.
  • Видимо, чувствуя свою «вину» перед коренными индейцами, аргентинское правительство всячески демонстрирует им уважение. Например, единственные в мире люди, для которых вход в Национальный парк с сделан бесплатным, это индейцы Гуарани.
  • Сегодня на Гуарани ведется преподавание в школах, а в 2009 г. в Боливии открылся Университет с преподаванием на этом языке.
  • Ситуация, которая разыгралась в Бразилии, один к одному напомнила сюжет научно-фантастического фильма «Аватар» (англ. Avatar; 2009 г). По признанию Джеймса Кэмерона, на создание фильма его вдохновила борьба бразильских аборигенов за свои права. В «Аватаре» рассказывается о войне между представителями расы На’ви, живущей на планете Пандора, и землянами. Люди стремятся выселить На’ви с их планеты ради полезных ископаемых.
  • 12 апреля 2010 г. Джеймс Кэмерон принял участие в демонстрации против строительства ГЭС «Belo Monte». 20 апреля 2010 г. активисты «Гринпис» выразили свой протест против строительства плотины, насыпав перед зданием Национального Агентства по электроэнергетике 3-тонную кучу перегноя.
  • Как и во времена первых конкистадоров, современные Гуарани готовы выменять любой трофей на яркую мелочевку: зеркальца, ножницы, бусы. Если в руках молодого человека девушки увидят яркую бижутерию, то он сразу же становится «первым парнем на деревне», и «сердцеедом».
  • Гуарани до сих пор пользуются не традиционным календарем, а своим — лунным. Строго по этому календарю индейцы определяют время посева и уборки урожая, сезон рыбалки и охоты. Одно из любопытнейших свойств индейского лунного календаря – с его помощью молодые пары планируют пол ребенка, причем, с вероятностью 100%.
  • Г. считают, что не только живые существа, но и каждый предмет имеет душу, исключение составляют лишь деньги. Индейцы уверены, что деньги провоцируют людей на грязные поступки.
  • В поселках индейцев много собак, но люди не считают их своей собственностью, не владеют ими — они «позволяют собакам жить рядом с собой», ухаживая за ними и делясь пищей.
  • Рыбалка считается исконно женским занятием. Для ловли рыбы используется сок из листьев ядовитого растения «babasko», который смешивают с глиной. Полученным «зельем» травят рыбу и собирают ее в сети, сплетенные из растительных волокон и листьев пальмы. Для охоты Гуарани используют специальный яд кураре, получаемый из некоторых видов лиан.
  • Несколько тысяч лет назад среди индейцев был распространен ритуальный каннибализм, с приходом миссионеров-католиков Гуарани полностью отказались от него.
  • Отстраненность — яркая черта индейского характера, которая еще ярче проявляется в отношении к усопшим: когда человек умирает, вместе с ним хоронят и его вещи, «чтобы у умершего не было повода возвращаться». По убеждению индейцев, нельзя быть привязанным к покойному, необходимо отпустить его, примирившись и отстранившись.
  • Иногда для того, чтобы излечиться от тоски по умершему человеку, индейцы переселяются в другие поселки.
  • Некоторые мужчины Гуарани любят выпить, а так как усваиваемость алкоголя у индейцев плохая, они быстро хмелеют и медленно трезвеют.
  • Самым известным представителем народа Гуарани является Хосе Луис Чилаверт (исп. Jose Luis Felix Chilavert Gonzalez), знаменитый в прошлом вратарь сборной Парагвая по футболу.
  • «Чтобы напоминать о себе, нам пришлось выучить язык завоевателей », – говорит вождь племени Гуарани.
  • «У нас не бывает долгосрочных планов. Планы появляются, как только мы просыпаемся утром ».
  • В эпоху колониализма в Европе мате был известен как «Настой Иезуита», он стоил дороже кофе и чая, на чем и богатели «святые Отцы». Когда Южную Америку захлестнули революции и кровопролитные войны, европейцы на долгое время забыли о Мате, потом уже воспринимали напиток, как экзотику.
  • Культура породила свои особые традиции питья Мате. Согласно народным традициям, по способу приготовления напитка, можно судить о настроении самого матеро (исп. Matero – мастер по приготовлению напитка) или о его отношении к гостю.
  • Существует своеобразный «язык Мате», например: горький мате – равнодушие; сладкий мате – дружба; холодный мате — презрение, равнодушие; мате с грейпфрутом – неприязнь; мате с карамелью — меня печалит твоя грусть; мате с медом – женитьба; мате с омбу – гостя хотят выпроводить.
  • Согласно представлениям Гуарани, у йербы есть душа, ведь, как гласят мифы, растение когда-то было девушкой. Индейцы говорят: «Йерба мате – это сущность, душа всех Гуарани. А Гуарани – это сущность земли, на которой растет Йерба ».

За каждый Ваш репост - огромное Спасибо! Gracias!