Визуалы, аудиалы, кинестетики - типы восприятия. Доминирование визуальной составляющей в современном коммуникационном пространстве


Способность прочитать текст кажется простым процессом: мы направляем глаза на буквы, видим их и знаем, что они говорят. Но на самом деле это чрезвычайно сложный процесс, основанный на работе серии структур мозга, которые специализирутся на зрительном восприятии, а также на распознавании различных субкомпонентов зрения.

Воспринимать означает интерпретировать информацию об окружающей среде, полученную через органы чувств . Эта интерпретация зависит от наших когнитивных процессов и имеющихся знаний. Зрительное или визуальное восприятие можно определить как способность истолковывать информацию, достигающую глаз через свет видимой области спектра. Результатом интерпретации, которую выполняет наш мозг на основе этой информации, является то, что известно как зрительное восприятие или зрение. Таким образом, визуальное восприятие - это процесс, который начинается в наших глазах:

  • Фоторецепция : световые лучи проходят через зрачки глаз и возбуждают клеточные рецепторы в сетчатке глаза.
  • Передача и базовая обработка : сигналы, которые создают эти клетки, передаются через зрительный нерв в мозг. Сначала сигнал проходит через оптические хиазмы (где информация из правого поля зрения направляется в левое полушарие, а из левого поля зрения - в правое полушарие), затем информация поступает к боковому коленчатому телу и таламусу.
  • Обработка информации и восприятие : далее визуальная информация, полученная через глаза, отправляется к визуальной коре затылочной доли мозга. В этих структурах мозга информация обрабатывается и направляется в остальные части мозга, чтобы мы могли её использовать.

Характеристики, формирующие зрительное восприятие

Для того, чтобы получить представление о том, насколько сложна эта функция, попробуем представить, что делает наш мозг, когда мы видим простой футбольный мяч. Сколько факторов ему предстоит определить? Например:

  • освещение и контрастность : мы видим, что имеется сосредоточение линий, более или менее освещённое и имеющее свой диаметр, который отличает его от других объектов окружающей среды и фона.
  • Размер : это окружность около 70 см. в диаметре.
  • Форма : имеет форму круга.
  • Расположение : находится в трёх метрах от меня, справа. Могу легко до него добраться.
  • Цвет : белый с чёрными пятиугольниками. Кроме того, если вдруг изменится освещение, мы бы знали, что его цвета - это чёрный и белый.
  • Измерения : существует в трёх измерениях, так как это сфера.
  • Движение : в настоящий момент без движения, но можно придать ему движение.
  • Единица : имеется один, и он отличается от окружающей среды.
  • Использование : служит для игры в футбол, предназначен для ударов ногами.
  • Персональные отношения с объектом : похож на тот, который мы используем на тренировках.
  • Имя : футбольный мяч. Этот последний процесс также известен как .

Если вам кажется, что это много шагов, задумайтесь о том, что наш мозг выполняет этот процесс постоянно и с невероятной быстротой. Кроме того, наш мозг не воспринимает информацию пассивно, а использует имеющиеся знания, чтобы "укомплектовать" информацию о том, что он воспринимает (поэтому мы знаем, что мяч является сферой, даже когда мы видим его плоским на фото). В затылочной доле мозга и прилегающих к ней отделах (височная и теменная доли ) есть несколько областей, специализирующихся на каждом из ранее описанных процессов. Для корректного восприятия требуется слаженная работа всех этих отделов.

Когда мы смотрим на свой рабочий стол, наш мозг мгновенно идентифицирует все расположенные на нём объекты, что позволяет нам быстро взаимодействовать с ними. Зная это, легко понять огромное значение этого процесса в нашей повседневной жизни и то, насколько он важен для нормального функционирования в любой жизненной ситуации.

Примеры визуального восприятия

  • Вождение автомобиля - это одна из наиболее сложных повседневных задач, в которой участвует множество когнитивных функций. Визуальное восприятие является одной из основ вождения. Если нарушается один из процессов зрительного восприятия, водитель ставит под угрозу свою жизнь и жизни других людей. Важно быстро определять положение автомобиля относительно дороги и других транспортных средств, скорость, с которой они движутся, и т.д.
  • Когда ребёнок находится на уроке, его острота зрения и восприятие должны быть оптимальными, чтобы не упустить из виду детали объясняемого материала. Нарушения этой способности могут привести к снижению успеваемости ребёнка.
  • В изобразительном искусстве, например в живописи, зрительное восприятие - это всё. Когда мы хотим нарисовать картину и мечтаем сделать её реалистичной и привлекательной, мы должны проверить наше зрительное восприятие и проработать каждую деталь, оттенок цвета, перспективу... Конечно, чтобы оценить произведения искусства, нам также необходимо хорошее зрительное восприятие, недостаточно просто видеть.
  • Визуальное восприятие имеет важное значение для любой деятельности, связанной с мониторингом или надзором. Охранник, который ввиду нарушения восприятия не может корректно оценить происходящее на камерах наблюдения, не сможет надлежащим образом выполнять свою работу.
  • Конечно, в повседневной жизни мы постоянно используем визуальное восприятие. Если мы видим на дороге приближающийся автобус, его изображение становится всё больше в нашем сознании. Тем не менее наш мозг способен интерпретировать изменения, которые не являются реальными. Мы продолжаем видеть автобус обычного размера независимо от того, насколько близко или далеко он от нас находится. Нам также необходимо визуальное восприятие для перемещения в пространстве, чтобы не перепутать лекарства, готовить еду, делать уборку дома и т.д.

Патологии и расстройства, связанные с проблемами в зрительном восприятии

Нарушения визуального восприятия могут сопровождаться различными проблемами и трудностями на разных уровнях.

Полная или частичная потеря зрения в результате повреждения органов восприятия ведет к неспособности восприятия (слепоте). Это может быть вызвано повреждением самого глаза (например, травма глаза), повреждением путей передачи информации от глаз к мозгу (например, глаукома) или повреждением отделов головного мозга , отвечающих за анализ этой информации (например, в результате инсульта или черепно-мозговой травмы).

Однако, восприятие - это не унитарный процесс . Существуют специфичные повреждения, которые могут нарушить каждый из вышеописанных процессов. Расстройства этого типа характеризуются поражением областей мозга, ответственных за те или иные процессы. Эти расстройства известны как визуальная агнозия. Визуальная агнозия определяется как неспособность распознавать известные объекты несмотря на сохранение остроты зрения. Классически агнозия делится на два типа: перцепционная агнозия (пациент может увидеть части объекта, но не способен понять объект в целом) и ассоциативная агнозия (пациент может распознать объект в целом, но не может понять о каком объекте идет речь). Трудно представить, как функционирует восприятие людей с этими расстройствами. Несмотря на то, что они могут видеть, их ощущения близки к тем, что испытывают страдающие слепотой. Кроме того, есть ещё более специфические расстройства, такие как, например, акинетопсия (неспособность видеть движение), дальтонизм (неспособность различать цвета), прозопагнозия (неспособность узнавать знакомые лица), алексия (приобретённая неспособность читать), и т.д.

Помимо этих расстройств, при которых утрачивается навык воспринимать визуальную информацию (или её часть), также возможны нарушения, при которых полученная информация искажается или вовсе не существует. Это может быть случай галлюцинаций при шизофрении или другие синдромы. Кроме того, учёными описан тип зрительных иллюзий у людей, которые потеряли зрение: Синдром Шарля Бонне . В этом случае у человека, потерявшего зрение, после длительного периода, в течение которого его мозг не получает визуальную активность, наблюдается самоактивация мозга, провоцирующая визуальные иллюзии, в которых пациенту видятся геометрические фигуры или люди. Однако, в отличие от галлюцинаций при шизофрении, люди с этим синдромом знают, что вещи, которые они видят, не являются реальными.

Как измерять и оценивать зрительное восприятие?

Зрительное восприятие помогает нам выполнять многие виды повседневной деятельности. Наша способность двигаться и взаимодействовать с окружающей средой, полной препятствий, напрямую зависит от качества зрительного восприятия. Таким образом, оценка восприятия может быть полезной в различных областях жизни: в учёбе (чтобы знать, сможет ли ребёнок видеть школьную доску или читать книги), в области медицины (чтобы знать, что пациент может перепутать лекарства или нуждается в постоянном присмотре), в профессиональных кругах (практически любая работа требует навыков чтения, наблюдения или контроля).

С помощью мы можем эффективно и надёжно оценить различные когнитивные способности, в том числе зрительное восприятие. Тест, который предлагает CogniFit ("КогниФит") для оценки зрительного восприятия, основан на классическом тесте NEPSY (Коркман, Кирк и Кемп, 1998). Благодаря этому заданию можно получить возможность декодировать элементы, представленные в упражнении, и количество когнитивных ресурсов, которыми располагает пользователь, чтобы понять и выполнить задачу наиболее эффективным образом. Помимо визуального восприятия, тест также измеряет память на имена, время отклика и скорость обработки информации.

  • : изображения объектов появляются на экране в течение короткого периода времени и исчезают. Вслед за этим появляются четыре буквы, и только одна из них соответствует первой букве названия объекта. Задание - правильно выбрать эту букву. Необходимо выполнить тест как можно быстрее.

Как восстановить или улучшить зрительное восприятие?

Зрительное восприятие, как и другие когнитивные способности, можно тренировать и улучшать. CogniFit ("КогниФит") даёт возможность делать это профессионально.

Восстановление зрительного восприятия основывается на . CogniFit ("КогниФит") предлагает серию упражнений и клинических игр, направленных на реабилитацию зрительного восприятия и других когнитивных функций. Мозг и его нейронные связи усиливаются за счёт использования функций, которые от них зависят. Таким образом, если мы регулярно тренируем зрительное восприятие, укрепляются соединения структур мозга, участвующие в восприятии. Поэтому, когда наши глаза посылают информацию в мозг, нейронные соединения будут работать быстрее и эффективнее, улучшая наше зрительное восприятие.

CogniFit ("КогниФит") состоит из опытной команды профессионалов, специализирующихся на изучении процессов синаптической пластичности и нейрогенеза. Это сделало возможным создание программы персонализированной когнитивной стимуляции , которая адаптируется к потребностям каждого пользователя. Программа начинается с точной оценки зрительного восприятия и других основных когнитивных функций. На основании результатов оценки программа когнитивной стимуляции CogniFit ("КогниФит") автоматически предлагает режим персональных когнитивных тренировок с целью укрепления визуального восприятия и других когнитивных функций, которые, по результатам оценки, нуждаются в улучшении.

Для улучшения зрительного восприятия крайне важно тренироваться регулярно и правильно. CogniFit ("КогниФит") предлагает инструменты для оценки и реабилитации, позволяющие улучшать когнитивные функции. Для корректной стимуляции необходимо уделять 15 минут в день, два или три раза в неделю .

Программа когнитивной стимуляции CogniFit ("Когнифит") доступна онлайн . Программа содержит разнообразные интерактивные упражнения в форме увлекательных игр для мозга, в которые можно играть с помощью компьютера. В конце каждой сессии CogniFit ("КогниФит") покажет подробную диаграмму улучшений когнитивного состояния.

Эта статья о принципах дизайна, которые могут служить и как напоминание для опытных дизайнеров, и как толчок для новичков в отрасли. Надеемся, материал не покажется слишком очевидным и сам собой разумеющийся. Всегда полезно иметь хорошую памятку, не так ли? - Эд.

В 1910 году психолог Макс Вертхаймер наблюдал за серией источников света на железной дороге, которые то тухли то гасли. Это было похоже на светодиоды у афишы кинотеатра (Для примера вспомните светодиодное табло на вокзалах с "бегающими надписями" - прим. переводчика) .

Наблюдателю кажется как будто свет перемещается от одной лампочки к другой, хотя на самом деле, ряд лампочек вспыхивает и тухнет, а в этот момент загорается следующий ряд.

Это наблюдение привело к формированию ряда принципов о том, как мы визуально воспринимаем объекты. Эти принципы сидят в основе почти всего, что делают графические дизайнеры.

Это - начало серии статей о принципах дизайна. Начинается с принципов гештальта, потому что многие принципы дизайна, за которыми мы следуем, проистекают из теории гештальта. В этой статье я буду рассказывать немного теории и пояснять некоторые основные определения принципов гештальта.

Будущие статьи в этой серии рассмотрят такие аспекты дизайна как пространство, баланс и визуальная иерархия. Я укажу, какие принципы гештальта влияют на аспекты обсуждаемого дизайна, и предложу больше практических применений и примеров того, как эти принципы используются в веб дизайне.

Ключевые идеи теории гештальта

вещь как целое отличается от суммы составляющих её частей.
- курт кофка

Цитата выше это основа гештальта. Когда люди видят группу объектов, они воспринимают их как единое целое, прежде чем они будут видеть их как отдельные объекты. Мы рассматриваем целое как нечто большее, чем просто сумма частей, и даже когда части являются полностью отдельными сущностями, будем стараться группировать их как некоторое целое.
(англ.) можно ознакомится с некоторыми ключевыми идеями.

Проявление (целое идентифицируется быстрее составных частей)

Проявление является процессом формирования сложных образов по простым правилам. Пытаясь идентифицировать объект, сначала стремятся идентифицировать его контур. После пытаются сопоставить контур с теми формами и объектами, которые уже знают, что бы найти совпадение. Только после нахождения соответствия, начинают идентифицировать отдельные части.

Создавая дизайн, помните, что люди сначала идентифицируют форму объекта. И простой объект будет легче вступать в контакт, чем обьект с тяжело распознаваемым контуром.

Овеществление (наш разум заполняет пробелы)

Овеществление это аспект восприятия, в котором воспринимаемый объект содержит больше пространственной информации, чем фактически есть. Поскольку люди пытаются идентифицировать объект с знакомыми им образцами, которые они хранят в памяти, то это совпадение не всегда точное. Вместо этого находят похожее совпадение и затем заполняют пробелы информацией которую привыкли видеть.

Овеществление говорит о том, что мы не должны предоставлять законченный контур зрителям, чтобы они могли видеть его. Мы можем не включать некоторые части контура, если его достаточно чтобы распознать в нем знакомую форму. Примеры:

Мультистабильность (Разум избегает неопределенности)

Мультистабильность - тенденция восприятия при двусмысленности, переключаться между альтернативными образами. Некоторые объекты могут быть восприняты больше чем одним образом. Пример снизу в разделе контраста, возможно вы его видели прежде. Изображение может быть распознано как два лица в профиле или как ваза.

Вы не можете видеть оба образа сразу. Вместо этого вы быстро переключаетесь между ними. Каждый образ будет склонен доминировать у вашего восприятия и чем дольше будите видеть один, тем тяжелее будет воспринимать другой.

С точки зрения дизайна, если хотите изменить чье-то восприятие, не пытайтесь изменить все это сразу. Найдите способ заставить увидеть альтернативу. Затем работайте над тем, чтобы усилить альтернативное представление, ослабляя оригинал.

Неизменность (Мы хорошо распознаем сходства и различия)

Неизменность - свойство восприятия, при котором простые объекты распознаются независимо от их вращения, перемещения и масштаба. Так как мы часто сталкиваемся с объектами с разных точек зрения, мы развили способность узнавать их несмотря на их различную внешность.

Представьте, что можете узнать знакомого, когда он стоит непосредственно перед вами, но не сможете его узнать, как только он поворачивается и становится в профиль. Несмотря на различную визуальную перспективу мы можем узнавать людей.

Эти идеи можно будет увидеть в действии ниже.

Основной смысл принципов гештальта - о восприятии и визуальной коммуникации объектов. Принципы говорят на визуальном языке, в рамках которого работают дизайнеры.

Законы гештальта

Большинство принципов относительно легко понять. У них общая тема которая встречается в каждом принципе.

При прочих равных условиях, элементы, которые связаны, имеет тенденцию быть сгруппированными восприятием в единицы высшего порядка”.
- Стивен Палмер

Закон простоты (хорошая фигура, закон выразительности)

Люди будут воспринимать и интерпретировать неоднозначные или сложные изображения в самой простой из возможных форм.

Это - фундаментальный принцип гештальта. Мы предпочитаем простые, понятные и упорядоченные вещи. Инстинктивно эти вещи более безопасны. Они занимают меньше времени для понимания и представляют меньше опасных неожиданностей.

Когда сталкиваемся со сложными формами, мы склонны реорганизовывать их в более простые компоненты или в одно простое целое. Вы скорее всего будете видеть, что левое изображение составленного из простого круга, квадрата и треугольника как вы видите справа, чем как сложная, цельная и неоднозначная фигура.

В этом случае наблюдение трех разных объектов легче, чем наблюдение одного составного объекта. В других случаях легче видеть единственный объект, который подводит нас к …

Замыкание

Увидев сложное расположение элементов, мы склонны искать для них, узнаваемый образ.

Как и выразительность, замыкание стремится к простоте. Замыкание является противоположностью того, что мы видели на рисунке простоты выше, где три объекта были более простыми, чем один. С замыканием мы объединяем части, чтобы сформировать более простую целостность. Наш глаз заполняет недостающую информацию, чтобы сформировать полную фигуру.


На левом изображении выше, можно увидеть белый треугольник, даже если изображение на самом деле состоит из трех черных фигур похожих на Pac-Man. На правом изображении, видно панду хотя эта фигура состоит из нескольких разных фигур. Увидеть треугольник и панду легче, чем пытаться разобрать их на отдельные части

Замыкание можно рассматривать как клей для элементов, который держит их вместе. Речь идет о человеческой склонности искать и находить закономерности.

Чтобы глаз мог заполнить недостающие части, нужно предоставлять достаточно информации. Если информации будет недостаточно, элементы будут рассматриваться как отдельные части, а не единое целое. Если информации будет слишком много, то в замыкании не будет необходимости.

Симметрия и порядок

"Люди склонны воспринимать объекты как симметричные формы, которые образуются вокруг их центра."

Симметрия дает нам ощущение плотности и порядка, которые мы склонны искать. Такова наша природа - наводить порядок в хаосе. Этот принцип приводит нас к желанию баланса в композиции, хотя композиции не должны быть идеально симметричными, чтобы быть сбалансированными.

На изображении выше, можно увидеть три пары открытых и закрытых скобок. Принцип близости, который мы рассмотрим позже в этой статье, означает что мы должны увидеть что-то еще. Это означает, что симметрия имеет приоритет над близостью.

Так как наши глаза будут быстро искать симметрию и порядок, эти принципы могут быть использованы для эффективной и быстрой коммуникации с информацией.

Рисунок / фон

"Элементы воспринимаются либо как рисунок (элемент в фокусе), или как фон (фон, на котором лежит рисунок)."

Отношение рисунок / фон такое же, как и отношение между позитивными элементами и негативным пространством. Идея состоит в том, что глаз будет отделять целые рисунки на фоне, чтобы понять увиденное. Это одна из первых вещей, которые люди будут делать, если взглянуть на любую композицию.

Отношение рисунок / фон может быть устойчивым или неустойчивым в зависимости от того, насколько легко можно определить, что есть что. Классический пример, когда отношение неустойчиво - левое изображение выше. Видно либо вазу либо два лица в зависимости от того, что вы воспринимаете как фон черный или белый цвет, и наоборот, что воспринимаете за рисунок. То, что вы можете легко переключаться между одним и другим, демонстрирует нестабильное отношение.

Чем стабильнее отношения, тем лучше мы можем сфокусировать нашу аудиторию на том, что мы хотим им показать. Два взаимосвязанных принципа могут помочь нам:

  • Область
    Меньший из двух накладывающихся объектов распознается как рисунок. Большее распознается как фон. Это видно по правому изображению выше. Меньшая форма является рисунком независимо от цвета.
  • Выпуклость
    Выпуклые, а не вогнутые узоры, как правило, воспринимается как рисунки.

Форменная связь

Элементы, которые визуально соединены, воспринимаются как более связанные, чем элементы без соединения.

На изображении ниже линии соединяют две пары элементов. Эта заставляет нас считать, что соединенные элементы связаны друг с другом.

Из всех принципов, подталкивающих к связе объектов, форменная связь самая сильная. На изображении выше, даже при том, что мы видим два квадрата и два круга, мы видим пары квадрат-круг, как более тесно связанные, потому что они визуально соединены. Заметьте, что линия не должна касаться элементов которые будут восприниматься как связанные.

Общие области

Элементы воспринимаются как часть группы, если они находятся в пределах одной замкнутой области.

Другой способ показать связь между элементами состоит в том, чтобы огородить их каким нибудь способом. Все в огороженной области воспринимается, как связанное. Все вне огороженной области воспринимается отдельно. Все круги на изображении ниже - одинаковые, но мы их воспринимаем как 2 разных группы с кругами внутри.

Типичный способ показать общую область состоит в том, чтобы нарисовать линию вокруг связанных элементов, как сделано выше. Размещение элементов на разных по цвету фонах, будет также работать.

Близость

"Объекты, которые ближе друг к другу воспринимаются более связанными, чем объекты, которые дальше друг от друга.

Близость подобна общим областям, но использует пространство как способ огородить элементы. Когда элементы расположены близко друг к другу, они воспринимаются как части группы, а не как отдельные элементы. Это особенно верно, когда элементы в группе ближе друг к другу, чем к каким-либо элементам вне группы.

Объектам ненужно быть похожими по каким либо признакам (цвет, форма, размеры - прим. переводчика), чтобы быть сгруппированными друг около друга в пространстве, и восприниматься как связанными.

Продолжение

“Элементы, расположенные на линии или кривой, воспринимаются более связанными, чем элементы не на линии или кривой”.

Это инстинкт - следовать за рекой, тропинкой или линией забора. Как только вы начнете смотреть или двигаться в определенном направлении, вы будите делать это до тех пор, пока не увидите что-то значимое или не сделаете вывод, что впереди нет ничего существенного для рассмотрения.

Другое значение этого принципа в том, что мы продолжим наше восприятие форм даже за пределами где они кончаются. По изображению выше, мы видим пересекающуюся линию и кривую, вместо четырех отдельных отрезков и сегментов кривой, которые пересекаются в единственной точке.

Общая участь (синхронность)

“Элементы, которые перемещаются в одинаковом направлении, воспринимаются как более связанные, чем элементы, которые неподвижны или перемещаются в разных направлениях”.

Независимо от того, как далеко друг от друга элементы находятся или как непохожими они кажутся, если они замечены при совместном перемещении или изменении, они будут восприниматься как имеющие связь.

Элементам не нужно двигаться что бы соответствовать принципу общей судьбы. Достаточно будет иметь общую точку назначения. Например, если четыре человека сгруппированы вместе, а два направляются в право, то они будут рассматриваться как имеющие общую судьбу. Даже если они только посмотрят в одном направлении, то они будут восприниматься как имеющие общую судьбу.

На изображении выше, стрелок достаточно что бы указать, что элементы имеют общую судьбу. Сам факт движения не имеет необходимости, как стрелки или взгляд в том же направлении, в котором подразумевается движение.

Параллелизм

Элементы, которые параллельны друг другу считаются более связанными, чем элементы не параллельные друг другу.

Этот принцип схож с принципем общей судьбы. Линии часто интерпретируются как указание или перемещение в некотором направлении. Параллельные линии выглядят как указание или перемещение в одном направлении и, таким образом связаны между собой.

Следует отметить, что для параллелизма, линии также могут быть кривымы или фигурами, хотя фигуры должны быть линии-образны.

Схожесть

Элементы, которые имеют схожие характеристики воспринимаются как более связанные, чем элементы, которые не имеют таких характеристик.

Любое количество характеристик может быть похоже: цвет, форма, размер, текстура и т.д. Когда зритель видит эти схожие характеристики, он воспринимает элементы как взаимосвязанные, из-за общих характеристик.

На изображении ниже, красные круги выглядят, как взаимосвязанные с другими красными кругами и черные круги с другими черными кругами из-за подобия в цвете. Красные и черные круги не выглядят похожими, даже при том, что они все имеют форму круга.

Очевидное место, для применения принципа схожести в интернете - цвет ссылок. Как правило, ссылки в содержимом будут оформлены одинаково, часто синим цветом и подчеркиванием. Это позволяет зрителю знать, что различные части текста связаны между собой. После того, как он это поймет, он поступает с другими ссылками также.

Фокусные точки

Элементы с интересным местом, акцентом или различием захватывают и удерживают внимание зрителя.

Этот принцип предполагает, что наше внимание будет обращено к контрасту, обращено к элементу, который отличается от других в чем-то. На изображении ниже, внимание должно быть обращено на квадрат. Он имеет другую форму и цвет, в отличие от других элементов.Он так же имеет тень для дальнейшего удержания внимания.

Принцип фокусных точек возникает из-за нашей потребности быстро идентифицировать неизвестное и предупредить нас о потенциальной опасности.

Принципы схожести и фокусных точек связаны, и фокусные точки не могут рассматриваться без присутствия схожести среди других элементов.

Прошлый опыт

Элементы имеют тенденцию быть воспринятыми согласно прошлому опыту наблюдателя.

Опыт прошлого является, возможно, самым слабым принципом гештальта. Вместе с любым из других принципов, другой принцип будет господствовать над принципом прошлого опыта.

Опыт прошлого уникален для каждого человека, таким образом, трудно сделать предположение о том, как что-либо будет воспринято. Однако есть общий опыт, который все разделяют. Например, значения большинства цветов, проистекают из опыта прошлого.

Видя светофор в течение жизни, ожидается, что красный цвет подразумевает остановку, а зеленый означает - идти. Изображение выше, воспринимается вами как светофор на боку, из-за трех распространенных цветов на нем. Так работает прошлый опыт.

Многое из нашего общего опыта зависит от культуры. В качестве примера снова выступит цвет. В некоторых странах, белый - символ чистоты и невинности, а черный - зло и смерть. В других странах, эти интерпретации меняются местами. Общность достигается при обмене опытом, хотя важно помнить, что все переживают разный опыт в своей жизни.

Резюме

Принципы гештальта важны для понимания. Они в основе всей визуальной работы дизайнеров. Они описывают, как визуально воспринимаются предметы.

Принципы описанные выше, должны быть легко понятны. У большинства из них, описания и картинки, наверное достаточно для понимания принципа. В то же время, понимая основную идею этих принципов, не означает что вы поймете как они влияют на дизайн.

В ближайшие недели (оригинал статьи опубликован 28 марта 2014 - прим. переводчика) будет больше рассмотрено примеров, как принципы гештальта влияют на дизайн. Мы увидим, как симметрия помогает нам сбалансировать композицию и как объединение фокусных точек и схожесть позволяют создать визуальную иерархию в дизайне.

Об авторе и переводе

Данная статья - перевод статьи Steven Bradley . Стивен Брэдли - дизайнер и wordpress разработчик из Колорадо. Он ведет блог и является владельцем форума о малом бизнесе, где помогает людям научится управлять своим бизнесом лучше. Замечания по качеству перевода можно оставить в комментариях. Если есть примеры интересных статей, можно прислать ссылки на них в комментариях, и если они нам понравятся - обязательно опубликуем перевод.

Допустим, нам нужен буклет про замки Германии. Информация для одной страницы буклета подготовлена в Ворде и выглядит так:

Элементы на странице можно можно сгруппировать иначе: заголовок, два подзаголовка, два блока текста, две картинки:

Такая группировка основана на одном из принципов визуального восприятия — принципе схожести : элементы с аналогичной формой, размером, очертанием или цветом воспринимаются как родственные.

Схожесть схожестью, но смысл потерялся. Этим грешат многие начинающие дизайнеры, которые при компоновке макетов создают по-своему красивые, но бессмысленные решения.

Создание страницы буклета

Вместо того, чтобы расположить на странице фотографии и тексты естественным образом, дизайнер решил соригинальничать:

Хм. Как-то обычно получилось.

Может так? Нет, не то, скучно.

О, придумал!

На первых двух «обычных и скучных» макетах изображения и текст соотносятся однозначно, двусмысленности не возникает. Взглянем теперь на «оригинальное дизайнерское решение». Описание замка Нойшванштайн на своем законном месте под фотографией, а вот Линдерхофу не повезло — текст расположился над изображением. Наш дизайнер наивно полагает, будто это знание само собой появится в голове у человека, просматривающего буклет. Естественно, это не так.

Попробуйте ответить на вопрос: какое из описаний соответствует левой верхней фотографии? Справа от него или снизу? «На верхней фотографии — Линдерхоф!» — скажет абсолютное большинство читателей. Их ответ будет обусловлен привычным для нас движением глаз, хотя он, по сути своей, ошибочен.

Показать или скрыть движение глаз.

Дизайнер ввел нас в заблуждение, создав бессмысленную конструкцию. Получается, что оригинальный дизайн делать нельзя? Все у всех должно быть одинаково? Конечно же, нет. Создавать интересный дизайн можно и нужно, но не в ущерб смыслу. Давайте посмотрим, без чего невозможно создание интересного и осмысленного дизайна.

Принципы визуального восприятия

Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на то, что начальная композиция у нас целостная и дальнейшие манипуляции эту целостность нарушать не должны.

Для начала применим принцип близости — объекты, расположенные ближе друг к другу, воспринимаются вместе. Сблизим фотографии с соответствующими описаниями и разведем в стороны левую и правую половины макета для усиления эффекта.

Сразу стало ясно, что к чему относится, однако при этом нарушилась целостность, композиция развалилась на две отдельных колонки.

Попробуем по-другому. Нарисуем вертикальную линию, которая разделит плоскость страницы на две отдельных области. При этом мы используем принцип общей зоны — элементы, которые находятся в одной области, воспринимаются вместе.

Линия не оставляет другого варианта, кроме как соотнести между собой изображение и текст, которые находятся по одну сторону. Однако она вновь портит целостность, смотрится инородно. Возможно ли обойтись без нее? Да.

Общая зона может быть задана фоном. Уберем линию и создадим цветную подложку в правой половине макета. Это наглядная демонстрация принципа связи — графически связанные (например, линиями или плашками) элементы воспринимаются как родственные.

При этом Линдерхоф будет выделен, что опять нарушает целостность.

По-прежнему опираясь на принцип связи , нарисуем стрелки-указатели.

Для усиления связи используем описанный ранее принцип схожести по визуальной «массе» между подзаголовками (названиями замков) и стрелками — превратим последние в треугольники. Кроме того, что они сами по себе выступают в качестве указателей, пустота между фотографией и описанием заполняется и на нас дополнительно работает принцип близости .

Обратите внимание, как два, казалось бы, незначительных по размеру «пятна» с правильно подобранной формой и расположенные в нужном месте меняют смысл.

Плашки, линии, цвет, взаимное расположение отдельных элементов — это не просто графические приемы. При правильном применении они передают нужный смысл, и, наоборот, неумелое их использование может привести к созданию очень красивой, но абсолютно бессмысленной работы. Когда в следующий раз будете создавать или оценивать дизайн — помните об этом.

Разделение объектов

До последнего абзаца рассуждения шли о связи, объединении объектов. А если требуется отделить объекты друг от друга? Очевидно, что их нужно сделать различными по форме, размеру, цвету, расположению. Посмотрим, как это реализуется на практике на примере тизера для этой статьи.

Тизер (Википедия) — рекламное сообщение, которое содержит часть информации о продукте, но при этом сам товар не демонстрируется.

Что вы видите в первую очередь? Слова «жара» и «лофт». Обратите внимание, что ни фон, ни разные по цвету буквы, не могут помешать привычному для нас движению глаз слева направо и сверху вниз. Лишь затем мы видим слова «жало» и «рафт» на разноцветных плашках. Противоположный цвет букв здесь используется для усиления эффекта разделения.

- 28.52 Кб

Международный Университет в Центральной Азии

по курсу Концепции современного естествознания

На тему: «Визуальное восприятие мира»

Выполнила: Васильченко Кристина

Группа: ВА 110

Проверила: Дудникова Н.И

Токмок 2012г

Введение

Свойства и функции зрительного восприятия

Визуальное восприятие мира

Заключение

Список источников

Введение

Визуальное восприятие на протяжении всего времени вызывает большой интерес у ученых исследователей в данной области. К примеру, если сравнить количество исследований сделанных по отношению к осязательному восприятию, и визуальному восприятию, то последнее в разы изучается чаще, нежели осязательное, это говорит лишь о том, что эта область до конца не изучена.

Зрение – сенсорное чувство (одно из ощущений), воспринимающее свет и цвет в виде изображения или картины. Визуальное восприятие это многоуровневый процесс, состоящий из трех основных этапов, осуществляемых различными органами:

1. последовательное преобразование света с помощью оптических структур глаза в проецируемую на сетчатке картинку, и далее в электрические сигналы. Этот этап осуществляется глазом.

2. передача электрического сигнала по проводящим путям нервной системы в различные отделы мозга, ассоциированные со зрительным восприятием.

3. на третьем этапе осуществляется анализ электрического сигнала головным мозгом с формированием зрительного ощущения, осознания наличия в поле зрения того или иного зрительного образа.

Таким образом, визуальное восприятие мира является довольно сложным процессом, формирующим картину мира, которая может значительно отличаться от реальности.

  1. Понятие визуального восприятия

Термин визуализация стал общеизвестным благодаря Юнгу, который проводил различные исследования человеческой психики и сознания. Еще до Юнга данный термин существовал в более древних и не менее известных науках, основы которым заложил буддизм и его медитации.

Визуальное восприятие – совокупность процессов зрительного образа мира на основе сенсорной информации, получаемой с помощью зрительной системы.

Визуальное восприятие начинается с выделения общих структурных особенностей объекта. В первую очередь воспринимается отношение предметов и пространства. Далее осваиваются отношения между предметами, затем между деталями предметов. И создается четкое представление о целом. Это и является особенностью визуального восприятия.

Многочисленные исследования в данной области показывают, что визуальное восприятие вовлекает многочисленные источники информации помимо тех, которые воспринимаются глазом, когда человек смотрит на объект. В процесс восприятия, как правило, включаются и знания об объекте, полученные из прошлого опыта не только с помощью зрения, но и с помощью других ощущений.

  1. Свойства и функции зрительного восприятия

Зрение это дистантное восприятие, то есть не требующее прямого контакта с воспринимаемыми объектами, т. к оно происходит на расстоянии. Визуальное восприятие абсолютно свободно, то есть орган этого восприятия - глаз, движется свободно по поверхности объекта. Это движение не ограничено границами объекта, как это можно заметить в осязательном восприятии, где, например, рука наталкивается на границу какого-либо предмета. Можно отметить, что глаз в зрительном восприятии представляет собой орган с высоким сосредоточением чувствительных элементов, рецепторов. И поэтому здесь в игру вступают менее поверхностно расположенные рецепторы.

Зрение даёт начало огромному количеству различных процессов, связанных с отражением цветовых, пространственных, и динамических характеристик, находящихся в зрительном поле объектов.

Зрительное восприятие пространства тесно связано с процессами переработки пространственной информации в таких сенсорных системах, как кожно-мышечная, вестибулярная, и слуховая. Нужно заметить, что на основе данных о пространственном положении объектов строится восприятие движения. Любая деятельность содержит в себе движение в пространстве, а любое движение происходит во времени. Эти измерения взаимосвязаны, и то, как они воспринимаются, зависит от наших сенсорных способностей, и от точек отсчета, которые мы устанавливаем при их оценке. Движение предмета мы воспринимаем благодаря тому, что при перемещении на фоне, он вызывает у нас последовательное возбуждение разных клеток сетчатки.

Считается, что наиболее сложным процессом зрительного восприятия является восприятие формы. Формой называются характерные очертания и взаимное расположение деталей предмета. Обычно в поле зрения одновременно находится огромное число объектов, которые могли бы образовать самые различные фигуры. И все же, человек может легко узнать известные ему предметы. Не менее интересно то, что человеку не требуется специального обучения, чтобы воспринять неизвестный предмет в незнакомом окружении как обособленное целое, это происходит благодаря выделению фигуры и фона. Фигура имеет характер вещи (выступающая вперед и относительно устойчивая часть видимого мира). Фон имеет характер неоформленного окружения, он как бы отступает назад и непрерывно продолжается за фигурой. Фигура, в отличие от фона, представляет собой стабильное и константное образование. В большинстве случаев необходимым условием восприятия фигуры является выделение контура – границ между поверхностями, отличающимися по яркости, цвету или текстуре. Но иногда фигура вообще не имеет контура. И, наоборот, наличие контура еще не обеспечивает автоматически выделение фигуры. Чаще всего он воспринимается как элемент данной фигуры.

  1. Визуальное восприятие мира

Визуализация - свойство человеческого сознания, способного воспроизводить видимые и невидимые образы визуального (зрительного) ряда в своем сознании. По сути – картинки, которые наше сознание воспринимает как зрительный образ, или ощущение такого зрительного образа. По описанию схоже с образами, которые мы можем видеть во сне, но ко сну, и к состоянию полного психического расслабления то, что скрывается за визуализацией, не имеет прямого отношения. Во-первых, визуальные образы, которые возникают в голове у человека, можно разделить на две категории – образы визуального ряда и образы ощущения визуального ряда. Образы визуального ряда – картинки, графические образы, символы, которые возникают в человеческом сознании в состоянии бодрствования. Это то, что «видит» наш мозг, минуя известные зрительные рецепторы. Образы ощущения визуального ряда – все те же картинки и символы, сюжеты, которые возникают в нашем сознании как ощущения видения, но при этом главный аспект в виде зрительного образа отсутствует. Именно поэтому понятие и имеет название «ощущение визуального ряда», указывающее на то, что человек лишь чувствует, но не видит картинку-образ.

Восприятие окружающего мира и процессов, происходящих в нем, за счет вложенных визуальных привычек – образов, стереотипов, категорий, которые понятны и привычны человеку, к примеру, листья зеленые, небо синее и т.д. – все это категории того ряда, которые вложены в человека от рождения и до настоящего дня. Человек, обладающий навыками визуального восприятия схватывает весь сюжет целиком, а затем, по необходимости, его систематизирует или детализирует, что дает ему возможность оперировать как информацией на основе впечатления от увиденного, так и на основании осмысления увиденного. Положительные черты – легкое усвоение информации, относящейся к сфере гуманитарных наук. Такие люди прекрасно чувствуют окружающий мир, ощущают все нюансы и все его тонкости. Богатая картина восприятия окружающего мира и способность получать информацию и впечатления из нескольких источников информации. Отрицательные черты – ограниченность восприятия собственной визуальной базой, которая, хотя и расширяется, но дает сбои, переходя на крайне негативные ассоциации или неверные истолкования. Часто присутствует конфликт между чувственной и логической составляющими человеческого восприятия.

Визуализация – свойство человеческого сознания, способная дать еще один инструмент работы с реальностью. Это то, при помощи чего окружающий мир можно воспринимать более объемно, а значит видеть и понимать несколько больше.

Визуальное восприятие начинается с выделения общих структурных особенностей объекта. В первую очередь воспринимается отношение предметов и пространства, затем осваиваются отношения между предметами, затем между деталями предметов, и создается четкое представление о целом. Эта особенность визуального восприятия учитывается при композиционном построении произведения с целью обеспечения упорядоченного его восприятия.

Визуальное восприятие зависит от эмоциональных импульсов, которые возникают в глазу, когда взгляд скользит по изображению. Каждый поворот, то есть смена направлений, линий, их пересечение связаны с необходимостью преодолевать инерцию движения, возбуждающе действуют на зрительный аппарат и вызывают соответствующую реакцию. Картина, где много пересекающихся линий и образуемых ими углов, вызывает чувство беспокойства, и наоборот, там, где глаз спокойно скользит по кривым, или движение имеет волнообразный характер, возникает ощущение естественности, умиротворенности. Волновая природа присуща материи, и возможно, что именно с этим связано возникновение положительной реакции организма. Положительная реакция возникает, когда нервные клетки зрительного аппарата испытывают состояние активного отдыха. Некоторые геометрические структуры и формы вызывают подобное состояние. К ним относятся, например, предметы, построенные по пропорциям "золотого сечения".

Заключение

Исходя из всего вышесказанного, можно отметить, что визуальное восприятие играет важную роль в жизни каждого человека. Благодаря зрению человек способен познавать окружающий мир. Кроме того, следует заметить, что визуализация обеспечивает возможность получать информацию о внешнем мире, ориентироваться в пространстве, контролировать свои действия, выполнять точные операции. Также можно подчеркнуть, что более всего возрастает роль визуального восприятия в переработке какой-либо информации в современных условиях интенсивного развития средств мультимедиа. Известно, что для более эффективного запоминания материала необходимо расширять количество зрительных средств подачи информации, т.к. известно, что зрительные анализаторы способны воспринимать больше информации в секунду, нежели слуховые.

Список источников

  1. http://www.go2magick.com/ modules/mobi_page.php/page75/
  2. http://www.sunhome.ru/magic/ 12856
  3. http://nlo-mir.ru/magic/2012- vizualizacija.html
  4. http://www.idlazur.ru/art79. php

Описание работы

Визуальное восприятие на протяжении всего времени вызывает большой интерес у ученых исследователей в данной области. К примеру, если сравнить количество исследований сделанных по отношению к осязательному восприятию, и визуальному восприятию, то последнее в разы изучается чаще, нежели осязательное, это говорит лишь о том, что эта область до конца не изучена.

Восприятия: визуальный, аудиальный или кинестетический, - используется диагностика доминирующей перцептивной модальности Ефремцова. С ее помощью можно определить, к какому типу людей относитесь вы и ваши близкие. Какими органами вы воспринимаете мир, окружающий вас: на слух, визуально или же на ощупь? Методика определения канала восприятия необходима для того, чтобы лучше понимать себя и других.

Визуалы, аудиалы, кинестетики - это У каждого человека есть ведущий который чаще и быстрее откликается на внешние раздражители и сигналы. Если вы с близким вам человеком принадлежите к сходным типам, то это будет способствовать вашему взаимопониманию, несовпадения могут стать причиной возникновения недоразумений и конфликтных ситуаций.

Типы личности: визуал, аудиал, кинестетик

Зрительное восприятие присуще людям, принадлежащим к визуальному типу характеризует кинестетиков. Слуховое - аудиалов. Есть еще один тип - дигитал, люди, относящиеся к нему, воспринимают окружающий мир, прислушиваясь к собственной логике. Осталось определить, кто вы - визуал, аудиал, кинестетик, дигитал. Тест для диагностики восприятия разработал Ефремцов С.

Визуальное восприятие

Визуалов отличает их взгляд, когда они стараются что-то вспомнить, направлен вверх-вправо. Когда они размышляют над чем-то или воображают образы будущего, они смотрят вверх-вправо. Расфокусированный взгляд, направленный вдаль - это первый признак того, что перед вами находятся визуалы. Аудиалы, кинестетики не так сильно реагируют на видимую часть мира.

Общаясь с визуалами, старайтесь описывать образы, использовать мимику и жестикуляцию. Визуалы в первую очередь обращают внимание на собеседника, а только потом на интонацию. Для визуала очень важно, чтобы на него смотрели во время разговора, иначе ему кажется, что его не слушают.

Аудиальное восприятие

Визуалы, аудиалы, кинестетики по-разному воспринимают окружающий мир. Аудиалы в основном описывают свои ощущения с помощью звуков. Их характеризуют сильные а доминирующим органом восприятия является слух. Аудиалы не любят тишину, у них постоянно звучит музыка, работает телевизор. Человек аудиального типа для лучшего запоминания проговаривает информацию вслух, стараясь лучше ее понять и запомнить. Таким людям не обязательно знать много подробностей, их интересуют только факты.

Кинестетическое восприятие

Кинестетики реагируют на мир, опираясь на свой чувственный опыт, на свои эмоции. Они запоминают движения, ощущения, запахи. В общении кинестетики предпочитают чувствовать физическую близость собеседника. Таким людям сложно длительное время находиться на месте и внимательно слушать. Они любят прикасаться к собеседнику, класть руку на плечо. Многие люди с кинестетическим восприятием часто крутят что-то в руках, теребят или поглаживают.

Дигиталы

Для человека с дигитальным типом восприятия характерны такие качества, как склонность к анализу, логике, рациональность и нестандартность мышления. Для дигитала на первом месте логические заключения и факты, поэтому в разговоре с ним не нужно ничего домысливать и строить гипотезы. Ему близки знаки, символы и цифры, а не слуховые и зрительные образы. Такие люди любят, чтобы все было логично, четко и без лишних деталей.

Таким образом, зная, что собой представляют визуалы, аудиалы, кинестетики, а также дигиталы, можно сделать процесс общения более комфортным.