Театр ленком прежде сканворд 4 буквы. Ленком


  • Замечательный культурно-исторический памятник, символ древнерусского зодчества.
  • Красивые фрески XVII-XVII веков , наглядный пример православного монументального искусства.
  • Очень ценные иконы XIII-XIV веков .
  • Мощи московских патриархов ‒ святителей Ионы, Филиппа II, Гермогена и Петра.

На фресках, которыми покрыты стены собора, четко и подробно изображены сюжеты из Ветхого и Нового Заветов, а также почитаемые на Руси святые. Основные работы по росписи стен и пятиярусного иконостаса Успенского собора относятся к середине XVII века. Реставрация этих росписей была проведена в 70-80-е годы XX века. Стоит обратить внимание на интересный художественный прием: поверхность колонн разбита художником на ярусы более низкие по сравнению с теми, что расположены на стенах. Таким образом, пространство храма кажется менее просторным, зато более высоким, устремленным вверх. Кроме того, в Успенском соборе находятся несколько : «Спас Златые власы» (XIII в.) и «Спас Ярое Око» (XIV в.).

И, конечно, на Успенский собор необходимо посмотреть как на часть Кремля и города: он не только организует пространство Соборной площади, но и во многом формирует знаменитую кремлевскую панораму, которая давно стала визитной карточкой Москвы.

Ни для кого не секрет, что с давних времен на Руси точкой отсчета строительства города являлся православный храм. Он был основой каждого населенного пункта. Причем было принято, чтобы постройка возводилась на том месте, где покоились мощи святого. Они-то и символизировали «сердце города». А имя святого становилось «тайным именем» населенного пункта.

И, конечно же, в этой связи особый интерес вызывает вопрос на предмет того, а какой «религиозный» объект был первостепенным, когда зарождалась Москва. Каждый россиянин просто обязан знать, что это Успенский собор, находящийся на территории Соборной площади столицы. Однако он имеет и другое название - кафедральный собор Успения Божьей матери. Доподлинно неизвестно, на мощах какого святого была воздвигнута Белокаменная. Но то, что строительство Успенского собора в Москве было отнюдь не спонтанным мероприятием, сомнению не подлежит. А как все начиналось?

История создания

Примечательна уже сама история строительства Успенского собора в Москве. Изначально, в 12 столетии, на его месте находилась обычная деревянная церквушка.

Спустя один век, запланировал первое строительство Успенского собора в Москве. Причем ему удалось реализовать свою идею на практике. Но уже через четверть столетия его преемник решил возвести новый храм. А надоумил его на это митрополит Киевский и всея Руси Петр. Решили, что объект обветшал и на его месте должен появиться новый. И было бы огромным невежеством не знать ответа на вопрос: «Строительство Успенского собора в Москве при князе каком осуществлялось?» А он вместе с тем является крупной исторической фигурой. Именно он приумножил границы русского государства и дал окончательный отпор «Золотой Орде». Тем, кто владеет данной информацией, нетрудно догадаться, при каком правителе было затеяно строительство Успенского собора в Москве. При князе Иване 3, естественно. Причем русский правитель потратил на этот проект огромные деньги. Но после его реализации Белокаменная с архитектурной точки зрения существенно сблизилась с такими городами, как: Киев и Владимир.

Образец для преобразований

Наверняка тот, кто не может ответить на вопрос: «Строительство Успенского собора в Москве: при ком оно начиналось?», не имеет ни малейшего представления о том, какой объект архитектуры был взят за основу при возведении главного храма столицы.

А его между тем можно с натяжкой назвать величием зодческого искусства. Речь идет о Георгиевском соборе города Юрьев-Польский. Последний был возведен князем Святославом Всеволодовичем в 1234 году. Ранее на этом месте красовалась Георгиевская церковь, которая явилась отправной точкой в основании города Юрьев-Польский.

Первый этап

Начало строительства Успенского собора в Москве пришлось на 1472 год. был демонтирован, и зодчие приступили к возведению нового объекта. Но в 1474 году в Белокаменной случилось землетрясение. Собор, находящийся в стадии строительства, получил серьезный урон. Иван 3 приказывает разобрать то, что удалось возвести и начать все заново. Работу должны были выполнить зодчие из Пскова - Мышкин и Кривцов.

По каким причинам отказались наши зодчие?

Однако они отказались от этого поручения. Почему? Одна из летописей гласит, что «умельцы» из независимой республики попросту побоялись осуществлять строительство Успенского собора в Москве (век - 13) ввиду сложности самой работы. Однако, принимая во внимание крутой норов русского князя, в это верится с трудом. Должна быть еще одна причина и историки связывают ее с ересью, которой мог «морально» противостоять только итальянец Аристотель Фиорованти. Дело в том, что собор, который в конечном итоге спроектировал иностранец, с точки зрения соблюдений традиций русского зодчества выполнен практически идеально.

Единственное, что вызывало сомнение - это святые мощи. Возможно, имелись веские основания полагать, что «покоившиеся» мощи принадлежат человеку, который вел отнюдь не праведный образ жизни. При этом Софья Полеолог, выйдя замуж за Ивана 3, привезла с собой в качестве приданного много вещей религиозного значения. И если предположить, что во время восстановления собора имела место смена мощей, то, принимая во внимание принципы отечественного градостроительства, поменялось «тайное имя» и, соответственно «судьба» населенного пункта. А между тем историки отмечают, что как раз при Иване 3 рачительно изменился сам ритм развития страны.

Иностранец

Так или иначе, но Софья Палеолог убедила супруга и его ближнее окружение в том, чтобы строительство Успенского Собора в Москве выполнил «заморский» зодчий. Она специально отправляет послов в Италию, чтобы те уговорили и привезли в Белокаменную именитого итальянского инженера Аристотеля Фиорованти, который прославился тем, что смог передвинуть колокольню у себя на Родине. Вскоре заморский архитектор прибывает в Белокаменную. Примечателен тот факт, что для иностранного гостя возведение православного храма было абсолютно новым делом. Прежде чем приступить к работе, Фиорованти съездил во Владимир, чтобы поближе познакомиться с постройками русского зодчества. Мастер решил сначала сделать пробный проект и возвел неподалеку от Андроникова монастыря кирпичный завод.

После он уже приступил к своей основной работе, плата за которую составила 10 рублей в месяц.

Архитектурная составляющая

Итак, строительство Аристотелем Фиораванти Успенского собора в Москве началось в 1475 году. Процесс возведения объекта длился четыре года

За образец нового архитектурного шедевра был взят Успенский собор во Владимире. Тем самым русский правитель хотел продемонстрировать, что Москва станет преемницей Владимира с точки зрения главенственности городов. Строительство Успенского собора в Москве должно было стать весомым аргументом в пользу того, что Белокаменная станет столицей Руси. Более того, ожидалось, что новый храм поднимет международный авторитет новой столицы как наследницы Византии и Рима.

Размеры Успенского собора впечатляли. Фиорованти, придерживавшийся архитектурных традиций европейского Возрождения, смог консолидировать в единое целое традиционные формы русского - византийской церкви и модернистский Ренессанс, взятый за основу в обустройстве пространства. Итальянский инженер не только смог максимально точно воспроизвести великолепие и красоту Владимирского храма, но и воплотить в новом Успенском соборе самое передовое в достижениях романо-готической и русско-византийской архитектуры.

Не тронув главные составляющие православного монастыря (алтырные апсиды, закомарные покрытия, крестово-купольное сочетание), Фиорованти добавил в архитектурный проект «хорошую порцию» собственного видения, которое имело мало точек соприкосновения с традиционным русским зодчеством. Например, он реализовал на практике авторское решение в выборе объемно-пространственной модели собора. Итальянец сделал так, чтобы ветви центрального креста небыли массивными и привлекающими к себе внимания.

Их он выровнял как по высоте, так и по ширине. Такой нестандартный подход создавал ощущение монолитности и единства всего храма, который, как выразился один из летописцев, воспринимался «яко един камень».

Пятиглавый Успенский собор, состоящий из блоков белого камня, восхищал потомков величественной высотой, пространством и четкостью геометрических пропорций. Эти параметры стали отправной точкой в осознании того, что шедевр итальянского мастера Фиорованти является главным объектом православия в Древней Руси.

Интерьер

Строительство Успенского собора в Москве при Иване 3 завершилось в 1479 году. И на протяжении трех последующих лет он не имел никаких декоративных элементов. Только потом несколько мастеров, в число которых входил иконописец Дионисий, приступили к расписным работам, которые длились долгих 33 года. К сожалению, в силу объективных причин декорирование помещений храма заняло много времени. Через несколько десятилетий сырость и перепады температур повредили фрески, и Успенский собор пришлось расписывать заново. Вдобавок к этому, архитектурный шедевр Фиорованти неоднократно испытывался на прочность природными стихиями. Он горел в результате пожаров, поэтому собор регулярно нуждался в реставрации.

Место для венчания царей

Спустя время, наследники Ивана 3 осознали, что строительство Успенского собора в Москве (дата: 1475 год) было нужным и своевременным действием. В 1547 году в нем проходила церемония И после него наследники русского престола были главными участниками этого обряда именно в стенах Успенского собора. А в 1613 году здесь состоялся Земский собор, на котором было принято решение, что править Русью станет царь Михаил Федорович Романов. В 1624 году детище Фиорованти вновь подверглось угрозе обрушения: в любую минуту своды могли не выдержать. Пришлось проводить очередную реконструкцию, которая предполагала усиление несущих конструкций. Но на этом испытания на прочность Успенского собора не закончились.

В 1812 он подвергся разорению со стороны французских захватчиков. Нашим солдатам удалось спасти часть «религиозного» реквизита и перевезти его в Вологду.

Храм в XX веке

В 1917-м в архитектурном шедевре, созданном Фиорованти, был организован Всероссийский Русской православной церкви, который реабилитировал институт патриаршества в РПЦ. И вскоре в стенах Успенского храма состоялась церемония интронизации нового патриарха Тихона.

В 1918 году, после пасхального богослужения, архитектурное наследие Ивана 3 было закрыто для православных. В годы ВОВ Успенский собор каким-то чудом остался нетронутым фашистами. И только в середине 50-х храм вновь распахнул свои двери, но уже в статусе музея. Но храм вновь нуждался в реставрационных работах, и они продолжались несколько десятилетий. В начале 90-х с разрешения РПЦ и руководства музеев московского Кремля в Успенском соборе вновь можно было проводить литургии, а посетителям слушать церковные песнопения. Богослужения здесь проходят и на Пасху, и на Рождество, и на Успение Божьей матери.

Культурное наследие храма

Строительство Успенского собора в Москве (год 1475) явилось главной предпосылкой того, что Белокаменная станет сердцем русского государства. Естественно, в новом храме должны были находиться самые ценные для русского православного человека реликвии. И это было, действительно, так. В Успенском соборе ранее находилась чудотворная икона Божией Матери Владимирской. Изначально она являлась собственностью владимирского Успенского собора. Но в целях сохранности князь Василий I перевез ее в Москву. Сейчас она находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее. Но в Успенском соборе также можно найти икону владимирской Божией Матери, но не оригинал, а копию, сделанную подмастерьем Дионисия.

Еще один бесценный объект культурного наследия храма - раритетная икона «Спас на престоле». Эта работа византийского мастера ранее хранилась в (Великий Новгород). Перевез ее в Успенский собор сам Иван 3.

Так или иначе, но коллекция святых образов периода 11-12 столетий в архитектурном шедевре Фиорованти считается одной из самых богатейших в мире.

Примечателен тот факт, что декораторские работы мастеров, в составе которых был иконописец Дионисий, начавшиеся спустя три года после возведения храма были настолько высоко оценены Иваном 3 (он, собственно, и инициировал строительство Успенского собора в Москве (год 1475)), и митрополитом, что они в один голос восхищенно произнесли: «Мы видим небеса».

Был еще один небезынтересный факт. В восстановительных работах храма в период с 1642 по 1644 год принимал участие стольник Григорий Гаврилович Пушкин, который был прямым предком великого русского поэта.

По приказу Ивана Грозного непосредственно перед иконостасом была отведена молельная зона для правителя («Мономахов трон), которая является неким символом постулата о том, что Москва - это «третий Рим». Дверцы и стены молельной зоны правителя декорированы 12 барельефами с изображением сюжетов из «Сказаний о князьях Владимирских».

В стенах Успенского собора проводились бракосочетания русских правителей. Здесь же в 16 столетии немка Екатерина Вторая приняла православную веру.

В эпоху большевизма храм неоднократно разграблялся.

В настоящее время детище Аристотеля Фиорованти, находящееся в границах московского Кремля, возведено в статус музея. Однако данный факт вовсе не означает, что в Успенском соборе не ведутся богослужения, напротив, они инициируются в великие христианские праздники. Но к числу Кафедральных соборов столицы объект культурного наследия Ивана 3 не относится. Тем не менее в списке памятников русскому Православию Успенский собор занимает одно из почетных мест.

Введение

Тема моего реферата актуальна тем, что на современном этапе развития общества очень важно не терять связь со своими корнями, всем тем, что создано нашими предками. Причём это касается не только истории как таковой, но и всего культурного наследия в целом. Как известно, архитектура представляет собой неотъемлемую часть культуры русского народа. Кремль, сердце России, Успенский собор, как сердце Кремля, в свою очередь, является немым свидетелем множества важнейших событий мировой истории. Кроме чисто исторической ценности, кремлёвский ансамбль - отличный образец искусства своего времени. Эстетика современного Кремля располагает к длительному созерцанию всех бесконечных красот этого великолепного памятника, по сути включающего в себя целый ряд объектов, каждый из которых заслуживает предельно внимательного исследования.

Хотя до меня многие затрагивали тему моего реферата, я рассматриваю эту проблему с целью обобщить и систематизировать разрозненные сведения и источники. Мне, как будущему строителю, очень важно изучить все тонкости и нюансы в строительстве такого шедевра отечественной культуры, как Успенский Собор в Кремле. Реферат написан несложным, доступным языком, специально для широкого круга интересующихся данным вопросом; может с успехом использоваться как дополнительный материал для самостоятельного изучения. По моему мнению, современная молодёжь уделяет слишком мало внимания своему культурному развитию, истории создания и строительства памятников архитектуры, поэтому сейчас особенно важно сконцентрироваться на воспитании в молодежи чувства ответственности и патриотизма через призму богатейшей русской культуры, накопленной за многие века отечественной истории. Своей работой я также хочу внести посильный вклад в историю развития и перспективы строительной отрасли. Сначала немного о памятнике архитектуры…

Строительство Успенского собора

"СердцеМосквы"

В центре Москвы, за древними крепостными стенами расположился островок истории, сохранивший свою самобытность на протяжении времени. Редко можно встретить на Земле место, где бы минувшие века оставили столь яркие и неизгладимые следы. Только здесь вы без труда совершите путешествие из века XXI в средневековье.

Во второй половине XV века Московская Русь, после присоединения Новгорода, Твери, Ярославля, Перми, других городов и земель, превращается в единое, мощное государство. Значительную роль в укреплении международного авторитета Москвы сыграла женитьба великого князя Ивана III на Софье Палеолог, племяннице последнего византийского императора Константина XI. Столица государства, сбросившего татаро-монгольское иго и окрепшего в политическом отношении, становится одним из центров притяжения международной политики. Все это, в свою очередь, привело к необходимости перестройки и украшения княжеской резиденции - Московского Кремля.

В 1326 году митрополит Петр перенес из Владимира митрополичью кафедру в Москву, которая тем самым становится центром православной Руси. Успенский собор стоит на месте построенного Иваном Калитой в 1326-1327 годах первого каменного собора Москвы. Ему, в свою очередь, предшествовали древнейшие московские церкви - деревянная XII века и каменная XIII века. В конце следующего столетия (1472г.) на месте старого, обветшавшего собора был заложен новый храм. Его строительством руководили московские зодчие Кривцов и Мышкин. Однако через два года почти завершенное здание рухнуло. Иван III предлагает псковским мастерам начать новое строительство, но те отказываются.

Великий князь дает поручение русскому послу в Италии, Семену Толбузину, для строительства первопрестольного храма Русского государства - Успенского собора - подыскать архитектора-итальянца. Выбор был не случаен, ведь претендующий на почетное место среди европейских государей Иван III следовал их примеру. Итальянцы, лучшие строители в Европе этого времени, работали в Париже, Варшаве, Вене и Амстердаме. Теперь им была открыта дорога в Москву. Следует отметить, что в это время начинает оформляться концепция "Москва - третий Рим", согласно которой славу первого Рима, столицы Римской империи, унаследовал второй Рим - Константинополь, а наследницей Константинополя стала Москва. Поэтому приглашение именно итальянских зодчих было делом политическим.

Семен Толбузин нанимает за огромную по тому времени сумму - 10 рублей в месяц - болонского инженера и архитектора Аристотеля Фиораванти.

Строительство московского Успенского собора в Московском Кремле начинается в апреле 1475 года по образцу Успенского собора г. Владимира, второй после Киева столицы Руси, и завершается в 1479 году. Теперь в северной части Соборной площади на традиционном месте, где изначально находился один из древнейших в Кремле культовых центров, высится каменное чудо, совершенное творение архитектурной мысли. Торжественное освящение Успенского собора проходит в 1479 году в присутствии великого князя и русских иерархов. Во внешнем облике собора повторены наиболее характерные формы древнерусской архитектуры в содружестве с необычной для русских храмов совершенной симметрией конструкции. Построенный из белого камня Успенский собор представляет собой шестистолпный, пятиглавый крестово-купольный храм. Грандиозное и величественное здание собора необычайно торжественно. Его фасад ровно посередине делит аркатурно-колончатый пояс из колонок, заимствованный из арсенала владимиро-суздальской архитектуры. Порталы, служившие парадными входами в храм со стороны Соборной площади и митрополичьего двора, оформлены арками и украшены росписью. Мастер оригинально решает обязательные для русских церквей выступающие полуцилиндры апсид. Он их делает глубокими, как пеналы, но слабо выступающими из тела здания, и прикрывает боковыми пилонами. Благодаря этому создается впечатление редкой цельности постройки. "Яко един камень!", - так говорили летописцы. Интерьер Успенского собора не менее интересен и необычен. Он поражает необычной для русского средневековья просторностью и обилием света. Подобный огромному парадному залу, с высоко вознесенными сводами, интерьер при отсутствии традиционных храмовых хоров и выделения центрального пространства имеет сходство со светским залом. Собор, игравший важную роль в жизни государства, украшается с особым великолепием. Стенопись, в основном XVII в., сохранившаяся до наших дней, отличается полнотой живописных циклов и полемической заостренностью тематики композиций "Семи вселенских соборов", расположенных в нижнем регистре. Ансамбль росписей объединяет 249 сюжетных композиций и 2066 отдельных изображений святых.

Сохранившийся до наших дней величественный иконостас уникален. В 1653 году он был создан по заказу патриарха Никона, проводившего реформу церкви с целью преобразования ее по греческому образцу. Для собора был выполнен новый шестнадцатиметровый иконостас в серебряном с позолотой басменном окладе.

Икона "Спас Ярое Око" из иконостаса Успенского Собора

В наши дни Успенский собор - сокровищница древнерусских икон. С XVI века здесь собирались лучшие иконы со всей Руси. Здесь находятся уникальные произведения русского искусства - икона "Святой Георгий" XII века, "Спас ярое око" - середина XIV века и др. В интерьере собора были моленные места митрополитов. В середине XVI века было установлено царское моленное место Ивана Грозного - "Мономахов трон". Царицыно моленное место установлено перед иконостасом в конце XVII века.

В юго-западной части собора находится шатер из бронзы, отлитый мастером Дмитрием Сверчковым и предназначенный для хранения церковных реликвий. Ныне здесь хранится рака патриарха Гермогена.

Одной из достопримечательностей собора является массивное паникадило (люстра) весом 328 кг, отлитое из русского серебра, отбитого у отступающей наполеоновской армии в 1812 году.


Успенский собор. Вид с юга.Май 2001 г.

На протяжении многих столетий в ризнице Успенского собора хранились русские святыни, многие из них теперь можно увидеть в Оружейной палате Московского Кремля.

Строившийся для проведения парадных церемоний и обрядов общегосударственного значения, Успенский собор в течение ряда столетий остается главным храмом и общественным зданием России. Здесь происходили избрания на великое княжение, венчания на царство, позднее - коронации императоров. В соборе совершался ритуал "поставления" (избрания) главы русской православной церкви. Многие русские митрополиты и патриархи похоронены здесь.

Таким образом, Успенский собор - сокровищница древнерусского искусства, один из великолепнейших памятников музея "Московский Кремль", где в дни церковных праздников проводятся торжественные богослужения.