Литературные загадки. Урок-игра "литературные тайны"


Пять писателей, в жизненном пути которых скрыта какая-то тайна

Текст: Михаил Визель/ГодЛитературы.РФ
Коллаж: ГодЛитературы.РФ

Мы очень хорошо знаем пьесы Шекспира - и очень мало знаем о нем самом. Даже день его рождения отмечается в день его смерти, — эффектно, но маловероятно. Но автор «Гамлета» и «Короля Лира» (если это действительно Шекспир) — не единственный знаменитый писатель, в биографии которых есть белые (или черные) пятна. Или вся их жизнь - одно большое пятно.

1. Гай Валерий Катулл (ок. 87 до н. э. - ок. 54 до н. э.)

Гай Валерий Катулл (ок. 87 до н. э. - ок. 54 до н. э.). Далеко не самый крупный, но без преувеличения — самый «раскрученный» поэт античности. Потому что самый близкий и понятный нам типаж: молодой бунтарь, сочиняющий дерзкие эпиграммы на всемогущего Цезаря и умирающий от чахотки и от любви к жестокосердной красавице-аристократке. Просто какой-то Артюр Рембо или Джим Моррисон в тоге и сандалиях. Но штука в том, что всё это - и дерзость, и чахотку, и жестокосердие красавицы, мы домысливаем исключительно по стихам самого Катулла. Точнее, по единственной рукописи его Carmina (книга песен), найденной в средневековом монастыре.

Даже даты его жизни условны. В 54-м году до нашей эры он перестал писать стихи

Но оттого ли, что действительно умер от туберкулеза (как предположили романтические филологи XIX века) или просто получил наконец хлебную должность в родной Вероне, исчез из тусовки золотой римской молодежи и бросил глупости - мы никогда не узнаем.

2. Автор «Слова о полку Игореве»

Автор «Слова о полку Игореве». Судьба этого памятника древнерусской литературы в чем-то сходна с судьбою «Книги песен» Катулла:

единственный поздний список этого произведения почти случайно нашли в монастыре, объявили шедевром… после чего начались жаркие споры о личности автора.

Самая сдержанная версия — «книжник конца XIII века из скриптория Софии Киевской». Самая романтическая — «сам князь Игорь». (Есть, впрочем, и «ультраромантическая»: «сама Ярославна»). Самая критическая — «фальсификатор XVIII века из круга историка Татищева». Но и здесь до сих пор сплошное белое пятно. Если, конечно, в каком-нибудь путивльском раскопе или среди слипшихся пергаментов случайно не будет обнаружен еще один список «Слова…».

3. Льюис Кэрролл (Чарльз Доджсон, 1832–1898)

Жизнь оксфордского профессора математики, участника церемонных заседаний кафедры и чопорных чаепитий, кажется, вся на виду.

Но в ней есть два пятна - как раз белое и темное.

Белое - это внезапная (организованная всего за неделю) поездка в Россию летом 1867 года.

Это была единственная заграничная поездка Доджсона. Причем формальным ее поводом стала передача приветственного адреса от епископа Оксфордского митрополиту Филарету по случаю 50-летия его пастырского служения. А истинным мотивом - попытка прощупать почву для сближения, а в идеале и объединения русской православной и англиканской церквей. Звучит фантастически, но 35-летний Доджсон как раз находился тогда «на грани фантастики». Только что вышла и получила известность сказка про «Алису». Доджсон на пороге славы - и, похоже, колеблется, не изменить ли ему круто свою жизнь. Из попытки сближения церквей ничего не вышло - и экзотический вояж так и остался отдельным эпизодом: Доджсон не тот человек, чтобы вести тайные переговоры и «решать вопросы».

А это, возможно, как раз и связано с «темным пятном» в его биографии. Известно, что он заикался. Менее известно, что тем же дефектом речи отличались еще пятеро из 11 его сестер и братьев. Но заикание - не рыжина и даже не леворукость, оно не передается по наследству.

Одному Богу известно, какие особенности скрывала privacy уютного дома сельского священника Доджсона!

4. Агата Кристи (1890–1976)

Как и в случае с Кэрроллом, внешняя жизнь «бабушки детектива» — это размеренная и упорядоченная жизнь английской дамы со средствами. И при этом в ней присутствует клацающий костями скелет, который она сама предпочла поглубже упрятать в шкаф. Речь идет об 11-дневном исчезновении Агаты в декабре 1926 года, вскоре после того, как ее первый муж, полковник Кристи, объявил о том, что он любит другую женщину и просит развода.

Агата отреагировала своеобразно: она просто исчезла.

Ее автомобиль с вещами был найден на дороге, а сама она - нет.

Поскольку к этому времени миссис Кристи уж была известной писательницей, к поискам подключился министр внутренних дел, газеты объявили о вознаграждении - и пропавшая писательница нашлась в небольшом спа-отеле, где она спокойно проживала, зарегистрировавшись под фамилией той женщины, к которой собрался уйти ее муж.

Что это было - так и остается непонятным. По одной версии, с Агатой, и без того подавленной недавней смертью матери, случился припадок психического расстройства, известного как диссоциативная фуга, и она действительно забыла, кто она на самом деле. По другой - она вполне рационально (хоть и наивно) хотела «подставить», в духе своих романов, мужа с любовницей, чтобы их обвинили в ее убийстве. Как бы там ни было, дело закончилось ничем: Кристи развелись в 1928 году, а через два года Агата снова вышла замуж и больше никогда не вспоминала об этом странном эпизоде своей молодости.

5. Леонид Добычин (1894–1936?)

К великому сожалению, биографии многих советских писателей 30-х полны белых и черных пятен. Мы не знаем подробностей участия в гражданской войне Булгакова и Вагинова - вероятно, они воевали в основном не на победившей стороне, и тщательно это скрывали. Обстоятельств смерти и точное место захоронения Мандельштама. Судьбу поздних рукописей Введенского и Бабеля (не исключено, что они когда-нибудь всплывут на Лубянке). Судьба сложилась несколько иначе. После состоявшейся в марте 1936 года в ленинградском Союзе писателей «дискуссии» на тему «О борьбе с формализмом и натурализмом», в котором основным объектом «проработки» стал только что вышедший роман Добычина «Город Эн» (надо признать, что к этой авангардистской прозе действительно можно при желании припаять клеймо «формализма»), его автор исчез.

Автор исчез. Как Агата Кристи. Но так и не нашелся. Вероятно, это было самоубийство.

Но никаких доказательств нет. Что дало повод современному писателю Олегу Юрьеву в книге «Неизвестные письма» домыслить тайную жизнь Добычина под чужим именем аж до Перестройки.

Во второй половине XX века, в эпоху тотального контроля и полной прозрачности, казалось, какие-либо белые пятна перестали быть возможны. Писатели мифологизировали свои биографии, как Хемингуэй и Лимонов, - но не пытались что-то в них скрыть.

В XXI веке, с приходом «литературы подлинных историй», тенденция возобновилась.

Творчество, будучи тайной, без тайны невозможно. И читатели не устают повторять вслед за Пушкиным: «Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад!»

Был ли Шекспир?

Известный факт: художник считается состоявшимся с тех пор, как его творения начинают жить собственной жизнью. Что уж говорить о репутации писателя, чьи произведения - в силу стилистической, эмоциональной и интеллектуальной сложности и противоречивости - радикально трансформируют читательское представление об их создателе. Автора «Короля Лира», «Бури» и «Зимней сказки» справедливо называют ключевой фигурой мировой культуры: нет ничего удивительного в том, что его реальность - и как человека, и как драматурга - была поставлена под сомнение еще два века назад. Среди всех «еретических» ответвлений шекспироведения своей оригинальной безумностью выделяется версия о коллективном авторстве величайших пьес в истории: в группировке лондонских гениев «Оксфордский синдикат» (Бэкон, Марло, Нэш и другие), на самом деле отвечающей за театральный репертуар последних четырехсот лет, коммерсант Уильям Шекспир выполнял сугубо менеджерские функции.

«Поэмы Оссиана» Джеймса Макферсона

Шотландского поэта Джеймса Макферсона без всякой иронии можно назвать влиятельнейшим литературным деятелем XVIII века: обольстивший английских интеллектуалов «переводами» из древнего гэльского эпоса и сделавший себе блестящую политическую карьеру, он, не отдавая себе в том отчета, совершил один из самых плодотворных подлогов в истории европейской поэзии. Бард Оссиан, которому этот необычайно талантливый пройдоха приписал «Фингала», «Темору» и еще без малого два десятка своих поэм, стал референтным образом для нескольких поколений стихотворцев по всему континенту и прямо повлиял на становление немецкого романтизма: все мы помним, какую книгу гетевский Вертер читал своей возлюбленной.

Козьма Прутков

Чиновник-резонер Козьма Прутков, сказавший о прихотливом национальном характере не меньше верных слов, чем именитые создатели русского романа, в полной мере заслуживает статус теневого классика XIX века - даже будучи выдуманным персонажем. Главного отечественного парадоксалиста создавали, что называется, на паях: портрет действительного статского советника был поручен Льву Жемчужникову, а его братья Алексей, Александр и Владимир, объединившись с Алексеем Толстым, разработали для Козьмы Петровича подробную биографию и составили свод его афоризмов и поэтических виршей, из которых впоследствии вырастут обэриуты - славные продолжатели дела этого мудрейшего из глупцов и глупейшего из мудрецов.

Финал «Тайны Эдвина Друда»

Отдавая должное диккенсовскому умению создавать запоминающиеся образы и подсвечивать их теплым юмором, поклонники автора «Лавки древностей» и «Холодного дома» признавали за ним неспособность сочинить пружинистый, по-настоящему захватывающий сюжет. Понимал это и сам Диккенс: изощренное устройство «Тайны Эдвина Друда» должно было убедить читателей и критиков в том, что он наконец овладел искусством удивлять. Смерть застала писателя на середине книги: поговаривают, что секрет финала Диккенс доверил королеве Виктории, но и она, даром что пережила его на тридцать лет, не выдала развязки этого удивительно атлетичного романа, будоражащего английских литературоведов и по сей день.

Авторство «Тихого Дона»

Дискуссии вокруг «Тихого Дона» разразились сразу после публикации первых томов главной русской эпопеи XX века. Центральным вопросом, над которым почти сто лет бьются сразу несколько филологических дисциплин, остается авторство этого во всех отношениях спорного текста: по мнению многих ученых, двадцатилетний Шолохов никак не мог сдюжить такую тему - по крайней мере, в одиночку. На роль «настоящего автора» большей части «Тихого Дона» исследователи сватают писателя-казака Федора Крюкова, умершего от тифа в 1920 году и оставившего после себя солидный архив: между этими бумагами и шолоховским романом действительно имеются многочисленные переклички, трактуемые одним лагерем как подтверждение «кражи», а другим - как пример творческого осмысления чужого наследия.

«Роман с кокаином» Марка Агеева

Русское литературное зарубежье только оклемалось после выхода «Защиты Лужина» и «Вечера у Клэр», как на него обрушилось новое ослепительное дарование: сначала «Иллюстрированная жизнь», а затем и «Числа» начали выпуск «Романа с кокаином» - самобытного текста, долгие годы пребывавшего в статусе «девятого русского романа Сирина». Литературоведы, поддерживающие версию о набоковском «отцовстве», считали Марка Агеева фиктивной личностью, с помощью которой автор «Дара» хотел подразнить Мортуса-Адамовича и выбить из своего вечного недоброжелателя восторженную рецензию. Реальность «русского Томаса де Квинси» была документально подтверждена только двадцать лет назад: им оказался Марк Леви - человек сложной судьбы, сочетавший преподавание с редкими литературными опытами (сохранился рассказ «Паршивый народ») и скончавшийся в Ереване в 1973 году.

Чемодан Бабеля

Зощенко как-то писал Олеше: «Каждые твои две строчки лучше целой груды книг - вот такое у меня ощущение, когда я тебя читаю». Эта реплика справедлива и в отношении Бабеля: гений малой формы, он доводил свои короткие новеллы до совершенства - попробуйте выкинуть хоть одно слово из «Одесских рассказов». Изумительная словесная чеканка стоила продолжительной, на износ, работы, и пока советская пресса пеняла Бабелю за «простой», он корпел над циклом «Великая Криница», обещавшим стать своеобразным приветом конъюнктурной «Поднятой целине»: коллективизация вызывала у Бабеля те же чувства, что и Первая конная - смесь отвращения и восторга. Об остальных авторских замыслах мы можем судить только из вторых уст: при аресте у него изъяли (а затем уничтожили) чемодан рукописей - кажется, в нем содержались наброски к большому роману о чекистах.

Томас Пинчон - студент Набокова

Фраза «Томас Пинчон посещал лекции Владимира Набокова» звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой; но ведь и у Пруста с Джойсом однажды в Париже случился small-talk (по одной версии, они обсуждали свои болячки, по другой - трюфели) - и ничего, верим. Во всяком случае, факты (если в случае с вечно ускользающим Пинчоном вообще можно говорить о фактах) к тому располагают: вернувшись из армии во второй половине 1950-х, он восстановился в Корнелльском университете и, по некоторым свидетельствам, слушал курс зарубежной литературы, который там вел Набоков. Его жена Вера - водитель, ассистент и телохранитель в одном лице - позднее припоминала необычный пинчоновский почерк: он писал то печатными буквами, то курсивом. Остается только гадать, как бы мэтр отозвался о «Радуге земного тяготения»: зная его сочувственное отношение к молодым американским писателям, думаем, что тепло.

Молчание Сэлинджера

Скептики считали многозначительное молчание Сэлинджера бизнес-стратегией, позволяющей ему минимальными усилиями поддерживать стабильный интерес к собственной персоне, почитатели - буддистским упражнением, растянувшимся на сорок с лишним лет. До установления истины остались считанные месяцы: с 2015 года начнется публикация поздних сэлинджеровских рукописей, включающих, по слухам, новые истории из жизни Глассов и Колфилдов (ничего не попишешь, любимые герои) и - вот это уже интереснее - роман о денацификации послевоенной Европы, в которой контрразведчик Сэлинджер принимал непосредственное участие. Не то чтобы кто-то действительно верит, будто все эти годы он держал в столе текст уровня литтелловских «Благоволительниц», но как было бы приятно ошибиться.

«Алмазный мой венец» Валентина Катаева

Позднее творчество Валентина Катаева, дожившего аж до перестройки, - курьез, заслуживающий отдельного рассмотрения: кто бы мог подумать, что на склоне лет писатель, долгие годы сознательно вытравливавший из своих текстов все живое, сочинит едва ли не самое лиричное произведение русской литературы второй половины XX века. «Алмазный мой венец» - беллетризованные воспоминания, пенящиеся от вымысла: поди разбери, где автор «Растратчиков» и «Квадратуры круга» безбожно завирается, а где говорит правду. Значительный вклад в расшифровку романа внесли филологи Леонид Видгоф, Олег Лекманов и Мария Рейкина: они не только крепко связали литературных персонажей с их прототипами - современниками Катаева, но и с академической тщательностью восстановили общественно-литературный контекст эпохи.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Свои секреты есть даже у известных произведений литературы.

Мы в сайт считаем, что практически в каждой хорошей книге есть загадка, «двойное дно» или тайная история, которую хочется раскрыть. Сегодня мы поделимся несколькими из них.

  1. Первый перевод «Гамлета» на русский язык выполнил писатель Александр Сумароков и озаглавил его «Омлет, принц Датский» .
  2. Если вы считаете, что чтение детективов - занятие бесполезное, история повести Агаты Кристи «Вилла „Белый конь“» докажет вам обратное. Приведенное в повести описание действия опасного яда таллия несколько раз спасало людям жизнь. В 1977 году в одну больницу Лондона поступила девочка, заболевшая загадочной болезнью. Одна медсестра, прочитавшая книгу, поняла, что это типичный случай отравления таллием. Девочку спасли.
  3. Название романа «451 градус по Фаренгейту» было выбрано потому, что якобы при этой температуре самовоспламеняется бумага. На самом деле бумага самовозгорается при температуре чуть выше 450 градусов по Цельсию. По признанию Брэдбери, ошибка была вызвана тем, что при выборе названия он консультировался со специалистом из пожарной службы, который и спутал температурные шкалы.
  1. Знаменитая формула «Дважды два равняется пяти», на которую Джордж Оруэлл неоднократно делал акцент в романе-антиутопии «1984» , пришла ему в голову, когда он услышал советский лозунг «Пятилетку - в четыре года!».
  2. В 1965 году «Хоббита» Дж.Р.Толкина впервые издали в США в мягкой обложке. Иллюстратор обложки Барбара Ремингтон совершенно не читала текст. В результате на обложке книги появились лев, два страуса эму и непонятные деревья с луковичными розовыми фруктами.
  3. Лев Толстой скептически относился к своему роману «Война и мир» . В январе 1871 года он отправил Афанасию Фету письмо: «Как я счастлив... что писать дребедени многословной вроде „Войны“ я больше никогда не стану».
  4. В XIX веке актрисы отказывались играть Софью в «Горе от ума» со словами: «Я порядочная женщина и в порнографических сценах не играю!» Такой сценой они считали ночную беседу с Молчалиным, который еще не был мужем героини.
  5. Выдуманное название острова Duma Key, со слов автора, правильно произносится «Дума Ки». При переводе романа на русский язык издательство побоялось ассоциации с Государственной думой и использовало искаженное название («Дьюма Ки» ).
  6. Свою первую книгу «Гарри Поттер и философский камень» Джоан Роулинг закончила в 1995 году. Литературный агент, который согласился ее представлять, посылал рукопись в 12 издательств, но везде ее отклонили. Только через год рукопись была принята маленьким лондонским издательством Bloomsbury, хотя его главный редактор даже после одобрения книги был уверен, что Роулинг не заработает много на детских книгах, и советовал ей найти постоянную работу.
  1. Виктор Гюго в 1862 году, находясь в отпуске, захотел узнать о реакции читателей на только что изданный роман «Отверженные» и послал своему издателю телеграмму из одного символа: «?». Тот прислал в ответ телеграмму тоже из одного знака: «!». Вероятно, это была самая короткая переписка в истории.
  2. В знаменитой песне из романа Стивенсона «Остров сокровищ» поется: «Пятнадцать человек на сундук мертвеца. Йо-хо-хо, и бутылка рому!» Логично предположить, что «Йо-хо-хо» - это хохот пиратов, однако это не так. Такой возглас использовался английскими моряками, когда им нужно было вместе одновременно приложить усилия в какой-нибудь работе - в русском языке ему соответствует фраза «Раз, два, взяли!»
  3. Наблюдая за птицами на Ямайке, Ян Флеминг познакомился с книгой орнитолога по имени Джеймс Бонд. Это имя показалось ему очень подходящим для героя будущего романа «Казино „Рояль“» : коротким, неромантичным и максимально обычным. Этот факт запечатлен в фильме «Умри, но не сейчас», когда Джеймс Бонд под видом орнитолога проникает на Кубу, имея при себе книгу настоящего Джеймса Бонда.
  4. Марк Твен утверждал, что его книга «Приключения Тома Сойера» была первым литературным произведением, рукопись которого была напечатана на пишущей машинке. Однако исследователи утверждают, что первой такой книгой стала его же «Жизнь на Миссисипи» .
  5. В романе в стихах «Евгений Онегин» можно встретить строки: «Он в том покое поселился, // Где деревенский старожил // Лет сорок с ключницей бранился, // В окно смотрел и мух давил». Слово «муха» здесь используется не в прямом значении, а в качестве метафоры спиртного. Известна также другая метафора пьяного человека - «под мухой», где слово «муха» употреблено в этом же смысле.
  1. В «Сказках 1000 и 1 ночи» Аладдин изначально был китайцем.
  2. В басне Крылова «Стрекоза и муравей» есть строки: «Попрыгунья стрекоза лето красное пропела». Однако известно, что стрекоза не издает звуков. Дело в том, что в то время слово «стрекоза» служило обобщенным названием для нескольких видов насекомых. А героем басни на самом деле является кузнечик.
  3. В рассказе Эдгара По «Повесть о приключениях Артура Гордона Пима» 1838 года есть эпизод, когда корабль попадает в шторм и четверо моряков спасаются на плоту. Не имея пищи, они решают съесть одного из них по жребию - и этой жертвой стал Ричард Паркер. В 1884 году затонула реальная яхта, и так же выжили четыре человека на одной шлюпке. Они вряд ли читали тот рассказ, но в итоге съели юнгу, которого звали Ричард Паркер.
  4. Внучка писателя Валентина Катаева рассказывала, как ее подружке в школе задали написать сочинение о том, что именно Катаев вложил в образ Вани из повести «Сын полка» . Подружка пришла к Катаевым в гости и спросила об этом самого писателя, взяв его слова за основу своей работы. В итоге за сочинение она получила тройку с минусом с комментарием, что Катаев думал совсем о другом.
  5. Джейн Остен начала работу над романом «Гордость и предубеждение» , когда ей едва исполнился 21 год. Издатели отвергли рукопись, и она пролежала под сукном более 15 лет. Лишь после успеха романа «Разум и чувства», вышедшего в 1811 году, Джейн Остен смогла наконец опубликовать и свое первое детище.
  6. Самая продаваемая в Великобритании книга всех времен - «50 оттенков серого»

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г.Калининска Саратовской области»

Седова Татьяна Валентиновна

Урок-игра «Литературные тайны»

Цели: повторить и закрепить знания, полученные в 4 классе; развивать память, речь, мышление и творческие способности учащихся.

Комментарии для учителя. Урок построен на основе телевизионной игры «Своя игра». Класс делится на 2 или 3 команды(на усмотрение учителя). Название и капитана команды дети выбирают сами. На столах у ребят не должно быть ни учебников, ни книг. Для детей готовятся подарки(например, книги), которые будут вручены в конце игры.

Оборудование. Оформляется выставка книг писателей, которых изучали в этом учебном году.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Дорогие ребята! Вот и подошёл к концу учебный год. Наш последний урок литературы мы посвящаем книгам и их авторам. Игра называется «Литературные тайны» (Слайд 1).

Вы разделились на команды, выберите капитанов, придумайте название и девиз. (Щелчок мыши )

(Идёт представление команд).

Напоминаю правила игры (Слайд 2). Вы выбираете страницу, в которую будете играть, и цену вопроса. Если команда отвечает верно, то очки достаются ей. Если команда ответить не может, то имеет право ответить другая команда. Итак, желаю успехов! (Слайд 3)

II . Проведение игры.

1.Тайны животных

Речь пойдёт о животных, которые живут на воле, но соседствуют с людьми, а также о тех, которых человек ввёл в свой дом. Понимает ли их человек? Внимательный ли он сосед? Раз уж мы достались в соседи друг другу, то об этом, наверное, стоит почаще думать. Ведь животные не могут выбрать себе соседей получше…

10 «Я с запасом новых песен

К вам вернусь, когда с полей

Снег сойдёт, когда в овраге

Зажурчит, блестя, ручей…»

Из какого произведения эти строки и кто его автор? («Дети и птичка». А.Плещеев.)

30 Четыре тысячи подков не принесли им счастья, пришлось всем погибнуть, чтоб люди спаслись. («Лошади в океане». Б.Слуцкий .)

40 Для него поставили сети, чтобы поймать. Иначе он пропал бы один, ведь его родителей пристрелили охотники. Жилось ему в неволе хорошо. Но всё-таки он ушёл. («Приёмыш». Д.Мамин-Сибиряк.)

50 Они были очень разные по характеру. Но дружба их была крепкой. Смогла их разлучить только смерть. («Барбос и Жулька». А.Куприн.)

2. Богатыри.

Ты думаешь, Матрёнушка,

Мужик – не богатырь?

И жизнь его не ратная,

И смерть ему не писана

В бою – а богатырь!

10 «И повелел он своим воинам сделать колёса и поставить на них корабли. И так как был попутный ветер с поля, то подняли они паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав послов к нему: «Не губи города, дадим тебе дани, какой захочешь».

О ком идёт речь? (Об Олеге, его называли Вещим. Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».)

20 Он основал монастырь, посвящённый Святой Троице,- Свято-Троицкую Сергиеву лавру. Кто он?(Сергий Радонежский.)

30 Прочитай вон, на камени

Придорожном надписочка

Чётко-ясно повысечена:

«Прямо ехать- убитому быть!

Влево ехать- женатому быть!

Вправо ехать- богатому быть!

Всё судьбой сие предписано!»

Кто это читал и по какой дороге поехал? (Это был Илья Муромец. Он ездил по всем трём дорогам по порядку, как указано на камне .)

40 Кто написал эти строки?

На полях своих,

Под курганами,

Положила ты

Татар полчища.

Ты на жизнь и смерть

Вела спор с Литвой

И дала урок

Ляху гордому…

Но лишь кликнул царь

Свой народ на брань-

Вдруг со всех концов

Поднялася Русь. (Иван Сав в ич Никитин. «Русь».)

50 Записи делались из года в год или, как раньше говорили на Руси из лета в лето. Отсюда и название этих записей. Самые древние они не сохранились. Узнать, о чём в них рассказывалось, мы можем благодаря труду… О чём и о ком идёт речь? Назовите хотя бы одно имя из них. (Речь идёт о летописях. Записывали их монахи-летописцы. Одним из первых был монах Киево-Печерского монастыря Нестор.)

3. Писатели.

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы лёгкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо-к бумаге,

Минута – и стихи свободно потекут.

(А.С.Пушкин)

10 Сэмюэл Ленгхорн Клеменс. Кто это? (Марк Твен.)

20 «Точен и скуп на слова он был даже в обыденной жизни. Словом он чрезвычайно дорожил, слово высокопарное, фальшивое, книжное действовало на него резко: сам он говорил прекрасно – всегда по-своему, ясно, правильно. Писателя в его речи не чувствовалось, сравнения, эпитеты он употреблял редко, а если и употреблял, то чаще всего обыденные, и никогда не щеголял ими, никогда не наслаждался своим удачно сказанным словом».

О ком идёт речь, о ком так говорил И.А.Бунин?

Подсказка: свои первые рассказы он подписывал псевдонимом Чехонте. (Антон Павлович Чехов .)

40 Учитель, участник Октябрьской революции, гражданской войны, писатель; ему была присуждена Государственная премия. Уральцы гордятся своим земляком, прославившем свой родной край, его людей, его легенды и предания на весь мир. (Павел Петрович Бажов.)

50 Так подписывался один из писателей: НАВИ ВОЛЫРК. (Это Иван Андреевич Крылов. Аноним-псевдоним из букв собственного имени, читающегося в обратном порядке .)

4. Поэты.

И долго буду те любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

(А.С.Пушкин)

10 Две капли брызнули в стекло,

От лип душистых мёдом тянет,

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

Из какого стихотворения строчки, кто их автор? («Весенний дождь». А.А.Фет .)

20 Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мила.

Весь бархат мой с его живым миганьем –

Лишь два крыла.

30 Милые крошки! Из вашей сторонки

Гонят меня холода и дожди.

Вон на деревьях, на крыше беседки

Сколько меня поджидает подруг!

Кто и кому так говорит? («Дети и птичка». А.Н.Плещеев. Птичка говорит детям .)

40 Этот период ранней осенью длится недолго. Как он называется? Кто автор одноимённого стихотворения? («Бабье лето». Д.Б.Кедрин.)

50 Олицетворение – наделение предметов, явлений природы чувствами. Настроением, способностями, характером человека. Приведите примеры, прочитайте наизусть строчки из стихотворений.

5. Сказки.

Нам сказали про Ивана-то – хитёр,

Нам сказали про Андреича – хитёр.

Он хитёр – мудёр – прохитрился,

Он прохитрился – промудрился.

10 Её перо сверкает так,

Что ясно: это не пустяк!

Никто не знает, что случится

В тех сказках где живёт …

(Жар-птица. Сказка «Конёк-горбунок», П.П.Ершов.)

20 Узнайте сказку по её началу: «Давно тому назад, в городе Тифлизе, жил один богатый турок. Много Аллах дал ему золота, но дороже золота была ему единственная дочь…» («Ашик-Кериб». Турецкая сказка.)

30 Эту сказку можно было бы назвать по-другому. Например, «последняя весна», «Брат и сестра», «Угасающая жизнь», «История, которую поведал высушенный цветок розы». Но родное название ей подходит больше. Назовите его. («Сказка о жабе и розе». В.М. Гаршин.)

40 Мудрец в нём видел мудреца,

Глупец – глупца,

Баран – барана,

Овцу в нём видела овца,

И обезьяну – обезьяна,

Но вот подвели к нему Федю Баратова,

И Федя неряху увидел лохматого.

Что это? В какой сказке оно играло немаловажную роль? («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». А.С.Пушкин.)

50 «Время не дремлет, часы не стоят».

Какая сказка раскрывает смысл этой пословицы? («Сказка о потерянном времени» Е.Л.Шварц.)

6. Детская.

Приходите, шалунишки,

По дороге долгой, трудной.

Вы обычные ребята,

Книжки мы про вас читали.

И всегда мы с вами лично

Познакомиться мечтали.

10 «Сначала в Пермь, оттуда в Тюмень…потом Томск…потом….потом…в камчатку…Отсюда самоеды перевезут на лодках через Берингов пролив…Вот тебе и Америка…Тут много пушных зверей».

Кто собирался в такое путешествие? («Мальчики». А.П.Чехов.)

20 Какое произведение начинается так: «Хотя мне уже идёт девятый год, я только вчера догадался, что уроки всё-таки надо учить. Любишь не любишь, хочешь не хочешь, лень тебе или не лень, а учить уроки надо»? («Главные реки». В.Ю.Драгунский.)

30 Еда – главное в жизни этого мальчика, а Борис Сергеевич его не понял. («Что любит Мишка», В.Ю.Драгунский.)

40 Какое произведение закончилось так: «Я думал, что он про школу. И опять улыбаться стал. А он рукой на меня махнул и залез в кабину. Не захотел со мной разговаривать больше. Весна. Солнышко. Воробьи в лужах купаются. Но почему мне так скучно?»? («Никакой горчицы я не ел». В.В.Голявкин.)

50 Он знал, что когда его имя произносят полностью, это предвещает какую-нибудь неприятность.

О ком идёт речь? («Том Сойер». М.Твен.)

7. Объяснялки.

Понятием «крылатые слова» обозначают вошедшие в нашу речь из литературных источников краткие цитаты и образные выражения, изречения исторических лиц и т.п. Что обозначают следующие крылатые выражения?

10 «Сказка про белого бычка». (Бесконечное повторение одного и того же с самого начала.)

20 «Бить баклуши». (Праздно проводить время, бездельничать. Первоначально означало: раскалывать, разбивать осиновый чурбан на баклуши (чурки) для изготовления из них мелких щепных изделий (ложек, поварёшек и т.п.), то есть делать очень несложное дело.)

30 «Делу время и потехе час». (Это выражение взято из указа царя Алексея Михайловича.)

40 «Ждать у моря погоды». (Рассчитывать, надеяться на что-либо, не предпринимая ничего, оставаясь пассивным.)

50 «Знать назубок». (Знать что-то очень хорошо. А было время, когда «знать назубок», «проверить назубок» принималось почти буквально: поговорка возникла от обычая проверять подлинность золотых монет, колец и других изделий из благородного металла. Прикусишь монету зубами, и если не осталось на ней вмятины, значит, подлинная, не поддельная. Но могла попасть и фальшивая: внутри полая или залитая дешёвым металлом.)

III. Подведение итогов.

На табло остаётся карточка со значком ☺. Это подарок участникам игры.Подсчитывается количество очков у каждой команды, награждаются победители.

Использованная литература

Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению: 4 класс.

Загадки и тайны русской литературы на Радио России (89 передач)

Формат: радиозапись, MP3, 64-256kbps
Автор: Виктор Двояк
Год выпуска: 2013-2017
Жанр: Литературоведение
Издательство: Радио России
Исполнитель:
Продолжительность: 36:48:52

Описание:
В истории такого странного вида человеческой деятельности, каким является литературное творчество, накопилось множество тайн и загадок. Более того, сложилась особая мифология, связанная с многими книгами и их авторами. Существуют неразгаданные до сих пор тайны авторства произведений и биографических фактов жизни и смерти писателей. Некоторые обстоятельства напоминают запутанные детективные истории. По поводу других существуют уже сложившиеся, но явно ошибочные стереотипы восприятия. Необходимо разобраться в этих вопросах, провести своеобразное расследование. Цикл передач«Тайны и загадки русской литературы» и ставит такую цель. Имеем ли мы правильное представление о многих фактах литературной жизни? Есть ли противоречия в общепринятых знаниях о том или ином явлении, связанном с литературой? Будем разбираться вместе.

Содержание
2013.09.25. Тайная любовь Баратынского
2013.10.09. Элегия, которая свела с ума Батюшкова
2013.10.25. Первый российский правозащитник Владимир Короленко
2013.11.01. Тайна второго тома Мертвых душ
2013.11.27. Александр Пушкин и Александр Радищев
2013.11.30. Загадочная любовь Тургенева и Виардо
2013.12.11. Тайная панихида по Льву Толстому
2013.12.25. Потерянный поэт (про Семена Яковлевича Надсона)
2014.01.08. Тайна романса «Я встретил Вас»
2014.01.22. В произведениях Горького Сатана часто меняется местами с Богом
2014.02.12. Знаете ли вы, что Афанасий Фет - «Толстой»
2014.02.26. Чехов - украинский поэт или русский писатель
2014.03.12. Всеволод Гаршин и сын Ивана Грозного
2014.03.26. Автор «Мелкого беса» и революция (про Федора Сологуба)
2014.04.09. Сухово-Кобылин – драматург поневоле
2014.04.23. Любовь, которая ведет к смерти (о поэте Валерии Брюсове и трагических судьбах его муз)
2014.04.30. Предсказанная смерть (о поэте Н. Гумилеве)
2014.05.14. Трагический прототип Серой шейки (про Дмитрия Мамина-Сибиряка)
2014.05.28. Поэзия, завещанная смертью (о поэте Вячеславе Иванове)
2014.06.11. Белинский - сам Пушкин не полон без него (про И.А. Крылова)
2014.06.25. Тредиаковский – шут поневоле
2014.07.09. Предтече Воланда и Остапа Бендера
2014.08.13. Вяземский и убийство Пушкина
2014.08.27. Магические числа Константина Бальмонта
2014.09.10. Загадка смерти Александра Блока
2014.09.24. Черная тень на имени Алексея Константиновича Толстого
2014.10.08. Леонид Андреев - певец безнадеги
2014.10.22. Батюшков - погружение в безумие
2014.11.12. Загадка личности (про Н.Г. Чернышевского)
2014.11.26. Два взгляда на возвращение Александра Куприна в Россию
2014.12.10. Пушкин и Карамзин
2014.12.24. Загадки Юрия Олеши
2015.01.14. Спор об авторстве пьесы «Свои люди – сочтемся!»
2015.01.28. Непечатный предтеча Пушкина (Иван Семенович Барков и его «срамные» произведения)
2015.02.13. Тайна даты рождения Владимира Маяковского
2015.02.25. Литературные игры вокруг «Конька -горбунка»
2015.03.25. Роковая любовь Анны Ахматовой
2015.04.08. Наставления Василия Левшина (о писателе, фольклористе, переводчике)
2015.04.22. Парадоксы Александра Грина
2015.05.13. Последнее загадочное стихотворение Державина
2015.05.27. Николай Клюев – человек-загадка
2015.06.10. Фонвизин – автор несостоявшейся конституции
2015.06.24. Приоткрывшиеся тайны «длиннобородого колдуна» (о Павле Бажове)
2015.07.22. Пушкин - он лучший из нас (Дельвиг и Пушкин)
2015.08.12. Даниил Хармс – человек-загадка
2015.08.26. Самый национальный писатель России (про Николая Лескова)
2015.09.09. Здесь я не нужна... Там я невозможна (про Марину Цветаеву)
2015.10.14. «Сатанесса» русской литературы (про З. Гиппиус)
2015.11.11. «Он рос всю жизнь, рос вместе со своим временем...» (про С. Аксакова)
2015.11.25. Загадка смерти Александра Беляева
2015.12.09. Прародитель русской прозы (про А. Марлинского-Бестужева)
2015.12.23. Кто виноват (про. А. Герцена)
2016.01.27. Неразгаданная тайна жизни Исаака Бабеля
2016.02.10. Загадка исчезновения Владимира Одоевского
2016.03.09. Мандельштам - акт самоубийства
2016.03.22. Книга за семью печатями (об авторстве «Слова о полку Игореве»)
2016.03.30 Тайна исчезновения секретной конституции Фонвизина - Панина
2016.04.13. Игорь Северянин оставил немало загадок
2016.04.27. Кондратий Рылеев – три роковых предсказания
2016.05.11. Самый трагичный и загадочный писатель ХХ века (про Андрея Платонова)
2016.06.04. Благородный идеалист или яростный революционер (про Алексея Плищеев)
2016.06.18. Почему уцелел «красный граф» во время сталинских репрессий (про А.Н. Толстого)
2016.07.16. Злой рок «председателя Земного шара» (про Велемира Хлебникова)
2016.07.30. Стихи этого поэта знают все, самого – никто (об Иване Сурикове)
2016.08.06. Как Лажечников спас Александра Пушкина
2016.08.20. Волошин – коктебельский «гений места»
2016.09.02. Тайны Михаила Ломоносова
2016.09.17. Русский или нерусский писатель Владимир Набоков
2016.09.21. Николай Клюев – человек-загадка
2016.10.02. Даже Пушкин завидовал этому поэту (про Николая Языкова)
2016.10.15. Иван Шмелев - несостоявшийся нобелевский лауреат
2016.11.05. Нестор Кукольник и тайна Александра Пушкина
2016.11.19. Трагедия «последнего русского юмориста» (про Аркадия Аверченко)
2016.12.03. Почему не состоялась дуэль между Гончаровым и Тургеневым
2016.12.17. Мистический след в жизни и творчестве Булгакова
2017.01.21. «Все – загадка, все – легенда в жизни Кузмина»
2017.02.04. Великая тайна «поэта из народа»
2017.02.18. Третьим соавтором «Двенадцати стульев» был Михаил Булгаков
2017.03.04. За что убили Афанасия Никитина
2017.03.19. Писатель и деловой человек (про Н.Г. Гарина-Михайловского)
2017.04.02. Паустовский - «Смертельно интересная жизнь»
2017.04.16. Современники спорили о месте Ходасевича на русском Парнасе
2017.04.30. Некрасов в русской поэзии
2017.05.05. «Неистовый Виссарион»
2017.05.21. Борис Пильняк - конфликт с советской властью
2017.06.02. Самая трагическая фигура русской литературы (о писателе Николае Помяловском)
2017.06.18. Как безобидный сказочник стал врагом советского строя (о Корнее Чуковском)
2017.07.03. «Русский Гамлет» Сумарокова
2017.07.30. Зощенко и Сталин. Противостояние