Смысл концовки горе от ума.  В чем смысл «открытого» финала комедии А


Молчалин - «жалчайшее созданье» (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

Действие комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» происходит в доме П.А.Фамусова, московского хлебосольного барина. Молодой человек Чацкий возвращается в Москву из-за границы, полный самых смелых, радужных надежд на то, что за время его отсутствия в Москве произошли перемены: стали чище нравы, человечнее помещики, улучшились условия жизни крепостных.
А главное: он надеется, что Софья Фамусова, девочка, в которую он был влюблен, полюбит его. Но его ожидает горькое разочарование.
Во-первых, как это ни печально, все по- прежнему в столице: так же не служат, а «прислуживают»; проявляют редкое единодушие в борьбе с просвещением («Уж коли зло пресечь - забрать все книги бы да сжечь»,- не смущаясь, говорит Фамусов); так же находится в забвении все русское, национальное (детей в дворянских семьях воспитывают французские гувернеры и гувернантки, и дворяне знают французский язык и французскую грамматику куда лучше русского языка; и поэтому французик Бордо чувствует себя в Москве как на родине). Так же беспросветна жизнь крепостных, в которых их хозяева не видят людей, которых продают, обменивают «на борзые три собаки»…
И еще одно разочарование: Софья любит другого. И что самое печальное - человек этот - полное ничтожество. Не человек, а человечишко. Кто же он?
Алексей Степанович Молчалин, секретарь ее отца, П.А.Фамусова, живущий в их доме. Он настолько ничтожен, что Чацкий долго не может поверить: именно этому «жалчайшему созданью» неглупая София отдала свое сердце. Но вот он убеждается в этом: Молчалин падает с лошади, и София чуть с ума не сходит от тревоги. Эти отчаяние, испуг выдали героиню.
Итак, что же представляет собой Молчалин? Фамилия у героя говорящая: подобострастное молчание, угодничество перед власть имущими - главное и единственное его оружие, потому что ни на что другое он не способен. Разговаривая с людьми, он приговаривает к последнему слову льстивое «с»:
Я-с.
С бумагами- с.
С Фамусовым, своим хозяином, он ведет себя как верный пес.
Лишенный способностей, таланта, будучи посредственностью, Молчалин все-таки нашел путь, единственно возможный для такого ничтожества,- угодничать, льстить. Чацкий говорит о Молчалине:
А впрочем, он дойдет до степеней известных-
Ведь нынче любят бессловесных.
Молчалин все рассчитал: облюбовав хозяйскую дочь, Софию, он влюбил ее в себя, пустив в ход скромность, кажущуюся порядочность. Когда Чацкий спрашивает, каким же талантом обладает он, Молчалин, тот отвечает:
Два-с.
Умеренность и аккуратность.
Чацкий замечает:
Чудеснейшие два! и стоят наших всех.
У Молчалина нет своего мнения, и он искренне считает:
В мои года не должно сметь
Свои суждения иметь.
Чацкий приходит в ужас:
С такими чувствами, с такой душой,
Любим!..
Но Молчалину не хватило ума удержать в руках Софию и то материальное благополучие, которое было бы ему обеспечено, если бы он женился на ней. Подвела его слабость к женскому полу: он волочится за служанкой Софии, Лизой, даже предлагает ей дорогие подарки, на что Лиза мудро отвечает:
Вы знаете, что я не льщусь на интересы;
Скажите лучше, почему
Вы с барышней скромны, а с горничной повесы?
София становится свидетельницей сцены, которая разоблачает Молчалина. Наконец-то девушка видит истинное лицо «возлюбленного». Признание, сделанное Молчалиным, - гнусная философия этого ничтожного секретаришки:
Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья-
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
Молчалин тот литературный герой, которому можно дать однозначную оценку - «жалчайшее созданье», и поставить в один ряд с ярчайшим образцом человеческого лицемерия - Тартюфом Ж.Б.Мольера.



В чем смысл «открытого» финала комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?

«Горе от ума»… - гениальнейшая русская драма…
А.Блок «О драме».

«Горе от ума» (1823 г.) - одна из ярчайших и талантливейших комедий в русской литературе. Она затрагивает многие вопросы и проблемы жизни русского общества начала ХIХ века.
В своем произведении Грибоедов запечатлел два лагеря, существовавших в общественной жизни России начала ХIХ века. С одной стороны, в то время появлялись люди прогрессивные, независимые и образованные, люди, ратующие за развитие России. Представителем таких людей в «Горе от ума» выступает Александр Андреевич Чацкий. Со всей присущей ему силой этот герой обрушивается на невежество, косность, низкопоклонство, царящие в старой Москве.
В своей борьбе Чацкий не одинок. По репликам героев мы понимаем, что в России существуют единомышленники Александра Андреевича. Это двоюродный брат Скалозуба, который из-за каких-то «новых правил» «…службу вдруг оставил, / В деревне книги стал читать». Это и племянник княгини Тугоуховской – «химик и ботаник». Это и профессоры Педагогического института, о которых княгиня Тугоуховская с негодованием говорит, что они «упражняются в расколах и безверье».
Этим «новым» людям противостоял многочисленный лагерь людей с консервативными, косными взглядами, чуждыми науки и образования, живущих под игом чужого мнения и косого взгляда со стороны «уважаемых» авторитетов. В комедии это - Фамусов и другие представители «старой» Москвы: Молчалин, Скалозуб, Тугоуховские, графиня Хрюмина, супруги Горичи, Фома Фомич, княгиня Марья Алексевна и многие другие.
Представители фамусовской Москвы не принимают Чацкого. Им непонятен и страшен этот молодой выскочка, стремящийся разрушить их устои, законы и авторитеты. Поэтому слух о сумасшествии Александра Андреевича, пущенный его возлюбленной, Софьей, все восприняли со злорадством. По меркам дворянского общества Чацкий и есть сумасшедший. Он чересчур свободен в своих мыслях и поступках, что приравнивается высшим светом к сумасшествию.
Как же разрешается конфликт между «старой» и «новой» Москвой? В финале комедии приходит к развязке общественная коллизия (Чацкий - фамусовская Москва), разрешается и любовный треугольник (Софья – Молчалин – Чацкий).
Софья узнает, что Молчалин не любил ее, а ухаживал поневоле. Мало того - отец девушки, Фамусов, узнает о романе Софьи со своим секретарем. Он обвиняет во всем новые веянья, которые сделали его дочь чересчур «свободной». Фамусов грозится взять «влюбленных» в «ежовые рукавицы»:
Постой же, я тебя исправлю:
Изволь-ка в избу, марш, за птицами ходить;
Да и тебя, мой друг, я, дочка, не оставлю,…
Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми;
Подалее от этих хватов,
В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов,
Там будешь горе горевать….
Свидетелем разоблачения становится и Чацкий. Он наконец-то убедился, что именно Молчалин был его соперником в любви к Софье. Александр Андреевич поражен и разочарован: «Слепец! Я в ком искал надежду всех трудов !» Мало того, что Софья выбрала себе такого ничтожного человека, как Молчалин. Всё то время, что Чацкий был в Москве, девушка водила его за нос и не признавалась, что любит кого-то другого.
Александр Андреевич разбит. В Москве его объявили сумасшедшим, поэтому он должен уехать из города. Возлюбленная предала и обманула его. В отчаянии Чацкий делает вывод:
С кем был! Куда меня закинула судьба!
Все гонят! Все клянут! Мучителей толпа,…
Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.
Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок.
Герой уезжает. Но нельзя сказать, что он потерпел полное поражение, а фамусовы победили. Мы знаем, что у Чацкого есть сторонники. Я считаю, что прогрессивная молодежь будет работать и бороться на благо своей страны, не отступая перед «веком минувшим». Поэтому можно сказать, что Чацкий потерпел временное поражение. Он слишком рано появился в Москве. Старые порядки были еще слишком сильны. Но через какое-то время новые веяния все равно возьмут верх, а «век минувший» будет отступать. Я думаю, это неизбежно: новое и молодое все равно рано или поздно одержит победу.
Неясна и судьба Софьи. Мне кажется, что Фамусов грозил ей Саратовом в запале чувств. Он хотел, чтобы все окружающие слышали, как он гневается. Ведь для этого героя важнее всего общественное мнение, слово «княгини Марьи Алексеевны». Я считаю, что когда Фамусов остынет, он простит свою дочь. Софья останется в Москве и будет искать себе выгодного мужа. Все посудачат о происшествии в доме Фамусова и забудут, переключившись на что-то более «свеженькое».
Но это - предположения и догадки. Сам же Грибоедов ничего не говорит о дальнейших судьбах своих героев. Он оставляет финал пьесы «открытым».
Истории героев остались незавершенными. Почему? Возможно, потому, что Грибоедов писал о своей современности. Он не мог точно знать, что же будет дальше. Писатель мог только предполагать или высказывать свои пожелания.
Кроме того, мне кажется, что финал для Грибоедова был не так уж и важен. Ему гораздо важнее было показать само столкновение героев, нарисовать их портреты, то есть запечатлеть «век минувший» и «век нынешний».
«Открытый» финал комедии «Горе от ума» позволяет читателям поразмыслить, высказать свои предположения, мнения о дальнейшей судьбе героев. А это значит, что читателя это произведение не оставит равнодушным. На мой взгляд, в этом и заключается главная цель любого писателя.

Как же разрешается конфликт между «старой» и «новой» Москвой? В финале комедии приходит к развязке общественная коллизия (Чацкий - фамусовская Москва), разрешается и любовный треугольник (Софья – Молчалин – Чацкий).

Софья узнает, что Молчалин не любил ее, а ухаживал поневоле. Мало того - отец девушки, Фамусов, узнает о романе Софьи со своим секретарем. Он обвиняет во всем новые веянья, которые сделали его дочь чересчур «свободной». Фамусов грозится взять «влюбленных» в «ежовые рукавицы»:

Постой же, я тебя исправлю:

Изволь-ка в избу, марш, за птицами ходить;

Да и тебя, мой друг, я, дочка, не оставлю,…

Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми;

В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов,

Там будешь горе горевать…

Мало того, свидетелем разоблачения становится и Чацкий. Он наконец-то убедился, что именно Молчалин был его соперником в любви к Софье. Александр Андреевич поражен и разочарован: «Слепец! Я в ком искал надежду всех трудов!» Мало того, что Софья выбрала себе такого ничтожного человека, как Молчалин. Всё то время, что Чацкий был в Москве, девушка водила его за нос и не признавалась, что любит кого-то другого.

Александр Андреевич разбит. В Москве его объявили сумасшедшим, поэтому он должен уехать из города. Возлюбленная предала и обманула его. В отчаянии Чацкий делает вывод:

С кем был! Куда меня закинула судьба!

Все гонят! Все клянут! Мучителей толпа,…

Вы правы: из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,

Подышит воздухом одним,

И в нем рассудок уцелеет.

Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок.

Герой уезжает. Но нельзя сказать, что он потерпел полное поражение, а фамусовы победили. Мы знаем, что у Чацкого есть сторонники. Я считаю, что прогрессивная молодежь будет работать и бороться на благо своей страны, не отступая перед «веком минувшим». Поэтому можно сказать, что Чацкий потерпел временное поражение. Он слишком рано появился в Москве. Старые порядки были еще слишком сильны. Но через какое-то время новые веяния все равно возьмут верх, а «век минувший» будет отступать. Я думаю, это неизбежно: новое и молодое все равно рано или поздно одержит победу.

Неясна и судьба Софьи. Мне кажется, что Фамусов грозил ей Саратовом в запале чувств. Он хотел, чтобы все окружающие слышали, как он гневается. Ведь для этого героя важнее всего общественное мнение, слово «княгини Марьи Алексеевны». Я считаю, что когда Фамусов остынет, он простит свою дочь. Софья останется в Москве и будет искать себе выгодного мужа. Все посудачат о происшествии в доме Фамусова и забудут, переключившись на что-то более «свеженькое».

Но это - предположения и догадки. Сам же Грибоедов ничего не говорит о дальнейших судьбах своих героев. Он оставляет финал пьесы «открытым».

Истории героев остались незавершенными. Почему? Возможно, потому, что Грибоедов писал о своей современности. Он не мог точно знать, что же будет дальше. Писатель мог только предполагать или высказывать свои пожелания.

Кроме того, мне кажется, что финал для Грибоедова был не так уж и важен. Ему гораздо важнее было показать само столкновение героев, нарисовать их портреты, то есть запечатлеть «век минувший» и «век нынешний».

«Открытый» финал комедии «Горе от ума» позволяет читателям поразмыслить, высказать свои предположения, мнения о дальнейшей судьбе героев. А это значит, что читателя это произведение не оставит равнодушным. На мой взгляд, в этом и заключается главная цель любого писателя.

Благодаря сознательному нарушению канонов классицизма, Грибоедов создает особенную пьесу. В ней присутствует две сюжетные линии, что не свойственно комедии. Именно их присутствие и делает финал своеобразным.

Своеобразие финала комедии заключается в том, что, в отличие от любовного, общественный конфликт не имеет развязки, а вынесен за рамки произведения.


Похожая информация:

  1. I. Если глагол в главном предложении имеет форму настоящего или будущего времени, то в придаточном предложении может употребляться любое время, которое требуется по смыслу.

Страдание и боль - признак великого сердца.

Ф. М. Достоевский

В чем смысл финала комедии. Фигура Чацкого определяет конфликт комедии, обе ее сюжетные линии. Пьеса писалась в те времена (1816-1824), когда молодые люди типа Чацкого не­сли в общество новые идеи, настроения.

Удивительно, что и сейчас невозможно читать без волнения о страданиях Александра Андреевича. Такова сила подлинного искусства. Конечно, Грибоедову, мо­жет быть, впервые в русской литературе удалось со­здать действительно реалистический образ положи­тельного героя. Чацкий близок к нам потому, что он написан не как безупречный, «железный» борец за истину и благо, долг и честь - таких героев мы встречаем в произведениях классицистов. Нет, он че­ловек, и ничто человеческое ему не чуждо. «Ум с сердцем не в ладу», - говорит герой сам о себе. Пылкость его натуры, которая часто мешает сохра­нить душевное равновесие и хладнокровие, способ­ность влюбляться безоглядно не дает ему возможнос­ти видеть недостатки возлюбленной, поверить в ее любовь к другому - это такие естественные черты! «Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад», - писал Пушкин в стихотворении «Призна­ние». Да, и Чацкий мог бы сказать о себе то же. А юмор Чацкого, его остроты? Как они привлека­тельны.

Все это и придает такую жизненность, теплоту этому образу, заставляет нас сопереживать герою.

В монологах и репликах Чацкого, во всех его пос­тупках выразилось то, что важнее всего было и для будущих декабристов: дух вольности, свободной жиз­ни, ощущение, что «вольнее всяких дышит». Свобода личности - вот мотив времени и комедии Грибоедо­ва. И свобода от обветшалых представлений о любви, браке, чести, службе, смысле жизни. Чацкий и его еди­номышленники стремятся к «искусствам творчес­ким, высоким и прекрасным», мечтают «в науки вперить ум, алчущий познаний», жаждут «возвы­шенной любви, перед которой мир целый… - прах и суета». Всех людей они хотели бы видеть свободны­ми и равными.

Стремление Чацкого - служить Отечеству, делу, а не лицам. Он ненавидит все пошлое, в том числе рабское преклонение перед всем иностранным, угод­ничество, низкопоклонство.

И что же видит он вокруг? Массу людей, которые ищут лишь чинов, крестов, «денег, чтоб пожить», не любви, а выгодной женитьбы. Их идеал - «умерен­ность и аккуратность», их мечта - «забрать все кни­ги бы да сжечь ».

Итак, в центре комедии - конфликт между «од­ним здравомыслящим человеком» (оценка Грибоедо­ва) и консервативным большинством.

Как и всегда в драматическом произведении, суть характера главного героя раскрывается прежде всего в сюжете. Грибоедов, верный жизненной правде, по­казал тяжкую участь молодого прогрессивного чело­века в обществе.

Окружение мстит Чацкому за правду, которая глаза колет, за попытку нарушить привычный уклад жиз­ни.

Любимая девушка, отворачиваясь от него, ранит героя больше всего, распуская сплетню о его сумас­шествии. Вот парадокс: единственный здравомысля­щие человек объявлен безумцем!

” Так! Отрезвился я сполна!” - восклицает Чац­ким и конце пьесы. Что же это - поражение или про­зрение? Да, конец у этой комедии далеко не веселый, но прав И. А. Гончаров, сказавший о финале так: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей».

Гончаров считает, что роль всех Чацких - «стра­дательная», но в то же время всегда победительная. Но они не знают о своей победе, они сеют только, а пожинают другие.

Тема 13. В чём смысл “открытого” финала комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?

Данная тема подразумевает очень хорошее знание художественных особенностей комедии, понимания её жанровой природы. С этого и начнём. Грибоедов определил жанр своего произведения как комедию и выстроил первый акт на любовной интриге и вывел на сцену классических комедийных персонажей: героиню (Софью), двух влюблённых в неё героев (Молчалина и Чацкого), помогающую “любовному дуэту” (Софья–Молчалин) служанку (Лизу), обманутого отца (Фамусова). И во втором акте сам же нарушил комедийный канон. Как? Введением второго конфликта - социального, который обозначается в сцене разговора Чацкого и Фамусова.

Можем сказать выпускникам, что первоначально драматург планировал создать пьесу в пяти действиях, но не стал следовать правилам классицизма, которые предписывали если не пять, то обязательно три действия комедии. И поставим перед ними вопрос: почему в комедии четыре действия? Можно уточнить вопрос, попросив вычленить “исчерпанные” сюжетные линии. Для этого необходимо проследить параллельное развитие двух конфликтов: любовного и социального.

Выстроив своеобразный композиционный план пьесы, увидим, что любовный конфликт разрешается в финале, так как распадается любовный треугольник: Молчалин–Софья–Чацкий. А социальный? Кто вышел из столкновения Чацкого и фамусовского общества победителем? Своеобразный ответ - в статье Гончарова: “Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей”. Или: “Чацкого роль - страдательная… Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная”. Таким образом, социальный конфликт не разрешился, финал пьесы - “открыт”. Здесь важно отметить также, что по мере развития сюжета любовная комедийная история отходит на второй план, а на первый выдвигается новый герой - Чацкий. Комедия Грибоедова оказывается сродни “высокой” комедии, своеобразие которой однажды так охарактеризовал Пушкин: “…Высокая комедия не основана единственно на смехе, но на развитии характеров… нередко [комедия] близко подходит к трагедии”. Поэтому Грибоедову, чтобы воплотить задуманное, приходится менять саму структуру пьесы.

Не будем забывать, что перед нами драматическое произведение, а это значит, что авторская позиция в нём не может быть явной, один из способов её воплощения - разрешение конфликта. Грибоедов сознательно не даёт однозначного ответа на вопрос - победитель Чацкий или побеждённый. Он, безусловно, разделяет убеждения героя, зачастую вкладывает в его уста то, что мог бы сказать человек декабристского толка. Но с другой стороны, он видит и слабость позиций своего героя: разрыв романтической мечты и реальности, пафосность его высказываний, которая легко “пародируется” (“Шумим, братец, шумим”). Всё это своеобразное “воплощение” авторского взгляда на мир, события, в нём происходящие, взгляда трезвого и объективного, зачастую чуть ироничного.

В заключение говорим о том, что “открытость финалов” - своеобразная черта русской литературы: сюжет исчерпан, но… жизнь героев продолжается. Какая? Как? И здесь можно вспомнить финалы русских романов «Евгения Онегина», «Войны и мира», «Преступления и наказания».

«Горе от ума» (1823 г.) - одна из ярчайших и талантливейших комедий в русской литературе. Она затрагивает многие вопросы и проблемы жизни русского общества начала ХIХ века.

В своем произведении Грибоедов запечатлел два лагеря, существовавших в общественной жизни России начала ХIХ века. С одной стороны, в то время появлялись люди прогрессивные, независимые и образованные, люди, ратующие за развитие России. Представителем таких людей в «Горе от ума» выступает Александр Андреевич Чацкий. Со всей присущей ему силой этот герой обрушивается на невежество, косность, низкопоклонство, царящие в старой Москве.

В своей борьбе Чацкий не одинок. По репликам героев мы понимаем, что в России существуют единомышленники Александра Андреевича. Это двоюродный брат Скалозуба, который из-за каких-то «новых правил» «…службу вдруг оставил, / В деревне книги стал читать». Это и племянник княгини Тугоуховской – «химик и ботаник». Это и профессоры Педагогического института, о которых княгиня Тугоуховская с негодованием говорит, что они «упражняются в расколах и безверье».

Этим «новым» людям противостоял многочисленный лагерь людей с консервативными, косными взглядами, чуждыми науки и образования, живущих под игом чужого мнения и косого взгляда со стороны «уважаемых» авторитетов. В комедии это - Фамусов и другие представители «старой» Москвы: Молчалин, Скалозуб, Тугоуховские, графиня Хрюмина, супруги Горичи, Фома Фомич, княгиня Марья Алексевна и многие другие.

Представители фамусовской Москвы не принимают Чацкого. Им непонятен и страшен этот молодой выскочка, стремящийся разрушить их устои, законы и авторитеты. Поэтому слух о сумасшествии Александра Андреевича, пущенный его возлюбленной, Софьей, все восприняли со злорадством. По меркам дворянского общества Чацкий и есть сумасшедший. Он чересчур свободен в своих мыслях и поступках, что приравнивается высшим светом к сумасшествию.

Как же разрешается конфликт между «старой» и «новой» Москвой? В финале комедии приходит к развязке общественная коллизия (Чацкий - фамусовская Москва), разрешается и любовный треугольник (Софья – Молчалин – Чацкий).

Софья узнает, что Молчалин не любил ее, а ухаживал поневоле. Мало того - отец девушки, Фамусов, узнает о романе Софьи со своим секретарем. Он обвиняет во всем новые веянья, которые сделали его дочь чересчур «свободной». Фамусов грозится взять «влюбленных» в «ежовые рукавицы»:

Постой же, я тебя исправлю:

Изволь-ка в избу, марш, за птицами ходить;

Да и тебя, мой друг, я, дочка, не оставлю,…

Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми;

В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов,

Там будешь горе горевать…

Мало того, свидетелем разоблачения становится и Чацкий. Он наконец-то убедился, что именно Молчалин был его соперником в любви к Софье. Александр Андреевич поражен и разочарован: «Слепец! Я в ком искал надежду всех трудов!» Мало того, что Софья выбрала себе такого ничтожного человека, как Молчалин. Всё то время, что Чацкий был в Москве, девушка водила его за нос и не признавалась, что любит кого-то другого.

Александр Андреевич разбит. В Москве его объявили сумасшедшим, поэтому он должен уехать из города. Возлюбленная предала и обманула его. В отчаянии Чацкий делает вывод:

С кем был! Куда меня закинула судьба!

Все гонят! Все клянут! Мучителей толпа,…

Вы правы: из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,

Подышит воздухом одним,

И в нем рассудок уцелеет.

Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок.

Герой уезжает. Но нельзя сказать, что он потерпел полное поражение, а фамусовы победили. Мы знаем, что у Чацкого есть сторонники. Я считаю, что прогрессивная молодежь будет работать и бороться на благо своей страны, не отступая перед «веком минувшим». Поэтому можно сказать, что Чацкий потерпел временное поражение. Он слишком рано появился в Москве. Старые порядки были еще слишком сильны. Но через какое-то время новые веяния все равно возьмут верх, а «век минувший» будет отступать. Я думаю, это неизбежно: новое и молодое все равно рано или поздно одержит победу.

Неясна и судьба Софьи. Мне кажется, что Фамусов грозил ей Саратовом в запале чувств. Он хотел, чтобы все окружающие слышали, как он гневается. Ведь для этого героя важнее всего общественное мнение, слово «княгини Марьи Алексеевны». Я считаю, что когда Фамусов остынет, он простит свою дочь. Софья останется в Москве и будет искать себе выгодного мужа. Все посудачат о происшествии в доме Фамусова и забудут, переключившись на что-то более «свеженькое».

Но это - предположения и догадки. Сам же Грибоедов ничего не говорит о дальнейших судьбах своих героев. Он оставляет финал пьесы «открытым».
Истории героев остались незавершенными. Почему? Возможно, потому, что Грибоедов писал о своей современности. Он не мог точно знать, что же будет дальше. Писатель мог только предполагать или высказывать свои пожелания.

Кроме того, мне кажется, что финал для Грибоедова был не так уж и важен. Ему гораздо важнее было показать само столкновение героев, нарисовать их портреты, то есть запечатлеть «век минувший» и «век нынешний».

«Открытый» финал комедии «Горе от ума» позволяет читателям поразмыслить, высказать свои предположения, мнения о дальнейшей судьбе героев. А это значит, что читателя это произведение не оставит равнодушным. На мой взгляд, в этом и заключается главная цель любого писателя.

Сейчас смотрят:

Родился 20 августа (31 н.с.) в Москве в богатой дворянской семье. Детские годы прошли в подмосковном имении отца, селе Немцове, а затем в Верхнем Аблязове.С семилетнего возраста мальчик жил в Москве, в семье родственника Аргамакова, с детьми которого учился дома с профессорами только что открытого университета.В 1762 - 1766 учился в Петербургском пажеском корпусе,

А.Н. Островский написал много пьес о купечестве. Они настолько правдивы и ярки, что Добролюбов называл их “пьесами жизни”. В этих произведениях жизнь купечества описывается как мир затаенной, тихо вздыхающей скорби, мир тупой, ноющей боли, мир тюремного, гробового молчания. А если и появляется глухой, бессмысленный ропот, то он замирает уже при своем рождении. Свою статью, посвященную разбору пьес Островского, критик Н.А. Добролюбов на

Текст. В. Песков(1)Учитель хотел, чтоб мы любили деревню.(2)- Поэты вырастают в деревне. - (З)Для доказательства он вспоминал имена, и правда выходило: поэты вырастали в деревне.(4)Учитель любил дисциплину, рассчитывал на уроке все до минуты. (5)Но когда на сухие репейники под окна опускались щеглы, он тихонько открывал раму и сыпал на подоконник семечки.(б)Летом мы пололи свеклу, возили сено, ходили собирать землянику, молотили п

Вся весенняя сказка А.Н.Островского "Снегурочка" овеяна доброй романтикой. Эта пьеса - воплощение мечты драматурга о социальном будущем, о мирной жизни народа, свободного от власти произвола и насилия, о том, что добро надо делать собственными руками. В ней рисуется царство счастливых берендеев, не знающих губительных распрей и кровавых войн: Веселы грады в стране берендеев, Радостны песни по рощам и долам. Миром кра

В девятисотые годы в России разразился жестокий экономический кризис. После каждого неурожая массы разорившихся, обнищавших крестьян бродили по стране в поисках заработка. Закрывались фабрики и заводы. Тысячи рабочих и крестьян оказались без крова и средств к существованию. Под влиянием тягчайшего экономического гнета появляется огромное количество босяков, которые опускаются на “дно” жизни. Пользуясь безвыходным положением обнищавших л

Наша жизнь состоит из наших действий и взаимодействий с окружающим миром. Природа составляет важную роль в окружающей среде. Она – является нашей матерью. Это не просто красивый выражение. Человека происходит от природы и является ее частью. Она сопровождает нас с самого рождения и до смерти. Мы растем наслаждаясь ее красотой, познаем весь мир от мала – от маленькой цветка к высоким горам и глубоких океанов.Сегодня мы живем в мире, кото

Бессмертная комедия Н.В.Гоголя «Ревизор» подарила нам много незабываемых образов, актуальных и в наше время. Один из главных героев комедии - городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Глава города из него никудышный. Деятельность Антона Антоновича привела к тому, что все в городе пришло в упадок, честно не работает ни одна служба. Городничий видит, как плохо обстоят дела всюду, но предпринять что- либо совсем не желает. Судь

Пластов Аркадий Александрович - русский художник, как и его отец, он стал легендарным мастером живописи в портретном жанре.Этому художнику свойственны отображения людских характеров и человеческих взаимоотношений. Он способен передавать с помощью картин внутренний мир переживаний своих героев, что поистине ценится в мире искусства. Картина "Саня Маликов" - это одна из самых трогательных работ Пластова.На ней изображён мальчик лет двен

Тема любви основная тема в творчестве А. И. Куприна. Именно любовь дает возможность реализоваться наиболее сокровенным началам человеческой личности. Особенно дороги писателю сильные натуры, умеющие пожертвовать собой ради чувства. Но А. Куприн видит, что человек в современном ему мире измельчал, опошлился, запутался в житейских проблемах. Писатель мечтает о личности, которая не подвержена тлетворному влиянию среды, и воплощает свою меч

1.Мир глубоких и драматических переживаний, очарование, богатство и неповторимость личности запечатлелись в любовной лирике Анны Ахматовой. Тема любви, безусловно, занимает в ее поэзии центральное место. Неподдельная искренность, предельная откровенность в сочетании со строгой гармонией, лаконичной емкостью поэтического языка любовных стихотворений Ахматовой позволили ее современникам называть ее русской Сафо сразу же после выхода первы