Noize MC: «Гастроли на маршрутке, концерт за ящик пива — думал, так будет всегда. Ну, хорошо


Так почему все-таки Noize MC? Что сие означает?

MC – это стандартное сокращение «master of ceremony». Нечто вроде конферансье в современном его понимании, но в хип-хоп-культуре так стали называть человека, читающего рэп.

А ты у нас, стало быть, рэпер?

Сложно разобраться, что я такое на самом деле. Рэп-сообщество часто меня за своего не принимает. У нас в группе полный рок-состав, мы используем очень разные жанры. А что касается псевдонима, то он был придуман десять лет назад, когда мне было пятнадцать. Сейчас бы я выбрал что-то на кириллице, как минимум. По крайней мере, реже чувствовал бы себя идиотом, объясняя, как все-таки называется группа, не говоря уж о том, как она пишется.

Ну, в пятнадцать лет, если тебя зовут Иван Алексеев, еще и не то можно было насочинять. Говорят, что распространенные имя и фамилия могут послужить причиной всяких подвигов – творческих и не очень. Вроде как человек, которому досталась такая неброская номинация, потом всю жизнь вынужден доказывать, что он нечто особенное.

Никогда не комплексовал по поводу своего имени. Да и Иванов знакомых у меня исключительно мало. Имя это сейчас, скорее, редкое.

Ты, кстати, школу закончил с золотой медалью. К чему тебе это? Разве рэпер должен быть умным? Вот Пушкин говорил, что «поэзия должна быть глуповата».

А Моррисон говорил, что «песни должны быть слегка глупыми». Полагаю, это значит, что поэзия и, в частности, рэп не должны быть заумными, чтобы их могли понимать многие люди. Но тупыми, бессодержательными тоже быть не должны.

Расскажи о своей творческой биографии.

В десять лет начал учиться музыке – в музыкальной школе по классу классической гитары. «Шевелил осьминогом», как говорит наш барабанщик.

Это когда пальцами по струнам бегают? Отличное выражение.

Во время учебы в музыкальной школе участвовал во множестве конкурсов и фестивалей. Потом основал свою группу. Интересно нам было все: и гранж, и альтернативный металл конца 90-х. Но если говорить о подаче слова, о текстовой составляющей, то хип-хоп всегда был ближе. Мы живем в информационном обществе с огромной скоростью обращения информации, и хип-хоп наиболее подходит для творчества в такой ситуации.

Ты рос в Белгороде. По слухам, там очень специфическая политическая обстановка.

О да! Администрация творит что хочет. Недавно пытались вообще запретить рок-концерты как духовно разлагающие молодежь. Есть комендантский час для подростков. Штрафы за использование мата. Православие там тоже жжет. Скоро уже будет жечь в буквальном смысле слова: администрация и церковь сплелись воедино. Например, несколько лет назад было принято решение вернуть всем улицам дореволюционные названия. Представляете, что там в паспортных столах творилось, когда весь город отправился в документах менять проспекты Ленина на Свято­троицкие? Боюсь подумать, сколько там было денег попилено.

То есть вручаем Белгороду пальму первенства за ретроградство среди городов русских?

Ну не знаю. В Белгороде меня на десять суток не сажали. Пока.

А зачем ты наговорил гадостей волгоградским служителям закона?

Там изначально была напряженная ситуация. Есть примета: если на концерте слишком много ментов – значит, устроители не сумели договориться с администрацией и будут неприятности. У нас есть такая песня – «Бабки в шапку». Во время ее исполнения по сценарию свободные музыканты спускаются в зал и с первых рядов собирают деньги в бейсболку, в то время как из зад­них рядов монеты швыряют на сцену. Мне один раз так в глаз денежкой до крови засветили. То есть я всегда знал, что это опасная песня, но не догадывался насколько. И милиционеры, прерывая песню, приказали «прекратить попрошайничество». Меня это взбесило, и я посвятил этим милиционерам следующую песню – «Кури бамбук», назвав их «животными с красными кокардами». Сразу после концерта мне передали, что милиция очень обижена и что меня приглашают поехать поговорить с каким-то их главным. Я вежливо отказался, тогда меня задержали и отправили в камеру. Там я пробыл до суда. Жара выше сорока, вентиляции и кондиционера нет, железные нары, восемь человек в маленькой комнате. Днем не было света, а на ночь переводили в такую же камеру, где свет, наоборот, вообще не выключался. А жена у меня лежала в роддоме. За несколько дней до этого родился наш сын Вася, я при родах присутствовал. Мы с ней договорились, что я съезжу в Волгоград на один день. Мне даже позвонить ей не дали! В общем, через двое суток отвезли меня на суд, где уже дожидался местный адвокат, который сразу начал с того, что, мол, не хочу ли я через СМИ принести извинения ментам. Я ответил: «А вот этого мне делать не хотелось бы». Тем не менее на суде он сообщил, что я готов извиниться. И я тогда промолчал – решил, что не место сейчас выяснять с ним все это. Я был уверен, что сейчас выпишут штраф и отпус­тят. Но потом мне сообщили, что имелось личное ходатайство начальника местного ГУВД Сицкого о том, чтобы мне присудили максимальный арест по такой статье – 15 суток. Судья Шиповская ушла сама с собой совещаться, вернулась, и – опа! – десять суток. Потом уже, правда, условия были лучше в приемнике. Кровати двухъярусные вместо нар, окно даже открывалось. Хотя все равно жарко было очень.

Подметать улицы тебя водили?

Собирались. Я сразу сказал, что от работы не отказываюсь. Но, когда в газетах пошли сообщения о моем аресте, там все очень перенервничали, очень испугались прессы. Выводить меня на работу на глазах корреспондентов они были не готовы, так что сидел я с отказниками, среди которых нашлись и мои поклонники. Мы с ними потом вместе исполняли тюремный рэп баклажками по шконкам. Классика, в общем.

А что там получилось с этой покаянной песней?

Мне все время намекали, что мое выступление вполне можно переквалифицировать в уголовную статью «публичное оскорбление представителя власти при исполнении» и надо извиниться. Но писал я текст изначально в формате жесткого стеба. Хотят – спою. И с изумлением узнал, что они приняли этот сарказм за чистую монету.

Потом ты дополнил саркастические куплеты, и получился прекрасный клип «10 суток (Сталинград)». С запоминающимися словами, как там… «демонам ада есть чему поучиться у оперов Волгограда». А тебе не страшно с властью бодаться? У тебя сын родился. Милиция еще ладно, но песенка про вице-президента «Лукойла» Анатолия Баркова не может, случаем, обойтись тебе в пару баррелей нефти, бережно залитых в поющую глотку?

Глаза боятся, а руки делают. Я просто говорю то, что думаю. И я отдаю себе отчет, что все может закончиться очень грустно. Но это вовсе не повод, чтобы молчать.

Ты правда был лично знаком с женщинами, погибшими во время аварии с лукойловской машиной, – Верой Сидельниковой и Ольгой Александриной?

Ольга – сестра моей очень хорошей знакомой и коллеги Насти Александриной, той, которая выступает под псевдонимом Стейша, у нас клип совместный вышел несколько месяцев назад. От нее я и услышал эту жуткую историю. Кстати, последнее время стала распространяться совершенно гнилая версия, что мне «заказали» песню «Мерседес-666». Так вот, я заявляю, что песню про чиновника, давящего людей, я написал сам, без каких-либо просьб, оплат и указаний, исключительно по велению собственной души.

Кстати, о гнилых версиях. Еще одна стала довольно популярной: мол, все эти аресты и неприятности – такой грамотный пиар-ход. Десять дней посидел – и вся страна, да и весь мир, о тебе говорит и пишет.

Такие версии могут выдвигать только эмоционально нездоровые люди. То есть сидим мы с продюсером и решаем: оскорбим ментов, меня посадят, поднимем шум. А, у меня как раз жена рожает! Во круто, еще больше огласки! То есть такой вот я демон ада. Единственное реальное последствие этой «пиар-компании» пока – запрет на мое выступление в Чебоксарах. Я там шел хедлайнером, но перед концертом предупредили устроителей, чтобы никакого Noize MC не было.

То есть ты просто честно принимаешь знамя мятежных рокеров 80-х, чтобы встать на баррикадах – с мик­рофоном и гитарой.

Если только с гитарой и микрофоном, то готов. А так я считаю, что массовые беспорядки, революции ни к чему хорошему не приводят. Надо все-таки искать третий путь, на мой взгляд, а не просто идти бить витрины и свергать правительства.

А может, бросишь эти глупости и начнешь петь как все? Про весну, про любовь, про пепси-колу…

Про любовь я и так пою. Про пепси-колу? Я уже спел однажды про «ягуар». Компания-производитель пепси-колы была спонсором концерта – мы наполняли на сцене шприцы этим напитком, а пустые кидали в толпу. Сарказм опять не был понят, причем не только «Ягуаром», что естественно и ожидаемо. Начались сложности с Госнаркоконтролем, которые закончились штрафом за наркотическую пропаганду.

А что бы ты запретил петь со сцены, будь ты министром культуры? Или главой МВД? Есть какие-то действия, которых на сцене быть не должно? Вот за что бы ты мог упечь артиста? Или полная свобода – это приоритет?

Наверное, какие-то ограничения должны быть, хотя я не могу толком представить себе эти границы. Нацистские лозунги со сцены, скажем, – это совершенно некруто. Хотя, если бы я должен был сочинить такой закон, я бы крепко призадумался. Например, часто истеричные люди готовы принимать за чистую монету то, что было сказано с безусловной иронией, например. В общем, я бы думал очень долго.

Говорят, что движение «Наши» хотело с тобой сотрудничать, предлагало на Селигере выступить, гимн им написать. Это слухи?

Нет, они правда года два назад предложили мне написать им гимн. Я и написал. Очень хороший. Там, например, были такие слова:

«Наше движение самое лучшее.

Самое классное, самое честное!

Наше движение не будет задушено!

Это прекрасно! Спасибо инвесторам!

Политика – крайне увлекательное занятие:

Берем гору бабла и старательно тратим его

На проплаченные митинги, фиктивные партии.

Вот она, российская демократия, мать ее!»

Гимн они почему-то не взяли, денег я жду до сих пор. Пока приходится порой петь его самостоятельно, на концертах.

А фанатки у тебя есть? Как там рок-н-ролль­ный дух? Жив еще?

Жив, еще как жив! Но когда вокруг нарастают содомические настроения, я, как примерный семь­янин, прячусь в гримерке и читаю мантры.

Твой последний диск называется «Последний альбом». Он действительно будет последним? У тебя дурные предчувствия?

Нет, это опять-таки стеб. Над суевериями артистов, которые всегда боятся слова «последний», и над тем, как они постоянно устраивают «прощальные гастроли». Но параллельно это еще и история, которую написал наш барабанщик Паша Тетерин. О том, как погибло все человечество в ядерной войне и выжили только 25 музыкантов и один мент. И вот музыканты решили записать последний альбом – не то для этого мента, не то для чего-то еще – под занавес человечества. Издательство «Амфора» выпустило книжку с вложенным диском. Покупайте, читайте.

Ивану Алексееву перевалило за 30, а он так и остался кумиром подростков, борцом с системой и неудобным артистом для госструктур.. В нём обоснованный отказ от эмиграции и особый взгляд на арест группы Centr.

сайт: Вы анонсировали англоязычный альбом. В рамках работы над ним изучали, какие тексты пишут ваши британские и американские коллеги?

Иван Алексеев: У меня есть приложение RapGenius, в котором я анализирую треки. Но это не основной источник информации. Скорее, он нужен, чтобы следить за новыми выражениями и фразеологизмами, которые используют рэперы.

сайт: С литературной точки зрения русский рэп богаче, чем западный?

Иван Алексеев: Как правило, русскоязычные тексты сильнее независимо от жанров. В нашем пространстве поэзии уделяется больше внимания. И как ни парадоксально у наших музыкантов кругозор шире. Даже в маргинальной музыке.

сайт: Условный выходец с окраины Екатеринбурга Витя АК-47 всё же образованнее, чем рэпер, воспитанный кварталами Комптона?

Иван Алексеев: Витя АК-47 безусловно стремится к западным аналогам (смеётся), но по сравнению с трэповыми артистами он просто кладезь знаний об окружающем мире. На Западе больше внимания к тому – как. А у нас к тому – что. Там страдает текстовая часть, в России – музыкальная.


сайт: Но при этом уровень концертной индустрии в нашей стране растет?

Иван Алексеев: Это так. Даже несмотря на то, что в России по экономическим причинам происходит спад посещаемости концертов. У людей стало меньше денег, а полный холодильник всегда важнее музыки.

сайт: Были случаи, когда вы пытались повторить какие-то фишки из западных концертных шоу?

Иван Алексеев: Мы подглядели один момент, кажется, у Rammstein. Пустили меня по рукам зрителей в резиновой лодке. Хорошее плавание получилось, я успел зачитать прощальный фристайл минут на пять (улыбается). Потом я увидел эту фишку у Макса Коржа. Нормальная преемственность!


сайт: Какова судьба коллаборации с Фредом Дёрстом, которую вы давно хотите сделать?

Иван Алексеев: История в подвешенном состоянии. Фред скоро приедет в Россию с туром, а мы в одном из городов будем разогревать Limp Bizkit. Так что впереди много встреч, надеюсь, мы доведем до ума идею совместной песни. Недавно, кстати, виделись с Фредом. Он сказал, что ему очень понравился наш последний клип «Иордан».

сайт: Ощущение, что это видео снято где-то на Ближнем Востоке.

Иван Алексеев: На самом деле съемки прошли в Ленинградской области. Иллюзию пустыни создала талантливая команда клипмейкеров – наверное, самая профессиональная, с которой я сталкивался за всю карьеру. Надеюсь, мы еще поработаем.


сайт: Чья была задумка побрить вас наголо?

Иван Алексеев: Моя собственная, но она хорошо легла в общую концепцию клипа.

сайт: Вы тем самым хотели поддержать вокалистку Сашу Соколову, исполнившую припев, которая уже тогда болела раком и, к сожалению, скончалась?

Иван Алексеев: Я понимал, что у этого будет много вариантов прочтения и, в том числе, связанных с онкологическими заболеваниями. Но я сделал это по каким-то внутренним, сугубо личным причинам. Не могу их объяснить.

сайт: Вы несколько раз мелькали на популярном баттле Versus. Для вас этот проект законченная глава?

Иван Алексеев: Я больше не хочу туда возвращаться. Это совсем непохоже ни на спонтанную рэп-схватку, к которой я привык, ни на песенное творчество, как на баттле хип-хоп.ру. Тот вид, в котором существует Versus, меня не вдохновляет. К тому же он требует долгой подготовки, а время – это очень богатый, но ограниченный ресурс. Его лучше тратить на более созидательные вещи. Versus всё-таки разрушительно-вавилонское развлекалово.


сайт: Вы же там подрались с поэтом Юрием Хованским. Вам после этого скандала «отмыться» хотелось или вы, напротив, мужиком себя чувствовали?

Иван Алексеев: Ну, я бы дракой это не назвал. Он вел себя неадекватно, размахивал банкой с пивом, облив меня и мою супругу. Хотя я к нему подошел с миролюбивым настроем, подтрунивал, конечно, но с юмором. Он же воспринял всё с агрессией, поэтому и получил в табло. Точно также в табло мог получить и я, но отвечать Хованский не стал. История, что я его без предупреждения ударил – детский сад... Хотя понятно, что гордиться здесь нечем. Решать вопросы подобным образом – это не моя тема.


сайт: От Versus вы открестились, но зато в качестве члена жюри участвуете в баттле телеканала MTV. Что это за проект?

Иван Алексеев: «Beats & Vibes» чем-то напоминает «Битву за респект», но у него немного другая механика происходящего. Каждому МС дается тема, на которую он пишет трек. После чего два ди-джея – они же саундпродюсеры шоу – по очереди включают минусовки в разных темпах. Сложность в том, что нужно зачитать текст под музыку, которую ты слышишь в первый раз. Участникам придется подстраиваться под бит, на ходу меняя манеру исполнения. Сейчас как раз идет кастинг.

сайт: На днях вы ещё и фристайлили в «Вечернем Урганте» по случаю 120 дня рождения Сергея Есенина. С учётом того, что «Первый канал» государственный, а вы для госструктур артист в последнее время нерукопожатный, удивились приглашению?

Иван Алексеев: Нет, потому что Ваня Ургант делает то, что стоит особняком от всего происходящего на «Первом канале». Он же меня пригласил уже в третий раз. В 2012-ом мы исполнили там песню «Вселенная бесконечна», потом было участие в программе, посвященной дню рождения Пушкина. Плюс, один раз нас позвали пофристайлить с Уиллом Смитом. Правда, пока я добирался до студии, он погуглил, кто такой Noize MC, и отказался от встречи со мной. Уилл Смит же белый и пушистый персонаж шоу-бизнеса. Видимо, его что-то напугало в моей бурной биографии.


сайт: У вас в прошлом году правоохранители половину концертов отменили. На преследовании поставлена точка?

Иван Алексеев: Скорее, многоточие. В прошлом году у нас не только отмены были, но и переносы на другие площадки в день выступления. Мы, конечно, боролись с обстоятельствами. Где-то справились, где-то нет. А так предупреждения организаторам постоянно приходят. Челябинская прокуратура, например, прислала бумагу, что нужно остерегаться концерта Noize MC. Опасные мы! (улыбается).

сайт: Что, как по вашему, не так с городом Красноярск? Сначала там ваш концерт отменили, затем участники движения «Антидилер» способствовали аресту группы Centr.

Иван Алексеев: Видимо, правящие в нём люди упиваются своей властью и таким образом самореализуются.



сайт: Упиваются или пиарятся?

Иван Алексеев: Если ты о Дмитрии Носове и его движении «Антидилер», то тут очевидная пиар-подоплека. Этот человек не гнушается созданием инфоповодов. Он же у нас и борец, и певец, и вообще я удивлен, что Носов до сих пор картины не пишет и кино не снимает. Наверное, скоро начнет (улыбается). Что касается наших печально известных обстоятельств, то там другие цели преследовались.

сайт: История с арестом группы Centr, наверное, созвучна с вашей, с учетом того, вас в своем время посадили на 10 суток?

Иван Алексеев: Да, и в глобальном смысле это означает, что русский рэп стал большим жанром, инструментом влияния. Происходящее с различными рэп-коллективами повторяет историю американского гангста-рэпа первой половины 90-х. Можно провести четкие параллели с группами N.W.A. и Public Enemy. Естественно для людей, которым приходится переживать неприятные эмоции в камере, это негатив. Но зато это показатель признания! Госструктуры бы не обратили внимания на каких-нибудь радикальных дэт-металлистов, собирающих 15 человек на самых кассовых концертах.


сайт: Гонений на русских рэперов будет всё больше?

– С учётом курса, который выбрало руководство нашей страны, перспективы у нас не самые благоприятные.

сайт: Песня «Сохрани мою речь», написанная для фильма об Осипе Мандельштаме, может в связи с этим актуализироваться?

Иван Алексеев: Я посмотрел отдельные сцены картины и понял, что это невероятно своевременная работа. Рома Либеров – большой молодец, что сумел так грамотно выбрать тему и так остро её развить. Что касается уничтожения работ, то технологии изменились. Изъять информацию разом не выйдет. Происходящее тогда и сейчас – не аналогично, а, скорее, рифмуется в тенденциях. Сегодня, к счастью, не 1937 год. Невозможно лишиться жизни за то, что ты написал. По крайней мере в рамках закона. А когда у нас снова будет 37-й, надеюсь, он с прошлым веком будет совпадать лишь в цифрах.

сайт: Осип Мандельштам входит в круг ваших любимых поэтов?

Иван Алексеев: Общение с Ромой заставило меня обратить на него более пристальное внимание. В какой-то мере я открыл для себя Мандельштама заново. Из школьной программы я помнил лишь несколько его стихотворений, ведь поэт был не самым популярным. Но то, что он немного обделен вниманием – незаслуженно.


сайт: Сегодня образ правдоруба вам не мешает?

Иван Алексеев: Ну, это же не придуманная легенда. Я говорю только о тех вещах, которые меня искренне волнуют. Да, это объединяется в сумму впечатлений и раскладывается людьми на стереотипы. Но люди всегда так делают! Им так проще реальность воспринимать. Потому что в голове недостаточно места, чтобы складировать уйму подробностей и деталей. По итогу всё спрессовывается в сжатый пресс-релиз. Я на эту тему не рефлексирую, потому что у меня нет возможности сравнить с тем, как было бы, если бы всё сложилось иначе. Знаешь, когда сводишь в программе песню, можно послушать голос с эффектом и без. Выбрать вариант. Жизнь штука линейная, в ней это, к сожалению, невозможно.

сайт: Через столетия потомки-то всё равно по пресс-релизу судить будут. Как сейчас порой судят о Есенине или Пушкине.

Иван Алексеев: Думать об этом придется уже не мне. Да и как только оглядываешься на то, что о тебе говорят, совершаешь ошибку. Ты смотришь назад и не можешь сделать следующий шаг. Рефлексии мне были свойственны раньше. В период с 2010 по 2012 года, например, когда многие из упомянутых тобой ярлыков были на меня навешаны впервые. Я пытался сопротивляться и разжевывать, но понял, что лишь теряю людей, которым эти объяснения не нужны. Ведь им и так всё понятно. А другая часть аудитории не врубалась даже после разжевывания. Поэтому я оставил эту затею.


сайт: Вы же любите антиутопии. Жизнь в России движется к этому жанру?

Иван Алексеев: Отчасти. Антиутопия может рисовать капиталистическое общество, доведенное до абсурда, или коммунистический террор, как у Джорджа Оруэлла. Но объединяет их то, что правящие круги манипулируют общественным сознанием через контроль информации. У нас в стране тоже попытки предпринимаются и причём иногда довольно успешно.

сайт: Когда вы видите, что гайки закручивают, концерты отменяют, кинематограф поддушивают, войска в Сирию вводят – вам не хочется свалить подальше от всей этой херни? Куда-нибудь на Бали, например?

Иван Алексеев: В такие моменты я начинаю думать о своих детях. Мне очень хочется дать им хорошее образование, сделать разносторонними личностями. Всё это не совсем совместимо с дауншифтингом. Я ценю русский язык и русскоязычное культурное пространство. Поэтому ни о какой эмиграции не задумываюсь. Понятно, что если бы передо мной стоял выбор: либо расстрел или пожизненное – либо переезд, я бы выбрал второе. Не хочу из себя корчить героя-самоубийцу.


Текст: Василий Трунов
Фото: Женя Хажей

Редакция сайт Челябинск выражает благодарность концертному агентству за помощь в проведении интервью.


ЖеняХажей

История журналистского везения: во время интервью "Медузы" с Noize MC в баре, где оно проходило, появился Oxxxymiron.

Получилось интервью на троих, в котором один герой отвечал на вопросы, а второй иногда вставлял ремарки. .

Noize MC - об альбоме "Горгород"

Конечно, Мирон меня вдохновил. Я был этим альбомом очень впечатлен. Это реально было новое слово в русском рэпе - в первую очередь, с точки зрения общей конструкции. Это дерзко и круто - в тот момент, когда люди с трудом дослушивают до конца двухминутное произведение, появляется история на 11 треков, в которой сложно выдрать что-то из контекста.

Oxxxymiron - о любимом сезоне сериала "Прослушка"

Наверное, про портовых работников, прям такой working class - это, кажется, второй. И четвертый, где одновременно про школу, и они пытаются построить такой мини-легалайз в отдельно взятом квартале.

Noize MC - о том, почему он больше не работает с продюсером Григорием Зориным

Подходил к концу наш контракт, собственно. Настало время его подписывать заново, причем я был на это настроен. В процессе, пока мы обсуждали условия, мы очень сильно рассорились. Плюс вскрылся ряд нелицеприятных фактов о деталях нашего прежнего сотрудничества - связанных с деньгами и правами на песни. Это привело к тому, что контракт мы подписывать не стали.

Oxxxymiron - о том, кто помогает ему писать новые треки

У меня, кстати, есть книга Юрия Лозы - «Как писать хиты». Это моя последняя надежда. Я только начал читать.

Noize MC - о песнях Face и фрешменах

Сейчас я абсолютно спокойно воспринимаю всю эту волну артистов. Это то же самое, как мы слушали «Красную плесень» или «Сектор Газа». Нет, все-таки Фейс - это скорее как «Красная плесень», «Сектор Газа» был поэтичней. Я понимаю, почему это задевает людей. Это пубертатная история, максимально вывернутая мехом наружу. <...>


Из артистов до 27 самый крутой, конечно, Хаски. «Пошлая Молли» нравится еще. Там есть какой-то драйв рок-н-ролльный и все-таки владение инструментами, это не попрыгушки под фонограмму.

Noize MC - о том, отодвинули ли его с вершины молодые рэперы

Никуда меня не отодвинули. У меня все в порядке, дела только в гору идут <...> Больше меня из рэперов сегодня собирают только Мирон, Баста и Корж. Можно еще Тимати сюда добавить, но тогда его и к твоей «большой четверке» 2012-го надо приписать.

Оба - о том, как ненависть двигает хип-хоп вперед

Оксимирон: Слушай, пятый элемент хип-хопа - это ненависть.

Нойз: Первый, по-моему.

Оксимирон: Я помню интервью одного из моих любимых немецких рэперов, в котором он говорит: когда я был никем, я хейтил тех, кто наверху. Поэтому я максимально лояльно отношусь к тем, кто ******** [ругает] меня сейчас. Это круговорот.

Нойз: И об этом круговороте в опере очень много сказано.

Оксимирон: Это суперлицемерие - срать кого-то в начале пути и потом не понимать тех, кто срет тебя позже. В этом смысле я не понимал «Касту» в момент терки с нами, потому что когда «Каста» начинала, насколько я помню, они срали Шеффа, причем достаточно открыто.

Apple Music теперь дает возможность своим подписчикам слушать во встроенном плеере не фрагменты песен, а все целиком - для это нужно просто залогиниться

Помню забавное критическое замечание, когда десять лет назад вышел мой дебютник «The Greatest Hits Vol. 1»: «Я не могу слушать этот альбом - там как будто поют двадцать разных людей!» В каком-то смысле этот проект обобщает весь мой накопленный скилл в данной области. А корнями все это уходит в онлайн-баттлы Hip-Hop.Ru - и в плане подхода к драматургии, и в плане дисциплины, которая понадобилась, чтобы довести дело до конца, и Маэстро Эйсид с Репаком тут тоже оказались не просто так. Плюс ко всему это для меня и моей команды музыкальный эксперимент: саунд здесь совершенно нетипичный для Noize MC, хотя главный саунд-продюсер проекта - Кирилл Борисов, работавший с нами над альбомами «Protivo Gunz», «Hard Reboot 3.0» и «Царь горы».

- Слушатели будут узнавать: в этой песне Нойз на самом деле рассказывает о таком-то случае из своей жизни?

90% этих предположений окажутся неверными. Этот клубок не так просто распутать для человека, который не знает меня лично. Но близкие люди досконально поймут, о чем речь. Там много меня - там я в основном.

Видишь, моя жена всегда являлась для меня музой. Но в этом альбоме ее роль и вовсе бесконечно важна. Многие вещи появились из наших с ней разговоров

Когда я понял, что сейчас буду делать хипхоперу, я, как любой рэпер, начал с начала - сочинил . Разослал это всем на имейл, в том числе своей жене. Она, даже не слушая, как это звучит, просто прочитав текст, сказала мне: «Ваня, что это за говно? Это не смешно, в этом вообще ничего нет, это ни рыба, ни мясо ». Я призадумался. И обобщив ее претензии, написал . Это был первый триггер, с которого вообще все завертелось. Так стало понятно, что есть драма Орфея, который забрел не туда, и его музы, которая говорит ему об этом. Дальше стали возникать другие опорные точки.

Переживания протагониста по поводу того, что он погнался за деньгами, расстался с трушностью - это упрощение и дань жанру?

Существует стереотип и существует мой опыт. И мне было интересно поиграть в этом зазоре между ними.

- То есть и тут постмодерн.

Что, кругом все ссылаются на лирического героя? Правда ли было такое? Естественно, у любого артиста было переживание, что он сделал что-то не так. Это чувство знакомо абсолютно каждому, кто выпустил хотя бы один альбом и дал хотя бы пару концертов. Кто-то может заявлять, конечно, что с ним такого не было и он светлый ангел андеграунда, но это только поза.

- Сегодня тебе кажутся смешными идеалы андерграунда пятнадцатилетней давности?

Нет, почему же. Просто некоторые вещи кажутся понятыми превратно. Исполнителями часто движут не столько принципы, сколько комплексы. В процессе карьеры важно отделить одно от другого.

- Ты отделил?

Скажем так, справляюсь с этим лучше, чем пятнадцать лет назад.

- Баттловая линия в опере - это попытка зацепиться за тренд?

Почему? Это часть моей личной истории как она есть. Андрей, ты когда в 2005 году для rap.ru - ты пришел его брать после моей победы над МС Молодым на баттле SGK. Вообще, «Орфей & Эвридика» - это даже скорее баттл-мюзикл, нежели хипхопера: тут же многие конфликты между героями решены в этой риторике, не только линия, о которой ты говоришь.

- Это круто звучит под бит. Почему ты не идешь на какой-нибудь баттл под бит?

Я сталкиваюсь с дилеммой. Либо я не уважаю исполнителя, меня раздражает то, что он делает, его творчество мне неблизко - и тогда я не хочу в нем ковыряться…

- Стоп, то, что ты говоришь больше соотносится с баттлами вроде «Версуса», но баттлы под бит сильно не такие.

Сильно не такие, да. Причем в случае с «Версус BPM» мне скорее не нравится то, что я вижу, а на «Рвать на битах» бывают прекрасные проблески. Но все равно - я вернусь к этой дилемме. У меня отсутствует мотив «он занимает свое место не по праву, и я всем покажу, какой он плохой». Люди, с которыми мне интересно сразиться в творческом плане, вызывают у меня уважение, а не зависть, ревность и ненависть. А практика показывает, что баттл, в котором нет настоящей вражды, получается ватным. Да и мне лень тратить время на такие вещи.

Кстати, именно сцену с баттлами античных героев я переделывал наибольшее количество раз, это самая многострадальная часть альбома: я как раз попытался обобщить и выделить основные типы баттловых претензий, обнажить тот момент, что вне зависимости от конкретных персоналий МС на баттлах зачастую говорят оппонентам одни и те же вещи, по сути. Этот проект отнял огромное количество сил и времени. Я скинул его послушать Влади, он сказал: «Как ты вообще собрал это все воедино?»

- Сколько писал альбом?

Два года. Мне постоянно казалось, что еще полгодика, и я закончу. Дольше всего я переписывал . Последние строчки написал после того, когда решили, что уже точно не будем ничего менять!

- А что ты менял? Объясни на примере.

В случае с баттлами я старался сделать острее. При этом это мой самый длинный альбом - это мой первый альбом без мата. Делать баттл с вымышленными персонажами и такими исходными условиями - это задача. Надеюсь, мне удалось.

© Игорь Клепнёв

- В конце года у вас будет тур по поводу пятнадцатилетия группы. В Москве будете в «Мегаспорте» выступать?

Да, а в Петербурге в «Юбилейном».

- Когда ты начинал, как представлял себя через пятнадцать лет?

Ты знаешь, как-то так и представлял. С поправкой на то, что пятнадцать лет назад рэп-артист, конечно, мог себе представить многое, но не стадионную площадку.

- С какого вообще момента идет отсчет?

С первой совместной репетиции. Предыстория такая. Я записывал песню «Когда-нибудь» - кто следит, знает ее; мы ей открывали концерт на десятилетие. Нужна была бас-гитара. Я знал, что в общаге есть Саша Кислый по прозвищу Панк, который играет на бас-гитаре, и попросил инструмент у него. А когда я пришел возвращать ему бас, он поинтересовался, что я там вообще такое записываю, мол, сыграй что-нибудь из своего. Я ему спел пару песен - и скоро мы уже репетировали у него в комнате.

- Он решил, что это настолько великолепно?

Он был сильно вдохновлен. К тому момент он играл в панк-группе - есть такие группы, где все вроде собирались репетировать, но нажрались и ничего не получилось. А вот наша группа сразу начала нормально функционировать.

А отсчет существования группы мы ведем вот с какого момента. Мы бухали на дне рождения культового общажного персонажа Валеры по прозвищу Черная Пятка и встретили чувака, который утверждал, что он барабанщик. Чтобы немедленно это проверить, мы поехали в ПТУ на Нахимовский проспект, где была репбаза в виде двух комнат. Точно помню, что он сломал там все барабанные палочки, которые смог найти, так что по окончанию репетиции играть ему было уже нечем. Этого человека мы больше не видели никогда, а группа и дальше меняла состав, но начало было положено. Это был конец апреля 2003 года.

- До нынешнего момента из первого состава группы остались только вы с Кислинским?

После всех пертурбаций - да.

- Вы когда-нибудь ссорились с другими участниками группы из-за денег?

Бывало. Но с Кислым - нет, никогда.

- Есть способ этого избежать?

Не знаю ни одной группы, где не было бы таких конфликтов. Всегда кто-то считает, что делает больше, чем получает, - всегда. Видишь, пока ваше общее благосостояние - это ноль, таких вопросов не возникает. Когда появляются первые бабки, тоже все прекрасно, потому что они первые, а у всех, как правило, есть другой источник дохода. А потом все вдруг обнаруживают, что они столько вложили - а получили не столько.

- В какой момент за эти пятнадцать лет ты был ближе всего к полному краху и провалу?

Если говорить именно об ощущении опасения за саму, так сказать, карьеру, то это классическая история в стиле «самый темный час - перед рассветом». Году в 2005-м. Группа существовала два года, но у меня были такие ожидания по поводу всего этого гениального материала! Мне казалось, что его все сразу должны понять, дать нам мешок с миллиардом долларов.

А мы выступали по Подмосковью, по безумным ДК, играли на совершенно неподходящих городских мероприятиях. И мне казалось, что так всегда и будет: поездки на маршрутках в Черноголовку, выступления за ящик пива

Это было незадолго до того, как я выиграл баттл-турнир SGK, выиграл баттл с МС Молодым и меня впервые позвали ездить по стране в составе «Сникерс Урбании». И все начало стремительно меняться. Сейчас вспоминать смешно: два года - это просто ничего в контексте становления группы.

- Сейчас за это время артист успевает и хайпануть, и скатиться.

Ну, видишь, я был тоже двадцатилетним и, видимо, существовал в том же темпе.

- Концерт Noize MC сейчас и десять лет назад - как поменялась аудитория?

Расширилась. Огромное количество людей с нами все эти годы, они уже и детей своих приводят, но и по-прежнему огромное количество молодежи и подростков. Концертная программа поменялась, это уже не «Девочка-скинхед», а «Сохрани мою речь», «Иордан», «Грабли».

- Самые ожидаемые песни на концертах - это…

Ну какой-нибудь «Выдыхай», «Из окна», «Устрой дестрой».

Концерты по три часа вы перестали играть довольно давно. А в чем вообще была необходимость так долго выступать?

А очень много фристайлов было. И очень сильно накуренный я, как правило, был - поэтому их было много. А потом уже все как-то привыкли, что мы играли три часа. Но со временем стало понятно, что концерт на два с чем-то производит большее впечатление и получается более энергоемким.

Вопрос, ответ на который я не перепроверю никак, - и тем не менее: сравни ваши концертные сборы сейчас и пять-десять лет назад? Вы уже проехали свой пик или все еще идете вверх?

Мы идем вверх, да.

- Пятнадцать лет - и только вверх?

Да. Были и спады. Были безумные 14 и 15 годы, когда наши концерты отменяли. Там по-разному получалось себя чувствовать. Но глобально это движение вверх. Причем без скачков, плавное.

- Ты понимаешь причину? Типа вы все делаете правильно и так и должно быть?

Ну, видимо, да. Хотя многие делают правильно, но им это не помогает. Не знаю.

- Можешь представить себя человеком, который не занимается музыкой?

Не могу совершенно точно. Просто по той причине, что есть такое огромное количество вариантов заниматься музыкой, что я за это абсолютно не переживаю. Писать саундтреки, писать музыку для других артистов, заняться вплотную каким-то театрально-киношным творчеством - что-то в этом плане могло быть, но сейчас не является предметом моего основного интереса.

- По сцене скучал бы?

Сцена - это то, без чего не протянуть. Когда долго не выступаю, то уже очень хочется, а первый концерт после большого перерыва всегда получается особенным. Это зависимость.


© Игорь Клепнёв

- Какие выводы ты для себя сделал из этих отмен концертов в 2014-м? Например, что нужно потише себя вести?

Нет, вывод не такой. Не давать прямой зацепки, скажем. Это того же плана опыт, что и в Волгограде (на выступлении в Волгограде Noize со сцены высмеял полицейских и получил десять суток административного ареста. - Прим. ред. ). Существуют варианты высказаться так, чтобы это было настолько же сильно по масштабу воздействия, но не давало поводов тебя зацепить. Это все равно хождение по краю, и никогда не знаешь, что именно посчитают достаточным условием, чтобы устроить гонения. Но этот рубеж музыканту необходимо держать. Вот недавно у ЛСП заблокировали в «ВКонтакте» песню «Номера». Феерическая, конечно, глупость. Что это вообще за новый закон, что нельзя описывать способ самоубийства?

Он не новый, все, кто работает в медиа, хорошо о нем знают - в соответствии с ним ты, например, не можешь прямо писать, что произошло с музыкантом Авичи. Но я впервые вижу, чтобы его действие распространилось на песню.

Для меня это новость. Раньше он так не применялся. У меня-то тогда вообще надо запретить половину дискографии - я одно время очень плотно разрабатывал эту тему, одна песня «Суицид» чего стоит, там сразу четыре способа описано! А как вообще быть с кучей художественных произведений, где это главный момент драматургии. Напрашивается такой длинный список. И все пожимают плечами: «Плохой закон, неправильный, что делать - непонятно». Раньше я думал, что люди пойдут с вилами на Кремль, только когда станет нечего жрать. Но сейчас я понял, что это произойдет, когда закроют ютьюб.

Возвращаясь к предыдущему вопросу - ну а были примеры, когда ты высказался не прямо, а как-то тонко, но и чтобы это произвело эффект?

Бывало. Неоднократно наблюдал на фестивалях организаторов, следящих за моим фристайлом и хватающихся за сердце.

Ну или вот выступал я на Красной площади - и перед песней «Yes Future!», построенной на саркастичных псевдопозитивных социально-политических прогнозах, говорю, мол, я написал этот текст шесть лет назад, но ничего из того, о чем там говорится, до сих пор не сбылось - вы же сами понимаете: ну что можно успеть сделать за шесть лет? Только половину того, что можно успеть сделать за двенадцать!

- Понимаешь ли ты, чем новые двадцатилетние рэп-звезды цепляют своих слушателей?

Да. Это по-прежнему тинейджерский панк-рок. Чисто пубертатные вещи - ровно то, почему мы слушали «Мальчишник», «Сектор газа», «Красную плесень» и «Коррозию металла». Абсолютно те же схемы в основе, но на новом уровне. Новый способ переступить черту, довольно топорный, но в силу возраста исполнителя адекватно работающий.

- Кто из молодых тебе лично нравится?

- «Пошлая Молли» - классная группа. В них помимо игры с традиционными запретными темами есть настоящий рок-н-ролльный драйв, есть неподдельная отвязность. Меня это по-настоящему трогает.

- Кто еще?

Монеточка! Я фанат ее нового альбома, «Раскраски для взрослых» - это цайтгайст в абсолюте. ЛСП - но их ведь молодыми не назвать. Хаски, которому двадцать пять, считается молодым? Вот он крутан. Притом он же сейчас говорит, что собирается вообще с рэпом завязать. И наглядно продемонстрировал, что он имеет в виду: на последнем концерте в Москве он вышел с живой группой, и они валили хардкор как у Bad Brains.

- Хаски сокрушался, что в рэпе нет товарищества, братства и общей среды.

Слишком уж это соревновательный жанр. Хотя я с большим количеством представителей этой сцены поддерживаю приятельские отношения. Думаю, что сцена гораздо менее разобщенная, чем десять лет назад.

- Как тебе кажется, идеалы хип-хопа - они остались или все свелось к наполнению больших залов зрителями?

Появился большой сегмент коммерческого хип-хопа, где главным является то, о чем ты говоришь. Когда-то он был невозможен: рэпом можно было заниматься только по любви, потому что бабок за это не платили. Но это не значит, что пропали артисты, которые это делают из любви к искусству.

Открытая репетиция «Орфея & Эвридики» в Останкино

С десяток лет назад Смоки Мо получил за свой сильнейший дебютный альбом «Кара-Тэ» тысячу долларов и, кажется, ноль роялти. В 2018 году Айза Долматова за дебютный EP получает аванс миллион рублей. Что такое произошло с рэпом?

А просто музыка снова стала платной. Победила модель стриминга - людям не западло заплатить пару сотен за неограниченный доступ к музыке. И последние два года стриминг стал приносить большие бабки. Лейблы не боятся давать большие авансы, потому что они быстро их отбивают.

- Миллион за EP - это много или мало?

Это нормально. Это успех, хорошая цифра. Ну и Айза Долматова очень популярный персонаж в соцсетях, поэтому люди, которые давали ей деньги, - думаю, они знали, что делали. Художественные достоинства обсуждать не буду - это же вопрос про бизнес.

- То есть ты недооцениваешь тексты Гарри Топора (рэпер, соперник Noize MC на «Версусе», по распространенному мнению - гострайтер Айзы. - Прим. ред. )?

Слушай, очень зрелищный, конечно, ей клип сняли - спору нет. Но это как Ольга Бузова: когда есть персонаж, ему пишут материал, он его как-то репрезентует. В коммерческом ключе это способно некоторое время функционировать - ну ок. Если бы мне было 18–22, я бы сейчас трехэтажным матом объяснял, насколько это неправильно. Но сорян, что-то мне надоело за пятнадцать лет (смеется) .

- У тебя были опыты гострайтинга помимо каких-то давних, когда ты писал тексты для Тани Терешиной?

Обширный опыт был, собственно, с хипхоперой. С поп-исполнителями? Давненько не было. В те годы это делалось, чтобы штаны не упали. Сейчас я могу спокойно заниматься тем творчеством, которым хочу. Хотя это тоже было по-своему интересно.

- Ты завидуешь тем, кто сейчас начинает?

Я за них рад. Пропал огромный входной барьер, когда за клип, в котором ничего не происходит, нужно заплатить 20 000 евро. Когда, чтобы нормально записать, нужно обязательно накопить на студию - не факт, кстати, что еще нормально запишут. С другой стороны, люди же быстро расслабляются. У них все это есть, и они начинают меньше стараться. Забавно было это с Чачей обсуждать: он говорит, что, когда начинала группа «Наив», на студию попадали только те, кому очень-очень-очень-очень-очень надо.

- У тебя есть запал все равно заниматься музыкой, если тебя будут слушать 20–30–40 человек?

Очень странно так к этому подходить. Понимаешь, музыка, которую я пишу, в момент, когда я ее пишу, - она для гораздо меньшего количества человек.

- Для одного?

Бывает и так. А то, что с ней потом становится, это, конечно, магия и мистика. Но, понимаешь, в моем случае сочинить музыку, которую будут слушать реально 20–30 человек - это я даже не знаю, как вообще так сделать. Что я такого должен выдать. Даже если я грайндкор-альбом запишу, ну уж пара сотен точно что-то в нем найдут. В мире соцсетей это невозможно - прежде чем сказать, что это кал, ее вынуждены будут послушать несколько сотен тысяч. Неизвестно, не вызовет ли еще это противоположный эффект.

Есть множество американских саунд-продюсеров, которых послушать, - они точно знают, как написать хит. А ты за пятнадцать лет разобрался?

Я понимаю какие-то работающие схемы. Но сознательно не прибегаю. Не знаю, это смешной вопрос. У меня есть один трек, который сделан по всем поп-лекалам. Хочу угореть и выпустить летом.

- Будет ли он под хаус-бит, как сейчас положено?

Да, у меня будет хаус-сингл. Вот и проверим.

- Ну что же… Хаус-сцена , как в 2017–2018-м.

Я на самом деле сначала был удивлен, что весь этот хип-хаус, который в 90-е проскакал уродливым гибридом по ушам слушателей и канул через несколько лет, вдруг столь величественно воспрянул и все собой заполонил. Хотя в детстве мне нравились Technotronic, NYCC, Bomfunk MCʼs - я как ведущий школьных дискотек всю эту сцену знал хорошо и подробно. Мне казалось, что это полностью отработанная схема, которая никому уже не кажется привлекательной. И тут вдруг ничего больше не стало - только трэп и прямая бочка. А лучше совместить! Но, кстати, я все чаще начинаю слышать в самых разных заведениях плейлисты, основанные на хитах конца нулевых: 50 Cent, Нелли Фуртадо, Тимбаленд, ранние хиты Бейонсе. От last season до «хорошо забытого старого» - полшага.

Новый альбом во всех его понятиях вот уже практически на горизонте, хотелось бы узнать, определился ли ты с датой его выхода и полностью ли составил треклист этой компиляции?
- Да, треклист полностью составлен, все песни сейчас находятся на стадии сведения и монтажа. Как только мы закончим, сразу обнародуем.

- Непосредственно физический носитель имеет место быть?
- Ну, попозже будет. Я думаю, к презентации альбома уже будет.

- Которая, как нам известно, перенесена…
- Да, 18 мая в STADIUM состоится презентация нового альбома в Москве. Остальные презентации не перенеслись, то есть Минск и Питер своё получат вовремя. Ну и, соответственно, все сибирские города.

Можешь ли ты вытащить пару козырей из рукава и рассказать о том, присутствуют ли какие-то фичеринги интересные на этой пластинке?
- Присутствуют. Например, будет фичеринг с группой «Воплi Вiдоплясова ». Ребята ко мне обратились с предложением по поводу своего 25-летия - обработать древнейший хит, песню «Танцi». У нас получился такой дабстепово-брейкерский замес очень жёстокий и интересный, с моим текстом и со старым текстом тоже. Мы всё это удивительным образом совместили, и скоро представим на суд широкой общественности. В рамках украинского тура, который у нас в конце марта будет, планируем снять видео. Возможно, какие-то треки ещё появятся до презентации самой пластинки. Вообще мы сейчас не рубимся за сохранение тайн, скажем так. Многие песни уже звучали. Этот новый, а для кого-то уже не новый материал, тоже окажется на пластинке. Но, там планируется 22 трека, так что новья тоже всем хватит.

В прошлом году мы были свидетелями массы перфомансов в неожиданных составах с различными музыкантами - это и виолончель, и тот же DJ Mos, который теперь с вами гоняет практически постоянно. Хотелось бы узнать - с материалом нового альбома, возможно с его презентацией, мы увидим уже огромный Лондонский филармонический оркестр?
- Знаешь, я, если честно, думаю все подобные фишки оставить слегка на потом, когда всем уже поднадоест, как мы рубим эти песни в своём классическом составе. Но, DJ Mos с нами теперь постоянно, так что его вы, конечно, будете лицезреть. Что касается остальных музыкантов, которые принимают участие в наших концертах, на презентацию мы не планировали их задействовать, но они приняли участие в записи альбома. То есть, в виде различных семплов, которые будет запускать DJ Mos, вы их сможете услышать.

Уже практически классический хронометраж, ставший притчей во языцах - это трёхчасовой концерт Noize MC. Сейчас выходит альбом, как ты сказал, с 22-мя треками. Значит ли это, что концерты движутся к прогнозируемой круглосуточности?
- Концерты движутся к тому, что мы в течение трёх часов будем играть только бронебойные хиты. Это очень сложная задача для нас, потому что жалко бывает выкидывать те или иные песни, но мы следуем логике беспощадного отбора и со временем придём к идеальной программе. Больше трёх часов всё-таки сложно людям, это надо понимать.

Это был первый раз, когда я сказал «всё, горшочек, не вари».

- Людям с обеих сторон сцены.
- Ты, конечно, на сцене рубишься, прыгаешь с гитаркой, устаёшь, много потеешь, можешь сорвать голос, но, во всяком случае, тебе не тычут в лицо сигаретами, тебя не затаптывают в слэме. В общем, у тебя есть некоторая фора перед людьми, которые вынуждены терпеть этот ад в течение такого количества времени. Я помню, когда мы сгоняли с парнями на Limp Bizkit в Киев, парни (LB) играли 2,5 часа, и мы поняли, что вообще это довольно жестоко. Раньше мы не задумывались, а тогда, я помню, пришел момент что-то такое осознать.

- Ты понял, для кого существуют сидячие залы?
- Ну, как-то да, пришли вот такие моменты в голову. Но, это не повлияло на наше решение, и мы продолжили играть столько же, сколько обычно.

Я так понимаю, что недавно ты, так скажем, продолжил свой киноопыт в сериале, где главную роль исполняет Сергей Шнуров. Хотелось бы услышать пару слов вообще об этом сериале, насколько тебя приколола сама затея. Ну, раз ты там снялся, значит, уже приколола. Насколько тебя приколол, скорее, результат, и насколько ты вообще ожидал увидеть Сергея в главной роли сериала вполне себе мейнстримового?
- Это я знал изначально. Просто обычно Шнур не соглашается играть в какой-то совсем уж эпидерсии, это было дополнительным поводом принять положительное решение. Мне показалась интересной эта задумка, именно поэтому я и принял участие. Ну, если честно, на данный момент я ещё ни одной серии не видел, у меня не доходят руки посмотреть. Мы сейчас с моей женой жонглируем детьми максимально, не всегда получается посмотреть какие-то новости.

- Есть ли желание, как жонглёр в процессе обучения, перейти от двух мандаринов к трём?
- Ну, пока что, мне кажется, нужно отточить своё умение на двух.

На тему Сергея Шнурова и его неучастия в сомнительных проектах, как ты сказал: знаешь ли ты, что Сергей в скором времени принимает участие в концерте-камбэке группы «На-На»?
- Да ладно!?

- Да, я видел это на билборде в метро - Бари Алибасову 75 лет, или сколько там… И главный гость - Сергей Шнуров.
- Я считаю, что это следствие Серёгиной формулы «так плохо, что аж хорошо»! Что если уж выступить на говняном концерте, то тогда уж самом говняном, только так. Кажется, здесь работает такой подход. Я не знаю, случай с СТС это был он же или нет…

Коллектив Noize MC всегда славился зубодробительными, по российским меркам, турами, просто нескончаемыми. С рождением второго ребёнка, видишь ли ты для себя возможность после этого короткого отпуска отправляться в такие же насыщенные поездки?
- В такие же нет. У нас, кажется, восемь концертов в марте, у нас довольно продолжительный тур по Сибири, потом отдыхаем майские праздники и в июле планируем целый месяц свободный.

Тебя могут отблагодарить только люди которым это очень надо.

- Ну, уже вольготнее, чем в прошлом году…
- Даже не в прошлом, а в 2010-ом, с ним по ужасу ничто не сравнится. Это был первый раз, когда я сказал «всё, горшочек, не вари», потому что это превратилось в полнейший треш.

Напоследок бы хотелось коснуться вот какой темы. Так как интервью появится там же, где эксклюзивно появится твой «Новый альбом», на сайте ThankYou.ru, хотелось бы услышать твоё мнение о нынешнем этапе развития, или напротив - этапе разложения музыкальной культуры, релизовой культуры. В чём ты видишь будущее этой индустрии - действительно система «pay-what-you-want», пост-оплатная система, когда слушатель знакомится с музыкой и лишь потом, в зависимости от своих возможностей, выражает свою денежную благодарность музыканту, является одним из перспективных путей развития, или есть какие-то другие альтернативы на виду?
- Нет, мне кажется, что на данный момент, в существующей ситуации, это самый честный подход. Ну и вообще это похоже на уличную историю. Музыкант играет на улице. Если кому-то понравилось, он бросит полтинник, если не понравилось - ничего не бросит. По-моему, это честно. С другой стороны, в России рассчитывать на что-то другое вообще нет смысла. Тебя могут отблагодарить только люди которым это очень надо, я имею в виду аудиозаписи. Я думаю, что с развитием и упрощением систем электронных платежей в стране, это может приносить музыканту вменяемые деньги. Главной ценностью были, есть и остаются хорошие песни. Их придётся писать, и придётся писать много. Никому никуда от этого не деться.

- Что ж, спасибо тебе, человек улиц, за эту милую беседу!
- Псы! Псы!