Музыкальные инструменты в живописи. Ванитас


Ванитас (лат. vanitas, букв. — «суета, тщеславие») — жанр живописи эпохи барокко, аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп.
Hendrik Andriessen 1607-1655. Vanitas Натюрморт с глобусом, корона, скипетр, увенчанный соломой череп, лавровый венок, свечи, письма, часы и цветы.
Подобные картины, ранняя стадия развития натюрморта, предназначались для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти. Наибольшее распространение получил во Фландрии и Нидерландах в XVI и XVII веках, отдельные примеры жанра встречаются во Франции и Испании. Ehemals Pieter van de Venne (etwa 1615-1657)
Символы, встречающиеся на полотнах, были призваны напоминать о бренности человеческой жизни и о преходящести удовольствий и достижений:

Череп — напоминание о неизбежности смерти. Аналогично тому, как портрет является лишь отражением когда-то живого человека, так и череп является лишь формой когда-то живой головы. Зритель должен воспринимать его как «отражение», он наиболее отчетливо символизирует бренность человеческой жизни.

Зрелые плоды символизируют плодородие, изобилие, в переносном смысле богатство и благосостояние. Ряд плодов имеет свое значение: грехопадение обозначается грушами, помидорами, цитрусами, виноградом, персиками и вишней, и конечно, яблоком. Эротический подтекст имеют инжир, сливы, вишни, яблоки или персики.


Pereda y Salgado, Antonio de 1634 г.
Песочные и механические часы — быстротечность времени.
Музыкальные инструменты, ноты — краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств.
Книги и географические карты (mappa mundi), писчее перо — символ наук.

Якоб де Гейн, 1603.
Глобус, как земли, так и звездного неба.
Палитра с кистями, лавровый венок (обычно на голове черепа) — символы живописи и поэзии.

Юриан ван Стрек, ок. 1670
Портреты красивых женщин, анатомические рисунки. Письма символизируют человеческие отношения.
Красные сургучные печати.
Медицинские инструменты — напоминание о болезнях и бренности человеческого тела.

Pieter Claesz 1625 г.
Зеркала, стеклянные (зеркальные) шары — зеркало является символом тщеславия, кроме того, тоже знак отражения, тени, а не настоящего явления.
Стеклянные бокалы. Пустой стакан, противопоставленный полному, символизирует смерть. Сте
кло символизирует хрупкость, белоснежный фарфор — чистоту. Ступка и пестик — символы мужской и женской сексуальности. Бутылка — символ греха пьянства.

Jacques Linard (1600-1645
Кошельки с монетами, шкатулки с драгоценностями — драгоценности и косметика предназначены для создания красоты, женской привлекательности, одновременно они связаны с тщеславием, самовлюбленностью и смертным грехом высокомерия. Также они сигнализируют об отсутствии на полотне своих обладателей.


Симон Ренар де Сен-Андре, ок. 1650
Мыльные пузыри — краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homo bulla — «человек есть мыльный пузырь».

Бартоломеус Брейн Старший, 1-я пол. XVI в.
Гаснущая дымящаяся свеча (огарок) или масляная лампа; колпачок для гашения свечей — горящая свеча является символом человеческой души, её затухание символизирует уход.
Кубки, игральные карты или кости, шахматы (редко) — знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни

Питер Боель, 1663 .
Оружие и доспехи — символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу.
Короны и папские тиары, скипетры и державы, венки из листьев — знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. Подобно маскам, символизируют отсутствие тех, кто их носил.

Ключи — символизируют власть домашней хозяйки, управляющей запасами.
Руины — символизируют преходящую жизнь тех, кто их населял когда-то.

Курительная трубка — символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений.
Карнавальная маска — является знаком отсутствия человека внутри нее. Также предназначена для

Ванитас (лат. vanitas, букв. — «суета, тщеславие») — жанр живописи эпохи барокко, аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп. Подобные картины, ранняя стадия развития натюрморта, предназначались для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти. Наибольшее распространение получил во Фландрии и Нидерландах в XVI и XVII веках, отдельные примеры жанра встречаются во Франции и Испании.

Pieter Claesz. (1596-1661). Натюрморт Vanitas (суета сует) с музыкальными инструментами (1628) (Амстердам, Гос.музей)

Термин восходит к библейскому стиху (Еккл. 1:2) Vanitas vanitatum et omnia vanitas («Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — всё суета!»).

Неизвестный художник. Натюрморт Vanitas (суета сует) с книгами (1633) (Амстердам, Гос.музей)

Символы, встречающиеся на полотнах, были призваны напоминать о бренности человеческой жизни и о преходящести удовольствий и достижений:


  • Череп — напоминание о неизбежности смерти. Аналогично тому, как портрет является лишь отражением когда-то живого человека, так и череп является лишь формой когда-то живой головы. Зритель должен воспринимать его как «отражение», он наиболее отчетливо символизирует бренность человеческой жизни.

  • Гнилые фрукты — символ старения. Зрелые плоды символизируют плодородие, изобилие, в переносном смысле богатство и благосостояние. Ряд плодов имеет свое значение: грехопадение обозначается грушами, помидорами, цитрусами, виноградом, персиками и вишней, и конечно, яблоком. Эротический подтекст имеют инжир, сливы, вишни, яблоки или персики.

  • Цветы (увядающие); роза — цветок Венеры, символ любви и секса, которая тщеславна, как всё, присущее человеку. Мак — успокоительное средство, из которого изготавливают опиум, символ смертного греха лености. Тюльпан — объект коллекционирования в Нидерландах XVII века, символ необдуманности, безответственности и неразумного обращения с дарованным Богом состоянием.

  • Ростки зерна, ветви плюща или лавра (редко) — символ возрождения и круговорота жизни.

  • Морские раковины, иногда живые улитки — раковина моллюска является останками когда-то живого животного, она обозначает смерть и бренность. Ползучая улитка — олицетворение смертного греха лености. Большие моллюски обозначают двойственность натуры, символ похоти, ещё одного из смертных грехов.

  • Мыльные пузыри — краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homo bulla — «человек есть мыльный пузырь».

  • Гаснущая дымящаяся свеча (огарок) или масляная лампа; колпачок для гашения свечей — горящая свеча является символом человеческой души, её затухание символизирует уход.

  • Кубки, игральные карты или кости, шахматы (редко) — знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни. Равенство возможностей в азартной игре значило также и предосудительную анонимность.

  • Курительная трубка — символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений.

  • Карнавальная маска — является знаком отсутствия человека внутри неё. Также предназначена для праздничного маскарада, безответственного удовольствия.

  • Зеркала, стеклянные (зеркальные) шары — зеркало является символом тщеславия, кроме того, тоже знак отражения, тени, а не настоящего явления.

  • Разбитая посуда, обычно стеклянные бокалы. Пустой стакан, противопоставленный полному, символизирует смерть. Стекло символизирует хрупкость, белоснежный фарфор — чистоту. Ступка и пестик — символы мужской и женской сексуальности. Бутылка — символ греха пьянства.

  • Нож — напоминает об уязвимости человека и о его смертности. Кроме того, это фаллический символ и скрытое изображение мужской сексуальности.

  • Песочные и механические часы — быстротечность времени.

  • Музыкальные инструменты, ноты — краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств.

  • Книги и географические карты (mappa mundi), писчее перо — символ наук.

  • Глобус, как земли, так и звездного неба.

  • Палитра с кистями, лавровый венок (обычно на голове черепа) — символы живописи и поэзии.

  • Портреты красивых женщин, анатомические рисунки. Письма символизируют человеческие отношения.

  • Красные сургучные печати.

  • Медицинские инструменты — напоминание о болезнях и бренности человеческого тела.

  • Кошельки с монетами, шкатулки с драгоценностями — драгоценности и косметика предназначены для создания красоты, женской привлекательности, одновременно они связаны с тщеславием, самовлюбленностью и смертным грехом высокомерия. Также они сигнализируют об отсутствии на полотне своих обладателей.

  • Оружие и доспехи — символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу.

  • Короны и папские тиары, скипетры и державы, венки из листьев — знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. Подобно маскам, символизируют отсутствие тех, кто их носил.

  • Ключи — символизируют власть домашней хозяйки, управляющей запасами.

  • Руины — символизируют преходящую жизнь тех, кто их населял когда-то.

  • Лист бумаги с нравоучительным (пессимистическим) изречением, например:

Vanitas vanitatum; Ars longa vita brevis; Hodie mihi cras tibi (сегодня мне, завтра тебе); Finis gloria mundi; Memento mori; Homo bulla; In ictu oculi (в мгновение ока); Aeterne pungit cito volat et occidit (слава о геройских поступках развеется точно также, как и сон); Omnia morte cadunt mors ultima linia rerum (всё разрушается смертью, смерть — последняя граница всех вещей); Nil omne (всё — это ничего)

Якоб де Гейн I. Натюрморт с черепом (1603) (82,6 х 54) (Нью-Йорк, Метрополитен)

Очень редко натюрморты этого жанра включают человеческие фигуры, иногда скелет — персонификацию смерти. Объекты часто изображаются в беспорядке, символизируя ниспровержение достижений, которые они обозначают.

Aelbert Jansz. van der Schoor. Натюрморт Vanitas (суета сует) (1640-1672) (Амстердам, Гос.музей)

Натюрморты vanitas в начальной форме представляли из себя фронтальные изображения черепов (обычно в нишах со свечой) или других символов смерти и бренности, которые писались на реверсах портретов в эпоху Ренессанса. Эти vanitas, а также цветы, которые также рисовали на оборотах — самые ранние примеры жанра натюрморта в европейском искусстве Нового Времени (например, первый голландский натюрморт — именно «Vanitas» кисти Якоба де Гейна).

Edwaert Collier (ок.1640 - после 1707). Натюрморт Vanitas (суета сует) (1662) (Амстердам, Гос.музей)

Эти черепа на оборотах портретов символизировали смертность человеческой натуры (mors absconditus) и противопоставлялись живому состоянию модели на обороте картины. Самые ранние vanitas — обычно самые скромные и мрачные, зачастую чуть ли не монохромные. Натюрморты vanitas выделились в независимый жанр около 1550 года.

B. Schaak. Натюрморт Vanitas (суета сует) (1675-1700) (Амстердам, Гос.музей)

Художники XVII века перестали изображать череп строго фронтально в композиции и обычно «клали» его в стороне. По мере развития эпохи барокко эти натюрморты становились все более пышными и изобильными.

Franciscus Gysbrechts (до 1630 - после 1676)). Натюрморт Vanitas (суета сует) (115 х 134) (Антверпен, Корол.музей изящ.искусств)

Они приобрели популярность к 1620-м годам. Развитие жанра вплоть до спада его популярности примерно в 1650-х гг. сосредотачивалось в Лейдене, нидерландском городе, который Бергстром в своем исследовании на тему нидерландского натюрморта объявил «центром создания vanitas в 17-м веке». Лейден являлся важным центром кальвинизма, течения, которое осуждало моральную развращенность человечества и стремилось к твердому моральному кодексу. Бергстром считал что для кальвинистских художников эти натюрморты являлись предупреждением против тщеславия и бренности и были иллюстрацией кальвинистской морали того времени. Также на сложение жанра вероятно повлияли гуманистские воззрения и наследие жанра memento mori.

Harmen Steenwyck. Натюрморт Vanitas (суета сует) (1640)

Jacques de Claeuw. Натюрморт Vanitas (суета сует) (1650) (Амстердам, Гос.музей)

Jan Jansz. Treck (ок.1606 - 1652). Натюрморт Vanitas (Суета сует) (1648) (Лондон, Нац. галерея)

Jan Pauwel Gillemans the Elder (1618-1675). Натюрморт Vanitas (суета сует) (1654) (96 x 140) (С-Петербург, Эрмитаж)

Jan van Kessel (1626-1679). Натюрморт Vanitas (суета сует) (1665-1670) (20.3 x 15.2) (Вашингтон, Нац. галерея)

Joris van Son (1622-1667). Аллегория человеческой жизни (1658-1660) (124.7 х 92.7) (Балтимор, Музей Уолтерса)

N. L. Peschier. Натюрморт Vanitas (суета сует) (1659-166) (Филадельфия, Музей искусств)

N.L. Peschier. Натюрморт Vanitas (суета сует) (1660) (Амстердам, Гос.музей)

Peeter Sion the Elder. Натюрморт Vanitas (суета сует) (частная коллекция)

Pieter Claesz. (1596-1661). Натюрморт Vanitas (суета сует) (1628) (24,1 х 35,9) (Нью-Йорк, Метрополитен)

Pieter Claesz. (1596-1661). Натюрморт Vanitas (суета сует) (1630) (39.5 х 56) (Гаага, Королевская галерея Маурицхёйс)

Pieter Claesz. (1596-1661). Натюрморт Vanitas (суета сует) (ок.1628) (36 х 59) (Нюрнберг, Нац. музей Германии)

Franciscus Gysbrechts (до 1630 - после 1676)). Натюрморт Vanitas (суета сует) (85.7 х 59)

Pieter Claesz. Натюрморт Vanitas (суета сует) (1636) (47 х 61) (Мюнстер, Вестфальский Гос. музей истории культуры и искусства)

Pieter Symonsz. Potter. Натюрморт Vanitas (1646) (Амстердам, Гос.музей)

Stevers. Натюрморт Vanitas (суета сует) (1630-1660) (Амстердам, Гос.музей)

Бартоломеус Брейн Старший, 1-я пол. XVI в.

Филипп де Шампань, 2-я пол. XVII в.

Питер Боель, 1663

Симон Ренар де Сен-Андре, ок. 1650

Юриан ван Стрек, ок. 1670

Ванитас (Vanitas) – направление живописи, о котором просто нельзя не упомянуть. Также его называют «Суета сует». Столь необычное название пошло от латинского vanus, что переводится как «бренный, пустой». Развитие этого направления началось в семнадцатом веке. Европейская культура на тот момент переживала не самый счастливый период: в обществе царило чувство неуверенности в завтрашнем дне, что и нашло своё отражение в изобразительном искусстве.

«Суета сует» - трудно представить более подходящее название для жанра, специфика которого позволяет подчеркнуть хрупкость человеческой жизни, которая может оборваться в любой момент. С помощью изобразительных средств, характерных для этого жанра, показывается бренность бытия - через разнообразные символы, которые безотчетно влияют на сознание человека. И перед лицом неотвратимой смерти такими бессмысленными начинают казаться все политические и религиозные проблемы!

Как и любой другой жанр , ванитас имеет целый ряд атрибутов, свойственных только ему, которые несут определенную смысловую нагрузку и позволяют передать всю тщетность каких-либо действий.

Очень часто встречается такой символ, как череп. Он должен наталкивать на мысль о неизбежности смерти. Скелет – это всё, что остается от нашей телесной оболочки, именно поэтому череп здесь - словно бы зеркальное отражение нашего будущего.

Ну а гнилые фрукты в этом жанре изображаются как символ старения. Если же на полотне спелые плоды, они означают плодородие, изобилие или богатство. Причем у каждого фрукта свое значение. Нередко на картинах ванитас можно увидеть цветы, чаще всего увядающие. Каждый цветок тоже несет свою информацию, к примеру, роза – символ секса и любви, она тщеславна, как и человек.

Довольно любопытно то, что на изображениях в стиле ванитас встречаются мыльные пузыри, казалось бы (в нашем привычном восприятии), символ радости жизни. Но здесь всё сложнее: на этих картинах мыльный пузырь означает краткосрочность существования. А то, как легко он может лопнуть, указывает на внезапность смерти. Среди других знаковых атрибутов этого жанра следует назвать также свечи (тлеющие или гаснущие), наполненные кубки, игральные карты, курительные трубки, карнавальные маски, зеркала и разбитая посуда…

Можно еще долго перечислять предметы, встречающиеся на картинах в жанре ванитас, а еще дольше - пытаться истолковать их значение. Но важнее будет сказать главное: vanitas – это искусство, которое заставляет нас задуматься и многое переосмыслить.

Ванитас (лат. vanitas, букв. — «суета, тщеславие»)
Термин восходит к библейскому стиху (Еккл.1:2) Vanitas vanitatum omnia vanitas («Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — всё суета!»).


Pieter van Steenwyck

Ванитас - это тип философского натюрморта, в котором предметы, символизирующие богатство природы и человеческой деятельности, противопоставлены элементам, напоминающим о смерти. Этот жанр сформировался в интеллектуальном центре Голландии - Лейдене - около 1620; он распространился, в частности, во Франции и Голландии, в основном в XVII в.

Claesz Pieter

Элементы, изображенные на таких натюрмортах, можно разделить на три категории:

  • предметы, связанные с земной жизнью, созерцательной (науки, литература, искусство) и сладострастной (пять чувств), богатством (деньги) и силой (оружие);
  • предметы, олицетворяющие бренность жизни, быстрое течение времени (песочные часы), разложение (цветы с упавшими лепестками, испорченные фрукты, потрескавшиеся камни);
  • надписи (например, "Vanitas vanitatis et omnia vanitas").

Bartolomeo Bettera

Наверное, вы заметили, что все предметы на натюрмортах находятся в полнейшем беспорядке, кажется, что эти горы вот-вот рассыпятся. Это не случайно: беспорядок символизирует ниспровержение достижений, которые обозначают изображённые предметы.
Символы , встречающиеся на полотнах, были призваны напоминать о бренности человеческой жизни и о преходящести удовольствий и достижений:
--Музыка в ряду символов Vanitas занимает одно из главных мест (хотя и не является обязательным атрибутом натюрморта в стиле ванитас), и это понятно... Ещё Леонардо да Винчи говорил: "музыка умирает, как только рождается".
--Череп — напоминание о неизбежности смерти. Аналогично тому, как портрет является лишь отражением когда-то живого человека, так и череп является лишь формой когда-то живой головы. Зритель должен воспринимать его как «отражение», он наиболее отчетливо символизирует бренность человеческой жизни.

Cornelis Norbertus Gijsbrechts

Зеркала, стеклянные (зеркальные) шары — зеркало является символом тщеславия, кроме того, тоже знак отражения, тени, а не настоящего явления.
--Песочные и механические часы — быстротечность времени.
--Книги и географические карты (mappa mundi), писчее перо — символ наук.

Claesz, Pieter

Мыльные пузыри — краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homo bulla — «человек есть мыльный пузырь».

David Bailly

Палитра с кистями, лавровый венок (обычно на голове черепа) — символы живописи и поэзии.
--Портреты красивых женщин, анатомические рисунки. Письма символизируют человеческие отношения.

Claesz Pieter

Гнилые фрукты — символ старения. Зрелые плоды символизируют плодородие, изобилие, в переносном смысле богатство и благосостояние. Ряд плодов имеет свое значение: грехопадение обозначается грушами, помидорами, цитрусами, виноградом, персиками и вишней, и конечно, яблоком. Эротический подтекст имеют инжир, сливы, вишни, яблоки или персики.

Цветы (увядающие); роза — цветок Венеры, символ любви и секса, которая тщеславна, как всё, присущее человеку. Мак — успокоительное средство, из которого изготавливают опиум, символ смертного греха лености. Тюльпан — объект коллекционирования в Нидерландах XVII века, символ необдуманности, безответственности и неразумного обращения с дарованным Богом состоянием.

Ростки зерна, ветви плюща или лавра (редко) — символ возрождения и круговорота жизни.

Cornelis van Harlem


Cristoforo Munari

Evaristo Baschenis

Franciscus Gysbrechts

Jean-Baptiste Oudry



Pieter Roestraeten

Морские раковины, иногда живые улитки — раковина моллюска является останками когда-то живого животного, она обозначает смерть и бренность. Ползучая улитка — олицетворение смертного греха лености. Большие моллюски обозначают двойственность натуры, символ похоти, ещё одного из смертных грехов.

Silbernagl Montenapoleone

Simon Renard de Saint-André

Гаснущая дымящаяся свеча (огарок) или масляная лампа; колпачок для гашения свечей — горящая свеча является символом человеческой души, её затухание символизирует уход.
--Лист бумаги обычно содержит нравоучительное (и, как правило,пессимистическое) изречение, например:

Vanitas vanitatum; Ars longa vita brevis; Hodie mihi cras tibi (сегодня мне, завтра тебе); Finis gloria mundi; Memento mori; Homo bulla; In ictu oculi (в мгновение ока); Aeterne pungit cito volat et occidit (слава о геройских поступках развеется точно также, как и сон); Omnia morte cadunt mors ultima linia rerum (всё разрушается смертью, смерть — последняя граница всех вещей); Nil omne (всё — это ничего)

Короны и папские тиары, скипетры и державы, венки из листьев — знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. Подобно маскам, символизируют отсутствие тех, кто их носил.
Vincent Laurensz van der Vinne.

Jan Lievens

Здравствуйте, друзья!


В последнее время мы довольно часто встречаем множество любопытных и притягательных своей необычностью работ, содержащих анатомические рисунки или изображения черепов и скелетов, которыми стали изобиловать даже привычные валентинки. К тому же многие дизайнеры, например Тим Хольц, любят создавать формы для вырубок и изображения для штампов на такие "мрачные" темы, которые мы как-то даже привыкли считать относящимися исключительно к Хеллоуину. Однако, когда совсем недавно появилась новая коллекция бумаги "Наизнанку # 28" на подобную тему, стало понятно, что этому течению суждено быть не просто модным направлением в скрапбукинге, но и, скорее всего, закрепиться в нём навсегда, обретя со временем отличительные признаки и особенности стиля. Но как же мы относимся к этому, мягко говоря, эксцентричному и вместе с тем довольно пессимистичному жанру? И насколько мы готовы выйти за его рамки, чтобы увидеть в нём какой-то совершенно новый, возможно более глубокий смысл? И наконец, какое же название более всего подходит этому необычному направлению в современном скрапбукинге? Ответы, тем не менее, гораздо ближе, чем мы можем себе предположить:)
Многие из вас, наверное, уже слышали о новом парфюме от Версаче под названием "Vanitas" и одноимённой коллекции стильных часов, а также неоднократно встречали иллюстрации, фотографии и картины с изображениями черепов и горящих свечей, но не многие знают о том, что термин "ванитас" уходит своими корнями в глубокое Средневековье.
Поэтому, прежде всего, давайте обратимся к его истокам и постараемся узнать и понять, чем же на самом деле является "ванитас" ...

Итак,согласно Википедии, Ванитас - это жанр живописи эпохи барокко или аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп. Эта ранняя стадия развития натюрморта предназначалась для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти. История термина "ванитас" восходит к библейскому стиху Екклизиаста "Vanitas vanitatum et omnia vanitas " ("Суета сует - всё суета!").

Первый голландский натюрморт «Vanitas» кисти Якоба де Гейна, 1603. Над аркой изображены Плачущий Гераклит и смеющийся Демокрит


Как мы знаем, в натюрморте изображаются только обиходные, т.е. повседневные, обыденные вещи, неодушевленные предметы. Это может быть различная снедь, т.е. пища, посуда, книги, статуэтки и т.п. Все живое, естественное, природное становится в натюрморте неодушевленным, мертвым (с французского "натуре морте", т.е. "мертвая натура") и приравнивается к вещам. Так, чтобы стать предметом натюрморта плоды и фрукты должны быть сорваны, звери и птицы – убиты, рыбы, морские животные – выловлены, цветы – срезаны. Вещи в натюрморте целенаправленно сгруппированы в единой среде, образуя мир искусственной реальности, в той или иной степени преображенной человеком.

Эстетика жанра "ванитас", полного смысловых контрастов и искусственного уменьшения трагичности на грани ироничного гротеска, была весьма типична для искусства стиля барокко, и в своей первоначальной форме натюрморты-ванитас представляли собой фронтальные изображения черепов (обычно в нишах и со свечой) или других символов смерти и бренности, которые писались на реверсах (обратной стороне) портретов в эпоху Ренессанса. Эти черепа на оборотах портретов символизировали смертность человеческой натуры (mors absconditus) и противопоставлялись живому состоянию модели на обороте картины. По мере развития эпохи барокко эти натюрморты становились все более пышными и изобильными, а художники перестали изображать в композиции череп строго фронтально, размещая его несколько в стороне...

Эти натюрморты довольно редко включали человеческие фигуры и гораздо чаще скелет как персонифицированный образ смерти. Объекты изображались в некотором беспорядке, как бы символизируя ниспровержение человеческих достижений, которые они обозначали.Символика "суеты сует" имела своей целью подчеркнуть неустойчивость и хрупкость жизни, но наряду с морализирующими в ней также переплетались политические и религиозные темы.

Давайте рассмотрим лишь некоторые символы "ванитас", встречающиеся на полотнах, которые были призваны напоминать о бренности человеческой жизни и о преходящести удовольствий и достижений:

  • Череп — напоминание о неизбежности смерти. Аналогично тому, как портрет является лишь отражением когда-то живого человека, так и череп является лишь формой когда-то живой головы. Зритель должен воспринимать его как «отражение», он наиболее отчетливо символизирует бренность человеческой жизни.
  • Срезанные цветы означают краткость жизнь и эфемерность красоты, обречённой с течением времени на гибель.
  • Стрекоза в средние века считалась одним из разновидностей мухи и её изображение имело отрицательный смысл, воплощающий дьявола.
  • Бабочка, благодаря своей способности освобождаться из кокона, считалась символом спасения и возрождения. В противоположность стрекозе она указывает на вечную борьбу добра со злом.
  • Гнилые фрукты — символ старения. Зрелые плоды символизируют плодородие, изобилие, в переносном смысле богатство и благосостояние. Ряд плодов имеет свое значение: грехопадение обозначается грушами, помидорами, цитрусами, виноградом, персиками и вишней, и конечно, яблоком. Эротический подтекст имеют инжир, сливы, вишни, яблоки или персики.
  • Цветы (увядающие); роза — цветок Венеры, символ любви и секса, которая тщеславна, как всё, присущее человеку. Мак — успокоительное средство, из которого изготавливают опиум, символ смертного греха лености. Тюльпан — объект коллекционирования в Нидерландах XVII века, символ необдуманности, безответственности и неразумного обращения с дарованным Богом состоянием.
  • Ростки зерна , ветви плюща или лавра (редко) — символ возрождения и круговорота жизни.
  • Морские раковины , иногда живые улитки — раковина моллюска является останками когда-то живого животного, она обозначает смерть и бренность. Ползучая улитка — олицетворение смертного греха лености. Большие моллюски обозначают двойственность натуры, символ похоти, ещё одного из смертных грехов.
  • Мыльные пузыри — краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homo bulla — «человек есть мыльный пузырь».
  • Гаснущая дымящаяся свеча (огарок) или масляная лампа ; колпачок для гашения свечей горящая свеча является символом человеческой души, её затухание символизирует уход.
  • Кубки , игральные карты или кости , шахматы (редко) — знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни. Равенство возможностей в азартной игре значило также и предосудительную анонимность.
  • Курительная трубка — символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений.
  • Карнавальная маска — является знаком отсутствия человека внутри неё. Также предназначена для праздничного маскарада, безответственного удовольствия.
  • Зеркала , стеклянные (зеркальные) шары — зеркало является символом тщеславия, кроме того, тоже знак отражения, тени, а не настоящего явления.
  • Разбитая посуда , обычно стеклянные бокалы. Пустой стакан , противопоставленный полному, символизирует смерть. Стекло символизирует хрупкость, белоснежный фарфор — чистоту. Ступка и пестик — символы мужской и женской сексуальности. Бутылка — символ греха пьянства.
  • Нож — напоминает об уязвимости человека и о его смертности. Кроме того, это фаллический символ и скрытое изображение мужской сексуальности.
  • Песочные и механические часы — быстротечность времени.
  • Музыкальные инструменты , ноты — краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств.
  • Книги и географические карты (mappa mundi ), писчее перо — символ наук.
  • Глобус , как земли, так и звездного неба.
  • Палитра с кистями , лавровый венок (обычно на голове черепа) — символы живописи и поэзии.
  • Портреты красивых женщин , анатомические рисунки . Письма символизируют человеческие отношения.
  • Красные сургучные печати .
  • Медицинские инструменты — напоминание о болезнях и бренности человеческого тела.
  • Кошельки с монетами , шкатулки с драгоценностями — драгоценности и косметика предназначены для создания красоты, женской привлекательности, одновременно они связаны с тщеславием, самовлюбленностью и смертным грехом высокомерия. Также они сигнализируют об отсутствии на полотне своих обладателей.
  • Оружие и доспехи — символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу.
  • Короны и папские тиары , скипетры и державы , венки из листьев — знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. Подобно маскам, символизируют отсутствие тех, кто их носил.
  • Ключи — символизируют власть домашней хозяйки, управляющей запасами.
  • Руины — символизируют преходящую жизнь тех, кто их населял когда-то.
  • Лист бумаги с нравоучительным (пессимистическим) изречением , например:

Vanitas vanitatum (Суета сует);

Ars longa vita brevis (Искусство вечно, жизнь коротка);

Hodie mihi cras tibi (Сегодня мне, завтра тебе);

Finis gloria mundi (Так проходит мирская слава);

Memento mori (Помни о смерти);

Homo bulla (Человек есть мыльный пузырь);

In ictu oculi (В мгновение ока);

Aeterne pungit cito volat et occidit (Слава о геройских поступках развеется точно также, как и сон);

Omnia morte cadunt mors ultima linia rerum (Всё разрушается смертью, смерть — последняя граница всех вещей);

Nil omne (Всё — это ничего).

В качестве примера рассмотрим анализ двух полотен старых мастеров живописи, чтобы убедиться в том, насколько умело они использовали символику в своих работах...



Амброзиус Босхерт Старший " Натюрморт с цветами", 1614 г.
Срезанные цветы на этом натюрморте кисти фламандского художника Амброзиуса Босхерта Старшего (1573-1621) означают краткость жизнь и эфемерность красоты, обречённой с течением времени на гибель. Поскольку стрекоза в средние века считалась одним из разновидностей мухи, то её изображение имело отрицательный смысл, воплощающий дьявола. Бабочка же, благодаря своей способности освобождаться из кокона, считалась символом спасения и возрождения. В противоположность стрекозе она указывает на вечную борьбу добра со злом.

На этой картине голландский живописец и рисовальщик Флорис ван Дейк (1635-1672) изобразил несколько символов, среди которых мы различаем стакан вина, который являлся символом крови Христа и напоминанием о Тайной вечери; две кисти винограда христианский символ благих даров. Яблоко должно было напоминать о первородном грехе человека. Хлеб - символ тела Христа. Сыр у протестантов был пищей, разрешённой во время поста. Орех, согласно Блаженному Августину, - это образ Христа, а кожура ореха - плоть, скорлупа - символ креста, а ядро намекает нам на божественную природу Христа.

А теперь настало время познакомимся всего лишь с некоторыми работами самых разных художников (как старых, так и современных) содержащими самый "устрашающий" и самый главный символ жанра ванитас...


Галерея "Ванитас"
и череп в искусстве...

Дэвид Бейли (David Bailly) 1584–1657

Датский художник, известен как автор портретов студентов и профессоров Лейденского университета, а также нескольких картин, отражающих мимолетность жизни с такими символическими предметами как цветы и свечи. Его самый известный автопортрет включает практически все символы жанра ванитас, - стоит только присмотреться повнимательнее...

Эдуард Шимо (Édouard Chimot) 1880-1959
Французский художник, иллюстратор, редактор, чья карьера достигла своего пика в 1920-х гг в Париже.

Николай Рерих 1874 - 1947
русский художник, философ, мистик, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель, масон, поэт, педагог, создатель около 7000 картин (многие из которых находятся в известных галереях мира) и около 30 литературных трудов...

Сальвадор Дали (Salvador Dalí) 1904-1989
Величайший гений сюрреализма, уникальный испанский художник, скульптор и режиссёр.

Salvador Dalí, Soldier Take Warning, 1942

Жорж Дюмениль де Латур (Georges de La Tour) 1593-1652)
Французский живописец эпохи Барокко из Лотарингии, на творчество которого оказало большое влияние Караваджо и нидерландских (утрехтских) караваджистов.

Чарльз Алан Гилберт Charles Allan Gilbert) 1873-1929
американский художник-иллюстратор; в 18 лет создал самую известную оптическую иллюзию "Всё суета", которой до сих пор подражают многие художники и фотографы
Charles Allan Gilbert, All Is Vanity, 1892

Гуидо Мокафико (Guido Mocafico) родился в1962

Швейцарский фотограф, работает в Париже, специализируется на натюрмортах.

Nature morte а la vanite, Guido Mocafico, 2007

Майк Митчелл (Mike Mitchell) родился в 1982

Молодой американский художник-иллюстратор из Лос-Анджелеса, которого отличает талант создать из привычного, всеми узнаваемого образа совершенно новый, уникальный, весёлый и даже комический

Mike Mitchell, Little Pilot Skullington, 2009
Том Френч (Tom French) родился в 1982

Английский художник, чьи графические картины в жанре ванитас вызывают крайне неоднозначные отзывы: многие его работы изображают влюблённых, но при этом создают оптическую иллюзию черепа.

Фернандо Винсенте (Fernando Vincente) родился в 1963
Современный испанский художник из Мадрида, знаменитый целой серией весьма неоднозначных и порой просто шокирующих своей откровенностью работ в интерпретированном жанре Vanitas (Ванитас), а также Anatomias (Анатомия), Atlas (Атлас), Pin-Ups (Постеры), Retratos (Портреты).
Блог художника с новой серией работ Venus-Vanitas

Fernando Vincente, Vanitas - Carne d"amour, 2008
Дэмьен Хёрст (Damien Hirst) родился в 1965
Английский художник, предприниматель, коллекционер, а также автор самого дорогого произведения современного искусства. Его знаменитый человеческий череп "За любовь Господа", сделанный из платины и инкрустированный бриллиантами, оценивается в 50 миллионов фунтов стерлингов.
Damien Hirst, For the Love of God, 2007

Вы впечатлены? Мы - да!

PS: Когда статья ещё только готовилась к публикации, даже в рабочем блоге ЖТ высказывались самые неоднозначные мнения о том, насколько интересным и актуальным будет этот жанр для наших читателей. Однако, примем мы его или нет - уже не важно, потому что он существует, развивается и продолжает вдохновлять не только известных художников, дизайнеров и фотографов независимо от чьего-либо мнения и даже самого времени... А мне подумалось, что в жизни людей бывают не только праздники, и с помощью символов "ванитас" можно передать самые разные чувства, поскольку этот череп - вовсе не единственный среди их потрясающего многообразия. Ведь существует же язык признаний (иначе, язык цветов или флюрографика), пусть существует и язык скорби, который также необходимо знать (конечно же, не дай Бог, но... memento mori ! ). Думаю, что цитата из статьи Елены Сикирич "Язык символов" как нельзя лучше подходит для понимания этой необходимости: "Испокон веков всякий раз, когда перед человеком вставала необходимость объять необъятное, соединить видимое и невидимое, связать между собой прошлое, настоящее и будущее, совершенно новое и поистине древнее; всякий раз, когда душа его рвалась к новым далям, для достижения которых нужно было преодолевать границы жизни и смерти, пространства и времени и постигать вечные законы бытия; всякий раз, когда для объяснения и выражения этого одних слов было недостаточно, — человек прибегал к удивительному языку символов".

Думаю, что всё-таки стоит обратиться к побудительным первоистокам своего собственного "Я" и постараться как можно чаще выражать в работах свои истинные чувства, мысли и эмоции хотя бы посредством этого необыкновенно выразительного языка, ибо

Ars longa vita brevis!