Георг Фридрих Гендель:биография, интересные факты, творчество. Музыка барокко: какой она была? Шедевры Генделя


Жизненный и творческий путь Г. Ф. Генделя.

Г. Ф. Гендель (1685 - 1759) – немецкий композитор барокко. Родился в Галле близ Лейпцига, первую половину своей жизни прожил в Германии, а вторую половину – с 1716 г. – в Англии. Гендель умер в Лондоне и похоронен в Вестминстерском аббатстве (усыпальница английских королей, государственных деятелей, знаменитых людей: Ньютона, Дарвина, Диккенса). В Англии Генделя считают английским национальным композитором.

В раннем возрасте Гендель обнаруживает большие музыкальные способности. Уже в 7-летнем возрасте Гендель покоряет своей игрой на органе герцога Саксонского. Однако музыкальные увлечения ребёнка наталкиваются на противодействие отца, мечтавшего о юридической карьере сына. Поэтому Гендель поступает в университет на юридический факультет и параллельно служит органистом в церкви.

В 18-летнем возрасте Гендель переезжает в Гамбург, город, имеющий первый в Германии оперный театр, соревнующийся с театрами Франции и Италии. Именно опера влекла к себе Генделя. В Гамбурге появилась первая оратория Генделя «Страсти по Евангелию от Иоанна», первые оперы – «Альмира», «Нерон».

В 1705 г. Гендель направляется в Италию, пребывание в которой имело огромное значение для формирования генделевского стиля. В Италии окончательно определилось творческое направление композитора, его приверженность итальянской опере-seria. Оперы Генделя получают восторженное признание у итальянцев («Родриго», «Агриппина»). Гендель пишет также и оратории, светские кантаты, в которых оттачивает своё вокальное мастерство на итальянские тексты.

В 1710 г. композитор едет в Лондон, где с 1716 г. обосновывается окончательно. В Лондоне он отдаёт много времени изучению хорового искусства Англии. В результате появляются 12 антемов – английских псалмов для хора, солистов и оркестра на библейские тексты. В 1717 г. Гендель пишет «Музыку на воде» - 3 оркестровых сюиты для исполнения во время парада королевского флота на Темзе.

В 1720 г. в Лондоне был открыт оперный театр «Королевская академия музыки» (с 1732 г. – «Ковент-Гарден»), музыкальным руководителем которого становится Гендель. Период с 1720 по 1727 гг. является кульминационным в деятельности Генделя как оперного композитора. Гендель создавал по несколько опер в год. Тем не менее, итальянская опера всё более и более стала испытывать кризисные явления. Английское общество стало испытывать острую потребность в национальном искусстве. И хотя лондонские оперы Генделя были распространены по всей Европе как шедевры, падение престижа итальянской оперы отражается и на его творчестве. В 1728 г. «Королевскую академию музыки» пришлось закрыть. Однако Гендель, не отчаиваясь, едет в Италию, набирает новую труппу и открывает сезон Второй оперной Академии. Появляются новые оперы: «Роланд», «Ариодант», «Альчина» и др., в которых Гендель обновляет трактовку оперы-seria– вводит балет, усиливает роль хора, делает музыкальный язык более простым и выразительным. Однако борьба за оперный театр кончается поражением – Вторая оперная Академия закрывается в 1737 г. Композитор тяжело переносит крах Академии, заболевает (депрессия, паралич) и почти 8 месяцев не работает.

После провала оперы «Дейдалия» (1741) Гендель отказывается от сочинения опер и сосредотачивает внимание на оратории.В период с 1738 по 1740 гг. были написаны его библейские оратории: «Саул», «Израиль в Египте», «Самсон», «Мессия» и др. Оратория «Мессия» после премьеры в Дублине встретила резкую критику духовенства.

На закате жизни Гендель добивается прочной славы. Среди произведений, написанных в последние годы, выделяется «Музыка для фейерверка», предназначенная для исполнения на открытом воздухе. В 1750 г. Гендель берётся за сочинение новой оратории «Иевфай». Но здесь его сражает несчастье – он слепнет. Слепой, он заканчивает ораторию. В 1759 г. Гендель умирает.

Характеристика творческого стиля Генделя.

Огромное значение имеет духовная тематика – образы Ветхого и Нового заветов (оратории «Самсон», «Мессия», «Иуда Маккавей»). В них Генделя привлекал эпический размах и героический характер многих образов (библейские образы в героическом, гражданском аспекте).

Музыка Генделя передаёт не психологически тонкие нюансы, а большие чувства, которые композитор воплощает с такой силой и мощью, что заставляет вспомнить творения Шекспира (Генделя, как и Бетховена, нередко называют «Шекспиром масс»). Отсюда – основные черты его стиля:

монументальность, широта (обращение к крупным формам – опере, кантате, оратории)

оптимистическое, жизнеутверждающее начало

общечеловеческий уровень творчества.

Свыше 30 лет своей жизни Гендель посвятил опере (свыше 40 опер). Но только в ораториальном жанре Гендель создал подлинно великие произведения (32 оратории). Сюжеты для ораторий Гендель черпал из различных источников: исторических, античных, библейских. Наибольшую популярность получили его библейские оратории: «Саул», «Израиль в Египте», «Самсон», «Мессия», «Иуда Маккавей». Свои оратории Гендель предназначал для театра и исполнения в декорациях. Желая подчеркнуть светский характер своих ораторий, он стал исполнять их на концертной эстраде, создав тем самым новую традицию исполнения библейских ораторий. В ораториях внимание Генделя приковано не к индивидуальной судьбе героя, как в опере, не к его лирическим переживаниям, а к жизни целого народа. В отличие от оперы-seria, с её опорой на сольное пение, стержнем оратории оказался хор как форма передачи мыслей и чувств народа. Формой сольного пения в оратории, как и в опере, является ария. Гендель вводит новую разновидность сольного пения - арию с хором.

Музыкальное искусство эпохи Классицизма образно-смысловое наполнение. Личности.

Классицизм - образная среда

На протяжении 15 -18вв. попытка возрождения античности заявляла о себе, каждый раз обнаруживая новые свои грани. В разные периоды это стремление принимало различные формы. На ранних этапах музыкальный классицизм соседствовал с периодом мощного расцвета барокко, использовал многие барочные средства и не смог в тот период реализоваться в той же мере, как, например, в литературе (Ж.Б.Мольер, П.Корнель, Ж.Расин).

Классицизм 18в. формировался во Франции в период распада абсолютной монархии, выдвижения третьего сословия и предреволюционных идей эпохи Просвещения. Эти идеи оказали заметное влияние на развитие искусства Франции и других стран западной Европы. В основе классицизма лежало убеждение в разумности бытия, в наличии единого, всеобщего порядка, управляющего ходом вещей в природе и жизни, гармоничности человеческой натуры. Разум служил главным критерием в познании прекрасного. Теоретической базой движения Просвещения был материализм, атеизм, рационализм, критицизм, прагматизм, оптимизм. Французские просветители обожествляли природу и "естественный порядок вещей", считали необходимым уподобить ему общественную жизнь. Эти идеи соответствовали эстетике Классицизма. Искусство призывало человека воспитывать в себе чувство гражданского долга, а не предаваться забавам и наслаждениям. Эти идеи принимали подчас парадоксальные формы. Просветители отводили изобразительному искусству роль иллюстратора морали, часто банальных и сентиментальных житейских истин и требовали безапелляционной дидактичности в осуществлении воспитательных функций. Всепроникающая литературность приводила к тому, что картины могли пересказывать, как роман. Показательны названия произведений наиболее последовательного "просветителя" Ж.-Б. Греза: "Битые яйца", "Наказанный сын", " Два воспитания" - они действительно вызывали желание пересказывать сюжет. Характерно, что сами художники, и в том числе Грёз, писали пространные письма с подробными комментариями и объяснениями сюжетов своих картин. В музыке эти принципы тоже нашли своё преломление, - мало того, здесь они сыграли прогрессивную роль. Музыкальные образы стали зримыми и конкретными. Многие музыкальные темы настолько рельефны, что их можно "рассказать". Противопоставление рельефных, контрастных тем-образов, их столкновение и взаимодействие легло в основу музыкальной драматургии сонатного Allegro - наивысшего достижения музыкального классицизма.

Эстетика классицизма содержит сумму обязательных правил, которым должно отвечать произведение искусства. Важнейшие из них - требования равновесия красоты и истины, логической ясности замысла, стройности и законченности композиции, чёткого разграничения жанров. В Драматическом искусстве обязательными были принципы «трех единств» («единство времени», «единство места», «единство действия»). Ещё одна норма классицизма, нашедшая воплощение в музыке, касается образного содержания. Сюжеты, литературные или обобщённые, должны заканчиваться победой добра над злом, торжеством светлых сил, утверждением оптимистического, светлого начала. Образы музыкальных произведений должны быть рельефными и опред-ми: героическими, страждущими, ликующими, фатальными, галантными, комичными и др.

Наиболее яркое воплощение классицизм получил во второй половине 18в. в творчестве венских классиков. Становление Венской классической школы приходится на годы бурного развития немецкого и австрийского просветительства. Переживает свой расцвет немецкая поэзия, достигает высокого развития философия. В Австрии, в период так называемого "просвещенного абсолютизма" Иосифа II создаётся почва для распространения передовых идей. Крупнейшие художники и мыслители эпохи - Гердер, Гёте, Шиллер, Лессинг, Кант, Гегель выдвигают новые гуманистические идеалы. Это оказало существенное воздействие на формирование мировоззрения композиторов венской классической школы. Музыканты, вынужденные находиться на положении лакеев у аристократической знати или служить в церквах, удовлетворяя по необходимости часто отсталые вкусы коронованных и титулованных властителей, острейшим образом ощущали несправедливость и абсурдность создавшегося положения вещей. Видными представителями классицизма были композиторы мангеймской школы: К.В.Глюк,Л.Боккерини,К.Д.фон Диттерсдорф,Л.Керубини. Вершина музыкального классицизма - творчество венских классиков - В.А.Моцарта, Й. Гайдна и Л.В.Бетховена.

Эстетика классицизма, подразумевающая стройность и законченность композиции, её равновесие и рациональность повлекла за собой интенсивное развитие музыкальных форм. Это дало новое осмысление целому ряду жанров, бытовавших на начало этого периода. В инструментальной музыке соната, симфония, инструментальный концерт последней трети 18 в. - это уже абсолютно не те сонаты, симфонии, концерты, которые мы встречаем в музыке барокко. В них другие формы, другая лексика, другой образный смысл и другая логика. Важнейшим завоеванием этого этапа было утверждение симфонизма как носителя образно-смыслового содержания в развитии и сложном сплетении противоречий. Симфонизм венских классиков вбирает в себя некоторые элементы оперной драматургии, воплощая большие, развёрнутые идейные концепции и драматические конфликты. С другой стороны, принципы симфонического мышления проникают не только в различные инструментальные жанры (соната, квартет и т. д.), но и в оперу, и в произведения кантатно-ораториального типа.

1685 - родился в г. Галле. Обнаруженные в раннем возрасте незаурядные музыкальные способности, в т.ч. дар импровизатора, не вызывали особого восторга у отца - пожилого цирюльника-хирурга.

С 9-летнего возраста брал уроки композиции и игры на органе у Ф.В. Цахау,

с 12 лет писал церковные кантаты и органные пьесы.

В 1702 г . изучал юриспруденцию в университете Галле, параллельно занимал пост органиста протестантского собора.

С 1703 г. работал в оперном театре в Гамбурге (скрипачом, затем клавесинистом и композитором). Знакомство с Кайзером, музыкальным теоретиком Маттезоном. Сочинение первых опер - «Альмира», «Нерон» . Страсти по Иоанну .

В 1706-1710 совершенствовался в Италии, где прославился как виртуозный мастер игры на клавесине и органе. Познакомился с Корелли, Вивальди, отцом и сыном Скарлатти. Широкую известность принесли Генделю постановки его опер «Родриго», «Агриппина» . Оратории «Триумф времени и правды», «Воскресение» .

В 1710-1717 придворный капельмейстер в Ганновере , хотя с 1712 жил преимущественно в Лондоне (в 1727 получил английское подданство). Успех оперы «Ринальдо» (1711, Лондон) закрепил за Генделем славу одного из крупнейших оперных композиторов Европы. Особенно плодотворной была работа композитора в лондонской «Королевской академии музыки», когда он сочинял по нескольку опер в год (среди них - «Юлий Цезарь», «Розелинда», «Александр» и др .) Независимый характер Генделя осложнял его отношения с определенными кругами аристократии. Кроме того, жанр оперы-seria, постановками которого занималась «Королевская музыкальная академия», был чужд английской демократической публике.

В 1730-е годы Гендель ищет новые пути в музыкальном театре, пытается реформировать оперу- seria («Ариодант», «Альчина», «Ксеркс» ), однако сам этот жанр был обречен. После перенесенной тяжелой болезни (паралич) и провала оперы «Дейдамия» отказался от сочинения и постановки опер.

После 1738 года центральным жанром творчества Генделя стала оратория : «Саул», «Израиль в Египте», «Мессия», «Самсон», «Иуда Маккавей», «Иисус Навин».

Во время работы над последней ораторией «Иевфай» (1752) у композитора резко ухудшилось зрение, он ослеп; вместе с тем до последних дней продолжал подготавливать свои сочинения к печати.

Бах и Гендель

Творчество Георга Фридриха Генделя, наряду с творчеством И.С. Баха , явилось кульминацией в развитии музыкальной культуры первой половины XVIII века. Многое объединяет этих двух художников, которые, к тому же, были ровесниками и соотечественниками:

  • оба синтезировали творческий опыт различных национальных школ, их творчество - это своеобразное подведение итогов в развитии многовековых традиций;
  • и Бах, и Гендель явились крупнейшими в истории музыки полифонистами;
  • оба композитора тяготели к жанрам хоровой музыки.

Однако в сравнении с Бахом творческая судьба Генделя сложилась совершенно иначе, с самого рождения он воспитывался в других условиях, а впоследствии жил и работал в иной общественной обстановке:

  • Бах был потомственным музыкантом. Гендель же родился в семье довольно богатого цирюльника-хирурга и его ранние музыкальные наклонности не вызвали никакого восторга у его отца, который мечтал видеть сына юристом;
  • если биография Баха небогата внешними событиями, то Гендель прожил жизнь очень бурную, изведав и блестящие победы, и катастрофические срывы;
  • уже при жизни Гендель добился всеобщего признания, был на виду у всей музыкальной Европы, тогда как творчество Баха было мало известно его современникам;
  • Бах почти всю свою жизнь служил при церкви, огромную часть музыки написал для церкви, сам был очень набожным человеком, прекрасно знающим Священное Писание. Гендель же был исключительно светским композитором, сочинявшим прежде всего для театра и концертной эстрады. Чисто церковные жанры у него занимают небольшое место и сосредоточены в раннем периоде творчества. Показательно, что духовенство при жизни Генделя препятствовало попыткам трактовать его оратории как культовую музыку.
  • С юных лет Гендель не пожелал мириться с зависимым положением провинциального церковного музыканта и при первой возможности переехал в вольный город Гамбург - город немецкой оперы. В эпоху Генделя он был культурным центром Германии. Ни в одном из других немецких городов музыка не пользовалась таким уважением, как там. В Гамбурге композитор впервые обратился к оперному жанру, к которому тяготел всю жизнь (в этом - еще одно его отличие от Баха).

Оперное творчество Генделя

Как оперный композитор Гендель не мог не поехать в Италию, тем более что гамбургская опера в начале XVIII века шла к упадку (Бах же ни разу за всю свою жизнь не выезжал за пределы Германии). В Италии его поразила сугубо светская атмосфера художественной жизни, так не похожая на замкнутую жизнь немецких городов, где музыка звучала в основном в церкви и княжеских резиденциях. Создавая для различных театров все новые оперы («Ринальдо » , «Родриго » , «Тезей») Гендель, однако, очень отчетливо ощущал, что не всё удовлетворяет его в этом жанре. Он всегда стремился к воплощению героического содержания, ярких и сильных характеров, к созданию грандиозных массовых сцен, однако всего этого не знала современная ему опера-seria. В процессе своей многолетней работы над оперой (37 лет, за которые им было создано более 40 опер, в том числе «Орландо» , «Юлий Цезарь» , «Ксеркс» ) Гендель предпринимал попытки обновить жанр seria. Это часто вызывало противодействие аристократической публики, ценившей в опере лишь виртуозное пение. Однако тот тип оперы, который героически пытался отстаивать Гендель, обогащая его изнутри, в историческом смысле был нежизнеспособен. Вдобавок в Англии, где прошла вторая половина жизни композитора, демократическая часть публики относилась к опере-seria крайне отрицательно (о чем свидетельствовал, в частности, огромный успех «Оперы нищих» - веселой пародии на придворную оперу). Лишь во Франции к середине XVIII века была подготовлена почва для оперной реформы, которую осуществил К.В. Глюк вскоре после смерти Генделя. И всё же многолетняя работа над оперой для композитора не прошла даром, явившись подготовкой его героических ораторий. Именно оратория стала подлинным призванием Генделя, тем жанром, с которым в истории музыки его имя ассоциируется прежде всего. С ним композитор не расставался до конца своих дней.

Ораториальное творчество Генделя

Кантаты, оратории, страсти, антемы Гендель писал на протяжении всего творческого пути. Но с конца 30-х годов оратория выдвинулась на первое место в его творчестве. В ораториях композитор реализовал те смелые замыслы, которые ему не удалось осуществить в рамках современной оперы. Здесь наиболее ярко проявились самые характерные черты его стиля.

Огромной заслугой Генделя явилось то, что в своих ораториях он впервые вывел народ в качестве главного действующего лица. Тема возвышенной любви, господствовавшая в современной Генделю опере, уступила место образам народа, сражающегося за свою свободу. В характеристике народа композитор, естественно, опирался не на сольное пение, а на мощное звучание хора. В грандиозных ораториальных хорах наиболее велик Гендель. Ему было свойственно мыслить крупным планом, картинно и объемно. Это художник-монументалист, музыку которого уместно сравнивать с монументальными скульптурными произведениями, с фресковой живописью (особенно часто проводят параллели с искусством ).

Монументализм Генделя вырос из героической сущности его музыки. Героика - излюбленная сфера этого композитора. Основные темы - величие человека, его способность к подвигу, героическая борьба (Гендель первый затронул тему героической борьбы в музыке, предвосхитив в этом Бетховена). Бах в своих монументальных хоровых произведениях более психологичен, его больше волнуют этические проблемы.

Основной источник сюжетов зрелых ораторий Генделя - Библия, Ветхий Завет. Здесь много жестокой борьбы, крови, захватывающих страстей (ненависть, зависть, предательство). Здесь много ярких, неординарных, противоречивых характеров. Всё это чрезвычайно интересовало Генделя - знатока человеческих душ, и было близко его мощной и цельной натуре. Новозаветных, собственно христианских сюжетов у Генделя очень мало (ранние «Страсти по Иоанну», оратория «Воскресение», «Страсти по Брокесу» ; из поздних - только «Мессия»). Баха же в первую очередь привлекал Новый Завет. Главный его герой и нравственный идеал - Иисус.

Среди популярнейших сочинений Генделя - оратории «Саул», «Израиль в Египте», «Мессия», «Самсон», «Иуда Маккавей» , которые были созданы в последнее десятилетие активной творческой работы (конец 30-х - 40-е годы). В это время композитор жил в Лондоне. Библейские сюжеты воспринимались в Англии как «свои» - так же, как в Италии античные или римские. Библия иногда была единственной книгой, которую читал грамотный рядовой англичанин. Здесь были обычными библейские имена (Джереми - Иеремия, Джонатан - Ионафан). Кроме того, события, о которых рассказывалось в Библии (и, соответственно, в ораториях Генделя), были идеально созвучны военно-политической обстановке в Англии первой половины XVIII века. Самого же Генделя, по-видимому, в библейских героях привлекала их внутренняя сложность.

Чем же музыкальная драматургия в ораториях Генделя отличается от его оперной драматургии?

  • В операх, как правило, нет хора (по коммерческим соображениям) и нет развернутых хоровых эпизодов. В ораториях хор играет ведущую роль, порой полностью затмевая солистов. Хоры Генделя чрезвычайно разнообразны. Никто из современников композитора (включая Баха) в этом отношении с ним не сравниться. Его мастерство предвосхищает скорее Мусоргского, который также создавал хоровые сцены, населенные не безликими массами, а живыми лицами с неповторимыми характерами и судьбами.
  • Участие хора диктует и иное, по сравнению с оперой, содержание. Речь идет здесь о судьбах целых народов, всего человечества, а не только о переживаниях отдельных личностей.
  • Герои ораторий не укладываются в традиционные для барочной оперы представления о том или ином типе персонажа. Они сложнее, противоречивее, порой непредсказуемы. Отсюда - и более свободные, разнообразные музыкальные формы (традиционная форма «da capo» встречается редко).

Оратория «Мессия»

Самая знаменитая и наиболее часто исполняемая оратория Генделя «Мессия» . Она была написана по заказу, который поступил из Дублина, столицы Ирландии. Еще при жизни композитора оратория стала легендарным произведением, объектом восторженного поклонения.

«Мессия» - практически единственная лондонская оратория Генделя, посвященная собственно Христу. Понятие Мессии (Спасителя) - тот пункт, в котором Ветхий и Новый завет переходят один в другой. Предначертанное пророками появление божественного Спасителя осуществляется через пришествие Христа и ожидается верующими в грядущем.

В I части воплощено трепетное ожидание Мессии, чудо рождения Христа и ликование в его честь.

II часть рисует события Страстной недели и Пасхи: распятие и Воскресение Христа; ее завершает праздничный хор «Аллилуйя». По приказу Георга II он приобрел государственное значение и исполнялся во всех британских храмах, его надлежало слушать стоя, как молитву.

III часть - наиболее философская и статичная. Это размышления о жизни во Христе, о смерти и бессмертии. Биографы композитора пишут, что умирая он шептал текст арии сопрано из этой части: «Я знаю, мой спаситель жив» . Эти слова с соответствующей мелодией помещены на памятнике Генделя в Вестминстерском аббатстве, где он похоронен (редкая честь, которой удостаивались лишь короли и самые достойные люди Англии).

Ромен Роллан в своей книге о Генделе высказал предположение, что если бы композитор переехал не в Англию, а во Францию, то оперная реформа была бы осуществлена гораздо раньше.

Популярный в начале XVIII века поэт.

23 февраля 2015 года исполняется 330 лет со дня рождения одного из самых великих композиторов за всю историю музыкального искусства. П.И.Чайковский писал о нем:«Гендель был неподражаемый мастер относительно умения распоряжаться голосами. Нисколько не насилуя хоровые вокальные средства, никогда не выходя из естественных пределов голосовых регистров, он извлекал из хора такие превосходные эффекты, каких никогда не достигали другие композиторы…»

В истории музыки наиболее удивительным, плодотворным, давшем миру целое созвездие величайших композиторов, был XVIII век. Ровно в середине этого века произошла смена музыкальных парадигм: эпоха Барокко сменилась классицизмом. Представители классицизма — это Гайдн, Моцарт и Бетховен; а вот эпоху Барокко наряду с , пожалуй, самым великим музыкантом человеческого рода, венчает гигантская (во всех отношениях) фигура Георга Фридриха Генделя . Давайте поговорим сегодня немного о его жизни и творчестве; а для начала

я хочу пригласить Вас на большой концерт его памяти, который состоится в кафедральном лютеранском соборе Св. Петра и Павла в Санкт-Петербурге (известном как Petrikirche ) на Невском пр., дом 22-24 , Прозвучат любимые арии из его опер, концерт для органа "Кукушка и соловей" (солист - Георгий Благодатов), камерная и оркестровая музыка популярного на протяжении трёх столетий композитора в исполнении петербургских музыкантов.

Наш хор тоже пригласили поучаствовать в исполнении самой знаменитой оратории Генделя "Мессия". Всего будет петь 5 хоров в сопровождении симфонического оркестра. Мы будем петь только одну часть из этой оратории "Аллилуя" . Говорят, что в Англии, когда исполняется эта музыка до сих пор все встают.

Обычно звучит этот гимн в особые торжественные дни, такие, как Пасха и Рождество. Слушая это произведение, чувствуешь какой-то подъем в душе, хочется встать и тоже петь вместе с хором.


Сам Гендель говорил об Аллилуйе, что не знает был ли он во плоти или вне плоти, когда писал эту музыку, что это знает только Бог.

Б.Шоу в своем эссе "О ГЕНДЕЛЕ И АНГЛИЧАНАХ" писал: "Для англичан Гендель не просто композитор, но объект культа. Скажу больше — религиозного культа! Когда во время исполнения «Мессии» хор начинает петь «Аллилуйю», все встают, как в церкви. Английские протестанты переживают эти минуты почти так же, как если бы лицезрели поднятие чаши со святыми дарами. Гендель обладал даром убеждать. Когда звучит его музыка на словах «восседающий на своем извечном престоле», атеист теряет дар речи : атеист, слушая Генделя, начинаете видеть Бога, посаженного на извечный престол Генделем. Вы можете презирать кого и что угодно, но бессильны противоречить Генделю. Все проповеди Боссюэ не могли убедить Гримма в существовании Бога. Но четыре такта, в которых Гендель неопровержимо утверждает бытие «извечно сущего отца, хранителя мира на земле», сбили бы Гримма с ног, как удар грома. Когда Гендель говорит вам, что во время исхода евреев из Египта «не было ни единого иедугующсго во всех коленах их», то совершенно бесполезно сомневаться в этом и предполагать, что уж один-то еврей наверняка хворал гриппом, Гендель этого не допускает; «ни единого иедугующего не было во всех коленах их», и оркестр вторит этим словам резкими громовыми аккордами, обрекающими вас на безмолвие. Вот почему все англичане верят, что теперь Гендель занимает высокое положение на небесах."

Национальную принадлежность Генделя оспаривают Германия и Англия. В Германии Гендель родился, на немецкой почве сложилась творческая личность композитора, его художественные интересы, мастерство. С Англией же связана большая часть жизни и деятельности Генделя, формирование эстетической позиции в музыкальном искусстве, Генделя называют Орфеем эпохи Барокко. Музыка барокко появилась в конце эпохи Возрожд ения и предшествовала музыке классицизма . Слово «барокко» предположительно происходит от порт угальского «perola barroca» — жемчужина или морская раковина причудливой формы. В «Музыкальном словаре» (1768 год) Ж.-Ж. Руссо дано вот такое определение музыки «барокко» "Это «странная», «необычная», «причудливая» музыка доклассической эпохи." Ей сопутствуют такие качества музыки как «спутанность», «высокопарность», «варварская готика». Итальянский искусствовед Б.Кроче писал: " «историк не может оценивать барокко как нечто позитивное; это чисто отрицательное явление… это выражение дурного вкуса». Б арочная музыка использовала более протяжённые мелодические линии и более строгий ритм, чем музыка эпохи Ренессанса..

Эпоха Барокко отвергает естественность, считая её невежеством и дикостью. В то время женщина должна была быть нестественно бледной, с вычурной прической, в тугом корсете и с огромной юбкой, а мужчина - в парике, без усов и бороды, напудрен и надушен.

В эпоху Барокко произошел взрыв новых стилей и технологий в музыке. Дальнейшее ослабление политического контроля католической церкви в Европе, которое началось в эпоху Воз рождения , позволило процветать светской музыке.

Вокальная музыка, которая преобладала в эпоху Ренессанса, постепенно вытеснялась инструментальной музыкой. Понимание, что музыкальные инс трументы должны объединяться неким стандартным образом, привело к возникновению первых оркестров.

Один из самых важных типов инструментальной музыки, который появился в эпоху Барокко был концерт. Изначально концерт появился в церковной музыке в конце эпохи Возрождения и, вероятно, это слово имело значение "контрастировать" или "бороться", но в эпоху Барокко он утвердил свои позиции и стал самым важным типом инструментальной музыки. В начале эпохи Барокко, приблизительно в 1600 году, в Италии композиторами Кавальери и Монтеверди были написаны первые оперы, сразу получившие признание и вошедшие в моду. Основой для первых опер были сюжеты древнегреческой и римской мифологии.

Будучи драматической художественной формой, опера поощряла композиторов воплощать новые способы иллюстрировать эмоции и чувства в музыке, фактически, воздействие на эмоции слушателя стало главной целью в произведениях этого периода.

Опера распространилась во Франции и Англии благодаря великим работам композиторов Рамо, Генделя и Перселла .
В Англии была также развита орат ория , которая отличается от оперы отсутствием сценического действия, оратории часто основаны на религиозных текстах и историях. "Мессия" Генделя - показательный пример оратории.

В Германии опера не завоевала такой популярности, как в других странах, немецкие композиторы продолжали писать музыку для церкви.

Многие важные формы классической музыки берут свои истоки в эпохе Барокко - ко нцерт , соната, опера.

Барокко была эпохой, когда идеи о том, какой должна быть музыка, обрели свою форму, эти музыкальные формы не потеряли актуальности и на сегодняшний день.

Но главное, что принесла нам эпоха барокко - это инструментальная музыка. Вокал потеснила виола. Инструменты объединялись в оркестры. Интересно сравнить Генделя с Бахом. Если Бах черпал своё творчество из Евангелия, литургической жизни Лютеранской Церкви и каких-то запредельных глубин своей души, отсекая при этом те формы музыки, которые не вмещали это содержание (например, Бах не писал опер), то Гендель чрезвычайно чутко улавливал сам процесс сиюминутной культурно-общественной жизни, запечатлевая его в привычных эпохе звуках. Но это не просто музыкальное отражение своего времени — иначе о Генделе никто сегодня бы и не вспомнил. Своим великим творческим даром Гендель переплавил публичное, обыденное и повседневное искусство в строгую, величественную и полнокровную музыку, несущую в себе и отображение вечной, небесной гармонии, и некое прикосновение к незыблемым основам Божьего мироздания. Если бы Гендель жил в наше время, он сочинял бы мюзиклы и писал бы музыку к фильмам — и это были бы самые грандиозные и возвышенные мюзиклы и самые качественные, лучшие и популярные саундтреки. Музыка Генделя — квинтэссенция публичного, как сказали бы сейчас, «массового» искусства первой половины XVIII века, а сам он — величайший шоумен своей эпохи.

Родился Георг Фридрих Гендель 23 февраля 1685 г. в саксонском городе Галле. (Меньше чем через месяц и менее чем в ста километрах от Галле, в Айзенахе, родится Иоганн Себастьян Бах. Два этих гения всё время были рядом, хотя у них никогда не получилось встретиться очно.)
Род Генделя, в отличие от Баха, не был музыкальным. Это был, как сейчас говорится, «средний класс». Отец Генделя, которого также звали Георг, был уже пожилым человеком; овдовев, он вступил в 1683 г. во второй брак — и вторым сыном от этого брака и был наш герой. К моменту его рождения его отцу было 63 года — возраст уже весьма почтенный. Георг-старший дослужился до достаточно высокого звания камердинера и личного врача (хирурга) бранденбургского курфюрста (Галле подчинялся Бранденбургскому князю) и был весьма обеспеченным человеком — о чём свидетельствует родной дом Генделя.

Дом в Галле, где родился Г.Гендель

С самых ранних лет маленький Георг ничем так не интересовался, как музыкой: игрушками его были барабаны, трубы, флейты. Отец Георга не поощрял увлечения сына. Но и не мешал ему учиться игре на клавесине, который стоял на чердаке. Отец позволил мальчику заниматься музыкой с Фридрихом Вильгельмом Цахау, органистом собора Пресвятой Богородицы, который и по сию пору возвышается на главной площади Галле. В этой церкви Генделя крестили, в ней он учился музыке; и сейчас здесь стоит орган, на котором Цахау занимался с Генделем. Цахау был прекрасным педагогом и очень талантливым композитором. Он, собственно, был единственным учителем Генделя, и повлиял на него очень сильно, и не только профессионально, но и по-человечески; Гендель на всю жизнь сохранил к нему тёплые чувства. Учёба была не муштрой, Цахау подходил к преподаванию творчески и прекрасно осознавал, с каким развивающимся талантом он имеет дело. Это сознавал отнюдь не только он. Герцог Заксен-Вайссенфельский, услышав однажды игру мальчика, пришёл в такой восторг, что предложил его отцу назначить маленькому музыканту личную стипендию, чтобы тот профессионально учился музыке. Имя Генделя начинало становиться известным: например, бранденбургский курфюрст вызвал мальчика к себе в Берлин. Отцу скрепя сердце пришлось вести его к своему работодателю. Курфюрст предложил отправить Георга, которому было всего 11 лет, на свои средства учиться в Италию — но старый Гендель этому изо всех сил воспротивился, и курфюрст отступил. (А в скобках заметим и нравы того времени: придворный лекарь осмеливается противоречить своему князю — и ничего.)
Неудивительно такое внимание к маленькому музыканту и восхищение им. Послушаем музыку , написанную им в возрасте 13-15 лет. Третья и четвертая часть из трио-сонаты соль-минор.

Итак, Гендели вернулись в Галле, и сын продолжил своё обучение в регулярной школе. Но недолго отец таким образом влиял на жизненный путь композитора: 11 февраля 1697 года он скончался (нашему Генделю 13 лет). Гендель стал свободен. Однако из чувства почтения он не только успешно окончил школу, но и поступил в 1702 году, в возрасте 17-ти лет, в Галльский университет на юридический факультет, параллельно усердно занимаясь музыкой. К этому времени уже сформировался творческий метод Генделя и основные особенности его музыки. Писал Гендель необыкновенно быстро, безо всякого обдумывания, он никогда не возвращался к уже написанному материалу (за исключением самого последнего периода своей жизни), чтобы обработать или улучшить его. Надо сказать, что почти так же сочиняли Моцарт и Шуберт; Бах же, Гайдн и Бетховен, наоборот, усердно работали над музыкальным материалом. Но даже и в сравнении с Моцартом и Шубертом творческий метод Генделя был чем-то особенным. Музыка изливалась из него сплошным потоком, он постоянно был обуреваем ею. Источник этого потока, этой изливающейся струи был, конечно же, в каких-то тайных небесных обителях, где творятся радость бытия, благая сила существования, добро, гармония и красота. Радость и энергия — вот что, пожалуй, главное у Генделя.
В 1702 году Гендель поступил на юридический факультет университета своего родного города Галле. Но учиться там он не стал. Уже через месяц после поступления в университет он становится органистом придворного собора в Галле. Семья уже не противилась этому — нужно было материально поддерживать вдову-мать и двух сестёр; со смертью отца доход семьи стал весьма скудным. Но денег было катастрофически мало, и Гендель перебирается в Гамбург Прибыв в Гамбург в 1703 году, Гендель начал с преподавания музыки. За уроки хорошо платили, и, кроме того, это помогло Генделю завязать нужные и полезные знакомства. Но главным для Генделя была, как я уже сказал, Гамбургская опера. Георг Фридрих устроился играть в оперный оркестр на скрипке. Он как губка впитывал все музыкальные и сценические театральные приёмы, и уже через полтора года по прибытии в Гамбург написал свою первую оперу, «Альмиру». Опера имела огромный успех. Генделю в то время было всего 20 лет. Молодого композитора заметил флорентийский принц Джан Гастон Медичи и пригласил его приехать в Италию. Он прибыл туда в 1706 году. В Италии Генделя ожидала масса новых впечатлений. Он усиленно изучал творчество неаполитанских мастеров: Алессандро Скарлатти, Лео, Страделлы и Дуранте. Вскоре и у него развивается стремление к творчеству. Впервые он выступает перед публикой во Флоренции с оперой «Родриго». Весть о «неистовом саксонце» вскоре облетела всю Италию. Куда бы он ни поехал, всюду его опережал успех «Родриго». В Риме его с распростертыми объятиями встречают артисты «Академии Аркадии», а ведь среди членов этого общества были такие известные люди, как, например, Арканджело Корелли, Доменико Скарлатти (сын неаполитанского маэстро), Пасквини и Бенедетто Марчелло. Гендель жадно впитывает знания. В Италии к нему пришла слава мастера "итальянской оперы". Из Италии Гендель уехал в начале 1710 и отправился в Ганновер, где был назначен капельмейстером ганноверского курфюрста Георга I, который был законным наследником английского трона. В 1714, после смерти английской Королевы Анны Георг I стал Королём Англии. Гендель, который и раньше уже бывал в Лондоне, последовал за своим королём и принял Британское гражданство. Часть его успеха в Лондоне несомненно связана с королевским покровительством. Он активно участвовал как музыкально, так и коммерчески в развитии оперного искусства Великобритании. Позже, в 1730-х он будет создавать свои оратории, оды и т.д. в традиционном английском стиле. Он один из немногих иностранцев признан в Англии как величайший английский композитор.

Ему в Лондоне при жизни поставили памятник. Перед Великим Постом 1759 года Гендель почувствовал приближение смерти. Он составил окончательную редакцию завещания, сделал все распоряжения, которые счёл нужным, простился с друзьями и после этого попросил, чтобы его больше не тревожили и оставили одного. При этом он сказал: «я хочу быть один и умереть в , чтобы с Богом и Спасителем моим увидеть и день Воскресения». Такого выражения глубокой веры от него не слышал никто и никогда за всю его жизнь. Его желание исполнилось. Он умер совершенно один в ночь с Великой Пятницы на Великую Субботу 14 апреля 1759 года. Было ему 74 года. Похоронен Гендель в Вестминстерском аббатстве. За свою жизнь Гендель написал около 40 опер («Юлий Цезарь», «Ринальдо» и т. д.), 32 оратории, множество церковных хоралов, органных концертов, камерной вокальной и инструментальной музыки, а также ряд произведений «популярного» характера («Музыка на воде», «Музыка для королевских фейерверков», Concerti a due cori).
Вот таким получилось наше знакомство с одним из величайших композиторов Г.Ф.Генделем, которому завтра исполнится 330 лет.

Приходите на концерт в Петри кирхе.

И еще несколько слов о том, как важно, чтобы человек всегда верил в себя и в свои силы.

Слава всегда сопровождала Генделя, самого высокооплачиваемого композитора на земле. В то время люди готовы были драться, чтобы попасть первыми на его концерты. Но постепенно его слава стала увядать, так как людям все приедается. Народ перестал ходить на концерты Генделя. Новые произведения никого уже не интересовали, и вскоре этого композитора назвали "старомодным".

Георгу тогда было около пятидесяти. Став банкротом, пережив инсульт и потеряв зрение, Гендель опустился в глубокую депрессию и оказался изолированным. Но в одно утро он получил письмо от одного своего давнего поклонника. В конверте находились отрывки, взятые из Священного Писания. Один из них особо затронул старого композитора. То были слова Самого Бога: "Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш" (Ис.40:1).Это так подействовало на Генделя, что 22 августа 1741 года он захлопнул дверь своего дома и вновь начал работу.

Пережитое не сломило его, напротив, оно благоприятно подействовало на композитора: его характер смягчился, музыка стала еще трогательнее, произведения были посвящены только Иисусу Христу. Именно в этот период Гендель сочинил самые лучшие произведения, одним из которых был хорошо известный во всем мире хорал "Аллилуйя".

Вся оратория «Мессия» была написана Генделем всего за 24 дня. Вдохновение его не покидало. В результате получилось весьма удивительно гармоничное сочинение: солисты, хор и оркестр пребывают в идеальном равновесии, но самое удивительное и притягивающее в «Мессии» - исходящая от музыки позитивная энергия.

В конце партитуры «Мессии», он вывел три буквы: S. D. G. Что означает «Одному Богу Слава» !

Когда этот гимн исполнялся впервые, король Англии Георг II, присутствовавший на концерте, встал, тем сам ым выражая благоговейное преклонение перед Творцом. С тех пор каждый раз при исполнении этого произведения вся публика вставала, что происходит и по сей день.

Георг Гендель снова стал знаменитым и продолжал работать до конца своих дней. А на примере его жизни многие люди узнали, что могут сделать слова утешения даже с самым отчаявшимся человеком и главное - верить в себя и никогда не сдаваться!

Да, мы сделали это! Вот как звучит Аллилуйя Генделя в нашем исполнении. Должен заметить, что Петр кирхе в смысле акустики - не самое лучшее место. В 1962 году здесь был открыт плавательный бассейн. Лишь в 1993 году здание было отдано лютеранской церкви. Однако при реконструкции, осуществленной в 1990-е гг были нарушены системы уникальных кирпичных сводов. В теле т. н. обратных сводов пробиты отверстия большого диаметра для прохождения металлических колонн нового перекрытия. Новый пол расположен на 4 метра выше прежнего, под ним всё ещё находится чаша бассейна. Удалить её не представляется возможным без проведения комплексных изысканий и разработки проекта усиления конструкций. Снижение высоты зала очень чувствуется, из-за этого испорчена акустика, теперь приходится использовать микрофоны. Но тем не менее мы спели Аллилуйю. Вот как она прозвучала.

Содержание статьи

ГЕНДЕЛЬ, ГЕОРГ ФРИДРИХ (Händel, Georg Friedrich) (1685–1759), немецкий композитор, бóльшую часть жизни работавший в Англии; наряду с И.С.Бахом – крупнейший представитель эпохи барокко в музыке и, по общему мнению, одна из величайших фигур в истории мирового музыкального искусства. Оратория Генделя Мессия (Messiah ) – в числе всемирно любимых и популярных произведений, но Мессия – лишь один из многочисленных шедевров этого необычайно одаренного и плодовитого музыканта.

ЖИЗНЬ

Ранние годы.

Георг Фридрих Гендель родился 23 февраля 1685 в Галле (Саксония). Отец, уже немолодой врач-хирург, был сначала против музыкальных занятий сына, но когда мальчику исполнилось восемь лет, он разрешил ему в течение трех лет изучать игру на органе под руководством местного органиста. В январе 1702, после смерти отца, Гендель поступил на юридический факультет университета родного города, но уже через месяц был назначен органистом в кафедральный собор. В следующем году он распростился с Галле и отправился в Гамбург, где стал сначала скрипачом, а затем клавесинистом в Гамбургской опере, в то время единственном оперном театре Германии. В Гамбурге Гендель сочинил Страсти по Евангелию от Иоанна (Passion nach dem Evangelium Johannes ), в 1705 там была поставлена его первая опера Альмира (Almira ). За ней вскоре последовали Нерон (Nero ), Флориндо (Florindo ) и Дафна (Dafne ). В 1706 он уехал в Италию и оставался там до весны 1710, живя во Флоренции, Риме, Неаполе и Венеции и сочиняя итальянские кантаты и оратории, католическую церковную музыку и оперы. Гендель познакомился с А.Корелли, А. и Д.Скарлатти и другими ведущими итальянскими композиторами, удивив их своей виртуозной игрой на разных инструментах; пребывание в Италии усилило обозначившуюся ранее склонность Генделя к итальянскому музыкальному стилю.

Поездки в Англию.

В июне 1710 Гендель сменил А.Стеффани на посту придворного капельмейстера курфюрста Ганноверского Георга, испросив предварительно отпуск для поездки в Англию. Осенью того же года он отправился в Лондон, где сразу по прибытии в течение четырнадцати дней сочинил оперу Ринальдо (Rinaldo ), поставленную 24 февраля 1711.

Через полгода Гендель вернулся в Ганновер, но весной 1712 вновь оказался в Англии, где написал еще несколько опер и посвятил королеве Анне Оду на день рождения , а в честь заключения Утрехтского мира написал Te Deum (1713). Однако в 1714 королева скончалась, и ей наследовал Георг Ганноверский, который был весьма сердит на Генделя за его самовольную задержку в Англии.

Прощение было даровано после исполнения Музыки на воде (Water Music ) – сюрприза, приготовленного Генделем к путешествию короля на лодке по Темзе из Уайтхолла в Лаймхауз одним из августовских вечеров 1715. (Рассказ о прощении Генделя некоторые считают легендой, поскольку известно, что музыка Генделя звучала во время другого королевского плавания в июле 1717.) Король утвердил годовой пенсион в 200 фунтов, дарованный композитору королевой Анной, и в январе 1716 Гендель сопровождал монарха при его посещении Ганновера; тогда же было создано последнее произведение композитора на немецкий текст – поэму о Страстях Господних Б.Х.Броккеса, использованную также И.С.Бахом в его Страстях по Иоанну .

По возвращении в Лондон (1717) Гендель поступил на службу к герцогу Чандосскому и руководил концертами в герцогском дворце Каннонс под Лондоном; там же был создан ряд англиканских антемов (церковных песнопений), пастораль Ацис и Галатея (Acis and Galatea ) и маска (развлекательное представление) Аман и Мордехай (Haman and Mordechai , первая редакция оратории Эсфирь , Esther ).

Оперный композитор.

Служба Генделя у герцога совпала с периодом, когда в Лондоне не давали итальянскую оперу, но в 1720 оперные представления возобновились в Королевской музыкальной академии, которая была основана годом ранее при участии представителей английского дворянства и под руководством Генделя, Дж.М.Бонончини и А.Ариости. Гендель отправился в Европу в поисках певцов и возвратился с новой оперой – Радамисто (Radamisto ). Академия просуществовала девять сезонов, в течение которых Гендель поставил несколько лучших своих опер – например, Флориданте (Floridante ), Оттон (Ottone ), Юлий Цезарь (Giulio Cesare ), Роделинда (Rodelinda ). В феврале 1726 Гендель стал гражданином Британии. После кончины короля Георга I (1727), он сочинил 4 коронационных антема для его наследника. В 1728 Музыкальная академия обанкротилась, не в силах соперничать с только что поставленной в Лондоне оригинальной остросатирической Оперой нищего Гея и Пепуша, имевшей колоссальный успех. Тем не менее Гендель не захотел признать себя побежденным и вместе со своим деловым партнером Хейдеггером начал борьбу: он собрал новую оперную труппу и устроил представления сначала в Королевском театре, потом в театре «Линкольнс Инн Филдз» в «Ковент-Гардене». Поскольку ему пришлось во время Великого поста исполнять Эсфирь без сценической постановки (1732), он на следующий год сочинил ораторию Дебора (Deborah ) специально для великопостного периода, когда нельзя было давать оперу. Генделевская антреприза имела сильного соперника в лице оперной труппы, которой в пику отцу-королю покровительствовал принц Уэльский. В этот период здоровье композитора ухудшилось, и в 1737 ревматизм, переутомление и плачевное финансовое положение доконали Генделя, покинутого к тому же своим компаньоном. Композитор заключил перемирие с кредиторами и отправился принимать горячие ванны в Ахен.

Оратория.

1737 – поворотный пункт в жизни Генделя. Он вернулся с курорта бодрым и окрепшим. Но хотя он возобновил партнерство с Хейдеггером и с 1738 по 1741 антреприза поставила в Королевском театре еще несколько генделевских опер (в частности, Дейдамию , Deidamia , последнюю оперу композитора), внимание Генделя отныне обратилось на другой жанр – английскую ораторию, которая не требовала ни сцены, ни дорогостоящих итальянских певцов.

28 марта 1738 Гендель показал в театре «Хеймаркет» программу, которую он назвал Ораторией (на самом деле это была смешанная программа из сочинений разных жанров), и она принесла композитору доход примерно в тысячу фунтов, что позволило ему заплатить все долги. К этому времени уже существовали Эсфирь , Дебора и Аталия (Athalia ), но пока это были лишь разрозненные образцы нового жанра. Отныне, начиная с Саула (Saul ) и Израиля в Египте (Israel in Egypt , 1739), Гендель стал сочинять оратории с той же регулярностью, с какой ранее создавал итальянские оперы. Самая известная оратория – Мессия (1741) была сочинена в три недели и впервые исполнена 13 апреля 1742 в Дублине. За ней последовали Самсон , Семела , Иосиф и Валтасар . Летом 1745 Гендель пережил второй серьезный кризис, как финансовый, так и связанный с ухудшением здоровья, но сумел оправиться от него и отметил подавление восстания якобитов созданием пастиччо под названием Оратория к случаю (Occasional Oratorio ). Еще одной ораторией, связанной с якобитским восстанием, стал Иуда Маккавей (Judas Maccabaeus , 1747), который современники воспринимали как слегка прикрытую библейским сюжетом хвалебную оду спасителю Англии, «мяснику» Камберленду (Уильяму Огастесу, герцогу Камберлендскому). Иуда Маккавей – лучшая оратория Генделя; при первом же исполнении произведение оказалось настолько соответствующим общему настроению, что Гендель сразу стал национальным героем, причем героем всего народа, включая не только дворянство, но и средний класс. В 1748–1750 он порадовал своих поклонников целой серией шедевров – Александр Балус (Alexander Balus ), Иисус Навин (Joshua ), Сусанна (Susanna ), Соломон (Solomon ) и Теодора (Theodora ), из которых не все прошли с тем успехом, которого заслуживали. В 1749 Гендель сочинил Музыку фейерверка (Fireworks Music ) для празднества по поводу заключения в Ахене мирного договора, положившего конец войне за Австрийское наследство; сам фейерверк не слишком удался, но музыка Генделя имела большой успех.

Последние годы, слепота и смерть.

Летом 1750 Гендель в последний раз посетил Германию. Вернувшись в Англию, он начал работу над ораторией Иевфай (Jephtha ), но почувствовал, что зрение ему отказывает. Ему трижды делали операции, но в январе 1753 Гендель ослеп окончательно. Однако он не сидел сложа руки, а с помощью преданного друга Дж.К. Смита сочинил свое последнее большое пастиччо Триумф Времени и Правды (Triumph of Time and Truth , 1757), материал для которого был заимствован, в основном, из ранней итальянской оратории Генделя Il Trionfo del Tempo (1708), а также из других прежде созданных сочинений. Гендель продолжал играть на органе и дирижировать концертами. Так, 6 апреля 1759, за неделю до смерти, он руководил исполнением Мессии в театре «Ковент-Гарден». Гендель скончался 14 апреля, а 20 апреля был похоронен в Вестминстерском аббатстве; его гроб провожало около трех тысяч человек, и на погребении пел сводный хор аббатства, собора св. Павла и Королевской капеллы.

ТВОРЧЕСТВО

Оперы.

Самый ценный вклад Генделя в сокровищницу мирового искусства – это его английские оратории, но тем не менее необходимо прежде всего обратиться к его итальянским операм. С 1705 по 1738 композитор уделял этому жанру подавляющую часть своей творческой энергии.

Оперы Генделя – не просто концерты в костюмах, сочиненные лишь для того, чтобы модные в то время певцы-кастраты (мужские сопрано и альты) и примадонны могли продемонстрировать свою виртуозность. Верно, что в генделевских операх преобладают арии da capo в традиционной трехчастной форме (А–B–А) и многие из подобных арий являются памятниками золотого века итальянской музыки и написаны в стиле А.Скарлатти, прямым преемником которого и являлся Гендель. Но генделевские арии редко бывают «чистой» музыкой: каждая ария рисует индивидуальный характер в той или иной ситуации, и сумма арий создает цельный драматический образ. Гендель обладал удивительным умением создавать драматический характер в пределах одной арии (например, жалоба Поппеи Bel piacere в Агриппине ) и достигал блестящих результатов, нарушая условную форму, например, вводя речитативную сцену Цезаря перед арией da capo Клеопатры V"adoro pupille в Юлии Цезаре . Та же форма арии дает простор для живописной и неординарной оркестровки, включающей как обычный, так и сценический оркестры. Гармоническое письмо Генделя тоже может быть весьма выразительным и оригинальным. Иногда в кульминационных моментах – таких, как сцена смерти Баязета в Тамерлане или сцена сумасшествия в Орландо , – Гендель отходит от простого чередования речитативных диалогов с ариями и сочиняет настоящую драматическую сцену.

Оратории.

Драматургические приемы, выработанные в опере, Гендель перенес в свои оратории. Они отличаются от его опер отсутствием актерской игры и декораций; употреблением английского языка вместо итальянского; свободным введением хоров. Чаще всего в ораториях используются религиозные сюжеты из Ветхого Завета, но музыка здесь скорее драматическая, нежели церковная, а в ряде случаев (например, в Семеле и Геркулесе ) сюжеты вовсе не связаны с христианством.

Мессия на первый взгляд вполне соответствует расхожему представлению о генделевской оратории как о череде речитативов, арий, хоров и т.д., и все же это сочинение стоит особняком, что обусловлено уже сюжетом: Мессия повествует о Рождестве, Страстях и Воскресении Иисуса, но не средствами прямого пересказа евангельских событий, а разного рода аллюзиями. По единогласному мнению, Мессия – один из шедевров мировой музыки, и все же вряд ли стоит, как это часто делается, превозносить данное произведение, забывая о других генделевских ораториях. Израиль в Египте – еще одна выдающаяся оратория: ее особенность – в исключительном преобладании хоров и столь же исключительном числе «заимствований» из музыки других авторов. Вообще генделевские «заимствования» и адаптации чужого материала – от отдельных тем до целых частей – неоднократно становились предметом обсуждения. Иногда Гендель берет чужую тему для того, чтобы дать толчок собственной фантазии, причем он непременно вносит в нее идущие на пользу изменения. Однако случай Израиля в Египте (а он не единичен) требует особого объяснения, поскольку заимствований здесь так много, что дело доходит едва ли не до обвинений в плагиате. Э.Дж.Дент высказал предположение, что усиленное пользование чужим материалов в сочинениях конца 1730-х годов явилось следствием душевного недуга, который преследовал Генделя в эти годы.

Другие хоровые жанры.

Жанровый диапазон хоровой музыки Генделя весьма широк: от двух циклов немецких пассионов (где Гендель наиболее близко соприкасается со стилем И.С.Баха) и английских серенат (жанра, близкого к опере) и од (восхитительная пастораль Ацис и Галатея , блестящее и живописное Празднество Александра , Alexander"s Feast , и прочее) до итальянских камерных кантат для сольных голосов, дуэтов и трио (один-два номера из этой музыки стали впоследствии весьма популярными частями Мессии His yoke is easy и For unto us ). Церковную музыку композитора имеет смысл разделить на три категории, весьма различающиеся по стилю. Первая категория – несколько ранних католических псалмов, в основном сочиненных в Италии; среди них лучший – псалом 110 Dixit Dominus . Вторая категория – музыка англиканской церкви, созданная по поводу крупных исторических событий: таковы «деттингенский» Te Deum , четыре великолепных антема на коронацию Георга II и глубоко прочувствованный погребальный антем The ways of Zion do mourn на смерть королевы. Третья категория состоит из одиннадцати менее монументальных т.н. Чандосских антемов (по имени герцога Чандосского) скорее напоминающих по форме немецкие церковные кантаты, нежели любой из видов английских антемов.

Инструментальные произведения.

Инструментальные произведения Генделя обладают многочисленными достоинствами, но все же уступают по качеству его хоровым опусам. Вершины камерно-инструментального творчества композитора – его сонаты ор. 1 для солирующих инструментов (флейты, гобоя или скрипки с basso continuo) и трио-сонаты (ор. 2), выполненные в итальянском стиле, но несомненно генделевские по духу. Трио-сонаты (ор. 5) более поверхностны и во многом состоят из заимствований ранней музыки. Равным образом второй цикл органных концертов представляет собой в основном транскрипции; немало транскрипций также в превосходном первом цикле органных концертов и в третьем цикле, которые были напечатаны, соответственно, под опусами 2 и 7. Эти концерты, исполнявшиеся самим автором как интерлюдии во время представления ораторий, вышли под названием Концерты для клавесина или органа , и действительно, играть их на клавесине даже удобнее, чем на органе современной конструкции (т.е. клавесин предпочтительнее, если не доступен барочный орган). Ранние концерты для оркестра (ор. 3) тоже неровны по качеству. Главный шедевр инструментального творчества композитора – монументальный цикл из 12 кончерти гросси для струнных (напечатан в 1740, ор. 6); рядом с ним можно поставить только некоторые фрагменты Музыки на воде .

Наиболее слабая часть инструментального наследия Генделя – его клавесинная музыка. Восемь сюит (Suites de pieces pour la Clavecin ), опубликованные в 1720, и Шесть фуг или фантазий для органа или клавесина (Six Fugues or Voluntarys for the Organ or Harpsicord ), появившиеся в 1735, – безусловно, достойны имени их автора, хотя генделевские «вольные», квазиимпровизационные фуги все же уступают чеканным по форме фугам И.С.Баха. Поздние сюиты и многочисленные мелкие пьесы в целом находятся на периферии творчества композитора.

Как и Бах, Гендель отличался консерватизмом. Так, его оперы целиком относятся к жанру неаполитанской оперы начала 18 в. Гендель дожил до эпохи, в которой тон задавали мангеймские симфонисты, К.Ф.Э.Бах и молодой Гайдн, но в его творчестве почти не слышны следы их влияния, в то время, как, например, его старший современник К.Граупнер (1683–1760), писавший сначала барочные оперы для гамбургского театра, к середине 18 в. стал автором многочисленных симфоний нового типа. Новое у Генделя, как и у Баха, всегда было ярко индивидуальным и никак не было связано с веяниями музыкальной моды. Например, неповторимая английская оратория – в полной мере создание Генделя. Устаревший уже при жизни композитора стиль Генделя не оказал непосредственного воздействия на музыкальный процесс. Прошло тридцать лет, прежде чем Моцарт открыл для себя Генделя и переоркестровал Мессию , и около сорока лет, прежде чем Гайдн пошел генделевским путем в оратории Сотворение мира .

Гендель (Handel) Георг Фридрих (1685-1759) - немецкий композитор. Обнаружил в раннем возрасте незаурядные музыкальные способности. С 9-летнего возраста брал уроки композиции и игры на органе у Ф. В. Цахау в Галле, с 12 лет писал церковные кантаты и органные пьесы. В 1702 изучал юриспруденцию в университете Галле, параллельно занимал пост органиста протестантского собора. С 1703 г. - 2-й скрипач, затем клавесинист и композитор Гамбургской оперы. В Гамбурге был написан ряд сочинений, в том числе опера «Альмира, королева Кастильская» (1705). В 1706-1710 совершенствовался в Италии, где выступал как виртуоз на клавесине и органе (предположительно состязался с Д.Скарлатти). Широкую известность Генделю принесла постановка оперы «Агриппина» (1709, Венеция). В 1710-1716 придворный капельмейстер в Ганновере, с 1712 жил преимущественно в Лондоне (в 1727 получил английское подданство). Успех оперы «Ринальдо» (1711, Лондон) закрепил за Генделем славу одного из крупнейших оперных композиторов Европы. Он участвовал в оперных предприятиях (т. н. академиях), ставил свои оперы, а также произведения других композиторов; особенно успешной для Генделя была работа в «Королевской академии музыки» в Лондоне. Гендель создавал по нескольку опер в год. Независимый характер композитора осложнял его отношения с определенными кругами аристократии, кроме того, жанр оперы-сериа, в котором Гендель работал, был чужд английской буржуазно-демократической публике (об этом свидетельствовала поставленная в 1728 сатирическая «Опера нищего» Дж. Гея и И.К.Пепуша). В 1730-е гг. композитор ищет новые пути в музыкальном театре - усиливает роль хора и балета в операх («Ариодант», «Альчина», обе-1735). В 1737 Гендель тяжело заболел (паралич). По выздоровлении возвратился к творчеству и организаторской деятельности. После провала оперы «Дейдамия» (1741) Гендель отказался от сочинения и постановки опер. Центром его творчества стала оратория, которой он посвятил последнее десятилетие активной творческой работы. Среди популярнейших сочинений Генделя - оратории «Израиль в Египте» (1739), «Мессия» (1742), которая после успешной премьеры в Дублине встретила резкую критику духовенства. Успеху поздних ораторий, в том числе «Иуды Маккавея» (1747), способствовало участие Генделя в борьбе против попытки реставрации династии Стюартов. Песня «Гимн добровольцев», призывавшая к борьбе с нашествием армии Стюартов, способствовала признанию Генделя как английского композитора. Во время работы над последней ораторией «Иевфай» (1752) у Генделя резко ухудшилось зрение, он ослеп; вместе с тем до последних дней продолжал подготавливать свои сочинения к печати.

На материале библейских сказаний и их преломления в английской поэзии Гендель раскрыл картины народных бедствий и страданий, величие борьбы народа против гнёта поработителей. Гендель явился создателем нового типа вокально-инструментальных произведений, которые сочетают в себе масштабность (мощные хоры) и строгую архитектоничность. Произведениям Генделя свойственны монументально-героический стиль, оптимистичность, жизнеутверждающее начало, объединяющее в единое гармоническое целое героику, эпику, лирику, трагедийность, пасторальность. Впитав и творчески переосмыслив влияние итальянской, французской, английской музыки, Гендель оставался по истокам творчества и образу мышления немецким музыкантом. Формирование его эстетических взглядов проходило под воздействием И. Маттезона. На оперное творчество Генделя оказала влияние музыкальная драматургия Р. Кайзера. Художник Просвещения, Гендель обобщил достижения музыкального барокко и проложил пути к музыкальному классицизму. Выдающийся драматург, Гендель стремился к созданию музыкальной драмы в рамках оперы и оратории. Не порывая окончательно с канонами оперы-сериа, путём контрастного сопоставления драматургических пластов Гендель добивался напряжённого развития действия. Наряду с высокой героикой в операх Генделя появляются комедийные, пародийно-сатирические элементы (опера «Дейдамия»- один из ранних образцов т. н. dramma giocosa). В оратории, не связанной жёсткими жанровыми ограничениями, Гендель продолжил искания в области музыкальной драмы, в сюжетном и композиционных планах, ориентируясь на классическую французскую драматургию П. Корнеля и Ж. Расина, а также обобщил свои достижения в области оперы-сериа, кантаты, немецких пассионов, английских антемов, инструментального и концертного стиля. На протяжении всего творческого пути Гендель работал и в инструментальных жанрах; наибольшее значение имеют его concerti grossi. Мотивная разработка, особенно в оркестровых произведениях гомофонно-гармонический стиль преобладают у Генделя над полифоническим развитием материала, мелодика отличается протяжённостью, интонационной и ритмической энергией, чёткостью рисунка. Творчество Генделя оказало значительное влияние на И. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, М. И. Глинку. Оратории Генделя послужили образцами для реформаторских опер К. В. Глюка. В различных странах основаны Генделевские общества. В 1986 в Карлсруэ создана Международная Генделевская академия.