Что означают каракули, которые мы неосознанно рисуем? Почему рисовать полезно? Рисование – надежная защита от повседневного стресса.


Ирина Кондрико
Рисование «Как мы занимаемся в детском саду»

Задачи :

Закреплять умения детей отражать в рисунке впечатления от окружающей жизни, передавать простые движения фигуры человека, гармонично располагать фигуры на поверхности листа рисовать крупно .

Оборудование :

Бумага белая, карандаши цветные и простые, иллюстрации с изображением занимающихся детей .

Ход занятия:

1. Составление рассказа «Мой первый день в детском саду » .

Дети стоят в кругу. Беседа. Вопросы к детям :

Вспомните свой первый день в детском саду . Кто вас привел? Кто вас встретил? Чем вы занимались в этот день ? В какие игры играли? Как зовут ваших друзей?

Давайте дружно потанцуем в хороводе.

2. Физкультминутка (хоровод) .

Детский сад , детский сад ,

Он так нужен для ребят,

Здесь собрался народ

В наш весёлый хоровод.

Ну-ка, (имя ребенка, дружок,

Заходи к нам в кружок,

Заходи поскорей,

Попляши повеселей.

Ножкой, ножкой постучим

По коленкам, да в ладошки

Мы похлопаем немножко.

3. Беседа.

Вопросы к детям :

Как чудесно вы плясали, вижу, на год старше стали. А теперь расскажите, чему вы научились в детском саду ? Какие занятия проходят? Какое занятие вам нравится больше и почему? Какие правила необходимо выполнять в детском саду ?

4. Рассматривание иллюстраций с изображением занимающихся детей .

Мои знакомые дети в другом детском саду очень любят разные занятия. Давайте посмотрим на картинки. Наводящие вопросы : - Что делают дети? В каком месте детского сада или группы ? – Какое время года? - Чем вы занимаетесь в детском саду ? (Играем, делаем физкультурные упражнения, танцуем и поем, занимаемся .) Какое занятие вам нравится больше всего? Почему?

5. Рисование «Как мы занимаемся в детском саду » .

Давайте нарисуем, как вы занимаетесь в детском саду .

Дети самостоятельно рисуют на заданную тему.

6. Итог занятия.

Рассмотрите все рисунки и выберите наиболее выразительные и самые аккуратные. Объясните свой выбор.

Для чего мы (ВЗРОСЛЫЕ) рисуем с малышом?

  • Пробуем изобразить какой-либо предмет или живой объект так, чтобы он был похож на реальный, расширил представления крохи о мире?
  • Учим малыша правильно пользоваться красками, кистью, фломастером, карандашами?
  • Стараемся дать карапузу какие-то представления о форме, размере, цвете?

Ответили? Отлично! Уверена, что все вышеназванные варианты в какой-то степени Вам подошли.


А для чего рисует РЕБЕНОК?

Не стала долго выдумывать гипотезы и задала этот вопрос 5-летнему сыну. Услышала очень простой и очевидный ответ: «Мама, ни для чего! Просто мне хочется!»

Как просто! И вместе с тем сложно! Ведь уже разучились рисовать ПРОСТО ТАК... Без повода и причины, без дидактической цели и сверхценной педагогической задачи. Рисовать, потому что хочется! Рисовать, потому что приятный зуд в руках и мыслях! Рисовать, потому что это весело!

Думаю, фразу «Ты рисуешь, как ребенок» можно считать КОМПЛИМЕНТОМ.

Вспомним, как это делается? Несколько советов от «Галки-Игралки», которые лично мне - маме и педагогу здорово облегчают художественные игры с детьми:

Правило №1: Лист - это не безмолвное пространство, которое нужно чем-то (или кем-то) заполнить! Это - территория игры. А раз на листе игра, значит должно быть действие, динамика!

Понаблюдайте за малышом. Наверняка он не рисует яблоко ради свето-теней и круглой формы! Не рисует машинку ради того, чтобы понять ее устройство! А дорожку, чтобы научиться проводить параллельные линии. А что же он рисует?

Да он и не рисует. Играет! Запечатлевает то, что сильно понравилось! Что произвело яркое впечатление, вызвало сильные эмоции, запомнилось!

«Ой! Что это за капельки! Кап… Кап… Кап… Это же дождик! Ура! Ух, какой сильный!»

«Яблочко… Яркое, нарядное! Вот только что такое кушали, и тут захотелось нарисовать! Вкусное какое… Кого бы угостить? Маму угощу! Или Зайчика! Здорово получилось!»

«Машинка - Вррррум - вррррум! Поехали! Ого! В машине кто-то сидит! Это же папа! А я где? Да вот он я! Рядышком!»

«Ррраз - дорожка! Ух, здорово! Еще хочу! Ррраз! Ррраз! Много дорожек!»

Правило №2: Идеи для игр берем прямо из жизни! Не гонитесь за достоверностью и фотографической точностью изображения! Легко изобразить Вам - просто повторить ребенку!

Увидели на улице птичку? Вырвался из рук и улетел воздушный шарик? Вышли во двор и увидели снеговика? А может быть сами слепили? Пекли ароматные пироги, а малыш вертелся рядом? Отлично! Ведь все это будет шикарнейшим эмоциональным поводом для десятка разных игр! В том числе - художественных.

«Мишутка! Приходи к нам на чай! Мы с Наташей пирожки печем вкусные! С малинкой!»

И нарисовали пирожки. Яркие, желтые, оранжевые, с яркой корочкой-припеком. А кое-где начинка выглядывает. Мммм, вкуснота какая!

Правило №3: Герой игры на листе бумаги - такой же ее участник, как и мы - рисующие! Ведь все, что нами изображено, происходит с ним!!!

И этот совет тоже про действие и развитие сюжета. Нарисовали Мишутку, то можно придумать для него интересное развитие событий: «Дождик пошел! Мишка, прячься! Вот тебе зонтик!» И даем Михаилу зонтик, который только что в три секунды вырезали из цветной бумаги!

Малыш очень любит собачек? Отлично! Будет очень весело, если мы изобразим мохнатую Жучку! И, не успев сойти с кончика кисти, она звонко тявкнет (Вашим голосом, разумеется!): «Рррыр, гав! Прррривет, Малыш! А косточка есть у тебя?»

Да, конечно есть, о чем речь! «Машенька, давай Жучку покормим. Уж очень она голодная!» И счастливая Маша уже рисует тарелочку, а на ней сочную сладкую косточку. «Кушай, Жучка, угощайся!»

Правило №4: Озвучиваем происходящее на листе!

Казалось бы, что проще? Ан нет. Молчим, кряхтим, рисуем. И ни словечка. А зря! Ведь слова - та же игра, её логичное и необходимое продолжение! Они могут быть прелюдией, настраивать и вдохновлять нас на создание увлекательного сюжета:

«Мяу! Мяу! - Кто тут кричит? (рисуем быстро ушки, озорную мордочку) - Киса! Привет, киса! Будешь с нами играть?»

Правило №5: Не учим! Не критикуем!

Очень сложное правило. Пожалуй, самое сложное из всех! Я и сейчас иногда ловлю себя на словах: «А что это у тебя? Ааааа, так это барсук! А я думала, что слоник!» Вот уж обидно, так обидно! Ведь старался, как мог! А криво - так, мама, мне не 32, и моторика у меня на мой возраст развита! И представление о форме и цвете еще не такое стереотипное, как у тебя! И вообще, кто мне вчера читал про мышь-балерину? А теперь говоришь, что так не бывает?

Сложно из-под навеса жизненного опыта не подсказать малышу, что не бывает синих яблок, что зайцы не едят тортики, а кот не может ехать за рулем автомобиля! И вообще, этот жук больше похож на матрас, а рыбка на бабочку. Сложно. Но возможно!

Рисуйте сами! Сядьте рядом с карапузом, возьмите чистый лист, кисть или фломастер и поиграйте ДЛЯ СЕБЯ! И не забывайте рассказывать о происходящем: «Ого! Смотри, кто это у меня тут бежит! Это …»

Рядом с нами прекрасные учителя, и у них всегда найдётся бесконечный запас терпения, любви и идей!

Анна Маковей, специалист по методике Тепляковой и играющая мама.

Хотите научиться творчеству с малышом, развивая при этом мелкую моторику, воображение и навыки письма? Тогда приходите на наш тренинг " ". Проводите время интересно и с пользой!

Как справится с внутренней тревогой? Как мы изображаем эту тревогу, если берем в руки кисть и начинаем рисовать. Если мы рисуем наши страхи, то картинка всегда получается неоднозначной, а иногда пугающей. Наш внутренний мир полон страхов, тревог и комплексов и возможность сублимировать эту энергию дает ощущение освобождения от негатива.

Рисунок Кети 4,5 года. "Солнце у себя дома"

Если вы чувствуете в себе частую тревогу, плохое настроение или просто усталость предлагаю вам открыть для себя удивительный мир изобразительного искусства. Рисование, как хобби, дает возможность взглянуть в свое подсознание, интерпретировать свои истинные чувства.

К примеру, вам только что испортил настроение ваш руководитель, попробуйте взять фломастеры или карандаши выберете цвет который как вам кажется, сейчас лучше всего отобразит ваше внутреннее состояние, и нарисуйте любою картинку, которая в виде образа пришла в вашу голову. Все негативные эмоции вы переносите на бумагу, освобождая себя от переживаний. После этого, спрячьте ваш рисунок на несколько дней. Через время, когда вы снова взгляните на него, вы будете удивлены, как точно он отобразил ваши чувства и отношение к той ситуации, которая произошла.

Многие считают, что не умеют рисовать, поэтому не любят это делать, не стремятся развить в себе это умение. Но рисунок сам по себе это образ ваших мыслей, сознание, отпечаток ваших чувств, чтобы вы при этом не рисовали, натюрморт, пейзаж или просто произвольную картинку.

Рисование как хобби, способствует разрядке внутри тонического возбуждения, проводя его через моторику рук, высвобождая не нужные энергии и негативные эмоции. Если вы не можете выразить по какой либо причине ваши обиды, злость, негодование, а может радость или другие эмоции, то бумага и карандаш будут вашими помощниками. Конечно, такие спонтанные занятия могут переродиться в увлечение, хобби, и вам уже захочется взять урок рисования пастелью для начинающих или изучать технику рисунка по пособиям.

Сейчас много пишут и говорят о пользе детских рисунков, как способа распознать наличие проблем в семье у ребенка и о состоянии его психологического здоровья. Поэтому существует множество Арт-терапий по разным направлениям, особенно это вид терапии эффективен для детей с ограниченными возможности, а их внутренний мир очень богат и интересен для изучения.

Рисовать можно не только пальчиками, но также и ладошкой. Малышу будет весело и интересно посмотреть размер своих пальчиков, сравнить их с пальчиками мамы или папы.

Для деток постарше интересно будет пробовать рисовать восковыми мелками или акварелью, можно пробовать рисовать цветными свечами.

Существует еще масса способов проявлять свой талант благодаря рисунку, например, рисовать песком, прикольными смотрятся рисунки кляксографией или пластилинографией.

Рисование, как хобби, благотворно влияет на общее настроение, развивает фантазию, у деток. Для взрослых — это способ снять напряжение, избавится от плохого настроения и просто получить удовольствие.


I.
Используя разнообразные материалы во время рисования, можно добиться интересных эффектов :
1. чтобы получить размытые контуры , капайте водой (или водкой) на лист, покрытый акварелью. Таким способом хорошо получается изобразить небо, затянутое облаками;
2. эффект "хлопьев" , снежинок, "ледяной корки" можно получить, посыпав солью на нанесённое акварельное изображение;

3. хаотичное неравномерное ретуширование получается благодаря скомканной бумаге ;
4. рисование с трафаретом имеет множество вариантов. Попробуйте приложить вырезанную фигурку к листу бумаги и покрыть их акварелью. Теперь уберите трафарет, дав возможность краске растечься . Контуры трафаретного изображения получатся размытыми , а цвет будет усиливаться от центра фигуры к периферии;
5. интересной фактурности можно добиться при помощи наждачной бумаги ;
6. проявляющийся "второй" слой возможен при многослойном изображении. Нарисуйте мелками или свечой что-нибудь на листе бумаги и покройте акварельными красками. На те места, где нарисовано что-то мелком или свечой, краска не будет ложиться ровно, и из-под нее будет проглядывать изображение;

7. "выцарапывание" картины по краске. Нарисуйте что-нибудь мелками или свечой на бумаге (или просто закрасьте лист цветными мелками). Теперь покройте лист бумаги с изображением плотным слоем краски (гуашью) и дайте высохнуть. После высыхания краски можете приступать к выцарапыванию изображения. В тех местах, где есть мелок, краска будет сходить хорошо, в остальных местах она будет оставаться ровным фоном;

8. ещё один интересный способ рисования мелками и гуашью можно назвать "м ятое изображение ". Восковыми мелками на бумаге рисуется предмет, вокруг него всё пространство тоже закрашивается мелками. Теперь этот лист аккуратно мнём, расправляем и покрываем гуашью. Теперь быстро при помощи губки и воды смываем гуашь. Краска должна остаться только в местах сгиба бумаги;

9. интересный эффект получается от рисования губкой . Предложите ребёнку "нарисовать" губкой крону деревьев или море;

10. придать "пушистость" изображению можно при помощи марли или целлофана . Хорошо получается использовать этот эффект с трафаретом . Вырежьте из картона фигуру животного и приложите к листу бумаги. Теперь опускаем марлю или целлофан в краску, разведённую водой, и легкими движениями проходим по контуру трафарета. Когда трафарет уберёте, увидите чёткую фигуру животного, а его контур будет выглядеть мягким и пушистым (например, как медведь, нарисованный при помощи марли Корявиковой Валерией).
Рядом рисунок, выполненный по этому же принципу, только без трафарета, а вместо марли использовался полиэтиленовый кулёк;

11. попробуйте использовать в качестве дополнительного средства рисования нитки . Хорошо получается рисовать извилистые линии при помощи шерстяных ниток от распущенного изделия;

12. удивительные красочные круги получаются, если рисовать не кисточкой, а электрической зубной или массажной щёткой.

II. "Штампование": ребенку может понравиться "штамповать " предметы или таким способом "нарисовать" что-нибудь. "Штамповать" можно любые предметы, это могут быть кубики (набор геометрических фигур) или резинка на обратной стороне карандаша:


Отпечатки можно делать и природными материалами, например, еловой веткой или большим листом от растения:


III. Малышу может понравиться рисовать на листе, если тот лежит на какой-нибудь выпуклой поверхности. Можно сделать самим фигурный трафарет для "отпечатывания" , например, так:

IV. Если по влажному рисунку с акварелью провести обратной стороной кисточки , то получатся "бороздки ", как на рисунке с деревьями.Так "рисовать" по мокрому можно и ножницами, в таком случае "бороздки" будут получаться одинаковые и сразу по две.
V. Брызги: интересные эффекты и изображения могут получиться, если сбрызгивать краску с кисточки или зубной щётки на лист бумаги. То же самое можно проделывать, положив на лист какой-либо предмет. Тогда вокруг предмета будет "точечный фон", а изображение предмета будет бесцветным.

При помощи брызг можно написать целую картину:

VI. Кляксы : капнуть и дать растечься краске по листу. В центр кляксы можно подуть через трубочку. Изображения из кляксы можно сделать зеркальными , если сначала сложить лист пополам (или скрутить его), затем расправить и капнуть на него краской. Теперь снова складываем лист и слегка прижимаем. Дальше - дело вашего воображения. Смотрите, на что похожи кляксы, и дорисовывайте необходимые детали. Ниже - зеркальный рисунок из кляксы Юлии Митко.

VII. Монотипия. Эта техника хорошо подходит для открыток. Нанесите на стекло (или любой другой материал, не впитывающий краску) разноцветные полосы или узор. Теперь приложите сверху лист бумаги и слегка придавите. Снимите со стекла лист и рассмотрите отпечатанный рисунок.

VIII. Рисование пеной.

1. Взбейте пену и соберите её губкой. Теперь отожмите губку так, чтобы пена оказалась в ёмкости с краской. Перемешайте и кисточкой нанесите пену с краской на бумагу. Когда рисунок высохнет, лишнюю пену можно будет сдуть.

2. Для создания эффекта использования разных оттенков цвета возьмите пенку для бритья и гуашь нужного вам цвета. Перемешайте в пиале пену для бритья и краску и нанесите кисточкой на рисунок.

IX. Рисунки с клеем

1. Клеевая обводка. Нарисуйте на листе карандашом какой-нибудь предмет. Через маленькое отверстие в тюбике с канцелярским клеем выдавите по контуру изображения клей и оставьте его высыхать. Затем пространство внутри контура закрасьте.

Сейчас в интернете так много информации о том, что нужно рисовать, лепить, заниматься с ребенком различными видами творчества, как можно раньше, что это, непременно, разовьет его способности и безумно полезно для мелкой моторики. На этой волне, меня тоже захватила эта идея. И конечно, я с младенчества подсовывала ребенку краски, а что из этого получилось – читайте мой рассказ….

Конечно, это громко сказано «что у нас что-то получилось», ведь Святославу еще 2 года. Да и результат в данном случае – не имеет никакого значения.

Одно могу сказать точно, до двух лет Святослав не очень-то любил рисовать : ни красками, ни карандашами, несмотря на все мои усилия – а может быть именно поэтому и не хотел 🙂

Первый раз я дала краски Святославу, когда ему было около 8 месяцев . Он старательно изучал содержимое баночки с красками (пальчиковыми), несколько раз мазнул на лист, потом его заинтересовала кисточка, в итоге – весь процесс занял не более 5 минут.

Его особенно впечатлило то, что остается на его пальцах – и он сразу попросил это смыть. Как ни странно, пробовать на вкус даже не пытался.

Периодически, я повторяла процедуру – все проходило примерно по такому же сценарию.

Иногда, мы рисовали в ванной – он оставлял несколько мазков на бумаге, и собственно, на этом все и заканчивалось. А затем, мы весело отмывались.

Иногда, я на полу стелила большую клеенку, на нее приклеивала кусок обоев и, таким образом, мы рисовали. В разные дни я ему предлагала 2-3 краски разных цветов.

Использовали разные по размеру кисточки : начинали с молярных кисточек больших и маленьких, затем переходили к кисточкам для рисования но с жесткой щетиной. Пробовали рисовать губкой – но ему больше нравилось все-таки кисточками.

Пробовали краски разной консистенции : густые, которые приходилось размазывать или совсем жидкие – разливали на бумагу и раздували трубочкой, наблюдали как пятно краски растекается по бумаге.

Все рисование у нас занимало не более 10 мин. Занятия наши были не регулярными, скорее носили спонтанный характер. Иногда мы рисовали по несколько раз в неделю, потом мог быть перерыв в несколько недель.

Рисовали , обычно до тех пор, пока руки не становились грязными, тогда он сразу шел в ванну отмываться – на этом наше рисование, естественно, заканчивалось. И наверное, самым интересным было мыть кисточки и баночки, и наблюдать за тем как вода меняет свой цвет.

Когда Святославу исполнилось 2 года, его вдруг, неожиданно для меня, заинтересовало наше рисование . Он стал с таким энтузиазмом размазывать краски, смешивать цвета, выбирать бумагу на которой хочет рисовать. Стал сам доставать краски и расстилать клеёнку когда хочет рисовать, иногда по 2-3 раза в день. Что послужило такой разительной перемене? Возможно, всему свое время.

Ребенок повзрослел, перешел на новый этап своей более осознанной деятельности.

Он как будто прочувствовал процесс рисования. Если раньше он только знакомился с материалами – и выглядело это именно так, то сейчас он с большим воодушевлением следит за тем что выходит из-под его кисти.

А сейчас моя роль в этом – отойти подальше и не мешать, а лишь иногда, предлагать ему новые материалы и сюжеты.