Большое интервью Noize MC. Oxxxymiron - о том, кто помогает ему писать новые треки


Интервью с рэперами

Noize MC: «Психи еще существуют в нашей жизни»

Итак, информация к размышлению. Noize MC. Он же Иван Алексеев. Он же победитель бэттла на hip-hop.ru и человек, записавший лучший альбом года по версии читателей журнала «Афиша». Чтоб вы знали, читатели журнала «Афиша» - это такие люди, которые обычно фалломорфируют на такие малознакомые вам имена, как Babyshambles и Аки Каурисмяки. Не на лаконичное Noize MC. Тоже вполне себе достижение. Ах да. Он же – рэппер, похоронивший журнализда Николая Фандеева. Пишет совместные треки с «Тараканами» и «Ляписом трубецким», выслушивая респекты от Максима Леонидова и Алексея Кортнева. Ага, и вот щас концентрация незнакомых имен на один абзац достигла критический чуть менее чем полностью. Эрго: не человек, а просто праздник какой-то!!111

Так думал молодой повеса, когда поперся в ваш Ростов. Я о себе, надо думать, не об Иване. Ему-то, в отличие от меня, заплатили. Если бы мне заплатили, я бы еще и придумал нормальные вопросы, а так придумал какие придумал. Нам ли быть в печали? Как стало понятно очень скоро, я единственный придумал хоть какие-нибудь вопросы из тех *надцати человек, кто флюродросил на «Урбании» за шоколадки и беджики «press». Еще бы я их не придумал. Это нас с eLect’ом, в два часа ночи на центральной площади города поющих «На районе 3 недели нету плана» шугали мещане, менты и вечно не спящее быдло. И да, это у меня, работника телевидения, на звонки коллег по цеху стоит «Из окна...». Нет, мне однозначно было что спросить у этого парня. Избранные моменты из нашего, наполненного искрометным юмором и интеллектом разговора я и представляю вашему пристальному вниманию. Не за что.


- Noize MC, есть ли у тебя в репертуаре песня, которую ты мог бы назвать своим программным заявлением?

Ну, моё программное заявление разбито на части, главы, которыми и являются песни, поэтому какую-то определенную из них глобальным программным заявлением назвать не могу. Это лишь части целого. Каждый слушатель волен сам собрать их воедино.

Noize MC, по своему собственному утверждению, ты артист, которому на рамки жанра глубоко фиолетово. Но чему ты симпатизируешь в большей степени?

Мне нравится хип-хоп как подход. Это музыка, которая была придумана очень круто и очень вовремя. Это течение, которое по-настоящему остается трогательным только в его изначальном воплощении. То есть когда тебе есть, что сказать и когда у тебя есть багаж пластинок, на которые тебе нужно наложить свой речетатив. А уж что за пластинки ты собираешься ставить - это совершенно по барабану. Мне нравится хип-хоп, как жанр, который изначально не имел своей музыки, а синтезировал различные стили, для того, чтобы создать что-то свое – необычное. Со временем рэперы оказались закольцованными в кругу сэмплируемой музыки, каких-то стандартов и боятся выходить за рамки. Это плохо, на мой взгляд. Потому что хип-хоп – это больше чем просто музыкальный жанр – это подход к созданию музыки.

Приоткрой завесу тайны над новым альбомом, каким он будет? Будешь ли ты, составляя трек-лист альбома помнить о том, что девочки хотят медляков?

Медляки будут, девчонки. В скобках: обычно Noize MC вообще не отвечает на вопросы о новом альбоме, так что три слова в этом свете - грандиозная эксклюзивная инфа.

- Какой вопрос ты сам мог бы задать Noize MC?

- Noize MC, как ты объяснишь ваш дурацкий вид на концерте? Девочки тебя поначалу даже не узнали.

Мы когда выступали на фестивале Кубана неделю назад, познакомились там с чуваком по имени Герман, который жил там в палатке со своей тусовкой. И он сказал, что он сам из Ростова и обязательно нас встретит. И он не наврал, встретил, и привез нам каких-то париков, безумных шмоток, всякого говнища интересного, и мы решили в него наряжаться и выходить на сцену. Так что у нас такой вот имиджевый спонсор сегодня.

- Noize MC, прокомментируй популярную в этих наших интернетах историю про Jagafest (об этой нашумевшей истории с вызывающим гимном "Героин-феста" от Нойза можно прочесть, к примеру, - прим. DEM84) .

Многие просто оказались не готовы воспринять то, что человек может действительно говорить то, что думает, и было много версий по поводу какой-то вирусной рекламы, изначально приплаченных ходов. Я в очередной раз удостоверился в абсолютной гнилости Интернет-сообщества, как минимум. Всех интересует, в первую очередь, вопрос получил ли я бабла за свое выступление. Не получил. И не только, бля, не получил, а еще мне предстоит и своего бабла отдать в придачу этим пид*расам. И поэтому донт белив зе хайп, с одной стороны, - не верьте понтам. А с другой стороны, верьте в психов – они все-таки попадаются иногда еще в жизни.

- Noize MC, вспомни свой самый необычный фристайл?

Мне кажется организатор потребовал, чтобы прекратили это издевательство над артистом, я фристайлов зачитал на диктофон уже штук так триста, но среди них не было необычного ни одного, именно поэтому сейчас я ухожу, и всего. И всего вам хорошего, доброго всего вам, я ухожу. Нет меня зовут не Вова, меня зовут не Дима. Хотя эти имена сейчас популярны. Я сегодня дергал струны гитарные, сегодня было весело, сегодня было угарно, многие говорили буэээ, да он все делает бездарно, я видел этих уродов, они показывали мне факи, я каждому из них объяснил, чего стоят они, мазафака. Всё, рифмы стали плохими, значит я ухожу. Ведь Нойз ЭмСи – это не только имя, НойзЭмСи – это не только музыка. Нойз ЭмСи – это человек. Ему иногда надо спать, вместо того, чтобы записывать трек. Ему иногда надо спать, вместо того, чтобы давать интервью, все, до свиданья, бл*дь, фак ю.

История журналистского везения: во время интервью "Медузы" с Noize MC в баре, где оно проходило, появился Oxxxymiron.

Получилось интервью на троих, в котором один герой отвечал на вопросы, а второй иногда вставлял ремарки. .

Noize MC - об альбоме "Горгород"

Конечно, Мирон меня вдохновил. Я был этим альбомом очень впечатлен. Это реально было новое слово в русском рэпе - в первую очередь, с точки зрения общей конструкции. Это дерзко и круто - в тот момент, когда люди с трудом дослушивают до конца двухминутное произведение, появляется история на 11 треков, в которой сложно выдрать что-то из контекста.

Oxxxymiron - о любимом сезоне сериала "Прослушка"

Наверное, про портовых работников, прям такой working class - это, кажется, второй. И четвертый, где одновременно про школу, и они пытаются построить такой мини-легалайз в отдельно взятом квартале.

Noize MC - о том, почему он больше не работает с продюсером Григорием Зориным

Подходил к концу наш контракт, собственно. Настало время его подписывать заново, причем я был на это настроен. В процессе, пока мы обсуждали условия, мы очень сильно рассорились. Плюс вскрылся ряд нелицеприятных фактов о деталях нашего прежнего сотрудничества - связанных с деньгами и правами на песни. Это привело к тому, что контракт мы подписывать не стали.

Oxxxymiron - о том, кто помогает ему писать новые треки

У меня, кстати, есть книга Юрия Лозы - «Как писать хиты». Это моя последняя надежда. Я только начал читать.

Noize MC - о песнях Face и фрешменах

Сейчас я абсолютно спокойно воспринимаю всю эту волну артистов. Это то же самое, как мы слушали «Красную плесень» или «Сектор Газа». Нет, все-таки Фейс - это скорее как «Красная плесень», «Сектор Газа» был поэтичней. Я понимаю, почему это задевает людей. Это пубертатная история, максимально вывернутая мехом наружу. <...>


Из артистов до 27 самый крутой, конечно, Хаски. «Пошлая Молли» нравится еще. Там есть какой-то драйв рок-н-ролльный и все-таки владение инструментами, это не попрыгушки под фонограмму.

Noize MC - о том, отодвинули ли его с вершины молодые рэперы

Никуда меня не отодвинули. У меня все в порядке, дела только в гору идут <...> Больше меня из рэперов сегодня собирают только Мирон, Баста и Корж. Можно еще Тимати сюда добавить, но тогда его и к твоей «большой четверке» 2012-го надо приписать.

Оба - о том, как ненависть двигает хип-хоп вперед

Оксимирон: Слушай, пятый элемент хип-хопа - это ненависть.

Нойз: Первый, по-моему.

Оксимирон: Я помню интервью одного из моих любимых немецких рэперов, в котором он говорит: когда я был никем, я хейтил тех, кто наверху. Поэтому я максимально лояльно отношусь к тем, кто ******** [ругает] меня сейчас. Это круговорот.

Нойз: И об этом круговороте в опере очень много сказано.

Оксимирон: Это суперлицемерие - срать кого-то в начале пути и потом не понимать тех, кто срет тебя позже. В этом смысле я не понимал «Касту» в момент терки с нами, потому что когда «Каста» начинала, насколько я помню, они срали Шеффа, причем достаточно открыто.

- Вы чувствуете, как меняется музыкальный мир вокруг вас?

Он стал чрезвычайно разнообразен. Раньше существовали привычные источники информации, сейчас на тебя вываливается столько всего, что ты беспомощно барахтаешься. Люди больше не готовы слушать одну и ту же группу по 10 лет, им постоянно нужно что-то новое. Но тех, кто давно стал популярными, это уже не касается - и никуда не денутся, они на другом поезде едут.

У вас в связи с этим поменялись какие-нибудь ориентиры? Условно говоря, шесть лет назад нужно было писать трехминутную песню с припевом для радио, а сейчас не нужно, потому что вместо радио у всех интернет.

Ориентиры все те же - насколько это резонирует с моим небольшим кругом. Это живые люди, которым я играю песню на кухне или ставлю в маленькой колонке в аэропорту, пока мы ждем рейс: «Смотрите, чуваки, что я сделал».

- Какие ожидания связаны с новым альбомом «Царь горы»?

Мне кажется, это очень хитовая пластинка. Она лаконичная, на ней нет ни одной песни, в которой я сомневаюсь, она сделана в сжатые сроки, в дороге - оказывается, миди-клавиатуру можно ставить на столик в самолете и что-то сочинять. Примерно половина альбома уже исполняется на концертах. Это хороший тест-драйв для материала, чтобы понять, как его довести до ума и впоследствии зафиксировать в записи. Вообще, мне кажется, что это очень хороший и цельный альбом.

- А на какой из ваших альбомов он похож?

На первые две пластинки, только доведенные до более компактного состояния. Здесь у нас в меньшей степени калейдоскоп и винегрет. Хотя здесь тоже широкая жанровая палитра, а акустическая баллада может соседствовать с драм-н-бейс-боевиком.

Когда вы начинали, слушатели рэпа восторгались тем, что в жанре возник артист, который рушит штампы и сочетает все - от гранжа до электроники. А спустя годы это сочетание само превратилось в штамп.

Хотя я по-прежнему пробую новые краски, есть набор выразительных средств, которые уже стали моим собственным стилем. Многие артисты всю жизнь исполняют одну песню в разных вариациях. У меня она не одна, у меня их семь. Что само по себе уже неплохо. Но я все время пробую сыграть восьмую.

Трек «Питерские крыши» входит в треклист «Царя горы»

- Как вы с Монеточкой записались?

Связались через «ВКонтакте». Я послушал ее альбом, мне понравилось, мы стали общаться. Выяснилось, что это актуальный, современный, живой человек, у которого нет границы между ним самим и его сценическим образом.

- Удивительно, что к ней до сих пор не обращались другие известные артисты.

А они обращались, просто мне повезло больше других.

- Есть у альбома ключевая тема?

Этот альбом о том, что, играя в чужую игру по правилам, которые придумал кто-то другой, ты участвуешь не в том соревновании. О том, что ценностью является создание своего собственного мира. И что, скажем так, все стороннее и наносное очень скоротечно, поэтому нужно меньше вертеть головой по сторонам и сосредотачиваться на своем и настоящем.

Подавляющее большинство твоих слушателей вряд ли ходят на сверхтворческую созидательную работу. Их заденет такой посыл?

Это не единственный посыл пластинки. Но если говорить об этой линии, о том, что оценочные суждения со стороны все-таки стоит фильтровать, то это посыл, который в мире социальных сетей касается каждого.

- Существует ли какая-то история о том, как вы к этому пришли?

Моя карьера - эта история. Про меня много лет кто-то что-то думает и говорит. И если все это через себя пропускать, то можно с ума сойти. Я этого не делаю больше. Я вспоминаю пресловутый 2010 год, когда у всех было мнение по поводу того, кто я такой, что я делаю и насколько это хорошо или плохо. Это было тяжелое время, я придавал этому слишком много значения. Вся эта шумиха безумная в итоге улеглась, а альбом 2010 года остался - и, похоже, остался надолго.

Наверное, приятно быть в центре внимания. И от этого наверняка какое-то суперострое ощущение возникает. Несмотря на весь негатив.

Это ощущение существует и в чистом виде, без примесей. В «Стадиуме» я выхожу на сцену, перед которой собрались 5 тысяч человек. И я понимаю, что я здесь не просто так и сейчас здесь произойдет что-то очень крутое. А когда к тебе приходит 115-й по счету журналист из «Волгоградской правды» и спрашивает, почему вы написали песню «Мерседес S666», заранее зная ответы на все свои вопросы, - такое внимание не помогает чувствовать себя лучше.

«Make Some Noize» - первый сингл с «Царя горы»

Понимаю, но трудно поверить, что совсем уж ничего приятного в этом внимании не было. Особенно когда приходил не 115-й журналист из «Волгоградской правды», а интеллигентный Андрей Лошак.

Было другое ощущение. Если говорить конкретно о случае с «Мерседесом S666», было ощущение, что такими действиями можно переломить ход этой печальной истории. Думалось об этом. Было ли в этом приятное? Приятно было осознавать, что сила, которой я обладаю, способна помочь людям. А эндорфин от того, что, как круто, у меня берут интервью - большинство этих интервью представляли собой попытки вывести меня на чистую воду. Может быть, помните, как к Олегу Кашину я ходил на интервью?

- Я, видимо, уже об этом забыл.

Я тоже нечасто об этом вспоминаю. Просто раз уж мы всех этих событий коснулись.

- Он старался прессовать вас?

Ну да, а через несколько месяцев еще одно интервью сделал, такое же неприятное. Без этого всего намного легче. Состояние безудержного хайпа, когда все вокруг склоняют твое имя, может быть, кому-то и приносит удовольствие, может, кто-то сознательно к этому идет. Мне всегда было интересно писать песни, создавать миры какие-то. Смотрите, появилась группа Die Antwoord, я их увидел - и у меня сразу ощущение созданного ими мира. Они уникальны, они круты, притом что вообще-то я такое музло не слушаю. Но меня это по-настоящему трогает. Мне совершенно неинтересно при этом ковыряться в каких-то подробностях, где, что и кому они сказали.

Или кумир моей юности, Курт Кобейн. Понятно, что там были наркотики. И все-таки мозги себе он вышиб, по моему глубокому убеждению, потому что слишком всерьез воспринимал то, что о нем говорят. Я прочитал множество биографий и вообще литературы, связанной с Nirvana. Был случай, когда он бегал по особняку от Кортни с подборкой журналов, где были уничижительные статьи о нем. Она пыталась их выбросить, потому что он постоянно их перечитывал и испытывал какой-то мазохистский кайф. Хотя можно ли это кайфом назвать?

В 2010 году как раз у многих было ощущение, что слова могут на что-то влиять, что песня может что-то изменить. А в 2011 году после Болотной настроения в обществе сменились. В этом смысле показательна история с вашими достаточно невинными фразами об Украине - «Был там, бандеровцев не видел», - которые не вызвали здесь ничего, кроме ненависти.

Это было очень сильное переживание и разочарование. Я чувствовал себя абсолютно беспомощно, пытаясь достучаться до людей, но принципиальная возможность диалога полностью отсутствовала. Что бы ты ни сказал, тебя не слышат, про тебя заранее все понятно. Поэтому я психанул на «Кубане»: идите вы… все равно слушать ничего не хотите (на фестивале «Кубана» Noize MC отключили микрофон, когда он начал говорить об Украине, в знак протеста он ушел со сцены и вернулся на нее голый; впоследствии несколько десятков российских концертов были отменены под разными предлогами. - Прим. ред. ).

- А у вас были мысли уехать из страны?

Я воспринимаю эмиграцию только как последний способ избежать тюрьмы или физической расправы. А так уезжать не хочу.

В этом году Noize MC выпустил такой вот клип на песню о восставшем Ленине «Lenin Has Risen» - это часть англоязычного альбома, который вообще-то планировался на конец 2016-го, но оказался сдвинут на «после «Царя горы»

Надо на какую-то более жизнеутверждающую тему выйти. Давайте вспомним еще одну историю из 2010 года, как вы поссорились и помирились с Сергеем Шнуровым.

Мы очень круто помирились, да. Если бы мы не поссорились, мы бы не подружились.

- И вы продолжаете поддерживать контакты?

Мы общаемся, да. Периодически встречаемся, когда я бываю в Питере, но у Сергея такой график, что это происходит нечасто.

- Можно вспомнить обстоятельства?

Вышла песня «Химкинский лес» о том, что все эти песни на общественно-политические темы - дело неискреннее. Отдельная строчка про дьявольский «мерс» отсылала к «Мерседес S666». Я к «Ленинграду» всегда хорошо относился, поэтому меня это так остро задело. Ну и я сочинил тоже такую песню-пародию, взяв за основу не самый известный хит «Ленинграда». И если не знать оригинал, то такой ответ мог показаться очень грязным.

Многие и не восприняли это как пародию. Тем не менее это был мой ответ для самого Сергея, а не для орущих людей вокруг. Ну и никакого продолжения это не получило, он просто молчал, а потом в свой день рождения в 2011 году, уже через полгода после этого клипа, вдруг позвонил мне и начал выяснять отношения. Мы достаточно неоднозначно пообщались, и хотя какие-то точки взаимопонимания нашли, но разговор наш, помню, закончился на «Ну че, я не слышу извинений» - «Ты че, какие … извинения». После этого мы с ним увиделись еще через несколько месяцев на премии «Степной волк», где нас познакомил Вася Обломов. Сергей Владимирович был подшофе, так что общение началось с какой-то бычки, а закончилось тем, что в 6 утра мы пьянствовали на Фонтанке, около его дома. Посиделка была колоритная - постоянно подходили какие-то люди, Шнуров брал в магазине вискарь со словами «Запишите на мой счет».

Клипом «Побрей звезду», снятым в 2010 году на концерте, Noize MC довольно дерзко вступил в конфронтацию с Сергеем Шнуровым, отвечая на его песню «Химкинский лес»

На Пикнике «Афиши»-2015 вы познакомились с Земфирой и попробовали посотрудничать. Я так понимаю, ничего не получилось?

Не то чтобы совсем ничего. Мы в соавторстве написали несколько песен. В том виде, в котором мы их написали, услышать их нельзя. Она отвечала за музыкальную часть, а я за тексты. Тексты никуда не делись, просто я написал для них другую музыку, и они вошли в альбом.

- Почему так?

Ну, мы что-то делали, но все время недоделывали. А в какой-то момент перестали общаться. По определенным обстоятельствам. Но это в любом случае интересный опыт. Я с уважением отношусь к Земфире, она сочинила очень много крутых песен, она интересный мелодист, классный композитор, прямой и резкий человек. И помимо прочего, еще и крутой битмейкер. Земфира делает крутые биты.

- Вы говорите «интересный опыт». Чему, например, такой опыт может научить?

Я был очень вдохновлен этим знакомством, сочинил несколько песен, которые мне очень нравятся. Не будь этого самого знакомства, этих текстов бы не было.

- Вас сегодня в какой-то степени интересует мир русского рэпа?

Русский рэп - это ок, я помню, что раньше это был жанр, в котором очень сложно было найти что-то по-настоящему цепляющее и не вызывающее никаких вопросов. Сейчас с этим попроще.

- Часто ли эта музыка дарит вам ощущение «я слишком стар для этого дерьма»?

Нет, не слишком. Я неоднократно говорил, мне нравится альбом Оксимирона - я ожидал, что это будет баттл-рэп и унижение воображаемого соперника, но то, что услышал, меня приятно удивило. Альбом Скриптонита очень самобытен, и, хотя его система ценностей мне не близка, я признаю, что это знаковая запись для русского рэпа. ATL молодец, мне нравится, как у него электроника работает, и все очень хвалят его лайвы.

Некоторые вещи, как тот же клауд-рэп, меня интересуют не как музыка, а как социальное явление, как что-то новое, что мы можем узнать о мире. Наш басист говорит об этом, что новое поколение поняло, что в списке sex, drugs & rock-n-roll рок-н-ролл - вещь абсолютная лишняя. И перешло, так сказать, сразу к сути. Они скорее транслируют некий лайфстайл, где сексуальная объективация максимальна, где женщина равно шлюха, причем уже надоевшая и не очень интересная. Ни любви, ни тоски, ни жалости.

- Что все-таки с вами случилось на баттле «Версус»? Вы выглядели так, словно с вами…

Словно со мной что-то случилось. Моя жизнь разваливалась на куски. Я не буду об этом говорить. Просто поверьте, что это был …. А сам этот баттл … - это была вишенка на таком торте! Что в сравнении ее размеры просто смехотворны. Я никогда его не пересматривал. Помню только, что я там фристайлил и это было даже излишне откровенно.

С треском проигранный баттл Versus состоялся в конце 2013-го - баттл-движение в России в тот момент еще не набрало ход; Noize MC был чуть ли не единственным артистом, собиравшим клубы-пятитысячники и рискнувшим выйти на Versus

Когда были моложе, вы могли повзолить себе смешные и дерзкие нападки на или Андрея Малахова. А теперь на вас наскакивают.

Какие-то вещи заставляют задуматься о карме. Я не такой агрессивный, как раньше. Даже если брать какой-то совсем ранний период, лет до 20 включительно, я, как правило, все-таки концентрировался на неприятном мне творчестве, а не на личности. Что касается упомянутых примеров… Мои тогдашние действия были ответом на чье-то хамство и так далее. То есть, получая какой-то тычок извне, я бросался сразу отвечать, вот такой мотив у меня был, сейчас его нету. Просто неинтересно. Делать же надо то, на что ты вдохновлен. Если ты не вдохновлен, не надо делать.

- Вы в последние несколько лет сами себе менеджер, верно?

У меня есть менеджер, административными делами я никогда не хотел заниматься, да и это просто невозможно при таком объеме.

Да, но теперь это ваш сотрудник, а раньше вашим менеджментом занимался ваш продюсер. Могли бы вы поразмышлять, нужны ли артисту продюсеры в будущем, где все мы вдруг оказались?

По большому счету артисту нужна команда. Хороший СММ-менеджер, хороший дизайнер, хороший букер, который рулит концертной деятельностью. Еще лучше, если есть менеджер, способный вести переговоры более серьезного уровня. Впрочем, есть артисты, которые сами ведут все дела, и им так удобнее. А для меня это некомфортно.

Я люблю приводить примеры тех же Шнурова или Оксимирона, превративших свои соцсети в популярные медиа, которые обеспечивают контакт с аудиторией без посредников. А вы почему игнорируете соцсети?

Я понимаю, насколько мощным инструментом они могут быть. Но для этого ими нужно заниматься в должной мере. Если у меня появляется толковая мысль о том, как устроен мир, я скорее попробую превратить ее в песню. Если честно, в нынешнем состоянии мне гораздо более комфортно, чем лет 5 назад. Потому что я наконец-то гораздо больше времени занимаюсь музыкой, не отвлекаясь на прочую шелуху. И это великолепно. И гораздо меньше лишних людей вокруг, которые гораздо более поверхностно воспринимают эту музыку. Когда на твоем концерте половина публики просто пришла посетить выставку ослов - «Ой, это сейчас круто» - я это проходил. Безусловно, это льстит самолюбию. Но гораздо круче, когда люди, которые на тебя пришли, знают, куда они пришли.

Я вас недавно видел выходящим из метро «Сокол» по дороге на концерт Twenty One Pilots - и испугался количеству людей, которые буквально набрасывались, чтобы сфотографироваться. Вы вообще на концерт попали тогда?

Да, все нормально. По дороге выяснил, что не зря мне Twenty One Pilots нравятся - аудитории сильно пересекаются.