«Утро в сосновом лесу». Иной взгляд на шедевр Шишкина


Иван Шишкин прославил не только свой родной город (Елабугу) на всю страну, но и всю громадную территорию России на весь мир. Самой известной его картиной считается «Утро в сосновом лесу». Чем она так знаменита и почему считается практически эталоном живописи? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Шишкин и пейзажи

Иван Шишкин - известный художник-пейзажист. Его уникальный стиль работы берет свои истоки из Дюссельдорфской школы рисования. Но, в отличие от большинства коллег, художник пропустил основные приемы через себя, что позволило создать уникальный, не присущий никому другому стиль.

Шишкин восторгался природой всю свою жизнь, она его вдохновляла на создание многочисленных шедевров из миллиона красок и оттенков. Художник всегда пытался изобразить флору такой, какой ее видит, без разных преувеличений и украшений.

Он старался выбирать пейзажи, нетронутые рукой человека. Девственные, как леса тайги. сочетают в себе реализм вместе с поэтическим взглядом на природу. Иван Иванович видел поэзию в игре света и тени, в могуществе Матушки-Земли, в хрупкости одной елочки, стоящей на ветру.

Многогранность художника

Сложно представить такого гениального художника главой города или же школьным учителем. Но Шишкин совмещал в себе множество талантов. Выходец из семьи купца, он должен был пойти по стопам родителя. К тому же добрый нрав Шишкина быстро располагал к нему людей во всем городе. Он был избран на пост управляющего и помогал развивать родную Елабугу, как мог. Естественно, это проявлялось и в написании картин. Перу Шишкина принадлежит «История города Елабуга».

Иван Иванович успевал и рисовать картины, и участвовать в увлекательных археологических раскопках. Некоторое время он жил за границей, и даже стал академиком в Дюссельдорфе.

Шишкин был активным членом общества передвижников, где встречался с другими прославленными российскими художниками. Его считали настоящим авторитетом среди остальных живописцев. Стиль мэтра пытались наследовать, а картины вдохновляли как литераторов, так и живописцев.

После себя он оставил память из многочисленных пейзажей, ставших украшениями музеев и частных коллекций по всему земному шару.

После Шишкина мало кому удавалось так реалистично и так красиво изобразить всю многогранность природы России. Что бы ни случалось в личной жизни художника, он не давал своим бедам отражаться на полотнах.

Предыстория

Художник с огромным трепетом относился к лесной природе, она буквально пленила его своим бесчисленным количеством красок, разнообразием оттенков, лучами солнца, пробивавшимися сквозь густые сосновые ветви.

Картина «Утро в сосновом бору» стала воплощением этой любви Шишкина к лесу. Она очень быстро обрела популярность, и вскоре уже использовалась в поп-культуре, на марках, и даже на фантиках конфет. По сей день ее бережно хранят в Третьяковской галерее.

Описание: «Утро в сосновом бору»

Иван Шишкин сумел поймать один миг из целой лесной жизни. Он передал при помощи рисунка момент начала дня, когда солнце только начало вставать. Удивительный миг зарождения новой жизни. Картина «Утро в сосновом бору» изображает пробуждающийся лес и еще сонных медвежат, которые выбираются из укромного жилища.

В этой картине, как и во многих других, художник хотел подчеркнуть необъятность природы. Для этого он срезал верхушки сосен вверху полотна.

Если внимательно присмотреться, то можно заметить, что у дерева, на котором резвятся медвежата, вырваны корни. Шишкин как будто бы подчеркнул, что этот лес настолько нелюдимый и глухой, что в нем могут обитать только звери, а деревья падают сами, от старости.

На утро в сосновом бору Шишкин указал при помощи тумана, который мы видим между деревьями. Благодаря этому художественному ходу становится очевидным время суток.

Соавторство

Шишкин был отличным пейзажистом, но редко брался за изображения зверей на своих работах. Картина «Утро в сосновом бору» не стала исключением. Он создавал пейзаж, а вот четверых медвежат нарисовал другой художник, специалист по зверям, Константин Савицкий. Говорят, что именно он подсказал саму идею для этой картины. Рисуя утро в сосновом бору, Шишкин взял Савицкого соавтором, и картина изначально была подписана ими двумя. Однако, после того как полотно было передано в галерею, Третьяков посчитал работу Шишкина более обширной и стер имя второго художника.

История

Шишкин и Савицкий отправились на природу. Так началась история. Утро в сосновом бору показалось им настолько прекрасным, что его нельзя было не увековечить на холсте. Для поиска прототипа они поехали на остров Гордомля, что стоит на озере Селигер. Там нашли этот пейзаж и новое вдохновение для картины.

Остров, весь покрытый лесами, хранил в себе остатки девственной природы. На протяжении многих веков он стоял нетронутым. Такое не могло оставить безразличным художников.

Претензии

Картина появилась на свет в 1889 году. Хоть изначально Савицкий и ставил в претензию Третьякову то, что он стер его имя, но вскоре передумал и отказался от этого шедевра в пользу Шишкина.

Обосновал свое решение тем, что стиль картины полностью соответствует тому, что делал Иван Иванович, и даже эскизы медведей первоначально принадлежали именно ему.

Факты и заблуждения

Как и любое известное полотно, картина «Утро в сосновом бору» вызывает к себе огромный интерес. Следовательно, у нее появляется ряд интерпретаций, она упоминается в литературе и в кино. Про этот шедевр говорят как в высшем обществе, так и на улицах.

Со временем некоторые факты были изменены, и всеобщие заблуждения плотно укоренились в обществе:

  • Одной из распространенных ошибок является мнение, что «Утро в сосновом бору» Васнецов создавал вместе с Шишкиным. Виктор Михайлович, безусловно, был знаком с Иваном Ивановичем, поскольку они вместе состояли в клубе передвижников. Тем не менее, Васнецов никак не мог быть автором такого пейзажа. Если обратить внимание на его стиль, он совсем не похож на Шишкина, они принадлежат к разным художественным школам. Эти имена все же упоминаются вместе время от времени. Васнецов - это не тот художник. «Утро в сосновом бору», без всяких сомнений, нарисовал Шишкин.
  • Название картины звучит как «Утро в сосновом лесу». Бор - это просто второе название, которое, по-видимому, показалось людям более подходящим и загадочным.
  • Неофициально некоторые россияне до сих пор называют картину «Три медведя», что является грубой ошибкой. Животных на картине не три, а четыре. Вполне вероятно, что полотно стали так называть из-за популярных в советское время конфет под названием «Мишка косолапый». На фантике была изображена репродукция Шишкина «Утро в сосновом лесу». В народе конфете дали название «Три медведя».
  • Картина имеет свою «первую версию». Шишкин нарисовал еще одно полотно той же тематики. Назвал он его «Туман в сосновом лесу». Об этой картине знают немногие. Ее редко вспоминают. Полотна нет на территории Российской Федерации. По сей день оно хранится в частной коллекции в Польше.
  • Изначально на картине было всего лишь два медвежонка. Позже Шишкин решил, что на изображении должны присутствовать четыре косолапых. Благодаря добавлению еще двух медведей у картины поменялся жанр. Она стала находиться на «пограничье», поскольку появились некоторые элементы игровой сцены на пейзаже.
Мишки раздора, или как поссорились Шишкин с Савицким

Эту картину знают все, знают и ее автора, великого русского пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина. Название картины «Утро в сосновом лесу» помнят хуже, чаще говорят «Три медведя», хотя их на самом деле четыре (впрочем, картина первоначально называлась «Медвежье семейство в лесу»). То, что медведи на картине нарисованы другом Шишкина художником Константином Аполлоновичем Савицким, известно еще более узкому кругу любителей искусства, но тоже не является тайной за семью печатями. А вот как соавторы поделили гонорар, и почему подпись Савицкого на картине почти неразличима, об этом история стыдливо умалчивает.
Дело же обстояло приблизительно так...

Рассказывают, что Савицкий впервые увидел Шишкина в Артели художников. Эта Артель была и мастерской, и столовой, и чем-то вроде клуба, где обсуждались проблемы творчества. И вот однажды молодой Савицкий ужинал в Артели, а рядом какой-то художник богатырского телосложения все шутил, а между шутками завершал рисунок. Савицкому такой подход к делу показался несерьезным. Когда же художник принялся затирать рисунок своими грубыми пальцами, у Савицкого уж и сомнений не было, что этот странный человек сейчас весь свой труд испортит.

Но рисунок получился очень хороший. Савицкий от волнения и про ужин забыл, а богатырь подошел к нему и пророкотал дружелюбным басом, что негоже, де, плохо кушать и что только тот, у кого отменный аппетит и веселый нрав, справится с любой работой.

Так они и подружились: молодой Савицкий и известный уже, уважаемый Артелью Шишкин. С тех пор они не раз встречались, ездили вместе на этюды. Оба были влюблены в русский лес и как-то раз заговорили о том, что хорошо бы написать масштабный холст с медведями. Савицкий будто бы сказал, что не раз рисовал медведей для сына и придумал уже, как изобразить их на большом полотне. А Шишкин будто улыбнулся лукаво:

А что же ко мне не заходите? Штуковину я одну отмахал…

Штуковиной оказалось "Утро в сосновом лесу". Только без медведей. Савицкий был восхищен. А Шишкин сказал, что осталось теперь над медведями поработать: место, мол, для них на полотне есть. И тут Савицкий попросил: "Позвольте!", - и вскоре на местечке, указанном Шишкиным, разместилось медвежье семейство.

П.М. Третьяков приобрел эту картину у И.И. Шишкина за 4 тысячи рублей, когда подписи К.А. Савицкого на ней еще не было. Узнав о столь внушительной сумме, Константин Аполлонович, у которого было семеро по лавкам, явился к Ивану Ивановичу за своей долей. Шишкин предложил ему для начала зафиксировать свое соавторство, постав подпись на картине, что и было сделано. Однако Третьякову такой фокус не понравился. После совершения сделки он по праву считал картины своей собственностью и никому из авторов притрагиваться к ним не позволял.

Я покупал картину у Шишкина. Почему еще Савицкий? Дайте-ка скипидару, - сказал Павел Михайлович и собственноручно стер подпись Савицкого. Деньги он также выплатил одному Шишкину.

Теперь уже обиделся Иван Иванович, обоснованно считавший картину и без медведей вполне самостоятельным произведением. Действительно, пейзаж очарователен. Это не просто глухой сосновый лес, а именно утро в лесу с его ещё не рассеявшимся туманом, с легко порозовевшими вершинами громадных сосен, холодными тенями в чащах. Кроме того, эскизы медвежьей семьи Шишкин нарисовал сам.

Чем закончилось дело и как художники поделили деньги, доподлинно неизвестно, но только с тех пор Шишкин с Савицким картин вместе не писали.

А «Утро в сосновом лесу» получило бешеную популярность в народе все-таки благодаря фигурам медведицы и трех веселых медвежат, столь живо написанным Савицким.

Иван Шишкин - это не только "Утро в сосновом лесу", но у этой картины есть своя интересная история. Начать с того - кто на самом деле нарисовал этих медведей?

В Третьяковке их называют "блокнотики". Потому что маленькие и потрепанные, с подписями - ученика Шишкина или просто "Ша". Лишний раз не листают - даже таким невзрачным с виду им нет цены. Из семи один пустой - полвека назад бывший хозяин его в частные руки продавал. Отрывая по листочку. Так выходило дороже. Внутри наброски будущих шедевров и… опровержения досужих пересудов - попробуйте докажите теперь, что Шишкин писал только лес …

Нина Маркова старший научный сотрудник Третьяковской галереи: "Разговоры о том, что Шишкин не умел рисовать животных, человеческие фигуры - миф! Начнем с того, что Шишкин учился у анималиста, поэтому коровки, овечки все это у него прекрасно выходило".

Эта животная тема еще при жизни художника стала животрепещущей для ценителей искусства. Почувствуйте разницу, говорили они - сосновый бор и два медведя. Едва различимы. Это рука Шишкина. А вот другой сосновый лес и две подписи внизу. Одна почти затерта.

Это единственный случай так называемого соавторства, утверждают искусствоведы - утро в сосновом лесу. Этих веселых медведей внутри картины написал не Шишкин, а его друг и коллега, художник Савицкий. Да так чудесно, что решил подписаться под произведением вместе с Иваном Шишкиным. Однако коллекционер третьяков распорядился подпись Савицкого убрать - отнюдь не медведи главные герои картины художника Шишкина, посчитал он.

Они действительно часто работали вместе. И только медвежий квартет буквально произведение раздора в многолетней дружбе художников. У родственников Константина Савицкого альтернативная версия исчезновения подписи - якобы за замысел Савицкого весь гонорар Шишкин получил.

Эвелина Полищук, старший научный сотрудник Третьяковской галереи, родственница Константина Савицкого: "Была такая обида и он стер свою подпись и сказал "мне ничего не нужно", хотя у него было 7 человек детей".

"Если бы я не был художником, я бы стал ботаником" - много раз повторял художник, которого и без того ученики так называли. Он настоятельно рекомендовал им рассмотреть предмет через увеличительное стекло или сфотографировать, чтобы запомнить - сам так делал, вот его аппараты. И только потом с точностью до сосновой иголочки переносил на бумагу.

Галина Чурак заведующая отделом Третьяковской галереи: "Главная работа была летом и весной на натуре и он сотни этюдных зарисовок привозил в Петербург где осень зимой работал над большими полотнами".

Он ругал друга - Репина за его плоты на картинах, говорил, не понять, из бревен какого дерева они связаны. То ли дело - Шишкин лес - "дубы" или "сосна". А вот по лермонтовским мотивам - на севере диком. У каждой картины свое лицо - рожь - это Русь, широкая, хлеборобная. Сосновый бор - дремучесть наша дикая. У него ни одного повторения. Эти пейзажи как люди разные. За всю жизнь почти восемьсот портретов природы.

В моем далеком детстве картину « Утро в сосновом лесу» не просто знали, а горячо любили октябрята обоих полов. По той простой причине, что красовалась она на обертках чудесных вафельных конфет с шоколадной начинкой...

На вернисаже как-то раз…

И вот я стою в Государственной Третьяковской галерее лицом к лицу с шедевром многоуважаемого Ивана Ивановича Шишкина. Даже тени откровения, сродни тому, которое накатывает, говорят, при встрече с подлинником « Моны Лизы», и в помине нет. Но это не важно, зато на мишек любо-дорого смотреть. Как родные, м-м-м, милые-милые, так и съела бы! Слова экскурсовода убаюкивают: « Шишкин был классическим пейзажистом. Картина « Утро в сосновом лесу» появилась из-под его кисти в 1889 году. Считается, что художник написал ее под впечатлением от поездки по вологодским лесам. На ней изображен утренний сосновый бор…»

« Серьезно? – просыпается во мне ирония. – Никогда не догадалась бы! А я всегда думала, что южноамериканские пампасы!» И тут оказывается, что насмехаться над буквальностью речи сотрудницы галереи я поспешила.

Первоначально на картине « Утро в сосновом лесу» Шишкин написал именно пробуждающийся от ночного сна дремучий бор (так картину часто и величают ошибочно – « Утро в сосновом бору»), и все – никаких косолапых животных. А если быть точным, то семейство медведей наш прославленный пейзажист не рисовал никогда вообще! Именно потому что пейзажист. Листочки, веточки, дубы вековые – пожалуйста, с фотографической достоверностью, этим и прославился в веках. Лисички, зайчики и прочая живность – увольте! Не умею, не могу, не буду. Максимум – корову, а она здесь совершенно неуместна. Каждому свое, справедливо рассудил Иван Иванович и, успокоив сам себя, отправился в очередную пешую прогулку по лесным массивам, кои обожал всем сердцем...

Подарок друга

Однако на следующий день лесной пейзаж уже не показался художнику столь совершенным, как накануне. Долго стоял он перед картиной, придирчиво всматриваясь в детали. Посмотрим и мы: влажный утренний туман, первые ласковые лучи солнца, могучие стволы вековых сосен, запах хвои – и тот почти различим! Но… Чего-то не хватает. Слово еще такое есть современное… А, динамики! Жизни то бишь. Так Шишкин и сказал своему товарищу по художественной артели Савицкому, пожаловался даже: шедеврально, мол, да не то! Константин Аполлонович был рад помочь другу как художник художнику: краски есть, кисть имеется, и вот на свет появилась медведица с тремя медвежатами. Неожиданный поворот? Куда там Джоконде с ее невнятной улыбкой. Вот где смех да и только: представляете, если бы Достоевский пришел в гости к Тургеневу да и заявил: « Давай-ка, голубчик ты мой Ваня, помогу, что-то, я вижу, ты в творческом застое!» – и вписал бы собственноручно главу-другую в « Записки охотника». А мы, читатели, восхищались бы стилем Тургенева, не догадываясь, что перо-то скрипело Федора Михайловича…

Должен остаться только один!

Впрочем, наши герои как истинные друзья честно поставили на полотне « Утро в сосновом лесу» свои подписи. Автограф Савицкого чуть позже стер меценат, коллекционер и создатель будущей знаменитой галереи Павел Третьяков. Причина осталась загадкой, вроде как сам « отец» медведей попросил это сделать из пиетета к Шишкину, первоначальному творцу картины. Да и, логично рассудив, – зачем успешному художнику-жанристу, « Некрасову в живописи», представлявшему на выставках такие картины, как « Ремонтные работы на железной дороге» или « На войну», лавры анималиста? А может быть, вторую подпись убрали просто потому, что в живописи дуэты не приняты... Так или иначе, гонорар за работу выплатили только Шишкину, а дальше уже каждый проявил себя в силу своей природной сущности. Говоря художественным языком, развернулась картина « Как поссорились Иван Иванович с Константином Аполлоновичем»…

С годами история создания шедевра с конфетной обертки трансформировалась в куда более приличный вариант: дескать, Савицкий просто подсказал Шишкину идею « накидать» мишек на уже высохшее полотно, а тот ее гениально воплотил, не зря же учился в знаменитой мастерской анималистов в Мюнхене. Так пишут в официальных книгах по истории живописи. Мы же, простые зрители, с детской настойчивостью еще больше запутываем сами себя, восклицая: « Как же, знаем такую картину! « Три медведя» называется! Автора не помню, а вот конфеты были просто класс!»