Тема урока: «Испытание Базарова любовью. Базаров и Одинцова


Тема: Испытание любовью

(по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

Цели урока:

образовательные

    выявить понимание обучающимися внутреннего мира главного героя и особенностей его отношения к любви;

развивающие

    продолжить формирование умений анализировать художественный текст;

аргументировано доказывать собственное суждение;

воспитательные

Методы работы на уроке:

    репродуктивный;

    частично-поисковый;

    эвристический.

Материально-техническое оснащение:

    компьютер;

    мультимедийный проектор;

    презентация «Испытание любовью»

    фрагмент видеофильма “Отцы и дети”(1958)

    тетради по литературе;

Тип урока: урок усвоения новых знаний (изучение художественного произведения).

Педагогическая технология: технология проблемного обучения.

Формы организации учебной деятельности:

    фронтальная;

    парная;

    индивидуальная.

ХОД УРОКА

I . Организационный момент

Сегодня на уроке мы продолжаем изучать и анализировать роман Ивана Сергеевича Тургенева “Отцы и дети”. Тему урока вы сформулируете сами, если, прослушав высказывание автора романа, догадаетесь, что он имел в виду: Это сильнее смерти и страха смерти . Только этим держится и движется жизнь (И.С. Тургенев). Правильно, ребята, это – любовь. Тема нашего сегодняшнего урока – «Испытание любовью». Записываем. Эпиграфом к уроку станут слова самого Тургенева: “Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь” (И.С. Тургенев). Сегодня на уроке мы должны раскрыть суть отношений героев, понять, для чего автор испытывает героев любовью к женщине.

II . Актуализация знаний

Но прежде чем начать разговор о любви в романе, проверим, насколько внимательно вы его прочитали. Вам выданы листочки, на них укажите свои имя и фамилию. Напишем небольшой тест.

Тест по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».

1.Кто из персонажей романа «Отцы и дети» прямо не участвует в действии?

А. Фенечка

Б. Катя

В.Одинцова

Г. княгиня Р.

2.Основой конфликта романа Тургенева является:

А. Ссора между Базаровым и Кирсановым П. П.

Б. Конфликт между Базаровым и Николаем Петровичем.

В. Борьба буржуазно-дворянского либерализма и революционных демократов.

Г. Борьба между монархистами и народом.

3. Кого из героев романа называют «нигилистом»?

А. Е. Базарова. В. Николая Петровича.

Б. Аркадия Кирсанова. Г. Другого персонажа.

4. Какова будущая специальность Е. Базарова?

А. Революционер. В. Дипломат.

Б. Врач. Г. Банкир.

5. Кто был главным оппонентом в спорах Е. Базарова?

А. Кукшина. В. Одинцова.

Б. Павел Петрович. Г. Аркадий.

6. Кому принадлежат слова: «Мы приблизительно знаем, отчего происходят телесные недуги, а нравственные болезни происходят от дурного воспитания, от безобразного состояния общества, одним словом, - исправьте общество, - и болезней не будет»?

А. Аркадию Кирсанову. В. Е. Базарову.

Б. Н. П. Кирсанову. Г. П. П. Кирсанову.

7. Какой момент в биографии Базарова был переломным в осознании им своей личности?

А. Знакомство с Фенечкой. В. Разрыв Аркадием.

Б. Спор с П. Кирсановым. Г. Любовь к Одинцовой.

III . Введение проблемной ситуации

Изучение новой темы мне бы хотелось начать с высказывания самого Тургенева о сущности любви: “Любовь – вовсе даже не чувство; она – болезнь, известное состояние души и тела; она не развивается постепенно; в ней нельзя сомневаться, с ней нельзя хитрить; обыкновенно она овладевает человеком без спроса, против его воли – ни дать ни взять холера или лихорадка. В любви одно лицо – раб, а другое – властелин”.

Согласны ли вы, ребята, с Тургеневым?

Сегодня мы поговорим о том, как любовь воздействует на человека. Нам предстоит раскрыть отношения героев друг к другу, понять причину перемен, происходящих в душе Базарова, проследить, как герой проходит испытание любовью.

Проблемный вопрос

IV . Выдвижение гипотезы

Ответы обучающихся:

1) В романе “Отцы и дети” главный герой выдерживает п роверку любовью. Базаров пожертвовал всем ради любви, не убежал от своего страстного чувства и не отверг даже на смертном одре.

2) Выдержал ли Базаров испытание любовью? И да, и нет. Любовь в нем победила отрицание, но, победив, сломала , покачнула уверенность, лишила желания жить.

Прежде всего, нам нужно выяснить, какие отношения сложились у Базарова и Одинцовой и почему? Давайте охарактеризуем отношение Базарова к женщине, опираясь на текст романа.

Обращение к информационным листам с цитатами из текста.

Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви…, этакой человек не мужчина, не самец”;

Мы с тобой те же лягушки… Разве у лягушек есть любовь? И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи знаем, какие это отношения”.

Свободно мыслят между женщинами только уроды”.

Аналитическая беседа по вопросам.

Вопросы:

1) Как относится Базаров к чувству любви между мужчиной и женщиной?

У Базарова вульгарный, упрощенный подход к любви и женщине. Эти рассуждения окажутся просто теорией. Жизнь диктует свои правила.

2) С каким из утверждений Базарова вы бы согласились и почему?

На наш взгляд, Базаров верно рассуждает о том, что нельзя ставить свою жизнь только на карту женской любви, а тем более нельзя раскисать от неудачи и превращаться в ни на что не способного человека.

Несмотря на это, в жизни Базарова произойдет встреча, которая опровергнет эти его теоретические рассуждения.

3) Что это за встреча? Кто эта женщина?

Эта женщина – Анна Сергеевна Одинцова.

4) Где Базаров впервые видит Одинцову?

Впервые она появляется на балу у губернатора.

5) Давайте обратимся к портрету героини и попытаемся выделить главные черты её облика.

Работа по тексту

(Обращение к портрету Одинцовой, выделение главного в облике героини: красоты, спокойствия, женственности, уверенности в себе, гордости и даже высокомерия):

Аркадий оглянулся и увидал женщину высокого роста, в черном платье, остановившуюся в дверях залы. Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица.

Одинцовой пошел двадцать девятый год, но в ее присутствии Аркадий чувствовал себя школьником, студентиком, точно разница лет между ними была гораздо значительнее. Нос у неё был немного толст, как почти у всех русских, и цвет кожи не был совершенно чист; Аркадий решил, что он еще никогда не встречал такой прелестной женщины. Звук ее голоса не выходил у него из ушей, и движения ее были особенно плавны и естественны в одно и то же время. Аркадий ощущал на сердце некоторую робость, но спокойствие Одинцовой сообщилось и ему. Одинцова слушала его с вежливым участием, слегка раскрывая и закрывая веер. Сама она говорила мало, но знание жизни сказывалось в ее словах; по иным ее замечаниям Аркадий заключил, что эта молодая женщина уже успела перечувствовать и передумать многое...

V . Проверка гипотезы

Задание группе. Расскажите об Одинцовой, о её прошлом.

Сообщение обучающегося

Мать Анны Сергеевны умерла рано. Отец её – Сергей Николаевич Локтев – проигрался и вынужден был поселиться в деревне. Через некоторое время скончался и он, оставив своим дочерям крошечное наследство. Анна Сергеевна, чтобы суметь прожить в деревне, выписала к себе тётушку.

Однажды Анну увидел очень богатый человек 46 лет – Одинцов. Он предложил ей свою руку, она дала согласие. Через 6 лет он скончался, оставив всё наследство супруге.

6) Базаров, впервые увидев Анну Сергеевну, ведет себя цинично. Меняется ли его отношение к ней впоследствии?

Тургеневский герой, отвергающий отношения мужчины и женщины, попадает в сети любви.

Ребята, перед вами слова, показывающие изменения в Базарове. Эти слова нужно распределить в той последовательности, в которой происходили изменения в герое.

Вспомните. «Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр» Так оценил Базаров прекрасный экземпляр той же лягушки: Одинцову

Цинизм – конфуз – испуг – стремление понравиться - интерес – мучительное чувство.

Цинизм – конфуз – интерес – стремление понравиться – испуг - мучительное чувство (правильно)

Таким образом, Базаров незаметно меняется. Постепенно исчезает цинизм, появляется смущение, перерастающее в мучительное чувство.

С приезда в поместье Одинцовой начинается смятённость Базарова. Про себя он замечает: “Какой я смирненький стал”. За это время, проведённое в имении Одинцовой, Базаров изменился: “…что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал…”

Обращение к информационным листам. Работа по тексту:

Чувство, которое его мучило и бесило и от которого он тотчас отказался бы с презрительным хохотом и цинической бранью, если бы кто-нибудь хотя отдаленно намекнул ему на возможность того, что в нём происходило”.

Сердце у него действительно так и рвалось”.

Базаров, часа два спустя, вернулся к себе в спальню с мокрыми от росы сапогами, взъерошенный и угрюмый”.

8) Как вы думаете, что же поселилось в душе, в сердце Базарова? (Евгений не может уехать, он полюбил. Трудно бороться с самим собой, но он таит свою любовь, мечтает о нежности)

Не легко давалось Евгению Базарову чувство к Одинцовой! В нём начнёт происходить что-то не базаровское: “что-то другое в него вселилось… чего он никак не допускал”.

9) Как вы думаете, почему Базарову так мучительно даётся признание в любви? ( Принципы Базарова не выдерживают испытания жизнью. Происходит внутреннее столкновение идеи и неподвластного разуму чувства любви. Это приводит к конфликту с самим собой)

Задание группе:

Обратимся к сцене признания (глава 16). Просмотр эпизода (проектор)

10) Как вы объясните поведение Одинцовой, которая сама подтолкнула Базарова на объяснение и сама же не приняла его любви, прикрывшись непониманием? ( С самого начала между Базаровым и Одинцовой немного общего: она – герцогиня, он – лекарь; она – холодная и безмятежная, он – неравнодушный и страстный. Анна Сергеевна была любопытна в отношениях с Базаровым: ей хотелось и его испытать, и себя изведать)

11) Почему Одинцова решила “не шутить”? (Анна Сергеевна испугалась. Она уже всё испытала в жизни. Грубость, необузданность Базарова её страшили. Одинцова привыкла к спокойной размеренной жизни. Даже заметила, что боится Евгения. Одинцова выбирает комфорт, прежний образ жизни для себя, покой: то равнодушие, та холодность, что мы видели в ней с самого начала, победили.)

12) Кто виноват в том, что любовь не состоялась? (Базаров захвачен целиком “страсть в нём билась”. Одинцова же дошла до “известной черты” и спокойно отступила.)

Испытание любовью становится для героя рубежным. Только любовь-страсть обнаруживает в нём глубокого, мощного в эмоциональном переживании человека, самосгорающего в своём чувстве и при этом становящегося ещё более сильным.

13) Скажите, когда происходит последняя встреча с Одинцовой? Как прошло испытание? Как ведет себя Базаров? (Он решителен, мужествен. Но силы покидают, и Евгений это ощущает. Все испытания выдерживает с честью. Теперь не нужно притворяться. Он просит задуть свечу и подарить прощальный поцелуй.)

Обращение к тексту. Зачитывание эпизода «Одинцова у постели умирающего Базарова):

Сколько страдания испытывает Базаров при последнем визите Одинцовой! По-прежнему затаённо-трепетно любящий Анну Сергеевну, он вместе с тем понимает, что её прощальным порывом движет жалость к нему.

VI . Систематизация знаний и умений

Напоминание проблемного вопроса:

Выдерживает ли Базаров испытание любовью? Как заканчивается для Базарова это испытание?

Победой или поражением для Базарова заканчивается испытание любовью?

(Кажется, что в этом испытании Базаров терпит поражение.

Во-первых, отвергнуты его чувства и он сам.

Во-вторых, он начинает сомневаться в своих взглядах на жизнь, теряет почву под ногами, смысл жизни, а вскоре теряет и саму жизнь.

Но это и победа: любовь заставила Базарова иначе взглянуть на себя и на мир, он начинает понимать, что жизнь не желает укладываться в нигилистическую схему. Анна Сергеевна же формально остается в победителях. Она сумела совладать со своими чувствами, что укрепило её уверенность в себе. В дальнейшем она неплохо пристроит сестру, да и сама удачно выйдет замуж. Но Одинцова оказывается неспособной на глубокие чувства, гораздо менее живой, чем сам Базаров, который прятал в нигилизме свое «страстное, грешное, бунтующее сердце»)

Вывод

Испытание любовью становится для героя решающим. Только любовь раскрыла в нём глубокого человека, самосгорающего в чувстве и ещё более сильного. В любящем Базарове просыпается чувствующая душа, таящая бурю страстей. Любовь помогла пересмотреть Базарову свои взгляды. В любовном конфликте он выглядит крупной личностью. Автор отражает его глубокие психологические переживания. Отвергнутый, он одерживает нравственную победу над эгоизмом женщины, но его чувства к ней и разрыв трагичны для него. Одинцова помогла герою открыть в самом себе тайники, о которых он даже не подозревал. Он не только сломлен. Он сильный. Смерть дала возможность Базарову быть таким: не боящимся, умеющим любить.

VII . Домашнее задание

-Написать сочинение-миниатюру Базаров умирает нигилистом, преодолевшим кризис «веры» или романтиком?

-Доскажите судьбы героев романа

VIII . Рефлексия

Подводя итоги, необходимо выбрать слова, которыми мы можем оценить наш урок. Пусть каждый из вас в листе-тесте под №8 напишет цифру, название которого отражает ваше сегодняшнее отношение к занятию:

    интересно, познавательно;

    жизненно, полезно;

    скучно, посредственно;

    трудно, утомительно.

Не понравилось сочинение?
У нас есть еще 10 похожих сочинений.


«Отцы и дети» - роман о противостоянии, взаимном непонимании двух поколений. Вечная тема. Сама идея романа всегда актуальна, но произведение написано все-таки о людях - современниках Тургенева. Нужно учитывать, что политическая обстановка в России с тех пор изменилась, и больше не существует базаровых (хотя есть похожие типы). Но на тот момент главный герой был живым представителем времени. В этом ракурсе он - единственный представитель «детей» в романе.

Характер Базарова сложен и противоречив. Его взгляды претерпевают изменение под воздействием различных причин. В начале романа Базаров - убежденный нигилист. Он отрицает буквально все: принципы либералов, английский аристократизм, логику истории, авторитеты, искусство. Столкнув своего героя с серьезными жизненными испытаниями, автор заставил его поступиться рядом убеждений, прийти к скептицизму и пессимизму. А ведь поначалу, до встречи с Одинцовой, Базаров из всех столкновений (с Павлом Петровичем, Николаем Петровичем, Аркадием) выходил победителем. Еще незадолго до исторической встречи Евгений Базаров - человек трезвого и глубокого ума, уверенный в своих силах и в том деле, которому он себя посвятил, гордый, целеустремленный, обладающий способностью влиять на других людей и даже подавлять их. Что же с ним произошло?

После встречи с Одинцовой в Базарове начинают медленно назревать перемены, порожденные внутренней борьбой. Свое зарождающееся чувство герой сначала с напускной развязностью прикрывает небрежными - подчас циничными - репликами об Одинцовой.

Приезд в усадьбу Одинцовой - еще один шаг на пути к падению убеждении Базарова. В герое начинают проявляться чувства, ранее не свойственные ему. Например, робость. Он уже не может сохранять свою обычную выдержку и самообладание. В нем поселяется тревога. Сам понимая, что в нем просыпается отрицаемое им чувство и столь ненавистный ему «романтизм», он всячески пытается бороться с собой. Любовь он всегда считал чем-то вроде болезни. И вот этой болезнью заразился сам. Он с презрительным хохотом и цинизмом отказался бы от всего этого... И не мог. Это и удручает Базарова. Это и заставляет его, когда он признается в своих чувствах Одинцовой, назвать свое чувство «глупым, безумным». Одинцова испугалась этого тяжелого чувства и отшатнулась от Назарова. Для такого гордого человека, как он, этого было достаточно, чтобы без слов понять правду.

От поражения в любви не застрахован никто. Зато в этом испытании проверяются воля, выдержка, стойкость. Но куда же делась стойкость Базарова? Он спасовал перед жизненной неудачей, перед тем, во что вообще не верил. Попав во власть романтики, которую он не называл иначе, как «белибердой», Базаров начинает поступаться многими своими убеждениями и взглядами. Им овладевают тоска, уныние, апатия. Он пытается храбриться, в нем идет сложная внутренняя борьба. Меланхолия заставляет главного героя заняться наукой. Он едет в имение Кирсановых.

Внезапно возникшие взаимоотношения Базарова с Фенечкой понадобились автору в качестве повода к дуэли с Павлом Петровичем. Вызов на дуэль, как и все, что делал Павел Петрович, был полон пафоса и извечной английской аристократичности. Самое удивительное, что Базаров этот вызов принял. Хотя проще всего ему было отказаться, ведь он всегда смеялся над подобными обычаями, и ему было все равно, как на него посмотрят. Сам же Базаров сравнивает двух дуэлянтов с «учеными собачками», танцующими на задних лапах. И все же он принимает вызов.

Базаров ранит Павла Петровича, но ведет себя при этом, как истинно благородный человек. Он заботится о раненом, забыв при этом и свои убеждения, и неприязнь к Павлу Петровичу. И это делает Базарова привлекательным в глазах чи тателя. Если смотреть па дуэль как па очередное испытание, то Базаров прошел его с честью, показав себя смелым и честным человеком.

И, наконец, последнее испытание. Смерть. После неудачи с Одинцовой Базаров возвращается в имение к родителям (см. сочинение ). Там его одолевают невеселые размышления о жизни, о невозможности счастья, о тщетности человеческой деятельности. Когда Базаров заражается и понимает, что умрет, он приходит к очень простой мысли. Мысль эта заключается в том, что невозможно отрицать смерть, ибо она сама отрицает все и всех. Поздно, но все же Базаров успевает осознать ложность многих своих убеждений. Не только смерть невозможно отрицать, но и любовь, и традиции, и многое другое. То, что Базаров приходит к такому убеждению, говорит не о слабости, а скорее о силе характера. Сложно бывает признавать свои ошибки. Базаров перед лицом смерти сумел все-таки сделать это. А ведь с его упрямством такой шаг был очень труден.

Отличное сочинение на тему: «Испытание Базарова любовью», написано от первого лица и отлично продемонстрирует ученикам средних и старших классов, один из вариантов написания данного сочинения. Материал подойдет для учеников следующих классов:

  • 9 класс;
  • 10 класс;
  • 11 класс.

Сочинение «Как базаров прошёл испытание любовью»

В том, что Базаров влюбился в Одинцову не остаётся сомнений. Она была умной и красивой женщиной, имеющей опыт и не похожей на остальных. Одинцова понравилась Базарову сразу. С самого первого момента она поразила его богатством своего тела. Он говорит, что хочет лишь очередной интриги, прикрывается цинизмом, но несмотря на это он ведёт себя не как обычно, что видит даже Аркадий.
Базаров вдруг замечает «романтизм» в самом себе. Но он не хочет этого, он не признаёт любовь как чувство и как нечто необходимое. Но он встретил женщину, равную себе, женщину, которую уважал и от которой он не может отвернуться так, как можно отвернуться от любой другой, понимая, что нет шансов на взаимность. Одинцовой он говорит: «вот чего вы добились». Он даже не способен признаться ей в люби, смотря в лицо, а стоит к ней спиной.

Ему легко говорить о любви, отрицая её, пока он сам не сталкивается с ней лицом к лицу. И тогда он трусит, бежит от неё. А что нужно было сделать, чтобы выдержать это испытание? Жениться на Одинцовой? Как-то измениться и заделаться в галки? Может быть.

Он не выдерживает испытание любовью. Да, он едет к ней вновь, с надеждой на то, что она ответит ему взаимностью. Но он и сам не признаёт свою надежду. Он забыл продумать план действий и понять, что делать и что менять в себе. Когда Базаров встречается с Одинцовой вновь, он уже никак не показывает своей любви, говорит, что это чувство напускное. Тургенев пишет: «Была ли правда, полная правда, в их (именно «их», а не «его») словах? Они сами этого не знали, а автор и подавно». Из этих слов становиться ясно, что правды не было, и они любили друг друга. Почему тогда расстались?

Умирая Базаров хочет видеть Одинцову. В нём вдруг появляется старательно скрываемый «романтизм» и он говорит абсолютно искренне, любя Одинцову, и можно даже сказать, что он выдерживает это испытание, но уже слишком поздно. «Прощайте…» - проговорил он с внезапной силой, и глаза его блеснули последним блеском.

И. С. Тургенев в своих произведениях подвергал героев двум проверкам: проверке любовью и проверке смертью. Почему он выбрал именно эти испытания?
Я думаю, потому что любовь - это самое чистое, самое высокое и красивое чувство, перед ним раскрываются душа и личность человека, показывая свои истинные качества, а смерть - это великий уравнитель, к ней как к неизбежному нужно быть готовым и уметь умереть достойно.
В сочинении я хочу решить, выдержал ли Евгений Базаров, главный герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”, первую проверку - проверку любовью.
В начале романа автор представляет нам своего героя как нигилиста, человека, “который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру”, для которого романтизм - это чушь и блажь: “Базаров признает только то, что можно ощупать руками, увидеть глазами, положить на язык, словом, только то, что можно освидетельствовать одним из пяти чувств”. Поэтому душевные страдания он считает недостойными настоящего мужчины, высокие стремления - надуманными и нелепыми. Таким образом, “...отвращение ко всему отрешенному от жизни и улетучивающемуся в звуках составляет коренное свойство” Базарова. И этот человек, отрицающий всё и вся, влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову, богатую вдову, умную и загадочную женщину. Сначала главный герой гонит от себя это романтическое чувство, прикрываясь грубым цинизмом. В разговоре с Аркадием он спрашивает об Одинцовой: “Это что за фигура? На остальных баб не похожа”. Из высказывания видно, что она заинтересовала Базарова, но он всячески пытается опорочить ее в своих глазах, сравнивая с Кукшиной, вульгарной особой.
Одинцова приглашает обоих друзей к себе в гости, они соглашаются. Базаров замечает, что Аркадию нравится Анна Сергеевна, но пытаемся быть равнодушным. Он ведет себя очень развязно в ее присутствии, потом смущается, краснеет, и Одинцова замечает это. Аркадий в течение всего пребывания в гостях удивляется неестественному поведению Базарова, потому что тот не говорит с Анной Сергеевной “о своих убеждениях и воззрениях”, а толкует о медицине, о ботанике и т. п.
Во второй приезд в имение Одинцовой Базаров очень волнуется, но пытается сдержаться. Он все больше понимает, что испытывает какое-то чувство к Анне Сергеевне, но это не сходится с его убеждениями, ведь любовь для него - это “белиберда, непростительная дурь”, болезнь. В душе Базарова бушуют сомнения и злость, чувство к Одинцовой мучает и бесит его, но все-таки он мечтает об ответной любви. Герой с негодованием сознает романтика в самом себе. Анна Сергеевна пытается вызвать его на разговор о чувствах, и он с еще большими презрением и равнодушием высказывается обо всем романтическом.
Перед отъездом Одинцова приглашает Базарова к себе в комнату, говорит о том, что у нее нет цели и смысла в жизни, и хитростью вытягивает из него признание. Главный герой говорит, что любит ее “глупо, безумно”, по его виду понятно, что он готов на все ради нее и ничего не боится. Но для Одинцовой это лишь игра, ей нравится Базаров, но она не любит его. Главный герой в спешке покидает имение Одинцовой и едет к родителям. Там, помогая отцу в медицинских исследованиях, Базаров заражается тяжелой болезнью. Осознавая, что скоро умрет, он откидывает все сомнения и убеждения и посылает за Одинцовой. Перед смертью Базаров прощает Анну Сергеевну и просит позаботиться о его родителях.
В романе “Отцы и дети” главный герой выдерживает проверку любовью, в отличие от героев остальных произведений И. С. Тургенева. Базаров жертвует всем ради любви: своими убеждениями и воззрениями, - он готов к этому чувству и не боится ответственности. Но здесь ничего не зависит от него: он полностью отдается чувству, охватившему его, но ничего не получает взамен - Одинцова не готова к любви, поэтому отталкивает Базарова.
В романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев находит героя, которого так долго искал, героя, выдержавшего проверку любовью и смертью.

Базаров и Одинцова. Испытание любовью (урок по
роману И.С. Тургенева "Отцы и дети")
Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
(И.С. Тургенев)
Цели урока:
 Обучающая ­ углубление знаний учащихся о характере главного героя на основе сопоставления его с
другими персонажами романа через раскрытие их сложных взаимоотношений;
Воспитывающая ­ воспитание культуры чувств, серьезного отношения к жизненным ценностям;
Развивающая ­ развитие навыков сопоставления, умений вести дискуссию, аргументировать сказанное.


Ход урока
Вступительное слово учителя.
Говоря о «молодых прогрессистах», называющих себя учениками Базарова и последователями нигилистического
учения, мы отмечали некоторые отрицательные черты Базарова: деспотизм, высокомерие, бестактность по
отношению к тем, кого он не уважает, кем пренебрегает. Но Ситников и Кукшина необходимы автору не только
для характеристики главного героя: они по­своему характеризуютизбранную теорию, доводят до абсурда идеи
Базарова, выявляя все негативныестороны вульгарного материализмаи нигилизма.
Образы Ситникова и Кукшиной становятся косвенным средством разоблачения нигилизма: что­то в нем сеть
привлекательное для таких пустых и поверхностных последователей. Ситников и Кукшина воплощают собой тип
людей, известных ещё со времен Грибоедова, превращающих идеи в болтовню (вспомните...кого? ­ Репетилова).
Базаров и ведет себя с ними презрительно именно потому, что понимает это, своим презрением подчеркивая их
истинную ценность.
– В какой же момент он сам начинает напоминать столь презираемого им Ситникова? (Когда беседует с
Одинцовой в гостинице, «развалясь в кресле не хуже Ситникова»)
– Чем вызвано это сходство? (Уверенный в себе, «самоломанный» Базаров смущен, сконфужен, взволнован
красотой Одинцовой и прикрывает это смущение развязностью, неестественной для него)
– Кто же такая Одинцова, так подействовавшая на Базарова? (обращение к портрету Одинцовой, выделение
главного в облике героини: красоты, спокойствия, женственности, уверенности в себе)
– Почему Тургенев «заставляет» её остановиться в дверях зала? (Обращаем внимание на раму, которую
образует дверной проём)
– А какие отзывы о ней мы слышим из уст Базарова? (19 глава: «Эта госпожа – ой­ой­ой», «У ней такие плечи,
каких я не видывал давно», «На остальных баб не похожа» и др.)
– Как реагирует Аркадий на эти выражения своего друга? («Аркадия покоробило от цинизма Базарова»)
– Чем вызван этот цинизм? Это признак нарушенного душевного равновесия. Вспомним высказанное Базаровым
мнение о любви Павла Петровича и княгини Р.: «И что это за таинственные отношения между мужчиной и
женщиной? Это всё романтизм, чепуха, гниль, художество…». А что же происходит теперь? После встречи с
Одинцовой «он с негодованием сознавал романтика в самом себе»; видел в выражении её лица «что­то
особенное» (17 глава). Может быть, он потому отрицал любовь, что не знал её? С момента встречи Базарова с
Одинцовой конфликт из внешнего (Базаров и Павел Кирсанов) становится внутренним, переносится в душу
героя. Любовь, поселившаяся в душе, ставит под сомнение его идеи, а Базаров понимает это как отступничество,
как слабость, поэтому и ведет с самим собой борьбу («топал ногою или скрежетал зубами и грозил себе
кулаком»), поэтому и стыдится Аркадия.
– А что же Одинцова? («Он поразил воображение Одинцовой; он занимал её, она много о нём думала». «…его
появление тотчас её оживляло; она охотно оставалась с ним наедине и охотно с ним разговаривала…»).
– Вспомним, каков образ жизни Одинцовой (16 глава): её жизнь скучна, однообразна, спокойна, монотонна, а в
Базарове «она видела … что­то новое». «Она как будто хотела и его испытать, и себя изведать». Чем же

закончилось первое испытание Базарова – любовное свидание? (Ничем. Базаров продолжает бороться, не
слышит Одинцову, заглушает в себе голос чувства (примеры из текста главы), не замечает открытого окна).
– Открытое окно – символ готовности сердца и души к чувству, к любви. Один из прибалтийских поэтов XX века,
Ян Грот, написал:
Полуоткрытое окно
ты для меня не отворяешь,
Не говоришь мне:
«Вот оно,
Все то,
О чем ты так мечтаешь!»
И облаком волос своих
Меня окутать
Ты не хочешь.
В глазах,
Как солнце, золотых
Лучи не блещут мне
Средь ночи…
Жизнь стала бременем давно.
Полуоткрытое окно.
В романе Л. Толстого «Война и мир» мы узнаем, как князь Андрей случайно через открытое окно слышит
разговор Наташи и Сони, и это вызывает в нем бурю чувств, желание изменить свою жизнь, возрождает его к
прежней активной деятельности.
Испытание для Базарова продолжается в 18 главе. Поначалу Базаров сопротивляется, но любовь оказывается
сильнее. Однако в этот раз окно закрыто! Только раз выпадает влюблённым день, «когда у них всё получается»
(Е. Шварц), и этот день прошёл. Чувства Базарова уже не встречают ответа.
(Чтение эпизода объяснения в любви из 18 главы)
– Почему же Одинцова не ответила Базарову, ведь эти свидания происходили по её инициативе, она
жаловалась на скуку жизни, на потерю интереса к ней, она хотела признания от Базарова? Обратим внимание
на поведение Одинцовой после объяснения с Базаровым: она ходит по комнате, «изредка останавливаясь то
перед окном, то перед зеркалом».
(Окно символизирует готовность выпустить на волю чувства, в зеркале же мы видим себя, рассматриваем себя,
думаем о себе. В романе «Война и мир» княжна Марья смотрит в зеркало, пытаясь увидеть в нём свой «кроткий,
спокойный и проницательный взгляд», о котором пишет ей в письме Жюли Карагина. Но зеркало отражает
«некрасивое, слабое тело и худое лицо». Княжна Марья принимает слова Жюли за лесть, но это не так. Княжна
не видит «больших, лучистых, глубоких» глаз потому, что такими они бывали, «когда она не думала о себе». А
глядя в зеркало, мы думаем именно о себе: «Как и у всех людей, лицо её принимало натянуто­неестественное,
дурное выражение, как скоро она смотрелась в зеркало»).
– Что же выбирает Одинцова? (Она выбирает зеркало, а значит, комфорт, прежний образ жизни для себя,
покой: «Спокойствие всё­таки лучше всего на свете» То равнодушие, та холодность, что мы видели в ней с
самого начала, победили.)
– Победой или поражением для Базарова заканчивается испытание любовью? Кажется, что в этом испытании
Базаров терпит поражение. Во­первых, отвергнуты его чувства и он сам. Во­вторых, он начинает сомневаться в
своих взглядах на жизнь, теряет почву под ногами, смысл жизни, а вскоре теряет и саму жизнь. Но это и победа:
любовь заставила Базарова иначе взглянуть на себя и на мир, он начинает понимать, что ни в чем жизнь не
желает укладываться в нигилистическую схему. Анна Сергеевна же формально остается в победителях. Она
сумела совладать со своими чувствами, что укрепило её уверенность в себе. В дальнейшем она неплохо
пристроит сестру, да и сама удачно выйдет замуж. Но Одинцова оказывается неспособной на глубокие чувства,
гораздо менее живой, чем сам Базаров, который прятал в нигилизме свое «страстное, грешное, бунтующее
сердце».
В этом произведении И.С. Тургенева мужчина и женщина словно меняются местами. Раньше герой был слаб,
пассивен и нерешителен, героиня же тверда и бескомпромиссна. Теперь же герой способен к сильной и
самоотверженной любви, а героиня боится жизненных тревог и осложнений.