Картины поллока с названиями. Джексон Поллок


Share

Джексон Поллок (Jackson Pollock), полное имя Пол Джексон Поллок, – американский художник, одна из наиболее влиятельных фигур абстрактного экспрессионизма. Его картина «Номер 5, 1948», проданная на аукционе «Сотбис» за 140 млн долларов, на сегодняшний день является самым дорогим произведением искусства.

Джексон Поллок «Номер 5, 1948»

Поллок родился 28 января 1912 года в городке Коуди в семье Лероя Поллока и Стеллы Мэй МакКлюр, кроме него в семье было ещё четверо старших детей.

Семья часто переезжала, но большую часть детства Поллок провёл в Аризоне и Калифорнии.

Когда Джексону было 11 лет, в результате несчастного случая его приятель отрубил ему фалангу пальца.
В 1928 году Джексон поступил в Высшую школу искусств в Лос-Анджелесе, откуда его отчислили через год за неудовлетворительное поведение.

С юности он увлекся мистикой, в частности с философией Джидду Кришнамурти, согласно его учению, истина открывается человеку интуитивно, в процессе свободного «излияния» личности.

В будущем метод свободного «излияния» Поллок использовал для создания своих полотен.

В 1930 году он и его брат Чарльз переехали в Нью-Йорк, где обучались у Томаса Харта Бентона, представителя американского регионализма, выступающего против модернистов и отстаивающего реалистичную живопись.

В это время под влиянием Бентона Поллок пристрастился к алкоголю, с которым будет бороться в течение многих лет.


В 1937 году Поллок проходил курс лечения от алкогольной зависимости в психиатрической больнице, в этот период он увлекался трудами Карла Юнга и Зигмунда Фрейда, стараясь с помощью психоанализа справиться с депрессивным состоянием.

1938 год становится переломным моментом в жизни и творчестве Поллока – он отходит от реализма, всё больше уклоняясь в абстрактное искусство и сюрреализм.
В конце 1930-х годов на Поллока обращает внимание смотритель музея Метрополитен Джон Грэхем, впоследствии познакомивший Поллока с его будущей женой, художницей Ли Краснер, которая оказала на него заметное влияние и ввела в арт-сообщество Нью-Йорка.

Ли Краснер в своей мастерской

Они поженились в 1944-м, а спустя год переехали в дом в Ист-Хэптоне, где Джексон оборудовал мастерскую.

Именно Ли Краснер ввела его в круг молодых художников, где под влиянием идей Андре Бретона зарождался абстрактный экспрессионизм. Он не был каким-то единым стилем, а скорее общей точкой зрения на искусство – спонтанным выражением внутреннего мира художников, субъективными ассоциациями подсознания в хаотических, неорганизованных логическим мышлением абстрактных формах.

В 1943 году Краснер познакомила Поллока с Пегги Гуггенххайм, создателем Музея Соломона Гуггенхайма, в этом же году она представила публике картину художника «Стенографическая фигура» и организовала его первую персональную выставку, которая имела громкий успех.

Джексон Поллок «Стенографическая фигура»

После успеха полотна «Стенографическая фигура» (1942) и его персональной выставки Пегги Гуггенхайм подписала с ним контракт на год в обмен на значительную часть его работ и заказала ему расписать вход в ее нью-йоркскую резиденцию.
В 1944 году художник создает картину «Готика» без единого фигуративного элемента.

Джексон Поллок «Готика»

В 1947 году Поллок изобретает «капельную живопись», за что получает прозвище Джек Разбрызгиватель (Jack the Dripper).

«Капельная живопись» Поллока, или метод дриппинга, появившийся в 1947 году, предполагает отсутствие контакта между холстом и кистью, краска разбрызгивается. Сам художник называю её «льющейся техникой». Его движения во время процесса создания картины напоминали шаманский танец, именно их запечатлел фотограф Ханс Немат в 1950 году.

Поллок отказался от подрамника и стал расстилать холст прямо на полу. Он не писал кистью, а лишь разбрызгивал краску прямо из банок, работал мастихином и ножом, примешивал в краску песок и толчёное стекло.

Поллок был знаком с так называемой песчаной живописью - ритуальным обычаем индейцев Навахо создавать картины из песка.

Он видел экспозицию в Музее Современного Искусства в 1940-е, кроме того он мог встретиться с ней во время своего путешествия по Западу, хотя этот вопрос до конца не выяснен.

Другие влияния на его технику разбрызгивания - это упомянутые выше Ривера и Ороско, а также сюрреалистический автоматизм.

Поллок не признавал существования случая, у него обычно были конкретные идеи создания картины.

Это воплощалось в движениях его тела, которые он полностью контролировал, в сочетании с густым потоком краски, силой гравитации и тем, как впитывалась краска в холст.

Сочетание управляемого и неуправляемого. Бросая, швыряя, брызгая, он энергично перемещался вокруг холста, как будто танцуя и не останавливался, пока не видел того, чего хотел увидеть.

Впоследствии такую технику стали называть капанием или разбрызгиванием, хотя сам художник предпочитал термин льющаяся техника

«Моя живопись никак не связана с мольбертом. Я едва ли хоть раз натягивал холст на подрамник. Я предпочитаю прибить холст к стенке или полу. Я должен чувствовать сопротивление твердой поверхности. На полу легче всего. Я чувствую себя ближе к живописи, ее частью, я могу ходить вокруг нее, работать с четырёх сторон и буквально быть внутри нее. Я продолжаю отходить от обычных инструментов художника, таких, как мольберт, палитра и кисти. Я предпочитаю палочки, совки, ножи и льющуюся краску или смесь краски с песком, битым стеклом или чем-то ещё. Когда я внутри живописи, я не осознаю, что я делаю. Понимание приходит позже. У меня нет страха перед изменениями или разрушением образа, поскольку картина живёт своей собственной жизнью. Я просто помогаю ей выйти наружу. Но если я теряю контакт с картиной, получается грязь и беспорядок. Если же нет, то это чистая гармония, легкость того, как ты берешь и отдаешь.»

Ханс Намут (Hans Namuth), молодой студент-фотограф, заинтересовался творчеством Поллока и хотел сфотографировать его за работой и снять фильм.

Поллок даже обещал начать новую работу специально для фотосессии, однако, когда Намут приехал, извинился и сообщил, что работа уже окончена.

Сальвадор Дали писал о Поллоке в своем «Дневнике гения» так: «Поллок: Марсельеза абстрактного. Романтик праздников и фейерверков, как первый ташист-сенсуалист Монтичелли. Он не так плох, как Тёрнер. Ведь он ещё большее ничто».

Совершенно непонятно — комплимент ли это художнику (все-таки Дали писал далеко не о каждом) или презрительное замечание. Споры о художественном содержании картин Поллока можно вести бесконечно — так, собственно, и происходит. Однако конечную точку в суждении ставит материальная оценка: проданная за 140 миллионов долларов работа Поллока «Номер 5» стала самой дорогой картиной мира. В день рождения знаменитого абстракциониста, мы вспомнили еще несколько великих работ мастера.

Осенний ритм (Номер 30)

Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Эту картину Поллок написал в 1950 году. Как раз в это время у художника состоялась первая персональная выставка. В один момент работы мастера стали популярны, на заработанные деньги Джексон Поллок смог снять собственную мастерскую.

Волчица

Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк

Стиль, в котором написана «Волчица», был разработан Поллоком по заказу Пегги Гуггенхейм. Изначально он использовался для оформления дома дочери мецената. Впоследствии Джексон Поллок применил свои наработки в этой картине и нескольких других — «Хранителях тайн», «Пасифая».

Эхо: Номер 25

Музей современного искусства, Нью-Йорк

Это первая картина, которую Джексон Поллок создал в новом (и для себя, и для всего мира) стиле. К 1951 году художник твердо уверился в несостоятельности своей прежней, «капельной техники». Чтобы избежать самоплагиата, художник разработал новую технику: к абстракции прибавился сюрреализм.

Женщина-Луна, режущая круг

Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Больше всего (как ни странно) на творчество Поллока оказал влияние простой смотритель музея. В 1937 году Джон Грэхем опубликовал материал под названием «Примитивная живопись и Пикассо». Поллок, который был ярым поклонником Пикассо и черпал вдохновение для своих работ в примитивном творчестве американских аборигенов, отыскал Грэхема. Именно последний посоветовал художнику попробовать привнести больше примитивизма в свои работы.

№ 5

Частная коллекция

Первая, самая знаменитая и самая дорогая картина мастера. Поллок завершил «№ 5» в 1948 году, а в 2006 работа была продана на аукционе Sotheby’s за невероятную сумму — 140 миллионов долларов. Эта сумма до сих пор остается крупнейшей, когда-либо уплаченной за картину.

Джексон Поллок (англ. Paul Jackson Pollock; 28 января 1912 - 11 августа 1956) - американский художник, идеолог и лидер абстрактного экспрессионизма, оказавший значительное влияние на искусство второй половины XX века.

Биография Джексона Поллока

Джексон Поллок родился в штате Вайоминг, он был младшим из пяти сыновей. Первые пятнадцать лет его жизни семья переезжала с места на место.

Когда Полу было одиннадцать, его родители остановились в Аризоне. Именно там с ним произошёл несчастный случай: приятель отрубил ему фалангу пальца.

Поллок обучался в Высшей школе прикладных искусств, где сблизился с одним из учителей, Фредериком Джоном Швамковским, который посвятил его в основы теософии.

В 1930 году Поллок переезжает в Нью-Йорк вслед за своим братом Чарльзом. Они вместе обучались у Томаса Бентона, который оказал влияние на Поллока, заметное в криволинейных волнистых ритмах его картин, а также в использовании деревенских сюжетов.

Творчество Поллока

В период Второй мировой войны Нью-Йорк стал новой столицей современного искусства: в этот город прибывали художники из оккупированной Европы; здесь проходили многочисленные выставки, посвященные современному искусству. На Поллока огромное впечатление произвели выставки Пикассо - «Герника», представленная в 1940 г. и ретроспектива «Пикассо.

Сорок лет. 1900-1940″. Европейский сюрреализм и изучение теорий Юнга определили творчество Поллока в 1940-е гг. В это время к художнику пришел и первый успех. Он участвовал в выставке «Американская и французская живопись», где его работы соседствовали с произведениями Пикассо, Матисса, Брака и Дерена.

В 1943 г. состоялась первая персональная выставка мастера.

В своих произведениях Поллок полностью отказался от какой-либо связи с действительностью, стремясь выразить лишь свое состояние. Он начал пользоваться изобретенной им техникой «дриппинг» - выдавливанием и разбрызгиванием краски из тюбика прямо на холст.

В 1950 г. в журнале «Art News» была опубликована серия фотографий Ханса Намута, запечатлевшая Поллока за работой и вызвавшая сенсацию в мире. Художник раскладывал на полу мастерской натянутое на подрамник полотно и судорожными движениями покрывал его красками, то используя кисти, то просто выдавливая краску из тюбиков прямо на холст.

В 1950 г. Поллок испытал потрясающий успех на венецианской Биеннале. В это время мастер написал такие произведения, как «Осенний ритм», «Лиловый туман», «Галактику» и «Белый свет».

Персональные выставки у Пегги Гуггенхейм сделали Поллока знаменитым. Посетив одну из них в 1945 году, Клемент Гринберг описал Поллока как «сильнейшего художника поколения и, возможно, величайшего, который появился после Миро». Критик Клемент Гринберг придумал, как объяснить эти работы. Галеристка знала, как их продать. А музейщики поняли, как ввести их в историю искусства XX века. Вот три института, которые создали авторитет американского искусства: галерея, пресса, музей.

В последние несколько лет своей жизни Поллок - и знаменитость, и алкоголик. Он начал опускаться по спирали, которая привела его к разрушению семьи, надежды на карьеру. 11 августа 1956 г. Поллок погиб в автомобильной катастрофе.

Значимые работы художника

  • 1942 - «Мужское и женское» («Male and Female»)
  • 1942 - «Стенографическая фигура» («Stenographic Figure»)
  • 1943 - «Фреска» («Mural»)
  • 1943 - «Женщина-луна разрезающая круг» («Moon-Woman Cuts the Circle»)
  • 1943 - «Волчица» («The She-Wolf»)

Волчица Номер 5 Номер 8 (деталь)

  • 1943 - «Голубое (Моби Дик)» («Blue (Moby Dick)»)
  • 1946 - «Глаза в жару» («Eyes in the Heat»)
  • 1946 - «Ключ» («The Key»)
  • 1946 - «Чайная чашка» («The Tea Cup»)
  • 1946 - «Мерцающая субстанция» («Shimmering Substance»)
  • 1947 - «Full Fathom Five»
  • 1947 - «Собор» («Cathedral»)
  • 1947 - «Сближение» («Convergence»)
  • 1947 - «Зачарованный лес» («Enchanted Forest»)
  • 1948 - «№ 5, 1948»
  • 1948 - «Живопись» («Painting»)
  • 1948 - «Номер 8» («Number 8»)
  • 1948 - «Лето: номер 9А» («Summertime: Number 9A»)
  • 1950 - «Номер 1» («Number 1, 1950 (Lavender Mist)»)
  • 1950 - «Осенний ритм» («Autumn Rhythm: No.30, 1950»)
  • 1950 - «Один: номер 31» («One: No. 31, 1950»)
  • 1951 - «Номер 7» («Number 7»)
  • 1952 - «Синие столбы» («Blue Poles: No. 11, 1952»)
  • 1953 - «Портрет и мечта» («Portrait and a Dream»)
  • 1953 - «Пасха и тотем» («Easter and the Totem»)
  • 1953 - «Серость океана» («Ocean Greyness»)
  • 1953 - «Глубина» («The Deep»)


Джексон Поллок является ярким американским представителем абстрактного экспрессионизма. Необычность этой картины заключается в том, что Поллок нарисовал странным образом: он разлил яркую краску по куску фибролита, который разложил на полу. При всем этом, работа считается одной их дорогих во всем мире.

1. "Номер 5, 1948" - ключевая работа в стиле абстрактного экспрессионизма


После Второй мировой войны ряд художников из Нью-Йорка, таких как Поллок, Ньюман, Барнетт и Виллем де Кунинг, начали писать картины в стиле, который в 1946 году искусствовед Роберт Коутс назвал "абстрактным экспрессионизмом". Благодаря этому течению Нью-Йорк стал центром мира искусства. Картина Поллока "Номер 5, 1948" является одним из самых известных примеров жанра.

2. Поллок использовал уникальный метод нанесения брызг краски на картину


Вместо того, чтобы работать с мольбертом, Поллок размещал полотно на земле и ходил вокруг него, разбрызгивая краску с кистей и шприцев. Поллок начал экспериментировать с подобным методом еще за год до написания "Номер 5, 1948", но его стиль вскоре стал столь уникальным, что Поллоку дали прозвище "Джек Разбрызгиватель" (Jack the Dripper). В 1947 году он дал интервью, в котором заявил: "Для меня писать картины на полу более непринужденно. Я лучше чувствую так картину и могу работать с ней с любой стороны".

3. "Номер 5, 1948" - родоначальник "живописи действия"


Техника разбрызгивания краски, при которой вместо нанесения традиционными способами (посредством кисти) краска наливается и разбрызгивается, получила свое название в 1952 году. Американский искусствовед Гарольд Розенберг назвал ее "живописью действия" (Action Painting).

4. Поллок не делал эскизов перед написанием картины


Работы Поллока были революционными по многим причинам. На протяжении веков художники делали эскизы или наброски перед созданием своих масштабных картин. Поллок же вместо этого полагался исключительно на эмоции и интуицию. Он разбрызгивал краску только "по велению своей музы".

5. При создании "Номера 5, 1948" Поллок использовал специальные краски


Важным элементом техники разбрызгивания была краска с достаточной вязкостью, которая бы не размазывалась при нанесении ее столь необычным способом. Именно по этой причине, традиционные масляные краски и акварели не подходили для создания картин. В итоге, Поллок начал экспериментировать с синтетическими красками.

6. Какое-то время "Номер 5, 1948" была самой дорогой картиной в мире


18 июня 2006 года картина Густава Климта "Портрет Адели Блох-Бауэр I" была продана за $ 135 млн, что сделало ее самой дорогой картиной в мире. Менее чем через пять месяцев "Номер 5, 1948" была продана с аукциона за $ 140 млн. В 2011 году титул самой дорогой картины перешел к полотну Поля Сезанна "Игроки в карты", которая была продана за $ 250 млн.

7. Это довольно большая картина


Размеры полотна 243,8 × 121,9 см. The Guardian отметил, что квадратный метр картины стоит более $ 47 млн.

8. "Номер 5, 1948", возможно, была продана для приобретения Los Angeles Times


Издание New York Times сообщило, что магнат Дэвид Геффен выставил на продажу "Номер 5, 1948", наряду с картинами Джаспера Джонса и Виллема де Кунинга, чтобы приобрести на вырученные деньги издание Los Angeles Times. С продажи этих трех картин Геффен выручил $ 283,5 млн. LA Times магнату так и не удалось купить, несмотря на то, что он предлагал $ 2 млрд.

9. "Номер 5, 1948" - не единственная дорогая картина Поллока


В 1973 году картина Поллока "Синие столбы" была продана за $ 2 млн. Хотя, по сравнению со стоимостью "Номер 5, 1948", на то время это была самая высокая цена, заплаченная за современную американскую живопись. К сожалению, Поллок не дожил до тех пор, когда его картины начали стоить огромных денег. Он погиб 11 августа 1956 года в автокатастрофе.

10. Картины Поллока - рекордсмены на аукицонах


В то время как искусствоведы и коллекционеры выкладывают миллионы за картины Поллока на аукционах, большая часть общественности до сих пор недоумевает, почему абстрактные картины, созданные методом разбрызгивания краски, стоят таких денег.

Джексон Поллок — знаменитый американский художник-абстракционист. Считается лидером абстрактного экспрессионизма второй половины XX века. Оказал огромное влияние на современное искусство и стал знаковой фигурой в истории искусств.

Пол Джексон Поллок (Paul Jackson Pollock) — родился в 1912 году в Америке, в штате Вайоминг. Ещё в детстве с ним случился неприятный казус, когда один из приятелей случайно отрубил ему фалангу пальца. Это не помешало ему заниматься творчеством, обучаться изобразительным искусствам в Высшей школе прикладных искусств. Значительное влияние на всё его творчество оказали такие художники, как: Диего Ривера, Хосе Клементо Ороско, Пабло Пикассо и многие сюрреалисты.

В 1943 году Джексона Поллока посещает настоящая удача. Его картину «Волчица» купил музей современного искусства. После этого о художнике стали писать, говорить и его значимость выросла неоднократно. С самого юношеского возраста Джексон интересовался психологией, теософией, мистикой. Отсюда его необычное видение мира, неоднозначные сюжеты картин, полная символичность, сюрреализм.

Сенсацией стала его первая выставка, которая прошла в 1948 году. После этого он смог обзавестись собственной мастерской, где мог творить более свободно. А уже в 1949 году журнал Life Magazine признал Поллока величайшим американским художником. Критиков, почитателей и противников у него было всегда предостаточно. Как при жизни, так и после смерти вокруг его творчества разгораются нешуточные споры. Кто-то говорит, что все его картины — это фикция, которая была создана только с одной целью — одурачить людей и вытянуть из них деньги, надеть на себя корону великого художника; другие утверждают, что его абстрактный экспрессионизм — это настоящий гений, беспрецедентный случай рождения высокого таланта в мире людей и обычных рисовальщиков.

Джексон Поллок погиб в 1956 году в автокатастрофе. Он постоянно страдал депрессией, нервными расстройствами и зачастую заливал свои проблемы алкоголем. В тот день, за рулём своего автомобиля он также был не трезв.

Его картина «Номер 5 «, написанная в 1948 году, считается в мире. В 2006 году на аукционе Сотбис она была куплена за 140 миллионов долларов.

Джексон Поллок

Голубой Моби Дик

Full fathom five