«В экспозиции «Ельцин Центра» нет ни одной фальшивой ноты.


Владимир Путин и Дмитрий Медведев 25 ноября откроют в Екатеринбурге «Ельцин Центр», созданный во исполнение указа 2008 года. Незадолго до церемонии «Лента.ру» получила возможность оценить экспозицию первого мемориального музейно-архивного комплекса, посвященного первому президенту России. Создатели музея предлагают свой взгляд на историю страны, который наверняка вызовет полярные отклики.

Яркий оранжевый свитер на первом музейном стенде привлекает едва ли не большее внимание, чем огромный, в полтора роста, двуручный меч, расположившийся слева от него. Свитер, в отличие от VIP-сувенира, входил в постоянный гардероб Бориса Ельцина - с тех пор, как был подарен ему на день рождения. «Чтобы Вам было в нем тепло и уютно. А его оранжевый цвет - намек на то, чего не хватает сейчас нам в России», - сообщается в сопроводительной записке с подписью «Ваш Борис Немцов» (видимо, к тому времени уже советник в аппарате президента Украины Виктора Ющенко).

Отсутствие ангажированности - вот то, на что здесь обращают внимание едва ли не чаще, чем на невиданную в России мультимедийную музейную начинку «Ельцин Центра» и масштабы проделанной работы. «Вы, конечно, понимаете, что в музее, застегнутом на все пуговицы и прошедшем политическую цензуру, ничего подобного бы не было, - подчеркивает Людмила Телень, заместитель исполнительного директора Президентского центра Б.Н. Ельцина. - Предварительного показа чиновникам тоже не было: вы видите все первыми, за два дня до открытия».

22 тысячи квадратных метров совместного труда группы американских музейщиков из фирмы Ральфа Эпплбаума, команды Татьяны Юмашевой и привлеченных российских деятелей культуры: от Эрика Булатова - автора панно «Свобода» (синим по белому - уход в очень далекую перспективу) до Павла Лунгина, который и придумал основу музея - семь дней 1990-х и рассказ о каждом из них.

Затем Михаил Сперанский при Александре Первом - и конституция, которую царь «так и не смог предложить обществу». Восстание декабристов и еще 30 лет российской истории разместились в одном периоде: «Очередной император сделал выбор в пользу неограниченного самодержавия и следовал ему до самой смерти. Финалом царствования Николая Первого стало унизительное поражение в Крымской войне и жестокий кризис». Больше внимания уделено реформам Александра Второго, предпринявшего «попытку превратить русское самодержавие в европейский политический режим». По мнению историков, озвученному Елизаветой Боярской, этот император «погиб не за реформы, а за отречение от них». Николай Второй принял конституцию - но «недолгий подъем прервала Первая мировая война».

О первом российском демократическом правительстве - Временном - ни слова: сразу большевики. «Насилие стало главным политическим инструментом послереволюционного режима», - описывается период Иосифа Сталина. И тут же: «Не партийные вожди, а обычные люди сделали все, чтобы эта эпоха вошла в историю не только ГУЛАГом, но и Днепрогэсом, Магниткой, покорением Арктики, немыслимым трудовым подъемом, который нельзя объяснить страхом. Можно - верой в свою страну». Хрущев «освободил общество от страха». Брежнев - «Эпоха застоя. Следующий шанс на возвращение в цивилизованный мир страна получила через 20 лет, когда к власти пришел Горбачев». Стране, однако, требовался лидер другого типа: «Борис Ельцин рискнул опереться не на личную власть, а на самостоятельный выбор граждан. Так началась история новой, свободной России».

Здесь заканчивается мультфильм и стартует собственно история, которой посвящен музей Президентского центра Б.Н. Ельцина: не власти, но выбора. Все начинается, как положено, с выступления Ельцина на пленуме 1987 года. Кресла как в том зале, трибуна, а герб СССР на ней и вовсе настоящий - спасенный из 14-го корпуса Кремля, подвергшегося реконструкции. Оттуда же перешел в «Ельцин Центр» и главный экспонат дня седьмого - отставка, «Берегите Россию»: первый кабинет первого президента - кресло, телефоны, стол. Время от времени в кабинете гаснет свет, и со студийного монитора раздается та самая речь: «Я устал, я ухожу». Ядерный чемоданчик, переданный преемнику, - тут же, неподалеку: тоже подлинник - как почти все здесь, от документов до артефактов. Кейс - западного производства, от Samsonite. Хочется надеяться, что со времен Бориса Николаевича импортозамещение хотя бы в этой области достигло ста процентов.

Весь музей можно осмотреть за полтора часа; замысел кинорежиссера Лунгина соответствует средних размеров фильму. Каждое событие - в трех измерениях, как в нынешнем кино: тут - пропаганда, здесь - свидетельства, а рядом - официальные документы, порой из рассекреченных либо найденных. Хочешь копнуть серьезнее - в четвертое измерение придется в буквальном смысле углубляться: под каждым стендом - выдвижная панель с дополнительными материалами. Создатели музея уверяют, что именно там противники Бориса Ельцина могут найти очень многое из того, чего им - судя по социальным сетям - заранее не хватает в «Ельцин Центре»: «семибанкирщину» и беженцев, новогодний штурм Грозного и коробку из-под ксерокса, обнищание людей и малиновые пиджаки тех, кто по большей части остался в 90-х. «Моя семья передала в музей весь семейный архив. Это целая подборка листовок, газет, вырезок, фотографий, книг по 1991-1993 годам, - говорит публицист Кирилл Шулика. - Часть материалов поселилась в архиве "Ельцин Центра", часть - на его сайте, кое-что есть в экспозиции. Многие несли сюда свои артефакты из 90-х. Таким образом получился не музей Ельцина, а музей эпохи, в которой Ельцин был одним из героев, а главными героями были простые люди. И они заслужили соседства в одних залах с сильными мира сего».

Документов действительно много. Попадаются трогательные - особенно если смотреть на них через четверть века. «Во что вы любите играть?» - спрашивают Б.Н. в 1990 году сотрудники одного из советских журналов для детей. «Лапта, футбол, волейбол», - отвечает Ельцин. До большого тенниса - как и до самой большой политики - оставалось несколько лет.

День второй - августовский путч: баррикада полукругом, видео на половину высокой стены и стенды с личными вещами защитников Белого дома: «Отель "У погибшего альпиниста"» Стругацких - книга Владимира Усова, одного из троих погибших в те дни. День третий - «Непопулярные меры»: зал с пустым прилавком - банки с березовым соком, горки салата из морской капусты, экраны с очередями, а более ничего. Чуть дальше - экономические реформы. «А вот интерактивная игра "Как правильно вложить ваучер"», - обращает внимание Людмила Телень. Переиграть собственную историю приватизации из присутствовавших не решился никто.

Поодаль - уникальная 3D-инсталляция: трое отцов российской экономической реформы - Андрей Нечаев, Анатолий Чубайс, Петр Авен - рассказывают о том, почему все вышло так, а не иначе. Голограммы расположены за стеклом, по оптическому ощущению - метрах в десяти-пятнадцати от посетителей: то ли «страшно далеки они от народа», то ли устроители «Ельцин Центра» неплохо представляют народные реакции. А вот клетчатая сумка «челнока» - кормилица многих - на отдельном почетном месте, близка и вполне натуральна. Впрочем, и самому «Ельцин Центру» придется в ближайшие годы показать, насколько здесь освоили принципы рыночной экономики: в корпусе бюджетного финансирования - не только 4 миллиарда 980 миллионов рублей на обустройство комплекса, но и двухмиллиардный кредит. Центру предстоит отдавать его, зарабатывая на офисах и прочих площадях огромного здания, при этом самостоятельно финансировать собственные проекты. По крайней мере задумано все именно так.

День четвертый - «Рождение Конституции» 1993 года и день пятый - «Голосуй или проиграешь» - скорее всего, вызовут наибольшее количество споров. Прежде всего трактовкой, которую выбрали в «Ельцин Центре». Она простая: не трактовать, не давать оценок даже самым драматическим событиям. Октябрь-93 - инсталляция: разбитая аппаратная в Останкино, нагромождение полицейских щитов, видео с улиц и 127 гильз - по числу погибших. Выборы 1996 года - куклы из одноименной программы: Б.Н., Геннадий Зюганов, Александр Лебедь - и типовая столичная редакция середины 90-х. Первая чеченская - это кроваво-красная комната, параллельная «редакции»: в пулевых отверстиях - фото от «Мемориала», в нишах - берцы и форма от майора Вячеслава Измайлова, который выменивал попавших в плен солдат в том числе и на амуницию. В любом случае тем, кто будет обустраивать тему второй чеченской войны в одном из следующих президентских центров (а их, по логике, должно появиться еще как минимум два: «Путин Центр» и «Медведев Центр»), будет от чего оттолкнуться.

Зал, посвященный собственно Конституции РФ, - очередная огромная видеостена. Здесь все по статьям основного закона - островок определенности в мире, лишенном трактовок. О запрете дискриминации по национальному признаку со стены рассказывает Иван Ургант, об охране законом права частной собственности - Авдотья Смирнова. А неприкосновенность частной жизни провозглашает Михаил Жванецкий.

В шестом зале «Президентский марафон» - второй срок. С операцией на сердце и разноцветными котировками цен на нефть, накладывающимися на вид за окном: екатеринбургский храм Спаса на Крови становится полноправной частью экспозиции о человеке, который сначала разрушил Ипатьевский дом, а после похоронил царскую семью. И, разумеется, с поиском преемника - галереей портретов (Лужков, Примаков, Аксененко…) и передачей того самого чемоданчика.

Выход из кабинета Ельцина - только через Зал Свободы. Точнее, видеоколоннады свобод: мысли и слова, собраний и объединений, совести и вероисповедания, передвижения, предпринимательства. «Количество колонн позволяет каждому посетителю выбрать себе подходящую пятую», - обращают внимание в «Ельцин Центре». Можно посмеяться. И заодно вновь поспорить о том, что более подходит России - демократическая горизонталь или централизованный вертикальный путь развития.

Бесспорно, однако, то, что впервые за долгие годы существования СССР и России воплощено в комплексе «Ельцин Центра»: преемственность, основанная на государственно декларированном уважении к опыту предшественника - уважении овеществленном, оформленном и внушительном, как сама власть. То ли как размещенные здесь по американскому образцу два лимузина Бориса Ельцина - первого секретаря Свердловской области и первого президента России, - то ли как вписанный в экспозицию натуральный московский троллейбус, подобный тому, в котором будущий глава государства общался с народом в 1980-х. Кстати, большой вопрос, что здесь смотрится органичнее.

Екатеринбург - Москва

Фонд «Президентский центр Б.Н. Ельцина» (Ельцин Центр) — некоммерческая организация, носящая имя первого президента России. Основная задача Центра — сохранение, изучение и осмысление исторического наследия Бориса Ельцина в контексте политических и социальных событий 90-х.

Центр задумывался как общественно-политическая организация, способствующая построению правового государства, изучению и развитию института президентства в России. Под эгидой Центра действует Музей первого президента России и архив его имени.

Стоимость билетов :

Музей

Взрослый — 200 руб.
Льготные категории граждан — 100 руб.
Дети до 6 лет — бесплатно
Семейный билет (2 взрослых и 2 ребенка) — 400 руб.
Аудиогид по основной экспозиции музея — 100 руб./чел.

Музей + Экскурсия

Посещение музея и галереи с экскурсионным обслуживанием (в стоимость входит входной билет + экскурсия). Экскурсия по основной экспозиции Музея, Взрослый билет:
Индивидуальное посещения — 700 руб./чел.
Организованная группа до 6 человек — 350 руб./чел
Организованная группа от 6 до 15 человек — 300 руб./чел
Детям
Проведение экскурсии по экспозиции для групп учащихся школьного возраста (группа до 30 чел.) — 100 руб./чел.
Интерактивные занятия от детско-юношеского музейного центра — 150 руб./чел.
Проведение музейных театрализованных праздников и тематических занятий: индивидуально - от 500 руб., организованная группа — от 2500 руб.

Галерея

Выставка «90-е» с 26 ноября 2015 года по 27 марта 2016 года
Взрослый — 100 руб.
Льготные категории граждан — 50 руб.
Дети до 6 лет — бесплатно.

Музей + Галерея

Взрослые — 250 руб.
Льготные категории граждан — 130 руб.
Специальная цена для посетителей пенсионного возраста — 70 руб.

Галерея + Экскурсия

Индивидуальные посещения — 600 руб./чел.
Организованная группа до 6 человек — 300 руб./чел.

Бесплатный вход *

  • Ветераны Великой Отечественной войны; Герои Советского Союза, Герои России;
  • Кавалеры Орденов Славы;
  • Ветераны боевых действий;
  • Военнослужащие срочной службы;
  • Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • Дети-инвалиды;
  • Дети в возрасте до 6 лет включительно;
  • Престарелые граждане, находящиеся в домах-интернатах для инвалидов и престарелых;
  • Работники музеев Российской Федерации и члены ИКОМ;
  • Почетные граждане города
  • Многодетные семьи.

*Льготы распространяются только на входные билеты. Мастер-классы, интерактивные занятия и экскурсии оплачиваются в обычном порядке, согласно установленным ценам.

Дети до 18 лет, студенты очной формы обучения и пенсионеры имеют право на бесплатное посещение основной экспозиции музея каждую последнюю среду месяца.

Центр документального кино

Взрослый — 160 руб.
Льготный — 110 руб.

Актер и режиссер Никита Михалков предложил привлечь экспертов к разрешению спора о деятельности Ельцин Центра в Екатеринбурге. По его словам, деятельность центра нужно проверить. Скандал вокруг Ельцин-центра разгорелся после критики режиссера, заявившего, что в музее «ежедневно осуществляются инъекции разрушения самосознания людей»..Как передает «Интерфакс», Михалков предложил привлечь к анализу группу из историков, политологов и специалистов. «На мой взгляд, необходимо собрать команду профессионалов – историков, политологов и специалистов, которые должны, проанализировав всю экспозицию, экспонаты и деятельность музея, внести в нее свои правки, если они сочтут это нужным», – отметил он после того, как на его критику отреагировала вдова Ельцина. Напомним, ранее Михалков выступил с критикой в адрес Ельцин-центра и программы музея. Режиссер заявил, что в музее «ежедневно осуществляются инъекции разрушения самосознания людей». Удивительно, но те, кто подвергает лучшую культурно-просветительскую площадку горда жесткой критике, как и Никита Сергеевич, в Ельцин Центре ни разу не были… А вот что сказал по этому поводу заместитель директора Национального института развития современной идеологии (НИРСИ), политолог Глеб Кузнецов, который побывал в Центре лично.

«В отличие от большинства московских участников дискуссии, я таки в Ельцин-центре был. И вот что я хочу вам сказать. «Ельцин Центр» – прежде всего отличный музей. Причем, музей совсем и отнюдь не Ельцина. Это исторический музей СССР –России.

Экспозиция пытается объяснить – в том числе через жизнь Ельцина, куда без него - как получилось, что мы – Россия и люди ее населяющие – именно таковы сегодня, какие мы есть. И у авторов экспозиции это, надо сказать, получается.

Там наряду с документами о сталинских репрессиях висит плакаты: «Партия сказала надо, комсомол ответил есть!» и «ЦРУ – организатор идеологических диверсий». Последний – шедевральный. Стоит ковбой с пистолетами, на шляпе – значок доллара, за поясом - топор с надписью «Печать» и весь перевязан кинопленкой с пометкой «Голливуд».
И дальше про космос с Гагариным и про переполненный троллейбус. И про стройки великие и про то, что кроме морской капусты в магазинах нет ничего. В магазине чувствуешь себя как в родном Универсаме, в зале заседаний политбюро - как будто затесался между Слюньковым и Воротниковым. Музей сделан блестяще.
Только «про Ельцина» – воссозданный кабинет, где записывалось «Я устал, я ухожу». Так что тоже, можно сказать и не про Ельцина вовсе, а про нас сегодняшних, возникших из этой усталости и этого ухода.

Экспозиция Ельцин Центра – главное мое музейное впечатление за последние много-много лет. Она –про жизнь. Я не увидел в ней ни одной фальшивой ноты.
Разве что неплохо было бы для полноты картины воссоздать комнату на переделкинской даче. Где нибудь между стройкой социализма и пустым универсамом. «А так, дети, жила наша совесть – творческая интеллигенция». Повесить все варианты гимна, начиная с первого и до нынешнего, распечатать договоры о гонорарах за самую мутную книжонку из серии «Пламенные большевики». Дать всю картину равенства и справедливости советской жизни. Но тут я уже ворчу.

Эта экспозиция с вырезками газетными о кошмаре первой войны в Чечне и с предвыборными плакатами Жириновского в майке «Металлики» со слоганом «Я такой же как и вы!» – очень честная штука. Редко когда удается сохранить честность, говоря про политическую историю страны. «Ельцин Центру» это удалось. То, что это делается на государственные деньги - вдвойне здорово. А то, что за пределами "большой Москвы" от Рублевки до Финского залива - втройне.

В мире 29х панфиловцев и 27х бакинских комиссаров, в стране родовитых и аристократических семейств мифотворцев, которые десятилетиями столбят за собой право на этот самый миф, объясняя поколения людей как и почему они живут, в мире москвацентричном и чинопочитательном существование другой культурной и другой исторической политики удивительно. И замечательно.

Есть же на метро Курская восстановленная за государственный счет цитата михалковского гимна аршинными золочеными буквами: «Нас вырастил Сталин на верность народу». Так пусть будет в двух часах лета от этого счастья хоть что то не из этой оперы».

Понимаю, что у многих сама идея музея Ельцина вызовет отторжение. Тем не менее, я считаю, что это очень хороший и очень нужный музей. Постараюсь объяснить, почему.
Осенью я посетила выставку "Россия. Моя история" в Манеже, где было представлено весьма яркое вИдение Ельцинской эпохи. Могу честно сказать, что оно совершенно не совпало с моим, но судя по расположению выставки, именно оно отражает сейчас "правильную" точку зрения на этот период. Интересующиеся могут пройти по ссылке, а здесь, чтобы было понятнее, я приведу лишь одно фото с нее.



Так вот, экспозиция Ельцин-центра абсолютно перпендикулярна "Манежной". И безотносительно того, которая из них ближе вам лично, отрадный факт, что на это сложное время существует и ярко представлена более, чем одна, точка зрения.

Второе - великолепное качество экспозиции, главная особенность которой - создание чувства причастности и эмоционального отношения к тому, что ты видишь, слышишь, осязаешь, а местами кажется, будто и на вкус пробуешь. Концепцию придумывал известный кинорежиссер Павел Лунгин, а экспозицию создавало Агентство музейного дизайна Ральфа Аппельбаума, которое делало в Москве еврейский музей . Действительно, чувствуется та же рука, но хотя в Ельцин-центре спецэффектов меньше, воздействует он сильнее, потому что он - о нашей жизни. О жизни нашего поколения, о том, что мы уже кажется забыли, но на самом деле помним и вновь переживаем, ходя по залам. И именно в возможности вновь прожить часть своего прошлого, мне кажется, главная притягательность Ельцин-центра. Если вам это тяжело или просто неинтересно, вам вряд ли туда надо. Мне, как оказалось, надо.

И да, идеологически экспозиция конечно выверена, но благодаря большому количеству настоящих экспонатов, оставляет гораздо больше простора для того, чтобы сформировать личное мнение, нежели "Манежная" выставка.
Хватит предисловий, пойдемте наконец смотреть экспозицию.

2."Предбанник" около касс. Экспозиция подарков БНЕ

3.Здесь же стоит президентский лимузин. И кстати, неплохой сувенирный киоск, который я не сняла.

4.Текст перед входом в кинозал

5.Ввводный кинофильм, очень красивый с множеством спецэффектов, демонстрирует основные вехи попыток создания российской демократии от древнего Новгорода до Ельцина.
В кадре - Брежнев на кукурузном поле (по-видимому, символизирует наследие Хрущева, которого он сменил)

6.В финале ролика вновь проходят его основные персонажи

7.А дальше - так называемый Лабиринт, где на фоне основных событий в истории СССР разворачивается жизнь будущего президента

8.Один из последних стендов: падение Берлинской стены, гласность, Горбачев - дирижер перестройки

9.После Лабиринта поднимаемся этажом выше, где в центральном зале под прозрачным куполом сидит на лавочке Ельцин (см. верхнее фото) и смотрит на кадры из собственной жизни. Желающих сделать селфи с Ельциным достаточно.

10.Основная экспозиция относится к "Московскому" периоду Ельцина и строится по принципу "семь дней из жизни Ельцина", хотя это скорее семь этапов. На первом из них, "допрезидентском" можно послушать выступление Ельцина на съезде (?) партии, сидя в огромном красном кресле, повторяющем кресло Дворца съездов.

11.О деятельности на посту главы Московского гокома партии мы узнаем в троллейбусе: помните, как БНЕ ездил в таких простым пассажиром?

12.А я с изумлением поняла, что в тогдашних троллейбусах было чуть ли не вдвое больше посадочных мест, чем в сегодняшних (к вопросу заботы о людях)...

13.Второй день - 19 августа 1991. Обычная квартира того времени, в телевизоре - Лебединое озеро и информационные выпуски того дня.

14.Можно сесть на диванчик и посмотреть. А рядом вдруг начинает говорить радиоприемник, а в нем - Эхо Москвы.
И тут меня "уносит", и я вновь оказываюсь в ночи с 20 на 21 августа, когда проснувшись среди ночи, понимаю: ни муж, ни мама не ложились, они сидят около радио и слушают Свободу и Эхо Москвы...

15.А в комнате - неприметная дверь; открыв ее, ты оказываешься там, на баррикадах 91-го. Все это многажды видено по ТВ, но никогда - так близко и явственно. Обрвыки съемок и телерепортажей, забытые лица телеведущих - а я оказывается помню их фамилии и радостно кричу: ой, Гурнов! Ростов!

16.И кадры, кадры, кадры...

18.А потом они наполняются не только продуктами, но и техникой тех лет. И на экранов телевизоров забытых ныне марок (у нас тогда был Фунай) - фрагменты старых телепередач. И опять радость узнавания. Вот молодой Дима Быков

19.Передача называется Пресс-клуб, вела ее дама, фамилию которой я не вспомнила, а звли ее Кира (подсказали в комментариях: Кира Прошутинская). Слева Щекочихин, за ним человек по фамилии Емельянов (но не помню о нем ничего, кроме фамилии - подсказали: депутат, подсмотрела в Википедии - экономист, занимался аграрными вопросами), а в центре не помню кто (подсказали: Виктор Шейнис - депутат, активный "Яблочник).

20.Всеобщая любимица Светлана Сорокина. Интересно, что с ней сейчас? (снова из комментария: кажется, на "Дожде")

21.Памятный референдум. Сняла, чтобы были вопросы: да, да, нет, да помню с 1993 года, а вопросы, на которые надо было давать эти ответы - увы... Но уже потом, поняла, что на плакате обман:(Второй вопрос был об экономике, которую полуголодной весной 1993 года мало кто одобрял. (Проверила свою память, вопрос звучал так: "Одобряете ли Вы социально-экономическую политику, осуществляемую президентом Российской Федерации и правительством Российской Федерации с 1992 года?")

© Президентский центр Б.Н. Ельцина (Ельцин Центр) / YouTube

Сегодня, 25 ноября, на улице Бориса Ельцина в Екатеринбурге состоялось открытие Президентского центра Б.Н. Ельцина (Ельцин Центра).

Экспозицию осмотрели президент Владимир Путин и премьер-министр Дмитрий Медведев в сопровождении жены первого президента России Наины Ельциной, передает «Интерфакс» .

Перед осмотром экспозиции Путин и Медведев посмотрели фильм об истории Российского государства со времен Новгородского веча до наших дней. Эпиграфом к фильму была фраза о том, что демократия зародилась на Руси раньше, чем монархия. Заканчивается фильм приходом к власти Бориса Ельцина.

Дочь Ельцина Татьяна Юмашева показала гостям документы из семейного архива, в том числе протокол допроса отца Ельцина, который был раскулачен и репрессирован. Президент и премьер также осмотрели комнату квартиру Ельциных в дни путча 1991 года, воспроизведенную в музее с реальной мебелью и телевизором, показывающим «Лебединое озеро».

«Ельцин Центр появился в главном городе Урала не случайно: Екатеринбург именно тот город, который во многом сформировал Бориса Ельцина как политического лидера», - говорится в сообщении на сайте Фонда «Президентский центр Б.Н. Ельцина» .

Основная экспозиция музея разделена на семь дней, каждый из которых связан с переломным моментом в истории современной России. Зал «День первый. Мы ждем перемен!» рассказывает о том, как начиналась перестройка и какую роль сыграл в ней Борис Ельцин. «День второй» посвящен августовскому путчу 1991 года. Посетители зала «День третий. Непопулярные меры» могут пройтись вдоль пустых прилавков магазинов начала 90-х и сыграть в интерактивную игру «Распорядись своим ваучером»: у каждого есть возможность обменять свой ваучер на акции, продать их с выгодой или «спрятать в тумбочку».

«День четвертый. Рождение Конституции» рассказывает о событиях октября 1993 года, «День пятый. Голосуй или проиграешь» - о предвыборной кампании Ельцина 1996 года, «День шестой. Президентский марафон» посвящен второму президентскому сроку Ельцина, в зале «День седьмой. Прощание с Кремлем» можно узнать все подробности передачи президентской власти после того, как Ельцин 31 декабря 1999 года объявил о своей отставке.

В центре экспозиции зал Свободы - площадка для открытой дискуссии о гражданских правах и свободах в России. Здесь можно услышать, что значит слово "свобода" для самых разных людей - от бывшего президента Украины Леонида Кучмы до актрисы Лилии Ахеджаковой, от президента США Билла Клинтона до телеведущего Ивана Урганта, от писателя Михаила Жванецкого до музыканта Андрея Макаревича. Специальная студия в этом зале дает каждому посетителю возможность записать собственное мнение на видео, которое позже появится на экранах зала.

Общая площадь комплекса, в котором размещаются музей, библиотека, архив, выставочные залы, образовательный и детский центры, составляет около 88 тысяч кв.м, отмечает «Газета.ру» . Музей и архив насчитывают более 30 тысяч единиц хранения, более 130 тысяч фотографий.