Синодальный отдел по делам молодежи упц. Человек рассеянный


Олимпиадные задания по литературному чтению для учащихся 3 класса

Фамилия, имя_________________________________класс___________________

1. По началу произведения определите его жанр:

а) Мы противные микробы, мы во рту у вас живем.

И нечищеные зубы мы грызем, грызем, грызем. _______________________________________

б) Жила – была в одной дальней лесной деревне Марья. Была она во всём спорая, до всех дел умелая. ________________________________________

в) Вырос Добрыня до полного возраста. Пробудились в нём ухватки богатырские.

г) Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука. ________________________________________

д) Трудно солдатам в походе. На мосту при переправе через небольшой ручей застряла пушка.

_____________________________________________________________________________________

2. Кто придумал Крокодила Гену, Чебурашку, друзей из Простоквашино?

_____________________________________________________________________________________

3. В украинском варианте этой народной сказки лесные звери по очереди поселились в потерянной варежке. Сказка называется «Рукавичка». А как называется русская сказка с похожим сюжетом?

_____________________________________________________________________________________

4. Вступлением к какой поэме является знаменитое пушкинское стихотворение «У Лукоморья дуб зелёный…» ______________________________________________________________________

5. Назовите имя и отчество знаменитого почтальона Печкина.

_____________________________________________________________________________________

6. Этот писатель создал огромное множество рассказов и повестей о жизни животных. И даже его сказки познавательны: «Кто чем поёт?», «Чей нос лучше?», «Хвосты» и многие другие. А еще он автор «Лесной газеты». Назовите имя и фамилию этого писателя.

_____________________________________________________________________________________

7. Сказка немецких писателей братье Гримм называется «Белоснежка и семь гномов». А как называется сказка А.С.Пушкина с похожим сюжетом?

_____________________________________________________________________________________

8. Главная героиня этой сказки исполняла все желания жены главного персонажа, но в конце концов злобная и жадная жена осталась у «разбитого корыта». Вспомни автора сказки и её название.

_____________________________________________________________________________________

9. Эта знаменитая сказка французского писателя Шарля Перро написана совсем не для детей. В предисловии к её первому изданию было сказано, что она адресована юным барышням, которые не должны разговаривать с незнакомцами, чтобы не попасть в неприятности. Как называется эта сказка? ______________________________________________________________________________

10. Какой знаменитый писатель и детский поэт познакомил нас со стихами английских, французских, немецких, итальянских и польских авторов? А ещё он придумал самого рассеянного человека нашей детской литературы. ____________________________________________________

11. Допиши пословицы:

а) С кем поведёшься, _____________________________________________________________.

б) Старый друг __________________________________________________________________.

в) Волков бояться - ______________________________________________________________.

Братья Гримм

«Кот в сапогах»

«Волшебник Изумрудного города»

«Храбрый портной»

«Карлик Нос»

«Конёк – горбунок»

13. Подбери рифму:

Молодая - _________________; царица - _____________;

Милее - __________________ ; догадалась - __________.

14. Допиши строчки:

Мой весёлый, звонкий _______,

Ты куда помчался ___________?

Жёлтый, красный, ___________.,

Не угнаться _________________!

15. Подчеркни названия народных сказок:

«Три толстяка», «Три медведя», «Два брата», «Василиса Прекрасная», «Русалочка», «Теремок».

16. Запиши, из каких басен эти крылатые выражения:

а) …И в сердце льстец всегда отыщет уголок….. __________________________________________

б) …А ларчик просто открывался ….. ___________________________________________________

в) ….Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона….___________________________________

Стихотворение, сказка, былина, басня, рассказ.

Эдуард Успенский

«Теремок»

«Руслан и Людмила»

Игорь Иванович

Виталий Бианки

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

«Красная шапочка»

С.Я.Маршак

От того и наберёшься; ….лучше новых двух; …в лес не ходить.

Братья Гримм - «Храбрый портной», В. Гауф - «Карлик Нос», Ш.Перро - «Кот в сапогах», П.Ершов - «Конёк–горбунок», А.Волков - «Волшебник Изумрудного города»

Мяч, вскачь, голубой, за тобой.

«Василиса Прекрасная», «Теремок»

а) «Ворона и Лисица», б) «Ларчик», в) «Слон и Моська». И. Крылов

Как мы представляем себе «типичного ученого»? Взъерошенные волосы, одержимый взгляд и обязательно что-то нелепое: в поведении, во внешнем виде. Такой образ складывался веками за счет известной рассеянности великих умов и их способностью попадать в курьезные ситуации. Перед вами наш топ-10 гениев со странностями.

Фалес Милетский - философ, математик и астроном, чье имя открывало список «семи мудрецов», наиболее уважаемых греческих мыслителей и деятелей. В Древней Греции люди почтительно относились к философам и к философии как науке, однако фразу «если ты такой умный, то почему такой бедный» доводилось слышать в свой адрес и великому Фалесу. В качестве ответа на эти упреки (а это упреки в бесполезности философии), Фалес воспользовался своими знаниями в астрономии и, выражаясь современным языком, монетизировал их. Так, ученый сделал благодаря звездам вывод о грядущем хорошем урожае, скупил зимой за бесценок все маслодавильни в Милете и на этом разбогател. Таким образом Фалес доказал: философы без труда могут сделать себе состояние, но это их ни мало не заботит. А заботит их одна страсть - наука. Эта всепоглощенность наукой сделала Фалеса символом рассеянного ученого. Характерную историю рассказывал о Фалесе Платон. Однажды мудрец, идя по улице, изучая при этом ночное небо, так загляделся на звезды, что упал в яму. И в ответ на громкие стенания служанка, которая сопровождала его на прогулке, сказала: «Эх ты, Фалес! Не в силах увидеть того, что под ногами, думаешь познать то, что на небе?».

Профессор Уильям Арчибальд Спунер был очень примечательной фигурой в Оксфордском университете. Профессор был альбиносом, но прославился среди коллег и студентов он не этим. О рассеянности Спунера слагали легенды. Так, поговаривают, что однажды он написал письмо другому профессору с просьбой прийти и оказать какую-то помощь, но в конце письма добавил, что вопрос уже решился, помощь не нужна и приходить не надо. Но самое главное - это его рассеянность в речи, благодаря которой появился даже отдельный термин, «спунеризм». Так называют нечаянную или намеренную оговорку, когда меняются слоги или звуки в двух соседствующих в предложении словах, что сказывается на смысле. Знаменитый пример из русской литературы - в стихотворении С. Маршака «Вот какой рассеянный»: «вагоноуважаемый глубокоуважатый». Среди легендарных спунеризмов самого сэра Спунера, например, такой: The Lord is a shoving leopard (Господь наш толкающийся леопард) вместо a loving shepherd (любящий пастырь).

Исаак Ньютон. Невозможно быть таким гениальным ученым и одновременно внимательным и адекватным человеком. Рассказывают, что Ньютон мог заблудиться в своем доме, направляясь к обеду, а обнаружив себя на улице, вернуться в комнату, но забыть поесть. Однажды, выйдя из гостиной за бутылкой вина, чтобы угостить друзей, он забыл, за чем шел, и на автомате возвратился в рабочий кабинет и сел за работу (представьте разочарование друзей, безуспешно ожидавших и Ньютона, и вин). Поговаривают, что в своей рассеянности Ньютон мог выйти из дома не совсем одетым, и только явные смешки окружающих заставляли его оценить ситуацию и вернуться домой.

Андре-Мари Ампер стал персонажем многих исторических анекдотов благодаря своей рассеянности. Например, прогуливаясь возле Парижской Академии наук, Ампер остановился на мосту, с интересом разглядывая небольшой камушек, который заметил он на своем пути. Достав из кармана часы, он понял, что опаздывает, и стремительно двинулся вперед, выкинув в воду дорогие часы, положив камешек в карман. В другой раз, находясь в Академии наук, Ампер пожаловался председателю, что некий господин занял его место. Ему с удивлением ответили, что то место, на которое он указывает, действительно принадлежит «тому господину»: Ампер, забыв, где он только что сидел, по ошибке претендовал на место самого императора Наполеона. Но самая забавная история другая. Выйдя из дома, ученый оставил на дверях записку: «Ампер будет дома к вечеру». Освободившись значительно раньше, он вернулся домой днем, но обнаружив записку, разочарованно ушел бродить до вечера. Ученый забыл, что он, собственно, и есть сам Ампер.

Адам Смит - еще один выдающийся ученый, чья рассеянность срослась с его славой. Как-то во время завтрака, оживленно беседуя с посетителем, Адам Смит положил бутерброд, который держал в руке, в чайник. Не заметив этого, он тут же налил себе чай, сделал глоток и с неудовольствием воскликнул, что это худший чай, который он когда-либо пробовал. В другой раз рассеянность привела его, как и Фалеса, к падению. Курьез в том, что ученый задумался во время осмотра кожевенного завода и умудрился упасть в яму с отходами.

Архимед. Всем известен его знаменитый возглас «Эврика!». Дополняем эпизод подробностями. Создание великого труда «О плавающих телах» связано с просьбой царя Гиерона. Царь заказал корону из чистого золота, но когда получил ее, обеспокоился, не подменил ли мастер часть золота на менее ценный металл. И попросил Архимеда выяснить, из чего сделана корона. Мысль о том, что проверить это можно с помощи погружения короны в воду, пришла Архимеду во время банных процедур. Не медля, он радостно выскочил из бани с криками «Эврика! Эврика!», совершенно не обратив внимания на собственную наготу. Такая преданность науке, возможно, сыграла для него фатальную роль: по одной из версий, римский воин убил Архимеда, потому что тот был занят своими чертежами, что крайне разозлило римлянина.

Александр Бородин - прекрасный пример того, как талантливый человек талантлив во всем. Выдающийся русский композитор, химик и медик Бородин искусно попадал в неловкие ситуации по причине рассеянности. То на пограничном пункте он не мог ответить на вопрос чиновника, как зовут свою жену, и отчаянно спрашивал у нее «Катенька, ради Бога, как тебя зовут?». То постоянно забывал, что он не в гостях, начиная посреди званного вечера судорожно собираться «домой». То, облачившись в военную форму со всеми регалиями, выходил из дома, забыв при этом надеть штаны. А еще рассказывают, что Александр Бородин потерял большую часть своей симфонии практически перед премьерой - и вынужден был ее переписать.

Пал Эрдешь, один из самых знаменитых и плодовитых математиков ХХ века: по количеству написанных им научных статей ему нет равных среди современников. Пал Эрдеш прослыл не столько рассеянным человеком, сколько взбалмошным ученым с особенным образом жизни. Математика прозвали «странствующим ученым»: всю жизнь он провел в пути, перемещаясь с одного научного мероприятия на другое. Он появлялся на пороге со словами «мой мозг открыт» и после плодотворного научного сотрудничества снова отправлялся в путь. Не секрет, что он употреблял наркотики. Стиль жизни и привязанность к амфетамину добавляли его образу странности. Говорят, что он мог заснуть посреди шумной вечеринки, а еще будто не мог самостоятельно приготовить себе еду или заплатить по счетам: в общем, не был приспособлен к бытовой жизни. Зато обладал прекрасным чувством юмора. Так, на вопрос о собственном возрасте, он ответил, что ему 2,5 млрд лет, аргументировав это так: «Когда я был совсем юным, ученые думали, что возраст Земли равен 2 млрд лет, а теперь считается, что он уже равен 4,5 млрд лет».

Норберт Винер, американский математик и философ, основоположник кибернетики и теории искусственного интеллекта, был вундеркиндом: докторскую степень в Гарвардском университете он защитил уже в 18 лет. О его забывчивости в Массачусетском университете ходили мифы. Как-то ученый позвонил в полицию, чтобы сообщить об угоне своего автомобиля, только лишь потому, что не помнил, где он припарковался. Встретив человека в университете и разговорившись, он мог потом уточнить у собеседника, в какую сторону направлялся, чтобы понять: если из столовой, то он уже пообедал. Одной из привычек Винера была манера ходить, постоянно касаясь стены рукой. По словам Винера, благодаря этому вы всегда сможете найти выход из лабиринта.

Жак Адамар, французский математик и механик, был полностью погружен в науку, что сказывалось на его отношениях с реальностью. Вот типичная история: «Месье Адамар, я вижу, мадам Адамар уже уехала за город». - «Но как вы догадались?!» - «У вас галстук под правым ухом…». Отрешенность от мирских забот чуть не сыграла злую шутку с семьей ученого. Во время немецкой оккупации Франции ему посчастливилось эмигрировать со всей семьей в США. Но по рассеянности Адамар забыл визы. По прибытию на территорию США им пришлось провести некоторое время в тюрьме, пока через суд не были восстановлены их права как эмигрантов. Правда, после благополучного решения суда Адамар вдруг отказался покидать тюрьму: в тюремной библиотеке он нашел интереснейшую книгу по истории Америки и очень хотел дочитать.

Вы бываете рассеянными? Некоторые люди, например, пытаются включить телевизор ключом от машины, а в метро пройти по кредитной карте. Или ставят сахарницу в холодильник, а масло в микроволновку. Или хотят позвонить маме, а звоните начальнику. И так далее. Я это называю "синдромом Пьера Ришара", в честь актера, который часто играл рассеянных людей. Рассеянность - это бесконечный источник смешных историй, конечно. Я, например, однажды перепутал даты, приехал в аэропорт на месяц раньше и очень расстроился, что нет моего рейса. С другой стороны, рассеянность может быть опасна, в том числе и для жизни - хорошо, что я перепутал даты, не будучи авиадиспетчером. Какие психические процессы стоят за рассеянностью?

Рассеянность можно трактовать по-разному. Наиболее известен подход Фрейда. Он усматривал в ошибках рассеянности тайные знаки, при помощи которых вытесненные в бессознательное влечения и конфликты дают о себе знать сознанию. Это, конечно, увлекательный подход. Но есть и когнитивный подход к рассеянности. В рамках этого подхода не исключается, что некоторые ошибки могут что-то сообщать о глубинных личностных конфликтах. Но большинство ошибок рассеянности все же объясняются более операционально - как последствия сбоев в когнитивных процессах.

Исследования психолога Джеймса Ризона, одного из главных в мире спецов по рассеянности, показали, что чаще всего люди совершают ошибки, когда выполняют привычные до автоматизма действия в привычных условиях. Ризон называет ошибками рассеянности ситуации, когда запланированная последовательность действий не достигает поставленной цели - где-то происходит сбой. Вероятность такого сбоя всегда есть, потому что в автоматизированные алгоритмы всегда может что-то вмешаться - какие-нибудь параллельные процессы, намерения, непредвиденные события. В психических процессах, как и в физических, тоже бывает интерференция.

Как правило, мозг привычные действия воспринимает как рутину, и выделяет малый объем внимания на них. Максимум внимания уделяется новой деятельности или чему-то субъективно очень важному. Конечно, люди особо ответственных профессий обучены произвольно управлять вниманием и удерживать его даже во время выполнения привычных профессиональных действий. Но, внимание не может быть полностью произвольным - оно сочетает в себе активность и реактивность. Активность - это сознательное управление, а реактивность - это когда возникает что-то незапланированное и отвлекает внимание. Наши намерения и непредвиденные обстоятельства перетягивают наше внимание как одеяло каждый себя. А объем внимания ограничен.

Более того, внимание может быть подвижным и фиксированным - быстро переключаться или медленно. Когда внимание переключается слишком быстро, оно словно бы скачет, как мячик для пинг-понга. И нас многое может отвлечь, бывает сложно сосредоточиться. А если оно слишком на чем-то фиксировано, то происходит застревание на одном предмете, и мы залипаем, многое упускаем. В принципе, в лихую минуту и то, и другое бывает опасно. Но, если усилить произвольность, то можно усилием воли сконцентироваться, либо же наоборот отвлечься от зависания. Главное - включиться.

Когнитивные психологи выделяют два уровня управления деятельностью:

1) Уровень знаний и правил. На нем происходит планирование новых действий и управление ими. Это ручной режим управления, когда мы сознательно всё контролируем. Самое важное на этом уровне - проверка результатов действия, соответствует ли оно поставленным задачам. Короче говоря, сделал - проверил.

2) Уровень навыков. Это уровень привычных действий, которые мы выполняем по жесткой автоматизированной схеме. Это режим автопилота, и в нем мы делаем большую часть повседневных дел. Как правило, мы все эти дела делаем успешно, но вероятность ошибок тоже есть. Это те самые ошибки рассеянности, из серии "шел в комнату, попал в другую". Самое опасное в автоматизме - мы часто не проверяем результаты действий. По схеме, сделал - забыл. Сложность в том, что когда мы делаем что-то совсем привычное, то этап проверки отпадает - зачем проверять действия, полностью автоматизированные? А иногда все-таки надо.

В повседневной жизни важно получше понимать типичные ошибки рассеянности, чтобы они не заставали совсем уж врасплох, чтоб соломку подстелить. Можно выделить схемы этих ошибок, найти слабые места этих схем и обращать на них особое внимание, произвольно - знать, где тонко. На 100% это вряд ли возможно, из-за той же самой рутинизации. Но хоть каких-то ошибок можно избежать. А вдруг мы избежим фатальной ошибки? Работу по классификации ошибок произвел тот самый Джеймс Ризон, за что человечество должно бы его благодарить, будь оно внимательнее к психологии.

Ризон разделил ошибки на три вида:

1) Собственно, ошибки - mistakes. Они возникают на этапе намерения - это ошибки планирования. Они основаны на неверных расчетах, ложных допущениях, недооценке разных факторов. Недорасчет или неверный расчет, короче. Один клиент мне жаловался, что у него срывается всё, что он запланировал. Он даже вывел из этого теорию о том, что его преследует злой рок. Мы проанализировали, как у него происходят эти срывы планов и стало видно, что при планировании он не учитывает изменчивость обстоятельств. В его внутренней картинке обстоятельства статичны - только и ждут, когда он придет и ими воспользуется. А в реальности обстоятельства меняются, и если это не учитывать, обломы будут происходит так часто, что можно и поверить в злой рок.

2) Пробелы - lapses. Чтобы выполнить план, нужно хорошо его помнить - что нужно сделать, какие средства для этого нужны,какова последовательность действий, какой должен быть результат. Пробелы - это ошибки фиксациии, хранения и восстановления плана в памяти. У одной моей знакомой часто так бывает с магазинами: шла купить зелень, а купила торт. Получается, образ торта стер первоначальный план. Я её понимаю - шоколад и бисквит более сильные стимулы, чем кинза и укроп. Вот другое дело базилик) Бывает еще, что план изменился под влиянием обстоятельств, но старый план запомнился лучше, и поэтому мы продолжаем его выполнять, хотя нужно уже действовать по-другому.

3) Оплошности - slips. Эти ошибки, которые происходят во время выполнения запланированных действий. Чаще всего они связаны как раз с ошибками внимания - когда оно зафиксировалось на чем-то другом, не соответствующем плану. Особенно я люблю, когда вместо сохранения нажимаешь на кнопку закрыть, аааа! Вполне возможно, что у таких ошибок могут быть и глубокие бессознательные причины, внутренние конфликты. Например, я мог удалить текст, потому что в глубине души с ним не согласен. Но часто бывает и без особого смысла - просто внимание куда-то не туда перескочило, если оно слишком подвижное. Или недоскочило, если слишком инертное. Здесь и психофизиологические состояния играет большую роль - перевозбуждение, волнение. Или недостаток возбуждения, усталость.

Как можно использовать эту классификацию в реальной жизни? На этапе планирования можно более точно формулировать цели, более подробно узнать о обстоятельствах, в которых вы собираетесь выполнять свои действия. Проверять истинность своих допущений. На этапе сохранения плана важно перепроверять себя - все ли я запомнил, ничего ли не упустил. А на этапе выполнения более тщательно следить за своими действиями - не нажимать слишком торопливо на кнопочки, например. Короче говоря, сохранять чуть больше произвольности.

Особо важно понимать свое текущее состояние - что со мной сейчас, о чем думаю, какие эмоции испытываю. Чем лучше понимаешь, тем лучше управляешь. Также важно помнить, что от ошибок никто не застрахован. Ведь если вы себе поставите задачу полностью избегать ошибок, то вполне возможно, что невыполнимость этой задачи вызовет ступор - сделает внимание липким и застревающим. Или, наоборот, скачущим от волнения. Более реалистичная задача - минимизировать ошибки, по возможности. А от некоторых действий можно на время и отказаться, если состояние не располагает. Например, не садиться за руль в истерическом состоянии или в сонном.

Продолжение следует.

Помните ли вы, кто написал «Человек рассеянный» (точнее, «Вот какой рассеянный»)? На насмешливых стихотворениях этого выросло не одно поколение людей. И сегодня мамы читают по вечерам своим детям «Сказку о глупом мышонке», «Деток в клетке» и «Дремоту и Зевоту». Даже взрослые с самой неважной памятью способны процитировать: «Мой веселый звонкий мяч, ты куда помчался вскачь?», «В декабре, в декабре все деревья в серебре» или «Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж...». Такова уж природа произведений этого автора - они запоминаются, словно песни, добившиеся ротации.

Doodle для Google

Но самым публикуемым стихотворением поэта считается история про рассеянного человека, который «вместо шляпы на ходу» нацепил сковороду, брюки перепутал с рубашкой, а перчатки - с валенками. Популярность произведения оказалась столь велика, что в 2012 году, когда мир отмечал 125-летие его создателя, даже Google поддался всеобщей рассеянности. В этот день пользователей легендарного поисковика встречал забавный дудл, на котором знакомые буквы рассыпались и встали задом наперед.

Каблук Иванов

Чаще других называют имя Ивана Алексеевича Каблукова - известного специалиста в области физической химии. Правда, этот ученый проживал в Москве, а не в Северной столице, но в остальном был очень похож: рассеянный, обаятельный и постоянно путающий слова и буквы. В одном из черновых набросков будущего стихотворения герой пишет, что его зовут «Каблук Иванов». Реальный же Иван Каблуков именовал две свои любимые науки «химикой и физией»; оговорившись, мог сказать «лопа колбнула» вместо «колба лопнула».

Лев Петрович

Кто еще претендует на звание «человек рассеянный с улицы Бассейной»? Одна из версий гласит, что в 1926 году Маршак опубликовал стихотворение под названием «Лев Петрович». Широкой публике оно совершенно не известно, потому что вышло под именем символиста Владимира Пяста. В 20-е годы прошлого века поэт сильно бедствовал, и Маршаку удалось «выбить» для него у литературного руководства аванс под издание будущей детской книги. Поскольку Пяст не умел писать для малышей, Маршак и стихотворение сочинил за своего приятеля.

Рассеянный человек Лев Петрович надевал на голову вместо шапки живую кошку, а трамвая дожидался «за дровами у сарая». Современники считали, что этот образ «списан» с самого Владимира Алексеевича Пяста, отличавшегося невнимательностью и чудаковатостью. Эта версия косвенно подтверждается наличием в одном из черновых вариантов намека на историю из жизни поэта: «Вместо чая он налил в чашку чайную чернил».

Маршак или Хармс?

Некоторые исследователи считают, что человек рассеянный - автор произведения, Самуил Маршак. Якобы и ему была свойственна несобранность. Правда, другие убеждены, что такое поведение могло быть и частью того, что нынче принято называть пиаром. Талантливые авторы сами придумывали и «творили» свой образ для потомков.

В намеренной рассеянности подозревают не только Маршака, но и Пяста, а также Даниила Хармса. В произведениях последнего, кстати, тоже можно найти тему забывчивости и невнимательности, воплощенную в абсурдных образах: Пушкин, постоянно спотыкающийся об Гоголя и именующий эпиграммы «эрпигармами», а Жуковского - Жуковым; жители города, позабывшие, «что идет раньше - 7 или 8», и вываливающиеся из окна старухи.

Еще немного о прототипах

По-настоящему талантливое произведение - это всегда обобщение. Поэтому на роль прототипа «человека рассеянного» могут претендовать многие люди. Рассказывают, что Менделеев регулярно снимал галоши, входя в трамвай. Видимо, путал уютный транспорт с домом. Не о нем ли пишет Маршак: «Стал натягивать гамаши. Говорят ему: «Не ваши!»

Еще один химик, а по совместительству - композитор, Александр Бородин, однажды в разгар званого ужина в собственном доме ошеломил гостей. Он надел пальто, громко попрощался со всеми, пояснив, что ему пора возвращаться... домой. Не этим ли случаем навеяны строки: «Надевать он стал пальто. Говорят ему: «Не то!».

А может быть, «человек рассеянный с улицы Бассейной» - это Николай Алексеевич Некрасов? Ведь он действительно проживал на петербургской улице с таким названием (ныне она носит имя крестьянского поэта)? Однажды невнимательность автора «Русских женщин» едва не оставила отечественную литературу без романа «Что делать?».

Сидевший в Петропавловской крепости Чернышевский крохотными кусочками передавал рукопись на волю в течение 4-х месяцев, а спешащий в издательство рассеянный человек Некрасов выронил ее на улице, и даже не заметил этого. Спустя несколько дней, к счастью, материалы удалось вернуть за крупное по тем временам вознаграждение - 100 рублей. При этом изначально поэт-издатель обещал заплатить нашедшему 50 рублей, но по забывчивости выдал сумму, вдвое большую.

О реальности образа

Стихотворение «Вот какой рассеянный» часто представляется читателям рассказом о смешном и нелепом человеке. Мы не знаем ни его имени, ни профессии. Не приводит автор и никаких данных о семье героя. Из особенностей, присущих ему, можно отметить лишь подчеркнутую вежливость. Пожалуй, это все, о чем рассказывает нам стихотворение. Человек рассеянный - это воплощение одной черты характера в гипертрофированном виде.

Однако, как мы уже убедились, этот образ не назовешь абсурдным. Подобные ситуации происходили неоднократно с людьми известными и неизвестными, с учеными, писателями и музыкантами, с героями книг и фильмов. Случаются они и сегодня. Большинство людей время от времени страдают забывчивостью, невнимательностью, несобранностью.

Об истинной рассеянности

Кто такой рассеянный человек? С точки зрения психологии это тот, кто страдает неспособностью концентрировать внимание. Под истинной рассеянностью понимают состояние своеобразной прострации, когда человек не может ни на чем сосредоточиться, на какое-то время «отключается» от действительности. Одна из страшных разновидностей такого состояния - так называемый «дорожный гипноз», знакомый многим водителям. От долгой монотонной езды человек впадает в состояние полудремы. В какой-то момент он ощущает эффект провала во времени. Что с ним происходило только что: он заснул, отключился? Именно в эти минуты могут происходить аварии.

Причины истинной рассеянности - бессонница, головная боль, сильная усталость, монотонная однообразная работа. Сложно сказать, страдал ли ею герой Маршака, но некоторые симптомы указывают, что мог. Житель улицы Бассейной умудрился проспать двое суток, что называется, без задних ног. Не говорит ли это о крайней измученности человека, об отсутствии в его жизни нормального сна и отдыха?

О рассеянности мнимой

Почему же мы часто считаем, что рассеянный человек - это непременно мечтательный поэт либо чудак-профессор? Дело в том, что психологи выделяют и еще один вид рассеянности - мнимую. Мнимая рассеянность - побочный эффект сильной внутренней концентрации на какой-то теме, проблеме. Человек, поглощенный важной для него идеей, не в состоянии распределять свое внимание между различными объектами. Он не может «уследить» за всем сразу. Отсюда - невнимательность к бытовым мелочам, забывчивость, неспособность подобрать нужное слово и речевые оговорки.

Родители часто обвиняют детей в рассеянности, но нередко ее проявления - свидетельство внутренней сосредоточенности. Маленький человек занят очень серьезным делом: он познает мир, в котором так много раздражителей, что уследить за ними порой просто невозможно!

Герой и его эпоха

Если вспомнить эпоху, в которую создавалось произведение, то вдумчивый взрослый читатель сможет найти в нем намеки на события, о которых принято было молчать.

Стихотворение написано в 1928 году, а впервые опубликовано в 1930. К этому времени уже расстрелян Николай Гумилев, строки которого («Остановите, вагоновожатый, остановите сейчас вагон!») пародирует Маршак. В 1930 году был арестован Пяст, в 1931 - Хармс.

А в культурных кругах вовсю кипела нешуточная дискуссия: может ли быть шутливой или даже (не дай Бог!) смешной Вывод был однозначен: произведения для малышей должны быть серьезными. Могло ли быть иначе? Ведь смех противоречит устоям Существование же мыслящего человека в условиях 30-х годов ХХ века вполне могло погрузить его в состояние прострации - в качестве защитной реакции на происходящее. Ведь одной из причин рассеянности психологи называют депрессии и тревожные расстройства.

Так что рассеянный герой Маршака, конечно, смешной человек, но причины происходящего с ним могут быть самые серьезные.

Это они забывают снять бахилы, когда выходят из поликлиники, и шлёпают синими полиэтиленовыми ногами на радость прохожим. Это они, два часа проискав очки и кипя от досады, обнаруживают их у себя на лбу. Это они переходят дорогу на красный свет, считая перелётных уток в небе. Они – люди из удивительного племени - рассеянных.

Общие факты

Рассеянный человек решительно ничего не может поделать со своим поведением! Голова уж у него так устроена. Мысли витают где-то далеко, поэтому он очень удивляется, обнаружив себя на незнакомой улице или на лекции по физике. Ведь только что рассеянный сражался в уме с королём Артуром и даже почти победил его…

У рассеянного человека очень много мыслей в голове одновременно, а внимание рассредоточено. Именно рассеянные забывают в магазине сдачу – 4 тысячи 523 рубля «на чай». Или же, наоборот, забрав сдачу, через пару часов возвращаются и пытаются доказать, что им ничего не сдавали, для верности вывернув кошелёк и карманы пиджака. В кармане непременно обнаруживается дырка, а потерянная сдача спокойненько шуршит и бренчит в подкладе. Рассеянный страшно смущается, долго извиняется и убегает за шоколадкой.

Рассеянный может весь день проходить в майке задом наперёд и в шапке шиворот-навыворот, при этом даже не заметив, что вслед ему хихикают. Потому что именно сейчас рассеянный изобретает вечный двигатель, мало того – почти изобрел! Но, вот досада, возле дома проехался на банановой кожуре, набил шишку и напрочь забыл, о чём думал!

Кстати, о шишках. Рассеянные часто забывают посмотреться в зеркало, поэтому часто становятся объектом насмешек. Именно у рассеянного на лбу пишут зубной пастой в пионерском лагере «дурак», а он наивно ходит с этим украшением до отбоя. Потому что, умываясь, случайно три раза почистил зубы, но забыл помыть лоб.

Рассеянный никогда не помнит, куда положил паспорт или полис, хотя сто раз клялся себе завести под них отдельную папочку. Папочку-то он завёл, но вот где она? Или, хотя бы, как выглядит? После многочасового поиска заветная «папочка» находится в старом валенке на антресолях, за банкой огурцов, под сломанным зонтиком. Рассеянный облегчённо вздыхает, вытаскивает паспорт и перекладывает папку в более удобное место – под кровать, в чемодан с гвоздями.

Как избавиться от рассеянности?

Рассеянность – это неумение сосредоточиться на чём-то одном и «витание в облаках». Причины могут быть разными. Человек может быть от природы мечтателем и романтиком, которого вообще мало волнуют житейские вопросы. Вторая причина – усталость и постоянные стрессы. Если вы недосыпаете, не любите свою работу, вынуждены в день воспринимать огромное количество информации, то немудрено, что организм дает сбой. Такова защитная реакция – уставший, перегруженный мозг впадает в спячку и вывешивает на двери грозную табличку «Не будить!».

В любом случае, стоит соблюдать несколько правил:

1. Хорошо высыпаться и побольше отдыхать. Сходите в отпуск, причём проведите его не у телевизора, нагружая мозг ненужными новостями и ток-шоу. Лучше смените обстановку, съездите к морю или хотя бы почаще выбирайтесь на природу. Нервная система непременно скажет «спасибо!», а вы вернётесь к работе свеженьким, как огурчик.

2. Развивайтесь интеллектуально. Но чтение книг, даже очень хороших, может даже усугубить рассеянность и окончательно утопить разум в «мире грёз». Лучше порешайте кроссворды и сканворды, пособирайте кубик Рубика, сыграйте в нарды или в шахматы. Еще можно помочь младшему брату решить задачки по алгебре и геометрии. В общем, занимайтесь тем, что улучшит логическое мышление.

3. Принимайте витамины! Хотя бы время от времени стоит пропить полный курс любых поливитаминных препаратов. Для мозга очень полезны такие вещи, как Гинкго билоба, женьшень, витамины группы В, лецитин и старый добрый «Глицин». Можно посоветоваться с врачом, и он назначит специальные препараты для концентрации внимания и памяти.

4. Правильно питайтесь. Мозг любит орехи и сухофрукты (особенно финики), свежие овощи (лидер – брюссельская капуста), апельсины, ананасы, мюсли, рыбу, кефир. Можно даже дополнительно попринимать рыбий жир. А не любит наша память фаст-фуд во всех его проявлениях.

5. Придумайте себе правила. Хотя бы какие-то пункты выполняйте обязательно: «перед уходом проверить утюг, плиту и посмотреться в зеркало», «пересчитывать сдачу, не отходя от кассы», «ключ носить строго в правом кармане сумке» (а то он у вас валяется, где ни попадя!). Для особо рассеянных правила рекомендуется повесить на входную дверь.

Идея этой статьи пришла ко мне вчера, когда я вышла из поликлиники в бахилах (не в первый раз, между прочим…). Так что, она и про меня немножко. А может быть, и про вас. Удачи всем рассеянным!

P.S. Между прочим, Альберт Эйнштейн тоже был жутко рассеянным. Однажды Эйнштейн в задумчивости шёл по улице и встретил своего приятеля. Он пригласил его к себе домой:

Приходите ко мне вечером, у меня будет профессор Стимсон".

Приятель удивился:

Но я ведь и есть Стимсон!

Эйнштейн возразил:

Это не важно - всё равно приходите.

Ну и кто вспомнит профессора Стимосона? А кто помнит Эйнштейна? То-то же.

Анна Глянченко

Мне нравится