Интегративный предмет "театр". «Отдаленная близость»: особый театр, особые актеры


Интегральный театр, созданный греками в начале нашей эры, стал особым способом измерения пространства в его социальном значении. Он предложил модель вербального проживания мистерии - высших форм переживаний, которые способен познать человек.

Вербальная форма приходит в противовес ритуализированной невербальной форме переживания пространства, и с этого момента мы можем говорить о начале периода осознания пространства в жизни людей, что было выражено в схеме вербального проживания, в процессе познания схемы, а не просто в следовании.

И хотя греки уже подарили миру великих мыслителей и математиков (один Аристотель чего стоит), на уровне общественного сознания можно говорить о коренном изменении мышления именно с приходом театра. И здесь греки, по сути, первыми задали некое условие, сформировали науку исследования меры человека в изменяющейся природе бытия, где было привнесено понятие принципа дополнительности, заложенного в природе рождения и смерти человека.

Театр задал идеологию трагизма человека, или переживание нового и переходящего в естественных законах рождения человека, его проживания и ухода. Греческий (он же интегральный) театр очерчивает, задает перед нами границы пространства и учит жить в законах этих границ, переживать законы этих границ. Он полагается на понимание пространственных связей (место, форма, архитектура) и их соотношение с поведенческим характером, а верней, настройкой человека через призму различных форм переживаний. То есть, к примеру, любовь была определенной мерой мысли, настройкой на природу Афродиты.

Мы можем обозначить подобные соответствия и как зачатки познания мышления на уровне социального устройства. И это отличает их и от технического способа сосредоточения, который параллельно развивается в китайском театре, и от визуализации в индийском театре. Нас в данном случае интересует проявление дополнительности в мышлении, вербальное осмысление невербального, познание природы переживания мышлением. На смену невербальному подчинению сонму двенадцати богов приходит вербальное осмысление, переживание сил, заложенных или представленных этими богами. Греческий театр интегрирует в сознание невербальную схему подчинения пространству, становясь искусством взращивания мышления, запускающего процесс осмысления задаваемого на поведенческом уровне, которое до этого воспринималось невербально.

Осмысление - мера вербального усилия, удерживающая процессы в пространстве, так сказать, на вербальном плане, на плане сосредоточенности. Развитие этого мы впоследствии будем наблюдать уже не столько в римском театре, сколько в римской философии. Римский же театр перейдет на формы манипулирования человеческим сознанием, и связано это будет с резким развитием переживания властью. Он станет инструментом управления людьми и перестанет быть интегральным.

Задача же интегрального театра - это личностная вербальная определенность, которая проигрывается в головах, переходя в игру мысли со смыслом. Это резонирует, это действие, это поле боя для формирования мысли, а не только реагирование на импульсы (невербальное), это интегрирование своего сознания в природу не просто бытия, а переживания бытием. То есть не мозг реагирует на процессы, а процессы становятся усилием познания мозгом. Интегральный театр интегрирует человека в процесс резонанса с природой своего бытия, уводя от слепого подчинения, следования невербальности. Хотя надо признать, что в дальнейшем вербальность в мозге человека проиграла невербальности в самом главном - понижении частотности функционирования мозга.

Однако с приходом греческого театра человек стал участвовать в формировании своего миропорядка, а не просто следовать. Также можно сказать, что театр сформировал неизвестную прежде философию или даже политику жизни - политику совершенствования человеческих качеств, а не просто принятия той или иной заложенной от природы данности. Возможно, это была попытка простроить социальное существование людей по принципу «жизнь есть игра, жизнь есть театр». То есть театр изначально создавался как наука, а не как зрелище. Это была реальная кафедра древнегреческого Олимпа.

Возможна и другая, параллельная задача: греки хотели закрепить природу женского начала, культа Афины Паллады, предвидя уничтожение невербальных ценностей и умения настраиваться на высшие миры (что потом назовут язычеством). Это и произошло с приходом римского владычества, хоть и не сразу.

Таким образом, греческий театр пытался узаконить не только переживания, но и божественный статус женщины в социуме как основы переживаний - как по форме, так и по существу. Teatr - te atrium - atrium dei: театр как место для поддержания связи с богом. В общем, налицо смена лица, и невербальный статус Зевса заменяет первичная человеческая вербальность (она же чувственность) в лице Диониса. Интегральный театр вводит интересный штамп - обожествление переживаний. На смену штампу Зевса приходит штамп Диониса. А может, это не противовес, а смена интегрирования людей в природу макрокосмоса. Рождение Диониса из бедра Зевса - это изменение условий появления бога, следовательно, и его статусности.

Давайте проследим интересный факт. Сначала античных богов формировало пространство, затем они создавали сами себя, затем за счет парных связей, затем за счет отдельных сосудов тела, в которых заложен тот или иной вид переживания. Бедро - это переживание движением. Даже если рассматривать это не последовательно, а параллельно, где каждый бог - это то или иное интегральное поле, и где свой принцип рождения все равно выглядит любопытно.

И тогда Гея, Афина Паллада, Афродита, Деметра, Артемида, Геба, Персефона получают новое осмысление, порождение, где их также можно рассматривать как совершенных женщин по принципу греческих героев во главе с Аполлоном. Впрочем, также правильно было бы называть греческих героев Совершенными.

Геракл, Одиссей, Орфей, Ахилл - Совершенные, которых объединяет способ проникновения в то или иное пространство. Их отличительность заключается в том способе напряжения, которое могут создавать эти герои. Геракл, собственно, и являет собой знание о двенадцати напряжениях, а его двенадцать подвигов - это знание о проникновении в одно из двенадцати интегральных полей.

Но, так или иначе, женских божеств и принципы демонстрировали в первую очередь мужчины, используя маски. И, разумеется, следовало выразить силу настройки на переживания, а не просто демонстрацию переживаний. Таким образом, мы имеем четкую структуру интегрального представления древних о функциональности пространства, разделенного на четыре условия, четыре уровня конуса, ведущего к алтарю, коим и являлась сцена, и куда сходилось двенадцать лучей (разделение по солнечному кругу). Внутри - девять уступов по принципу мистерии Диониса.

Особым являлся первый ряд театрона, предназначенный для жрецов и правителей. Зрители делились по номинальному принципу. По сути, можно назвать интегральный театр своеобразной лабораторией.

Но так как строительство интегрального театра продолжалось недолго, греки не смогли довести эту затею до завершения. На смену грекам пришли римляне. Театр стал зрелищем и потерял свою интегральность, все свелось к низким интегральным эквивалентам порождения и смерти.

И лишь благодаря кельтским бардам и окситанским трубадурам в средние века возрождается идея интегрального театра. И то не в полной мере, потому что понимание того, что такое невербальность, его соответствующая ритүализация - все это ушло в историю. Но опять мы видим идею дополнительности, женский принцип поиска высших переживаний. Правда, мистериальная драматургия уже строится вокруг христианских ценностей, если не считать такие интегральные эпизоды, как, к примеру, формирование танцевальных схем по принципу фламенко.

Мы замечаем, что интегральность и здесь выводит женщину на задачи, связанные со строительством внутреннего мира, и женщина закрепляет на все времена право самостоятельности, игры, обыгрывания своей природы, которую в той или иной степени на протяжении всего послеантичного мира узурпирует мужчина.

Интегральность действий при этом опирается, как и изначально, на мерность Олимпа, который только классифицирует природу бытия через призму двенадцати высших переживаний (героизм, трагизм, драматизм, лиризм, популизм, сатира, комедия, эротика, авантюризм и т. д). В средние века театр действий строился вокруг идеи двенадцати апостолов во главе с Иисусом Христом, и здесь мы видим уже попытку вернуться к невербальности, основой которой становится вера. Азиатские направления мы убираем в сторону, так как они основываются на .

Осмысливая переживание интегральности природы в интегральном театре, человек попытался вербально учиться переживать дела божественные, причем в разных формах восприятия и соучастия, и попытался разобраться в механизмах пространственного творения. Но какова мера этого соучастия? Мера эта уникальна, она формируется связью временных конечных и вневременных бесконечных процессов, в которых временное постоянно умирает или освобождает нас от себя, а вневременное воскрешает. Задается мера переживаний, вписанная в законы интегрированности пространства, которое представлено . В древнегреческом театре эта мера имела значение как дионисизм, мера проникновения в пространство за счет осознания, абсорбирования переживания.

Итак, мера переживаний, вписанная в законы интегрированности пространства называется дионисизм. Дионисизм - мера измерения между временным и вневременным, то есть это временно-пространственная характеристика, фиксирующая процесс переживания, если хотите, процесс возбуждения, при котором происходит абсорбция или усваивание энергии более высокого порядка. Это брожение - роль, которая отводится хору. Хор - это технологический процесс ферментации. Это способ увязывания нас с силами того или иного поля. Ведь привнести великую ноту мало, ее еще надо усвоить.

Это мера экстатичности, это определенное значение резонанса. Мера умирающего одного и воскрешаемого другого. И здесь, конечно, греки не новы - подобное проходили и египтяне, но они не предложили меру, связывающую вербальное с невербальным. И мы говорим уже не о мистерии, где основой культа является невербальность, а об интегральном театре, где основой культа стала вербальность, ментальность. Эталоном становится кровь неба, или кровь Диониса, или вино. Системная нагрузка здесь уникальна - кровь сопоставляется с вином.

И ведь какая глубина закладывается в идеи этого сопоставления! Кровь человеческая временная, и кровь пространственная вневременная, представленная лозой. Кровь великого виноградаря, которую символизирует тот же Дионис. Но здесь важно понимание смысла и временное пребывание, до статуса вневременного переживания пришпиливающего сознание к голове - подобно шпилькам «Эвтерпа» .

Вопросы и ответы

Человек явлен миру. Это – как появление нового действующего лица на сцене. Что представляют ЕСТЕСТВЕННЫЕ законы рождения человека в Древней Греции? Что представляют законы рождения человека в современных условиях? Что представляет предпосылка зарождения человека? Интересует история на тему: мне ВДРУГ(?) стали нужны те, кто мог бы меня породить и я пошел их искать.
Не все ответы должны быть явлены, но это не должно лишать нас проработки вопросов.

Глубину данной статьи предстоит оценивать не единожды. Считаю, ее одной из ключевых. Нас подводили к ней достаточной долгий промежуток времени. На мой взгляд в ней свели воедино моменты перехода, когда человек, чувствовал себя с пространством единым целым, частью пространства и когда он почувствовал себя отделенным от пространства, когда рухнула связь, мост, соединяющий человека и пространство. Именно тогда человек пошел по пути познания добра и зла, познания дуальности. И это только один из аспектов, затрагиваемых в статье. Насколько верны, не рискну написать выводы, но впечатления, касающиеся взаимотношений человека и пространства?
Да, именно так, но началось всё-таки это раньше. Да и, собственно, мистерии можно рассматривать как начало театра, только на невербальном уровне.

Уточнение по предыдущему вопросу. Считаю эти вопросы важными, т.к тема отцов и детей всегда актуальна, одно из сильнейших переживаний человека Иногда, в конфликтных ситуациях между родителями и детьми приходиться слышать диалог, в котором родители призывают детей больше уделять им внимания, денег, времени, заботы на том основании, что, когда дети были маленькими, родители заботились о них, кормили, поили, воспитывали. На что дети могли ответить, что они не просили родителей их рожать. Может ли быть выбор родителей при порождении делом случая, или существуют законы порождения человека на Земле и какие? Какую роль играет пространство при порождении человека?
Эта тема сложная, и вначале надо разобраться с образованием не только детей, но и родителей, что б даже порассуждать на тему данного вопроса!

Можно ли сказать что интегральный театр материализовал группу лантаноидов в таблице Менделеева во временном пространстве?
Приятно воспринимать, что люди могут видеть подобное сопоставление. Это сегодня редкость. Сам ход вашего мышления не менее интересен, чем идеи древних греков. Но, конечно, в прямую сопоставлять так не стояло в задачах той реальности.

Отправить эту страницу другу


За семь лет работы по предмету театр появились некоторые наработки. Каждая отдельно взятая тема урока имеет 2-3 варианта ее освоения, проработки, погружения в тему. Первые 3-4 года работы по предмету, темы были разработаны мной на определенную возрастную группу учащихся. Последние 3 года разрабатываю уроки и конструирую их так, чтобы предмет разговора и исследуемый материал был близок, доступен, интересен самой разнообразной аудитории. Практически, с таким уроком я в течение всей школьной рабочей недели прихожу во 2-й, 5-й, 7-й классы. Этот опыт считаю удачным.

1) Сама ситуация погружает меня в материал глубоко и всесторонне. Тема захватывает каждый раз с новым энтузиазмом. Мое трепетное горение безусловно передается аудитории. Интерес аудитории легче «подогреть».

2) Опыт каждого урока моментально, а не через год, переносится и отрабатывается на следующем уроке. (Результаты мобильно анализируются и корректируются).

3) Проигрывая тему с большим количеством детей, мы погружаемся в океан знаний, умений, наблюдений с учетом личного опыта каждого участника творческого процесса. Знакомясь с жизненным опытом ребят разных по возрасту, темпераменту, креативности, трудолюбия, настроя на предмет, тема, как «шкатулка» наполняется драгоценностями, становится привлекательной, значимой. Роль ученика на уроке приобретает ключевое значение. Каждый участник процесса - драгоценный камень «для шкатулки». Урок творится всеми вместе. Такой подход к уроку формирует у учащихся понимание нужности и ценности каждой личности в истории человечества в целом.

Готовясь к уроку интегративного предмета, я прорабатываю событийные моменты темы, без чего освоение материала затруднительно. Содержанием тема наполняется на каждом уроке заново. Движущей силой являются событийные моменты. Они включают в себя разные области знаний человека, различный опыт, проблематику, вариативность. Иногда «манком» для творчества является спрогнозированная ситуация «тупика».

Освоение тематического пространства, таким образом, дело увлекательное и продуктивное. Продукт нарабатывается в процессе преодоления и проживания событийности. Важнейшим фрагментом творческих наработок является анализ и обобщение трудностей: опасных моментов на пути постижения интегративности преподавания.

1) Педагогу и учащимся можно так увлечься ситцево-пестрым, многоплановым, разносторонним творением темы на уроке, что в результате урок может получиться «ни про что». Наши бесценные знания в виде салата с множеством ингредиентов в жизни ученикам не пригодятся.

2) Важно не рассуждать с учениками о ценности темы или иных знаний и умении, а истинно овладеть ими. Можно бесконечно много и красиво рассуждать о музыке, живописи, театре, литературе, науке, спорте, политике, можно написать по какому-нибудь поводу научный труд и быть вполне убедительным, но гораздо труднее взять в руки кисть и написать картину, сыграть на инструменте, сочинить считалку и т.д. Можно правильно и тонко понимать природу актерского искусства, но куда сложнее выйти на сцену, прожить маленький эпизод жизни персонажа литературного или драматургического произведения.

3) Интегративные предметы в общеобразовательном процессе - это особый взгляд на мир. Это другой способ постижения действительности. С этими особенностями необходимо знакомить родителей учащихся.

Рассуждая о некоторых собственных наработках, смею утверждать: преподавание интегративного предмета «Театр» в общеобразовательной школе - возможность соединить знания с развитием самой личности, ее душевным миром. Это путь постижения действительности.

Как оттенить тишину?

2-ой год занятий по программе, 2 урока в театральной мастерской.

У нас на занятии сегодня будут гости. Есть повод придумать новый урок. Новый, потому что моя программа по предмету «Театр» позволяет быть какой-нибудь теме почти спонтанно, без логики и ущерба для образовательной линии.

1. Этап. Погружение в предлагаемые обстоятельства.

Начинаю урок со знакомства ребят с гостями - педагогами из родных городов Челябинской области. «Что делают педагоги на работе? Какую продукцию они выпускают?» - спрошу я ребят. Учат, воспитывают, помогают и участвуют в организации и проведении разных добрых дел и т.д. Спрошу о других профессиях. Они перечислят много работ своих мам и пап. Наше общение начинает складываться. Теперь общению нужно придать продуктивность. И я смею ребят озадачить необычной профессией или делом, которым занимались отдельные люди в древности и занимаются теперь - это философия. Спрошу ребят, знают ли они, чем конкретно занимается философ, какую продукцию выпускает. Даю простейшее понятие. Философ - человек, который любит мудро относиться ко всему, что есть в окружающей нас жизни. Предлагаю на нашем сегодняшнем уроке стать мудрецами. Вручаю каждому нагрудный знак - изображение совы-птицы, символизирующей мудрость.

Важно отметить - изображение птицы у каждого должно быть непохожим на остальные (разное настроение, ситуации, в которых сова прорисована и т.д.).

С чего начать мудро мыслить? С попытки сосредоточиться на простейшей задаче. Раздаю карточки с разными рисунками. Необходимо за единицу условно взятого времени найти как можно больше отличий в рисунках. После выполнения упражнения объявляю тему для философствования. На мягком коврике собираю ребят и «пишу» с помощью карточек - букв алфавита предложение: как оттенить тишину.

2. Этап. Продуктивная деятельность.

Самым трудным для понимания является слово - оттенить. Разбираем слово по составу и придумываем другие слова с приставкой «от», объясняя себе их смысл. Отпрыгнуть (оказаться на другом месте, противоположном), отгладить (было помятое, не глаженое белье, одежда, а стало другим - приятным, аккуратным), оттаять (был лед, стала водичка) и т.д. Эти более понятные слова приближают нас к пониманию трудного слова. Традиционным моментом многих наших уроков является игра в Домашний театр. Сегодня с помощью героев пальчикового театра (медвежонка и ежика) рассказываю сказку С. Козлова «Как оттенить тишину». После представления обмен мнениями между мудрецами. Чтобы оттенить неподвижность - нужно двигаться, чтобы оттенить тишину - нужно петь, тараторить, кричать. Чтобы увидеть, услышать и понять про что-то одно, то нужно увидеть, услышать и осознать нечто другое, не такое как это, а отличающееся, даже противоположное. И это важная мудрая мысль, которую мы вместе с ребятами пытаемся осознать.

Проиграем и закрепим эту мысль на ряде упражнений.

1 упражнение: «Найди свою группу». Все мудрецы под музыку гуляют по площадке, придумывая, что можно делать в заданном настроении. Но, услышав сигнал (звон колокольчика, хлопок), делятся на две группы:

а) в одной мудрецы, одежда которых более темных оттенков, в другой - светлой;

б) в одной группе мудрецы, у кого дни рождения ближе к зиме, в другой - к лету, и т.д.

2 упражнение: «Отследи движение звука». Мудрецы закрывают глаза. Вытянутая правая рука будет следить за движением по площадке одного тихого звука, который воспроизведет один играющий с помощью любого музыкально звучащего или шумящего предмета или инструмента. В это время, левая рука будет следить за целым хором звуков, воспроизводимым другим играющим учеником, с помощью нескольких, например, металлических пластинок от металлофона. После упражнения мудрецы коротко анализируют результат. Что было предметом выделения, подчеркивания, усиления звучания. Ребята отмечают особенность второго упражнения: В нем несколько оттеночных пар: один - много, тихо - громко, глухой - звонкий.

3 упражнение: «Проиграй ситуацию». Даны обстоятельства. Отдых у водоема под палящим солнцем. Предлагаю сыграть ситуацию, которая может оттенить данные мной обстоятельства. Два других ученика попробуют сыграть другую пару обстоятельств: Шумный учебный класс. Все и все неугомонно двигаются и веселятся и нечто другое, оттеняющее эти обстоятельства.

4 упражнение: «На открытии выставки». Ребята делятся на 2-3 группы. Каждой дается набор открыток произведений живописи разных художников. Предлагается организовать выставку так, чтобы в теме выставки проявился оттеняющий элемент. Например, в теме «Портреты» -пожилые люди и детей, в теме «Пейзаж» - лето и зима и т.д.

5 упражнение: «Дорисуй». На большом листе ватмана нарисован красивый павлин. Но самую важную часть рисунка - хвост художник не раскрасил. Эта задача для мудрецов. Хвост должен быть яркий, переливающийся всеми цветами. Трудность заключается в том, чтобы каждый раз брать краску, оттеняющую предыдущую. Каждый мудрец пробует поработать с цветом. Так с голубым появится синий, с черным - красный цвет пера, с белым - коричневый и т.д. По результатам упражнения мудрецы вновь обменяются своими ценными мыслями. Они приходят к мудрому осознанию проигранных, предлагаемых обстоятельств. То, что хочешь понять, постигнуть, оценить, оттенить, необходимо поставить рядом, приблизить друг к другу. Ведь все цветовое многообразие существует в нашем мире в единстве.

3. Этап. Кульминационный момент урока

Каждую минуту в нашей разнообразной и цветной жизни можно найти повод для тех, кто любит мудрствовать. «Легко ли быть мудрецами» - спрошу я ребят. Ответы будут разные: трудно, не очень, легко.

4. Этап. Урок в большой мир.

Каждый мудрец собирает свои ценные мысли не для того, чтобы толстеть или богатеть, а чтобы делиться ими с другими. У мудрецов Древней Греции это получалось здорово, ведь они в совершенстве владели ораторским искусством. Я коротко рассказываю историю великого Демосфена, который тренировал свою речь с помощью камешков. А нам можно тренироваться с помощью бобов. Летом использовать прямо с грядки, а зимой сушеные. Предлагаю речевое упражнение. С помощью камешков - бобов проговорить любимые чисто говорки в трех темпо-ритмах: медленно, быстро, очень быстро.

В заключительной части урока я еще раз хочу подчеркнуть единство и многообразие противоположностей в окружающем нас мире. Я беру в руки глобус. Обращение к глобусу на уроках театра является моментом традиционным. Акцентирую внимание мудрецов на форме нашей единой для всех земли - форме шара - универсума единства и одновременно разнообразии и яркости всех ее частей. Сегодня мы посмотрим, где находится страна Китай с древнейшей культурой и великой мудростью. У китайского народа есть любимый символ. Это инь и янь. Я показываю ребятам, как он выглядит. Они коротко обмениваются мудрыми мыслями, осмысливая, что это может значить. В едином круге мир противоположностей: черное оттеняет белое, день от ночи, добро от зла, легкое от трудного, мужское от женского и т.д. Здорово, что мы смогли понять, прочитать эти символы.

5. Этап. Формирование среды.

Стоит заметить, что тема для сегодняшнего урока не самая театральная и не самая лёгкая. Но постигать окружающую действительность и себя в ней дело увлекательное и главное, - востребованное нашими современными учениками.

Интегративный театр как метод волонтерской деятельности

(из опыта работы педагогов

Центра анимационного творчества «Перспектива», г. Ярославль)

Стратилатова Е.Г. (педагог дополнительного образования высшей категории)

«Если душа человека ждет чуда - подари ему это чудо!

И новой будет душа у него, и новая - у тебя!..»

Волонтерство как социальное явление - это древняя традиция многих цивилизаций и народов, отражающая мысль о том, что в любом обществе есть люди, которые нуждаются в помощи, и люди, которые готовы помочь. В каждой отдельной стране масштабы добровольческой деятельности, уровень ее развития и поддержки зависят от исторических, социальных, культурных, политических и экономических факторов.

В России всегда существовали традиции поддержки образования, науки, искусства, связанные с религиозными тенденциями, с особенностями менталитета и национального характера. Возрождение благотворительных традиций в нашей стране наметилось еще в конце прошлого столетия. Последние исторические события показывают, что идет активное возрождение волонтерской деятельности.

Волонтерство - это широкий круг деятельности, основу которой составляет социально-значимая дея­тельность, направленная на решение тех или иных проблем современного общества. Видов добровольческой ак­тивности множество, одно остается неизменным - бескорыстие и го­рячее желание помочь.

Существует несколько видов до­бровольческой деятельности:

Оказание помощи людям, находя­щимся в тяжелой жизненной ситуа­ции (людям с ограниченными возмож­ностями здоровья, пожилым, людям без опреде­ленного места жительства и т.д.);

Занятия с детьми и молодежью (в интернатах с детьми ограниченных возможностей, в школах, детских садах, больницах);

Участие в реализации и развитии проектов, направленных на решение проблем местных сообществ;

Пропаганда идей здорового образа жизни, спорта; профилактика куре­ния, алкоголизма, употребления нар­котиков;

Защита дикой природы и борьба за улучшение экологии.

Педагогами и психологами Центра анимационного творчества «Перспектива» накоплен некоторый опыт работы по осуществлению волонтерской деятельности, возникший как ответ на социальный запрос. Надо сказать, что в нашем обществе все больше появляется детей с ограниченными возможностями здоровья, эмоциональными нарушениями, проблемами в поведении. Сейчас уже общепризнанным является тот факт, что не количество знаний и умений по какому-либо предмету определяет успешность человека в социуме, а умение наладить и поддерживать взаимоотношения с окружающими людьми - в семье, на работе, с друзьями и т.п. Люди ценят открытость, отзывчивость, умение идти на компромисс, сохраняя при этом свой внутренний мир, умение отстаивать свое мнение. Всему этому человек учится на протяжении всей жизни - мы сталкиваемся с проблемами в любом возрасте. Но все начинается с детства и мы, взрослые, можем создать условия, при которых ребенок сможет найти в себе потенциал для решения жизненных трудностей, иногда кажется, что непреодолимых.

Уже на протяжении 8-ми лет ЦАТ «Перспектива» организует и проводитоткрытый международный кинофестиваль«Ты не один». Цель кинофестиваля – создание условий для адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и людей с ограниченными возможностями здоровья в общественную среду средствами кино и анимации. В нем могут принять участие как дети - авторы фильмов, находящимися в трудной жизненной ситуации, и люди с ограниченными возможностями здоровья; а так же другие участники – авторы фильмов, рассказывающих о детях и взрослых из вышеупомянутой группы. Очень многим людям этот фестиваль дает возможность диалога: одни рассказывают о сложностях, с которыми сталкиваются в жизни, ограничениях, своем внутреннем мире, мечтах; а другие, здоровые дети, учатся лучше понимать и принимать их, прислушиваться и сопереживать, оказывать посильную помощь, дружить. Это сотрудничество, общение идет на пользу всем, сближает и учит доброте, человечности, бескорыстию. Многие ребята, принявшие участие в фестивале, делают первые шаги в волонтерском движении уже осознанно.

В 2001 году в центре был создан коллективный авторский проект «Волшебное путешествие», или «Интегративные психотехнологии в работе с детьми 6-12 лет» (педагог-психолог Кузнецова Ю.О., педагог дополнительного образования Стратилатова Е.Г.). В него вошли такие программы для детей и взрослых как «Волшебное путешествие», «Рисуем сказку», «Слушание игрой», «Телесное ориентирование», «Интегративный театр» и курс лекций для родителей и педагогов «Сознательное родительство», «Общение без подавления», «Интегративные психотехнологии в работе с детьми». Проект послужил отправной точкой для создания программ и сказочных сценариев в данном направлении. Как показала практика, сценарии сказок для интегративного театра, (и технологии, которые в них включены), применимы не только в образовательной и воспитательной деятельности центра. Они хорошо подходят для волонтерского направления, т. е. выхода в лечебные учреждения, интернаты, детские дома, в которых дети нуждаются не только в помощи врачей, но и в простом человеческом общении, эмоциональной поддержке, разнообразии впечатлений, участии в игре, интересном действии.

Дети, которые долгое время находятся в лечебных учреждениях, - тревожные, замкнутые, - испытывают большие сложности в простом общении с людьми, и даже друг с другом. Растопить этот лед, снизить уровень недоверия может помочь интегративный спектакль-сказка. Психологи, применяющие этот метод на практике, отмечают, что при условии правильного проведения могут быть сняты эмоциональные блоки, присутствующие в поведении таких ребят. Мы не можем утверждать, что проведение интегративных сказок с детьми имеет такой яркий резонанс, так как в нашем исполнении это носит эпизодический характер, но о том, что они положительно влияют на общий эмоциональный фон и настроение детей, мы можем говорить, основываясь на отзывах родителей и врачей, предложениях о долговременном сотрудничестве.

Есть некоторые особенности, на которые следует обратить внимание при проведении интегративных спектаклей в лечебных или других учреждениях с детьми, имеющими особенности здоровья.

    Необходимо предварительное согласование, собеседование с сотрудниками учреждения, в котором планируется проведение спектакля. Ведущий должен иметь определенный опыт проведения и хорошо представлять себе особенности поведения детей. Также необходимо если не непосредственное участие сотрудников и родителей (опекунов, воспитателей) детей, то хотя бы их физическое присутствие.

    Группа детей не должна превышать 10-15 человек, а в некоторых случаях - не более 6-8-ми. Лучше провести несколько спектаклей для разных групп.

    Волонтерами, помогающими ведущему в проведении спектакля, должны быть взрослые, в присутствии которых дети чувствуют себя более уверенно (особенно это относится к аутистам) - это сотрудники (врачи или воспитатели), родители, члены семьи или близкие к ней люди. Либо это коллеги, знакомые, студенты педагогических и медицинских колледжей, вузов, старшеклассники. В нашей практике были разные составы волонтеров, включающие все эти варианты, в зависимости от контингента группы. Самое главное, чтобы люди искренне и бескорыстно хотели помочь и доставить радость детям.

    При выборе спектакля нужно отталкиваться от самих детей, каждый раз немного видоизменять канву сюжета, подбирая техники и задания под особенности и возможности детей. Спектакли, которые проходят по одной сказке, но с разными детьми, могут быть очень не похожи друг на друга. Также можно упрощать или усложнять их по ходу действия, чтобы не возникало переутомления или скуки.

По подготовке к спектаклю можно выделить два подхода:

С долговременной подготовкой;

Без предварительной подготовки (спонтанный).

Различаются они тем, что в случае долговременной подготовки воспитатели или родители детей заранее знакомят со сказкой, проводят беседы по ней; вместе с ними придумывают и рисуют декорации, некоторые атрибуты костюмов, и т.п. В таком случае дети могут исполнять и некоторые вспомогательные роли, помогая взрослым, «настраиваются» на сюжет заранее и даже предлагают что-то свое (танец, песенку, игру). В процессе возникает лучший контакт между участниками, творческое коллективное взаимодействие. Очевидно, что этот способ более эффективен с замкнутыми детьми, или с задержкой психического развития, особенно когда речь идет о сложной по сюжету сказке – «Щелкунчик», например, или «Снежная королева».

Но он не всегда реализуем, и тогда на помощь приходит вариант, не требующий таких временных затрат – тогда волонтеры-энтузиасты приходят и «проигрывают» сказку вместе с детьми сразу, не подготавливая их к ней заранее. Для того, чтобы это сделать, надо только согласовать условия проведения, провести репетицию со взрослыми-участниками и запастись атрибутами к сказке самим. Для такой формы лучше выбрать более простой и доступный сюжет – например, «Дюймовочка». Это сказка, которая сама воспринимается как праздник – такая она яркая, понятная детям в любом возрасте, близкая к природе, оставляющая ощущение радости бытия. Для того, чтобы не нарушать образ маленькой героини, в ней используются куколки небольшого размера (Дюймовочка и Эльф), а остальные персонажи проигрываются взрослыми и детьми. У нас на эту сказку пришли не только больные дети, но и их младшие братья и сестры с родителями, и все восприняли ее очень хорошо.

В багаже нашего театра имеются такие сказки, как «Золушка», «Синяя птица», «Щелкунчик», «Серебряное копытце», «Маугли», «Снежная королева», «Алиса в Зазеркалье», «Дюймовочка».

В дальнейшем мы планируем продолжать подобную практику проведения спектаклей по мере своих сил и возможностей, и уверены, что количество желающих принять участие в них будет только увеличиваться, так как мир наш полон добрых и отзывчивых людей, а детские улыбки согревают душу.

Литература

    Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ./ Л.П.Петровской-2-е изд.– М:Прогресс, 1993.

    Практикум по сказкотерапии/Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева/.-СПб.: ООО «Речь», 2000.

    Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. – СПб.: Речь, 2002.

    Стратилатова Е.Г. Шкатулка сказок. – Ярославль, Перспектива, 2014г.

    История добровольного служения в России – (Электронный ресурс)

    Кудринская Л.А. Социологические исследования, Кудринская Л.А. Добровольческий труд: сущность, функции, специфика. 2006. - №5. – с. 15-22. – Библиогр.

Спектакль, в котором участвовали вместе с профессиональными актерами люди с ограниченными возможностями, показала в Москве немецко-российская труппа. В рамках обширной культурной программы, посвященной «перекрестному» году Германии в России и России — в Германии, этот проект — особенный. Интегративный театральный проект — так он называется. Определение «интегративный», привычное для немецких детских садов, неформальных групп, школ, означает, что в них вместе с обычными детьми учатся, играют и так далее дети с ограниченными возможностями здоровья. Так и здесь: участвуют как профессиональные актеры, так и актеры с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Этот «особый» театр — явление для России уникальное, в отличие от Германии и европейских стран, где таких театров немало и они, как правило, получают бюджетные дотации.

Проект называется «Отдаленная близость». К его реализации были приглашены профессионалы из Германии, где искусство людей с ОВЗ уже давно органично вплетено в культурную жизнь страны. В обществе (во всяком случае, российском) инвалидам приходится нелегко. Но, чтобы люди с проблемами ментального или психического здоровья создавали нечто культурно и общественно значимое, надо искать способы включить их в жизнь социума. В последние 15-20 лет творческая деятельность таких людей в странах ЕС признана профессиональной. Но в России человека с ОВЗ воспринимают как объект приложения социальной помощи, а не как личность, способную к труду и творчеству.

Возможность пробовать

Проект «Отдаленная близость», демонстрирующий один из возможных путей решения проблемы, инициирован руководителем отдела культурных программ Института Гете в Москве Вольфом Иро (Wolf Iro). Спектакль поставлен театральной студией «Круг II». Премьерные показы состоялись на сценической площадке московского театра «Центр драматургии и режиссуры Казанцева и Рощина». Почему был выбран именно он?

ЦДР со дня своего основания являлся центром театрального эксперимента. «Людям надо давать возможность пробовать», — говорил его основатель Алексей Казанцев. В этом плане проект «Отдаленная близость» созвучен миссии Центра драматургии и режиссуры.

В России, где только началась борьба за признание людей с ОВЗ равноправными членами общества, подобный проект немыслим без основательной подготовки. Еще в апреле была организована творческая мастерская, где отобрали трех профессиональных артистов (двух актеров и танцовщицу), которые стали работать со студией «Круг II». Так что спектакль — результат восьмимесячного интенсивного сотрудничества режиссеров Герда Хартмана (Gerd Hartmann) и Андрея Афонина. Они знакомы друг с другом больше десяти лет, с тех пор как Афонин стал знакомиться с европейским опытом и новыми подходами к интегративному театру и пригласил Хартмана и двух его коллег из театра «Тиква» (Thikwa), одного из самых оригинальных интегративных театров на всем немецкоязычном пространстве, на мастер-класс в Россию. Театр «Тиква» (в переводе с иврита — «надежда») расположен в Берлине и дает более 100 спектаклей в год.

Герд Хартман родился в Мюнхене. Последователь Ежи Гротовского и Джорджа Табори, с творчеством которых его связывает многое (жесты, пластика, пантомима), он представляет одно из авангардных направлений немецкого театра. С 2010 года вместе с Николь Хюммель (Nicole Hummel) руководит театром «Тиква». Что касается Андрея Афонина, худрука студии «Круг II», то у него — более чем двадцатилетний опыт социокультурной реабилитации. Афонин-режиссер — это синтез театра пластической драмы и современного русского «особого театра».

Спектакль «Отдаленная близость» начинается с вопроса, с одной стороны, банального, с другой — реально волнующего многих: «Почему я живу?» Контекст — то есть то, что речь идет о людях с ограниченными возможностями, — ставит этот вопрос в совершенно иное измерение. Кстати, весь текст написан людьми с особенностями ментального или психического здоровья. Впрочем, в сущности, весь литературный авангард — это попытка избавиться от привычного строя фраз и «заданного», проторенно-логического хода мыслей, добиться особого звучания, которое у авторов с ОВЗ естественно вытекает из особенностей их восприятия мира.

Импровизация и школа

Два наивных персонажа ведут спектакль, погружая зрителей в серьезный разговор, затем вдруг рассказывают пасторальную сказочку. Они пытаются соединить разрозненные части целого, придавая обсуждаемым глобальным темам простой жизненный смысл. Актеры с ОВЗ дают прекрасный импровизационный материал, профессионалы органично подводят под него русскую классическую школу, танцовщица предлагает полный спектр выразительных средств — от аутентичного танца до танца буто. Весь этот сложный набор участников и определяет оригинальность смыслов и художественного выражения. С точки зрения актерского мастерства можно сказать, что используется своего рода синтез систем Брехта и Станиславского: прохладная отчужденность диалогов по Брехту и одновременно удивительная ангажированность актеров в каждый момент действия.

На пресс-конференции Хартман признался: «Мой театральный учитель Джорж Табори сказал однажды, что его задача — не в том, чтобы делать из людей актеров, а в том, чтобы делать из актеров людей. Наши неординарные коллеги многому нас научили. Просто быть на сцене, не сбиваясь на стереотипные приемы и клише, — это большое искусство. Здесь актеры с академическим образованием могут многому поучиться у своих особенных партнеров».

Надо сказать, что дарование «особенных» авторов и артистов бесспорно. Свобода от штампов, искренность восприятия и страсть быть услышанным и понятым производят сильное впечатление. Есть люди, которые это давно понимали, как, например, замечательный поэт Дмитрий Кедрин:

«Был слеп Гомер, был глух Бетховен
И Демосфен косноязык.
Но кто поднялся с ними вровень?
Кто к музам, как они, привык?..»

Владимир Анзикеев

Перечень дополнительных общеобразовательных программ
и платных дополнительных образовательных услуг, реализующихся
в 2016-2017 гг.

Занятия проводят педагоги дополнительного образования: Попова Наталья Тимофеевна, Егорова Вера Анатольевна.

Образовательные услуги на бюджетной основе
1. «Азбука пластического выражения. Коррекционно-развивающие занятия», возраст 10-18 лет, срок реализации - 2 года, социально-педагогическая направленность, базовый уровень.
2. «Интегрированная театральная студия «Круг I» (базовый уровень), педагог Попова Н.Т., возраст 10-18 лет, срок реализации - 2 года, социально-педагогическая направленность;
3. «Интегрированная театральная студия «Круг I» (углубленный уровень), педагог Попова Н.Т., возраст 12-18 лет, срок реализации - 3 года, социально-педагогическая направленность.
4. «Музыкальное развитие» (занятия в интегрированной группе), педагог Егорова В.А., возраст 8-18 лет, срок реализации - 3 года, социально-педагогическая направленность, базовый уровень.

Платные дополнительные образовательные услуги
1. «Творческая мастерская «Театральные проекты «Круг I», педагог Попова Н.Т.,
возраст от 18 лет, срок реализации - 1 год;
2. «Мастерская импровизации», педагог Попова Н.Т., возраст от 18 лет, срок реализации-
1 год;
3. «Мы играем и поем» (музыкально-ритмические игры для молодежи
с ограниченными возможностями здоровья), краткий и полный курсы, педагог Егорова В.А., возраст от 18 лет, срок реализации - 1 год.

В составе групп театральной студии «Круг-I» -- дети и молодежь (11-18 лет) с выраженными нарушения психофизического развития (ДЦП, аутизм, шизофрения, соматические, генетические заболевания и другие), а также дети из неполных и многодетных семей, ослабленного здоровья, имеющие психотравматический опыт.

Цель образовательной программы: развитие личности в процессе творческой деятельности в театральном коллективе; создание современных, красивых спектаклей; содействие формированию положительного образа человека с инвалидностью в культуре.
Деятельность интегрированной театральной студии направлена на решение реабилитационных, образовательных и эстетических задач. Она включает в себя следующие виды занятий:
Коррекционно-развивающие упражнения
Освоение языка аутокоммуникации
Сценическое движение
Сценическая речь
Актерское мастерство
«Азбука импровизации»
Танцевальная импровизация
Развитие зрительного и других видов восприятия
Освоение основ динамической композиции в коллективной импровизации
Знакомство с историей театра
Хор
Вокальные тренинги
Музыкальная импровизация

Отличительными особенностями программы являются: наличие коррекционно-формирующего аспекта педагогической деятельности -- направленность на коррекцию сенсомоторного уровня как базового уровня развития высших психических функций; использование музыкально-пластического импровизационного языка (язык движения и звучания тела -- «язык, понятный для всех», его использование как средства создания сценического образа позволяет объединить в театральном действии актеров разного уровня психофизического развития -- создать условия для их интеграции; деятельностный подход к обучению, развитию, воспитанию: участники театральной студии в процессе обучения оказываются вовлеченными в созидательную деятельность, позволяющую им, с одной стороны, выступать в качестве исполнителя, а с другой -- автора-творца, что требует от них самостоятельности, внутренней свободы, оригинальности мышления.

Программа позволяет объединить в театральном действии актеров разного уровня психофизического развития - (создать условия для их интеграции); использование приемов различных культурно-исторических форм (видов и жанров) театра для развития театральной деятельности обучающихся; формирование рефлексивного типа поведения у обучающихся, независимо от уровня их психофизического развития, при этом рефлексия понимается как такой показатель развития личности, который проявляется в умении интегрировать жизненный опыт, дать целостный и эстетический отклик на жизненное или сценическое событие, а также в умении к нему отнестись.

ИТС "Круг-I" выступает на театральных площадках г. Москвы, других городов, является участником различных российских и международных фестивалей, в том числе: Международный фестиваль «Солнечная волна» (Киев, 2003), Международный фестиваль «Непротоптанная тропа» (Люблин, Польша, 2006, 2010); Международная Биеннале театров с участием людей с инвалидностью (Лодзь, Польша, 2008); Фестиваль особых театров «Капаситарте» (Альмерия, Испания, 2008); Первый московский фестиваль творчества людей с особенностями психического развития «Нить Ариадны» (Москва, 2010); в рамках мероприятий перекрестного года «Франция - Россия 2010» спектакль «Взгляд» был представлен в Париже на сцене театра Les Chapiteaux Turbulents.

Постановки
«Король-Олень» - спектакль по пьесе К. Гоцци, 1996 г.
«Лодка» - фольклорный спектакль, 1997 г.
«Бродячий театр» - проект, 2002-2003 гг.
«Концертная мозаика» - концертная программа, 2005 г.
«Волшебная флейта» - музыкальный спектакль по мотивам оперы В.А. Моцарта, 2001-2006 гг.
«Перфоманс в музейном пространстве» -- совместный проект с ГТГ на Крымском Валу. Цель проекта - сделать музейное пространство доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья. Этот образовательный проект проводится в виде интерактивных экскурсий - перформансов, с 2007 г. - по настоящее время.
«Есть ли индивидуальность у мух?» -- спектакль-размышление, составленный по этюдам и импровизациям участников театральной студии, 2007-2009 гг.
«Взгляд» - музыкально-пластический спектакль, 2009-2012гг.
В настоящее время ведется работа над спектаклями "Уроки иностранных языков", "В мире животных", "Слеш".