Проблема бесчестия в романе преступление и наказание. Проблема совести в романе Ф.М


«Береги честь смолоду» — учит народная поговорка. Богатство, имущество и т. п. — это все можно терять и вновь приобретать, но однажды потерянную честь не вернёшь.

Честные поступки направлены на благо людей, если они искренни. А поступки, совершенные напоказ ради личной выгоды — это бесчестие. Понятию чести и бесчестия уделяется большое внимание в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Можно рассмотреть эти понятия на примере двух главных героев — Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой. Родион — парень мрачно настроенный, он не любит людей, не впускает веру в свою душу. Соня же открыта и добра и готова принести себя в жертву ради других. Они оба совершили на первый взгляд неприглядные поступки, но нужно копнуть глубже и понять, чем они руководствовались.

Родион Раскольников — бедный студент, влачащий жалкое существование. Он остро ощущает несправедливость этого мира, огромную пропасть между богатыми и бедными. Раскольников не желает мириться с такой жизнью. Он задается вопросом: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Он сравнивает себя с Наполеоном, баловнем судьбы. Родион хочет понять, почему одним принадлежит чуть ли не весь мир, а другие лишь рабы. Он решил проверить свою теорию, убив старуху-процентщицу. Это бесчестный поступок, ведь никто не имеет права отнимать человеческую жизнь. Но Раскольников ищет себе оправдание, что этим он хотел сделать как лучше, спасти других бедных студентов от козней неприятной и подлой процентщицы. Но на её место придёт другая, и этим убийством он не решил проблему.

Духовно возродиться и обрести веру в Бога, открыть сердце людям Раскольникову помогла Соня Мармеладова. В её отношении также встаёт неоднозначный вопрос насчёт чести и бесчестия. Она бедная девушка, сирота. Ей нечего есть самой и нечем кормить младших братьев и сестёр. Мачеха, Катерина Ивановна, выгоняет Соню на панель. Несчастная девушка от безысходности вынуждена торговать своим телом. На первый взгляд, это аморальный и бесчестный поступок. Но она совершила это ради других, спасла свою семью от голода. Да и не смогла она противиться воле мачехи.

Соня Мармеладова полна благородства и самоотверженности. Даже такое бесчестное занятие не запятнало её, с точки зрения христианства, она осталась чиста. Соня смогла выбраться их этой ямы и спасла от духовной смерти Раскольникова. Она последовала за ним в Сибирь. Вместе они начали новую жизнь, честную и чистую.

Мы видим, что нельзя давать однозначную оценку чьим-то поступкам, судить по первому впечатлению, ведь у человека могут быть причины, известные лишь ему одному.

Ф. М. Достоевский был настоящим писателем‑гуманистом. Боль за человека и человечество, сострадание к попранному человеческому достоинству, желание помочь людям постоянно присутствуют на страницах его романа. Герои романов Достоевского – это люди, желающие найти выход из жизненного тупика, в котором оказались по разным причинам. Они вынуждены жить в жестоком мире, который порабощает их умы и сердца, заставляет действовать и поступать так, как людям не хотелось бы, или как бы они не поступили, находясь в других условиях. Очень часто героям Достоевского приходится идти на компромисс со своей совестью, своими желаниями, переступать через себя и свою честь. Многие из них вынуждены совершать ужасные поступки или страшные преступления. Но Достоевский показывает, что в людях присутствует добро, в них еще не умерли человеческие качества, и даже самый униженный и забитый человек может поступать так, как подсказывает ему совесть. Вот почему в романах Достоевского большое внимание уделяется человеческим поступкам.

Герои романа «Преступление и наказание» живут в Петербурге. Этот город представлен Достоевским как жестокий, холодный, страшный город, в котором царят безысходность и порок. Именно в этом городе живут «униженные и оскорбленные», не знающие порой, куда им идти и у кого просить помощи. Именно в этом городе происходят страшные преступления и творятся гадкие дела. Вот и Раскольников, движимый своей идеей, идет на преступление, поправ все человеческие законы бытия.

Но Достоевский показывает, что даже под гнетом этого ужасного города с его бесчеловечными порядками люди способны на красивые и благородные поступки. Порой эти поступки граничат с самопожертвованием, когда герои готовы отказаться от самих себя, принести себя в жертву, чтобы спасти своих близких. На такой поступок идет сестра Раскольникова Дуня. Она жертвует собой, собираясь замуж за нелюбимого и подлого человека Лужина. Дуня готова пойти на это, потому что хочет помочь своему брату закончить институт, а без денег сделать это невозможно. Кроме того, она помнит о своей матери, которая не в состоянии содержать дочь. Вот и приходится девушке согласиться на этот шаг. Красота поступка Дуни состоит в том, что она выходит замуж не по расчету, не потому, что охотится за деньгами будущего мужа, а чтобы спасти семью.

Жизнь другой героини, Сонечки Мармеладовой, страшна и безвыходна. Она вынуждена пойти на панель, чтобы избавить семью от нищеты, в которой они оказались из‑за пьянства Мармеладова. Соня переступила через свою честь, но сделала это опять же не для себя, она попросту принесла себя в жертву, чтобы другим было легче жить. Многие в романе осуждали ее за такой поступок. Но, по мнению Достоевского, поступок Сони красив с нравственной стороны, так как показывает, на что способна душа девушки, на какие жертвы она идет во имя своей семьи.

Совесть и чувство справедливости живут во многих героях романа «Преступление и наказание». Одним из таких примеров может служить поступок Лебезятникова. Когда Лужин стал обвинять Соню в воровстве денег, которое она не совершала, Лебезятников не побоялся пойти против подлого дельца и рассказал всем, что Лужин сам подложил деньги Соне. До этого момента Лужин думал, что ему сойдет все с рук, что он все сможет уладить при помощи денег. Но, увидев, как после его разоблачение против него ополчились все люди, он понял, что и на него найдется управа, и поспешил покинуть Петербург.

Способен на красивые и благородные поступки и главный герой романа. Несмотря на то что Раскольников считает людей «тварями дрожащими», его душа болит за поруганное человеческое достоинство, ему больно смотреть на страдания бедных и несчастных. Он всеми силами старается помочь им. Отдать последнее для героя – это не значит совершить некий высокий поступок. Он идет на это не задумываясь, потому что так, по его мнению, должен поступать каждый человек. Поэтому Раскольников, сам нищий, отдает последние деньги на похороны отца своего приятеля, делится деньгами с семьей Мармеладовых. Он совершает еще много подобных поступков, каждый из которых по своей красоте и силе затмевает его страшное преступление.

    • Соня Мармеладова – героиня романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Бедность и крайне безнадежное семейное положение вынуждают эту молодую девушку зарабатывать на панели. Читатель впервые узнает о Соне из адресованного Раскольникову рассказа бывшего титулярного советника Мармеладова – ее отца. Алкоголик Семен Захарович Мармеладов прозябает вместе с женой Катериной Ивановной и тремя маленькими детьми – жена и дети голодают, Мармеладов пьет. Соня – его дочь от первого брака – живет на […]
    • Обнищавший и опустившийся студент Родион Романович Раскольников – центральный персонаж эпохального романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Образ Сони Мармеладовой необходим автору для создания морального противовеса теории Раскольникова. Молодые герои находятся в критической жизненной ситуации, когда необходимо принять решение, как жить дальше. С самого начала повествования Раскольников ведет себя странно: он подозрителен и тревожен. В зловещий замысел Родиона Романовича читатель […]
    • Роман Ф. М. Достоевского назван «Преступление и наказание». Действительно, в нем есть преступление – убийство старухи‑процентщицы, и наказание – суд и каторга. Однако для Достоевского главным был философский, нравственный суд над Раскольниковым и его бесчеловечной теорией. Признание Раскольникова не связано окончательно с развенчанием самой идеи возможности насилия во имя блага человечества. Раскаяние приходит к герою только после его общения с Соней. Но что же тогда заставляет Раскольникова пойти в полицейский […]
    • Бывший студент Родион Романович Раскольников – главный герой «Преступления и наказания», одного из самых известных романов Федора Михайловича Достоевского. Фамилия этого персонажа говорит читателю о многом: Родион Романович – человек с расколотым сознанием. Он изобретает собственную теорию деления людей на два «разряда» – на «высших» и «тварей дрожащих». Эту теорию Раскольников описывает в газетной статье «О преступлении». Согласно статье, «высшие» наделяются правом переступить через нравственные законы и во имя […]
    • В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский показал трагедию личности, которая видит многие противоречия своей эпохи и, запутавшись окончательно в жизни, создает теорию, которая идет вразрез с главными человеческими законами. Идея Раскольникова о том, что есть люди – «твари дрожащие» и «право имеющие», находит в романе много опровержение. И, пожалуй, самым ярким разоблачением этой идеи является образ Сонечки Мармеладовой. Именно этой героине суждено было разделить глубину всех душевных мук […]
    • «Красота спасет мир», – написал Ф. М. Достоевский в своем романе «Идиот». Эту красоту, которая способна спасти и преобразовать мир, Достоевский искал на протяжении всей своей творческой жизни, поэтому почти в каждом его романе есть герой, в котором и заключена хотя бы частичка этой красоты. Причем писатель имел в виду вовсе не внешнюю красоту человека, а его нравственные качества, которые и превращают его в действительно прекрасного человека, который своей добротой и человеколюбием способен внести частичку света […]
    • Герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» – бедный студент Родион Раскольников, вынужденный сводить концы с концами и поэтому ненавидящий сильных мира сего за то, что они попирают слабых людей и унижают их достоинство. Раскольников очень чутко воспринимает чужое горе, пытается как‑то помочь беднякам, но вместе с тем понимает, что изменить что‑либо не в его силах. В его страдающем и измученном мозгу рождает теория, согласно которой все люди разделяются на «обыкновенных» и «необыкновенных». […]
    • Тема «маленького человека» является одной из центральных тем в русской литературе. Ее затрагивали в своих произведениях и Пушкин («Медный всадник»), и Толстой, и Чехов. Продолжая традиции русской литературы, особенно Гоголя, Достоевский с болью и любовью пишет о «маленьком человеке», живущем в холодном и жестоком мире. Сам писатель заметил: «Все мы вышли из “Шинели” Гоголя». Тема «маленького человека», «униженных и оскорбленных» особенно сильно прозвучала в романе Достоевского «Преступление и наказание». Одну […]
    • Человеческая душа, ее страдания и мучения, муки совести, нравственное падение, и духовное возрождение человека всегда интересовали Ф. М. Достоевского. В его произведениях встречается много персонажей, наделенных поистине трепетным и чутким сердцем, людей, добрых по природе, но по тем или иным причинам оказавшихся на нравственном дне, потерявших уважение к себе как личности или опустивших свою душу в моральном плане. Некоторые из этих героев так никогда и не поднимаются на прежний уровень, а становятся настоящими […]
    • Во всемирно известном романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» образ Родиона Раскольникова является центральным. Читатель воспринимает происходящее именно с точки зрения этого персонажа – обнищавшего и опустившегося студента. Уже на первых страницах книги Родион Романович ведет себя странно: он подозрителен и тревожен. Мелкие, совершенно незначительные, казалось бы, происшествия он воспринимает весьма болезненно. Например, на улице его пугает внимание к его шляпе – и Раскольников тут […]
    • Соня Мармеладова для Достоевского – это то же самое, что для Пушкина Татьяна Ларина. Любовь автора к своей героине мы видим повсюду. Мы видим, как он восхищается ею, боготоворит и где-то даже ограждает от несчастий, как ни странно это звучит. Соня – это символ, божественный идеал, жертва во имя спасения человечества. Она как путеводная нить, как нравственный образец, несмотря на ее занятие. Соня Мармеладова – антагонист Раскольникова. И если разделять героев на положительных и отрицательных, то Раскольников будет […]
    • Раскольников Лужин Возраст 23 года Около 45 лет Род занятий Бывший студент, бросил учебу из-за невозможности платить Преуспевающий юрист, надворный советник. Внешность Очень хорош собой, темно-русые волосы, темные глаза, стройный и тонкий, рост выше среднего. Одевался чрезвычайно плохо, автор указывает, что другой человек даже постыдился бы в таком выходить на улицу. Немолод, осанист и чопорен. На лице постоянно выражение брюзгливости. Темные бакенбарды, волосы завиты. Лицо свежее и […]
    • Порфирий Петрович - пристав следственных дел, дальний родственник Разумихина. Это человек умный, хитрый, проницательный, ироничный, незаурядный. Три встречи Раскольникова со следователем - своеобразный психологический поединок. У Порфирия Петровича нет улик против Раскольникова, но он убежден, что тот - преступник, и свою задачу как следователя видит либо в том, чтобы найти улики, либо в его признании. Вот как Порфирий Петрович описывает свое общение с преступником: «Видали бабочку перед свечкой? Ну, так он все […]
    • Роман Достоевского «Преступление и наказание» можно читать и перечитывать несколько раз и все время находить в нем что-то новое. Читая его впервые, мы следим за развитем сюжета и задаемся вопросами о правильности теории Раскольникова, о святой Сонечке Мармеладовой и о «хитрости» Порфирия Петровича. Однако, если мы откроем роман во второй раз, появляются и другие вопросы. Например, почему именно тех, а не иных героев вводит автор в повествование, и какую роль они играют во всей этой истории. Роль эта на первый […]
    • В центре романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» находится характер героя 60‑х гг. XIX в., разночинца, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху‑процентщицу и ее сестру, безобидную, простодушную Лизавету. Убийство – это страшное преступление, но читатель не воспринимает Раскольникова отрицательным героем; он предстает героем трагическим. Достоевский наделил своего героя прекрасными чертами: Раскольников был «замечательного хорош собою, с […]
    • В центpе pомана Ф. М. Достоевского "Пpестyпление и наказание" - хаpактеp геpоя шестидесятых годов девятнадцатого века, pазночинца, бедного стyдента Родиона Раскольникова.Раскольников совеpшает пpестyпление: yбивает стаpyхy-пpоцентщицy и ее сестpy, безобиднyю, пpостодyшнyю Лизаветy. Престуление страшное, но я, как, наверное, и другие читатели, не воспринимаю Раскольникова отрицательным героем; мне он кажется героем трагическим. В чем же трагедия Раскольникова? Своего героя Достоевский наделил прекрасными […]
    • Тема «маленького человека» была продолжена в социально-бытовом, психологическом, философском романе-рассуждении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866). В этом романе тема «маленького человека» прозвучала намного громче. Место действия – «желтый Петербург», с его «желтыми обоями», «желчью», шумными грязными улочками, трущобами и тесными двориками. Таков мир нищеты, невыносимых страданий, мир в котором у людей рождаются больные замыслы (теория Раскольникова). Такие картины одна за другой появляются […]
    • Истоки романа восходят ко времени каторги Ф.М. Достоевского. 9 октября 1859 года он писал брату из Твери: «В декабре я начну роман... Не помнишь ли, я говорил тебе про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения...» Первоначально Достоевский задумал написать "Преступление и наказание" в […]
    • Одним из сильнейших моментов романа «Преступление и наказание» является его эпилог. Хотя, казалось бы, кульминация романа давно миновала, и события видимого «физического» плана уже произошли (задумано и содеяна страшное преступление, совершено признание, приведено в исполнение наказание), на самом деле только в эпилоге роман достигает своего подлинного, духовного пика. Ведь, как выясняется, совершив признание, Раскольников не раскаялся. «Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес […]
    • Мы все глядим в наполеоны, Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно... А. С. Пушкин Каждый век в истории человечества связан с какой-то личностью, которая выразила свое время с наибольшей полнотой. Такую личность, такого человека называют великим, гением и тому подобными словами. Век буржуазных революций давно уже связан в сознании читателей с феноменом Наполеона - маленького корсиканца с прядкой волос, упавшей на лоб. Он начинал с участия в великой революции, которая раскрыла его талант и таланты […]
  • Лермонтов «Песня про … купца Калашникова» Кирибеевич – представитель опричнины, не знает ни в чём отказа, он привык к вседозволенности. Желание и любовь ведут его по жизни, он не говорит всей правды (а значит, лжёт) царю и получает разрешение на сватовство к замужней женщине. Калашников, следуя законам «Домостроя» встаёт на защиту чести своей опозоренной жены. Он готов погибнуть, но наказать своего обидчика. Уходя биться на лобное место, он приглашает своих братьев, которые должны продолжить его дело, если он погибнет. Кирибеевич же ведёт себя трусливо, смелость и удаль сразу сходят с его лица, как только он узнаёт имя своего противника. И хотя Калашников гибнет, он умирает победителем. 3. Н.А. Некрасов «Кому на Руси…» Матрёна Тимофеевна свято хранит свою честь и достоинство матери и жены. Она, беременная, идёт к губернаторше, чтобы спасти мужа от рекрутчины.

    Честь и бесчестие в романе преступление и наказание как написать сочинение?

    Мы подобрали аргумент на каждую возможную тему по данному направлению. Составляя аргумент ссылаясь на данные произведения, вы легко получите «зачёт» по критерию К2.
    1. роман А.С.

    Пушкина «Капитанская дочка»

    • Аргумент №1. Гринев сохранил свою честь даже под страхом смерти.
    • Аргумент №2. Швабрин — яркий пример человека, потерявшего достоинство.
  • рассказ М.А.

    Шолохова «Судьба человека» (Соколов — русский солдат, которы не боялся смотреть в глаза смерти и вызвал уважение фашистов)

  • роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времни» (Печорин, знал о намерениях Грушницкого, но тем не менее не желал ему зла.

    Поступок достойный уважения.

  • Однако героиня даже не подумала, какими последствиями обернется ее решение, как ее брат сможет принять такую ужасную жертву? Да и сама она делает то, от чего бежала, будучи гувернанткой: отдается нелюбимому человеку. Разве такой брак ее не унижает? Эта упрямая безотчетность действий указывает на то, что ее цель – всего лишь желание, мечта, не подкреплённая основательностью и ответственностью.

    • Один из самых противоречивых образов в романе – Аркадий Свидригайлов, которого исследователи называют «идейным двойником Раскольникова», поскольку он считает себя свободным от нравственных законов, как бы воплощая в жизнь теорию Родиона.


      Живущий в абсолютной праздности Свидригайлов гонится за ускользающими удовольствиями, в которых и видит конечную цель существования.

    Честь и бесчестие

    Где же тут ее Бесчестие? Соня ведь осталась в Душе чистой, искренней девушкой, желающей всем и вся помочь. Она молится Богу, верит в его милосердие и ждет чуда, которое бы избавило ее от заработка куска хлеба своим телом.
    Поэтому я НЕ считаю, что Соня совершила бесчестный поступок, хоть внешне это выглядит именно так. Бесчестный поступок совершила Катерина Ивановна, которая послала Соню Мармеладову на панель.
    Она продала тело своей падчерицы. А Соня лишь приняла приказ мачехи со смирением, так как в прежние времена воля родителя считалась священной.

    • Тему Чести и бесчестия в произведении Преступление и наказание можно рассматривать на примере нескольких героев. Раскольников — был убийцей, но автор показывает, что его бесчестный поступок основывался на чистых помыслах.

    Читаем "преступление и наказание". аргументы для написания сочинения

    (42 Голоса (ов)) Подробности Итоговое сочинение 2017: аргументы по произведению «Преступление и наказание» для всех направлений – Честь и бесчестие; – Победа и поражение; – Ошибки и опыт; – Разум и чувства; – Дружба и вражда. Честь и бесчестие. Герои: Родион Раскольников, Соня Мармеладова Литературный пример: Раскольников решается на преступление ради своих близких, ведомый жаждой мести за всех обездоленных и бедных людей того времени.


    Им руководит великая идея -помочь всем униженным, обездоленным и поруганным современным обществом. Однако реализовывается это стремление не совсем благородно.

    Внимание

    Решение проблемы безнравственности и беззакония не было найдено. Раскольников стал частью этого мира с его нарушениями и грязью.

    ЧЕСТЬ: Соня спасла Раскольникова от душевного падения. Это для автора самое главное. Можно заблудиться и запутаться.

    One more step

    Соня Мармеладова — с одной стороны эта девушка продавала себя, но с другой стороны она делала это ради семьи. Опять же можно поставить вопрос, что это честь или же бесчестие? Чтобы написать сочинение по произведению: Можно обратиться на несколько сюжетных линий, во-первых, на Сонину, так как ее жизнь была совсем не сахар и по наказам своей мачехи она занималась совершенно не подабающими молодой особе занятиям.

    Важно

    Второй вариант, Раскольников. Его судьба чаще всего и описывается в работах, так не нужно затрагивать лишь плохую сторону, но можно и оправдать героя, который сделал совершенно не хороший поступок — отнял жизнь. Но вроде бы в благих целях, помочь окружающим, убрать подати, которые накладывала проценщица.

    Но здесь есть и оборотная сторона — на смену одной проценщице прийдет другая, свято место не бывает и вариант убийства — был не выходом.

    Аргументы: цели и средства в романе «преступление и наказание»

    Можно добавить несколько отсылок к этому великому произведению в сочинении про честь и бесчестие на примере Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой. Раскольников решает убить старуху проценщицу якобы жаждет мести за всех бедных людей.

    Идея помочь людям хорошая, однако каким образом ее Раскольников реализовывает? Убийством старушки. Это бесчестие. А честь в произведении в том, что Раскольникова спасла от душевных мук и падения именно Соня Мармеладова. Все мы люди и ничто человеческое не чуждо никому, можно заблудиться, запутаться, но вот найти правильное решение и выход из тупиковой казалось бы ситуации, не сдаться и не опустить руки — вот это дело чести.

    • Тема чести и бесчестия в романе Преступление и наказание раскрыта довольно широко, можно сказать что главные герои сами по себе являются примером борьбы в человеке то чести, то бесчестия.

    Она молится Богу, верит в его милосердие и ждет чуда, которое бы избавило ее от заработка куска хлеба своим телом. Поэтому я НЕ считаю, что Соня совершила бесчестный поступок, хоть внешне это выглядит именно так. Бесчестный поступок совершила Катерина Ивановна, которая послала Соню Мармеладову на панель. Она продала тело своей падчерицы. А Соня лишь приняла приказ мачехи со смирением, так как в прежние времена воля родителя считалась священной. автор вопроса выбрал этот ответ лучшим Тему Чести и бесчестия в произведении «Преступление и наказание» можно рассматривать на примере нескольких героев. Раскольников — был убийцей, но автор показывает, что его бесчестный поступок основывался на чистых помыслах. На примере Раскольникова сочинение можно писать рассматривая его поступок с вопрос, что же это честь или же уже бесчестье.

    Аргумент бесчестие преступление и наказание

    Герой размышляет не столько о возможности убийства как такового, сколько об относительности нравственных законов; но не учитывает того, что «заурядный» не способен стать «сверхчеловеком». Таким образом, Родион Раскольников становится жертвой собственной теории.
    Идея вседозволенности, приводит к разрушению человеческой личности или к порождению чудовищ.. Обнажается ошибочность теории, что составляет сущность конфликта романа Достоевского. Назад Разум и чувства. Герои: Родион Раскольников Литературный пример: Либо поступок совершает человек, ведомый чувством, либо поступок совершается под влиянием разума персонажа. Поступки, совершенные Раскольниковым, обычно великодушны и благородны, тогда как под влиянием разума герой совершает преступление (Раскольников оказался под влиянием рациональной идеи и захотел проверить ее на практике).

    Но выйти на правильный путь – дело чести. Назад Победа и поражение. Герои: Родион Раскольников, Соня Мармеладова Литературный пример: В романе Достоевский оставляет победу не за сильным и гордым Раскольниковым, а за Соней, видя в ней высшую правду: страдание очищает.

    Соня исповедует нравственные идеалы, которые, с точки зрения писателя, наиболее близки широким народным массам: идеалы смирения, всепрощения, покорности. «Преступление и наказание» содержит глубокую правду о невыносимости жизни в капиталистическом обществе, где побеждают Лужины и Свидригайловы с их лицемерием, подлостью, эгоизмом, а также правду, вызывающую не чувство безысходности, а непримиримую ненависть к миру лицемерия. Назад Ошибки и опыт. Герои: Родион Раскольников Литературный пример: Теория Раскольникова является античеловеческой по своей сути.

    Не сильные лучше, а честные. Честь и собственное достоинство - сильнее всего
    Честь – это совокупность таких морально-этических качеств, как верность родине, справедливость, правдивость, благородство. Эти качества, вместе взятые, позволяют судить о достоинстве человека. Достоинство - морально-нравственная категория, означающая уважение и самоуважение личности за присущие ей качества, перечисленные выше. Оно наряду с честностью помогает ему установить нравственные обязанности, определить границы между добром и злом. Наличие этих двух качеств в человеке зависят от его воспитания, от той среды, в которой он находится, от тех, кто передаёт ему традиции своего народа. Ведь честь и достоинство – это самое важное, что есть у человека, для того чтобы жить в гармонии с самим собой и окружающими.
    Русский человек помнит своих героев, одержавших победу в Отечественной войне 1812 года. В стихотворении «Бородино» М.Ю.Лермонтов восхищается подвигом солдат, с честью и собственным достоинством осиливших непобедимую, сильную французскую армию. Достаточно вспомнить образ полковника, чтобы убедиться в том, что честность в человеке почитается больше, чем физическая сила. Опытный в военном деле, много повидавший, полковник понял, что победа зависит не только от силы, но и духа солдат, вверенных ему. Поэтому он был верен царю, присяге и, как отец, заботился о рядовых бойцах. Смертельно раненный, он просил умереть, но отстоять Москву. Честь и достоинство русских воинов помогли победить несокрушимую армию Наполеона.
    Под влиянием идей Бонапарта Родион Раскольников, главный герой романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, перешагнул через свою честь, совершив преступление. Но он, обладающий совестью и достоинством, оценивая всю тяжесть содеянного, не может скрыть от людей правды. Встать на путь истины, снова обрести друзей, найти свою любовь ему помогает Соня Мармеладова. Именно она вернула Раскольникова к жизни, уберегла его от бесчестия, помогла сохранить ему собственное достоинство.
    Границы своей чести и достоинства каждый человек определяет по-своему. Это зависит воспитания, интеллекта, от той среды, в которой он живет. Лужин и Свидригайлов, двойники Раскольникова, живут по принципам вседозволенности, потому что считают себя сильными. У них есть деньги, положение в обществе, но нет чести. И только совесть подсказывает им о том, что что-то идет не так. Оба они ужасаются тому, что из их мнимой силы всегда рождается злодейство, что время на исправление ошибок потеряно и его не вернуть назад.

    Итак, честь и достоинство – это нравственные ценные человека. Они воспитываются и прививаются в семье. Они помогают ему ответственно относиться к учебе, работе, к родителям. Быть честным с самим собой и окружающими, сохранять собственное достоинство. И каждый должен как зеницу ока беречь эти ценные качества.

    Роман «Преступление и наказание» произвел на меня очень сильное впечатление. Ф.М. Достоевский – глубокий философ и тончайший психолог. Он вошел в историю русской литературы как мастер описания «больной души». Одним из интереснейших героев Достоевского является Родион Романович Раскольников, убийца, философ, мыслитель.
    Придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием помочь близким людям, Раскольников решается на преступление - на убийство отвратительной старухи-процентщицы, извлекающей выгоду из людских страданий. Родион жаждет мести за поруганных и обездоленных людей, за унижения и страдания Сони Мармеладовой, за всех тех, кто доведен до предела нищеты и нравственных мучений.
    Раскольников чувствовал и видел мир, его историю, его победы и поражения. Этому человеку казалось, что он понял людей и добрался до сути жизни. Раскольников решил все взять в свои руки, направить ход событий по пути, предначертанному им самим.
    Протест и возмущение Родиона против общественного строя сочетается с его теорией «сильной личности». Презрение к обществу и его нравственным законам приводит героя к убеждению о неизбежности сильной, властной личности, которой «все дозволено». Герой решил пойти на сделку с собственной совестью. Преступление должно доказать самому Раскольникову, что он не «тварь дрожащая», а «настоящий властелин, которому все разрешается».
    Мне кажется, ошибка главного героя заключается в том, что причину зла он видит в самой природе человека, а закон, дающий право сильным мира сего творить зло, считает извечным. Вместо того чтобы бороться против безнравственного строя и его законов, он следует им. Раскольникову кажется, что он отвечает за свои поступки лишь перед собой, и суд других ему безразличен.
    Вначале Родиона нисколько не трогает совершенное им преступление. Он слишком уверен в правильности своих идей, уверен в своей самобытности и исключительности. Что тут такого, если он убил? Он убил только одну «вошь, из всех вшей самую наибесполезнейшую». Когда Родион слышит слово «преступление», он кричит в ответ: «Преступление! Какое преступление?.. то, что я убил гадкую, зловредную вошь, старушонку-процентщицу, никому не нужную, которую убить – сорок грехов простят, которая из бедных сок высасывала, и это же преступление? Не думаю я о нем, и смывать его не думаю!»
    Постепенно Раскольников начинает анализировать причины и давать различные объяснения своему поступку: «хотел Наполеоном сделаться», жаждал помочь матери, был безумен и озлоблен, бунтовал против всех и вся, стремился утвердить свою личность. Героя начинает мучить совесть. По-моему, это естественно. Раскольников нарушил нравственный закон, который существует в душе человека с момента его рождения. Этот закон непреложен. Нарушившего его ждут сильнейшие нравственные муки, разрушение духовное и физическое.
    На мой взгляд, в теории Раскольникова есть мысли, которые могут возникнуть только у ненормального человека. Возможно, если бы теория героя осталась на бумаге, она показалась бы только плодом фантазии больного человека. Но Раскольников начал осуществлять ее практически! Он решил, что старуха-процентщица – «гнойник, который необходимо удалить», ведь она не приносит никому пользы. Поэтому Алена Ивановна должна умереть, она – та самая «тварь дрожащая». Но почему, в таком случае, гибнет невинная Лизавета?
    Так теория Раскольникова начинает постепенно рушиться. Нельзя делить людей только на «плохих» и «хороших», да и не дело человека – судить других. Кто прав, а кто виноват, может решать только Господь Бог. Нельзя убивать человека, даже ради великих и благих целей. Жизнь – это самое ценное, что у нас есть, и никто не вправе выносить ей приговор просто так, по собственной прихоти.
    Кульминационная сцена, где сам убийца перечисляет, пересматривает и, в конечном счете, отвергает все мотивы преступления - сцена признания Раскольникова Соне. Все доводы рассудка, казавшиеся ему столь верными, отпадают один за другим. Таким образом, роман «Преступление и наказание» помог мне понять: нельзя прийти к благу через убийство, даже если добро во много раз превышает зло. И никогда ни за что не убежишь от своей совести. Это самый страшный и самый справедливый судья на свете.
    На мой взгляд, антигуманные мысли и дела не могут служить на благо человечества, никакое зло нельзя оправдать счастьем миллионов других. Счастье нельзя построить на крови, жестокости и насилии.
    Раскольников в романе приходит к переосмыслению нравственных ценностей: «Разве я старушонку убил? Я себя убил». Да, действительно, герой убил себя, потому что попытался пойти против своей совести. Примечательно и то, что именно через страшные муки совести Раскольников все-таки приходит к духовному возрождению.