Загадка сфинкса никогда не будет разгадана. Сфинкс: древнейшая загадка


Под названием «Врата Атлантиды». При его прохождении вы столкнетесь с мифическим существом, который задаст вам 3 загадки. Некоторые из них довольно просты, а другие заставят вас поломать свою головушку. В этом руководстве мы подскажем вам, как разгадывать головоломки и дадим подробные ответы.

Как решать загадки Сфинкса

Для решения данных головоломок и получения трофея «Мастер загадок» вам нужно просто выбрать правильный ответ из 3-х представленных на выбор вариантов. Хоть ответить нужно будет только на 3 загадки, однако у Сфинкса припасено 12 вопросов, которые он может задать случайным образом.

Затем вам необходимо будет нажать на 3 кнопки, соответствующие нужным ответам и расположенные на столбах. Вот только Сфинкс не станет говорить вам, если вы нажали на неправильную плиту, то есть он позволит вам выбрать 3 кнопки, а потом убьет вас, если даже одна из них оказалась неверной.

Впрочем, заранее зная ответы, ошибиться в выборе плит довольно сложно. Поэтому внимательно изучите информацию, представленную ниже.

Первая загадка

Ответом, конечно же, является ДЕРЕВО. Два остальных варианта (Гора и Козерог) совсем не подходят под описание предмета. Ниже показан символ, на который вы должны нажать:

Вторая загадка

Ответом на эту загадку станет РЫБА. Если вы смотрели или читали «Хоббита», то наверняка сами смогли быстро дать правильный ответ. Ниже показан символ, на который вы должны нажать:

Третья загадка

Для нее ответом является ЛУНА. Довольно сложная загадка, так как два остальных ответа (Небо и Прилив) тоже частично подходят под описание. Поэтому данный вопрос можно считать одним из самых сложных. Ниже показан символ, на который вы должны нажать:

Четвертая загадка

Еще одна загадка, которую наверняка помнят фанаты «Хоббита». Ответом на нее является ГОРА. Хотя кто-то наверняка мог спутать его с Городом. Ниже показан символ, на который вы должны нажать:

Пятая загадка

Самая простая загадка, ответом на которую являются ЗВЕЗДЫ. Ниже показан символ, на который вы должны нажать:

Шестая загадка

Эта может показаться довольно сложной, а ответ на нее выглядит так: ПАМЯТЬ. Учитывая, что загадка получилась философской, два остальных ответа (Шутка и Имя) тоже могут частично подходить под описание загадки, однако выбрать следует Память. Ниже показан символ, на который вы должны нажать:

Седьмая загадка

Ответом на эту загадку является ВРЕМЯ. Все же Природа не покоряет железо и мечи. Ниже показан символ, на который вы должны нажать:

Восьмая загадка

Одна из самых сложных загадок, так как все 3 варианта подходят под описание. Комары имеют маленькие размеры и небольшой вес. К тому же их обычно слышишь, а уже потом видишь. Это можно отнести и к шмелю. Однако ответом все же является КОЛИБРИ. Ниже показан символ, на который вы должны нажать:

Девятая загадка

Ответ кроется в последней части загадки: «кто холод прогнать пришел». Ветер и Дождь наоборот считаются холодными явлениями, поэтому выбор очевиден: СОЛНЦЕ. Ниже показан символ, на который вы должны нажать.

На протяжении тысячелетий его окутывали мифы и легенды, ему поклонялись и боялись, он видел смену эпох и цивилизаций и лишь он, Сфинкс Гизы, остался нетленным и безмолвным хранителем тайн далекого прошлого.

Одна из легенд повествует, что этот огромный хищник днем и ночью охраняет покой пирамид, и с помощью «третьего глаза» следит за обращением планет, Сириусом и восходом Солнца, питаясь космической силой. В обмен на это ему следовало приносить жертвы. Другая легенда гласит, что гигантская статуя таинственного зверя охраняет «эликсир бессмертия». Согласно легендам, основоположник эзотерических знаний Гермес Трисмегист, владел секретами изготовления «философского камня», с помощью которого металл можно было обратить в золото. Также, «философский камень» являлся основой для создания «эликсира бессмертия». По приданиям Трисмегист был сыном Египетского бога по имени Тот, который построил на берегу Нила первую пирамиду и возвел Сфинкса рядом с комплексом пирамид в Гизе, призванного охранять рецепт «эликсира бессмертия», который был спрятан в его недрах.

Первоначально в мифах египетский Сфинкс сохранял черты льва с головой мужчины. Он бродил по дорогам близ Парнаса, пожирая прохожих. В мифах древних греков Сфинкс - это чудовище, порождённое Тифоном и Эхидной, с телом льва, лицом и грудью женщины, и крыльями птицы. асположившись на горе близ города Фивы, Сфинкс задавала каждому проходившему загадку - «Кто из живых существ утром ходит на четырёх ногах, днём на двух, а вечером на трёх?». Тех, кто не сумел разгадать загадку, Сфинкс убивала. Дать отгадку сумел Эдип - «Человек в детстве, зрелости и старости». После чего Сфинкс бросилась со скалы.

Проживающие в этом районе арабы называли статую Абул Хол, что в переводе означает «отец ужаса». Как установили филологи, полное название статуи означало «живой образ Хафры». Таким образом, Сфинкс являлся воплощением царя Хафры с символами царской власти и телом царя пустыни. Следовательно, в понимании древних египтян Сфинкс в одном лице представлял собой бога и льва, стерегущего свою пирамиду.

Многие мистические учения и маги всех времен пытались найти магические объяснения назначению сфинкса. Вот что писал классик оккультизма Элифас Леви в своей «Истории магии»: «Гермес Трисмегист сформулировал свой символ, названный Изумрудной Скрижалью: «То, что внизу, подобно тому, что вверху, и то, что вверху, подобно тому, что внизу, для действий чудес одной сущности». Свет - это Исида, или луна, огонь - это Осирис, или солнце; они - мать и отец великой Теллус, а она есть всеобщая субстанция. Гермес Трисмегист утверждает, что эти силы достигли своего абсолютного проявления в тот момент, когда была создана земля. Четыре проявления единой субстанции были представлены Сфинксом. Его крылья соответствовали воздуху, бычье тело - земле, женская грудь - воде, а львиные лапы - огню. Такова тайна охраняемых Сфинксом трех пирамид с квадратными основаниями и треугольными гранями. Возводя эти памятники, Египет пытался воздвигнуть Геркулесовы столпы универсальной науки. Разгадай или умри - такова была страшная дилемма, предлагаемая Сфинксом претендентам на трон Фив. Смысл заключался в том, что тайны науки являются тайнами жизни; альтернативы - править либо подчиняться, быть или не быть. Силы природы сломят нас, если мы не обуздаем их, чтобы использовать для завоевания мира. Сложная форма Сфинкса является иероглифической аналогией четырех свойств универсальной действующей силы - Астрального Света - уплотнения, разложения, охлаждения и нагревания. Эти четыре свойства, направляемые волей человека, способны изменять все фазы Природы, производя здоровье или болезнь, жизнь или смерть, богатство или бедность, любовь или ненависть, в соответствии с заданным импульсом. Они способны поставить все отражения света на службу воображения, они являются парадоксальным решением немыслимых вопросов, которые может поставить Трансцендентальная Магия».

С давних пор ученые считали Сфинкса ровесником Великих пирамид, однако здесь есть одна странность. Дело в том, что в древних папирусах дошедших до нас и относящихся к эпохе постройки пирамид, не обнаружено ни малейшего упоминания о Сфинксе. И, если иероглифы донесли до нас имена строителей Великих пирамид, кто создал Сфинкса остается загадкой. Только лишь спустя четыре века после завершения строительства Великих пирамид, появляются первые письменные упоминания о Сфинксе. В этих рукописях его называют «шепес анх», что означает «живой образ». Наука затрудняется дать объяснение этому названию.

Так почему же о столь значительном сооружение нет упоминания в древних рукописях? Например, Геродот в своей «Истории» (445 год до нашей эры) рассказывает обо всем, что он видел в Египте. Он подробно описывает Великие пирамиды, процесс их возведения, количество рабов принимавших участие в этом строительстве, общем, все, что привлекло его внимание. Однако о Сфинксе Геродот не сообщает ни слова… К тому же сегодня нам известно, что древнеегипетские строители подробно записывали все расходы, вели учет стройматериалов и подробные записи возведения той или иной постройки, однако археологи не нашли ни одного документа, относящегося к возведению Сфинкса. Но как же такое может быть? Как такое величественное, монументальное сооружение, могло быть не замечено древними историками?

Разгадку мы находим в трудах древнеримского ученого и писателя Плиния Старшего. В его «Естественной истории» рассказано, что в его время Сфинкс очередной раз был очищен от песков Западной пустыни, которые буквально поглотили его. Точно неизвестно как часто Сфинкса засыпало песком, однако становится понятно, почему были периоды в истории, когда о Сфинксе нет упоминаний. Просто тот же Геродот, описывая величие Древнего Египта, не мог поведать нам о Сфинксе, потому как не видел его - он был погребен под многометровым слоем песка. Изучая скульптуру, ученые пришли к выводу, что Сфинкс периодически скрывался под слоем песка, и время от времени его приходилось откапывать. В прошлом веке в Египте была найдена стела, на которой был высечен текст, составленный в 15 веке до нашей эры при правлении фараона Тутмоса IV. В тексте сказано, что фараону во сне было знамение - если он сумеет отчистить Сфинкса от песка, тогда царствование его будет благополучным и долгим. Там же сказано, что скульптуру откопали, потратив на это почти год. В наше время археологи получили сведения, что Сфинкса откапывали из песка при царствовании в Египте династии Птолемеев, затем - при арабских правителях и римских императорах. Даже сегодня, после сильных песчаных бурь, статую приходится очищать, правда, песка сейчас гораздо меньше, чем раньше. На основании этих фактов и явлений ученые сделали вывод, что Сфинкс был возведен гораздо раньше, чем это предполагалось ранее. О времени постройки статуи существуют различные гипотезы. Египтологи по сей день так и не пришли к единому мнению.

Командой гидрологов было сделано любопытное открытие, которое позволило выдвинуть новую гипотезу. Дело в том, что ими на основании статуи были обнаружены значительные следы эрозии, что указывает на следы потопа когда-то произошедшего в этих местах. После проведения многочисленных анализов и консультаций с геофизиками, была названа предположительная дата события - 8000 лет до нашей эры, а повторные исследования, проведенные англичанами, отодвинули эту дату до 12000 лет до нашей эры. К тому же выяснилось, что следы эрозии приходятся на обработанную часть скалы, на которой установлен Сфинкс, значит, он стоял там еще до потопа. Французские археологи утверждают, что датировка потопа произошедшего в Египте совпадает с датой гибели Атлантиды по Платону... Другие ученые пытаются вычислить время создания Сфинкса по Библии, считая, что эрозию мог вызвать Всемирный потоп. На основании описания погоды, которая стояла в Египте (сон фараона, разгаданный Иосифом), можно сделать предположение, что Сфинкс был возведен около 2820-2620 лет до нашей эры. Эту гипотезу косвенно подтверждает арабская легенда, в которой рассказано, что пирамиды были построены для спасения египтян от Великого потопа. А Сфинкс был возведен для того, чтобы предупредить людей о надвигающейся катастрофе. Поэтому взгляд Сфинкса насторожен, а его третий глаз направлен в Космос.

Рерихи и Елена Блаватская считали, что Сфинкс был построен атлантами примерно 200 тысяч лет тому назад. А известный философ Хорхе А. Ливрага, считает, что потомки атлантов построили Великую пирамиду, а спустя тысячелетие - Большого Сфинкса. По данным Н. Н. Сыченова «Сфинкса начали возводить 42,2 тысячи лет до нашей эры и завершили строительство спустя 1200 лет». Известный американский медиум Эдвард Кейси утверждал, что «Сфинкс и пирамиды Хеопса были построены между 10490 и 10390 годами до нашей эры». Профессор геологии Бостонского университета Роберт Шох, на основании исследований следов водной эрозии Сфинкса, считает, что время создания статуи лежит между 7000 и 5000 лет до нашей эры, потому что именно в этот период над Египтом шли сильные дожди, которые способны были вызвать эрозию. А Джон Уэст полагает, что основная эрозия происходила в более ранний, дождливый период - около 10000 лет до нашей эры.

Другие ученые разделяют время создания Сфинкса и время строительства пирамид. Однако против этого свидетельствуют многие древние легенды и сказания разных народов: греков, римлян, халдеев, арабов. В этих легендах рассказывается о том, что под землей был прорыт туннель и устроен тайник. Туннель служил сообщением между Великой пирамидой и Сфинксом, которым пользовались жрецы.

Итак, загадка происхождения Сфинкса уходит в незапамятные времена. Что нам известно о тех временах? Практически ничего, ну а легенды и мифы, дошедшие до наших дней, ставят множество вопросов и, практически, не дают ответы на них. Однако можно предположить, что в глубине веков на нашей Земле существовала высокоразвитая цивилизация, а ее представители, обладая развитой наукой, могли предвидеть грядущую катастрофу и постараться сохранить свои знания для будущих поколений. С этой точки зрения представляются любопытными легенды о «космическом» происхождении древнеегипетского государства, которое появилось как бы вдруг и сразу же по уровню цивилизации стало намного выше всех окружающих его народов. Согласно этим легендам в долину Нила прилетели боги на огненном шаре. Царя этих богов звали Тот и он был «руководителем корабля Солнца». Так сказано в вырезанных на камне иероглифических письменах, которые в сохранности дошли до наших дней. Эти божества, которых было девять, начали обучать аборигенов азам математики, медицины, астрономии, земледелия. Сказания повествуют о том, что они воздвигли большой город, в центре которого располагался высокий маяк, а также специальное сооружение, предназначенное для измерения разливов Нила. На стене одного из храмов пришельцы начертили новый календарь. Возможно, такое поведение многим покажется странным, ведь скорее так ведут себя миссионеры, оказавшиеся волею судьбы в дикой местности, нежели всемогущие боги. Противоречия такого рода и породили множество догадок о том, что главные боги Египта являются либо пришельцами из космоса, возможно потерпевшими на Земле катастрофу, либо выжившими после потопа представителями Атлантиды. Они передали свои знания египетским жрецам, которые сумели быстро освоить астрономию и могли точно рассчитать, когда произойдет затмение Солнца. Также при раскопках археологами были найдены аналоги современных гальванических батарей. На небывало высокий уровень поднялась медицина.

По прошествию времени знания, принесенные пришельцами, стали забываться. Например, древние египтяне знали, что Земля имеет шарообразную форму и вращается вокруг Солнца, их потомки уже утверждали, что она плоская, а солнце и другие планеты вращается вокруг нее. Были потеряны технологии производства уникальных никелевых и бронзовых сплавов, которые умели производить древние. Забыт и чудодейственный рецепт «эликсира бессмертия», который был известен богу Тоту и его сыну Гермесу Трисмегисту. Вероятно, боги-миссионеры предвидели, что люди не сумеют сохранить подаренные им навыки и знания. А если так, то следовало позаботиться, чтобы хоть часть этих знаний сохранилась. Возможно, что в качестве тайного хранилища знаний и был возведен Сфинкс.

Древняя легенда гласит: «Когда заговорит Сфинкс, жизнь на Земле сойдет с привычного круга». Возможно это зашифрованный намек на тайник знаний, содержимое которого в значительной мере способно повлиять на жизнь обнаружившего его народа, а быть может и всего человечества. Есть, правда, и еще одна гипотеза, о том, что в чреве Сфинкса нет ничего кроме праха фараонов и холодного камня. Так, где же искать истину? Сфинкс пока хранит молчание.

«Что за существо ходит на четырех ногах утром, на двух днем и на трех вечером?»
Почти наверняка, можно сказать, что это была самая первая в мире загадка. Она была придумана мерзким созданием, которое однажды появилось в окрестностях города Фивы в Древней Греции. Существо звали Сфинксом. У него была голова женщины, туловище льва, крылья орла и хвост змеи. В Фивы вела только одна дорога, никто не мог попасть в город в обход Сфинкса. Ты не смог бы пройти мимо создания (которое было очень большим и быстрым) без того, чтобы оно не загадало тебе загадку.
Одним из первых, кто встретился со Сфинксом, был молодой человек по имени Гемон. Он шел, чтобы встретиться со своим дядей, который на тот момент был фиванским царем. Многие другие люди в страхе бежали от странной помеси птицы, льва, змеи и женщины, но Гемон, будучи царских кровей, ничего не боялся.
- Стой, где стоишь! - потребовал Сфинкс голосом грозной школьной учительницы. Его хвост извивался в пыли, а крылья хлопали по воздуху.
- Чего ты хочешь? - спросил Гемон, хватаясь рукой за меч.
- У меня есть для тебя загадка, - сказал Сфинкс.
- Загадка? - успокоился Гемон. - Здорово. Какая?
- Что за существо ходит на четырех ногах утром, на двух днем и на трех вечером?
- Ну… дайка подумать. Четыре ноги утром? Это собака или что-то типа того? Однажды я видел козла с тремя ногами, но он не был жив, поэтому, полагаю, это не считается. Может, лягушка? Не знаю… Я сдаюсь…
Не успел он и слова дальше сказать, как Сфинкс его атаковал. Взмахнув крыльями, он подпрыгнул в воздухе. Его хвост обвился вокруг шеи Гемона и начал его душить. И наконец, пока его женское лицо зловеще хохотало, когти разорвали его на несколько частей, и через секунду дорога стала скользкой от крови, а это была одна из самых первых шуток, потому что «гемон» по-гречески значит кровь. Но Гемон, который в тот момент был погублен, явно не счел ее смешной.
Так же посчитали и жители Фив. Когда они узнали, что невозможно попасть в окрестности города, не встретив ужасного монстра, который задавал нерешаемую задачку и разрывал их на части, если они не могли ее разгадать, практически были в отчаянии. Это был плохой год для бизнесменов Фив. Город пришел в упадок, туристов не было. Хотя царь Лай и царица Иокаста, правящие в городе, предложили большую награду любому, кто избавит их от Сфинкса, приз так и не нашел своего хозяина.
Конечно, царевичи и воины приходили со всех концов земли, чтобы померяться силами со страшным существом, но уничтожить мечом или стрелами Сфинкса было невозможно. Его шкура была твердая, как сталь. Его огромные когти были острые, как бритвы. Крылья поднимали его в воздух, а хвост обвивался вокруг шеи прежде, чем жертва успевала моргнуть. Некоторые люди пытались разгадать загадку. Спустя несколько месяцев перепробовали все варианты ответов: крысы, летучие мыши, кошки, комары и оцелоты - ни один из них не был правильным. Каждый день воздух разрывал еще один крик, и свежая кровь лилась на дорогу.
В конце концов ситуация ухудшилась настолько, что царь решил, что ему стоит самому принять какие-то меры.
- Если бы мы знали, почему это ужасное создание здесь, - задумчиво сказал он. - Тогда мы могли бы найти способ, как от него избавиться.
- Почему бы не спросить у оракула? - предложила царица Иокаста.
Оракулом звали жрицу, которая могла не только предсказывать будущее, но и ответить на любой вопрос. Как только царица сказала об этом, Лай удивился, как он сам не догадался об оракуле.
- Отличная мысль, моя дорогая, - сказал он. - Я тут же к ней отправлюсь.
Теперь, если бы царь Лай дошел до оракула, то был бы неприятно шокирован. На самом деле в появлении Сфинкса был виноват он сам, даже если и не догадывался об этом.
Незадолго до этого Лай отправился к своему другу и влюбился в его сына. И зашел настолько далеко, что похитил юношу Хрисиппа, заточил его во дворце в Фивах и сделал своим слугой. В конце концов Хрисипп покончил с собой, и все бы ничего, если бы об этой истории не узнала Гера, царица богов. Она наказала царя Лая тем, что прислала Сфинкса к Фивам.
Но царь Лай так и не добрался до оракула и, соответственно, об этом не узнал, потому что по дороге встретил юношу, направлявшегося в Фивы сразиться со Сфинксом. Дорога была узкая, им вдвоем было не разойтись. Они поругались. А потом Лай проехал своей колесницей по ноге юноши. Молодой человек, который был достаточно жестокого нрава, ответил тем, что вонзил свой клинок в живот царя прежде, чем продолжить путь.
Юношу звали Эдип. Характер у него был сложный. Не то чтобы он был плохим человеком, нет, но его нрав оставлял желать лучшего. Он очень хотел стать героем, но не знал, как это сделать. В любом случае теперь он оказался в окрестностях Фив и сразился со Сфинксом.
- Стой, где стоишь! - закричал Сфинкс. - И скажи мне - если тебе дорога жизнь, - что за существо ходит на четырех ногах утром, на двух днем и на трех вечером?
Эдип думал, пока Сфинкс облизывал губы, распускал и прятал когти. Но чудовищу не повезло.
- Я знаю, - наконец сказал Эдип. - Ответ - человек. Утром, когда он ребенок, он ползает на четвереньках. Днем своей жизни он ходит прямо на двух ногах. А когда он стареет, вечером, передвигается, опираясь на посох.
Когда Сфинкс услышал, что загадка наконец разгадана, он покраснел от злости. Женская голова кричала, львиное тело извивалось, перья посыпались с крыльев, а змеиный хвост скрутился в клубок.
Что касается Эдипа, в награду его сделали царем Фив, он женился на царице Иокасте. Ни на минуту он не задумывался о том, что на самом деле она была давно потерянной им матерью, а что на дороге он убил своего отца…
Но это уже совсем другая история.


Египетский Сфинкс скрывает множество тайн и загадок, никто достоверно не знает когда и для каких целей была построена эта гигантская скульптура.

Исчезающий Сфинкс



Принято считать, что Сфинкс был воздвигнут во время строительства пирамиды Хефрена. Однако в древних папирусах, относящихся к постройке Великих пирамид о нем нет никаких упоминаний. Более того, мы знаем, что древние египтяне дотошно записывали все расходы, связанные со строительством культовых сооружений, но хозяйственных документов, относящихся к сооружению Сфинкса так и не найдено. В V веке до н. э. пирамиды Гизы посетил Геродот, который в подробностях описал все детали их строительства.


Он записал «все что видел и слышал в Египте», но о Сфинксе не обмолвился ни словом. До Геродота в Египте побывал Гекатей Милетский, после него – Страбон. Их записи обстоятельны, но о Сфинксе и там нет никаких упоминаний. Могли ли греки не заметить скульптуру 20 метров высотой и 57 метров шириной? Ответ на эту загадку можно найти в труде римского натуралиста Плиния Старшего «Естественная история», который упоминает, что в его время (I век н. э.) Сфинкса в очередной раз очистили от песков, нанесенных с западной части пустыни. И действительно, Сфинкса регулярно «высвобождали» от песчаных наносов вплоть до XX века.


Древнее пирамид



Реставрационные работы, которые начали проводиться в связи с аварийным состоянием Сфинкса, стали наводить ученых на мысль, что Сфинкс возможно древнее, чем считалось ранее. Чтобы проверить это, японские археологи во главе с профессором Сакуджи Иошимурой с помощью эхолокатора сначала просветили пирамиду Хеопса, а затем подобным образом исследовали скульптуру. Их вывод поразил – камни Сфинкса древнее, чем у пирамиды. Речь шла не о возрасте самой породы, а о времени ее обработки.


Позднее японцев сменила команда гидрологов – их выводы также стали сенсацией. На скульптуре они обнаружили следы эрозии, вызванной большими потоками воды. Первое предположение, которое появилось в прессе – русло Нила в древности проходило в другом месте и омывало скалу, из которой вытесали Сфинкса.


Догадки гидрологов еще смелее: «Эрозия это скорее следы не Нила, а потопа – могучего разлива воды». Ученые пришли к заключению, что поток воды шел с севера на юг, а приблизительная дата катастрофы – 8 тыс. лет до н. э. Британские ученые, повторив гидрологические исследования породы, из которой сделан Сфинкс, отодвинули дату потопа до 12 тыс. лет до н. э. Это в целом согласуется с датировкой Всемирного потопа, который, по мнению большинства ученых, произошел около 8-10 тыс. до н. э.

Чем болен Сфинкс?



Арабские мудрецы, пораженные величественностью Сфинкса, сказали, что исполин неподвластен времени. Но за прошедшие тысячелетия памятнику изрядно досталось, и, в первую очередь, виноват в этом человек. Сперва мамлюки упражнялись в меткости стрельбы по Сфинксу, их почин поддержали наполеоновские солдаты.


Один из правителей Египта приказал отбить скульптуре нос, а англичане украли у исполина каменную бороду и отвезли в Британский музей. В 1988 году от Сфинкса откололась и с грохотом упала огромная каменная глыба. Ее взвесили и ужаснулись – 350 кг. Этот факт вызвал самую серьезную обеспокоенность ЮНЕСКО.


Решено было собрать консилиум представителей самых разных специальностей, чтобы выяснить причины, разрушающие древнее сооружение. В результат комплексного обследования ученые обнаружили в голове Сфинкса скрытые и чрезвычайно опасные трещины, кроме этого установили, что также опасны заделанные некачественным цементом внешние трещины – это создает угрозу быстрой эрозии. Лапы Сфинкса оказались в не менее удручающем состоянии.


По мнению специалистов, Сфинксу, прежде всего, вредит человеческая жизнедеятельность: в поры статуи проникают выхлопные газы автомобильных двигателей и едкий дым каирских заводов, что постепенно разрушает ее. Ученые говорят, что Сфинкс серьезно болен. Для реставрации древнего памятника нужны сотни миллионов долларов. Таких денег нет. А пока египетские власти восстанавливают скульптуру своими силами.

Загадочное лицо



Среди большинства египтологов существует твердое убеждение, что во внешности Сфинкса запечатлено лицо фараона IV династии Хефрена. Эту уверенность ничем нельзя поколафигеть – ни отсутствием каких-либо свидетельств о связи скульптуры и фараона, ни тем, что голову Сфинкса неоднократно переделывали.


В том, что в лице Сфинкса проглядывает сам фараон Хефрен убежден известный специалист по монументам Гизы доктор И. Эдвардс. «Хотя лицо Сфинкса несколько изувечено, оно все еще дает нам портрет самого Хефрена», – заключает ученый. Интересно, что тело самого Хефрена так и не было обнаружено, а поэтому для сравнения Сфинкса и фараона используют статуи. В первую очередь речь идет о скульптуре высеченной из черного диорита, которая хранится в Каирском музее – именно по ней сверяют облик Сфинкса.

Чтобы подтвердить или опровергнуть идентификацию Сфинкса с Хефреном группа независимых исследователей подключила к делу известного нью-йоркского полицейского Франка Доминго, который создавал портреты для опознавания подозреваемых. Через несколько месяцев работы Доминго заключил: «Эти два произведения искусства изображают двух разных лиц. Фронтальные пропорции – и в особенности углы и лицевые выступы при боковом обзоре – убеждают меня в том, что Сфинкс – это не Хефрен».

Мать страха



Египетский археолог Рудван Аш-Шамаа полагает, что у Сфинкса существует пара женского пола и скрывается она под толщей песка. Большого Сфинкса часто называют «Отцом страха». По мнению археолога, если есть «Отец страха», то должна быть и «Мать страха». В своих рассуждениях Аш-Шамаа опирается на образ мышления древних египтян, которые твердо следовали принципу симметрии.

На его взгляд, одинокая фигура Сфинкса выглядит очень странно. Поверхность того места, где по предположению ученого должна находиться вторая скульптура, возвышается над Сфинксом на несколько метров. «Логично предположить, что статуя просто скрыта от наших глаз под толщей песка», – убежден Аш-Шамаа. В поддержку своей теории археолог приводит несколько аргументов. Аш-Шамаа напоминает, что между передними лапами Сфинкса расположена гранитная стела, на которой изображены две статуи; есть также известняковая табличка, в которой говорится что в одну из статуй ударила молния и разрушила ее.

Тайная комната



В одном из древнеегипетских трактатов от имени богини Исиды сообщается, что бог Тот поместил в тайное место «священные книги», которые содержат в себе «секреты Осириса», а затем навел на это место чары, чтобы знания оставались «неоткрытыми до тех пор, пока Небо не родит существ, которые будут достойны этого дара».

Некоторые исследователи и сегодня уверены в существовании «тайной комнаты». Они вспоминают, как Эдгар Кейси предсказал, что однажды в Египте под правой лапой Сфинкса будет найдена комната, названная «Залом Свидетельств» или «Залом Летописей». Информация, сохраненная в «тайной комнате» поведает человечеству о высокоразвитой цивилизации, существовавшей миллионы лет назад. В 1989 году группа японских ученых радиолокационным методом обнаружила под левой лапой Сфинкса узкий тоннель, уходящий в сторону пирамиды Хефрена, а северо-западнее Камеры Царицы была найдена внушительных размеров полость.


Однако более детальное изучение подземных помещений египетские власти провести японцам не позволили. Исследования американского геофизика Томаса Добецки показали, что под лапами Сфинкса находится большая прямоугольная камера. Но в 1993 году его работу внезапно приостановили местные власти. С этого времени египетское правительство официально запрещает проводить геологические или сейсмологические исследования вокруг Сфинкса.

В Египте, на краю пустыни, воздвигнута самая грандиозная скульптура из всех когда-либо сделанных человеком. Высота ее более 20 метров, а длина - 57 метров. Но вот что поражает своей беспредельной загадочностью - в древних папирусах, относящихся к эпохе постройки великих пирамид, о нем нет ни слова. Иероглифы донесли до нас не только имена строителей пирамид, но и степень их инженерного таланта. Известны имена умелых архитекторов, создавших заупокойные храмы фараонов. Но вот авторы Сфинкса науке неизвестны. Обращенный задумчивым лицом к востоку, перед высокой пирамидой Хефрена возлежит на высоком пьедестале каменный Сфинкс - лев с человеческой головой.

Лишь лет через 400 после Хефрена вдруг всплывают иероглифические тексты с названием этого египетского памятника - "шепес анх”, что означает "живой образ”. Логического объяснения этому наука не нашла. Еще позже гигантского Сфинкса египтяне вдруг стали отождествлять с богом Хармахисом. Рождается легенда, повествующая, что этот громадный хищник вечно бодрствует, охраняя покой пирамид. Ночью он видит лучше, чем днем. Порукой его силы является космос...

В другом мифе Сфинксу доверено следить за восходом Солнца и обращением планет. Приглядывать он обязан и за Сириусом. За все это ему следует приносить жертвы...

В эпоху Нового царства, то есть примерно с 1500 года до н. э., без всякой видимой причины зарождается новый культ Сфинкса. Лев с головой фараона стал наиболее часто встречаемым образом в египетском искусстве. Две небольшие скульптуры, относящиеся к эпохе Аменхотепа III, украшают с 1832 года набережную державной Невы у Академии художеств в Петербурге...

В ту же эпоху образ загадочного Сфинкса начал пересекать границы Египта. В древности боги и полубоги вольно кочевали от одного народа к другому. Так, римляне из своих военных походов завезли в Европу малоазиатскую Астарту, не говоря уже о богатом пантеоне древнегреческих богов и богинь. Что касается греков, то им очень понравился египетский Сфинкс. Он вошел во множество сказаний, сказок и легенд Эллады, правда, в трансформированных видах.

Первоначально египетский Сфинкс в древнегреческих мифах и сказках сохранил черты льва с головой мужчины. Он бродил по дорогам близ Парнаса и пожирал прохожих. Если их было мало, он подходил к городским воротам и чудовищным рыком требовал жертв. Народной фантазией он был сделан родным братом Лорнейской гидры, Цербера, Немейского льва и других страшилищ.

Однако в классический свод античных легенд он вошел в ином образе - стал крылатым чудовищем с головой женщины, а назывался Сфинго. Обитала эта крылатая львица близ Фив и душила проходящих путников, которые не могли ответить на загадку: "Кто ходит по утрам на четырех ногах, в полдень на двух, а вечером на трех?”

Грек Эдип, проходивший мимо скалы, где восседала кровожадная женщина-Сфинкс, выслушал коварный вопрос и спокойно ответил, что знает разгадку с детства. По одному варианту легенды он узнал ответ у бродячего сказочника, а по другому - от речных муз. Так или иначе, но Эдип ответил правильно. Речь шла о человеке в разном возрасте - в младенчестве, зрелом состоянии и старости, когда он опирается на костыль. От досады Сфинго бросилась со скалы и разбилась. Кстати, такой исход предсказали боги Олимпа. За освобождение от зловещего Сфинкса греки сделали Эдипа царем Фив.

Теперь обратимся к запискам Геродота о Египте. Отец истории в 445 году до н. э. поведал о малейших деталях великих пирамид и причислил их к первым чудесам света. Он написал, сколько времени возводились гигантские пирамидальные горы фараонов и сколько рабов трудились над камнями. Он скрупулезно перечислил, сколько им доставляли чеснока, редьки, сухих лепешек. Но в своей "Истории”, в которой записал "все, что видел и слышал в Египте”, грек не обмолвился о Сфинксе ни единым словом. Но ведь Геродот не был слепцом, как Гомер! Не мог же не заметить гигантского льва перед пирамидами? Тем не менее, он его не увидел!

До Геродота в Египте набирался мудрости Гекатей Милетский, а после него - Гекатей Абдерский и знаметый географ и путешественник Страбон. Их записки обстоятельны, но Сфинкса и они почему-то не упоминают. Заговор молчания? Но ведь в греческом эпосе тогда уже были мифы о Сфинксе! В чем же дело?

Загадка становится еще более мистической, если вспомнить, что египетские чиновники - слуги фараонов дотошно записывали все расходы, связанные со строительством пирамид и культовых построек, учитывали трудодни, вес камней и длину дорог к долине пирамид. Так вот - ни одного хозяйственного документа эпохи возведения больших пирамид, относящегося к Сфинксу, археологами не найдено. Случайность ли это? Или тут что-то другое?

Ответ между тем находится в труде римского натуралиста Плиния Старшего "Естественная история”. Он в повествовательном тоне сообщает, что в его время Сфинкса в очередной раз очистили от песков, нанесенных с Запада из пустыни. В очередной раз! Сколько же их было? Выходит, Геродот, Страбон и другие греки просто не видели Сфинкса своими глазами. Он был под слоем песка.

Загадка отчасти разъясняется и в старых легендах, распространенных сперва среди египтян, а затем и арабов. Сфинкс - живое существо, полубог, страж порядка. Когда ему что-либо не нравится в поведении людей, например их раздоры, войны, грабительские набеги на соседние племена или еретические увлечения чужими идолами,- он спрыгивает с пьедестала, уходит ночью в Ливийскую пустыню и там зарывается глубоко в песок...

Действительная суть загадки в том, что огромная скульптура время от времени покрывается песком выше головы. Но происходит это на том месте, где она возведена. Пески из жаркой Ливии несутся огромной массой и в наши дни. Раньше не умели возводить барьеры, лесные полосы, как сейчас, и Сфинкса, когда египтяне о нем вдруг вспоминали, приходилось откапывать деревянными лопатами.

В конце прошлого века в Египте была найдена стела, текст которой составлен в XV веке до н. э. при правлении Тутмоса IV. Иероглифы сообщают, что фараону было знамение во сне: если он очистит Сфинкса от песка, то его царствование будет благополучным. И скульптуру в очередной раз откапывали, потратив на это почти год...

В XII веке до н. э. после освобождения долины Нила от очередных завоевателей скульптуру снова откопали. И с этого времени начина-ется целая эпоха в искусстве Дре-внего Египта, связанная с изго-товлением тысяч и тысяч малень-ких каменных львов с головой человека - от талисманов для ношения на гру-ди до размеров живого африканского льва. Ги-гантов не дела-ли. У храма царицы Хатшеп-сут египтяне возвели целую аллею гранитных сфинксов. И такие аллеи затем устраивались у заупокойных храмов всех последующих фараонов.

В последнее время обнаружились сведения, что большого Сфинкса откапывали из песка при воцарении в Египте династии Птоломеев, затем при римских императорах и арабских правителях в долине Нила. После продолжительных песчаных бурь приходится очищать памятник и в наши дни, хотя сейчас песка и меньше, чем раньше.

Кстати, именно очистные работы помогли сотрудникам департамента древностей АРЕ сделать поразительное открытие. Бульдозер между Сфинксом и пирамидой Хефрена случайно вскрыл следы городского поселения - одного из самых первых в Египте. Во времена, предшествующие великим фараонам, его жители чем-то разгневали своего царя, и он приказал сравнять его с землей. Следы города настолько размыты временем и людьми, что происхождение его определить пока трудно. Ясно одно: он намного старше пирамид.

Уже первые сопоставления всех этих явлений, фактов, исторических записей и легенд заставили ученых усомниться в устоявшемся мнении, будто Сфинкс был возведен в одну эпоху с пирамидами Хефрена и Хеопса.

Примерно за год до прибытия в Египет гидрологов к фундаменту скульптуры подъехала кавалькада оранжевых автофургонов. Из машин быстро высыпались люди в солнцезащитных очках, тропических шлемах и комбинезонах с иероглифами на спине. Правда, это были японские буквы. Токийские археологи во главе с профессором С. Иошимура просветили эхолокаторами массив пирамиды Хеопса, после чего решили обследовать камни Сфинкса. И уже через три дня японцы пришли к ошарашивающему выводу: "Камни скульптуры древнее блоков пирамиды”. Оговоримся: японские специалисты имели в виду не геологический возраст породы, из которой сделан лев с лицом человека, а возраст скульптуры, то есть время обработки природного камня.

Затем токийские ученые объявили вторую сенсацию: электронная аппаратура под левой лапой каменного изваяния обнаружила узкий туннель, ведущий в сторону пирамиды Хефрена. Он начинается на глубине двух метров и уходит наклонно вниз. Дальше его проследить невозможно. Профессор С. Иошимура пообещал создать новое устройство специально для исследования этого сооружения. Так получили подтверждение слухи, давно ходившие среди арабов, утверждавших, что под Сфинксом есть прокопанный египтянами туннель, по которому можно было пустить воду при попытке ограбления погребальной камеры в пирамиде Хефрена...

Через некоторое время у пьедестала древнего льва расположилась команда гидрологов. И новая сенсация: у основания пьедестала обнаружены следы эрозии от большого потока воды. Как только это сообщение было опубликовано в вашингтонском вестнике по исследованиям природы новыми методами, в прессе появилось заявление, будто раньше Нил был шире и обтекал скалу, из которой вырубили бесконечно загадочного Сфинкса.

Как же так? Ведь кругом пустыня! Какой тут Нил? "Скорее всего тут следы не Нила, а потопа”,- предположили гидрологи, - "могучего разлива воды. И шел он с севера на юг. Это был не разлив Нила, а библейская катастрофа!” После анализов и консультаций с геофизиками названа вероятная дата потопа: восемь тысяч лет до н. э.!

Англичане, повторив анализ, отодвинули эту дату до двенадцати тысяч лет в глубь веков, и отметили, что следы водной эрозии приходятся на обработанную часть скалы, на которой зиждется Сфинкс. Французские археологи подметили: датировка египетского потопа совпадает с датой гибели легендарной Атлантиды по Платону...

Нет, ничто не ново под луной. Еще в XII веке европейцы познакомились с арабской легендой, согласно которой пирамиды были построены для спасения египтян во время потопа, а Сфинкс был сооружен, чтобы заблаговременно предупреждать людей о возможности катастрофы. Не случайно его глаза не только мудры, но и вечно насторожены... И еще... Сфинкс имеет третий глаз, направленный в Космос!

Мистический Сфинкс несколько тысячелетий смотрит на восход вечного светила. Но он не молчит. Он продолжает задавать загадки и ждет Эдипа следующего века.

Будем ждать и надеяться!