Что за животное статуя сфинкса. Великие пирамиды Гизы (Египетские пирамиды) и Большой Сфинкс — наследие Древнего царства


Вы любите праздники? Ну, конечно же, кто их не любит! Особенно прекрасны , поэтому, если вам повезет оказаться в весенние дни в этой чудесной стране, заряд бодрости, энергии и приятные впечатления от отдыха – гарантированы. Сегодня наша статья посвящается красивому празднику весны Испании – Фальяс. Он начнется первого марта и закончится девятнадцатого марта, Днем Святого Джозефа, покровителя Валенсии. Расскажем о нем подробнее.

«Las Fallas » или «Фальяс », а если придерживаться испанской транскрипции – «Лас Файяс», отличается особой притягательностью для многочисленных туристов, которые съезжаются в Испанию, чтобы полюбоваться на красивое действо, стартующее с приходом весны. Особенно красиво его отмечают в . В первый календарный день весны - первого марта, в Испании проходит парад пиротехников – «mascleta», когда небо озаряют многочисленные салюты, невольно напоминающие нам наши новогодние торжества. Это своеобразное начало Фальяса. В параде участвуют не только профессиональные команды пиротехников, которые соревнуются между собой: у кого выйдет самый оглушительный и зрелищный салют, но еще есть специальные команды хулиганов-пиротехников, которые ходят по городу, одетые в черные рубашки, с клетчатыми платками на шее, и бросают под ноги прохожим мини-бомбочки, петарды, шутихи. Предупреждаем вас об этом заранее, чтобы вы были в курсе, и не испугались неожиданных взрывов у ног. Многие туристы не знают об этой традиции, поэтому бывают, мягко сказать, - ошарашены. Итак, в первый день марта вас ждет грохот над головой и под ногами, но, этого темпераментным испанцам мало: местные жители тоже активно участвуют в подрыве петард: от мала до велика, независимо от возраста и общественного положения: бизнесмены, служащие, пенсионеры, студенты и школьники - все вовлечены в это коллективное безумство. Что самое интересное – это не ограничивается одним днем!

Следующий этап Фальяса – испанского праздника весны сменяется приношением в дар цветов «Святой Покровительнице всех беззащитных» – «La Ofrenda de Flores a la Virgen de los Desamparados». Три дня, горожане несут букеты цветов на площадь Святой Девы к огромной статуе Девы Марии с младенцем Иисусом на руках. Испанцы тщательно украшают всю площадь и саму статую: они выкладывают из гладиолусов, гвоздик, цикламенов, лилий затейливые узоры на ее одежде, руках, лице, также украшают и младенца. Во время подношения цветов, по традиции, испанцы наряжаются в национальные костюмы. Женщины – главные действующие лица церемонии подношения цветов. Они надевают яркие костюмы ручной работы, расшитые бисером, жемчугом, кораллами. Мужчины в течении трех праздничных дней играют роль помощников: несут и помогают устанавливать на площади крупные композиции из цветов, которые прибывают в Валенсию из других областей и регионов Испании, занимаются организацией оркестров. Заканчивается подношение цветов поеданием огромной паэльи, которую готовят на стадионе Валенсии. Она готовится в таком количестве, чтобы можно было накормить всех жителей города. Но, традиционно, главное блюдо Фальяса во всей Испании - пончики с шоколадом – «bunuelos», которые в Валенсии можно купить круглосуточно. В это время по всей Испании проходят веселые карнавалы, маскарады, шуточные конкурсы. Тогда же, избирают королеву и принцессу праздника. На этот пост рассматриваются несколько претенденток, из самых красивых девушек и девочек города. Королева и принцесса Фальяс должны будут отдать приказ на кульминационное событие праздника – «La Crema», которое случится девятнадцатого марта. Фальяс - завершается торжественным сжиганием громадных кукол, это происходит в ночь с девятнадцатого на двадцатое марта. С пятнадцатого марта, начинается подготовка к нему. На валенсийских улицах, устанавливают композиции громадных фальяс – кукольных фигур, давших название этому празднику. Эти куклы могут изображать известных политиков, актеров и прочих знаменитостей. Они призваны высмеять людские пороки, значимые события в городе или стране. Куклы-фальяс в высоту достигают двадцати метров. Чтобы их создать, работают целые профессиональные команды, состоящие из дизайнеров, художников, столяров. В Валенсии имеются специальные фабрики, где создают эти куклы из легко-воспламеняемых материалов, таких как: картон, бумага, фанера, папье-маше. Делают фальяс целый год: сразу после завершения праздника весны, опять начинается создание новых кукол. Огромных кукол устанавливают на каждой городской улице: больших - с помощью кранов, кукол поменьше - вручную. Фигуры фальяс настолько пестрые и многочисленные, что от них в эти весенние дни рябит в глазах. Из-за множества кукол на улицах, в период с пятнадцатого по двадцатое марта в Валенсии даже перекрывают дорожное движение. Три дня, туристы и горожане, любуются на них. За это время, они будут должны выбрать одну большую и одну маленькую куклу, которые, избегнув участи остальных фальяс, отправятся сразу в Музей Фальяс – «Museo Fallero», а создавшие их авторы, получат премию от городской мэрии. В десять часов вечера девятнадцатого числа, Королева Фальяс – праздника весны в Испании, отдает приказ на сожжение маленьких фигур кукол, в полночь – приходит очередь предать огню большие фигуры. Примерно на четыре часа, всю Валенсию охватывает полыхающий костер, зарево от которого видно далеко за ее пределами. Таким образом, годовой кропотливый труд людей сгорает за эти несколько часов. Но зрелище получается настолько захватывающим, что мастера не жалеют потраченного времени. Как только догорит последняя кукла-фальяс, в течение часа звучит последний салют – грандиозный и впечатляющий. Так заканчивается красивый испанский праздник весны – Фальяс. Убирается пепел с улиц, а на следующее утро, уже начинаются приготовления к следующему празднованию Фальяса.

– всегда славилась интересными, яркими и аутентичными праздниками. Они идут в этой замечательной стране друг за другом, поэтому у туристов, приехавших на отдых в Испанию, имеется отличная возможность полюбоваться одним из этих веселых и красочных зрелищ.

Ни один праздник в Испании не проходит без фейерверков и петард. Но есть один фестиваль, который посвящен огню, этому великому явлению природы. Это праздник огня в Валенсии Las Fallas. Он отмечается с 15 по 19 марта и знаменует начало весны.

Философия испанцев такова, что будущее не должно соприкасаться с прошлым. Они уверены в том, что счастье не наступит без освобождения от пережитков прошлого. Именно поэтому каждый Новый год они выбрасывают из дома все старое или хотя бы одну старую вещь (пусть даже приобретенную только в прошлом году).

Так и огонь для испанцев – это не повод к панике и страху. Для страстной и горячей нации огонь – это возможность обновиться и избавиться от всего ненужного. Огонь несет в жизнь испанцев радость, свет и счастье.

О происхождении такого торжества бытуют различные мнения. Одна версия говорит о языческом происхождении праздника. Когда при отсутствии религии люди жгли костры для ублажения святых. С приходом религии церковь не смогла полностью искоренить такой обычай, а лишь постаралась его адаптировать под свои интересы.

Вторая версия говорит о происхождении этого праздника с 17 века. В те времена плотники в начале весны сжигали остатки своей работы и деревянные подсвечники, в которых они уже не нуждались. Сожжение происходило в честь покровителя плотничного дела святого Иосифа. Постепенно на деревянные подсвечники стали надевать одежду, придавая им вид людей. Так появлялись гигантские куклы, которые были сатирой на известных жителей Валенсии.

Дети же в преддверие сжигания ходили по дворам и собирали весь хлам. Постепенно к ритуалу сожжения присоединялось все больше и больше людей. Количество ненужного хлама позволяло создавать целые композиции.

Сегодня же производством кукол занимаются не только люди, но и специальные фабрики. Кукол делают из папье-маше, дерева и картона. Наиболее популярный материал – пенопласт. Его состав позволяет создавать гигантские шедевры, которые мало весят.

Происхождение названия праздника связано с несколькими испанскими словами. «Fax» по-испански «факел», так же называются куклы, которые украшают данное торжество и такое названия имеет группа людей соседей, которые занимаются производством данных кукол к торжеству, и ячьи произведения в итоге участвуют в конкурсе.

Главные герои Las Fallas

Фальяс – это огромные куклы в виде карикатуры на известных деятелей района. Размеры таких кукол очень большие. Некоторые достигают 30 м в высоту. Эти герои устанавливаются повсеместно на специальных помостах и при помощи подъемных кранов. Огромные фальяс окружаются небольшими нинотами. Тоже карикатуры, но в меньшем размере.

Именно сожжение этих огромных гигантов и является кульминацией праздника.

Празднование Las Fallas сегодня

К празднику готовятся в течение года. В основном это вязано с изготовлением кукол. К этому делу относятся очень серьезно и творчески. За месяц до начал торжества все мастера выставляют своих кукол на общее обозрения. В течение этой выставки выбирают лучшую куклу, которая не будет сожжена, а займет почетное место в Музее Фальяс.

Все начинается с начала марта торжеством Mascleta – это парад пиротехники, похожий на целое театральное представление. В период до 15 марта это действие повторяется каждый день в 14.00 на центральной площади Мэрии.

17 и 18 марта валенсийцы отдают честь покровительнице города Деве Марии. Они несут цветы к ее фигуре. Для женщин характерно для этого возложения облачаться в национальные наряды с множеством украшений.

Ночь с 18 на 19 называется «Ночью Огня». В эту ночь разворачивается уникальное шоу пиротехники. Ночь становится похожа на ад с множеством огней, взрывов и света.

И уже с 19 на 20 происходит сожжение фальяс — La Crema . Но и это действие не выглядит просто костром. К сожжению испанцы подходят изысканно. Сжигаются куклы поочередно. В 22.00 сжигаются детские фальи, в 22.30 сжигается победительница конкурса детских кукол. После сжигаются взрослые фальи. И окончание праздника знаменует сожжение внеконкурсной куклы на площади Мэрии.

Весь период празднования Las Fallas сопровождается карнавалами, маскарадами и конкурсами. Одним из конкурсов является выбор королевы и принцессы бала. Именно эти девушки дают приказ начала сожжения.

Las Fallas для туристов – это возможность увидеть горячее сердце испанцев в своими глазами. В эти дни Валенсия покрыта взрывами, заревом и вспышками. Las Fallas – это настоящий взрыв эмоций по-испански.

Жители Валенсии славятся своей любовью к праздникам и умению веселиться. Праздники распределены по всему календарю, что позволяет отмечать их практически весь год. Валенсийцы известны своей шумливостью и способностью создавать прекрасное. Не зря в эпоху средневековья здесь с пышностью и блеском принимали королей, пиры оживлялись фейерверками, боем быков, шествием забавных повозок. Валенсийский праздник - это как маскарад, как коллективное очищение от монотонной обыденной жизни. Фиеста в Валенсии почти беспрерывна - от дня зимнего солнцестояния до дня осеннего равноденствия. Приход весны и дня летнего солнцеворота - время большого общественного оживления, созвучного пробуждению природы и наступлению жары. Праздничное настроение длится долго, от самого Рождества. Начиная с зимних месяцев, валенсийцы отмечают ряд праздников, посвященных огню, призывающему плодородие на поля. Повсюду горят костры, отвращая злых духов и любую нечисть, и охраняя имущество жителей. Но валенсийцы берегут силы для главного праздника - фальяс, взрывающегося карнавалом во время Великого поста. Фальяс - один из самых важных праздников города Валенсии и третий по значимости в Испании. Помимо столицы, его отмечают практически во всех местах автономного сообщества: Дении, Альсире, Гандии, Орихуэле и других.

История праздника

С тех самых пор, как прометеев огонь был похищен у богов, человек восхваляет, боится и, в то же время, поклоняется силе огня; огню, вечно изменяющему свое обличье, всепоглощающему, боящемуся только одного - воды, своего вечного противника. На протяжении существования человечества всегда существовали ритуалы, где главным элементом был огонь, который символизировал обновление: разрушать старые вещи, чтобы дать жизнь новым. Даже сегодня во время праздника на Средиземноморском побережье можно увидеть сотни костров, в которые бросают старые вещи или игрушки.

Происхождение фальяс до сих пор точно не известно. Существует несколько версий. Самой убедительной и популярной теорией является та, в которой говорится, что в свое время 19 марта валенсийские столяры жгли костры из оставшегося дерева в честь своего покровителя Святого Иосифа. Другая версия говорит о том, что фальяс берет свое начало от огня, который был символом наступающего лета. А, начиная с периода христианизации, значение и функцию этого праздника уже перенесли на чествования святых, которые выпадали на эти даты. И, наконец, третья версия рассказывает нам о фигуре "parot" - игрушке, которая олицетворяла собой какой-нибудь персонаж, и которую потом бросали в огонь. В наши дни эта версия объясняет сатирический характер персонажей.

Документальных сведений о зарождении фальяс в народную традицию нет. Первые упоминания датируются второй половиной 18 века. В это время уже появились первые муниципальные законы, которые регулировали установление фигур в определенном месте, с целью избежания возможных пожаров. Начиная с 19 века, документальных сведений о фальяс становится все больше.

Тем не менее, праздник прошлых времен отличался от форм его проведения в наши дни. Раньше они отмечались накануне дня почитания Святого Иосифа: фигуры устанавливались 18 марта и сжигались этой же ночью. Построение напоминало театр: деревянные подмостки, на которые устанавливались различные фигуры-персонажи, изображающие какую-нибудь сценку. Тогда еще кукол изготавливали из дерева с картонными масками, в то время как сейчас основа делается из дерева, а кукла - из папье-маше или картона.

Начиная с конца 19 века, праздник приобретает определенный размах и силу. Число проводимых фальяс из года в год значительно увеличивается: если в 1852 году был проведен всего лишь один праздник, то в 1872 году их было уже 16. С 1866 года все интересней и разнообразней становится пиротехника, появляются бюллетени каждого фальяс, семьи и знакомые образуют комиссии, которые организовывают и следят за праздником. С 1873 года постепенно вводится кульминационное действие настоящего фальяс "la crema", которое отмечается ночью 19 марта. Городские власти пытаются контролировать организацию праздника и в 1851 году вводят специальное разрешение на установку фигур, а с 1872 года определенную плату за его проведение. В 1851 году устанавливается цензура на проведение фальяс, с целью контроля критики политической и социальной сферы, а также моральных устоев общества. В итоге этот контроль и давление привели к исчезновению на празднике старых декораций и хлама.

В конце 19 века фальяс становится самым популярным праздником в Валенсии. Растет как их число, так и география проведения. Фигуры, изготовленные из новых материалов, становятся больше размером и интересней по своей композиции. В связи с этим культурное общество "Lo Rat Pentat" предложило отмечать лучшие фальяс премиями, что и было сделано мэрией в 1901 году.

Тридцатые годы нашего столетия стали тем самым моментом, когда валенсийский праздник начал приобретать международную известность, по инициативе комитета участников фальяс был создан главный совет по проведению и организации праздника. Стали проводиться веселые кавалькады, выборы королевы и одиннадцати принцесс среди детей, а также главной королевы и ее свиты.

В 50-ых гг. появляется все больше желающих увидеть фальяс своими глазами. С 80-ых гг. площадь мэрии уже перестает быть традиционным местом, где жгли костры, и их переносят в более просторное место к устью реки Турия.

Наблюдая за эволюцией праздника огня и традиции, сейчас можно говорить о том, что его историю делают сами жители и гости страны, то есть все те, кто в нем принимает участие, тем самым приспосабливая фальяс к изменениям времени. Например, теперь информацию о празднике и программе можно получить даже на страницах в Интернете: www.fallas.com

Как отмечают фальяс в наши дни

Смысл празднества состоит не просто в сжигании композиции, главную и основную роль в нем играет единство трех элементов: пиротехнический салют, музыка и почитание Святого Иосифа и Святой Покровительницы всех беззащитных.

Организаторы праздника фальяс - представители комиссий - берут на себя обязательства по установке в предписанные дни кукольных композиций. Со временем большинство таких комиссий привнесло в праздник элементы валенсийской культуры, как, например, валенсийскую хоту, огонь "truc" и традиционную игру в мяч. На площади Валенсии в первой половине марта наряду с другими мероприятиями проводится коррида.

Около сорока городков Валенсийского сообщества празднуют фальяс. К этому празднику жители начинают готовиться заблаговременно, сразу же после его окончания, то есть практически за год. Из картона и дерева сооружаются фигуры, представляющие различные явления социальной и повседневной жизни, едко высмеивающие человеческие пороки и добродетели. Фигуры обычно составляют композицию, где есть главный или же основной персонаж (ninots), вокруг которого группируются другие фигуры, все аккуратно изготовленные и раскрашенные в яркие цвета. Высота фигур также различна, некоторые из них могут достигать двадцати метров в высоту. Обычно их изготавливают в специальных мастерских или же в школах-студиях изобразительного искусства и мастерства. Но есть и немало любителей, которые создают небольшие по размеру фигурки своими руками в домашних условиях. Фигура-персонаж (ninot) вначале изображала мифологических героев и святых, но затем все больше приобретала значимость для изображения и высмеивания аристократии и буржуазии. И все это для того, чтобы обратить в пепел 19 марта, в день Святого Иосифа, когда праздник завершается огромным костром. Чтобы придать огню большую силу, фигуры одевают в настоящие одежды и костюмы, соответствующие размерам персонажей. Если вы хотите познакомиться с этапами праздника и зарождением его в народную традицию Валенсийского сообщества, то всегда можно посетить музей, который так и называется "Музей Фальяс" ("Museo Fallero" по адресу Plaza de Monteolivete, 4). В нем представлена коллекция из фигур-персонажей, которые по всеобщему решению были признаны лучшими и посему освобождены от участи сгореть на костре. В наши дни, за месяц до начала фальяс, организуется выставка фигур-участников, посетители которой могут их увидеть во всей красе.

Праздник, длящийся несколько дней, состоит из действий. С 1 марта начинается действо, носящее название "mascleta", во время которого проходит пиротехнический парад. Вечером и ночью раздаются взрывы салюта, миллионы огней освещают город, а воздух наполняется едким дымом. Люди спешат к средневековому замку - центру, откуда видно все на много верст. В настоящий момент для пиротехнического салюта задействована электронная техника и оборудование.

Следующий этап называется "La Ofrenda de Flores a la Virgen de los Desamparados". Два дня посвящены цветам, которые приносятся в дар Святой Покровительнице всех беззащитных. Площадь, названная в честь этой святой, превращается в настоящий сад, в котором фасад базилики - это узорный ковер из различных видов и сортов цветов, скрывающий ее стены. Главной фигурой площади является 14-метровая фигура Святой, выполненная из дерева и украшенная цветами: гладиолусами, гвоздиками, цикламенами, лилиями и другими видами. Для самих валенсийцев и гостей это один из самых любимых моментов. И действительно, по сравнению с другими, этот праздник является одним из самых интересных и трудоемких по своей подготовке. Жители наряжаются в национальную одежду ярких цветов, расшитую разноцветными нитками. Главной гордостью валенсийцев является их верность одежде, изготовленной по старинному традиционному методу, а также драгоценностям. Женщины, девушки и маленькие девочки облачаются в узорчатую шелковую ткань ручной работы, а ведь за день можно изготовить только 20 сантиметров! Особого внимания заслуживают украшения, которыми дополняют наряд: серьги, броши, цепочки, заколки для волос, гребни и даже пуговицы. Они могут состоять как из камней: жемчуга, кораллов и изумрудов, так и просто из обработанного стекла. Недаром это великолепное костюмное сочетание производило неизгладимое впечатление на многих великих путешественников, побывавших в Валенсии в марте. В Испании для каждого определенного праздника есть кулинарный гвоздь программы. Во время фальяс здесь царит вкус и запах пончиков, которые называются bunuelos, основным наполнителем которых считается шоколад. Пончики продают практически на каждой улице с самого рассвета и до захода солнца.

Продолжение берет на себя действо под названием "La Crema" - кульминация праздника, который отмечают 19 марта. Этот день является символом жертвоприношения того труда и ожиданий, которыми люди жили в течение всего года. Ровно в десять вечера начинается сожжение детских фигур, в полночь же Валенсия превращается в мир пламени и пепла. Гремят разноцветные салюты, звучит музыка, трещотки, повсюду не смолкает шум, раздаются аплодисменты, и людей переполняет грустное чувство прощания. Утро следующего дня начинается с тишины, лишь следы от огня вновь напоминают о уже прошедшем празднике. Впрочем, уже через несколько недель валенсийцы начнут придумывать новые проекты фигур для фальяс следующего года, и история начнется снова.

Каждая цивилизация имеет свои символы, которые считаются неотъемлемыми частями народа, его культуры и истории. Сфинкс Древнего Египта - бессмертное доказательство могущества, силы и величия страны, немое напоминание о божественном происхождении его властителей, канувших в века, но оставивших на земле образ вечной жизни. Национальный символ Египта считается одним из самых великих архитектурных памятников прошлого, до сих пор наводящим невольный страх своей внушительностью, ореолом тайн, мистических легенд и вековой историей.

Памятник в цифрах

Сфинкс египетский известен всем и каждому жителю на земле. Памятник вырублен из монолитной скалы, имеет тело льва и голову человека (по некоторым источникам - фараона). Длина статуи составляет 73 м, высота - 20 м. Символ могущества королевской власти расположен на плато Гизы западного побережья реки Нил и окружен широким и достаточно глубоким рвом. Глубокомысленный взор Сфинкса устремлен на восток, в сторону той точки небес, где восходит Солнце. Памятник много раз оказывался под покровом песка и был не раз отреставрирован. Статуя была полностью очищена от песка только в 1925 году, поразив воображение жителей планеты своим масштабом и размерами.

История изваяния: факты против легенд

В Египте Сфинкс считается самым загадочным и мистическим памятником. Его история на протяжении многих лет вызывает бурный интерес и особое внимание историков, писателей, режиссеров и исследователей. Каждый, кому довелось прикоснуться к вечности, которую олицетворяет статуя, предлагает свою версию ее происхождения. Местные жители называют каменную достопримечательность «отцом ужаса» по причине того, что Сфинкс является хранителем множества таинственных легенд и излюбленным местом туристов - любителей загадок и фантастики. По мнению исследователей, история Сфинкса насчитывает более 13 веков. Предположительно, он был построен для того, чтобы зафиксировать астрономический феномен - воссоединение трех планет.

Миф о происхождении

До сих пор не существует достоверных сведений о том, что же символизирует это изваяние, для чего оно было построено и когда. Отсутствие истории заменяется легендами, которые передаются из уст в уста и рассказываются туристам. Тот факт, что в Египте Сфинкс является древнейшим и самым большим памятником, порождает о нем таинственные и нелепые истории. Существует предположение, что статуя охраняет надгробия величайших фараонов - пирамиды Хеопса, Микерина и Хефрена. Другая легенда гласит, что каменное изваяние символизирует личность фараона Хефрена, третья - что это статуя бога Гора (бог неба, получеловек, полусокол), наблюдающего за восхождением своего отца - Бога Солнца Ра.

Легенды

В древнегреческой мифологии Сфинкс упоминается в качестве безобразного чудовища. По версии греков, легенды Древнего Египта об этом монстре звучат так: существо с телом льва и головой человека породили Эхидна и Тифон (женщина-полузмея и великан с сотней драконьих голов). Оно имело лицо и грудь женщины, тело льва и крылья птицы. Чудовище обитало недалеко от Фив, подстерегало людей и задавало им странный вопрос: «Кто из живых существ утром передвигается на четырёх ногах, днём на двух, а вечером на трёх?» Никто из дрожащих от страха странников не мог дать Сфинксу вразумительного ответа. После чего монстр приговаривал их к смерти. Однако наступил тот день, когда мудрый Эдип смог разгадать его загадку. «Это человек в детстве, зрелости и старости» - ответил он. После этого сокрушенное чудовище бросилось с вершины горы и разбилось о скалы.

По второй версии легенды, в Египте Сфинкс был когда-то Богом. Однажды небесный правитель попал в коварную ловушку песков, именуемую «клеткой забытья», и уснул в ней вечным сном.

Реальные факты

Несмотря на загадочный подтекст легенд, реальная история не менее мистична и таинственна. Согласно первоначальному мнению ученых, Сфинкс был построен в одно время с пирамидами. Однако в древних папирусах, из которых была почерпнута информация о застройке пирамид, нет ни одного упоминания о каменном изваянии. Известны имена архитекторов, строителей, создавших грандиозные усыпальницы для фараонов, но имя человека, подарившего миру Сфинкс египетский, до сих пор остается неизвестным.

Правда, через несколько столетий после создания пирамид возникают первые факты о статуе. Египтяне зазывают ее «шепес анх» - «живой образ». Больше никакой информации и научного объяснения этих слов ученые дать миру не смогли.

Но в то же время культовый образ таинственного Сфинкса - крылатой девы-чудовища - упоминается в греческой мифологии, многочисленных сказках и преданиях. Герой этих сказаний, в зависимости от автора, периодически меняет свой облик, выступая в одних версиях получеловеком-полульвом, а в других - крылатой львицей.

История о Сфинксе

Очередной головоломкой для ученых стала летопись Геродота, который в 445 г. до н.э. описал в мельчайших подробностях процесс застройки пирамид. Он поведал миру интересные истории о том, как воздвигались сооружения, в течение какого времени и сколько рабов было задействовано в их строительстве. Повествование «отца истории» коснулось даже таких нюансов, как питание невольников. Но, как ни странно, Геродот, ни разу не упомянул в своем труде каменный Сфинкс. Ни в одном из последующих записей факт возведения памятника также не был обнаружен.

Помог пролить ученым свет на труд римского писателя Плиния Старшего «Естественная история». В своих записях он рассказывает об очередном очищении памятника от песка. Исходя из этого, становится ясно, почему Геродот не оставил миру описание Сфинкса - памятник на тот момент был погребен под слоем песчаных наносов. Так сколько же раз он оказывался в песчаной ловушке?

Первая «реставрация»

Судя по надписи, оставленной на каменной стеле между лапами чудища, фараон Тутмос I потратил год на освобождение памятника. Древние письмена рассказывают о том, что, будучи принцем, Тутмос уснул крепким сном у подножия Сфинкса и увидел сон, в котором ему явился бог Хармакис. Он предсказал принцу восхождение на трон Египта и приказал освободить изваяние из песочной ловушки. Спустя некоторое время Тутмос благополучно стал фараоном и вспомнил о данном божеству обещании. Он приказал не только откопать гиганта, но и отреставрировать его. Таким образом, первое возрождение легенды Египта произошло в XV в. до н.э. Именно тогда мир узнал о грандиозном сооружении и уникальном культовом памятнике Египта.

Доподлинно известно, что после возрождения Сфинкса фараоном Тутмосом его в очередной раз откапывали при царствовании династии Птоломеев, при римских императорах, захвативших Древний Египет, и арабских правителях. В наше время он был вновь освобожден от песков в 1925 году. До сей поры статую приходится очищать после песчаных бурь, так как она является важным туристическим объектом.

Почему у памятника отсутствует нос?

Несмотря на древность скульптуры, она практически сохранилась в первоначальном виде, воплощающем Сфинкс. Египет (фото памятника представлено выше) сумел сохранить свой архитектурный шедевр, но не сумел защитить его от варварства людей. У изваяния нет в данный момент носа. Ученые предполагают, что один из фараонов по неизвестной науке причине приказал отбить нос у статуи. Согласно другим источникам, памятник повредила армия Наполеона, обстреляв его лицо из пушки. Англичане же откололи бороду чудища и переправили ее в свой музей.

Однако в обнаруженных позднее записях историка Аль-Макризи от 1378 года говорится о том, что каменное изваяние уже не имело носа. По его словам, один из арабов, желая искупить религиозные грехи (В Коране запрещалось изображение человеческих лиц), отколол нос гиганта. В ответ на подобное злодеяние и надругательство над Сфинксом пески начали мстить людям, наступая на земли Гизы.

В итоге ученые пришли к выводу, что в Египте Сфинкс лишился носа в результате сильных ветров и наводнений. Хотя и это предположение не нашло до сих пор реального подтверждения.

Ошеломляющие секреты Сфинкса

В 1988 году, в результате воздействия едкого заводского дыма, от памятника откололась приличная часть каменной глыбы (350 кг). ЮНЕСКО, обеспокоившись внешним видом и состоянием туристического и культурного объекта, возобновили ремонт, тем самым открыв дорогу новым исследованиям. В результате тщательного изучения каменных блоков пирамиды Хеопса и Сфинкса японскими археологами была выдвинута гипотеза о том, что памятник был построен гораздо раньше великой усыпальницы фараона. Вывод стал ошеломляющим открытием для историков, которые предполагали, что пирамида, Сфинкс и другие погребальные сооружения - современники. Вторым, не менее удивительным открытием, стал обнаруженный под левой лапой хищника длинный узкий тоннель, соединенный с пирамидой Хеопса.

После японских археологов древнейшим памятником занялись гидрологи. Они обнаружили на его теле следы эрозии от большого водного потока, который двигался с севера на юг. После ряда исследований гидрологи пришли к выводу, что каменный лев был безмолвным свидетелем разлива Нила - библейской катастрофы, которая произошла около 8-12 тысяч лет назад. Американский исследователь Джон Энтони Уэст объяснил следы водной эрозии на теле льва и их отсутствие на голове доказательством того, что Сфинкс существовал еще во времена ледникового периода и датируется любым периодом до 15 тыс. года до н. э. По мнению французских археологов, история Древнего Египта может похвалиться древнейшим памятником, существовавшим даже во времена гибели Атлантиды.

Таким образом, каменное изваяние говорит нам о существовании величайшей цивилизации, которой удалось воздвигнуть столь величественное сооружение, ставшее бессмертным образом Прошлого.

Преклонение древних египтян перед Сфинксом

Фараоны Египта регулярно совершали паломничества к подножию гиганта, который символизировал великое прошлое их страны. Они приносили жертвы на алтарь, который находился меж его лап, воскуривали благовония, получая от гиганта немое благословение на царство и трон. Сфинкс был для них не только воплощением бога Солнца, но и священным образом, который даровал им наследную и законную власть от предков. Он олицетворял могущественный Египет, история страны отражалась в его величественном виде, воплощая каждый образ нового фараона и превращая современность в составляющую вечности. Древние письмена прославляли Сфинкса в качестве великого бога-творца. Его образ воссоединял прошлое, настоящее и будущее.

Астрономическое объяснение каменного изваяния

По официальной версии, Сфинкс бы построен в 2500 году до н. э. по приказу фараона Хефрена в период правления Четвертой Правящей династии фараонов. Громадный лев расположился среди других величественных сооружений на каменном плато Гизы - трех пирамид.

Астрономические исследования показали, что расположение статуи выбрано не по слепому наитию, а в соответствии с точкой пересечения пути небесных светил. Он служил экваториальным пунктом, указывающим точное расположение на горизонте места восхода Солнца в день весеннего равноденствия. Согласно мнению астрономов, Сфинкс был построен 10,5 тысяч лет тому назад.

Примечательно, что пирамиды Гизы располагаются на земле в точно таком же порядке, как три звезды на небосводе в том году. По преданию, Сфинкс и пирамиды зафиксировали то положение звезд, то астрономическое время, которое называли первым. Так как небесным олицетворением правившего на тот момент, был Орион, рукотворные сооружения были построены с целью изображения звезд его пояса, дабы увековечить и зафиксировать время своей власти.

Великий Сфинкс как туристический объект

В настоящее время гигантский лев с головой человека привлекает миллионы туристов, жаждущих воочию увидеть легендарную, окутанную мраком многовековой истории и множеством мистических преданий каменную скульптуру. Интерес к ней всего человечества обусловлен тем, что тайна создания статуи так и осталась нераскрытой, погребенной под песками. Трудно представить, сколько тайн хранит в себе Сфинкс. Египет (фото памятника и пирамид можно увидеть на любом туристическом портале) может гордиться своей великой историей, выдающими людьми, грандиозными памятниками, правду о которых их создатели унесли с собой в царство Анубиса - бога смерти.

Велик и внушителен громадный каменный Сфинкс, история которого так и осталась неразгаданной и полной тайн. Все так же устремлен спокойный взгляд изваяния вдаль и все так же невозмутим его облик. Сколько веков он является безмолвным свидетелем человеческих страданий, тщеславия правителей, горестей и бед, постигших египетскую землю? Сколько же тайн хранит в себе Великий Сфинкс? К сожалению, на все эти вопросы на протяжении многих лет так и не найдено ответов.