Веласкес портрет папы иннокентия 10. Диего Веласкес


Вид экспозиции выставки «Фрэнсис Бэкон и наследие прошлого» в Государственном Эрмитаже. Фото: © Валерий Зубаров, courtesy Государственный Эрмитаж

Выставка одного из главных классиков живописи ХХ века Фрэнсиса Бэкона в Государственном Эрмитаже названа «Фрэнсис Бэкон и наследие прошлого» — и вторая часть названия здесь не менее (а возможно, и более) важна, чем первая. Эрмитаж совместно с Центром изобразительных искусств Сейнсбери представил не ретроспективу Бэкона, а выставку-исследование, раскрывающую исторические корни бэконовской пластики, коннотации с искусством от древних Египта и Греции до раннего модернизма. Они особенно важны, если вспомнить, что Бэкон не имел никакого художественного образования и своими учителями считал Микеланджело, Рембрандта, Тициана, Энгра и Веласкеса. На эрмитажной выставке Бэкон предстает не новатором-самородком, а эрудитом-знатоком истории искусства, тщательно изучавшим и маниакально перерабатывавшим ее. Доказательство тому — десятки книг и альбомов по старому искусству из собственной библиотеки художника, привезенные в Петербург. К каждой работе Бэкона приведена визуальная рифма из других веков: иногда — непосредственные источники вдохновения художника (как, например, «Портрет (Папа Иннокентий X)» Веласкеса: папские портреты Бэкона являются прямыми репликами на эту картину), иногда — менее очевидные пластические и смысловые параллели. Это выставка не только о Бэконе, но о взаимосвязях и взаимовлияниях, о старом и новом искусстве как единой неразрывной ткани.

Вид экспозиции выставки «Фрэнсис Бэкон и наследие прошлого» с картиной Фрэнсиса Бэкона «Распятие». Источник: instagram.com/grechkoyy

1. Фрэнсис Бэкон. Распятие. 1933
Одна из первых работ Бэкона, обратившая на себя внимание критиков. Распяленная бычья туша, кричащая резким белым из мути серо-синего фона, была создана молодым Бэконом под влиянием Пикассо (а кто в 1930-е избежал влияния Пикассо?) и стала первой из его многочисленных штудий темы распятия, которую сам художник считал «самым подходящим сюжетом для выражения человеческих чувств».

Рифмы: два таких же темных холста: «Распятие» Алонсо Кано (около 1636-1638) и «Несение креста» Тициана (около 1566-1570).

Вид экспозиции выставки «Фрэнсис Бэкон и наследие прошлого» с картиной Фрэнсиса Бэкона «Папа I — Этюд по “Портрету папы Иннокентия X” Веласкеса». Источник: instagram.com/ryazantseva_k

2. Фрэнсис Бэкон. Папа I — Этюд по «Портрету папы Иннокентия X» Веласкеса. 1951
Портрет папы Иннокентия Х кисти Веласкеса был мороком, счастьем и проклятием Бэкона. Бэкон был буквально одержим этой картиной много лет, считал, что «это один из величайших из когда-либо написанных портретов», и признавался, что был «просто помешан на папе, потому что он буквально преследовал меня, порождая самые противоречивые чувства и затрагивая разные области. <…> Я думаю, все дело в его великолепных красках».

Рифмы: разумеется, он сам. «Портрет папы Иннокентия Х» Диего Веласкеса (1650) из собрания галереи Дориа-Памфили в Риме и погрудная версия этого же портрета, предоставленная Эрмитажу его нынешним владельцем — маркизом Дуро (Английское наследие, Музей Веллингтона, Эпсли-Хаус, Лондон).

Вид экспозиции выставки «Фрэнсис Бэкон и наследие прошлого» с «Головой юноши (фрагмент группы “Гибель Лаокоона и его сыновей”)» (слева) и картиной Фрэнсиса Бэкона «Этюд головы кричащего папы». Источник: instagram.com/eugrafic

3. Фрэнсис Бэкон. Этюд головы кричащего папы. 1952
«Папская» серия — самая воспроизводимая у Бэкона, а тему крика, ужаса и катастрофы он сам возводил к своим впечатлениям от сцены на одесской лестнице из поразившего его фильма Эйзенштейна «Броненосец “Потемкин”», а еще от одной «очень красивой, раскрашенной вручную книги о заболеваниях полости рта». Бэкон ставил себе целью создать «лучшее изображение человеческого крика», и кричащих портретов у него много, но сам он признавал, что переплюнуть Эйзенштейна ему так и не удалось.

Рифма: Голова юноши. Фрагмент группы «Гибель Лаокоона и его сыновей» (римская копия конца II в. с греческого оригинала Агесандра, Афинодора и Полидора, II в. до н. э. Родосская школа).

Вид экспозиции выставки «Фрэнсис Бэкон и наследие прошлого» с картиной Фрэнсиса Бэкона «Этюд обнаженного». Источник: instagram.com/ekaterinache

4. Фрэнсис Бэкон. Этюд обнаженного. 1952-1953
Вытянутая, напряженная фигура в схематично обозначенном кубе — свидетельство увлеченности Бэкона анатомией, почти прозекторски точного и в то же время страстного исследования человеческого тела. Как обычно у Бэкона, из-под холодности рисунка бьет такой фонтан эмоций, что и анатомическая штудия приобретает масштаб трагедии.

Рифмы: мужскому телу у Бэкона противопоставлены многочисленные женские спины из истории искусства: «Грешница (Окаянная). Этюд» Огюста Родена (конец XIX века); «Стоящая обнаженная. Катя (Сломанная талия)» Анри Матисса (отливка — 1958); «Женщина, расчесывающая волосы» Эдгара Дега (1886).

Вид экспозиции выставки «Фрэнсис Бэкон и наследие прошлого» с картинами Фрэнсиса Бэкона «Портрет Р. Дж. Сейнсбери (Роберт Сейнсбери)» (слева) и «Портрет Лизы». Источник: instagram.com/ame_ak

5. Фрэнсис Бэкон. «Портрет Р. Дж. Сейнсбери (Роберт Сейнсбери)» (1955) и «Портрет Лизы» (1957)
Роберт и Лиза Сейнсбери в 1955 году стали патронами Бэкона, коллекционировали его работы — сейчас, после смерти супругов, при Университете Восточной Англии функционирует центр изобразительных искусств их имени, ставший партнером Эрмитажа в создании этой выставки. Бэкон, обычно не писавший по заказу, сделал портреты обоих своих меценатов по их просьбе; эти работы отличает большая, чем обычно у Бэкона, доля реализма.

Рифмы: в пандан Бэкону идут два величайших в истории искусства портрета: «Старик-еврей в кресле (Портрет старика-еврея)» и «Старушка в кресле (Протрет старушки)» (обе — 1654) Рембрандта Харменса ван Рейна.

Вид экспозиции выставки «Фрэнсис Бэкон и наследие прошлого» с картиной Фрэнсиса Бэкона «Этюд к портрету II (по прижизненной маске Уильяма Блейка)». Источник: instagram.com/annazgonnik

6. Фрэнсис Бэкон. Этюд к портрету II (по прижизненной маске Уильяма Блейка). 1955
Маска Блейка была одним из фетишей Бэкона: он впервые увидел ее в Национальной портретной галерее в Лондоне, потом собирал ее фотографии, а потом приобрел и слепок. Маска как медиация, соединяющая живое и мертвое, — что могло быть более соблазнительным для художника.

Рифмы: маски с египетских саркофагов; безглазый бронзовый «Портрет римлянина» (40-е годы I в. до н. э.)

Вид экспозиции выставки «Фрэнсис Бэкон и наследие прошлого» с картиной Винсента Ван Гога «Утро. Отправление на работу (Подражание Милле)» (слева) и Фрэнсиса Бэкона «Этюд к портрету Ван Гога IV».

«Troppo vero!» – воскликнул Папа римский Иннокентий Х, когда Диего Веласкес закончил его портрет. Эти слова означают «Слишком похож!». Мы собрали 6 интересных фактов о картине, которая считается непревзойдённой вершиной портретного искусства XVII века.

1. Как Диего Веласкесу удалось заполучить столь высокого заказчика?

Непросто. До написания портрета Папы 50-летний Веласкес, хотя и являлся придворным художником и приближенной особой испанского короля Филиппа IV, в Италии был мало кому известен. Оказавшись в Риме, Веласкес предпринял нестандартный ход, направленный на то, чтобы о его мастерстве узнали знатные и богатые итальянцы. Он написал превосходный портрет своего слуги Хуана де Парехи и отправил модель вместе с её изображением обходить итальянские виллы, демонстрируя виртуозность испанской кисти. Результат превзошёл все ожидания: в том же году Веласкес был приглашён на аудиенцию к римскому Папе Иннокентию Х, где после беседы художнику был заказан поколенный портрет понтифика.

2. Что не поделили Папа Иннокентий Х и кардинал Мазарини?

На момент написания портрета Папе было около 75 лет. Но выглядел он значительно моложе: Веласкес замечательно передаёт румянец на его щеках (впрочем, возможно, это лишь багровые рефлексы от его алой атласной накидки – тоже написанной с чрезвычайным мастерством) и трезвый, въедливый взгляд. Иннокентий Х занимал папский престол более 10-ти лет – с сентября 1644-го по январь 1655-го и в это непростое для Европы время был одним из самых влиятельных её политиков, ведь наивно было бы думать, что деятельность Папы ограничивается лишь внутрицерковными вопросами. К примеру, он выдавил из Италии влиятельнейший клан Барберини, обвинив их в крупной растрате государственных средств. Братья Антонио, Франческо и Тадео Барберини сбежали во Францию, где их приютил кардинал Мазарини (известный нам по романам Дюма, но в реальности гораздо более влиятельный и менее курьёзный, чем его изобразил автор «Трёх мушкетёров»). Мазарини, хоть и являлся по рождению итальянцем, был политическим противником Иннокентия Х. Если Мазарини был одним из инициаторов «Вестфальского мира», прекратившего Тридцатилетнюю войну, то Иннокентий «Вестфальский мир» осудил, так как рассчитывал на победу «Габсбургского блока» (Испании и Австрии). В общем, не удивительно, что и придворный художник Габсбургов – Диего Веласкес – вызывал у Папы симпатию.

3. Галерею Дориа-Памфили, где хранится портрет, сам Папа и основал

Портрет Иннокентия Х с момента написания и до сегодняшнего дня не менял своего месторасположения. Его можно посмотреть в частной галерее Дориа-Памфили на римской Виа дель Корсо. В основу коллекции музея положено личное собрание Иннокентия Х, которого в миру звали Джамбаттиста Памфили.

4. Иннокентий Х держит в руке автограф Веласкеса

У Веласкеса имелся оригинальный способ ставить на картинах свою подпись – она органично вписывалась в сюжет картины. К примеру, на этом портрете понтифик держит в руках карточку, на которой можно прочитать надпись «Наисвятейшему Папе Иннокентию Х Диего да Сильва-Веласкес, придворный живописец Его величества католического короля» .

5. Художник Гвидо Рени также писал Иннокентия Х – только в виде дьявола

Для церкви Санта Мария делла Кончессионе в Риме Гвидо Рени создал картину «Архангел Михаил попирает Сатану» . Голова лукавого, расплющенная под пятой предводителя небесного воинства, подозрительно напоминает Иннокентия Х. И это неудивительно: заказчиком картины выступил клан Барберини, находившийся в длительной конкурентной борьбе с кланом Памфили.

6. Британский экспрессионист ХХ века Фрэнсис Бэкон прославился своими «кавер-версиями» этого портрета

Известный скандалист и один из самых дорогих художников ХХ столетия Фрэнсис Бэкон , специализировавшийся на искажениях тел и предметов, особо вдохновлялся этим портретом Веласкеса. Бэкон признавался, что «просто свихнулся на Папе» и уточнял: «Я думаю, все дело в его великолепных красках» . Если верить Википедии, в 2007-м году «Этюд к портрету папы Иннокентия Х на красном фоне» был приобретён катарскими шейхами за 53 миллиона долларов, а «Кричащий Папа» Бэкона (в основе которого – всё та же работа Веласкеса, скрещенная с кадром из «Броненосца Потемкина» Эйзенштейна) в 2012 году ушел с молотка за 25,6 миллионов.

Сын римского сенатора, Джованни Чибо провел весьма бурную молодость, результатом которой стало многочисленное внебрачное потомство, впоследствии заселившее ватиканские дворцы.


Иннокентий VIII, Папа Римский

Innocentius Octavus

Мирское имя: Джованни Баттиста Чибо

Происхождение: Генуя (Лигурия, Италия)

Отец: Арано Чибо

Мать: Теодорина де Мари

Сын: Франческетто (внебрачный)

Дочь: Теодорина (внебрачная)

Сын римского сенатора, Джованни Чибо провел весьма бурную молодость, результатом которой стало многочисленное внебрачное потомство, впоследствии заселившее ватиканские дворцы. Пользуясь покровительством кардиналов из семейства делла Ровере, в 1467 г. он был назначен епископом Савоны, в 1472 г. - епископом Мольфетты, в 1473 г. стал кардиналом, а в 1484 г. был избран папой под именем Иннокентий VIII, дав обещание защищать в первую очередь интересы кардиналов.

В 1490 г. Иннокентий созвал в Риме конгресс христианских правителей с целью организации крестового похода против неверных, но из-за конфликта папы с Фердинандом I Неаполитанским конгресс закончился безрезультатно. Иннокентий удерживал в заложниках принца Джема, брата Баязида II. Чтобы выкупить брата, в 1489 г. султан заплатил папе 40 тысяч дукатов и прислал в дар копье Лонгина, которым был пронзен Иисус. Иннокентий принял дар, но заложника не выпустил.

5 декабря 1484 г. Иннокентий издал очень суровую буллу против ведьм. Изложенные в ней тезисы были впоследствии воплощены в печально знаменитом "Молоте ведьм". В 1487 г. он назначил Великим Инквизитором Томаса де Торквемаду. В рамках борьбы с ересью Иннокентий организовал крестовый поход против вальденсов, выступал против гуситов в Чехии, а в декабре 1486 г. под страхом отлучения от церкви запретил публичные чтения девятисот тезисов Пико делла Мирандолы. В целях обогащения Иннокентий создал множество должностей в курии, которыми бесстыдно торговал. В итоге ему пришлось вести борьбу с нечистоплотными должностными лицами, которые от имени папы выпускали поддельные буллы. В 1489 г. двое фальсификаторов были казнены.

Одним из немногих светлых пятен в понтификате Иннокентия VIII было взятие Гранады и полное освобождение Пиренейского полуострова от арабов в 1492 г. Получив в дар от Фердинанда II Арагонского прекрасных мавританских рабов, папа даровал королю титул "Католическое Высочество".

Искусство славится красотой, но и уродства в нем достаточно, даже в работах самых известных художников. Не говоря уж о крови, кишках и экзистенциальном ужасе. Итак, представляем вам 13 жутких картин!

1. «Фигура с мясом», Фрэнсис Бэкон (1954). Картина - аллюзия на портрет папы Иннокентия X авторства Диего Веласкеса.

2. «Несколько маленьких щипков», Фрида Кало (1935). Эта картина основана на газетной новости о том, как мужчина убил свою подругу, 20 раз ударив ее ножом. Когда его допрашивали, он сказал: «Я лишь немного ущипнул ее!»

3. «Лицо войны», Сальвадор Дали (1940). Это самое страшное сюрреалистичное произведение Дали, написанное сразу после окончания испанской гражданской войны.

4. «Сатурн, пожирающий своего сына», Франсиско Гойя (1819-1823). Основана на греческом мифе о Кроне, поедающем своих детей, чтобы они не свергли его (один из них выжил и поступил именно так - ну, знаете Зевса). Это одно из полотен, которые Гойя написал прямо на стенах своего дома.

5. «Ребенок с игрушечной гранатой», Диана Арбус (1962). Многие из работ Арбус пугают, но эта особенно страшна. Диана ходила вокруг ребенка, Колина Вуда, и засняла его в момент, когда ему это надоело. «Делайте уже фото!» - закричал он.

6. «Юдифь и Олоферн», Караваджо (1598-1599). Эту сцену рисовали многие художники, но нам кажется, что картина Караваджо - самая страшная.

7. Густав Климт (1901). Обратите внимание на Тифона, самого страшного монстра в греческой мифологии, и человекоподобные существа: они воплощают собой болезнь, безумие, смерть (слева), распущенность, сладострастие и чрезмерность (справа).

8. «Тысяча лет», Дэмьен Херст (1990). Что бы вы ни думали про Херста, он, во-первых, известен, а во-вторых, ужасающ, потому он в списке. Это картина о жизненных циклах: мухи откладывают яйца в отрезанной коровьей голове, яйца превращаются в личинки и снова умирают от мухобойки.

9. «Любовники», Рене Магритт (1928). Вы с бойфрендом переоделись на Хеллоуин и решили, что, если вы никого не видите, вас тоже никто не видит.

10. «Без названия #140», Синди Шерман (1985). Почти все ее работы страшны, но это, наверное, самая ужасная.

11. «Яйцо», Альфред Кубин (1901-1902). Символист Кубин был одержим женским телом как телом одновременно жертвы и агрессора и зачастую рисовал смерть и беременность вместе.

12. «Самоубийство», Энди Уорхол (1964). В начале 60-х Уорхол стал интересоваться всякими ужасами. Это работа из серии «Смерть и катастрофа».

13. «Три этюда к фигурам у подножия распятия», Фрэнсис Бэкон (1944). Извините, снова Бэкон. От этой картины становится не по себе. Бэкон был одержим религиозными мотивами и иконографией и планировал изобразить сцену распятия целиком. Этот триптих - его первая зрелая работа.

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на нашу страницу в