Как рассказчик описывает вареньку. Рассказ Толстого «После бала


От чьего лица ведется в рассказе повество­вание о том, что произошло на балу и после бала? Можно ли считать, что в рассказе «После бала» два рассказчика? Как можно назвать каждого из них, памятуя о том, что Иван Васильевич является и героем произведения?

Обратимся к началу рассказа.

«- Вот вы говорите, что человек не мо­жет сам по себе понять, что хорошо, что дурно…

Так заговорил всеми уважаемый Иван Васильевич после разговора, шедшего между нами…»

Мы понимаем, что в произведении два рассказчика. Один ведет рассказ от авто­ра. Другой этим автором обозначен и как участник событий, и как рассказчик — это Иван Васильевич.

Прочитайте начало рассказа по ролям от ли­ца каждого из рассказчиков.

Исполнение от лица автора предполага­ет спокойное и лишенное эмоциональной окраски чтение. Решив читать от лица Ивана Васильевича, необходимо передать эмоциональное отношение этого человека к рассказу о своей трагической судьбе. Это тем более важно, что автор утвержда­ет: «увлекаясь рассказом… рассказывал он очень искренно и правдиво».

Перечитайте заключительную часть рассказа, возвращающую читателя к разговору о среде, о том, «что хорошо, что дурно». Почему автор в конце рассказа вновь вернулся к этому разгово­ру? Как сочетаются разговор-беседа, обрамляю­щая произведение, с темой и содержанием рас­сказа Ивана Васильевича о событиях на балу и после бала? Почему «После бала» можно на­звать рассказом в рассказе? Как соотносятся в произведении прошлое и настоящее?

«После бала» — произведение, которое можно назвать рассказом в рассказе, по­скольку повествование Ивана Васильеви­ча о событиях на балу и после бала воз­никло в ходе беседы старых друзей. Они пытаются решить, «что хорошо, что дур­но». Иван Васильевич предлагает эпизоды из своей жизни, которые могут помочь ре­шению этого вопроса. Беседа друзей — рамка рассказа — является началом и концовкой этого произведения. Рамка (об­рамление) рассказа тоже важная часть для того, чтобы понять, насколько участ­ников беседы волнуют нравственные про­блемы.

Какие чувства охватывают молодого Ивана Васильевича на балу? Что переживает герой рас­сказа, расставшись с Варенькой? Что «видел» и «слышал» он под впечатлением веселого бала? Как чувства, испытываемые героем-рассказчиком по возвращении домой, проявляются в отношении к брату и лакею Петруше? Как воспринимает герой утренний городской пейзаж? Выпишите слова и выражения, которые наиболее емко передают со­стояние Ивана Васильевича.

Восторженное чувство охватило Ивана Васильевича на балу: «Я был не только ве­сел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро». Эти чувства только усили­лись после его расставания с любимой де­вушкой. И брат, и лакей Петруша показа­лись ему «умилительно трогательными». Не менее нежное чувство владело им и при взгляде на то, что окружало его на улице: «все было мне особенно мило и зна­чительно».

Какие чувства овладели Иваном Васильеви­чем после увиденного им жестокого наказания та­тарина? Почему в его рассказе о наказании так часто повторяются слова «стал различать», «стал смотреть», «увидал», «расслышал», «видел», «мельком увидал», «услыхал», «не зная, куда смотреть», «слышались слова»? Как они помогают постепенно раскрыть нарастание того чувства, ко­торое испытал герой рассказа в страшное утро эк­зекуции? Выпишите слова, которые передают со­стояние Ивана Васильевича как свидетеля наказа­ния.

«Мне было до такой степени стыд­но…» — говорит Иван Васильевич. Он уходит домой, а «у него на сердце была почти физическая, доходившая до тошно­ты, тоска». Многократно повторяющиеся слова, которые говорят о пристальном внимании невольного свидетеля наказа­ния, к тому, что происходит, заставляют и читателя вникнуть в существо происхо­дящего, понять переживания героя.

Дорогие ребята!

На прошлых уроках вы изучили повесть И.С. Тургенева "Ася". Сегодня на уроке речь пойдет о рассказе Л.Н. Толстого "После бала".

Невозможно не заметить общие черты в биографиях героев повести "Ася" и рассказа "После бала", в их характерах. И в том и в другом произведении о днях своей веселой, беззаботной молодости рассказывают пожилые люди. Оба героя потерпели неудачу в любви и остались неприкаянными бобылями. Сходны и жизненные проблемы, волновавшие авторов. Есть общее в построении произведений, в повествовании от I-го лица; и примерно одно и то же время - 40-е годы XIX века. Но хотя "Ася" написана в 1857 году, а "После бала" в 1903 г. (через полвека), ни о каком влиянии Тургенева на творчество Толстого говорить не приходится. Оба произведения совершенно оригинальны. Что же пробудило Льва Николаевича на закате своих дней обратиться к давно ушедшему времени?

Л.Н.Толстой прожил долгую жизнь. Многое испытал. Был и студентом Казанского университета, и военным (на Кавказе и в Севастополе), и путешественником, и педагогом (у него была своя школа для крестьянских детей), и общественным деятелем, и писателем, и философом, размышляющим над прошлым, настоящим и будущим. Он создал огромное количество произведений. Его рассказ "После бала" также явился осмыслением прожитого, настоящего и будущего.

Опираясь на текст, подготовьте рассказ о бале:

  • что рассказал Иван Васильевич об обстановке бала и о своём настроении на балу;
  • какие моменты на балу делали его для Ивана Васильевича «чудесным»;
  • как рассказчик описывает Вареньку; какое значение имеет подчёркнутое выделение белого цвета в её облике;
  • как изобразил рассказчик отца Вареньки на балу; какое чувство испытывал к нему Иван Васильевич;
  • в каком настроении и почему покидает Иван Васильевич бал;
  • что изменило счастливое настроение рассказчика.

Рассказчик описывает бал восторженно, приподнято. Бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный. К отцу Вареньки он испытывает восторженное, нежное чувство, его умилили сапоги полковника: «Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог». Иван Васильевич не только любуется танцующими отцом и дочерью, но и с восторженным умилением смотрит на них; он соединяет «его и её в одном нежном умилённом чувстве», которое, всё нарастая, изливается и на лакея Петрушу, лицо которого кажется Ивану Васильевичу умилительно трогательным. Иван Васильевич счастлив, он «обнимал... весь мир своей любовью».

Ощущение счастья у героя сохраняется даже на улице. И вдруг... Что же происходит «вдруг»? Объясните, что заставляет читателя насторожиться, какую роль играют художественные детали, используемые Толстым. Обратите внимание на то, что прежде чем герой увидит сцену истязания солдата, в рассказе начинает звучать «другая, жёсткая, нехорошая музыка», и герою видится «что-то большое, чёрное».

Подумайте, какую часть рассказа надо считать основной для понимания его идейного смысла. Проанализируйте эпизод, изменивший жизнь Ивана Васильевича, в котором раскрыто подлинное лицо полковника.

Рассказ построен на приёме контраста , или антитезы , путём показа двух диаметрально противоположных эпизодов и в связи с этим резкой смены переживаний рассказчика. Контрастности автор достигает средствами языка. Обратите внимание на то, как передаёт Толстой счастливое настроение Ивана Васильевича на балу, его всё нараставшую радость, а затем подавленность, чувство стыда, возникшие при виде наказания татарина.

Проанализируйте, кто и как воспринимает сцену наказания, какое чувство охватило Ивана Васильевича при виде этого зрелища. При каждом ударе несчастный «оскаливает белые зубы». Как вы объясните эту деталь?

Опишите полковника в сцене на площади. Подумайте, знал ли полковник на балу, что на утро предстоит экзекуция, как это сочетается с его настроением на балу. Объясните, какой новый смысл приобретает на плацу фраза полковника, произнесённая на балу: «Надо всё по закону». В каком контексте упоминается в рассказе замшевая перчатка?

Опираясь на текст, ответьте на вопрос, подходит ли полковник к процедуре наказания формально, как к тяжёлой обязанности, или иначе. Понимает ли полковник, что дело, которое он совершал, - омерзительное, постыдное дело?

Постарайтесь объяснить, если подлинное лицо полковника раскрывается в сцене экзекуции, то зачем так подробно он изображён на балу.

Проанализируйте отношение рассказчика к тому, что он видел. На какой вопрос никак не мог ответить Иван Васильевич, пытаясь объяснить поведение полковника? Как автор проявляет в рассказе своё отношение к изображаемому?

Иван Васильевич был доведён сценой экзекуции до физической тоски. Он не понимал того, что «такого» знал полковник, если мог так поступать, и это мучило его. А как вы объясняете себе, почему полковник бил по лицу слабого солдата, недостаточно сильно ударившего истязаемого татарина? Ведь в этом случае полковника никто не проверял и не мог уличить его в том, что он действовал «не по закону».

Учитель русского языка и литературы – Панькова З.В.

МБОУ «Посельская СОШ»

Бичурский район, Республика Бурятия

Тест: Л.Н.Толстой «После бала» - 8 класс

1. Отметить верное высказывание.

А. Сюжет – это рассказ о жизни героя

Б. Сюжет – это действия и события из жизни героев

В. Сюжет – это действия и события в жизни персонажей, протекающие в пространстве и времени

2. Отметить место действия рассказа.

А. Петербург

Б. Москва

В. Губернский город

Г. Уездный город

3. Отметить, от чьего лица ведется рассказ.

Б. Полковник

В. Ивана Васильевича

Г. Инженера Анисимова

4. Отметить, какие чувства испытывает на балу герой рассказа.

А. Любовь к Вареньке

Б. Любовь к Вареньке и её отцу

В. Любовь ко всему миру, потому что он любит Вареньку

5. Отметить, чем закончилась история любви героя.

А. Благополучно

Б. Любовь пошла на убыль

В. Герой резко порвал отношения с любимой

6. Отметить тему разговора среди собравшихся слушателей.

А. Человек не может сам понять, что всё дело в среде

Б. Для личного совершенствования необходимо прежде всего изменить условия, в которых живут люди

В. Бывают такие события, которые круто меняют всю жизнь человека

7. Отметить, каков тип композиции рассказа.

А. Рассказ в рассказе

Б. Повествование от первого лица

8. Отметить верное соотношение эпизодов по объёму.

А. Описание бала и описание экзекуции занимают одинаковое место

Б. Описание бала занимает больше страниц, чем описание экзекуции

9. Отметить, для чего необходим автору образ рассказчика.

А. Чтобы придать повествованию достоверность

Б. Потому что рассказ от первого лица даёт возможность передать чувства и мысли персонажей

В. Оба варианта правильные

10. Отметить, делает ли рассказчик выводы об увиденном на плацу.

А. Нет, он не хочет рассуждать

Б. Да, он негодует, выступает против произвола

В. Нет, он не делает выводов, но вся его дальнейшая жизнь зависит от увиденного

11. Отметить наиболее точное определение понятия «антитеза».

А. Антитеза – это сопоставление разных понятий

Б. Противопоставление понятий

В. Стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления

12. Отметить правильное утверждение.

А. В рассказе Л.Н.Толстой протестует против николаевской действительности

Б. В рассказе Л.Н. Толстой заявляет о нравственной ответственности человека за происходящее

В. В рассказе Л.Н.Толстой призывает бороться с произволом

13. Отметить время действия в рассказе.

А. Царствование Александра I

Б. Царствование Николая I

В. Царствование Александра II

А. Из уст присутствующих на балу

15. Отметить, какие чувства испытывает герой рассказа после сцены на плацу.

А. Негодование

Б. Бессилие

В. Тоску

16. Отметить состояние героя рассказа после событий на плацу.

А. Поведение полковника несовместимо с чувством любви героя

Б. Случившееся убедило героя в невозможности любви

В. Случившееся не понято героем, но он не может любить героиню после того, что видел

17. Отметить верный вариант.

А. Ключевым эпизодом в рассказе является сцена бала

Б. Ключевым эпизодом в рассказе является описание экзекуции

18. Отметить, как проявляется образ автора в рассказе.

Ответы:

1 – В

2 – В

3 – В

4 – В

5 – Б

6 – Б

7 – А

8 – Б

9 - В

10 - В

11 – В

12 – Б

13 – Б

14 – Б

15 – В

16 – В

17 – Б

18 - В

От чьего лица ведется в рассказе повество­вание о том, что произошло на балу и после бала? Можно ли считать, что в рассказе «После бала» два рассказчика? Как можно назвать каждого из них, памятуя о том, что Иван Васильевич является и героем произведения? Нередко автор - создатель произведе­ния - передает свои права рассказчику или повествователю. В данном рассказе повествование организовано сложнее. Обратимся к началу рассказа. «- Вот вы говорите, что человек не мо­жет сам по себе понять, что хорошо, что дурно… Так заговорил всеми уважаемый Иван Васильевич после разговора, шедшего между нами…» Мы понимаем, что в произведении два рассказчика. Один ведет рассказ от авто­ра. Другой этим автором обозначен и как участник событий, и как рассказчик - это Иван Васильевич. Прочитайте начало рассказа по ролям от ли­ца каждого из рассказчиков. Исполнение от лица автора предполага­ет спокойное и лишенное эмоциональной окраски чтение. Решив читать от лица Ивана Васильевича, необходимо передать эмоциональное отношение этого человека к рассказу о своей трагической судьбе. Это тем более важно, что автор утвержда­ет: «увлекаясь рассказом… рассказывал он очень искренно и правдиво». Перечитайте заключительную часть рассказа, возвращающую читателя к разговору о среде, о том, «что хорошо, что дурно». Почему автор в конце рассказа вновь вернулся к этому разгово­ру? Как сочетаются разговор-беседа, обрамляю­щая произведение, с темой и содержанием рас­сказа Ивана Васильевича о событиях на балу и после бала? Почему «После бала» можно на­звать рассказом в рассказе? Как соотносятся в произведении прошлое и настоящее? «После бала» - произведение, которое можно назвать рассказом в рассказе, по­скольку повествование Ивана Васильеви­ча о событиях на балу и после бала воз­никло в ходе беседы старых друзей. Они пытаются решить, «что хорошо, что дур­но». Иван Васильевич предлагает эпизоды из своей жизни, которые могут помочь ре­шению этого вопроса. Беседа друзей - рамка рассказа - является началом и концовкой этого произведения. Рамка (об­рамление) рассказа тоже важная часть для того, чтобы понять, насколько участ­ников беседы волнуют нравственные про­блемы. Какие чувства охватывают молодого Ивана Васильевича на балу? Что переживает герой рас­сказа, расставшись с Варенькой? Что «видел» и «слышал» он под впечатлением веселого бала? Как чувства, испытываемые героем-рассказчиком по возвращении домой, проявляются в отношении к брату и лакею Петруше? Как воспринимает герой утренний городской пейзаж? Выпишите слова и выражения, которые наиболее емко передают со­стояние Ивана Васильевича. Восторженное чувство охватило Ивана Васильевича на балу: «Я был не только ве­сел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро». Эти чувства только усили­лись после его расставания с любимой де­вушкой. И брат, и лакей Петруша показа­лись ему «умилительно трогательными». Не менее нежное чувство владело им и при взгляде на то, что окружало его на улице: «все было мне особенно мило и зна­чительно». Какие чувства овладели Иваном Васильеви­чем после увиденного им жестокого наказания та­тарина? Почему в его рассказе о наказании так часто повторяются слова «стал различать», «стал смотреть», «увидал», «расслышал», «видел», «мельком увидал», «услыхал», «не зная, куда смотреть», «слышались слова»? Как они помогают постепенно раскрыть нарастание того чувства, ко­торое испытал герой рассказа в страшное утро эк­зекуции? Выпишите слова, которые передают со­стояние Ивана Васильевича как свидетеля наказа­ния. «Мне было до такой степени стыд­но…» - говорит Иван Васильевич. Он уходит домой, а «у него на сердце была почти физическая, доходившая до тошно­ты, тоска». Многократно повторяющиеся слова, которые говорят о пристальном внимании невольного свидетеля наказа­ния, к тому, что происходит, заставляют и читателя вникнуть в существо происхо­дящего, понять переживания героя. 21 Июля 2017 Литература 657 1 Есть ответ

Помогите пожалуйста, очень срочно.1. Какие впечатления, чувства и размышления возникли у вас в связи с чтением рассказа? Кто его главные герои? От чьего лица ведется рассказ? О каком периоде своей жизни повествует Иван Васильевич? Как рассказчик описывает Вареньку? Что рассказывает Иван Васильевич об обстановке бала, о своем настроении на балу? Чем можно объяснить это настроение? Как изображается отец Вареньки? Какое чувство испытывает к нему рассказчик? Что изменило настроение Ивана Васильевича? Каким показан полковник в сцене на площади? Какое же лицо полковника истинное? Как вы восприняли характеры и поступки героев? Расскажите об этом.
2. Почему рассказ назван автором не «Бал» , а «После бала» , хотя описание бала занимает значительнейшую часть произведения?
3. Как объяснить поведение отца Вареньки после бала - его характером или порядками в тогдашней армии?
4. Можно ли сказать, что рассказ Л. Н. Толстого открывает нам одну из страниц исторического прошлого России? Какую именно?
5. Против чего направлен рассказ «После бала» ? От чего зависят, по мысли автора, перемены в человеческих отношениях?

Мегамозг

21 Июля 2017

1.2.Иван Васильевич – главный герой рассказа. От его лица ведется повествование.
Петр Владиславович (Полковник Б.) – отец Вареньки, возлюбленной Ивана Васильевича. Он «воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки» .

3.Действие рассказа происходит в провинциальном городе в 1840-х гг. В то время И. В. был студентом и жил, наслаждаясь своей молодостью. На масленицу герой был приглашен на бал к губернскому предводителю. Там же присутствовала и «дама его сердца» - Варенька Б.
Иван Васильевич был в то время «веселым и бойким малым, да еще и богатым» .
Кроме учебы, которой отводилось определенное время, главный герой развлекался, посещал балы, на которых поражал присутствующих своим умение танцевать. Он имел успех среди женщин. Иван Васильевич жил жизнью, которой жили многие другие молодые люди той эпохи.

4. Иван Васильевич был опьянен своим чувством, все вокруг ему казалось прекрасным. На Ивана Васильевича произвел огромное впечатление и отец Вареньки: «статный, высокий и свежий старик» . «Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки» . Отец, танцуя со своей дочерью, выглядел достойно, грациозно, изящно. От любви к Вареньке И. В. «был счастлив, блажен, …был… какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро» . Герой чувствует, что он любит всех людей.