Отцы и дети вечный конфликт поколений. Конфликт поколений и его разрешение в романе И


Одной из проблем общества, которая актуальна в любые времена, является конфликт между разными поколениями. Ярким примером художественного произведения, раскрывающего данную проблему, является роман Тургенева «Отцы и дети».

Ключевым персонажем произведения является Евгений Базаров - представитель нового поколения, которое проповедует нигилистическую идеологию. Он представлен как яркий приверженец данного направления; его друг Аркадий Кирсанов, напротив, старается подражать нигилистам, однако в итоге отказывается от этой философии. В романе им противопоставляются представители старшего поколения: это отец и дядя Аркадия, которые придерживаются либеральных взглядов, а также более консервативные родители Евгения.

Основу мировоззрения главного героя составляет отказ от общепризнанных идеалов: ему не нравится разделять чью-то точку зрения («Я ничьих мнений не разделяю; я имею свои»); он отрицает прошлое («Прошедшего не воротишь...») и не терпит промедлений («Нечего мешкать; мешкают одни дураки да умники»). Его идеология направлена на разрушение существующего строя, так как он им крайне недоволен, однако при этом Базаров практически ничего не предлагает взамен разрушаемых идеалов.

Братья Кирсановы, напротив, активно продвигают идеи сохранения текущего строя. Их также не устраивает нынешняя обстановка, однако это связано с наличием молодых нигилистов, которые, по их мнению, много пустословят («Молодые люди обрадовались. И в самом деле, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты»). Так, Николай Петрович не ставит на себе крест после смерти жены, а продолжает искать своё счастье в любви к Фенечке.

Родители главного героя представлены более спокойными и консервативными людьми, их мировоззрение больше связано с религией. Их образы тесно связаны как с простонародьем (суеверия, простота), так и с высшим сословием (медицинское образование у Василия Ивановича, крепостные души во владении Арины Власьевны).

Особое внимание в романе Тургенев уделяет контрастам: они проявляются не только в противопоставлении идей Базарова-младшего и старшего поколения, но и в самих описаниях героев. Так, высокий и угрюмый Евгений спорит с низеньким жизнерадостным Николаем Петровичем; основа описания Базарова - его внутренний мир, Кирсановых - внешность. Также имеет место контраст внутри самих нигилистов: Анна Одинцова, в которую влюбляется Евгений, отвергает его и любовь в целом, в то время как Аркадий Кирсанов отвергает сам нигилизм ввиду своего простодушия и любви к стихам.

В то же время нельзя не отметить схожести между героями. Базаров и братья Кирсановы являются ярыми защитниками своих идей (хотя в итоге основной защитницей нигилизма оказывается Одинцова). Семья Базаровых, несмотря на явные различия в подходах к жизни, строит отношения на любви, что подтверждает и сам Евгений.

Конечные образы у всех персонажей, кроме Базарова, оказываются чётко обозначенными: они либо отступают от своих прежних идей (Аркадий), либо продолжают гнуть свою линию (старшие Кирсановы, Одинцова). Базаров же, напротив, оказывается в плену своей философии: он отрицает любовь, но при этом не способен устоять перед своими чувствами к Одинцовой. Символично, что главный герой оказывается единственным, кто умирает в произведении: только он один не сумел найти своё место в обществе из-за внутренних противоречий.

Конфликт между отцами и детьми в одноимённом романе Тургенева заканчивается победой идеологии старшего поколения. Тем не менее именно в такой борьбе интересов формируется человек как личность, так как не всегда важно быть абсолютно правым в споре - важно уметь слушать других и при необходимости пользоваться чужим опытом.

Человечество находится в постоянном движении, развиваясь, поколения за поколениями накапливают опыт, знания и стремятся передать все накопленное идущим следом, так как все это не только позволит выжить в условиях реальности, но и добиться успеха, счастья. Новое время рождает новое поколение, которое уже по-иному смотрит на мир, ставит перед собою другие цели. Многое из опыта предков действительно становится неприемлемым в новой реальности, но огромная часть должна служить опорой для дальнейшего развития.

Что же оставить, а что взять с собой в жизненный путь новому поколению? В этом-то и заключается вечная проблема двух поколений: старшего, стремящегося передать все знания, весь опыт, и нового, сметающего все на своем пути. Естественно, подобная проблема не могла не волновать писателей и поэтов разных эпох. В романе «Отцы и дети» И. С. Тургенева сталкиваются характеры представителей 40-х и 60-х годов XIX века. К лагерю 40-х годов - «отцов» - он относит Павла Петровича Кирсанова, а к лагерю 60-х годов - «детей» - принадлежит Евгений Базаров. Оба они совершенно противоположные по характеру люди. Каждый из них воспитывался в своей эпохе и поэтому имеет свои взгляды на жизнь.

При первой же встрече будущие враги почувствовали друг к другу неприязнь: Кирсанов был поражен нарядом Базарова с длинными кистями, а также его высокомерием; Базаров же даже не стал здороваться с этим аристократом.

Вскоре и без этого напряженная обстановка еще более накалилась, и между ними завязывается спор. В нем раскрываются характеры, идейные позиции этих людей.

Павел Петрович, который «ждал только предлога, чтобы накинуться на врага», неправильно понимает высказывание Базарова об аристократах. Он расценивает слова «дрянь и аристократишко» как нанесенное аристократам оскорбление и начинает отстаивать их права. Сам он во всем старается подражать английским аристократам: модно одевается, от него всегда пахнет оолоном.

Базаров сначала имеет твердые идейные позиции. Он не хочет спорить с Павлом Петровичем, но постепенно втягивается в спор. «Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете: Да ведь надобно же и строить», - растерянно говорит Кирсанов, совершенно оглушенный краткими и четкими ответами Базарова. «Это уж не наше дело: Сперва нужно место расчистить». Он еще и сам не знает, кто после него «будет строить», да и «будет ли строить».

Базаров в отличие от Павла Петровича - нигилист. В своем споре с Кирсановым он как бы дает определение нигилизму: «Мы: решились ни за что не приниматься: И это называется нигилизмом». Тургенев же определил значение этого слова так: «И если он называется нигилистом, то надо читать: « революционером ».

Павел Петрович и Базаров совершенно разные по взглядам люди: один - идеалист, другой - материалист и демократ. Их столкновение в романе вполне логично завершается дуэлью.

Различие идейных позиций этих людей настолько велико, что они становятся непримиримыми врагами. Базаров, про которого Тургенев говорит: «Он честен и правдив и демократ до конца ногтей», и Павел Петрович Кирсанов никогда не смогут друг друга понять, потому что они - люди различных поколений, у них противоположные взгляды иа жизнь.

Проблема «отцов» и «детей» не ограничивается только литературой. Конфликт поколений реален и в сегодняшнем обществе.

Например, роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», написанный в 60-е годы XIX века.

Роман считается знаковым для того времени, а образ главного героя Евгения Базарова воспринимался молодёжью как пример для подражания бескомпромиссности, преклонения перед авторитетами и старыми истинами. Базаров «нигилист-разночинец» и в его рассуждениях главенствует приоритет «полезного» над «прекрасным», когда во всем присутствует некий налет отрицания присущий раннему атеизму. Сейчас было бы правильнее назвать подобного человека демагогом, но это уже не суть важно.

Важным в данном случае является описанный Иваном Тургеневым сам конфликт отцов и детей на примере Базарова и Аркадия Кирсанова, приехавших в Марьино и некоторое время гостивших у Кирсановых (отца и дяди Аркадия). Напряжённые отношения со старшими Кирсановыми заставляют Базарова покинуть Марьино и отправиться в губернский город, где он знакомится с богатой вдовой Одинцовой. К концу романа скептицизм Базарова по разным жизненным обстоятельствам утрачен.

Нигилизм середины XIX века основан на отрицании и скептике к любви, искусству, общепринятой морали и религии. Нигилист это революционер демократ отрицающий консерватизм общественной политики государства. Движения за эмансипацию женщин дополнило нигилизм в России и внесло свой вклад в изменении общественного сознания после того, как в 1789 обнародовали «Декларация прав женщины» с требованием политических прав женщин наравне с мужчинами.

В данном случае конфликт отцов и детей показан на примере среднего возрастного уровня, когда в роли детей выступают уже сложившиеся личности способные иметь своих детей. Поэтому этот конфликт было бы правильно назвать конфликт «Отцов и дедов», отцы это среднее, а деды уходящее поколение в системном построении жизненного пути человечества. Отцы в данном случае это возрастной ценз, который определяет период выхода детей из подчинения отцовской воли.

Ситуация конфликта между родственниками возникает на фоне их законных имущественных прав, когда до XX века все имущественные права семьи были на стороне отца и поддерживались имеющимся законодательством. Статья 1534 Уложения о наказаниях, преследовала, за нанесение личной каким-либо оскорбительным действием обиды отцу или матери. Таким образом, законом защищалось право главы семьи на воспитание членов семьи, и распоряжаться семейным бытом.

Против такого консерватизма закрепляющего преимущества «Отцов» и боролись нигилисты. В данном случае члены семьи не имели права требовать какой-либо части имущества, и существовал «выдел», когда отец отделял сына для самостоятельного ведения хозяйства, передавая ему части семейного имущества по своему усмотрению. Сохранились ли в сегодняшнем обществе подобные отношения принудительного уважения к старшим и закрепления за ними имущественного права сказать трудно. Хотя существует в правовом отношении право родителей на получение алиментов от детей на их содержание.

Логически выстраивая известные нам исторические события, приходим к выводу, что подмеченный Иваном Тургеневым конфликт поколений существует, как некая природная данность, различающая человека в его развитии. Триединое начало в данном случае проявлено в системном построении жизненного пространства человека: прошлое – настоящее – будущее, когда эта взаимосвязь на бытовом уровне будет выглядеть как деды – отцы – внуки.

Получается так, что конфликт поколений заложен самой природой для эволюционных преобразований в окружающем мире. Этот конфликт проявлен в процессе воспитания детей, когда родители вынуждены в некоторых случаях подавлять психику ребенка подчиняя и заставляя его выполнять какие-либо требования для успешной адаптации ребенка в обществе. До XX века, как уже было сказано, дети были подчинены родителям и имущественно зависели от них.

В современном обществе ребенок вынужден подчиняться родителям до своего возмужания (совершеннолетия). В это время дети бывают часто агрессивны по отношению к родителям, которые выполняя социальные требования общества должны подготовить нового члена общества и обучить его всем требованиям существующей морали. В этот момент чувства острой неприязни друг к другу могут быть у обеих сторон конфликта, как у родителей, так и у их детей.

Таким образом, каждый человек проходит все этапы своего развития с момента его рождения, рождения и воспитания его детей, до момента его ухода с земного плана. И каждый раз он сталкивается с проблемой самоутверждения при столкновении собственных интересов с интересами его родителей, а затем с интересами его детей. Эти особенности поведения человека в разных трансформациях по-разному толкуются в эзотерических и религиозных учениях.

В этих учениях объясняется на уровне познания человека и его «эго» обладающего своей персональной «душой», что отцы и дети это разные люди, имеющие кровное родство, но обладающие каждый своей собственной психикой. Эта психика или «эго» при определении своего места в сообществе и утверждении «самости» и выстраивает конфликтные отношения с окружающим миром.

В романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев повествует о конфликте двух поколений на примере семей Кирсановых и Базаровых. Ни одно поколение не может иметь одинаковых взглядов, поэтому конфликты между детьми и родителями в разных семьях различны. Большое влияние на характер конфликта, да и на его наличие, оказывают воспитание, ценности, образование, уровень развития как детей, так и родителей. Этим же обусловлены различия жизненных путей Евгения Васильевича Базарова и Аркадия Николаевича Кирсанова.

Кирсанов - довольно состоятельный дворянин, наследует поместье хотя и расстроенное, «скрипящее», но достаточно обширное, чтобы не думать о хлебе насущном и других необходимых мелочах. У него хорошее образование и есть все предпосылки к счастливой семейной жизни. Во время обучения он встретился с Базаровым, медиком, разночинцем (у его отца, Василия Базарова, немногим более десяти душ: «…а у нас поверите ли? он отроду лишней копейки не взял, ей-богу!»). Базаров-младший - нигилист, пропитавшийся этой революционной теорией до мозга костей. Он является источником теории, искренне верит в нее, в нигилизме - смысл его жизни. «…Это трудно сказать теперь, но он будет знаменит!» У Базарова практически нет друзей. Люди, которые его окружают, услышали про теорию случайно, захотели приобщиться к ней, а заодно познакомиться с таким интересным человеком, как Базаров. Однако эти люди не понимают или не принимают теорию Базарова близко к сердцу. Поэтому люди, присоединившиеся к Базарову, быстро перестают верить в теорию или просто женятся, занимаются хозяйством, женой, потомством, заботятся о семейном счастье, а не о борьбе, нигилизме, революции и тому подобном.

Аркадий как раз из таких людей. Несмотря на то что он любит Базарова, искренно сочувствует ему, Кирсанов не может продолжать его дело, так как Аркадий не обладает особенными способностями, его нельзя назвать личностью, а только личность может в одиночку нести на себе бремя нигилизма или любой другой теории… «Ваш сын - один из самых замечательных людей», - сказал Кирсанов Василию Базарову в разговоре. У Аркадия слишком много есть в существующем мире, у него поместье, отец и дядя, которых он любит. Впоследствии он женился на Кате, младшей сестре Анны Сергеевны Одинцовой, по любви, у него нет причин для разрушения существующего порядка.

У Базарова же нет ничего: он беден, он не испытывает особой любви к родителям, «воспоминания детства не имели власти над ним». При всем при этом Базаров мучительно одинок. Как у человека неординарного, необычного, чувство любви у Базарова проявляется не как у обычных людей. «Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном или… романтическом называл белибердой, непростительной дурью…»

Для удовлетворения физиологических потребностей подходит любая миловидная особа женского пола, например Фенечка. Однако любить по-настоящему Базаров может только себе подобную, то есть женщину неординарных способностей и развития, но в то же время обладающую «богатым телом». Такой женщиной оказалась Анна Сергеевна Одинцова, которая стремительно приближалась к тридцатилетию богатой хозяйственной вдовой с четким жизненным расписанием. Несмотря на свой ум, Анна Сергеевна не смогла понять, что своим отказом убьет Базарова, потому что он считает ее чуть ли не единственным равным себе человеком из всех, кого он встречал. Отказ Одинцовой значит для Евгения потерю надежды на любовь, потому что встретить равного себе для Базарова - удача, потому что личность в этом мире - редкое явление. А любовь ему необходима, как и любому другому человеку. Любовь к Одинцовой была его первым настоящим чувством. Это была даже не любовь, а страсть. «Он задыхался; все те’ло его видимо трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжелая страсть, похожая на злобу и чем-то сродни ей». Базаров любил Анну Сергеевну «глупо, безумно», а она не хотела понять, что губит личность, предпочитая собственный покой и заботы о Кате сопровождению Евгения на его нелепом пути.

В отличие от Базарова Аркадий выбирает младшую сестру и добивается ее любви, получает «благословение» от Евгения, Анны Сергеевны и отца и женится на ней через несколько месяцев после трагической гибели Базарова.Катя, возлюбленная Кирсанова, - девушка достаточно романтичная, чтобы не понравиться Базарову. Анна Сергеевна хотя и дорожит «изящной стороной жизни», но достаточно практичный человек. Кирсанов выбирает романтизм, то, что близко его отцу, дяде; Базаров же выбирает нигилизм, меньшую романтичность, «детское».

Однако Евгений одинок в своем выборе. Он остается один, без надежды, без любви. Он умирает вместе со своей теорией, потому что ее некому передать - нет сильного человека. Он умирает от людского непонимания и одиночества.

Пути Аркадия и Базарова сошлись случайно. Если бы они не встретились, в жизни Аркадия почти ничего бы не изменилось. Возможно, он женился бы не так скоро, и конечно же не на Кате, но в любом случае Аркадий стал бы обычным барином с женой, детьми и хозяйством. Базаров не встретил бы Анну Сергеевну и в конце концов умер бы от одиночества. Вряд ли отсутствие Аркадия сказалось бы на судьбе Базарова, и наоборот.

Мое личное отношение к Базарову двойственно. С одной стороны, он мне нравится: он умен, образован, честен, обладает большой силой воли. Все эти качества в человеке привлекают. Но, с другой стороны, я считаю, что надо сначала построить что-то новое, а потом ломать старое, а не наоборот. Иначе может получиться так: сломав все, что было, мы не сумеем создать что-то новое. Также мне кажется нелепым отрицать все: природу, искусство, музыку, любовь, даже то, чего не знаешь. Как можно отрицать то, чего не знаешь? Этого я не понимаю.

Мне жаль Базарова, который в конце романа умирает. Вместе с ним умирают и те идеи, о которых он говорил. И все же… Поместив в центр романа споры Базарова и Кирсанова, Тургенев недвусмысленно дал понять, кому из них принадлежит будущее. Базаров, по мысли автора, человек несовершенный, но «живой», а не «застывший», как Павел Петрович. Пусть главный герой романа пока одинок, он - предвестник будущих перемен.

Главный конфликт романа И. С. Тургенева - противоречия между «отцами» и «детьми». Название романа часто понимается весьма упрощенно: противоречие между поколениями, конфликт между аристократами и разночинцами. Но содержание романа выходит гораздо шире за рамки обозначенных выше проблем. Философские и психологические проблемы также важны для автора.

Конфликт поколений дается Тургеневым как противостояние Николая Петровича Кирсанова и Аркадия, Павла Петровича Кирсанова и Базарова.

Спор между Аркадием и его отцом проходит более мирно. Николай Петрович - семейный человек, его невозможно представить вне семейного круга. Он - отец, который стремится исполнить свой отцовский долг как можно лучше. Именно на нем, по мнению Тургенева, должна лежать ответственность за связь поколений. Во имя отцовской любви Николай Петрович готов многим поступиться. Николая Петровича отличает чуткость, терпение, мудрость. Именно эти качества предотвращают разрыв между отцом и сыном.

Павел Петрович, напротив, высокомерен и горд. Базаров тоже не уступает Кирсанову - он также сильная личность. Оба героя способны подчинять себе других, но сами при этом не попадают под чужое влияние. В чем-то схожи и их биографии: у каждого в жизни была неразделенная, несчастливая любовь. Оба они одиноки, у них нет наследников. Оба героя не умеют слышать других.

Базаров критически относятся к старшему поколению и многое отрицает в нем не потому, что оно старо по возрасту, а потому, что оно старо по духу, по своим жизненным принципам и мировоззрению.

Герои ведут полемику, которая начинается легкими перепалками, затем перерастает в спор, а затем противостояние героев приводит их к барьеру. Очень часто участниками спора движет не стремление к истине, а взаимная нетерпимость, раздражение. Поэтому они не могут справедливо оценить своего оппонента, понять его точку зрения.

Базаров отстаивает теорию «нигилизма»: «...мы действуем в силу того, что признаем полезным...В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем». Базаров подвергает отрицанию все: искусство («Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «Рафаэль гроша ломаного не стоит»), природу как предмет для восхищения («природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»), любовь, и даже... Павел Петрович пытается уточнить, насколько далеко господин нигилист зашел в своих отрицаниях. И Базаров приводит в ужас своим ответом обоих старших Кирсановых:

Мы отрицаем.

Как? Не только искусство, поэзию... но и... страшно вымолвить...

Все, - с невыразимым спокойствием повторил Базаров.


Читатель лишь может догадываться, что стоит за этим категоричным «все», это и религия, и вера, и даже смерть.

Несмотря на категоричность суждений героя (Базарова), нельзя не заметить интереса и симпатии со стороны Тургенева к своему герою. Он, конечно же, не разделяет позиций Базарова, но по-человечески некоторые заблуждения Базарова вызывают скорее сочувствие Тургенева, нежели осуждение.

Со своей стороны Кирсанов говорит о необходимости следовать авторитетам и верить в них. Павел Петрович уверен, что без «принсипов» могут жить лишь безнравственные люди. Сам он под принципами понимает, во-первых, конституцию, прогресс, во-вторых, аристократизм на английский манер, в-третьих, Павел Петрович открыто ненавидит материалистические идеи, разделяя точку зрения эстетов и идеалистов.

В своем романе автор пытается разрешить вечный конфликт двух поколений. С одной стороны, это конфликт возникает из-за непонимания мировоззрения одного поколения другим. С другой стороны, героям не хватает просто человеческой мудрости, терпения и доброты, а также внимания и открытости. Сам Тургенев утверждает, что жизнь сильнее любой теории, никакая теория не может определять течение жизни. И наконец, автор пытается найти выход из возникшего противостоянии: идеал писателя - жизнь, идущая беспрерывно от прошлого в будущее через настоящее. Самая главная ценность в жизни - любовь отцов к детям. Молодое поколение наследует лучшее от старшего, а старшее более терпимо относится к наследникам. Только в таком случае возможен диалог поколений.