Третьяковская галерея вечный рим. В третьяковской галерее открылась выставка живописи из пинакотеки ватикана


В архив. Выставка из Пинакотеки Ватикана в Москве.
Часть 2 из 4: от Эрколе де Роберти до Веронезе. Караваджо. Пуссен.

Все работы [*] выставки «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо». Продолжение

[*] 35 или 42 произведения - смотря как считать.

На выставке показаны работы за 6 столетий - с XII по XVIII века.

Фотографирование на выставке было запрещено строжайшим образом.

Эрколе де Роберти (около 1450, Феррара - 1496, Феррара). Чудеса святого Винченцо Феррера: Исцеление роженицы — Воскрешение богатого иудея — Исцеление хромого — Спасение ребенка из горящего дома — Воскрешение ребенка, убитого безумной матерью. 1473. Пределла. Дерево, темпера. 30 х 215 см.

«В XV веке Феррара расцвела при герцогах д"Эсте, превратившись во влиятельный культурный центр ренессансной Италии. Эрколе де Роберти - один из самых оригинальных художников феррарской школы. Его пределла считается наиболее изощрен-ной пределлой Ренессанса. Она посвящена деяниям испанского святого Винченцо Феррера и полна загадочным и манящим духом Феррары.».

3.


Эрколе де Роберти. Пределла полиптиха Гриффони. Фрагмент.

" Поступление. До демонтажа в XVIII веке в церкви Сан Петронио, Болонья; с 1839 — в Пинакотеке Ватикана Инв. 40286.

Эта пределла, посвященная деяниям святого Винченцо Феррера, была частью алтаря, созданного для капеллы Флориано Гриффони в главном храме Болоньи — соборе Сан Петронио. Алтарь, известный как полиптих Гриффони, разобранный в XVIII веке, остается ярчайшим наглядным свидетельством совместной работы Эрколе де Роберти и его учителя Франческо дель Косса и показывает, как начинающему художнику удалось не только утвердить свою самостоятельность, но и, по мнению Вазари, даже превзойти учителя. Общий облик алтаря был реконструирован Роберто Лонги (1934), позже верность его реконструкции подтвердил случайно найденный рисунок XVIII века, сделанный Стефано Орланди до того, как полиптих был разобран.

4.

Одна из возможных реконструкций, показывающих расположение различных частей полиптиха Гриффони. О какой реконструкции идет речь в каталоге - не знаю / Polittico Griffoni: one of the suggested reconstructions indicating the relative position of the different panels. Digital technology applied to the re-unification of a scattered altarpiece .

В центре полиптиха помещалось главное изображение святого Винченцо Феррера [этот образ Винченцо Феррера кисти Франческо дель Косса см. на сайте Лондонской национальной галереи: Saint Vincent Ferrer, probably about 1473-1475, Francesco del Cossa - прим. gorbutovich] , испанского монаха-доминиканца, канонизированного в 1455 году. По обе стороны от него — большие картины: два стоящих святых, а в верхнем регистре — два поясных изображения святых и медальоны со сценами «Распятие» (в центре) и «Благовещение» (по бокам). Работа над алтарем, должно быть, завершилась вскоре после того, как резчику по дереву Агостино де Марки было уплачено за изготовление рам, то есть после 19 июля 1473 года. В коллекцию Ватикана работа вошла под именем Беноццо Гоццоли, и произведением Эрколе де Роберти пределла признана недавно, хотя на его авторство указал еще Вазари.

5.

Фрагмент. В интернете можно найти картинки максимум такого качества. Может быть где-то на личных страницах в соц.сетях что-то и есть, но мне обнаружить не удалось / Predella (detail). Panels from the Griffoni Polyptych by Ercole de" Roberti. Polyptych: 1472-1473. Tempera on panel, height of detail 28 cm. Pinacoteca, Vatican. Wga.hu.

Центральные образы написал Косса, но пределлу он полностью доверил Эрколе. Как это было принято в мастерских в эпоху кватроченто, Косса лишь наметил общую композицию, в остальном полностью положившись на Эрколе. Последний, видимо, начал расписывать пределлу слева направо, следуя наметкам учителя, по мере продвижения более детально прорабатывая фигуры. Манера Эрколе близка манере его учителя, а некоторые сцены даже кажутся прямыми цитатами фресок Коссы в Палаццо Скифанойя в Ферраре: в частности, ребенка, поедающего печенье в сцене «Воскрешение богатого иудея», можно обнаружить в .

6.

Ercole de’ Roberti, I miracoli di San Vincenzo Ferrer (particolare). Predella della Pala Griffoni, 1473. Musei Vaticani, Città del Vaticano. via

В использовании классической архитектуры Эрколе также скорее следует замыслу учителя, чем своей склонности к изображению руин.

Стиль Эрколе проявляется в драматичном эпизоде с кричащей женщиной и работниками, пытающимися потушить пожар. Этот эпизод заимствован из в Палаццо Скифанойя. В одной из сцен пределлы Эрколе развертывает сложное повествование на перспективно правильно построенном, хотя и фантастичном фоне с архитектурными видами и руинами. Четких границ между разными эпизодами в пределле нет, и вся композиция больше похожа на повествовательную роспись, характерную для cassone (свадебного сундука) или spalliera (декоративной стеновой панели), чем на пределлу.

7.


Это не Эрколе де Роберти, это копия 1929 года. Фрагмент копии пределлы полиптиха Гриффони, хранящейся в Лондонской национальной галерее. В Лондоне пределла-оригинал проходит под именем скорее Франческо дель Коссы, чем Эрколе де Роберти / Scenes from the Life of Saint Vincent Ferrer. Date made 1929. After Francesco del Cossa (Carrine Palmieri and Rosa Falcone). Acquisition credit: Presented by Pope Pius XI, 1930. 30.5 x 215 cm. The National Gallery, London. This painting is a copy of the predella panel of an altarpiece originally in the Griffoni chapel of the church of S. Petronio, Bologna. The 15th-century central panel by Francesco del Cossa depicts "Saint Vincent Ferrer", who became a Dominican friar in 1367 and was famous as a preacher and missionary. The side panels, now in the Brera, Milan, show Saint Peter and Saint John the Baptist. The design is unified through the architecture and the rocky landscape. The original predella panel (Rome, Vatican Museums) is also attributed to Ercole de" Roberti.

Изощренная иконография, еще до конца не расшифрованная, наводит на мысль, что художник должен был следовать советам ученых гуманистов, например Джованни Гарцони из Болоньи, автора жизнеописания святого Винченцо Феррера, культ которого распространился по всей Северной Италии и был особенно силен в Болонье. В первой сцене слева женщина умоляет святого Винченцо облегчить ей родовые муки.

8.


Затем идет «Воскрешение богатого иудея».

9.


Фрагмент копии пределлы полиптиха Гриффони, хранящейся в Лондонской национальной галерее. 1929 год / The National Gallery, London.

За этой сценой следует эпизод с сидящим мужчиной, окровавленную ногу которого святой Винченцо исцеляет с небес. После этого идет картина пожара, потушенного вовремя благодаря вмешательству святого.

Последние сцены рассказывают историю матери, в припадке безумия убившей единственного сына. Ее муж приносит останки мальчика к гробнице святого Винченцо, где ребенок чудесным образом возвращается к жизни.

Сцены наполнены персонажами, одетыми по последней моде, и, поскольку святой Винченцо был известен тем, что обратил в католичество и окрестил большое количество людей из разных стран, в них также присутствуют экзотически одетые люди. Вид толпы напоминает о Паоло Уччелло и Пьеро делла Франческа.

11.


via

Пределла Эрколе — одна из изощреннейших в искусстве Ренессанса. Художник показывает свою эрудицию, используя отсылки к античному искусству. Среди них бронзовый «Мальчик, вытаскивающий занозу» (Капитолийские музеи, Рим), прототип сидящего мужчины с раненой ногой, и Диоскуры с римской площади Квиринале, которых напоминают мужчины, борющиеся с огнем в сцене пожара. Эрколе более экспрессивен, чем его учитель.

Он чувствует себя в родной стихии в масштабе миниатюры, но его любовь к деталям не наносит ущерба общей монументальности композиции. Художник творчески воспринял опыт Андреа Мантеньи, используя его резкие ракурсы, — это видно в изображении лошади у нижнего края рамы. Пределла написана яркими красками и с той ювелирной отточенностью, что так ценили феррарцы в нидерландской живописи и у Косме Туры. Хотя критики неизменно отмечают беспокойно-драматичную атмосферу произведений Эрколе, настоящим отличительным признаком его стиля можно назвать золотисто-коричневый свет, заливающий его картины и придающий им ту метафизическую напряженность, что предвосхищает «пьяцци» Джорджо де Кирико, еще одного «иррационального» художника, который так любил меланхоличную Феррару. "

Запись в каталоге Музеев Ватикана:
Autore: Ercole de" Roberti (Ferrara 1450 ca. - 1496) - già attr. a Benozzo Gozzoli (Firenze 1420 - Pistoia 1497) e a Francesco del Cossa
Descrizione/Titolo: Predella: Miracoli di San Vincenzo Ferrer: Il Santo guarisce una storpia; Resuscita una ricca ebrea; Salva un bimbo in una casa incendiata; Resuscita un bimbo ucciso dalla madre impazzita; Guarisce un ferito ad una gamba (già "Miracoli di San Giacinto" di B. Gozzoli)
Datazione: 1473
Materia: tempera su tavola
Misure: cm 30 x 215
Periodo Acquisizione: 1908
Tipo Acquisizione: Ingresso nella Pinacoteca di Pio X
Provenienza: dalla pala d"altare della Cappella Griffoni eseguita da Francesco del Cossa per la Chiesa di San Petronio a Bologna, smembrata nel sec. XVI; dal 1732 al 1782 ca. in casa Aldovrandi; venduta nel 1839 da Feliciano Brizzi al Governo Pontificio ed esposta nella Pinacoteca di Gregorio XVI (MORONI G., 1847); nel 1857 ca., nella Pinacoteca di Pio IX
Collocazione: Edificio della Pinacoteca
Pinacoteca Vaticana
Sala V

12.

Melozzo degli Ambrosi, detto Melozzo da Forlì, (Forlì 1438 - 1494) Un angelo che suona il liuto, 1480 ca. Frammento di affresco staccato, cm 93,5 x 117 Inv. 40269.14.10. Musei Vaticani. . Изображение из википедии: 4296 x 5323

Мелоццо дельи Амбрози, прозванный Mелоццо да Форли (1438, Форли - 1494, Форли). 1480. Музицирующие ангелы - три фрагмента фресок, перенесенные на кадорит.

Mелоццо да Форли. Ангел, играющий на лютне. 1480. 117,5 х 93,5 см.

«С начала XIV века, времени Авиньонского пленения пап, Рим пришел в упадок, длившийся до середины XV века. Упадок Рима отразился и на его художественной жизни: слабость римской школы живописи вынуждала пап обращаться к художникам из других городов.

Мелоццо да Форли, уроженец небольшого города Форли в провинции Эмилия-Романья, был приглашен в Рим папой Сикстом IV. Он создал множество фресок в римских церквах, так что именно Мелоццо может считаться основателем римской школы, расцветшей в XVI-XVII веках. Три музицирующих ангела, представленные на выставке, — фрагменты его росписи купола церкви Санти Апостоли, огромной многофигурной композиции «Вознесение Христа».»

13.

Melozzo da Forlì. Angeli, 1475-1477. via

Мелоццо дельи Амбрози, прозванный Мелоццо да Форли. Ангел, играющий на лютне. 1480. 108,5 х 77,5 см.

«Фреска «Вознесение Христа» воспринималась современниками как торжество папской власти, возродившей Рим. Божественный оркестр ангелов символизировал неземную красоту рая, а отвлеченное понятие «музыка небес» связано с философскими построениями модели мира, о которой говорили пифагорейцы и платоники. Мелоццо, как художник Ренессанса, в своем произведении соединяет античную и христианскую традиции. Его ангелы, прославляющие Господа согласно словам Библии: «Да хвалят имя Его с ликами, на тимпане и гуслях да поют Ему, ибо благоволит Господь к народу Своему, прославляет смиренных спасением», идеальны, как античные статуи, и в то же время жизненны — они похожи на юных пажей при дворах ренессансных правителей.»

14.

via . Original (4201 x 5276)

Мелоццо дельи Амбрози, прозванный Мелоццо да Форли. Ангел играющий на виоле. 1480.

«До нас дошло не так уж много работ Мелоццо, большинство его фресок погибло при перестройках, но по тому, что осталось, можно судить о масштабах его дарования. «Вознесение Христа» исключительно, фреска стоит особняком среди всех современных ей росписей. Сюжет, представляющий торжество Спасителя, восходящего на небесный трон в окружении небесных сил, излюбленный в византийском искусстве, был заимствован Западной Европой, пышно расцвел во времена романики, продолжался в готике, но в кватроченто уже не пользовался успехом. Мелоццо, обратившись к средневековым образцам, вдохнул в них новую жизнь и вновь ввел тему Вознесения в список актуальнейших тем изобразительного искусства, тем самым предвосхитив и Микеланджело, и Рафаэля, и Корреджо, и росписи куполов барочных церквей.»

15.


Pietro Vannucci, detto il Perugino, (Città della Pieve 1450 ca. - Fontignano 1523) S. Flavia; S. Placido, 1496 - 99 Tempera grassa su tavola Invv. 40319, 40320, 40321 -2.1. Musei Vaticani.

Пьетро Ваннуччи, прозванный Перуджино (1448, Читта делла Пьеве - 1523, Фонтиньяно). Святой Плакида. 1495-1498. Пределла. Дерево, масляная темпера. 35,5 х 30 см.

«Уроженец Умбрии Пьетро Перуджино на рубеже XV и XVI веков стал одним из самых влиятельных художников Италии, и, имея большие мастерские во Флоренции и Перудже, полные учеников, он, столь столь же плодовитый, сколь и талантливый, заполнил церкви Тосканы и Умбрии множеством своих нежных Мадонн и благочестивых святых. Картина - прекрасный образец его зрелого стиля.

Известно два святых Плакиды: мученик, убитый вместе со своей сестрой Флавией в царствование императора Диоклетиана в IV веке, и живший в VI веке ученик святого Бенедикта. Перуджино, объединив обе легенды, представил святого в рясе, но с пальмовой ветвью, символизирующей мученичество, — атрибутом брата Флавии.»

16.


Pietro Vannucci, detto il Perugino, (Città della Pieve 1450 ca. - Fontignano 1523). S. Flavia; S. Placido, 1496 - 99. Tempera grassa su tavola Invv. 40319, 40320, 40321 -2.1. Musei Vaticani.

Пьетро Ваннуччи, прозванный Перуджино. Святая Юстина. 1495-1498. Пределла. Дерево, масляная темпера. 33,5 х 26 см.

«Эта картина, как и «Святой Плакида», была частью большого алтаря «Вознесение Христа», созданного для монастыря Сан Пьетро в Перудже между 1495 и 1500 годами. Из-за путаницы со святым Плакидой до недавнего времени считалось, что изображена святая Флавия, но теперь доказано, что это святая Юстина, покровительница бенедиктинской общины монастыря Сан Пьетро, — корона на голове именно ее, принцессы по рождению, традиционный атрибут.

17.

«Святая Юстина» отличается столь же высоким качеством исполнения, как и «Святой Плакида», но для истории искусства эти две картины важны еще и потому, что они были частью алтаря «Вознесение Христа», который создавался как раз в то время, когда в мастерской Перуджино появился совсем юный Рафаэль.»

18.


Raffaello Sanzio, (Urbino 1483 - Roma 1520). Speranza - Carità - Fede, Predella Baglioni, 1507. Tempera grassa su tavola, cm 18 x 44 ciascun pannello Invv. 40330, 40331, 40332 - Fede. Musei Vaticani.

Рафаэль Санти (1483, Урбино - 1520, Рим). Вера и Милосердие. 1507. Пределла. Дерево (тополь), масло. Обе по 18 x 44 см.

Рафаэль. Вера

«Нет, пожалуй, в истории искусства художника более влиятельного, чем Рафаэль. Три с половиной столетия его имя было синонимом абсолютного совершенства в искусстве.

Первые критические отзывы раздались в середине XIX века, затем число его критиков ширилось, манифесты нового искусства ниспровергали его авторитет, однако отрицание — род признания. Не случайно произведения Рафаэля помещены в центр зала, посвященного Высокому Ренессансу и барокко.

19.

Вариант реконструкции алтаря Бальони / Raphaël, La Déposition, 1507 / Pala Baglioni. via , via

Это два небольших гризайля из трех, составлявших пределлу алтарного образа для церкви Сан Франческо аль Прато в Перудже, известного как алтарь Бальони, в центре которого находилось «Положение во гроб», теперь хранящееся в Галерее Боргезе.

20.


Raffaello Sanzio. Fede, Predella Baglioni, 1507. Musei Vaticani.

«Вера», боковая часть пределлы, предстает в виде женской фигуры с потиром в руке, путти в боковых нишах держат таблички с монограммами имени Иисуса.»

21.


Raffaello Sanzio, (Urbino 1483 - Roma 1520). Carità, Predella Baglioni, 1507. Tempera grassa su tavola, cm 18 x 44. ciascun pannello Invv. 40330, 40331, 40332 Speranza. Musei Vaticani.

Рафаэль. Милосердие

«Алтарь, частью которого были «Вера» и «Милосердие», был заказан Аталантой Бальони для погребальной капеллы, в которой покоилось тело ее юного сына, зверски убитого в междоусобной распре двух перуджийских семейств. Рафаэль получил заказ на создание алтаря в середине 1506 года. Это была первая крупная самостоятельная работа, так как до того он заказов на алтари не получал. Алтарное «Положение во гроб» очень хвалили, но была особо отмечена и новизна в исполнении небольших пределл.

22.


Raffaello Sanzio. Carità, Predella Baglioni, 1507. Musei Vaticani.

В XV веке пределлы рассказывали истории, что было принятой нормой, Рафаэль рассказ заменил аллегориями. «Милосердие», представленное как мать, обнимающая младенцев, находилось в центре, обрамленное «Верой» и «Надеждой». Путто справа держит на плечах котел с огнем — древний, связанный с Олимпийскими играми символ мира, а левый, рассыпая деньги, призывает к щедрости.»

23.

Antonio da Correggio (1490-1534). Christ in Glory (Part of a Triptych). Circa 1526-1530. 105 × 98 cm. Pinacoteca Vaticana. via . В раме на выставке

Антонио Аллегри, прозванный Корреджо (1489, Корреджо - 1534, Корреджо). Христос во славе. Между 1525 и 1530. Пинакль - алтарное навершие. Холст, масло. 105 х 98 см.

«Известность Антонио Корреджо при жизни ограни-чивалась Пармой, в которой были сосредоточены его главные работы, но после смерти он стал одним из самых чтимых итальянских живописцев. Дан-ная картина, ценимая в XVIII и в первой половине XIX века, в XX веке была объявлена копией и убрана в запасник.

24.

Trittico della Misericordia

Только в 2011 году ее отреставрировали, и тогда же было установлено, что холст XVI века, а на фигуре и лике Христа видны многочисленные авторские исправления, которых в копиях не бывает. Авторство Корреджо было признано несомненным, и картина заняла почетное место в экспозиции Пи-накотеки. «Христа во славе» интересно сравнить с иконой, начинающей выставку, - образ Корреджо продолжает развитие древнего иконографического типа, идущего из Византии.»

25.

Paolo Caliari, detto il Veronese, (Verona 1528 - Venezia 1588) Visione di S. Elena, 1580 ca. Olio su tela, cm 166 x 134 Inv. 40532.

Паоло Кальяри, прозванный Паоло Веронезе (1528-1588). Видение святой Елены. Около 1575-1580. Холст, масло.

«Картина Паоло Веронезе по-венециански роскошна. Изображена святая Елена, мать Константина, перво-го римского императора-христианина. По легенде, Елене явился ангел, побудивший ее отправиться в Иерусалим на розыски креста Иисуса. Традицион-но святая изображалась руководящей работниками, откапывающими крест, или держащей найденный крест в руках. Веронезе же изобразил Елену спя-щей, и ангел, держащий крест, призванный указать путь в Святую землю, явлен ей в видении. Возраст изображенной противоречит каноническому тек-сту жизнеописаний: святой Елене, когда она от-правилась в Иерусалим, было много лет, а героиня Веронезе молода. Вольная интерпретация легенды породила предположение, что элегантная венециан-ка на картине, чье изображение почти портретно, - жена Веронезе, которую также звали Елена.»

Микеланджело Меризи, прозванный Караваджо (1571-1610). Положение во гроб. Около 1603-1604. Холст, масло. 300 x 203 cм.

Главная звезда экспозиции - картина «Положение во гроб» Караваджо. В 2011 году работа уже была в Москве на выставке « » в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. В контексте выставки в Третьяковской галерее об этом почему-то не очень вспоминают.

Описание картины из статьи к выставке в ГМИИ: «Своей высшей творческой зрелости Караваджо достигает к 1606 году, когда им было написано несколько монументальных полотен для наиболее известных римских церквей, в том числе и для собора Св. Петра. Одно из самых прославленных работ этого времени - произведение «Положение во гроб» (1606, Музеи Ватикана, Пинакотека), которое поражает правдивостью в передаче чувств и мощным драматическим накалом. Как явствует из документов, для понимания картины чрезвычайно важно помнить об активной роли ордена ораторианцев, которым принадлежал собор; ими были установлены строгие правила, касающиеся убранства капелл и иконографии сюжетов. Свет вырывает персонажи из неясного мрака, выявляет их черты и чувства: состарившуюся мать Христа, обращенную грешницу Марию Магдалину, Марию Клеопову, «любимого ученика» Иоанна и Никодима. Группа фигур, образует своего рода скульптурную композицию, а зритель оказывается участником сцены благодаря углу зрения (снизу, от камня) и взгляду Никодима, в образе которого исследователи видят портрет заказчика, Пьетро Виттриче. Распределение света в картине строго продумано, благодаря чему Караваджо удается направлять взгляд зрителя. Картина соединяет элементы и персонажи из двух сюжетов - «Положения во гроб» (при котором, согласно Евангелиям, присутствовали Иосиф Аримафейский, Магдалина и Мария Клеопова) и «Оплакивания» (в котором обычно изображаются Богоматерь и Св. Иоанн Евангелист). Такое соединение продиктовано иконографической программой церкви, отвечавшей замыслу самого Филиппо Нери, основателя ордена ораторианцев. Караваджо добавляет элемент, несущий в композиции большую эмоциональную нагрузку, - колоссальную каменную плиту, на которой стоят герои. Это камень, закрывающий вход в погребальную пещеру, и, одновременно, ‑ камень помазания, на который было положено тело Спасителя для умащения благовониями и пеленания, куда падали слезы Матери и капли крови Сына. Плита прямо отсылает к Христу как краеугольному камню, объединяющему Ветхий и Новый заветы, ‑ камню, на котором основана Церковь, понимаемая как «тело Христово» и символически представленная здесь телом Спасителя.»

27.


Караваджо. Положение во гроб, фрагмент. Около 1603-1604. Пинакотека Ватикана

Описание картины в буклете ГТГ: «Главный шедевр на выставке - «Положение во гроб» Караваджо. Эта картина открывает новое столетие. Необычная иконография связана с призывами к очи-щению католической церкви и возврату к простоте древнего христианства, исходившими от многих дея-телей Контрреформации, но произведение, как часто бывает, оказалось гораздо значимее любых идеологи-ческих выкладок. Оно было воспринято так, как в на-чале XX века воспринимали произведения авангарда. «Положение во гроб» своим открытым трагизмом и силой простоты бунтовало против узаконенного хорошего вкуса. Когда картина была открыта, многие были возмущены, но многие, в том числе художники и коллекционеры, среди которых были аристократы и кардиналы, новое искусство приветствовали».

28.

Nicolas Poussin, (Les Andelys 1594 - Roma 1665) Martirio di S. Erasmo, 1628 - 1629. Olio su tela, cm 320 x 186 Inv. 40394. Musei Vaticani.

Никола Пуссен (1594-1665). Мученичество святого Эразма. 1628-1629.

«Пуссен получил заказ на алтарный образ «Мучени-чество святого Эразма» в 1628 году, и это был пер-вый его римский заказ на исполнение большой рабо-ты для церкви. Картина предназначалась для капел-лы в соборе Святого Петра, только что открытом по-сле окончания строительства, и заказ был очень пре-стижен. Картина изображает мученичество Эразма, уроженца Антиохии, ставшего епископом в городе Формия в Лациуме близ Рима, которого казнили, вспоров живот и вытащив внутренности с помощью ворота. Жрец в белой тоге указывает на Геркулеса, которому Эразм отказался поклоняться. Страш-ный натурализм несколько сглажен классицистом Пуссеном, но картина все равно производит чуть ли не шокирующее впечатление.

29.


Nicolas Poussin. Martirio di S. Erasmo, 1628-1629. Musei Vaticani.

Пуссен при жизни счи-тался антагонистом Караваджо, но «Мученичество святого Эразма», выставленное в одном зале с «Поло-жением во гроб», вступает с ним не в спор, а в слож-ный внутренний диалог.»

Источники :

Буклет-брошюра «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо». 25 ноября 2016 - 19 февраля 2017. (В буклете с описаниями экспонатов почему-то отсутствуют датировки и прочая атрибуция - даны только имя автора и название работы).
Каталог: Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо / Гос. Третьяковская галерея. — М., 2016. — 240 с. : ил. ISBN 978-5-89580-152-9
и прочее.
Статья на сайте Пушкинского музея про выставку «Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610) из собраний Италии и Ватикана », 26.11.2011 - 19.02.2012

Дополнительно :

Все произведения выставки :

1) : от иконы XII века «Христос Благословляющий» до «Оплакивания Христа» Джованни Беллини. Зал 1.
2) : от Эрколе де Роберти до Веронезе. Караваджо. Пуссен. Залы 1 и 2.
3) : XVIII век, Астрономические наблюдения, Донато Крети. Зал 3.
4) : XVII и XVIII века – оставшиеся картины. Зал 2.

Василий Перов. «Тройка» («Ученики мастеровые везут воду»). 1866. Фото: Государственная Третьяковская галерея

Выставка «Русский путь. От Дионисия до Малевича» — вторая часть совместного проекта Музеев Ватикана и Государственной Третьяковской галереи. Первой частью стала выставка , прошедшая в Москве два года назад. Русское искусство будет показано с 20 ноября до 16 февраля в крыле Карла Великого колоннады Бернини собора Святого Петра, где регулярно проходят выставки Музеев Ватикана. Для русской создано специальное архитектурное решение экспозиции, что позволит публике спокойно (и, кстати, бесплатно) рассмотреть все, что привезут из Москвы.

Наталия Гончарова. «Троица». 1910. Фото: Государственная Третьяковская галерея

Третьяковская галерея представляет «Русский путь» как беспрецедентную и смелую по концепции выставку. Впервые для зарубежного показа в таком количестве собраны исключительно важные для нашего искусства произведения. Большинство из них — 47 картин и икон — из собрания Третьяковки, еще 7 экспонатов предоставили другие отечественные музеи. Кураторы (автор концепции и экспозиции — Аркадий Ипполитов, раздел древнерусского искусства сформирован Татьяной Самойловой, живописи XIX-XX веков — Татьяной Юденковой) отказались от традиционного хронологического принципа. На выставке иконы и живопись будут показаны так, чтобы была понятна преемственность, глубокая внутренняя, а не формальная связь древнерусского и реалистического и модернистского искусства, что действительно необычно, поскольку по традиции принято их, скорее, противопоставлять как искусство религиозное и гуманистическое, допетровское и послепетровское. То есть выставка должна будет, в сущности, обозначить духовные поиски русских художников на протяжении столетий. Или, как говорит Аркадий Ипполитов, показать «своеобразие русского художественного менталитета».

Михаил Врубель. «Демон сидящий». 1890. Фото: Государственная Третьяковская галерея

Выстроенные в экспозиции сопоставления могут показаться неожиданными: «Христос в пустыне» Ивана Крамского и деревянная пермская скульптура «Христос в темнице»; «Черный квадрат» Казимира Малевича и новгородская икона «Страшный суд» XVI века; хрестоматийная «Тройка» Василия Перова и иконные «Троицы». Другие параллели воспринимаются как давно известные. Так, истоки «Купания красного коня» и «Петроградской мадонны» Кузьмы Петрова-Водкина очевидны.

Спас Нерукотворный. XVI в. Новгород. Фото: Государственная Третьяковская галерея

«Наша экспозиция называется „Русский путь“. Вероятно, первое, что сразу же заметит ее зритель, — необыкновенно резкие изломы этого пути. Этот путь проходит через точки самоотрицания», — так начинает свою статью в каталоге выставки поэт и филолог Ольга Седакова. В Ватикан привезут и антиклерикальный «Крестный ход в Курской губернии» Ильи Репина, и его же «Исповедь», и прекрасного в своем покое «Демона» Михаила Врубеля. Естественно, что тема, как говорится, не могла быть раскрыта без «Явления Христа народу» Александра Иванова. Картина, что висит в Третьяковской галерее, вывозу не подлежит — слишком велика, в путь отправится ее меньшая версия из Государственного Русского музея.

Илья Репин. «Крестный ход в Курской губернии». 1881-1883. Фото: Государственная Третьяковская галерея

Невозможно предугадать, будет ли понятна иностранному зрителю оригинальность замысла «Русского пути», заинтересуется ли он вообще русским изобразительным искусством в близком соседстве с Сикстинской капеллой Микеланджело и «Афинской школой» Рафаэля. На заданный TANR Зельфире Трегуловой вопрос о том, что будет являться показателем успеха, директор Третьяковской галереи ответила, что посещаемость, конечно, всегда главный критерий, но еще для нее очень важно, насколько «Русским путем» заинтересуются европейские историки искусства и пресса, как поймут его и оценят.

Что же до российской публики, которая уж точно сможет понять и оценить небанальность выставочной концепции, то для нее издана русскоязычная версия каталога, она будет продаваться в Третьяковской галерее. Такого раньше не было. И это кажется очень важным и правильным решением, поскольку статьи в каталоге не повторяют давно известного, а описывают историю духовных поисков русского искусства так, как она видится сегодня.

Третьяковская галерея приняла выставку под названием «Шедевры пинакотеки Ватикана». Время ее прохождения с 19.02.2016 по 19.02.2017 года. Что такое пинакотека, каково ее значение для жителей России, можно узнать из статьи.

Значение слова

Пинакотека - термин, который произошел от слияния двух греческих слов. Первая часть термина означает "доска", то есть "картина", а вторая - "хранилище". Несложно догадаться, что такое пинакотека. В Древней Греции так называли помещение, в котором хранились живописные изображения. Постепенно значение термина несколько изменилось.

Что такое пинакотека в прошлом и настоящем

В существовало здание, в левом крыле которого хранили картины, принесенные богине Афине в дар. Они размещались в нескольких шестиколонных помещениях. Собрание состояло из различных произведений с росписью. Оно было доступно для просмотра их гражданами Афин. Первый каталог, который начал систематизацию хранилища, был создан Полемоном Илионским в третьем - втором веке до н. э. Существовали пинакотеки на в Герайоне (храм Геры).

Граждане Древнего Рима использовали термин для обозначения зала, в котором хранили произведения искусства.

В эпоху Ренессанса термин использовали с целью обозначения коллекций живописных произведений, которые были открыты для посещения.

Что такое пинакотека сегодня? Термином называют художественные галереи. Хорошим примером служит одна из известнейших пинакотек мира.

Пинакотека Ватикана

Коллекция произведений живописи Ватикана появилась пару сотен лет назад. Ее основателем считается папа Пий Шестой. Спустя несколько десятков лет, в 1797 году, большую часть картин отправили в Париж. Приказ об этом отдал Наполеон. К 1815 году коллекция вернулась в Ватикан. Решение о возвращении ценностей было принято на Венском конгрессе, проводившемся после Наполеоновских войн.

Произведения живописи не имели постоянного места дислокации. Их переносили из одних залов в другие, пока не разместили в крыле Бельведерского дворца. Публика смогла увидеть пинакотеку только в 1908 году.

Спустя двадцать четыре года для коллекции соорудили специальное здание. Заказчиком строительства стал папа Пий Одиннадцатый, а архитектором Л. Бельтрами.

Собрание состоит примерно из 460 картин, которые размещены в восемнадцати залах в хронологическом порядке. Оно содержит произведения на религиозные темы. В основном это работы итальянских мастеров.

Примеры залов:

  • Первый зал показывает работы Средневековых школ таких мастеров, как Николо Джованни.
  • Восьмой зал содержит работы Рафаэля Санти, включая гобелены, выполненные по его эскизам.
  • Десятый зал представлен школой Рафаэля и венецианской живописью.
  • Двенадцатый зал состоит из живописи в стиле барокко: работ Никола Пуссена, Караваджо, Гвидо Рени.
  • Восемнадцатый зал содержит иконы и мозаику пятнадцатого-шестнадцатого века.

Посетить пинакотеку можно, купив единый билет для входа в Сикстинскую Капеллу и Стоимость составляла в 2016 году шестнадцать евро.

С ноября 2016 года открылась Ватиканская пинакотека в Третьяковке. Что представлено в привезенной коллекции и каково ее значение для жителей и гостей Москвы?

Шедевры Ватиканской пинакотеки в Третьяковке

Выставка (пинакотека Ватикана) состоит из сорока картин. Это работы Джованни Белиини, Караваджо, Рафаэля и других мастеров двенадцатого-восемнадцатого века. Она будет продолжаться до 19.02.2017 года.

Билеты на пинакотеку Ватикана обойдутся в пятьсот рублей за человека. Сеанс посещения выставки составляет тридцать минут. Приобрести билеты можно на любое время на личном сайте Третьяковки.

По словам куратора выставки, Аркадия Ипполитова, выставка является своеобразным объяснением идеи «Москва - третий Рим». В пинакотеке сосредоточена история Папского государства на протяжении семи веков. Институт папства, по его словам, является связующим звеном между европейской цивилизацией и древним миром.

Начинается выставка с наиболее ранней иконы Рима «Христа Благословляющего», которая датируется двенадцатым веком. Написана она была под влиянием Византии. Икона хранит в себе воспоминания о единой церкви, показывая единый корень, с которого развилось искусство Италии и России.

Рассказываю…
У нас с женой были заранее через интернет куплены билеты на 25 ноября, вход в 11:30. Мы пришли минут за 10, немного постояли с такими же «билетниками» и все вместе вовремя вошли внутрь. Дальше бродили по залам сколько угодно. Прочие граждане стояли с утра в очень большой очереди, из которой впускали порциями по 10 человек каждые полчаса.

Экспозиция организована очень хорошо. Картины правильно развешены, на хорошем фоне. Отдельной похвалы заслуживают подписи - крупными буквами, так что людям со слабым зрением очень удобно: можно все прочитать без очков.

Выставка занимает три зала, причем в одном из них - третьем - всего восемь работ мне доселе неизвестного мастера: Донато Крети. О них расскажу в самом конце.

Так что основная и наиболее интересная часть выставки уместилась в двух совсем небольших залах. И это хорошо: неутомительно. Публика-то, в основном, из лиц среднего и пожилого возраста, многие с палочками и костыликами… Это та самая горячо мною любимая советская интеллигенция, к которой отношусь и я сам, и к которой испытываю самые теплые и самые уважительные чувства. Они и есть - хранители и хранительницы культуры, традиции, норм морали и жизни вообще. Те отбросы, которые, как я читал, проводят или недавно проводили шабаш под названием «Конгресс русской интеллигенции» сюда не ходят. Для них ненавидимая и оскорбляемая ими, но служащая и прислуживающая им власть организует отдельные «закрытые» показы по пригласительным билетам. Но - бог с ними! Конец их мерзок и недалек… (На этом свой политический запал считаю полностью истраченным: пошли на выставку!)

Фотографировать запрещено и за этим следят внимательно. Но в интернете уже выложено немало, чем я и воспользовался.

В первом зале 16 работ. Экспозицию открывает Христос Благословляющий, XII век.


Со всей очевидностью - это византийское письмо, византийская школа и т.д. Атрибутировано как «Римская школа». Но мы-то знаем - откуда в XII веке взялись все эти школы…

Вторая по древности работа - «Святой Франциск» (Маргаритоне д’Ареццо).


Затем - пять работ XIV-XV веков разных мастеров.


Посмотрим на них "вблизи".

"Иисус перед Пилатом" (Пьетро Лоренцетти):


"Рождество" (Мариотто ди Нардо):


«Рождество и Благовестие пастухам» (Джованни ди Паоло) - очаровательная в своей сказочности:


«Святой Николай усмиряет бурю и спасает корабль» (Джентиле да Фабриано):

«Сцены жития Николая Чудотворца (Фра Анджелико) приковывают внимание неожиданно радостным и ярким колоритом (который, впрочем, эта фотография не передает):

В картине Карло Кривелли «Оплакивание» я к полной своей неожиданности увидел почти все живописные приемы, которые так эффектно взяли на вооружение прерафаэлиты. Интересно будет узнать - приходило ли это в голову и другим?

Центральное место в первом зале по праву занимает «Оплакивание Христа» Джованни Беллини. Это, конечно, шедевр:

Отмечу, что во всей экспозиции работ, которые я безоговорочно посчитал «подлинными шедеврами» - не так уж и много. Несмотря, порой, на великие имена…

Далее - если продолжить осмотр первого зала «по солнышку», висит продолговатая работа Эрколе де Роберти «Чудеса святого Винченцо Феррара», отличающаяся и живостью сюжета со многими действующими лицами и высокой декоративностью в целом.

Вот ее фрагмент в увеличенном виде.



Затем (а, на самом деле - это первое, что бросается в глаза при входе) на нас будут смотреть ангелы работы Мелоццо да Форли: двое играющих на лютне, один - на виоле:


Этих ангелов ну никак не назвать бестелесными. Да и бесполыми - тоже затруднительно. Очень живые, трепетные, эмоциональные, скажем прямо: возбуждающие лица, губы, глаза… Не случайно эти ангелы растиражированы в сотнях поделок (открыток, магниток и пр.) для туристов, посещающих Рим.

Завершается экспозиция первого зала двумя небольшими работами Перуджино, одну из которых я безоговорочно отношу к колористическим шедеврам: «Святая Юстина» (еще недавно считавшаяся «Святой Флавией»). Снова скажу, что фото не передает всей полнотоы оттенков. Впрочем, эта фраза применима ко всем иллюстрациям:


Вторая работа Перуджино: "Святой Плакидо":


Переходим во второй зал. В нем - еще полторы дюжины работ.

И среди них тоже есть подлинные шедевры. Немного - но есть. (Не относя что-либо к "подлинным шедеврам", я не просто субъективен: я еще и подвержен влиянию сиюминутных настроений, капризам погоды, колебаний цен на редкие металлы, политических новостей, случайно оказавшихся рядом посетителей… В общем - не стоит воспринимать мои нотации всерьез.)

Перечислю, однако, все работы - в том порядке, в котором они появляются при обходе зала слева-направо.

"Троица с мертвым Христом" (Лодовико Карраччи):

«Юдифь и служанка с головой Олоферна» (Орацио Дженилески):

«Отречение Святого Петра» (Пенсионанте дель Сарачене?):

Рядом - одно из центральных полотен экспозиции: «Положение во гроб» (Караваджо):


Далее - «Святой Себастьян, исцеляемый святой Ириной» приписываемый Трофиму Биго:

Справа от него - знаменитое полотно Гвидо Рени «Святой Матфей и ангел» (несомненный шедевр):


Еще одна работа Гвидо Рени и его мастерской, висит рядом - «Фортуна с кошельком». Хороша, но "не шедевр":


В центре второго зала застекленная, слабо освещенная ради сохранности работ, витринка с небольшими, почти монохромными работами Рафаэля: «Вера» и «Милосердие»:

Слева от неё «Христос во славе» Корреджо:


Справа от витринки с Рафаэлем «Видение святой Елены» кисти Веронезе:


Далее по кругу - «Кающаяся Магдалина» и «Неверие святого Фомы» Гверчино:


А затем - огромное полотно Пуссена «Мученичество святого Эразма», на котором несчастному Эразму вспороли живот и вытягивают из него кишки…

Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке представляет уникальный проект: впервые Музеи Ватикана показывают в России лучшую часть своей коллекции — шедевры XII-XVIII веков, в том числе работы Джованни Беллини, Мелоццо да Форли, Перуджино, Рафаэля, Караваджо, Гвидо Рени, Гверчино и Никола Пуссена.

На выставке, куратором которой выступил Аркадий Ипполитов (Государственный Эрмитаж), представлено 42 живописных произведения. Никогда ранее Музеи Ватикана, входящие в десятку крупнейших мировых собраний, не вывозили за свои пределы одновременно столь значительное число выдающихся произведений из постоянной экспозиции, так что выставка стала событием не только для России и Европы, но и для всего мира.

«Roma Aeterna...» — часть большого проекта: в 2017 году в Ватикане пройдет ответная выставка, существенную часть ее экспонатов составят произведения русской живописи на евангельские сюжеты из коллекции Третьяковской галереи.

Задача показа — представить и собрание Пинакотеки, раздела Музеев Ватикана, и дух Рима, великого города. Коллекция Пинакотеки создавалась как коллекция государства, главой которого является духовное лицо, что и отразилось на ее составе — это величайшее собрание религиозной живописи. Религия же является формой осознания мира, так что религиозное искусство не сводится к набору библейских или евангельских сюжетов, и собрание Пинакотеки Ватикана именно об этом нам и говорит. Оно столь же многообразно, как и культура Рима, поэтому в название выставки включено латинское выражение Roma Aeterna, «Вечный Рим».


Под этим подразумевается то огромное культурное единство, каким стал Рим в истории человечества, город в одно и то же время древний и современный, объединивший в единое целое столь различные эпохи, как Античность, Средние века, Возрождение и барокко. Рим — центр империи, центр религии и центр искусства: можно сказать, что понятие Roma Aeterna является одной из важнейших идей мировой культуры. Именно этой идее и посвящена выставка в Третьяковской галерее.

Каждое произведение, представленное на выставке, исключительно. Начинается она с редчайшего образца римской школы XII века, образа «Христос Благословляющий», который прежде никогда не экспонировался на временных выставках и не покидал пределы Ватикана. За этим образом, хранящим воспоминание о единстве христианства до схизмы, следует работа Mаргаритоне д’Ареццо «Святой Франциск Ассизский» (XIII век).

Она вошла во все учебники по истории искусства и ценна тем, что является одним из самых ранних изображений святого, сыгравшего важную роль в истории западной церкви. Именно его имя выбрал нынешний папа, ставший первым Франциском в истории Ватикана. Также представлены произведения готических мастеров, крайне немногочисленные в русских собраниях. Среди них «Иисус перед Пилатом» Пьетро Лоренцетти, своеобразно перекликающийся со знаменитой картиной Николая Ге.


Две пределлы, рассказывающие истории из жития Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских, равно почитаемого православной и католической церковью, стоят на границе готики и Возрождения. Одна из них принадлежит кисти Джентиле да Фабриано, завершающего эпоху интернациональной готики в Италии, чьи произведения не только отсутствуют в русских собраниях, но и вообще не выставлялись в России, вторая — кисти Фра Беато Анджелико, великого флорентийца Раннего Возрождения.

К расцвету Возрождения относятся две картины: «Чудеса святого Винченцо Феррера» Эрколе де Роберти, одна из наиболее интересных работ крупнейшего мастера феррарской школы, и «Оплакивание» венецианца Джованни Беллини. Работы обоих в России отсутствуют.

Величайшей удачей является то, что на выставке будут показаны фрески с изображением ангелов работы Мелоццо да Форли, предоставляемые Пинакотекой для экспонирования другим музеям в единичных случаях. Росписи этого художника, считающегося одним из крупнейших живописцев кватроченто, были сняты с купола апсиды во время перестройки церкви Санти Апостоли в Риме и теперь украшают особый зал Пинакотеки.


Работы Мелоццо да Форли столь редки, что по ценности они приближаются к знаменитейшим творениям Сандро Боттичелли и Пьеро делла Франческа. Будучи воспроизведены в огромном количестве на различных сувенирах, его ангелы стали визитной карточкой Рима. Высокий Ренессанс, то есть XVI век, представлен шедеврами Перуджино, Рафаэля, Корреджо и Паоло Веронезе.

Наибольшего могущества папский Рим достиг в XVII веке, в эпоху барокко, и папские собрания представляют живопись именно этого столетия наиболее полно и блестяще. Шедевр этого времени на выставке — «Положение во гроб» Караваджо. Алтарный образ Никола Пуссена «Мученичество святого Эразма», самое большое произведение художника, написан специально для собора Святого Петра. Эта работа была одной из самых знаменитых картин собора и вызывала восхищение многих русских художников, живших в Риме.

К эпохе барокко также относятся произведения караваджистов и художников болонской школы (Лодовико Карраччи, Гвидо Рени, Гверчино), прекрасно представленных в папских собраниях. Выставка заканчивается серией картин XVIII века, по сути, последнего века, когда папство играло государственную роль. Эта серия болонца Донато Крети посвящена астрономическим наблюдениям и логически завершает историю Lo Stato Pontificio, Папской области, вскоре прекратившей свое существование и превратившейся в Ватикан, Lo Stato della Città del Vaticano.