Кунсткамера история создания для детей. Выставка не для слабонервных, или откуда берутся двухголовые дети


Во время "Великого посольства" в 1697-1698 годах, путешествуя по крупным городам Голландии и Англии, Пётр изучал не только моду и флот, но и быт. В богатых домах он заметил кабинеты "кунштов", то есть чудес. Император страшно заинтересовался этим новшеством и решил собрать у себя подобную коллекцию. Сначала под новое увлечение был отведён отдельный "государев кабинет". Экспонаты для него Пётр закупал и целыми коллекциями, и отдельными вещами. Про само здание Кунсткамеры есть легенда: однажды император прогуливался по Васильевскому острову и увидел две странных сосны. Они росли настолько близко, что ветви вросли в ствол. Петру настолько это понравилось, что он велел выпилить самый интересный фрагмент, а на месте сосен построить музей редкостей.

Император подошёл к своему увлечению с поистине русским размахом. В 1718 году он подписал указ, в котором говорилось: "Ежели кто найдёт в земле или в воде какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, как у нас ныне есть, или и такие, да зело велики и малы перед обыкновенными, также какие старые надписи на каменьях, железе или меди...", посуду, оружие, – словом, все, что "зело старо и необыкновенно", велено было приносить. Вскоре коллекция начала стремительно разрастаться и временное пристанище - дом вельможи Александра Кикина - стал маловат. Было решено построить отдельные "Палаты Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры". Правда, до окончания строительства Пётр не дожил.

Нынешняя Кунсткамера сильно отличается от той, что была при царе. Что-то было утеряно, что-то сгорело при пожаре, а многие экспонаты, напротив, были приобретены. Но кое-что от музея петровской эпохи всё же сохранилось. "Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию несколько интересных фактов из истории первого русского музея.

1. В первые годы существования Кунсткамеры при музее были и живые "экспонаты" : люди с уродствами, нестандартным ростом и внешностью. После смерти их скелеты не хоронили, а размещали в витринах. Например, Фома был коротышкой ростом 126 сантиметров, а на руках и ногах имел всего по два пальца, от чего его конечности напоминали клешни краба, что часто бывает при близкородственных браках. Великана Николая Буржуа монарх повстречал во Франции. Пётр и сам был немаленьким, но Буржуа, с его ростом в 2 метра 30 сантиметров, просто поразил царя. Император забрал его в Россию, сделал личным лакеем, а когда Николай умер, Пётр передал его тело в музей. С гигантским скелетом связана одна из легенд музея. При пожаре череп Буржуа пропал. Его заменили подходящим, но с тех пор ночами скелет якобы бродит по залам, разыскивая свою голову.

2. Когда предметы из царских коллекций стали доступны для всеобщего обозрения, за просмотр решили не взимать плату. Наоборот, Пётр считал, что людей, жадных до знаний, следует "приучать и угощать, а не деньги с них брать". Одна из жемчужин экспозиции, то, что представляют при слове "Кунсткамера" - это, конечно, коллекция голландского анатома Фредерика Рюйша . Этих самых заспиртованных младенцев, препарированные головки детей, отдельные части человеческого тела, так же заспиртованные или высушенные - всё это Рюйш собирал на протяжении 50 лет. Он придумал особенный способ сохранения своих экспонатов - ходит слух, что доктор был так хорош в своём деле, что Пётр при первом посещении поцеловал забальзамированного младенца, приняв его за живого. В коллекции Рюйша - стадии эмбрионального развития человека, несколько аномалий вроде сиамских близнецов и множество органов. Доктор хранил препараты сухими или в стеклянных банках со спиртом, настоянном на чёрном перце. Чтобы экспонаты выглядели красиво, он наряжал их в кружевные одежды, надевал на них бусы и иногда составлял из них композиции. Кроме того, он изобрёл окрашивающий раствор, позволявший при вскрытии разглядеть каждую венку. Купить коллекцию Рюйша оказалось непросто и только спустя 20 лет анатом согласился расстаться с экспонатами, получив за них весьма крупную сумму. Кстати, младенцев с отклонениями у анатома было не так уж много. В Россию вместе с препаратами был привезён рецепт сохранения и бальзамирования трупов. Тератологическая коллекция из монстров человеческих и звериных появилась после указа Петра в 1718 году. Император считал тератологию (науку о монстрах) очень полезной - с её помощью можно было показать, что уроды рождаются не из-за вмешательства дьявола, а вследствие естественных причин. Ценились монстры очень высоко, платили за них хорошо, а за их утаивание взымался высокий штраф, поэтому поступали они в Кунсткамеру в изобилии. Сросшиеся близнецы всех мастей, младенцы с циклопией или с недоразвитыми ногами, похожими на хвост, дети с двумя лицами, микроцефалы и анацефалы - они редко жили больше нескольких дней и никому не были нужны. Их препарировали в Анатомическом театре при музее и готовили из них экспонаты.

3. Рядом с заспиртованными младенцами Рюйша и монстрами размещалась коллекция голландца Альберта Себы . "Славное собрание животных четвероногих, птиц, рыб, змей, ящериц, раковин и других диковинных произведений Ост- и Вест-Индии" русскому царю коллекционер задумал продать, когда узнал о Кунсткамере. Себа верил, что Пётр позаботится о сохранности его собрания, поэтому завязал с царём переписку. Будучи по профессии аптекарем, он классифицировал экспонаты по принципу, принятому в Эпоху Возрождения - принципу пользы. Растение попадало в ту или иную категорию в зависимости от того, едят его или лечатся им. Так что, гербарии и разные диковинные чучела - дело рук Себы. К сожалению, после пожара 1747 года сохранилась только небольшая часть коллекции.

4. Рассматривая экспонаты, можно обратить внимание, как мыслили люди XVIII века. Если они сортировали растения по принципу "съедобное-несъедобное", то минералогия была загадочой и малоизученной. Известный минералог И. Г. Леман утверждал, что "жилы, которые мы обнажаем во время горных работ, ничто иное, как побеги огромного ствола, коренящегося в самой глубине земли". В Кунсткамере хранится аналог минералогической коллекции, приобрётенной Петром в Германии.

5. Если естественные науки пока были освоены мало, то география и астрономия были вполне развиты. Доказательством этому служил третий этаж музея, где в круглом зале установлен Готторпский глобус. Глобус изготовили для замка на севере Германии, а Петру его преподнесли в качестве подарка. Он представлял собой огромный полный шар диаметром около трёх метров. На наружной поверхности была карта земли, а внутри - звёздного неба. Через люк можно было попасть внутрь глобуса, а специальный механизм создавал иллюзию вращения небесных тел. После пожара 1747 года глобус сгорел и его пришлось восстанавливать по металлическому каркасу. Потом глобус перемещали, его даже вывезли как трофей во время блокады Ленинграда, но сейчас он занимает свое почётное место на четвёртом этаже Кунсткамеры.

С тарейший музей России.

Внимание: если ты очень впечатлительный и эмоциональный человек -

Здание Кунсткамеры в Санкт-Петербурге

Музей является старейшим государственным музеем России. Он создан по указу императора Петра I и послужил фундаментом Российской Академии Наук, ряда ее научных и музейных учреждений.


Распорядившись перенести столицу России из Москвы в Петербург, Петр приказал перевезти и свою личную коллекцию, и библиотеку. Все предметы бережно перевезли и разместили в Летнем дворце - первой резиденции царя на Фонтанке, в еще не отстроенном Санкт-Петербурге.
Коллекции оказались такими обширными, что пришлось выделить специальное помещение. Назвали помещение на европейский манер Кунсткамерой, то есть "кабинетом редкостей". Это произошло в 1714 году. Этот год и считается датой основания первого русского музея.


И до Петра I существовали богатые и редкие собрания вещей. Хранились они главным образом в церквях, монастырях, в государственной казне и у знатных вельмож. Были раритеты в Оружейной палате Кремля.


Петр I не копил сокровища. Он ставил перед собой просветительские цели. Предметы, хранившиеся в царских коллекциях, были доступны для всеобщего обозрения. Петр так и заявил: "Я хочу, чтобы люди смотрели и учились!"


Сам царь очень хорошо знал экспонаты Кунсткамеры: он их либо сам приобрел за границей, либо их доставили в столицу по его указам. Он любил их показывать и иностранным послам, и русским вельможам, и рассказывать о них.


Здесь разместился не только музей. Это был первый в России научный комплекс. Здесь же находились и библиотека с редкими книгами, и лаборатория. В Кунсткамере хранились также монеты и медали, анатомические препараты, зоологические и ботанические диковинки, "каменья необыкновенные", древние, археологические находки.


Музей того времени совсем не был похож на нынешнюю Кунсткамеру.
В первой комнате были расставлены препараты в стеклянных сосудах из коллекций голландского анатома Рюйша, приобретенные Петром во время Великого посольства. Здесь же можно было увидеть искусно препарированные отдельные части человеческого тела, всевозможных мелких животных, птиц и тому подобных диковинных, невиданных вещей.





Рядом в шкафах хранились гербарии и множество ящиков с бабочками, животными и красивыми раковинами. Предметам старались придать выразительность, устраивая из них необычные композиции.


В следующей комнате можно было увидеть различные стадии развития человеческого плода в анатомических образцах, монстров, чучела слонов, ящериц и большое количество изделий из слоновой кости.



В трех других комнатах размещались самые разнообразные птицы и животные, "странные мыши с собачьими мордами", много янтаря, красивые бабочки и другие, не менее удивительные экспонаты.


Здесь же был и "мюнц-кабинет", где были выставлены монеты и медали.


Были собраны и выставлены - без всякой системы - зоологические, анатомические, ихтиологические, геологические, нумизматические и этнографические коллекции, а также книги. С их помощью можно было познакомиться с растительным и животным миром нашего отечества и далеких стран, узнать о разных народах, их быте и традициях.




Хранились в старой Кунсткамере и предметы, связанные со славными победами русской армии.


Были в старой Кунсткамере и необычные, живые экспонаты - люди-уроды. Их называли монстрами, то есть чудовищами. Они отличались от обычных людей какими-нибудь странными особенностями. Монстры жили при Кунсткамере и их показывали зрителям, как и все остальные экспонаты.
Увлечение разными уродцами, карликами и великанами было модно за границей в ту пору. Европейские короли старались держать их при своих дворах или как шутов, для увеселения, или как слуг, для охраны.


Популярность Кунсткамеры среди петербуржцев была чрезвычайно велика. Многие экспонаты со временем обзавелись своеобразными легендами.


Одна легенда рассказывает о Николае Буржуа. Пётр увидел этого человека во Франции. Буржуа был ростом почти 2 метра 30 сантиметров. Пётр привёз его в Россию и сделал своим личным лакеем. В 1724 году Николай Буржуа умер, его скелет был передан в Кунцкамеру. Во время пожара в 1747 году череп скелета пропал, на его место укрепили другой подходящий череп, коих в собрании было множество. С тех пор, как гласит легенда, по ночам скелет ходит по залам и ищет свою голову.


Количество коллекций с каждым годом возрастало. Со всех концов России поступали в Кунсткамеру невиданные вещи: уродливая овечка с двумя ртами и языками, 8-ногий барашек, 3-ногий младенец, еще более необычный младенец, у которого "глаза под носом и руки под шеей" и тому подобные редкости.

Привозили и старинные, археологические вещи: золотые и серебряные изделия, раскопанные в окрестностях Астрахани, древние языческие предметы, которые нашли "на восточном краю Каспийского моря", собрание идолов, старые рукописи, редкие монеты. Везли и птиц, животных, рыб, травы и коренья, образцы минералов, предметы домашней утвари и одежду .

Кунсткамера, первый государственный русский музей, был создан "для поученья и знания о живой и мертвой природе, об искусстве человеческих рук".

Одной из архитектурных доминант центра Санкт-Петербурга является башня Кунсткамеры, увенчанная армиллярной сферой - символом познания вселенной.

Как и многое в этом городе, первый общедоступный музей был создан благодаря Петру I, неугомонному реформатору, жаждущему превратить Россию в передовую, процветающую страну. Без развития науки и образования осуществить задуманное было невозможно.

ДЕЛО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВАЖНОСТИ

Создание музея – дворца науки и знания стало делом государственной важности.

«Оградя отечество безопасностью от неприятеля, надлежит стараться находить славу государству чрез искусства и науки», - говорил когда-то Петр I .

Начало музейному собранию положили коллекции самого Императора. Он понимал, что коллекционирование является не только одним из способов изучения окружающего мира, но и способом сохранения и передачи знаний.

Задачей, поставленной Петром, было просвещение людей, вне зависимости от их званий, чинов и статусов. Он считал, что «надлежит охотников приучать и угощать, а не деньги с них брать». Посетители «водимы были с услужливостью суббиблиотекарем или другими знающими служителями по всем комнатам и все редкости показываемы им были с кратким объяснением». Их могли угостить «кофием, цукербродом, венгерским вином или другими напитками и закусками» в благодарность за проявленный интерес.

Что же они видели?

Слово «кунсткамера» в переводе с немецкого языка – «комната искусств». Здесь были представлены картины, статуи, костюмы, оружие, лодки, приборы и инструменты, модели и медали - то, что искусством своих рук создал человек. Было и то, что создала природа: анатомические коллекции, гербарии растений, камни и минералы, чучела животных – мир во всем его многообразии. Посетители приобщались и к достижениям науки того времени. С 1724 г. музей официально становится подразделением Академии наук. Проводятся публичные лекции, демонстрации опытов. Большой вклад в пополнение коллекций внесли академические экспедиции.

В 30-е годы XIX в. на основе преумножившихся коллекций Кунсткамеры было создано несколько самостоятельных академических музеев: Этнографический, Азиатский, Египетский, Анатомический, Зоологический, Ботанический, Минералогический и Кабинет Петра I. По-другому и не могло быть, Кунсткамера Петра Великого была задумана и создана им и его сподвижниками как научный музей, а, следовательно, была живым организмом, была частью постоянно развивающейся научного знания. Значительная часть коллекций, в том числе, нумизматическая, египетская, научных приборов и инструментов, живописи, мемориальная коллекция Петра Великого в разные годы были переданы в Эрмитаж.

Этнографический и Анатомический музеи продолжали находиться в здании Кунсткамеры. В 1879 г. их объединили в Музей антропологии и этнографии. В дни празднования 200-летнего юбилея Санкт-Петербурга в 1903 г. музей получил имя основателя Кунсткамеры – Петра Великого.

Таким образом, Музей антропологии и этнографии в Петербурге стал не только одним из старейших этнографических музеев мира, но и получил в наследство от Петербургской Кунсткамеры бесценные и старейшие анатомические и этнографические коллекции, многим из которых нет аналогов в музеях Европы и Америки.

Одним из уникальных экспонатов музея является Большой Готторпский глобус. Он поражает, прежде всего, своими размерами (его диаметр равен 3,11 м, весит он 3,5 т) и тем, что в него можно было войти и как в планетарии наблюдать за движением звёзд и созвездий. Более, чем 300-летняя история глобуса полна испытаний и приключений. Сейчас он размещён на пятом этаже башни здания Кунсткамеры.

Популярность музея как туристического объекта не гаснет, а очереди, особенно в летний сезон, частенько протягиваются до самого Дворцового моста.

Для того чтобы пробежаться по всему музею, потребуется не меньше 1,5 часов, а уж если останавливаться и внимательнее рассматривать экспонаты, знакомиться с содержанием этикеток и пояснительных текстов, то не хватит и дня.

В преддверии Дня Знаний НЕВСКИЕ НОВОСТИ решили выяснить, что предлагает Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук современным школьникам.

Оказалось, что в музее имеется целый ряд увлекательных экскурсий и занятий для ребят разных возрастов.

Зенько Светлана Викторовна – старший специалист по работе с дошкольными и школьными группами экскурсионно-образовательного отдела:

«Несмотря на то, что Музей антропологии и этнографии академический, серьёзный дети к нам приходят. Как индивидуально с родителями, так и организованными группами. По данным статистики за прошлый год из 578 789 человек, посетивших наш музей, 87 441 – школьники, причём это не только петербуржцы. В каникулы, праздничные дни в музее много гостей города из разных уголков России и других стран мира. Специально для детей и подростков была создана и продолжает развиваться программа экскурсий и занятий «Моя Кунсткамера».»

БОГАТАЯ ПРОГРАММА

Все экскурсии представлены на официальном сайте музея. Просто и доступно. Сделать выбор учитель, воспитатель или родитель может самостоятельно. Для первого знакомства с музеем лучше всего подойдут обзорные экскурсии.

«Зная психологические особенности детей этого возраста, мы стараемся использовать различные педагогические приёмы так, чтобы первая встреча с музеем стала содержательной, яркой и радостной» - говорит Светлана .

Оказалось, что у местных экскурсоводов есть свой помощник по имени Глоболок. Он одновременно напоминает колобка и глобус. Эта кукла с доброжелательной улыбкой, с ней можно поздороваться за руку. Глоболок очень рад встрече с ребятами, он любит загадывать загадки, играть, рассказывать сказки. С ним легко отправляться в путь, ведь у него всегда с собой карта всего мира и он поможет разобраться, откуда прибыл в музей тот или иной занимательный предмет.

«Ещё одно очень важное предназначение Глоболка – снять эмоциональное напряжение у тех детей, которые ждут от музея чего-то ужасного и уже заранее боятся его. Эти ожидания могут быть вызваны пугающим внешним обликом экспоната на лестнице в вестибюле – фигура Ракшаса. В этом случае рассказ экскурсовода помогает понять, что таким непривлекательным видом эту фигуру наделили люди, чтобы отпугивать зло. Ракшас – хранитель входа. Но чаще всего эти ожидания обусловлены тем, что взрослые, из добрых побуждений, желая подготовить ребёнка к встрече с коллекциями нашего музея, начинают рассказывать о монстрах, «чудиках в банках» и т. п., навязывая свои личные негативные впечатления от соответствующих экспонатов или транслируя отрицательные эмоции, воспринятые от других.

Уважаемые взрослые! Детей дошкольного и младшего школьного возраста мы не водим в зал с естественнонаучными коллекциями, за исключением тех случаев, когда Вы сами упорно настаиваете на необходимости посещения этой экспозиции Вашим ребёнком. Всему своё время!», - отмечает Светлана Викторовна.

Такой помощник сопровождает ребят практически на всех игровых занятиях на этнографических экспозициях. С ним можно поиграть в индейцев или в эскимосов Северной Америки, отправиться на Японские острова вместе с Иссумбоси (японским мальчиком с пальчик) или побывать в Индии, в стране, где живут павлины и познакомиться с Ганешей – победителем .

На занятие "Ларец мудрости " древние китайские притчи и музейные экспонаты помогут учащимся 3-4 классов поразмышлять о том, что такое мудрость и как её добыть. Узнать, почему в Индии змей почитали как небожителей, как змеи помогали богам обрести бессмертие и зачем мифическим змеям множество голов ребята смогут на занятии "Почему в Индии не боятся змей ".

"Тем, кто постарше, учащимся средних и старших классов предлагаем начать знакомство с музеем с экскурсии «Чудес палата». В прежние времена Кунсткамеру называли «Палатой редкостей» или «Палатой чудес». Людям того времени многие экспонаты, которые показывал музей, казались диковинными, удивительными. А удивление – это первый шаг к знаниям и новой информации. На этой экскурсии мы хотим, и я надеюсь, у нас это получается, доказать тем, кто придет к нам в гости, что и сейчас в музее есть экспонаты, которые могут удивить даже человека 21 века. Идя по залам, мы вместе с посетителями ищем такие примеры, причём неожиданным может оказаться не только назначение, внешний вид предмета, материал, из которого он изготовлен, или уникальная технология использованная мастером, но и история того, как этот экспонат попал в музей. В эту экскурсию входит и посещение зала с естественнонаучными коллекциями, там диковинного тоже достаточно. Порой посетители чучело панголина – древнего животного, сохранившегося до наших дней – принимают за гигантскую шишку.

Большой популярностью уже многие годы пользуются экскурсии программы из раздела "История науки ", адресованные учащимся средних и старших классов.

В экскурсии «Музей, который придумал Петр» - акцент сделан на истории создания первого публичного музея. У посетителей есть возможность представить, какой была Кунсткамера XVIII века. Экскурсия включает посещение всех исторических экспозиций. В совместном обсуждении, в режиме диалога мы выясняем, для чего был создан этот музей.

Познакомиться с историей Большого Готторпского глобуса,узнать, как в XVIII веке проводились астрономические наблюдения, работали службы времени и картографии могут участники экскурсии "Первая астрономическая обсерватория и Большой Готторпский глобус "

Экскурсия "Мифы звёздного неба. От астрологии к астрономии " знакомит с традиционными представлениями разных народов о космосе, с историей астрономических наблюдений и становлением научного знания о мире.

Экскурсия "Первые естественнонаучные коллекции Кунсткамеры" для тех, кто интересуется биологией, медициной и хочет подробнее познакомиться с уникальными коллекциями голландских исследователей XVIII века – А. Себы, Ф. Рюйша, М-С. Мериан, а также узнать, как в академическом музее осуществлялось изучение аномалий развития организмов.

Созданию и деятельности Петербургской Академия наук, жизни и научным достижениям российского учёного-энциклопедиста М.В. Ломоносова посвящена экскурсия "М.В. Ломоносов и Академия наук XVIII века ".

На экскурсии "Первобытное общество глазами этнографа "ребята узнают, как этнография помогает в изучении истории и культуры первобытного общества

Ещё один раздел программы "Моя Кунсткамера" – "По странам и континентам " включает интерактивные экскурсии для учащихся средней школы. Они призваны дополнить, развить темы включённые в школьную программу по истории и географии.

"Сотрудник музея старается организовать взаимодействие юного посетителя с экспозицией, таким образом, чтобы он стал активным соучастником происходящего, получил информацию не только от экскурсовода, но и попытался найти ответы на интересующие его вопросы самостоятельно. В этом случае добытые сведенья станут его личным открытием и надолго запомнятся".

На экскурсии " Страна между Гималаями и океаном " участие в ролевой игре позволит ребятам лучше представить жизнь крестьянской общины в Индии и способы взаимодействия разных каст.

Полюбоваться на изделия индийских мастеров из дерева, слоновой кости, металла, узнать о секретах их изготовления можно на экскурсии "Страна сказочных богатств ".

Экскурсия «Китай. Страницы прошлого » посвящена становлению государства и сословий в Китае, развитию письменности, книгопечатанья и традиционных ремёсел.

Важнейшим изобретениям китайской цивилизации посвящена экскурсия "Китайский секрет ".

С повседневными заботами, обрядами, верованиями и правовыми нормами народов тропической Африки познакомит экскурсия "Континент коротких теней".

Увидеть самобытную культуру Страны восходящего солнца глазами европейцев XIX века позволит экскурсия "Открытие Японии европейцами ".

"Не так давно сотрудники экскурсионно-образовательного отдела приступили к созданию экскурсий о путешественниках и исследователях: "Русская Америка ", "Первое российское кругосветное плавание ", "Путешествие цесаревича Николая Александровича на Восток ". Они также адресованы учащимся средних и старших классов и вошли в раздел "Ветер странствий " ."

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Для индивидуальных посетителей в музее ежегодно создаются и проводятся разнообразные программы выходного дня.

"Это отдельное серьёзное направление деятельности экскурсионно-образовательного одела. В двух словах о нём не расскажешь. С архивом этих мероприятий можно ознакомиться на сайте музея. Хочу пригласить на то, что планируется на ближайшее время. 10 сентября в рамках празднования Дня рождения Василеостровского района в музее пройдёт акция "Впервые слышу!". Музей антропологии и этнографии как истинный наследник Кунсткамеры,"Палаты чудес", берёт на себя смелость вас удивить подборкой историй, связанных с музейными экспонатами и предлагает проголосовать за самую удивительную. "Карманный гид" с историями сможет взять на контроле каждый желающий старше 12 лет. Голосование будет происходить в стенах музея. Для детей младше 12 лет предлагаем интерактивный путеводитель. Его задания помогут найти удивительные вещицы в залах музея и узнать о них самое интересное. Этот путеводитель доступен посетителям и в другие дни работы музея – его можно взять на контроле или распечатать с сайта".

Светлана Викторовна уже 13 лет занимается работой с дошкольниками и школьниками.

За 13 лет поменялось ли как-то детское поколение? Что их интересует в большей или меньшей степени?

Безусловно, изменения происходят. Дети стали более информированными, и благодаря интернету, и благодаря тому что сами много путешествуют. Поэтому и коллекции воспринимают иначе. Это не просто экзотика, а возможность сравнить то, что в музей попало давно с тем, что они сами недавно встречали, видели; возможность поразмышлять о том, что происходит опираясь не только на музейную информацию, но и а свой личный опыт.

В современном мире школьники стали уделять огромное значение различным гаджетам: компьютерам, телефонам. Модернизирует ли как-то музей свою работу?

В 2007 году в музее появился мультимедийный гид. Он включает путеводитель по залам, энциклопедию "Страны и народы" и раздел "Музей для детей" с викторинами и тематическими играми. Сенсорные киоски с гидом установлены на всех экспозициях, а в ряде залов имеются и большие экраны для просмотра видеопрограмм.

В 2014 году при поддержке Благотворительного фонда Потанина началась реализация проекта «Кунсткамера III тысячелетия: от базы знаний к диалогу знаний». Ставка делается на интернет-ресурсы и на удаленный доступ к музею. Создаётся виртуальный музей позволяющий познакомиться с предметами из фондов музея, многие из которых, может быть, никогда не появятся на музейной экспозиции. Будет обновлён сайт, посетители получат возможность общаться он-лайн с научными сотрудниками, исследователями в области этнографии, этнологии и антропологии, задавать им вопросы и получать ответы. Проект обеспечит качественную трансформацию музейной коммуникации. Он предполагает создание экспериментальной диалоговой медиа среды, которая доступна для понимания, но «академична» по своей сути. Она позволит пользователю быть на связи с музеем повсеместно и при помощи любых гаджетов, а Музею - оставаться востребованным для изучения и понимания современного мультикультурного общества.

У Глоболка в ВКонтакте есть своя страничка, так, что с ним тоже можно установить онлайн общение.

* Благотворительный фонд Владимира Патанина - один из первых частных фондов в современной России. Он был создан в 1999 году предпринимателем Владимиром Потаниным для реализации масштабных программ в сфере образования и культуры. Миссия Фонда - содействие развитию благотворительности в России, формирование общественной среды, где ценностями являются творчество, профессионализм и добровольческая активность. Фонд поддерживает одаренных и интеллектуальных людей, тех, кто способен меняться и готов помогать другим

Кунсткамера – один из тех музеев, которые каждому гостю Санкт-Петербурга посетить необходимо. «Кабинет редкостей» был открыт первым российским императором Петром I в 1716 году, но с тех пор посетителей здесь ничуть не убавилось. А ведь сначала государь всеми правдами и неправдами заманивал местных жителей в диковинный музей! Заглянем?

Дуть туда

1. Флейта из человеческой кости

Для ритуальной флейты монгольские шаманы использовали исключительно кость из бедра девственницы. Дуть в этот музыкальный инструмент простым смертным было строго запрещено – с его помощью жрецы вызывали духов трех миров.

Много каши кушал

2. Французский великан

Тут, конечно, можно поспорить об этической стороне вопроса. Выглядит немного аморально, но если учесть, что огромный француз ростом 226, 7 см Николя Буржуа был обласкан императором и семь лет прожил при дворе в чине лакея, все выглядит не так уж плохо. Если бы не одно НО… После смерти Буржуа от апоплексического удара Петр I приказал установить его скелет в одном из залов. Говорят, после пожара 1747 года, в котором загадочным образом исчезла голова, скелет Николя с чужим черепом бродит по залам в поисках пропажи.

3. Русский карлик

Федор Игнатьев, человек с конечностями-клешнями, чей рост составлял всего 126 см, 16 лет провел в музее в качестве живого экспоната. Его Петр I любил ничуть не меньше, чем Николя Буржуа – частенько захаживал в Кунсткамеру затем, чтобы поздороваться с карликом за руку.

4. Голова Марии Гамильтон

История проста и коротка: любовница императора Мария Гамильтон, обвиняемая в детоубийстве, была обезглавлена. По легенде, Петр I поцеловал отрубленную голову и отдал ее все туда же, в Кунсткамеру. А потом ее утащили на Родину пьяные английские моряки.

Одна голова хорошо, а две лучше

5. И снова о головах

Известно, что со своим «Великим посольством» Петр I побывал в Голландии, где помимо корабельного дела обучался другим полезным вещам. Там он и познакомился с анатомом Фредериком Рюйшем, чья коллекция необычных препаратов ужасала и восхищала всю Европу. За 30 тыс. гульденов государь купил у врача несколько тысяч экспонатов, они и составили основной фонд музея. Среди самых интересных – двухголовый скелет ребенка.

6. Бронзовая кошка

Кису, приносящую несчастья, сотрудники спрятали в запасники музея от греха подальше – по легенде, кошка время от времени моргает и того, кто при этом присутствует, ждет скорая смерть. Некий студент однажды решил переночевать в одном помещении со статуэткой… Под утро беднягу не нашли. И только бронзовая животинка зловеще ухмылялась.

7. Еще одна легенда гласит, что неисправные часы из красного дерева, привезенные из заграничного военного похода одним офицером, умеют предсказывать смерть. Иногда стрелки начинают двигаться в обратном направлении сами по себе. И как только они останавливаются на отметке 9:45, умирает кто-то из сотрудников Кунсткамеры.