Мишель де монтень высказывания. Афоризмы мишеля монтеня


Марина Романович
«Счастье это когда тебя понимают»

Общение и отношения с людьми является одной из основ человеческой жизни. По словам С. Л. Рубинштейна, сердце человека всё соткано из его отношений к другим людям; с ним связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Именно эти отношения рождают наиболее сильные переживания и поступки.

Отношение к другому человеку является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяют нравственную ценность человека.

Отношения с другими людьми зарождаются и развиваются в детском возрасте. И этот опыт первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.

Тема зарождения и становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна. Из за наблюдаемых в последнее время среди молодежи жестокости, повышенной агрессивности, имеющих свои истоки в раннем и дошкольном детстве.

Для ребенка взрослые являются образцом во всем. Дети учатся речевому общению, наблюдая за старшими, слушая и подражая им. У младшего школьника, в отличие от старших, мышление более конкретное. Он хорошо усваивает то, что представлено наглядно, все хочет познавать на собственном опыте. Его особенно привлекают те действия, которые взрослые пытаются скрыть от него. Запоминает малыш не все, а только то, что его поразило. Дети постоянно изучают то, что наблюдают, и понимают гораздо больше , чем могут сказать. Они всегда стараются подражать взрослым, что порой опасно. Не умея отличать плохое от хорошего, они стремятся делать то, что взрослые запрещают им, но позволяют себе. В связи с этим в присутствии детей нужно воздерживаться от таких действий и поступков, которые не могут послужить для них хорошим примером. Речь детей лучше развивается в атмосфере любви, спокойствия, когда взрослые внимательно слушают их, общаются с детьми, читают им сказки и обсуждают прочитанное. Родителям следует уделять своим детям больше времени, так как в раннем детстве влияние семьи на речевое и когнитивное развитие (когнитивные, т. е. познавательные навыки, которыми ребенок овладевает в дошкольном возрасте, в дальнейшем определяют его способность к чтению, письму, счету, а также к абстрактному и логическому мышлению) и приобщение ребенка к жизни общества - являются решающими. Именно в эти годы закладываются основы уверенности в себе и успешного общения вне дома, что способствует дальнейшему продвижению ребенка в школе, в компании сверстников. Процесс развития личности – это этап развития отношений между ребенком и взрослым. Педагоги, родители, бабушки и дедушки, старшие сестры и братья должны лучше понимать ребенка и стараться удовлетворять его важные потребности. Если ребенок не ощущает чуткости и любви со стороны окружающих, то у него возникает недоверчивое отношение к миру, а возможно и ощущение страха, которые могут сохраниться на всю жизнь. В процессе развития коммуникативных навыков ребенка, большое внимание необходимо уделять формированию личностных качеств малыша, его чувствам, эмоциям. Когда люди счастливы и находятся в мире с самими собой, они переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими.

В дошкольном возрасте малыш лишь нащупывает способы отношений с окружающими, у него вырабатывается устойчивый личностный стиль и появляется представление о самом себе.

Самые важные учителя для детей – родители. Родительский дом – это первая школа для ребенка. Семья оказывает огромное влияние на то, что малыш будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы человек не прожил, он время от времени обращается к опыту из детства, к жизни в семье : «чему меня учили отец и мать»

Каждый человек должен уметь слушать другого человека, воспринимать и стремиться его понять. От того, как человек чувствует другого, может повлиять на него, не оскорбив и не вызвав агрессии, зависит его будущий успех в межличностном общении. Очень не многие среди нас могут и умеют по настоящему хорошо слушать других людей, быть восприимчивыми к нюансам в их поведении. Но большое значение имеет и способность слушать и понимать и самого себя , то есть осознавать свои чувства и действия в различные моменты общения с другими людьми. И всему этому детям нужно учиться. Умение не приходит к человеку само собой, оно приобретается ценой усилий, затраченных на обучение.

«Счастье - это когда тебя понимают » , а это понимание не приходит само собой, ему нужно учиться. «Научись любить и понимать людей , и рядом с тобой всегда будут друзья»

СЧАСТЬЕ… это слово звучит так пленительно маняще для каждого из нас. Поздравляя друг друга с Днем Рождения или даже с праздниками, мы желаем много всего хорошего и обязательно подытоживаем пожеланием счастья.

А что такое счастье, и с чем его едят? Спросите себя, что для вас лично оно обозначает? И вы с трудом будете подбирать слова для его определения. И только системно-векторная психология Юрия Бурлана дает внятное определение счастья. Счастье - это развитость, реализованность и наполненность твоих личных природных качеств. От того, какие вектора (врожденные свойства) в твоем бессознательном психическом доминируют, такой и складывается для тебя твоя картина счастья.

Вот человек с кожным вектором вам ответит: «Счастье - это, когда ты состоялся в бизнесе или сделал карьеру; достиг самого высокого ранга; когда у тебя полно денег, и ты можешь купить все, что твоей душе угодно, да еще и сэкономить при этом; когда у тебя есть заначка на черный день; когда у тебя крепкое здоровье». А вот для человека с анальным вектором счастье - когда есть крепкая семья; дети воспитанные, чтобы перед людьми не позорили; когда на работе - почет и уважение; когда товарищи рядом; когда жена - порядочная чистая женщина, мать хорошая и хозяйка; а еще, чтобы все по справедливости, поровну, по-братски». И так для каждого из восьми векторов - восьми мер - счастье, когда его врожденные свойства уравновешены и лично его желания наполнены, а чужие желания не цепляют. Как говориться, кесарю - кесарево, а слесарю - слесарево.

А что же на самом деле за всем этим стоит?
Почему-то вспомнился добрый старый советский фильм «Доживем до понедельника!». Там есть такой эпизод: старшеклассники пишут сочинение на тему «Что такое счастье?». Один парень написал самое короткое сочинение: «Счастье - это, когда тебя понимают…». И печальное многоточие в конце.

Вот живем мы все в этом безумном мире - несчастные и непонятые. И так нам от этого плохо! Муж - черствый эгоист, невнимательный, бездельник; или жена - пила «Дружба», истеричка, чего ей от меня все время надо? А дети растут неблагодарные лоботрясы, лентяи и неучи. Теща - змея, нет просто кобра очковая, а свекровь - ведьма с задатками вампира. А мы? Мы белые и пушистые, нас просто никто не понимает. И такая жалость к себе одолевает, такая тоска от этого всего накатывает! Какое там счастье? Тут хоть бы с ума не сойти да в депрессию не ввалиться. Как жить среди таких людей? Вот и мечтаем дни и ночи напролет о несбыточном счастье, механически желая его друг другу в дни рождения и в праздники, не веря в эти пожелания ни на грамм. Но ведь так хочется быть счастливым!

Так что же все-таки за этим стоит? А на самом деле за всем эти скрывается наше пронзительное и исступленное желание ПОНИМАТЬ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, ЧТОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С НИМИ ПРИНОСИЛО РАДОСТЬ И УДОВОЛЬСТВИЕ. Все просто! И секрет этот раскрывается для каждого на тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Человек - это взаимодействие с другими людьми. И только от того, как мы умеем взаимодействовать с другими людьми, зависит наше ощущение счастья или несчастья. В нашем мире нас окружает масса помех нашему счастью. Большую часть этих помех мы набираем из детства и тянем за собой эту ношу до смертного одра: различные страхи, фобии, тревоги, обиды, депрессии. О каком счастье с таким грузом на душе можно вести речь? И только на тренинге по системно-векторной психологии, познавая людей изнутри, ты вдруг совершенно ясно осознаешь, каким мусором набиты твой разум и сердце. Так это было у меня. И сам себе удивляешься: как ты еще умудряешься хотя бы дышать?

Во время тренинга ты научаешься мыслить системно. А это значит - понимать людей относительно себя, и себя относительно других. Твое мышление качественно меняется, и с этим качественно меняется твоя жизнь. Чужие желания отпадают, как шелуха, а свои природные становятся ясными, как день. И тебе уже не нужно гнаться за призраком чужого счастья. Ты точно теперь знаешь, где оно прячется и что до него рукой подать. Вся твоя озлобленность на мир и людей, все твои непомерные требования к другим и к себе рассыпаются и превращаются в мелкий песок. Ты автоматически переходишь в режим Золотого Правила: «Относись к другим так, как ты хочешь, что бы они относились к тебе». Ты позволяешь себе быть собой, а другим быть другими. Тебя охватывает небывалое спокойствие, появляется терпимость к людям, о которой ты и не мечтал. Ты начинаешь смотреть на людей глазами, полными сострадания, но не жалости. И происходит чудо - они меняются в лучшую сторону.

Как было бы здорово, если бы системно-векторную психологию Юрия Бурлана преподавали в школе! Тогда тот старшеклассник написал бы свое самое короткое сочинение по-другому: «Счастье - это, когда ты понимаешь других!». И в конце уже не было бы печального многоточия, а стоял бы радостный восклицательный знак.

После прохождения тренинга по системно - векторной психологии хочется делиться этим уникальным знанием со всем миром и очень хочется, что бы все люди были по-настоящему счастливы! Знаете, как в песне Стаса Намина:

Мы желаем счастья вам, счастья в этом мире большом!
Как солнце по утрам - пусть оно заходит в дом.
Мы желаем счастья вам, и оно должно быть таким:
Когда ты счастлив сам - счастьем поделись с другим!

Делюсь с вами своим счастьем, друзья! Счастьем от того, что есть такая замечательная наука - и такой замечательный человек, который ее создает, - Юрий Бурлан!

Елена Шаповал

Французский писатель, мыслитель эпохи Возрождения, философ, автор книги «Опыты» – Мишель Экем де Монтень родился 28 февраля 1533 г. на юго-западе Франции, в богатом фамильном замке Монтень, принадлежащем отцу.

Отец – Пьер Экем, участник Итальянских войн, был в своё время мэром Бордо, мать – Антуанетта де Лопез – из семьи зажиточных арагонских евреев.

Обучение маленького Мишеля началось с двух лет. Для воспитания отец использовал собственную педагогическую либеральную методику. Его учитель, немец, совершенно не владел французским языком и говорил с Мишелем исключительно на латыни. Более того, отец и мать также разговаривали с ним только на латыни, поэтому с детства Монтень освоил латынь как родной язык.

Отец стремился привить Мишелю любовь к наукам, когда мальчику исполнилось шесть лет, отдал его в коллеж города Бордо. После окончания колледжа он стал юристом.

В молодости Мишель Монтень живо интересовался политической деятельностью. Отец приобрел для него должность советника Бордоского парламента. Монтень пользовался репутацией образованного, ученого человека, многие государственные деятели, мыслители того времени были его добрыми знакомыми.

В 1565 г. Монтень женился, получив солидное приданое, которое укрепило его материальное положение. Когда в 1568 г. умер отец, Мишель стал наследником родового имения. Он продал судейскую должность, вышел в отставку и с 1571 г. поселился в замке.

В 1572 г. 38-летний Монтень приступил к работе над главным трудом в его творческой биографии – философско-литературными «Опытами», в которых излагал мысли по поводу исторических событий дней минувших и сегодняшних.

Как писал Монтень: «…утомленный рабским пребыванием при дворе и общественными обязанностями… решил скрыться в объятия муз, покровительниц мудрости». В результате, в 1580 г. вышли в свет две первые книги его «Опытов» – произведение, которое принесло Монтеню еще при жизни широкую известность, а впоследствии, мировую славу. На протяжении многих столетий эта книга будет одной из любимых читательской публикой.

В 1580-1581 гг. писатель путешествовал по Швейцарии, Германии, Австрии и Италии. Впечатления от этого путешествия отражены в его дневнике.

В это же время у Монтеня снова активизируется его общественная деятельность. Наследник престола Генрих Наваррский проявил благосклонность к Монтеню, но все его помыслы были посвящены «Опытам», он старался проводить, как можно больше времени в уединении.

Однако, желаниям Монтеня не суждено было сбыться. В 1581 г. он был избран мэром города Бордо. По-видимому, это было во время путешествия 1580-1581 гг. («Горожане Бордо избрали меня мэром их города, когда я был далеко от Франции и ещё дальше от мысли об этом»).

В 1586–1587 гг. Монтень, свободный от обязанностей мэра, продолжил литературные занятия и написал дополнения к первым книгам и третью книгу «Опытов», которые во многом носили автобиографический характер.

В 1588 г. Монтень встретил молоденькую девушку, Мари де Гурне, которая была страстной поклонницей его идей. Мари скрасила одиночество Монтеня и стала для него кем-то вроде приемной дочери. После смерти кумира она опубликовала посмертное издание «Опытов», над которыми тот продолжал трудиться до последнего вздоха.

Умер Мишель де Монтень 13 сентября 1592 г. от обострения давно мучавшей его каменной болезни в своем родовом замке.

Биография

Знаменитый французский писатель и философ эпохи Возрождения, автор книги «Опыты». Монтень родился в фамильном замке вблизи г. Бордо. Его отец, участник итальянских войн Пьер Эйкем (получивший аристократический титул «де Монтень») был в свое время мэром этого города; умер в 1568.
Мать - Антуанетта де Лопез, из семьи зажиточных арагонских евреев. В раннем детстве Мишель воспитывался по либеральной-гуманистической педагогической методике отца - его учитель, немец, совершенно не владел французским языком и говорил с Мишелем исключительно на латыни. Во время гугенотских войн Монтень часто выступал как посредник между враждующими сторонами, его одинаково уважали король-католик Генрих III и протестант Генрих Наваррский.
В 1565 Монтень женился, получив солидное приданое. После смерти отца в 1568 г. он унаследовал родовое имение Монтень, где и поселился в 1571, продав свою судейскую должность и выйдя в отставку. В 1572 г., возрасте 38 лет Монтень начинает писать свои «Опыты» (первые две книги опубликованы в 1580 г.). Его близким другом был философ Этьен-де ла Боэси, автор «Рассуждений о добровольном рабстве», некоторые части из которых Монтень включил в свои «Опыты».
В 1580—1581 гг. писатель путешествовал по Швейцарии, Германии, Австрии и Италии. Впечатления от этого путешествия отражены в дневнике, опубликованном только в 1774 г. Писатель скончался 13 сентября 1592 г. во время мессы.


Подробнее об имени Михаил

Афоризмы

Нет столь дряхлого старца, который, памятуя о Мафусаиле, не рассчитывал бы прожить еще годиков двадцать.

Самое главное - это прививать вкус и любовь к науке; иначе мы воспитаем просто ослов, нагруженных книжной премудростью.

В природе нет ничего бесполезного.

Врач, впервые приступая к лечению своего пациента, должен делать это изящно, весело и с приятностью для больного; и никогда хмурый врач не преуспеет в своем ремесле.

Все средства - при условии, что они не бесчестны, - способные оградить нас от бедствий и неприятностей, не только дозволены, но и заслуживают всяческой похвалы.

Жизнь сама по себе - ни благо, ни зло: она вместилище и блага и зла, смотря по тому, во что вы сами превратили ее.

Знание не нужно нацеплять на душу, его нужно внедрять в нее; его не нужно наводить на нее, им нужно пропитывать ее.

Знания - обоюдоострое оружие, которое только обременяет и может поранить своего хозяина, если рука, которая держит его, слаба и плохо умеет им пользоваться...

Когда творишь добро, сам и испытываешь некое радостное удовлетворение и законную гордость, сопутствующую чистой совести.

Крайняя степень страха выражается в том, что, поддаваясь ему, мы даже проникаемся той самой храбростью, которой он нас лишил в минуту, когда требовалось исполнить свой долг и защитить свою честь. Вот чего я страшусь больше самого страха.

Кто боится страдания, тот уже страдает от боязни.

Кто заражен страхом болезни, тот уже заражен болезнью страха.

Кто очень сухощав, тот охотно носит фуфайку, у кого мало содержания - те раздувают его словами.

Лживость - гнуснейший порок.

Люди ничему так твердо не верят, как тому, о чем они меньше всего знают, и никто не выступает с такой самоуверенностью, как сочинители всяких басен - например, алхимики, астрологи, предсказатели, хироманты...

Мера жизни не в ее длительности, а в том, как вы ее использовали.

Мне неведомы браки, которые распадались бы с большей легкостью или были бы сопряжены с большими трудностями, нежели заключенные из-за увлечения красотой или по причине влюбленности.

Можно поучиться и у врага.

Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.
Надо уметь переносить то, чего нельзя избежать.

Наихудшее состояние человека - это когда он перестает сознавать и владеть собой.

Настоящий друг - это тот, кому я поверил бы во всем, касающемся меня, больше, чем самому себе. Сильное воображение порождает событие.

Наука - великое украшение и весьма полезное орудие...

Наука - великолепное снадобье; но никакое снадобье не бывает столь стойким, чтобы сохраняться, не подвергаясь порче и изменениям, если плох сосуд, в котором его хранят.

Наука - дело очень нелегкое. Наука пригодна лишь для сильных умов.

Нашему остроумию, как кажется, более свойственны быстрота и внезапность, тогда как уму - основательность и медлительность.

Не без основания говорят, что кто не очень-то полагается на свою память, тому нелегко складно лгать.

Не беспокойтесь, что не сумеете умереть: сама природа, когда придет срок, достаточно основательно научит вас этому; она сама все за вас сделает, не занимайте этим своих мыслей...

Не все, что колеблется, падает.

Не представляю себе, как можно довольствоваться знаниями, полученными из вторых рук; хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью.

Невозможно вести честный и искренний спор с дураком.

Недостаточно, чтобы воспитание только не портило нас, - нужно, чтобы оно изменяло нас к лучшему.

Нет ответа более унижающего, чем презрительное молчание.

Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию...

Ни одна страсть не помрачает в такой мере ясность суждения, как гнев.

Ни то, что предшествует смерти, ни то, что за ней следует, не является ее принадлежностью.

Никто добровольно не раздает своего имущества, но каждый не задумываясь делит с ближним свое время. Ничем мы не швыряем так охотно, как собственным временем, хотя единственно в отношении последнего бережливость была бы полезна и достойна похвалы.

Обвинениям в адрес самого себя всегда верят, самовосхвалению - никогда.

Откровенная речь, подобно вину и любви, вызывает такую же откровенность.

Природа - приятный наставник, и даже не столько приятный, сколько осторожный и верный.

Природа может все и все творит.

Пытливости нашей нет конца, удовлетворенность ума - признак его ограниченности или усталости.

Самые выдающиеся дарования губятся праздностью.

Самый краткий путь к завоеванию славы - это делать по побуждению совести то, что мы делаем ради славы.

Самым лучшим доказательством мудрости является непрерывное хорошее расположение духа.

Следовало бы иметь установленные законом меры воздействия, которые обуздывали бы бездарных и никчемных писак, как это делается в отношении праздношатающихся и тунеядцев.

Смерть должна быть такая же, как и жизнь; мы не становимся другими только потому, что умираем.

Среди других прегрешений пьянство представляется мне пороком особенно грубым и низменным.

Старикам не стоит думать о смерти: пусть лучше позаботятся о том, как получше разрыхлить грядки на огороде.

Страх то придает крылья ногам, то приковывает их к земле.

Счастье человеческое состоит вовсе не в том, чтобы хорошо умереть, а в том. чтобы хорошо жить.

Те, кто уверяет, что имеет в голове много мыслей, но выразить их не умеет из-за отсутствия красноречия, - не научились понимать самих себя.

Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред.

Тому, кто сказал Сократу: «Тридцать тиранов осудили тебя на смерть», последний ответил: «А их осудила на смерть природа».

Трусость - мать жестокости.

У животных есть та благородная особенность, что лев никогда не становится из малодушия рабом другого льва, а конь - рабом другого коня.

Удачный брак отвергает любовь; он старается возместить ее дружбой. Это - не что иное, как приятное совместное проживание в течение всей жизни, полное устойчивости, доверия и бесконечного множества весьма осязательных взаимных услуг и обязанностей.

Ум, не имеющий никакой определенной цели, теряется; быть везде - значит быть нигде.

Упрямство и чрезмерный пыл в споре - вернейший признак глупости.

Хороши или плохи события жизни, во многом зависит от того, как мы их воспринимаем.

Что может быть труднее, чем уберечься от врага, надевшего на себя личину нашего самого преданного друга.

Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому.

Я говорю правду постольку, поскольку осмеливаюсь ее говорить; чем старше я становлюсь, осмеливаюсь делать это все реже.

Я наблюдал только такое действие розги - она или притупляет, или озлобляет.

Я нередко встречал людей, которые оказывались неучтивыми именно вследствие того, что были чересчур учтивы, и несносны вследствие того, что были чересчур вежливы.

Я осуждаю всякое насилие при воспитании юной души, которую растят в уважении к чести и свободе. В суровости и принуждении есть нечто рабское, и я нахожу, что то, чего нельзя сделать с помощью разума, осмотрительности и умения, никак нельзя добиться силой.

Я хотел бы, чтобы смерть застала меня за работой в поле.


нет комментариев

Бич человека – это воображаемое знание.

Благоразумию также свойственны крайности, и оно не меньше нуждается в мере, чем легкомыслие.

Будемте остерегаться, чтобы старость не наложила больше морщин на нашу душу, чем на наше лицо.

В дружбе нет никаких расчетов и соображений, кроме нее самой.

Взять город приступом, выслать посольство, царствовать над народом – все это блестящие деяния. Смеяться, любить и кротко обращаться со своей семьей, не противоречить самому себе – это нечто более редкое, более сложное и менее заметное для окружающих.

Вовсе не требуется всегда говорить полностью то, что думаешь, это было бы глупостью, но все, что бы ты ни сказал, должно отвечать твоим мыслям; в противном случае это – злостный обман.

В природе нет ничего бесполезного.

Врач, впервые приступая к лечению своего пациента, должен делать это изящно, весело и с приятностью для больного; и никогда хмурый врач не преуспеет в своем ремесле.

Все средства – при условии, что они небесчестны, – способные оградить нас от бедствий и неприятностей, не только дозволены, но и заслуживают всяческой похвалы.

Высокомерие складывается из чересчур высокого мнения о себе и чересчур низкого о других.

Достойно похвалы деяние, а не сам человек.

Другие пороки притупляют разум, пьянство же разрушает его.

Если бы ложь, подобно истине, была одноликою, наше положение было бы значительно легче. Мы считали бы в таком случае достоверным противоположное тому, что говорит лжец. Но противоположность истине обладает сотней тысяч обличий и не имеет пределов.

Если бы человек хотел быть только счастливым, то это было бы легко, но всякий хочет быть счастливее других, а это почти всегда очень трудно, ибо мы обыкновенно считаем других счастливее, чем они есть на самом деле.

Если можно быть учеными чужой ученостью, то мудрыми мы можем быть лишь собственной мудростью.

Если я лгу, я оскорбляю себя в большей мере, чем того, о ком я солгал.

Жениться, ничем не связывая себя, – предательство.

Жизнь сама по себе – ни благо, ни зло: она вместилище и блага и зла, смотря по тому, во что вы сами превратили ее.

Знания – обоюдоострое оружие, которое только обременяет и может поранить своего хозяина, если рука, которая держит его, слаба и плохо умеет им пользоваться.

Иметь дело с людьми, которые восхищаются нами и во всем нам уступают, – удовольствие весьма пресное и даже вредное для нас…

Истинное достоинство подобно реке: чем она глубже, тем меньше издает шума.

Истинные друзья те, у кого «одна душа в двух телах».

Истинные ученые подобны колосьям в поле. Пока колос пуст, он весело растет и гордо подымает кверху главу; но когда он разбухает, наполняется зерном и созревает, он проникается смирением и опускает голову.

Книжная ученость – украшение, а не фундамент.

Когда судят об отдельном поступке, то, прежде чем оценить его, надо учесть разные обстоятельства и принять во внимание весь облик человека, который совершил его.

Когда творишь добро, сам испытываешь некое радостное удовлетворение и законную гордость, сопутствующую чистой совести.

Когда философ нуждался в деньгах, он не говорил, что одолжит их у друзей; он говорил, что попросит друзей возвратить ему долг.

Кто боится страдания, тот уже страдает от боязни.

Кто заражен страхом болезни, тот уже заражен болезнью страха.

Кто обяжет себя говорить все без утайки, тот обяжет себя и не делать того, о чем необходимо молчать.

Кто очень сухощав, тот охотно носит фуфайку, у кого мало содержания – те раздувают его словами.

Кто учит людей умирать, тот учит их жить.

Лживость – гнуснейший порок.

Любовь – неистовое влечение к тому, что убегает от нас.

Людям дюжинным дано зреть плоды своих дел; семена, разбрасываемые гениальными натурами, всходят медленно.

Мера жизни не в ее длительности, а в том, как вы ее использовали.

Мне неведомы браки, которые распадались бы с большей легкостью или были бы сопряжены с большими трудностями, нежели заключенные из-за увлечения красотой или по причине влюбленности.

Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.

Можно поучиться и у врага.

Молчаливость и скромность – качества очень пригодные для разговора.

Мы не в силах придумать человеку лучшую похвалу, чем сказав, что он одарен от природы.

Мы не столько освобождаемся от наших пороков, сколько меняем их на другие.

Надо много учиться, чтобы осознать, что знаешь мало.

…Надо стараться выяснить – не кто знает больше, а кто знает лучше.

Надо уметь переносить то, чего нельзя избежать.

Наихудшее состояние человека – это когда он перестает сознавать и владеть собой.

Настоящий друг – это тот, кому я поверил бы во всем, касающемся меня, больше, чем самому себе.

Наука – великое украшение и весьма полезное орудие…

Наука – дело очень нелегкое. Наука пригодна лишь для сильных умов.

Нашему остроумию, как кажется, более свойственны быстрота и внезапность, тогда как уму – основательность и медлительность.

Не без основания говорят, что кто не очень-то полагается на свою память, тому нелегко складно лгать.

Невежество бывает двоякого рода: одно – безграмотное, предшествует знанию; другое – чванное, следует за ним.

Невозможно вести честный и искренний спор с дураком.

Не все, что колеблется, падает.

Недостаточно, чтобы воспитание только не портило нас, – нужно, чтобы оно изменяло нас к лучшему.

Не представляю себе, как можно довольствоваться знаниями, полученными из вторых рук; хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью.

Нередко сам порок толкает нас на добрые дела.

Нет ответа более унижающего, чем презрительное молчание.

…Нет столь дряхлого старца, который, памятуя о Мафусаиле, не рассчитывал бы прожить еще годиков двадцать.

Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию.

Неукоснительно следовать своим склонностям и быть в их власти – это значит быть рабом самого себя.

Нечестные средства, с помощью которых многие возвышаются, ясно говорят о том, что и цели также не стоят доброго слова.

Ни одна страсть не помрачает в такой мере ясность суждения, как гнев.

Ни то, что предшествует смерти, ни то, что за ней следует, не является ее принадлежностью.

Обвинениям в адрес самого себя – всегда верят, самовосхвалению – никогда.

Откровенная речь, подобно вину и любви, вызывает такую же откровенность.

От недостатка уважения к себе происходит столько же пороков, сколько и от излишнего к себе уважения.

Очень многих я видел на своем веку, которые были доведены до совершенной тупости неумеренной жаждой знания.

Очень полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других.

Первый признак порчи общественных нравов – это исчезновение правды, ибо правдивость лежит в основе всякой добродетели.

Плакать из-за того, что мы не будем жить сто лет спустя, столь же безумно, как плакать из-за того, что мы не жили сто лет назад.

Подлинно разумное обучение изменяет и наш ум и наши нравы.

Подлинным зеркалом нашего образа мыслей является наша жизнь.

Понятие добродетели предполагает трудность и борьбу, добродетель не может существовать без противодействия.

Порицать в другом свои недостатки столь же допустимо, как порицать чужие в себе.

После тех лиц, которые занимают самые высокие посты, я не знаю более несчастных, чем те, что им завидуют.

Предпочитай, чтобы у человека кровь приливала к щекам, чем чтобы она была им пролита.

Природа может все и все творит.

Природа – приятный наставник, и даже не столько приятный, сколько осторожный и верный.

Пытливости нашей нет конца, удовлетворенность ума – признак его ограниченности или усталости.

Раз мы ненавидим что-либо, значит, принимаем это близко к сердцу.

Разумный человек ставит себе предел даже в добрых делах.

Самая глубокая дружба порождает самую ожесточенную вражду.

…Самое главное – это прививать вкус и любовь к науке; иначе мы воспитаем просто ослов, нагруженных книжной премудростью.

Самые выдающиеся дарования губятся праздностью.

Самый краткий путь к завоеванию славы – это делать по побуждению совести то, что мы делаем ради славы.

Самым лучшим доказательством мудрости является непрерывное хорошее расположение духа.

С истинно учеными людьми происходит то же самое, что и с колосьями пшеницы: пока они пусты, они гордо и высоко поднимают голову, когда же наливаются и полнеют от зерен, то начинают униженно поникать головой.

Следовало бы иметь установленные законом меры воздействия, которые обуздывали бы бездарных и никчемных писак, как это делается в отношении праздношатающихся и тунеядцев.

Следует отличать душевный порыв человека от твердой и постоянной привычки.

Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает.

Смелый поступок не должен непременно предполагать доблесть у совершившего его человека; ибо тот, кто по-настоящему доблестен, будет таковым всегда и при всех обстоятельствах.

Смерть должна быть такая же, как и жизнь; мы не становимся другими только потому, что умираем.

Среди других прегрешений пьянство представляется мне пороком особенно грубым и низменным.

Среди тысячи наших привычных поступков мы не найдем ни одного, который мы совершали бы непосредственно ради себя.

Старикам не стоит думать о смерти: пусть лучше позаботятся о том, как получше разрыхлить грядки на огороде.

Старость оставляет больше морщин на умственном облике нашем, чем на лице.

Страх то придает крылья ногам, то приковывает их к земле.

Стыдливость украшает юношу и пятнает старца.

Судить о человеке надо, основываясь главным образом на его обыденных поступках, наблюдая его повседневное существование.

Счастье человеческое состоит вовсе не в том, чтобы хорошо умереть, а в том, по-моему, чтобы хорошо жить.

Те, кто уверяет, что имеет в голове много мыслей, но выразить их не умеет из-за отсутствия красноречия, – не научились понимать самих себя.

Только глупцы могут быть непоколебимы в своей уверенности.

Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред.

Тому, кто сказал Сократу: «Тридцать тиранов осудили тебя на смерть», последний ответил: «А их осудила на смерть природа».

То, что мы видим так мало удачных браков, как раз и свидетельствует о ценности и важности брака.

Трусость – мать жестокости.

Удваивать себя – великое чудо, и величие его недоступно тем, кто утверждает, что способен себя утраивать.

У животных есть та благородная особенность, что лев никогда не становится из малодушия рабом другого льва, а конь – рабом другого коня.

Ум, не имеющий никакой определенной цели, теряется; быть везде – значит быть нигде.

Упрямство и чрезмерный пыл в споре – вернейший признак глупости.

Хороши или плохи события жизни, во многом зависит от того, как мы их воспринимаем.

Ценность и достоинство человека заключены в его сердце и в его воле; именно здесь – основа его подлинной чести.

Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому.

Что может быть труднее, чем уберечься от врага, надевшего на себя личину нашего самого преданного друга.

Я говорю правду постольку, поскольку осмеливаюсь ее говорить; чем старше я становлюсь, осмеливаюсь делать это все реже.

Я наблюдал только одно действие розги – она или притупляет или озлобляет душу.

Я нередко встречал людей, которые оказывались неучтивыми именно вследствие того, что были чересчур учтивы, и несносны вследствие того, что были чересчур вежливы.

Я хотел бы, чтобы смерть меня застала за работой в поле.

Люди ничему так твердо не верят, как тому, о чем они меньше всего знают, и никто не выступает с такой самоуверенностью, как сочинители всяких басен – например алхимики, астрологи, предсказатели, хироманты…

Книги сопровождают меня на протяжении всего моего жизненного пути, и я общаюсь с ними всегда и везде. Они утешают меня в мои старые годы и в моем уединенном существовании. Они снимают с меня бремя докучной праздности и в любой час дают мне возможность избавляться от неприятного общества. Они смягчают приступы физической боли, если она не достигает крайних пределов и не подчиняет себе все остальное.

Если, с одной стороны, наш ум крепнет вследствие соприкосновения с умами обширными и развитыми, то, с другой стороны, нельзя себе представить, насколько он теряет и вырождается вследствие постоянного знакомства и сношения с умами низменными и болезненными.

Я осуждаю всякое насилие при воспитании юной души, которую растят в уважении к чести и свободе. В суровости и принуждении есть нечто рабское, и я нахожу, что то, чего нельзя сделать с помощью разума, осмотрительности и уменья, никак нельзя добиться силой.

Не беспокойтесь, что не сумеете умереть: сама природа, когда придет срок, достаточно основательно научит вас этому; она сама все за вас сделает, не занимайте этим своих мыслей…

Когда я играю с кошкой, неизвестно, кто кого больше развлекает.

Лучший способ запомнить что-нибудь – постараться это забыть.