Кто такие удмурты история. Православие в XVIII-XIX веках


1. Характеристика одного из финно-угорских народов (удмурты)

Удмурты (прежнее название - ары, аряне, арские люди, чудь вотяцкая, отяки, вотяки) - народ, издревле живущий в Прикамье, численностью около 750 тыс. человек. (Это по переписи 1989 г.) Но этот сравнительно небольшой народ имеет большую историю. Как уже отмечалось, по языку удмурты принадлежат к финно-угорской группе (по численности занимая в ней 2-е место - после мордвы - в России и 5-е в мире), куда входят также венгры, финны, мордва, эстонцы, марийцы, коми, карелы, ханты, манси, саамы (лопари) и др. Самые дальние родственники удмуртов по языку - это венгры на Дунае, ханты и манси на Оби. Тем не менее, если удмурт спросит на своем языке в будапештском гастрономе «Вой вань-а?» («Масло есть?»), его поймут, потому что по-мадьярски это звучит примерно так же. Имя великого венгерского поэта Шандора Петефи по удмуртски звучит Сан-дыр Петырпи, - похоже, правда? Конечно, это скорее исключительные, нежели типичные примеры. Ведь удмуртский и мадьярский языки, несмотря на их древнее родство, довольно далеко в буквальном и переносном смысле отошли друг от друга. Все же лингвисты находят в удмуртском языке около 1000-1200 слов, общих для всех финно-угров. Вот некоторые из них: глаз - удм. син, коми син, мар. сензя, морд, сельме, фин. сильма, венг. сем; дерево - удм. пу, коми пу, мар. пу, фин. пуу, венг. фа; стрела - удм. ньол, коми ньол, морд, нал, фин. нуоле, венг. ньил; кость - удм. лы, коми лы, мар. лу, фин. луу, манс. лу, и т. д. Наиболее близки удмуртскому языки коми (около 80% слов общего происхождения). Вместе они составляют пермскую ветвь финно-угорских языков; они близки примерно так же, как польский и русский языки. Языковые параллели могут говорить как об общности происхождения финно-угров, так и о прямом или опосредованном этнокультурном взаимодействии. Например, удмурты имели с марийцами и особенно с коми постоянные связи, что сказалось на их языке и культуре.

Письменность на удмуртском языке была создана в XVIII в. на основе кириллицы с добавлением букв: з, ж, ч, и, о (в 20-е годы XX в. началось и в последнее время возобновилось обсуждение вопроса о возможности перехода на латинскую графику). Первая научная грамматика удмуртского языка была опубликована в 1775 г. (ее создателем считается казанский архиепископ Вениамин - В.Г. Пуцек-Григорович). Книгопечатание на удмуртском языке началось в XIX в., тогда же появились первые календари, газеты. Выделяют северное, южное и периферийные диалекты. Литературный язык складывается на основе срединных говоров. Правительственным постановлением в 1995 г. создана и успешно функционирует термино-орфографическая комиссия, призванная оптимизировать сложные процессы развития и обновления удмуртского языка.

В антропологическом отношении удмурты относятся к малой уральской расе, которой присуще преобладание европеоидных черт с некоторыми элементами монголоидности, к ее вятско-камскому сублапаноидному типу. Дискуссионным остается вопрос об «удмуртской» монголоидности: является ли она результатом длительного взаимодействия европеоидной и монголоидной рас или это продукт древней адаптации к местным условиям? Видимо, скорее всего - второе. Отличительной особенностью антропологии удмуртов является их высокий индекс рыжести, по этому признаку они превосходят даже «мировых чемпионов по златоволосости» - кельтов-ирландцев6. Между тем рыжий цвет в антропологии считается довольно загадочным. Ясно одно, что рыжий цвет - это целый комплекс специфических черт как внешнего (даже солнце пристрастно к рыжим: они не загорают, а часто обгорают; раны у рыжих медленнее заживают, отсюда удмуртское выражение «азись силь» - «воспаляющееся мясо/кожа»), так и внутреннего/душевного свойства - не отсюда ли феноменальная удмуртская обидчивость, ранимость, уязвимость, «стеклянная хрупкость». Внешне удмурты не богатырского телосложения, однако крепки и удивительно выносливы. Среднего роста, с белой, реже смуглой кожей, часто с голубыми глазами, слегка уплощенным лицом, нередко скуластые, иногда встречается эпикантус. Несмотря на сложность и условность психологических характеристик, можно утверждать вслед за путешественниками и исследователями XVIII-XIX вв., что удмурты в большинстве своем миролюбивы, доброжелательны, гостеприимны, «склонны более к веселию, нежели к печали». Подчеркивается их стеснительность до робости, сдержанность чувств до скрытности и замкнутости, бережливость до скупости, терпеливость до самопожертвования, настойчивость до упрямства. Естественно, исторические перемены, контактирование со многими, самыми разными этносами не могли не сказаться на внешних и внутренних характеристиках современных удмуртов.

О прародине финно-угров до сих пор ведутся споры. Раньше считали, что она находилась где-то в предгорьях Алтая и Саян; другие искали ее в Центральной Германии и Скандинавии; третьи были убеждены, что финно-угры пришли из Индии. В настоящее время почти никто уже не придерживается этих взглядов. Большинство исследователей полагает, что основная территория формирования и древнейшего расселения финно-угорских народов находилась в Приуралье в широком смысле слова (Волго-Камье, Средний Урал и Зауралье). Финно-угорская общность существовала, очевидно, в эпоху развитого неолита, в III тысячелетии до н. э., а затем начала распадаться на отдельные ветви, что в конечном итоге привело к формированию современных финно-угорских народов. Один из первых и главных вопросов, который неизбежно встает перед специалистами по этнической истории, это вопрос, «откуда есть пошел народ». Современное состояние исторической науки позволяет утверждать, что основой для формирования финноязычных удмуртов послужили автохтонные племена междуречья Вятки и Камы, создатели ряда последовательно сменявшихся здесь археологических культур. Тем не менее необходимо учитывать влияние на развитие местных племен и со стороны их этнических соседей: древних иранцев, угров и тюрок широкого этнокультурного и хронологического спектра. Об истоках собственно удмуртского этногенеза мы можем, по-видимому, достаточно уверенно говорить с ананьинской археологической культуры (VIII-III вв. до н. э.). Очевидно, ананьинцы - общие предки удмуртов, коми и марийцев. На базе ананьинской культуры вырастает ряд локальных культур первых веков н. э.: гляденовская (Верхняя Кама), осинская (Средняя Кама, устье р. Тулвы), пьяноборская (устье р. Белой). Полагают, что гляденовцы - предки коми, осинцы и пьяноборцы - древние удмурты. По всей вероятности, в тот период и начался распад пермской этнолингвистической общности. В первой половине I тысячелетия до н. э. часть населения с Камы уходит на Вятку и ее приток Чепцу. Здесь, в Чепецком бассейне, возникает новая археологическая культура - поломская (III-IX вв.). Поломскую культуру сменяет чепецкая (IX-XV вв.), которая прослеживается уже до того времени, когда появляются первые письменные источники по удмуртам.

У удмуртов сохранились легенды о том, что когда-то удмуртское племя Ватка жило на р. Вятке. Об этом же говорит и «язык земли» - топонимика. На Вятке очень много удмуртских топонимов. Они неоспоримо свидетельствуют о том, что когда-то здесь жили удмурты. Особенно густо они населяли местность около современного г. Кирова. В одном из преданий рассказывается, что на месте будущего города находилось большое удмуртское поселение с Великой куалой - родовым святилищем. Где-то на рубеже I-II тысячелетий н. э. удмурты, жившие на Вятке, составляли древнеудмуртскую общность. Тогда же мог появиться сам этноним «удмурт», который, по-видимому, генетически восходит к булгарскому названию р. Вятки - Ваты («ват-мурт -от-мурт - ут-мурт - уд-мурт»: человек с Вятки). Существуют и другие толкования этимологии и семантики этнонима «удмурт». В русском звучании этот термин приобрел форму «вотяк»: к древнему корню «ват» был прибавлен типичный словообразовательный суффикс (ср.: пермяк, сибиряк). В условиях царской России с ее неравной политикой по отношению к «инородцам» термин «вотяк» воспринимался удмуртами как уничижительный и даже оскорбительный (ср.: мари - «черемисы», украинцы - «хохлы», евреи - «жиды» и т. д.), хотя даже государственное образование удмуртов при его создании (4 ноября 1920 г.) первоначально было официально определено как «Автономная область вотского (вотякского) народа» и лишь в 1932 было переименовано в Удмуртскую АО, в 1934 - АССР. На бытовом уровне термин «вотяк» встречается порой и сейчас, порождая массу обид (на Западе, особенно в научной литературе, до сих пор по традиции нередко используется эк-зоэтноним «вотяки», хотя все больше обращаются к эндоэтнониму народа). Самоназвание «удмурт» зафиксировано с XVIII в.

2. История народа (Удмурты)

удмурт языковой свадебный традиция

Удмурты, переселявшиеся на новые земли, освоили районы Южного Прикамья, кроме того, значительная их часть осела на землях Северной Башкирии и в Зауралье. Часть удмуртов-переселенцев сыграла свою роль в формировании этнических групп пермских татар, башкир, марийцев и была ими ассимилирована.

Значительная часть удмуртов, осевших в Южном Прикамье, обосновалась в верховьях реки Буй. Новопоселенцы и составили основу образовавшейся в XVII-XVIII вв. этнической группы буйских (куединских) удмуртов.

Деревни буйских удмуртов возникают во второй половине XVII века. По документам 1673 года, жители удмуртских деревень Кирга, Гондырь, Барабан заключили договор о припуске с башкирами Уранской волости, этим же годом датируется известие об уплате жителями названных деревень ясака (дани) в казну.

К 1707 году относится договор, составленный жителями удмуртской деревни Шагирт с башкирами. Можно предположить, что к середине XVIII века была определена основная территория расселения буйской группы. На карте Осинского уезда Пермского наместничества 1792 года были отмечены удмуртские деревни: Большой, Малый и Верхний Гондырь, Кипчак, Кирга, Барабан, Шагирт.

Переселение удмуртов в бассейн реки Буй в основном шло из южных районов современной Удмуртии, из бассейнов реки Валы, Тоймы, Умяка, Киль-мезь, Иж. Это подтверждают как современные научные исследования, так и исторические предания буйских удмуртов. Главную причину своего переселения сами буйские удмурты до сих пор связывают прежде всего с насильственной христианизацией.

Этническая культура удмуртов Прикамья развивалась в условиях иноэтнического окружения. Буйские удмурты, проживавшие до начала XIX века рядом с башкирами, восприняли некоторые элементы их культуры, многие свободно владели языком башкир, часть удмуртов приняла ислам.

С начала XIX века в южной части Осинского уезда появилось русское население. Активные контакты с ним обусловили ряд культурных заимствований. Из всей закамской группы удмурты Куединского района испытали наибольшее влияние со стороны русских традиций.

В середине XIX в. в Южном Прикамье появляется еще одна удмуртская деревня - Новые Калмияры (ныне Куединский район Пермского края). Ее основали выходцы из деревни Старые Калмияры Уфимской губернии (ныне Татышлинский район Башкортостана).

Сложившаяся к концу XVIII века основная территория проживания буйских удмуртов сохраняется и до настоящего времени.

В XIX веке удмуртские деревни Южного Прикамья относились к Осинскому уезду Пермской губернии и были включены в Больше-Гондырскую волость. В настоящее время удмуртские деревни относятся к Куединскому району Пермского края.

У удмуртов преобладают мононациональные деревни, такие, например, как Кипчак, Кирга, Гожан, Удмурт-Шагирт, Союз, Барабан, Вильгурт. Но есть и поселения, где удмурты проживают совместно с другими народами: в деревнях Малый и Верхний Гондырь - с татарами, в селе Старый Шагирт - с русскими, куда удмурты переселились в начале XX века из деревни Удмурт-Шагирт.

Численность удмуртского населения южных территорий Прикамья прослеживается по документам с начала XVIII века. На рубеже 1720-1730-х годов она составляла 930 человек. По материалам V ревизии 1795 года, в Осинском уезде насчитывалось 2100 удмуртов, к середине XIX века их численность увеличилась до 3346 человек.

В советское время наибольшее число удмуртского населения в Куединском районе отмечено в 1959 году. В дальнейшем его численность постоянно снижалась.

По переписи 1989 года, в Куединском районе проживало 5842 удмурта, по переписи 2002 года - уже 5571 человек, что составило, как и в 1989 году, 17,7% от общего населения этого района.

3. Описание обряда

Свадебные традиции удмуртов

Удмуртская свадьба, которой, как правило, предшествовал сложный ритуал сватовства, во время которого как родители невесты, так и сама невеста могли выразить свое согласие или несогласие, состояла из двух частей, разделенных большими интервалами.

Если невесту увозили в дом мужа сразу после сговора - до свадебного пира, то в доме жениха происходил пир (ярашон), после чего невеста возвращалась домой и готовила приданое. После этого назначался сюан (пир в доме невесты). Если же невеста после сговора оставалась в доме родителей, тогда сначала происходил сюан, а потом ярашон. В этом случае в назначенный день свадебный поезд отправлялся в дом невесты. Жених оставался дома, за невестой ехали отец и старший брат жениха. Вначале свадебный поезд заезжал к свахе (дэмчи) и только после этого шли в дом к невесте, где их встречали лепешками. Поезжанам представляли распорядителя сюана, которому в дальнейшем все подчинялись.

После застолья начиналось пение свадебных песен и некоторое время продолжалось непрерывно. Участники поезда жениха должны были продемонстрировать знание обрядовых мелодий. Затем поезжан угощали в доме распорядителя сюана и во всех домах родственников невесты - участников свадьбы.

Далее следовал ритуал прощания невесты с родным домом. Выносили приданое, складывали в повозку. Невеста должна была ехать в повозке свахи. Жених должен откупить приданое у родственников невесты, чтобы они открыли ворота.

В доме жениха, встречавшие родственники обводили невесту вокруг лошади по солнцу три раза, во дворе освящали кашу. Мать жениха под руку вводила молодую в дом, сажала на подушку в женской половине дома. Родственники подносили ей хлеб с маслом, расплетали косу, заплетали две и укладывали вокруг головы. Мать жениха одевала ей головное полотенце замужней женщины, что ознаменовало окончание девичества.

Утром следующего дня ближайшие родственник были представлены невесте, состоялась оценка приданого. Угощать присутствующих должна была невеста, которая демонстрировала свои хозяйственные способности.

Далее вместе с молодыми родственниками новобрачная шла к роднику или реке. Бросала серебряную монетку, откупаясь перед хозяином воды. Воду принесенную молодой родственницей принимала свекровь и снова усаживала молодую на подушку.

Через несколько дней, прибывал свадебный поезд родственников невесты. Пир происходил поочередно во всех домах родственников жениха. Согласно правилам ритуала родственники невесты вели себя шумно и вызывающе. Били посуду, топали ногами, могли разобрать печь в бане, заложить дымоход. Тем самым проверялась расторопность новобрачного.

Сложный ритуал свадьбы не всегда воспроизводился полностью, допускались и сокращенные варианты, поскольку свадьба с соблюдением всех обрядов требовала больших расходов.

1. История удмуртов

Удмурты - один из коренных народов Среднего Урала. Основой для формирования удмуртского этноса послужили местные финно-пермские племена, которые в разное время испытали влияние скифов, угров, тюрок и славян.

Древнейшее самоназвание удмуртов - Ары, то есть «человек», «мужчина». Отсюда происходит древнее название Вятской земли - Арская земля, жителей которой русские практически до самой революции называли пермяками, вотяками (по реке Вятке) или вотской чудью. Сегодня удмурты считают эти названия оскорбительными.

До середины 16 века удмурты не были единым народом. Северные удмурты довольно рано вошли в состав Вятской земли, которая осваивалась русскими переселенцами. После монгольского нашествия Вятская земля стала вотчиной нижегородско-суздальских князей, а в1489 году вошла в состав Великого княжества Московского.

Южные удмурты попали под власть Волжской Булгарии, позднее - Золотой Орды и Казанского ханства. Принято считать, что их присоединение к России завершилось к 1558 году.

Таким образом, на протяжении жизни трех-четырех поколений удмурты несколько раз сменили подданство, а многие из них были ассимилированы: северные удмурты - русскими, южные - татарами.

Однако же именно Русское государство дало возможность удмуртским племенам не только выжить, но и сформироваться как народу. Вот сухие цифры: если в Петровскую эпоху было учтено всего 48 тыс. удмуртов, то сейчас их насчитывалось 637 тыс. человек - 13-кратное увеличение численности за 200 лет.

Сам этноним «удморд» впервые опубликовал русский ученый Рычков в 1770 году. Происхождение его до конца не выяснено. Достаточно прозрачна только индоиранская основа - мурт, морт, которая означает то же, что и «ары» - человек, муж. Официально самоназвание удмуртского народа признано в 1932 году, когда Вотская автономная область была переименована в Удмуртскую.

Русские филологи создали и удмуртскую письменность - на основе русского алфавита, но с прибавлением некоторых букв и знаков. Первая грамматика была опубликована в 1775 году. Наиболее близок удмуртскому язык коми, - они соотносятся примерно так же, как русский и польский языки. Сегодня удмуртский язык, наряду с русским, является государственным языком Удмуртской Республики. Коренное население составляет примерно треть ее жителей.

2. Духовная культура и религия удмуртов

Удмуртские язычество во многом сходно с верованиями других уральских народов, для которых характерна борьба доброго и злого начал. Верховное божество удмуртов носило название Инмар. Его соперником был злой дух - Шайтан.

Удмуртские космогонические представ¬ления считали главной стихией - воду. «Раньше всего во всем свете кругом была вода»,- повествует одна из легенд. «Дул ветер, собирая землю в одну груду, лил дождь, изрывая водой собранную ветром землю. Так вот и произошли горы и долы», - говорится в другой легенде.

Массовое обращение удмуртов в христианство произошло лишь в XVIII веке. Крещение большей частью проводилось насильственно. Все внешние признаки язычества были буквально выжжены каленым железом. В результате изображения языческих богов бесследно пропали. Что, однако, не мешает значительной часть народа упорно держаться язычества.

Большое место в фольклоре удмуртов занимают былины, предания, сказки. Сюжеты многих из них перекликаются с сюжетами русских народных сказок. Это и понятно: ведь удмурты давно живут в тесном содружестве с русским народом. Вот, например, зачин одной из сказок: «В некотором царстве, в некотором государстве не взошел овес». Начинается разбор, почему соделалась такая беда. По утверждению попа, крестьяне не заплатили налога Илье Антоновичу (Илье Пророку). К тому же выясняется, что в небесной канцелярии царит беспорядок: никто не знает, кто за что отвечает, поэтому не было долго дождей и не взошел овес.

Народное творчество удмуртов невозможно представить без песен - многоголосых, мелодично-напевных. Большинство старых удмуртских песен грустные, от которых щемит сердце.
Наверное, это один из самых поющих народов. Удмуртская свадьба не начиналась, пока один из распорядителей не давал песенный зачин. Устраивались песенные состязания, кто кого перепоет. Людей, которые не умеют петь, насмешливо называли «паллян кырзась» (буквально, «поющий влево»), мол, что с него взять, если он даже петь не умеет.

3. Национальный характер и традиции удмуртов

В антропологическом отношении удмуртов относят к уральской малой расе, которую отличает преобладание европеоидных черт при некоторой монголоидности. Среди удмуртов много рыжих. По этому признаку могут соперничать с мировыми чемпионами по златоволосости - кельтами-ирландцами.

Внешне удмурты крепки и выносливы, хотя и не богатырского телосложения. Они очень терпеливы. Типичными чертами удмуртского характера считаются скромность, стеснительность, доходящая до робости, сдержанность в проявлении чувств. Удмурты немногословны. «У него язык остер, да руки тупы»,- говорят они. Однако ценят силу меткого выражения: «Ветер горы рушит, слово народы подымает»; «Сердечное слово три зимы греет».

Путешественники XVIII века отмечали большое гостеприимство и радушие удмуртов, их миролюбие и кроткий нрав, «склонность более к веселию, нежели к печали».

Радищев в «Дневнике путешествия из Сибири» отметил: «Вотяки почти как русские… Общая судьба, общие заботы и невзгоды сблизили два народа, породили дружбу и доверие между ними».
Пожалуй, самой выразительной постройкой на удмуртском крестьянском дворе были двухэтажные кеносы-амбары. Сколько было снох в семье, столько стояло кеносов на дворе. Само это слово происходит от удмуртского «кен» - сноха.

Традиционный удмуртский женский костюм был одним из самых сложных и красочных в Поволжье. Удмурты достигли высшего мастерства в «полотняном фольклоре».

В традиционной этнокультуре удмуртов используется классическая цветовая триада: белый-красный-черный. Не случайно именно она положена в основу Герба и Флага Удмуртской Республики.

В годы коллективизации и сталинских репрессий сельской культуре удмуртов был нанесен огромный урон. Наиболее инициативная, предприимчивая часть народа погибла. Дело довершила знаменитая удмуртская самогонка - «кумышка». Удмурты всегда упорно отстаивали свое право на самогоноварение, руководствуясь убеждением, что они получили «кумышку» в наследство от предков в качестве ритуального напитка. Прекратить ее изготовление – значит, предать веру, изменить своим богам. Поэтому удмуртское село сегодня, увы, выглядит такой же удручающе, как и русское.

После распада прапермской этнической общности зародился удмуртский народ. Удмурты являются коренными жителями северного и среднего Предуралья и Прикамья. Если говорить об этимологии названия «удмурты», то никаких определенных фактов не имеется. Можно сказать лишь то, что сами удмурты расшифровывают это слово как «сильный человек». Но это лишь гипотеза, которой придерживаются местные жители. Также некоторые источники отмечают, что слово «удмурт» с других языков переводится как «житель окраины».

Культура и быт Удмуртского народа

В древние времена для удмуртов привычными местами для обыденной жизни были деревни, которые выстраивались цепочкой на берегу рек и родников. В таких деревнях не было даже улиц, просто кучевое поселение. Такие деревни существовали до 19 века, после чего появились первые удмуртские жилища. Это были деревянные постройки с двускатными или тесовыми крышами.

Жрецы Удмуртии воздвигали в своих дворах ритуальные постройки, которые назывались Куалы. Внешне они ничем не отличались от обычных деревянных построек, но каждый житель знал, какую священную роль играет это строение.

Говоря об одежде стоит отметить, что национальные костюмы Удмуртов необычны и притягательны. Причем Североудмуртский и Южноудмуртский костюмы различались. Если у северян женский костюм включал белую рубаху, с рукавами, вырезом, нагрудником и халатом, то для южных подобное белое одеяние было ритуальным. Их национальный костюм был яркий, красочный и украшенный. На ногах женщин пестрили праздничные чулки или носки, на которых одеты лапти, башмаки или валенки.

Национальный мужской костюм включал косоворотку, полосатые штаны, чаще всего сине-белые, шляпы, шапки. На ноги мужчины обували онучи, лапти или валенки.

Сегодня основным занятием удмуртов является земледелие, животноводство. Людей, питающих чрезмерную любовь к огородничеству, здесь практически нет. Люди разводят коров, свиней, овец, различных птиц. Большинство удмуртов любят рыболовство, охоту и пчеловодство. Для них это хобби, работа и образ жизни.

Культурная составляющая удмуртского народа достаточно широка и разнообразна. Фольклор - часть жизни каждого удмурта. Здесь он не различается по жанрам, а просто является объединяющим звеном между повседневной жизнью, религией, правом и этикой.

Особенностью культуры Удмуртии являются бытовые заклинания, заговоры, обрядовая поэзия, обрядовые мелодии и другие виды религиозных и мистических процессов.

Также Удмуртия славится своей шелковой и шерстяной вышивкой, ткаными орнаментами, аппликациями и коврами.

Традиции и обычаи Удмуртского народа

Основными традициями и обычаями Удмуртского народа являются различные праздники, а точнее сам процесс празднования.

Поводом для праздника Толсур является весь собранный народом урожай. В этот день люди убирают в своих домах, накрывают праздничный стол, ставят на него пиво и кумышки, так называют национальный самогон, и созывают полный дом гостей. В этот день принято отгонять злых духов, переодеваясь в различные костюмы, играть в жмурки, петь и танцевать.

Масленица в Удмуртии называется Вой дыр. Во всех домах жарятся блины, собираются родственники, даже устраиваются свадьбы. Вой дыр - игровой день, дети катаются на лошадях, спускаются со снежных горок. Девушки в этот день гадают на кудель. В последний праздничный день удмурты наряжаются в различные костюмы и устраивают медвежью пляску.

Праздник Акаяшка начинается с изгнания Шайтана, чтобы он не испортил людям праздник, а также защиты дома от нечистой силы. Этот праздник длится 3 дня, после которых наступает Пасха. Люди готовят кушанья, варят пиво, созывают гостей. Удмуртами принято забивать в этот день птицу, как правило, утка, для жертвоприношения. А в последний день женщины стегут овец, для того, чтобы было здоровье и достаток.

Практически все праздники Удмуртов связаны с урожаем, потому что он является основным источником доходов - Гербер, Куриськон, Семык Келян, Выль Жук, Пукрол, - все эти праздники отмечаются до сбора урожая или после.

Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.

~~~~~~~~~~~

«Лица России». Удмурты. «Удмуртия. Домашний очаг», 2008


Общие сведения

УДМ‘УРТЫ, утморт, укморт (самоназвание), вотяки (устаревшее русское название), финно-угорский народ, проживающий в Удмуртской Республике, а также в соседних регионах (численность 715 тыс. человек), коренное население Удмуртии, численность 497 тыс. человек. Живут также в Казахстане (16 тыс. человек), на Украине (9 тыс. человек), в Узбекистане, Белоруссии и других государствах бывшего СССР. Общая численность 747 тыс. человек. По данным Переписи населения 2002 года численность удмуртов, проживающих на территории России, составляет 637 тысяч человек, по переписи 2010 года в России проживает 552 тыс. 299 удмуртов.

Удмурты говорят на удмуртском языке финно-угорской группы уральской семьи; диалекты: северный, южный, бесермянский и срединные говоры. Внутри своей языковой группы он вместе с коми-пермяцким и коми-зырянским составляет пермскую подгруппу. Письменность на основе русской графики. Большая часть верующих Удмуртов - православные, некоторая часть придерживается традиционных верований.

Удмурты - древний народ. В русских источниках они упоминаются с XIV века под названием арян и вотяков. Под собственным названием «удмурты» они впервые упомянуты в 1770 годах в работе русского ученого Николая Петровича Рычкова.

В состав Российского государства северные удмурты вошли в конце XV века, а южные - в середине XVI столетия, после присоединения Казанского ханства. В 1920 году была создана Вотская автономная область. В 1932-м она переименовывается в Удмуртскую АО, которая в 1934 году была преобразована в автономную республику. С 1991 года ее название - Удмуртская Республика.

Основой для формирования древних Удмуртов послужили автохтонные племена Волго-Камья. В разные исторические периоды имели место иноэтнические включения (индоиранские, угорские, раннетюркские, славянские, позднетюркские). На севере на Удмуртов заметное воздействие оказали русские (контакты с 11-12 веков), в 1489 северные Удмурты вошли в состав Русского централизованного государства. Южные Удмурты попали под власть Волжско-Камской Булгарии, позднее - Золотой Орды и Казанского ханства, и с падением последнего в 1552 присоединены к Русскому государству. Присоединение Удмуртов к Русскому государству завершилось к 1558. В 1920 образована Вотская АО, переименована в 1932 в Удмуртский АО, в 1934 преобразована в Удмуртскую АССР, с 1991 - Удмуртская Республика.

Цикл аудиолекций «Народы России» — Удмурты


Традиционные формы хозяйства: пашенное земледелие (рожь, пшеница, овёс, ячмень, гречиха, горох, просо, полба, конопля, лён) и животноводство (рабочий скот, коровы, свиньи, овцы, домашняя птица). Огородничество играло сравнительно небольшую роль. Выращивали для домашнего потребления капусту, огурцы, брюкву, редьку и др. В общих посевах, например, в 1913 зерновые культуры занимали 93%, лён - 4,1%, картофель - 2%, многолетние травы - 0,1%. Традиционные занятия - охота, рыболовство, пчеловодство, собирательство долго служили важным подспорьем. Составной частью традиционного хозяйства Удмуртов были ремёсла и промыслы (в том числе рубка леса и заготовка древесины, смолокурение, углежжение, деревообработка, а также мукомольное производство, извозничество и др.). Отхожие промыслы большого развития не получили. Распространёнными занятиями женщин были прядение, вязание, вышивка и ткачество. Ткани для нужд семьи полностью были домашнего производства, часть тканей шла на продажу, удмуртские холсты ценились на рынке. В Удмуртии с 18 века сложилась развитая металлургическая и металлообрабатывающая промышленность (Ижевский, Воткинский и другие заводы), однако Удмурты использовались лишь на вспомогательных работах.

Основной социальной ячейкой традиционного удмуртского общества была поземельная соседская община (бускель). Община обычно состояла из нескольких объединений родственных семей. При преобладании малых семей сохранялись большие неразделённые семьи. Такая семья имела общее имущество, земельный надел, вела совместное хозяйство, жила на одной усадьбе. При разделе отделившиеся селились по соседству, образуя родственные гнёзда (бoляк, иськавын), сохранялись некоторые элементы общего хозяйства (болячные поля, гумна, бани), широко использовалась родственная и соседская взаимопомощь (веме), когда была необходима кооперация большого числа рабочих рук.

Поселения (гурт) Удмуртов располагались в основном цепочкой вдоль рек, вблизи родников. До середины 19 века удмуртские гурты застраивались без улиц: каждый родственный коллектив строился вокруг родовой усадьбы, образуя кучевую планировку поселения. Во 2-й половине 19 века согласно правительственным указам внедряется уличная планировка, при этом родственники селились по соседству, образуя улицу или концы с патронимическим названием. Исторически сложившимися типами посёлков у Удмуртов были деревни, сёла, починки.

Традиционное жилище Удмуртов - наземная бревенчатая изба (корка) с холодными сенями. Двускатная тесовая крыша ставилась прежде на самцах, позднее - на стропилах. Углы рубили в обло, пазы прокладывали мхом или куделью. В начале 20 века зажиточные семьи ставили дома-пятистенки, из зимней и летней половин, или двухэтажные дома с кирпичным низом. Удмуртская изба соответствовала северо-среднерусской планировке. Глинобитную печь (гур) ставили у входа устьем к фасадной стене. На шестке устраивали очаг - северные Удмурты с подвешенным, южные, как и татары, с вмазанным котлом. По диагонали от печи находился красный угол, где стояли стол и стул для главы семьи. Вдоль стен тянулись массивные лавки, над ними - полки. Спали на нарах и полатях. Летом жили в неотапливаемой одно- или двухэтажной клети (кенос, чум) с галереей. Их часто ставили под одну крышу с избой, соединяя их сенями, или отдельно, напротив избы, по другую сторону двора. На каждом дворе было культовое сооружение (куа) для семейных молений. Оно служило и летней кухней. Из других надворных построек на усадьбе удмуртского крестьянина были погреб с навесом или срубным помещением - кладовкой над ним, навесы для дров и хозяйственного инвентаря. Хлевы и скотный двор, отделённые забором, примыкали к чистому двору.

Типичная планировка усадьбы П-образная, встречается и Г-образная. Уличную сторону усадьбы составляли фасад дома и глухая стена кеноса или хозяйственного амбара, соединённые оградой с воротами. Наличники окон и столбы ворот украшали солярными узорами в технике трёхгранной выемчатой резьбы.


Североудмуртский женский костюм начала 20 века состоял из белой холщовой туникообразной рубахи (дэрем) с прямыми рукавами с ластовицами, с треугольным или овальным вырезом на груди, закрываемым съёмным вышитым нагрудником (кабачи). Поверх рубахи - холщовый белый халат (шортдэрем) с короткими рукавами. Подпоясывались тканой или плетёной опояской и передником без грудки. У южных Удмуртов к этому времени белая одежда сохранялась лишь в качестве ритуальной, для всех остальных случаев шили дэремы из пестряди, расширяющиеся к низу и оканчивающиеся оборкой. Грудь рубахи украшали аппликацией из кумача и цветных ситцев. На рубаху надевали сшитый в талию камзол или безрукавку (саестэм). Передник южные Удмурты шили с высокой грудкой. Верхняя одежда - полушерстяные и шерстяные кафтаны и шубы. Обувь - узорные чулки, вязаные или сшитые холщовые носки, лапти (кут) с узорными шерстяными оборами, башмаки, валенки.

Головные уборы - налобная повязка (йыркерттэт), головное полотенце с затканными концами, спускаемыми на спину (чалма, весяк кышет), высокая берестяная шапка, обшитая холстом и украшенная монетами, бисером, раковинами (айшон) - аналог русского кокошника. На него накидывали вышитое покрывало (сюлык). Девичьи головные уборы - платок, налобная повязка (укотуг), небольшая холщовая шапочка, украшенная вышивкой, бисером, металлическими бляшками или мелкими монетами (такъя). Женские украшения: нагрудные из монет, бисера, чересплечные перевязи камали, бутьмар, серьги (пельугы), цепочки (жильы), кольца, перстни (зундэс), браслеты (поскес), бусы, ожерелья (весь). Белая холщовая одежда украшалась вышивкой по подолу, на груди и рукавах. Девушки вплетали косники (йырси пунэт) с монетами и бусами. В украшениях северных Удмуртов преобладали вышивка, бисер и бусы, у южных - монеты.

Мужская одежда: белая, позже пестрядинная рубаха-косоворотка, штаны из пестряди, чаще синие в белую полоску. Подпоясывались ремнями или шерстяными ткаными поясами. Мужские головные уборы - валяные шляпы, шапки из овчины. Обувь - холщовые или шерстяные онучи, лапти, сапоги, валенки. Верхняя тёплая одежда не отличалась от женской.

Основу питания Удмуртов составляют растительные продукты в сочетании с животными. Активно включают они в свой рацион дикорастущие дары природы: грибы, ягоды, различные травы. Традиционные хлебные изделия: кислый подовый хлеб (нянь), кислые лепёшки с молочной подливой (зыретэн табань), блины с маслом и кашей (мильым), ватрушки из пресного теста с разнообразными начинками - мясной, грибной, капустной и т.д. Одно из любимых кушаний - пельмени мясные, капустные, картофельные, творожные и др. Различные супы (шыд): с кислым тестом, лапшой, грибами, горохом, крупой и капустой; уха; щи из дикорастущей зелени. Популярны окрошки с хреном, редькой. Традиционны каши из разных круп, иногда вперемешку с горохом. Молочные кушанья: простокваша, ряженка, творог. Масло и сметана в прошлом были праздничной и ритуальной пищей, так же как и яйца. Сладкие кушанья - из мёда, конопляного семени. Наиболее характерные напитки: хлебный и свекольный квас (сюкась), пиво (сур), медовуха (мусур), самогон, ягодные морсы. Мясо употребляли в вяленом, печёном, но преимущественно в отварном виде. После забоя скота делали кровяную колбасу (виртырем), студень (куалекъясь).


В духовной жизни удмуртов большую роль играли календарно-обрядовые праздники с жертвоприношениями, молитвенными заклинаниями и другими магическими действиями, связанные с важными этапами сельскохозяйственных работ. Так, в дни зимнего солнцестояния отмечался праздник «толсур» с ряжением, гаданиями, проводом злых духов. Многие обрядовые действия были связаны с хозяйственными занятиями: геры поттон - праздник выноса плуга, выль жук - обрядовое поедание каши из зерна нового урожая. Праздновались и вскрытие рек (йёкелян) и появление первых проталин (гуждор шыд). С XIX века проведение многих праздников стало приурочиваться к датам христианского календаря: Рождеству, Пасхе, Троице.

Обрядовое содержание календарных праздников состояло из жертвоприношений, молитвенных и песенных заклинаний, различных магических действий, призванных отвести несчастья и неудачи, обеспечить плодородие земли и скота, здоровье членов семьи, в целом хозяйственное и семейное благополучие крестьянина. После официальной обрядовой части следовала развлекательная: весёлое народное гуляние с хороводами, играми, плясками. Подготовка и проведение праздников санкционировались общиной.

С переходом Удмуртов в православие древние аграрно-магические обряды испытали его заметное влияние. В конце 19 века их проведение чаще приурочивалось к дням церковных праздников, например к Рождеству, Крещению, Пасхе, Троице и др. Постепенно и названия традиционных удмуртских праздников были заменены церковными или использовались наравне с ними. При этом в содержании они сохранили существенную часть дохристианской народной обрядности.

Народная мифология удмуртов близка мифологиям других финно-угорских народов. Для нее характерна борьба доброго и злого начал, трехчленное деление мира (верхний, средний и нижний). Верховное божество - Инмар (другие ипостаси - Кылдысин, Куазь, Инву), злой дух, соперник Инмара - Шайтан.

Удмурты чтили священную рощу (луд). Некоторые деревья имели для них сакральное значение: береза, ель, сосна, рябина, ольха.

В устном народном творчестве - мифы о возникновении земли, человека, различных животных, предания о древней истории народа, богатырях-родоначальниках, сказки, пословицы, поговорки, загадки. Ведущее место в декоративно-прикладном искусстве занимают вышивка и узорное ткачество (ковры, дорожки, покрывала и др.), узорное вязание, резьба по дереву, плетение, тиснение на бересте. Развита профессиональная культура.

Сохраняется народное музыкальное и песенно-танцевальное искусство. Музыкальные инструменты: гусли (крезь), варган (ымкрезь, ымкубыз), свирель и флейта из стеблей растений (чипчирган, узьы гумы), волынка (быз, кубыз). Бытовали также свистульки (шулан, чипсон), трещотки (такыртон), рожки (тутэктон). С конца 19 века древние инструменты вытесняют гармонь, скрипка, балалайка, гитара. Музыка звучала на всех празднествах, свадьбах, хороводах.

В.Е. Владыкин, Л.С. Христолюбова



Очерки

Когда небеса были чисты, как снег

Вот попались нам на глаза три пословицы. Что у них общего?

Сердечное слово три зимы греет.

Кошка сметану не устережет.

Через одно окно всю улицу не увидишь.

Общее у них то, что все они действительно мудрые, а значит, полезны для жизни. Есть и еще одна общность - все эти пословицы сочинены удмуртским народом. Различными его представителями. Знакомясь с таким народом, как удмурты, мы сразу же обращаем внимание не только на пословицы и поговорки, но и на сказки.

Удмуртские сказки мудры и загадочны. Собственно говоря, как раз в загадочности и состоит их мудрость. Разве можно докопаться до священной сути таинственных, непостижимых механизмов, которые движут всем этим миром? Нет, конечно, это невозможно. Тем более, когда в основе мироздания лежат такие грандиозные события.


Люди были овцами

«В прежние, далекие, седые времена светлое небо было низко над землей. Люди приносили жертвы милостивой Богине Счастья и Богине Небесной Кары и клали свои жертвы прямо за облака. Жизнь была счастливою, легкою. Светлые богини и боги спускались на землю, беседовали с людьми и охраняли их от зла. Люди были овцами.
Небеса были чисты, как снег, и белы, как кора молодой стройной березы. И было на земле счастье.

Но вот времена переменились. Люди из овец превратились в зверей. Стали злословить. Стали ругать небеса. Но боги были милостивы к людям. И вот нашлась низкая женщина. Она злословила про богов. Вместо священной жертвы положила за облака грязные пеленки своего ребенка.

Ничего не сказали светлые боги. Белое небо посинело. Облака были молчаливы. Но небеса стали подниматься и ушли высоко, чтобы люди не могли их загрязнить. И ушло от людей счастье. Ушло из-за того, что люди сами прогнали это счастье своей пошлостью и низостью.

А придет небо на землю тогда, когда люди снова станут овцами.

Впрочем, люди, населяющие землю, когда-то очень отличались от ныне живущих хомо сапиенсов.

По представлениям удмуртов, в давние времена жили на земле большие люди, великаны-зэрпалы. Жили они очень весело, очень легко. Лес доходил им только до коленей. По лесу они, словно по крапиве, ходили.


Пошел однажды сын великана погулять, поохотиться. Нашел на дереве какое-то маленькое существо, положил в карман, принес своим родителям.

Посмотрите-ка, какую птичку, долбящую сосну, я нашел, - сказал он.

Ох-ох-ох, глупый мой, глупый, - сказал ему отец. - Зачем ты его принес? Это не птица, а маленький человек. Он для своих пчел улей на сосне долбил. Мы все вымрем, а вместо нас такие маленькие люди появятся. Уйдем отсюда поскорее. Кончилась наша жизнь, - сказал великан и заплакал.

Где упали его слезы, там образовались озера-реки.

Уйдем отсюда на север, - сказали великаны и ушли. По дороге к их ногам прилипла земля. Где отряхнули они эту землю, там образовались высокие горы.

Достигнув севера, великаны застыли, превратились в очень большие камни. До сих пор там эти камни есть. Маленькие люди живут, словно черви в навозе копошатся, умирают, а камни-великаны до конца света будут жить - за жизнью маленьких людей наблюдать».

Навсегда ушли те волшебные великаны-зэрпалы, но осталось множество не менее загадочных существ. К примеру, Луд-Мурт - полевик, охранитель животных. Или Палэс-Мурт - полчеловека, лесное страшилище с одной рукой, с одной ногой и одним глазом. Или же Тэди-Мурт - шутник, беленький старичок, живущий в бане и разыгрывающий любителей попариться.

Да что там говорить - простой, казалось бы, медведь, и тот совсем не прост.

Удмурты считают, что медведь произошел от человека, поэтому он слова человеческие понимает, но только говорить не может. При внезапной встрече с медведем следует только сказать ему:

У тебя, большой человек, своя дорога, а у меня своя. Иди ты своим путем, а меня не тронь.

Медведь уйдет, не тронет.


Подражая походке и повадкам животных

А еще известно, что удмурты были очень искусными охотниками. Это отмечается уже в материалах ученых-путешественников второй половины XVIII века: «В охоте удмурт «настойчив, терпелив и ловок. В простой походке его уже много хитрости и лукавства, он ходит как-то крадучись, избочась и едва поднимая от земли ноги.

Носки его лаптей прежде устраняют встретившуюся на пути преграду, а потом следует опускание ноги».

Подражая походке и повадкам животных, охотник как бы маскировался, становился одним из них. Одной из форм маскировки стали, например, и сигнальные пастушьи инструменты, имитирующие голоса птиц и зверей. Как знать, может быть, удмурты использовали эти сигнальные инструменты для того, чтобы контактировать с миром птиц, зверей, животных и даже духов. Все просто: хочешь быть понятым, скажем, рябчиком, говори (пой!) на его языке!

К особому виду охотничьих сигнальных инструментов относится чипчирган - натуральная продольная труба. Название происходит от звукоподражательного слова «чипсыны» - «свистеть», «разливаться трелью». Звук на этом инструменте извлекается не вдуванием, а втягиванием воздуха. У других финно-угорских народов (например, у коми) такой инструмент тоже есть, правда, он называется иначе.

В данном случае нас интересует, на каком этапе развития этот сигнальный инструмент, имитирующий, скажем, голос лебедя, вдруг (или не вдруг) стал музыкальным. И теперь на чипчиргане исполняют мелодии обрядовых напевов - рекрутского, плясового. Образ чипчиргана в удмуртских лирических песнях приобретает художественную, эстетическую ценность.

Есть у удмуртов и такой древний струнный инструмент, как крезь (вроде гуслей).

Вот история о небесном происхождении этого инструмента:

«Жила когда-то в лесу старая мудрая Ель. Звали ее Мудор-Куз - Мать леса. Говорят, с нее начался Лес, а может быть, и сама Земля. Ель подпирало Небо, чтобы оно не упало на Землю. Солнце отдыхало на ее ветвях. Из-под ее корней нарождался робкий родник, чтобы потом превратиться в могучую Белую Каму. Издалека приходили люди, чтобы поклониться Матери Леса.

Но однажды мачеха Солнца, Злая Молния, страшным огнем опалила мудрую Ель. Ель умерла. Но пришел человек и оживил ее. Он сделал из нее Гусли и вложил в них свою человеческую душу. Так у людей появились Великие Гусли. Когда они звучали, Солнце приближалось к Земле, чтобы их послушать. Когда они пели «Мелодию Небесной Росы», небо плакало дождем».

На удмуртском языке слово «крезь» означает и музыкальный инструмент, и жанр фольклора: песни-импровизации на припевные слова.

Песни и музыка всегда занимали исключительное место в жизни удмуртов. Людей, не умеющих петь, в народе называли «паллян кырзась» (поющий влево) - «никудышный человек». Мол, что с него возьмешь, если он и петь-то не умеет.

Музыка звучала на всех празднествах, свадьбах, хороводах. Под аккомпанемент больших гуслей проводились общественные моления. Кстати, удмурты в основном православные. Гусли были одним из самых почитаемых и любимых музыкальных инструментов удмуртов: большой крезь хранился в родовом хранилище - куале. Бытовой крезь хранился в избе, чтобы быть всегда под рукой.


Упомянутые гусли были одним из предметов поклонения. Под них исполнялись народные песни, частенько им же они и посвящались:

Пусть мы молчаливы, язык говорит,
А на гуслях струна звенит.
А на гуслях струна звенит,
В нашем сердце огонь горит.

Через луга, поля мы ехали,
Как гром небесный, мы приехали,
У вас на лугу мы опустились,
Как стая диких гусей.

К вам в дом мы вошли,
И нас стало много, как зерен.
А когда вы нас попросили встать и спеть,
Мы все встали, как ожерелье жемчуга,
И запели.

Удмурты - древний народ. В русских источниках они упоминаются с века под названием арян и вотяков. Под собственным названием «удмурты» они впервые упомянуты в 1770 годах в работе русского ученого Николая Петровича Рычкова. В состав Российского государства северные удмурты вошли в конце века, а южные - в середине столетия, после присоединения Казанского ханства. В 1920 году была создана Вотская автономная область. В 1932-м она переименовывается в Удмуртскую АО, которая в 1934 году была преобразована в автономную республику. С 1991 года она становится Удмуртской Республикой. По переписи 2002 года в России проживало 637 тысяч удмуртов. В самой Удмуртии проживает 497 тыс. чел. Кроме того, удмурты живут в Казахстане, Белоруссии, Узбекистане, Украине. Говорят удмурты на русском и удмуртском языках финно-угорской группы уральской семьи. Верующие исповедуют православие и традиционные культы. Внутри своей языковой группы удмуртский язык вместе с коми-пермяцким и коми-зырянским составляет пермскую подгруппу.


Праздник выноса плуга

В духовной жизни удмуртов большую роль играли календарно-обрядовые праздники с жертвоприношениями, молитвенными заклинаниями и другими магическими действиями. Так, в дни зимнего солнцестояния отмечался праздник Толсур с ряжением, гаданиями, проводом злых духов. Многие обрядовые действия были связаны с хозяйственными занятиями: Геры поттон - праздник выноса плуга, Выль жук - обрядовое поедание каши из зерна нового урожая.

века проведение многих праздников стало приурочиваться к датам христианского календаря - Рождеству, Пасхе, Троице.

Широкое развитие в среде удмуртов получило песенное и танцевальное искусство, пение и танцы сопровождались игрой на традиционных музыкальных инструментах - гуслях, свирелях, волынках и др.

Какие удмурты по характеру? Разные. Но если брать народ в целом, то о характере его лучше всего свидетельствуют сказки. И не волшебные, а так называемые бытовые. Одну такую сказку мы прочитаем.

Жили-были мышь да воробей. Дружно, согласно жили-поживали, ни ссор, ни обид не знали. Перед всяким делом совет друг с другом держали, любую работу вместе выполняли.

Однажды мышь с воробьем нашли на дороге три ржаных зернышка. Думали-подумали, что с ними сделать, и надумали поле засеять. Мышка землю пахала, воробышек - боронил.

Славная рожь уродилась! Мышь острыми зубами споро сжала ее, а воробей крылышками ловко обмолотил. Зернышко к зернышку собрали они весь урожай и стали делить его пополам: одно зерно мышке, одно - воробью, одно - мышке, одно - воробью... Делили, делили, и последнее зернышко лишнее осталось.

Мышь говорит: - Это зерно мое: когда я пахала, нос и лапки до крови натрудила.

Воробей не согласился: - Нет, это зерно мое. Когда я боронил, крылышки до крови избил.

Долго ли, коротко ли они спорили - кто слыхал, тот и знал, а нам неизвестно. Только воробей вдруг склюнул лишнее зернышко и улетел прочь.

«Пусть-ка попробует меня догнать и мое зернышко отнять», - думал он.

Мышка не погналась за воробьем. Огорчилась, что первая затеяла спор. Свою долю в норку перетаскала. Ждала, ждала воробья, чтобы помириться, не дождалась. И его часть в свою кладовку ссыпала. Всю зиму прожила сытнехонька.

А жадный воробей остался ни с чем, до весны голодный пропрыгал.


Вот такая сказочка. Смысл ее понятен. А еще нам кажется, что удмурты не только работящие люди, но и умеют беречь время. Почему? Потому, что у них есть замечательная пословица: «День долог, век короток».

Вывод из этой пословицы напрашивается сам собой. Все, что можно сделать сегодня, делайте сегодня. И тогда ваша жизнь будет длинной и счастливой.

А вот еще одна удмуртская пословица. Она интересна тем, что отличается от аналогичной русской пословицы. Как бы это поточнее сказать - иным, более конкретным пространственным мышлением. Итак, слушайте: «Яблоко от яблони не падает к корню ели».

Нам эта пословица нравится, и мы ее с удовольствием запомним. И вам советуем.

Удмурты - второй по численности после мордвы финно-угорский народ в России. Где живут, во что верили удмурты, как выглядел удмуртский национальный костюм, а также какие удмуртские традиции и праздники сохранились до наших дней - в обзорном материале "НацАкцента".

По данным переписи 2010 года, в России около 552 тысяч удмуртов, проживающих в основном в Республике Удмуртия и соседних с ней регионах. Удмурты делятся на северных, на культуру которых повлиял Русский Север, и южных, испытывавших влияние тюркской культуры.

В состав Русского государства земли северных удмуртов вошли в 1489 году во время присоединения Вятской земли. Окончательно удмуртские земли отошли к России после взятия Казани Иваном Грозным в 16 веке.

В 1920 году удмуртский народ впервые получил государственность - была образована Вотская автономная область, с 1932 года переименованная в Удмуртскую АО, в 1934 - в Удмуртскую АССР, а с 1991 - в Удмуртскую Республику.

История удмуртского народа

Русские называли удмуртов вотяками - по названию местности. Откуда взялось самоназвание "удмурт", ученым до сих пор неизвестно. По одной из версий основа – мурт, морт – на индоиранском означает – человек, муж, мужчина. Некоторые исследователи считают, что частица "уд" пришла из марийского "одо" – "всходы на лугах, зелёные побеги".

Другие полагают, что этноним "удмурт" связан с названием реки Вятки (по-удмуртски Ватка): ватмурт, что означало "человек с Вятки", которое в дальнейшем изменилось в отмурт-утмурт-удмурт.

Прародители древних удмуртов - автохтонные племена Волго-Камья, создавшие в Железном веке ананьинскую археологическую культуру. В начале нашей эры на ее основе сложился ряд прикамских культур, в том числе пьяноборская. Уже в 1 веке н. э. на ее базе сформировались древние удмурты.

В основном предки удмуртов занимались земледелием, охотой, рыболовством и бортничеством. Традиционные мужские ремесла и промыслы - рубка леса, заготовка древесины, смолокурение, углежжение, деревообработка. Женские занятия - прядение, вязание, вышивка и ткачество.

Селились удмурты поближе к воде: вдоль рек и вблизи родников. Традиционное жилище удмуртов - корка - это бревенчатая изба с холодными сенями. Интересно, что удмуртские гурты (поселения) строились без улиц: родственники селились кучно вокруг родовой усадьбы.

Во второй половине 19 века указ правительства ввел уличную планировку, тогда родственники продолжали селиться по соседству - на одной улице.

Основой традиционного удмуртского общества была соседская община - бускель - состоявшая из объединений родственных семей. В удмуртской культуре важное место занимала традиция трудовой взаимопомощи - веме . Члены общины помогали друг другу на полевых работах, при возведении построек и в прочих бытовых нуждах. При этом соседей-помощников полагалось не просто накормить, а угостить по-праздничному.

Внешность удмуртов и их характер

Среди удмуртов часто встречаются рыжеволосые - по этому признаку они занимают одно из первых мест не только в России, но и претендуют на звание самого рыжеволосого народа в мире. С 2004 года в Ижевске даже проводится "Рыжий фестиваль". Просветитель народов Поволжья начала 20 века профессор Николай Никольский так описывал удмуртов:

"Вотяки среднего роста, довольно хилого телосложения; они тихи, вялы и неповоротливы. Волосы и глаза обыкновенно светлые, чаще рыжие. Нос небольшой, скулы выдающиеся, щёки впалые, цвет кожи желтовато-красный, лицо обыкновенно в веснушках, разрез глаз узкий, короткий лоб, несколько опрокинутый назад, рот большой... зубы крепкие и белые, подбородок острый, борода маленькая, редкая, большей частью рыжеватая".

Считается, что на национальный характер удмуртов повлияла автономная жизнь в лесу, благодаря которой у этого народа появился очень спокойный (кому даже кажущийся флегматичным) тип темперамента. Также повлияла на удмуртский характер жизнь в общине и необходимость сохранять хорошие отношения с родственниками. Издревле самым тяжким преступлением считалось затеять вражду или ссору.

Удмурты очень заботятся о том, что подумают и скажут о них другие. Исследователи отмечают их доброжелательность, терпимость, деликатность, стеснительность, сдержанность в проявлении чувств, доходящую до скрытности и замкнутости.

Однако некоторые историки отмечают, что удмуртский менталитет носил двойственный характер. Удмурт мог быть скромным, стеснительным и неразговорчивым с малознакомыми людьми и весьма общительным среди своих.

Удмуртская кухня

Главными повседневными кушаньями удмуртов были хлеб, разнообразные супы и каши. Блюда из мяса и молока готовили, как правило, в холодный период - осенью и зимой. Овощи ели сырыми, вареными, печеными и тушеными, из них готовили начинки для пирогов и пельменей. Масло, сметана, яйца и мед были праздничной и ритуальной пищей.

Самое известное из блюд удмуртской кухни, дошедшее до наших дней и, кстати, весьма популярное – это пельмени (в переводе с удмуртского "пель нянь " - хлебное ухо).

С 2015 года в феврале в Удмуртии проходит этногастрономический фестиваль - . Есть и другие традиционные удмуртские рецепты, слава которых, благодаря участвовавшим в Евровидении , вышла за пределы Республики, например, и .

Из напитков традиционно готовили хлебный и свекольный квас (сюкась ), пиво (сур ), медовуху (мусур ), ягодные морсы. И конечно, у каждого народа есть свой традиционный алкогольный напиток, у удмуртов это хлебный самогон - кумышка или аракы .

Религия и обычаи удмуртов

Считается, что сейчас основная религия удмуртов - православие, однако в сельской местности . Древнейшим божеством удмуртов-язычников является бог неба Инмар . Помимо него есть и другие верховные божества, отвечающие за плодородие и погодные явления - Кылдысин , Куазь , Инву . Весьма многочисленны в удмуртских верованиях духи: Вумурт - водяной, Гидмурт - дух хлева, Нюлэсмурт - дух леса, Тӧлпери - дух ветра, Коркамурт - домовой, Ягпери - дух бора, Лудмурт - дух луга и поля. Есть и злые божества, главный из которых Кереметь (злой дух, сатана) - противник Инмара.

У каждой семьи во дворе обязательно было культовое сооружение (куала ) для семейных молений. В ней, по преданиям, обитал воршуд - дух-покровитель рода. Ему было принято подносить в жертву хлеб, блины, птиц и животных, сжигая дары в очаге куалы. Куалу можно увидеть в этнопарке "Лудорвай ".

По праздникам удмурты совершали ритуалы почитания богов. Мероприятия в куале проводили жрецы, в них также участвовали представители семьи или рода.

Жрецы читали молитвы, испрашивая у богов хорошей погоды, большого урожая, здоровья и благополучия. Затем в котле на очаге готовилась обрядовая каша, обычно из крупы, собранной в складчину, на бульоне, с топлёным маслом и добавлением яиц. Приготовленная каша сначала предлагалась богам, затем её съедали участники обряда.

У каждой удмуртской деревни также была священная роща (Луд ), где несколько раз в году проходили моления. Посещать ее разрешалось только в эти дни.

Рубить в священной роще деревья, собирать ягоды и грибы, пасти скот строго запрещалось.

В центре рощи стояло священное дерево. Под его корни зарывали жертвенные дары для богов нижнего мира, дары среднему миру развешивали на ветвях, а на верхушку ставили дары верхнему миру. В качестве жертвы обычно выступали домашние птицы или животные. В некоторых священных рощах в Удмуртии до сих пор проходят языческие моления.

Важное место в жизни удмуртской деревни играли календарно-обрядовые праздники. В праздничных народных гуляниях и развлечениях нередко участвовал весь гурт. В весенне-летних обрядах удмурты испрашивали благословения на проведение земледельческих работ. На осенне-зимних праздниках - благодарили за собранный урожай и просили дальнейшего благополучия. Новый год у удмуртов начинался вместе с земледельческими работами.

Некоторые традиционные праздники отмечают и в наше время масштабными фестивалями с элементами традиционных обрядов. До нашего времени сохранились Вӧй (вӧйдыр) - масленица, Акашка - Пасха или первый весенний праздник, Гырон быдтон - праздник окончания пахоты и сева, - Петров день или день летнего солнцестояния. Также до современности "дожили" фольклорные персонажи - сказочный герой Лопшо педунь , удмуртский Дед Мороз Тол Бабай . У последнего даже есть .