Адаты чеченцев. Ф.А


Из статьи на вики о вайнахских адатах:
"Согласно исследованию учёных, к началу XIX века союзы тейпов (тукхумы) имели каждый свой свод адатов. По общим правилам гражданские дела разбирались на основе шариата, а уголовные на основе адата.
Также возможно разделить, например, чеченский народ на две основных категории по степени восприятия адатов и шариата (как противоборствующих правовых систем): равнинные тейпы и горские тейпы (тейпы Ичкерии — исторической горной местности на стыке границ Дагестана и Чеченской республики). При этом выяснится, что горские тукхумы являются менее исламизированными в вопросах исторического правового поля, так как ислам проник в их культуру значительно позже, чем его восприняли равнинные тейпы — разница составляет, по примерным оценкам историков, 150 лет.
Адаты народов вайнахской группы были задокументированы в XIX веке на русском языке, и изданы в 1882 году. Согласно некоторым мнениям, данные своды законов были более жесткими, нежели законы других, не-вайнахских народов, так как испытали на себе сильное влияние норм поведения и правил княжеских адатов Надтеречья.
Швейцарская газета Le Temps отмечала, что, с точки зрения европейца, чеченский адат "стоит в республике выше конституции".
Вот определение адатов с Чечняфри.ру :
"Адат регулировал жизнь общины и брачно-семейные отношения. Этот свод этических норм, традиций и правил поведения - с глубокой древности был одной из специфических форм организации общественной жизни в Чечне".
Там же даются ссылки на статью, опубликованную в газете чеченской диаспоры "Даймехкан аз" ("Голос Отчизны"), цитаты чеченского ученого-этнографа Саида-Магомеда Хасиева. Он говорит, что традиционные и горско-языческие адаты совершенно непохожи. Он приводит в пример легенды, которые хорошо иллюстрируют разницу этих двух видов адатов. "Согласно древнему чеченскому поверью, каждый день человеку дается шанс девять раз сделать добро и девять раз сотворить зло. Не наступи в дороге даже на жучка, удержись от плохого слова, отгони от себя плохую мысль - на этом пути можно творить добро", - говорит Хасиев.

Мне кажется, адаты нам по духу ближе, хотя не могу же я за всех говорить... Мусульманское смирение и мусульманская же жестокость при расправе над согрешившим - это как-то... не то, что адаты делали, при том, что системы "преступление-наказание" вполне схожи, и законы о морали есть и там, и там. Минусом адатов можно считать то, что там многое зависит от наличия у обиженного родственников, причем именно мужского пола. Если таковых нет, варианты решения присутствуют, но результат будет лучше в случае в сильными и адеквартродственниками.
Традиционные адаты мудрее, миролюбивее, человечнее. По традиционным адатам женщину убивать нельзя. По горско-языческим - очень даже можно. В исламе женщину убивать тоже очень даже можно. Про злоупотребления в исламе и плачевные последствия от них для мусульманок написаны книги и сняты фильмы, например, основанные на реальных событиях книга "Сожженная заживо" , фильм "Забрасывая камнями" . Я не против ислама, но убивать женщин просто потому, что они беззащитны по определению (по определенным в обществе нормам) - это не просто низко, это первосортный грех.
Возвращаясь к новости: замечательно, что эти семьи нашли в себе силы двигаться дальше, но без адатов расплата обидчиков была бы иной, цена прощения была бы для пострадавших иной.

Чеченцы издревле славятся своими обычаями. Адаты («обычай» - араб.,) чеченцев - неотъемлемая часть их повседневной жизни. В каждой чеченской семье чтут и соблюдают традиции, переданные старшим поколением. Столетиями складывался в чеченском обществе свод правил поведения. Многие из них перечислены в Моральном кодексе. Но есть также неписанные законы, которые по сегодняшний день являются важными для любого представителя этого народа.

Истоки этих красивых обычаев - в древней истории чеченцев. Сыздавна повелось так, что огромное значение в чеченском обществе имеет гостеприимство. В народной культуре, в пословицах, поговорках и сказках часто за основу берется эта тема. Причиной тому стал старый уклад жизни. В горной местности, в опасных для жизни условиях, люди приглашали к себе домой путника, давали ему хлеб и ночлег. Так было принято в любой чеченской семье. Знакомый или незнакомый, если человек нуждался в крыше над головой, он получал ее. При этом у гостя не расспрашивали о причине и цели его приезда, пока он сам не скажет. Через три дня после приезда гость терял этот статус и должен был либо покинуть дом, либо принимать участие в его непосредственной жизни, в хозяйственных работах.

Очень интересным обычаем для многих других народностей является обычай подарка гостю. Если гостю понравился какой-либо предмет в доме, то хозяин тут же должен предложить ему его, подарить. Однако находились люди, которые впоследствии осуждали гостя за выманивание предметов, он мог прослыть человеком «рабского этикета».

Есть также несколько правил, касающихся гостеприимства. Хозяин дома, принимая гостей, должен занять место, ближайшее к дверям, тем самым показывая, что он самый незначительный человек в доме. Также немаловажно, что хозяин за столом должен есть до тех пор, пока едят его гости. Прерывание трапезы первым считалось грубым нарушением этикета.

Если в дом приходят гости, которые не являются близкими родственниками или соседями, то женщины не должны их обслуживать. Этим могут заниматься взрослые сыновья, молодые родственники или соседские юноши.

Некоторые люди ошибочно предполагают, что права чеченских женщин ущемляются. Однако это не так. Женщина, являющаяся матерью достойных сыновей, имеет право принимать равноправное участие в совете мужчин.

Вообще в чеченском обществе особо строго соблюдаются все традиции, которые касаются женщин. Например, когда в дом входит посторонняя женщина,все мужчины должны встать. Если женщина приехала в гости, то в отношении нее все церемонии и приличия соблюдаются с особенной тщательностью.

Если вместе идут мужчина и женщина, женщина должна идти на шаг позади мужчины. Объясняется этот обычай тем, что в древние времена мужчина должен был первым встретить опасность.

Если идут вместе двое мужчин, то младший должен идти слева и на полшага позади. Объясняется это тем, что младший должен прикрыть левую, незащищенную сторону старшего.

Если идут вместе трое мужчин, то старший идет посередине, а младшие по бокам, чуть поотстав.

Мужчина при посторонних людях ни в коем случае не должен брать на руки своего ребенка или ласкать его словами или прикосновениями. То же самое относится и к матери. Если маленький ребенок заплакал или закапризничал, мать должна унести или увести его в другую комнату. Нельзя допускать, чтобы дети мешали гостю или гостям беседовать с хозяином дома, если сами гости настоятельно не попросят привести детей.

Младший не должен пересекать дорогу старшему, а должен остановиться и пропустить его, почтительно поздоровавшись. Женщина должна пропускать мужчину.

Считается крайней бестактностью, если младший перебьет старшего или затеет разговор со старшим без его просьбы или разрешения.

Любой совершеннолетний мужчина имеет право пресечь, даже с применением оружия, похищение девушки. Если при этом прольется кровь, то родственники девушки обязаны принять вражду на себя, освободив заступника от преследования кровниками.

Невестка должна накормить мужа, лишь накормив предварительно его родителей, если они все живут в одном доме или в близком соседстве.

Не допускаются браки, если парень и девушка находятся по отношению друг к другу хотя бы в семиюродном родстве. Даже при более отдаленном родстве такие браки осуждаются, но не считаются злостным нарушением традиций.

В старину в знак уважения к своему селению мужчина садился на коня только за границей селения, а до этого шел, ведя коня на поводу.

Считалось дурным тоном обижаться на шутку. Однако и шутки не должны были содержать в себе явных оскорблений.

Считалось позором и малодушием обнажить оружие на обидчика и не нанести удара. Поэтому чеченцы только в самых крайних случаях брались за оружие.

Конный всегда первым здоровался с пешим, а спускающийся вниз по склону горы - с тем, кто идет наверх.

Мужчина никогда не говорит«моя жена», он выражается эвфемизмами: «та, что в доме», «мать этих детей» и т.п. Также и женщина не говорит «мой муж», обходясь эвфемизмами.

В 63 года у мужчин наступает возраст, называемый «возраст развязывания пояса», то есть считалось, что с этой поры он может выходить на улицу без кинжала, и на нем не лежит воинская обязанность.

При равных условиях мужчина должен оказывать большее почтение своим дядям со стороны матери, чем дядям со стороны отца.

Дяди со стороны матери при достижении племянником совершеннолетия (15 лет) дарили ему верхового коня, а дяди со стороны отца - оружие.

Нищим надо подавать в любом случае, даже если ты подозреваешь, что они мошенники, а не люди, нуждающиеся в поддержке.

Нельзя приманивать животных пустой ладонью: обмануть бессловесную живность или маленького ребенка - презренный поступок.

Клятвенный друг, даже если он представитель другого тейпа, имеет право выступить при кровной мести на стороне побратима.

Если любая девушка обратится к юноше или мужчине со словами «стань мне братом», они должны решить любые ее проблемы, даже с риском для жизни.

Юноша и девушка могут встречаться только на людях, в общественных местах.

Если отец обнаруживает, что его сын закурил, то он через мать предупреждает его о недопустимости курения, а сам немедленно бросает курить.

Найденную вещь или деньги нужно при свидетелях отдать сельскому мулле, чтобы он нашел того, кто потерял их.

Если дети поссорились или устроили драку, то родители должны в первую очередь отругать своих детей, не разбирая, кто из них прав или виноват.

Прикоснуться к папахе мужчины считается тяжким оскорблением, оно приравнивается к пощечине.

Перебить говорящего - проявление неуважения к нему. В крайних случаях, когда обстоятельства того требуют, нужно сказать говорящему: «Не забудь свое слово».

По материалам этнографа Хасиева С.-М.

Ф. А. ГАНТЕМИРОВА. АДАТЫ ЧЕЧЕНЦЕВ И ИНГУШЕЙ (XVIII В. – ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIX В.)
Вестник Московского университета. Серия XII Право. Номер 4 за 1972 год июль-август

До присоединения к России чеченцы и ингуши, как и другие народы Северного Кавказа, не знали писаных законов и в своей общественной жизни руководствовались нормами обычного права, которые определяли их быт. Это обстоятельство свидетельствует о социально-экономической и культурной отсталости этих народов.
Правовые отношения коренятся в условиях материальной жизни общества, поэтому «право, – как указывал К. Маркс, – никогда не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества» .
Нормами обычного права чеченцев и ингушей являются обычаи (адаты), которые передаются по традиции из поколения в поколение и обязательны для исполнения всеми членами общества. Адаты чеченцев и ингушей представляют большой интерес не только для изучения существовавших общественных отношений, но и для решения проблемы развития права этих народностей в рассматриваемый период.
Видные русские ученые М.М. Ковалевский, Ф.И. Леонтович, изучая адаты кавказских горцев, пришли к выводу о преемственности в адатах некоторых норм древнегерманского и русского обычного права. Адаты «нередко целиком напоминают многие институты древнего германского и славянского права, – институты, о каких говорят еще древние историки и бытописатели славян и германцев и какие сохранились, например, в «Русской правде» .
Одним из основных источников адатов является маслагат, т.е. общественное соглашение. «Главным способом образования адатов кавказских горцев являлось третейство, мировой суд посредников» .
Решения, достигнутые посредниками по конфликтным вопросам между родами, становились прецедентами – маслагатами. «Повторенный затем в других подобных же случаях маслагат, – как пишет Л.П. Семенов, – присоединяется к общей массе народных обычаев и постепенно превращается в адат» . «Это был договор между обычными племенами и общинами, санкционированный обществом. Устанавливался он на сходках старейшин и назывался мирской маслагат, и только после этого становился адатом общины» . Однако помимо маслагатов происходила трансформация этических норм в адаты, и наблюдалось параллельное существование адатов и моральных норм.
Таким образом, существовавшие у чеченцев и ингушей адаты (обычаи), маслагаты (соглашения) являлись источниками норм общественного поведения.
Кровная месть, калым, похищение невесты, гостеприимство, почитание стариков и т.д. – обычаи, которые отражали вековые родовые традиции. «Незримые законы горской морали (адаты) диктовали каждый шаг горца. Как говорить с женой при людях и в семье, как говорить с детьми при взрослых, при старших, при младших, при родственниках, при посторонних, как вести себя в семье и на людях, что делать при встрече на улице или в дороге со взрослым, с молодым, с женщиной – молодой, старой, когда идет в одном направлении, когда дороги идут в двух направлениях, как помочь старику сойти с лошади или садиться на лошадь, как ухаживать лучше за гостем и т. д.» .
Только хорошее знание обычаев чеченцев и ингушей позволило советскому ученому проф. Н.Ф. Яковлеву, длительное время изучавшему быт и нравы северокавказских народов, сказать об ингушах: «Быт ингуша подчинен всяким правилам тонкой обходительности в большей степени, чем быт большинства населения наших городов, во всяком случае не менее, чем жизнь так называемого «высшего общества» в культурных странах» .
Адаты чеченцев и ингушей, в отличие от адатов дагестанских племен, кабардинцев, осетин, которые к началу XIX в. находились на более высокой ступени общественного развития, отражают родовые отношения без резко обособленных сословных различий. B них сильнее проявлялись пережитки первобытнообщинного строя, так как чеченцы и ингуши находились еще на стадии только начавшегося распада родового строя и зарождения феодализма.
Адаты чеченцев и ингушей демократичнее, чем адаты кабардинцев и дагестанцев, и отражают соответствующий социальный и политический строй чеченцев и ингушей XVIII – первой половины XIX в. Например, обычай аталычества (отдача мальчика на воспитание в другой тухум с целью установления как бы родственных отношений с более знатным, богатым родом) среди чеченцев и ингушей не был распространен, а оказание помощи одним родовым союзом другому не отличалось таким ярко выраженным характером эксплуатации труда зависимого рода, как, например, у кабардинцев. Обычай барантования (угон скота) у чеченцев и ингушей имел существенное различие с аналогичным обычаем адыгейцев, и заключалось оно в том, что баранта у чеченцев и ингушей в меньшей степени, чем у адыгейцев, способствовала обогащению знатных и богатых родов за счет слабых.
В процессе социально-экономического развития общества и начавшегося распада патриархально-родового строя, который можно отнести к концу XVIII и началу XIX в., адаты чеченцев и ингушей видоизменяются, дополняются новыми нормами, выражающими волю «сильных» имущих родов. Система компенсаций по обычаю кровной мести чеченцев и ингушей постепенно с имущественной дифференциацией общества изменила свою первоначальную форму. Так, выкуп за убийство, выплачиваемый прежде всем родом сообща, в полной мере, стал перекладываться в большей части на семью виновного. Доля, вносимая сородичами, определялась степенью родственных отношений с убийцей. Кроме того, выкуп крови для разных родов стал не одинаковым.
Выявление классового характера адатов дает возможность проследить процесс зарождения и развития норм обычного права.
По адатам разбирались дела об убийствах и кровной мести, о ранениях и увечьях, похищении невесты, воровстве, грабежах, поджогах, порче вещей и имущественные споры. Рассматривались эти дела горскими словесными судами. Причем существовало два вида подсудности: первая объединяла все правонарушения, совершенные в родственной среде; эти в свою очередь распадаются на такие, при которых обидчик и обиженный являются членами одного и того же двора, и на такие, при которых обидчик и обиженный состоят членами разных дворов.
Род является основным субъектом всех обязательств, которые устанавливались путем маслагатов или соглашений между родами и общинами каждого племени, а иногда и между самими племенами.
«Каждый горец, – как пишет известный исследователь адатов кавказских горцев проф. А.М. Ладыженский, – считал себя обязанным соблюдать интересы только тех, кто принадлежал к родам, заключавшим маслагат с его родом. Похитить же что-либо или вообще нанести какой-либо вред племени или роду, не заключавшему маслагат с его родом, считалось делом не только позорным, но даже похвальным» . Но поскольку в обычном праве чеченцев и ингушей понятия преступления не существовало, то речь могла идти только об обиде, причиненной той или другой стороне.
Имущественные споры возникали не только при неисполнении принятых обязательств, но и при воровстве, а также в случаях насильственного присвоения имущества. Эти споры рассматривались по адатам как обиды и обиженный или любой из членов его рода имел право насильственно захватить имущество обидчика или любого из членов его рода. Захват имущества обидчика с целью возмещения вреда, причиненного воровством или невозвращением долга, приводил к самоуправству «обиженного».
«Адат предоставляет обиженному право во всякое время украсть у обидчика лошадь или какую-либо ценную вещь. Он предоставляет похищенные им предметы старикам, которые оценив их, выделяют ту долю, на которую он имеет право, остальное же возвращают хозяину» .
Как правило, последствием при воровстве является возвращение похищенной вещи, а при утере ее – выплата стоимости украденного.
Таким образом, возмещению подлежит материальный вред, причиненный потерпевшему. От обвиняемого в грабеже требовалось возвратить награбленное имущество или оплатить его стоимость потерпевшему, а также внести штраф в пользу общества. В случае совершения указанного преступления в мечети или если оно связано с вторжением в пределы чужого владения, взыскивалась двойная стоимость похищенного и штраф.
Имущественные обиды очень часто перерастали в личные, и тогда обиженным выступало не частное лицо, а весь род. В таких случаях честь рода восстанавливалась только кровью обидчика. Отмщение обиды было священным долгом каждого члена рода, уклонение от которого грозило бесчестьем для всего рода. Сложившийся при родовых отношениях обычай кровной мести рассматривался как обязательный для всех. «По адатам чеченцев родственникам убитого равно предоставляется убить в отмщение самого убийцу или какого-либо из его родственников. Ингуши допускают применение кровной мести к родным братьям, дядям и племянникам убийцы, но исключительно по мужской линии» .
Однако постепенно под влиянием норм мусульманского права (шариата) на адаты чеченцев и ингушей кровная месть заменяется денежным возмещением, обеспечиваемым барантой. Такое возмещение называлась «выкупом крови», и осуществлять его могли только сильные имущие роды. Естественно, что при этих обстоятельствах обычай баранты превращался часто в средство эксплуатации бедного слабого рода более сильным и влиятельным. Так, у чеченцев родной брат убийцы обязан был заплатить родственникам убитого выкуп (вошыл) в размере 10 коров, двоюродный – 9 коров, троюродный брат – 8 и т. д. Кроме того, периодически выплачивал выкуп сам кровник. Система выплат была такой, что позволяла одному роду экономически поработить, сделать своим данником другой на неопределенно долгое время. Таким образом, в этой форме кровная месть была оружием зарождающегося феодализма.
Как видно из сказанного, кровная месть за убийство у чеченцев и ингушей преследовала цель возмещения не только морального, но и материального вреда. Но обычай кровной мести не распространялся на внутрисемейные отношения. По адатам кавказских горцев, если отец вместо того, чтобы изгнать, убивал сына или дочь, то никто не вправе был мстить ему за это. Так же обстояло дело и у чеченцев и ингушей. Ингуши объясняли освобождение от ответственности за убийство родителями своих детей тем, что «никто не является врагом себе». От детей требовалось беспрекословное подчинение родителям, почитание их независимо от возраста самих детей. Ф.И. Леонтович приводит данные о том, что дети мстили отцу за убийство одного из них: «Право канлы (кровной мести. – Ф. Г.) может в Чечне иметь место даже между отцом и детьми; нередко бывали примеры, что если отец убивал одного из сыновей, то братья мстили ему» .
Видимо, запись адатов в этой части сделана не точно, так как такая месть совершенно невозможна, если исходить из горских традиций повиновения детей родителям. Кровомщение в отношении отца или деда среди чеченцев и ингушей не существовало. Вообще у горцев принято, что члены одного и того же рода, даже глава семьи, не вправе посягать на жизнь своих родственников. Подобно убийствам ранения или увечья подлежат отмщению только в том случае, если раненый принадлежит к другому роду, чем лицо, причинившее указанные повреждения. Адаты чеченцев и ингушей преследуют при этом только возмещение причиненного вреда независимо от того, причинено ли повреждение умышленно, неосторожно или случайно.
«За всякую рану, даже не требующую лечения, следует платеж штрафа. За рану, не принимающую характер увечья, не полагается никакого взыскания в пользу потерпевшего, но во всех одинаковых случаях поранитель призывается к возмещению убытков, причиненных его раной, а потому оплачивает лекаря» .
В случае неосторожного или случайного убийства, ранения и увечья «выкуп крови» устанавливался в половинном размере полного выкупа, выплачиваемого обиженному роду при совершении указанных действий умышленно.
Кровная месть не распространялась на женщин, детей, стариков.
Поскольку обычай кровной мести причинял большие материальные и моральные убытки, преследование обидчика (кровника) продолжалось длительное время и распространялось не только на самого убийцу, но даже и на его родственников, старые, почетные люди рода всегда стремились примирить враждующих.
Так, проф. А.М. Ладыженский приводит данные из общественного приговора жителей Владикавказского округа 1888 г.: «Желая скрыть следы преступления и таким образом уклониться от судебного преследования, кровомщение совершается из открытой засады, и притом мстят большей частью не убийце, а кому-нибудь из выдающихся родственников» .
Опыт примирения кровников по обычаям чеченцев и ингушей как положительный использовался в Чечне и Ингушетии и после Октябрьской революции. Были созданы специальные Примирительные комиссии при Центральных Исполнительных Комитетах (ЦИК) обеих республик, которые состояли из заслуженных и авторитетных людей общества. Эти комиссии разъезжали по округам, вызывали кровников и на сельских сходах добивались того, чтобы кровники простили друг другу причиненную обиду. Процедура заканчивалась взаимным пожатием рук кровниками, после чего по обычаю ими устраивалось примирительное угощение.
Семья и брак строго охранялись нормами обычного права чеченцев и ингушей. Все вопросы, связанные с наследственными правами членов семьи, разбирались по шариату. Брак по адатам чеченцев и ингушей носит в основном экзогамный характер. Среди чеченцев встречаются и эндогамные браки. Это объясняется, видимо, соседством с дагестанскими народностями, у которых бытует эндогамия, и большим распространением исламизма среди чеченцев. У ингушей с древних времен соблюдалась строгая экзогамия, и поэтому даже в настоящее время нет случаев отступления от этого обычая.
При экзогамии женщина никогда не выходит совсем из-под охраны своих родичей. Так, у «вейнахов» Владикавказского округа муж, убивший жену, должен был заплатить родителям ее 85 коров; если же у нее не было детей, то он должен был заплатить только 12 коров. Убийца жены терял всякое общественное уважение.
Женщина занимала в обществе бесправное положение. Замужним женщинам запрещалось показываться за пределами двора. «Для мужчины весь мир – дом его. Для женщины ее дом – весь мир ее», – гласила горская пословица.
В случае смерти мужа вдова должна была выйти замуж за его брата или другого родственника (левират).
При разводе женщина возвращалась в прежнюю свою семью и по обычаю забирала все вещи, находившиеся в доме мужа. Но если развод был совершен по вине жены, что случалось в крайне редких случаях, ее родители обязаны были возвратить все расходы, связанные с женитьбой на их дочери. «Жена у чеченцев и других племен во всем подчинена мужу, как своему законному господину. Она должна работать на него, сносить безропотно налагаемое на нее наказание и всем своим поведением обнаружить раболепное почтение» .
Однако при всей порабощенности кавказские женщины играли значительную роль во внутренней жизни семьи. Это были отголоски матриархата, существовавшего в быту горцев в древние времена.
Ввиду частого отсутствия мужчин, которые постоянно участвовали в набегах, уходили на охоту, вся домашняя работа должна была выполняться женщинами, в результате чего сохранялась их самостоятельность в хозяйстве. Кроме этого, замужняя женщина сохраняла право на имущество, полученное ею в качестве приданого, которое «представляло собой отдельную от мужа собственность» .
По горским адатам конник не может обогнать женщину, а должен спешиться и провести коня под узцы; если женщина проходит мимо, все мужчины должны встать; нельзя драться в присутствии женщины. «Женщинам воздают должное уважение: в присутствии их никому не нанесут обиды; и даже гонимый мстительным мечом найдет свое спасение, прибегнув к женщине, тогда жизнь его остается безопасной, но покрывается вечным бесславием» .
«Адаты кавказских горцев строго охраняют целомудрие незамужних женщин. Одного прикосновения к руке или косе девушки, отнятия у ней платка и даже простого поцелуя подчас бывает достаточно для того, чтобы побудить юношу к вступлению в брак или к производству полного платежа за кровь «обесчещенной им девушки». Таков, по крайней мере, обычай восточной половины Кавказа – Дагестана и Чечни» .
«За нарушение чести незасватанной девицы виновный отвечает 18 штуками скота, но если девица засватана кем-либо или оскорбление нанесено замужней женщине, тогда виновный отвечает 80 штуками рогатого скота» .
По адатам чеченцев и ингушей предусматривалось повышенное наказание за обиду, нанесенную женщине. По мнению горцев, в отношении мужчины позорно быть побитым, а в отношении женщины – позорно ее побить. «За нанесение побоев женщине взыскивается в ее пользу 1 бычок. Если женщина была беременна, и последствием побоев был выкидыш, то сверх того дело разбирается по шариату» .
Кроме убийств и ранений кровную месть часто вызывало похищение девушек. Похищение, чтобы жениться с согласия невесты, хотя и преследовалось тем родом, к которому она принадлежала, но нравственно не осуждалось. В таком случае жених вносил родителям калым – выкуп за невесту, установленный по соглашению сторон. Но если девушка заявляла, что ее привели насильно, то ее выдавали обратно родным; если же она заявляла, что хочет выйти замуж за похитителя, то ее родственники должны были удалиться.
При похищении чужой невесты похититель становился кровником жениха, и с этого момента на него распространялся обычай кровной мести. Однако выкуп за кровь по обычаю кровной мести в случае убийства женщины был пониженным. Это еще раз подтверждает социальную неравноправность женщины.
«Древнее право отличается вообще чрезвычайным консерватизмом, и многие юридические учреждения проявляют замечательную живучесть, общественные отношения перестраиваются очень медленно на протяжении столетий, причем старые формы права обыкновенно сохраняются и после того, как содержание их изменилось, и старый по форме договор покрывает нередко новую по существу сделку…» .
Сохранились и живут среди чеченцев и ингушей замечательные обычаи гостеприимства, товарищества и взаимной помощи, которые вошли как традиции в их быт и культуру с давних времен. Гостеприимство у чеченцев и ингушей считается первейшей добродетелью и гость «есть особа неприкосновенная» . «Дружба (куначество) и гостеприимство соблюдаются между ними строго по горским правилам… Гостя в своем доме или кунака в дороге, пока жив хозяин, не дают в обиду» .
Так адаты чеченцев и ингушей на протяжении многих лет, видоизменяясь, сохраняют в себе добрые старые традиции, и наоборот – обычаи, составляющие пережитки прошлого, изживают себя под влиянием социально-экономических изменений, происходящих в обществе.

Современное чеченское общество является уникальным в том смысле, что живет сразу по нескольким законам: светскому российскому законодательству, шариату, адатам (обычное право) и частично – "по понятиям". Взаимоотношения с государством, как правило, регулируются при помощи светских законов. Внутренние отношения между чеченцами, будь то семейные или финансовые вопросы отдаются на рассмотрение исламскому праву - шариату. Но прежде чем дойти до шариатского суда, в массе своей такие дела проходят через старейшин, которые рассматривают их согласно чеченскому адату. Остается и другой способ регулирования отношений между людьми – "по чести и справедливости".

У всех этих писанных и неписанных законов есть свои преимущества. Но учитывая тот факт, что чеченцы очень не любят, когда их проблемы становятся достоянием всего общества, очень часто они предпочитают решать вопросы по адату. Это когда уважаемые старшие двух родов при совместном обсуждении при присутствии третьей стороны приходят к решению. В случае, если не получается достигнуть взаимоприемлемого решения, то дело идет дальше в шариатский суд при муфтияте, а если и там не получается, то остается только светский суд, который зачастую полностью зависит от того, кто быстрее найдет "подход" к судье.

Главенство светского законодательства в Чечне никто не оспаривает, и поэтому решение шариатского суда носит, как правило, рекомендательный характер. Жители Чечни часто не доверяют светским судам, потому что считают, что они коррумпированы. Есть даже те, которые не доверяют и шариатским судам, поскольку считают нынешних чеченских мусульманских деятелей, зависящими от республиканской власти, которая в свою очередь является проводником российских светских законов.

Житель Ачхой-Мартановского района по имени Адам склонен доверять только разбирательствам на основе неписанных чеченских законов (адатов). "Я не могу не быть сторонником шариата, поскольку являюсь мусульманином. Но наше сознание не доросло до того, чтобы жить по исламскому закону. Моя семья была в кровной вражде 27 лет. Слава Аллаху, все недавно разрешилось. В первую очередь это разрешилось именно благодаря адату. Мой отец мне всегда говорил: если будешь жить по чеченскому адату, ты никогда не опозоришься перед людьми. Жить по адату - значит жить по справедливости и чести".

Проживающий в Казахстане чеченец по имени Саламбек считает, что чеченцы должны жить только по шариату. Он категорически не согласен с тем, что общество не готово к этому.

"Сейчас все делается для того, чтобы отвратить людей от религии и от шариата. Однако я уверен, что именно это право самое уместное для чеченцев. Главное, чтобы кадий (шариатский судья) был чистым человеком".

Один из чеченских "воров в законе", который попросил не называть своего имени, рассказал "Кавказ.Реалии" о том, как рассматриваются споры между представителями разных национальностей в этой среде.

"Например, к нам обращается чеченец, который спорит с русским или другим иноверцем. Наше решение для них единственно возможное, потому что судам веры нет, а наше рассмотрение основано на справедливости. И наш вердикт мало чем отличается от шариатского суда или адатов. Правда – она везде одна, главное, чтобы все было по совести и справедливости".

Это не значит, что светские законы не востребованы в современном чеченском обществе. Совсем наоборот.

В силу некоторых национальных качеств и исторических обстоятельств, чеченцы раньше крайне неохотно обращались за помощью к правоохранительным органам, если дело касалось семейных отношений. Даже оказаться в качестве понятого или того хуже, свидетеля и давать показания на суде, для чеченца было почти то же самое, что сидеть на скамье подсудимых. Порой люди прощали обиды для того, чтобы не просить помощи у государства. Теперь же все по-другому.

Например, российские суды при рассмотрении разводов часто оставляют детей с матерями, в то время как согласно чеченским традициям дети, как правило, должны оставаться с отцом. Соответственно, чеченские женщины все смелее отстаивают свои интересы, используя светские законы.

Работник Верховного суда Чечни на условиях анонимности рассказал "Кавказ.Реалии", что в судах за последнее время участились рассмотрения исков ближайших родственников.

"Это такие вещи, которые, на мой взгляд как чеченца, а не юриста, могли бы быть решены, не делая их достоянием общественности, в кругу семьи или по адатам. Бывают споры земельные между кровными родственниками и дела, связанные с оспариванием детей, или требованием алиментов. Я согласен с тем, что мужчина должен всячески помогать своим детям, живущим с его бывшей женой, но, подавая в суд на отца детей, женщина обычно мстит за то, что он ушел от нее или женился на другой", - сказал работник ВС ЧР.

Для среднего российского региона судебные тяжбы из-за алиментов, переполненные престарелые дома, куда дети свозят своих родителей доживать век - обычное дело. Среди чеченцев такого раньше не было, но постепенно ценности в чеченском обществе меняются и многие в республике видят происходящие изменения скорее в негативном свете.

Происхождение адата. 21. Адат - суд по некоторым принятым правилам или законам, установленным обычаем, освященным давностью. Вот как ичкерские (ичкерийские. - Ред.) старики толкуют происхождение адатного суда. В прежние времена, говорят они, когда народ чеченский был еще малочисленный и жил в...
(Хрестоматия по истории государства и права Чечни)
  • Место ингушских адатов в системе правовой культуры
    Проблемы изучения обычного права в этнографическом ингушеведении В основе становления понятия «культура» лежит потребность в теоретическом осмыслении существенных сдвигов в общественном бытии человека, которые начались в Новое время и вызвали глубокие изменения в отношении человека к природе обществу,...
    (Ингушские адаты как феномен правовой культуры)
  • Суеверия и предрассудки горцев чеченского племени.
    Говоря о религии горцев, нельзя в тоже время обойти молчанием их народные предрассудки и суеверия. Явления внешнего мира производят на различных людей и различные впечатления. Чем человек необразованнее, тем явления эти, по своему разнообразию, сложности, по необъяснимости, наконец, самых причин и источника...
  • Народные сказания горцев чеченского племени.
    Свои поэтические представления и образы народ заимствует большею частью из собственной же жизни и той среды, в которой живет. Стало быть, народные сказания есть более или менее верное выражение характера народа, общественного или частного его быта и, наконец, тех фазисов его исторической судьбы, чрез...
    (Исторические источники 19 века о Чечне. Том 2)
  • ГАРАНТИИ ГОСУДАРСТВА, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА
    Государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. Эти гарантии можно разделить на общие и дополнительные. К общим гарантиям относятся: обеспечение соответствия условий труда требованиям охраны труда, предусмотренным трудовым договором;...
    (Трудовое право)
  • ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУБЪЕКТОВ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
    Право собственности и другие права на земельные участки подразделяются на вещные и обязательственные (рис. 3.1). Обладатель права в вещных правоотношениях осуществляет это право без содействия обязанных лиц. Так, собственник имеет возможность пользоваться принадлежащей ему на праве собственности вещью...
    (Атлас инвестиционных проектов в сфере туризма, реализуемых в субъектах Российской Федерации)