Почему рассказ судьба человека имеет такое название. Все сочинения на ОГЭ по литературе на тему «Судьба человека


М.Шолохов. Рассказ «Судьба человека» (1956 - 1957)

В рассказе «Судьба человека» Шолохов исследует истоки героизма русского народа, сумевшего переломить ход самой страшной в истории человечества войны. Однако сегодня это произведение интересно не только воплощением лучших черт русского национального характера в образе Андрея Соколова, не только нетрадиционным, «негероическим» изображением войны, но и общечеловеческим, философским планом противостояния духовности и хаоса, народной вековой нравственности и кошмара бесчеловечности. В основе рассказа Шолохова – вера в человека, в его возможности, в то, что ему окажутся по плечу любые испытания.

Шолохов, используя прием «рассказа в рассказе», показывает самые трагические, эпохальные события ХХ века глазами обычного, рядового человека, воплотившего черты многих людей, не случайно рассказ назван «Судьба человека», а не «Судьба Андрея Соколова». Сюжетная основа рассказа – исповедь героя, осмысление своей судьбы, которая воспринимается читателем как воплощение судьбы самой России.

«Поначалу жизнь моя была обыкновенная», - так начинает Андрей Соколов свою исповедь. Действительно, обыкновенная жизнь обыкновенного человека, счастье которого держалось на труде и взаимной любви. С нескрываемым любованием герой вспоминает о своей жене Ирине («И не было для меня красивей и желанней ее, не было на свете и не будет!»), о славных, умных детях, о работе, тяжелой, но все же любимой, приносящей в дом достаток («дети кашу едят с молоком, крыша над головою есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке»). Эти извечные, общечеловеческие, общеродовые понятия – дом, семья, труд, любовь – стали духовными опорами Андрея Соколова на всю жизнь. И вдруг – как молния – строка: «А тут вот она, война». «Военный ураган невиданной силы» разметал человеческую жизнь: «Была семья, свой дом, все это лепилось годами, и все рухнуло в единый миг, остался я один». Человек, с хрупкостью его судьбы и жизни, вступил в противостояние с ураганом войны. Уже колоссальность этого противостояния выявляет в Андрее Соколове образ эпического масштаба, обнаруживает его родство с героями Л.Н.Толстого с их «скрытой теплотой патриотизма».

Судьба избрала для Соколова самое горькое, что может выпасть на долю солдата, - плен. Казалось, невозможно сохранить человеческое достоинство там, где главная цель твоих врагов – доказать, что ты не человек. Столкновение Андрея с гитлеровцами – это борение между здоровой, веками выработанной народной нравственностью и миром разлада, смерти и разрушения. Сцена встречи Соколова с комендантом лагеря Мюллером становится символической: это духовный поединок, из которого Соколов выходит победителем. «Ты настоящий русский солдат», - услышать такое из уст врага многого стоит. Суть победы Андрея Соколова состоит не только в том, что он принудил самого Мюллера капитулировать перед человеческим достоинством русского солдата, а еще и в том, что он своим гордым поведением хоть на миг пробудил в фашистах что-то человеческое: «тоже рассмеялись», «поглядывают вроде помягче».

Судьба словно испытывает Андрея Соколова «на излом»: гибнут жена и дочери, в последний день войны смерть отнимает сына Анатолия. Страшным символом войны становится воронка от авиабомбы на месте родного дома. Горе, которое никогда уже не отпустит, запеклось на сердце невыплаканными слезами: «Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть?» Если в столкновениях с фашистами Соколов сохранил свое человеческое достоинство, свою сопротивляемость злу, то в испытаниях своей и чужой бедой он обнаружил нерастраченную чуткость, невытравленную потребность дарить тепло и заботу другим. Пожалуй, самая главная победа Андрея Соколова в этой войне та, что он не ожесточился, не очерствел душой, не разучился любить, что он сохранил в себе человека. Потеряв все: дом, жену, детей – Соколов нашел в себе душевное тепло, чтобы отогреть Ванюшку – маленького человека, уже познавшего большое горе. Вот почему в конце исповеди появляется трагический образ человеческого сердца, принявшего в себя все беды мира, сердца, истраченного на защиту любви и жизни.

Символическими в обрамлении рассказа становятся также образы весны, дороги, отца и сына. Весна – это символ победы в страшной войне, победы жизни над смертью, это вечное продолжение и обновление жизни. Дорога – движение, судьба, вечный поиск и вечное преодоление. Отец и сын – вечная взаимосвязанность и любовь самых близких духовно людей. В финальных строках рассказах возникает эпическая, почти библейская картина: отец и сын идут по трудной дороге жизни, и нет конца этой вечно обновляющейся жизни, и всегда будет отец вести за розовую ладошку своего сына. Шолохов уверен, что и Ванюшка сумеет все вытерпеть, все преодолеть.

Вся бесконечная даль бытия, все драматические изломы истории ХХ века сжаты, сконцентрированы вокруг судьбы простого человека из народа, показаны в его восприятии; все трагедии исторического пути России прошли через человеческое сердце и отпечатались на нем неизгладимыми рубцами и шрамами. Простой человек, солдат и отец, выступает как хранитель и защитник сложившихся в течение тысячелетий общечеловеческих духовных ценностей, всем своим опытом, всей своей трагической судьбой убеждающий в их животворности – именно эта авторская идея делает и сегодня рассказ «Судьба человека» современным, актуальным произведением.

Слово судьба имеет несколько лексических значений. В словаре С. И. Ожегова сказано, что это:

Стечение обстоятельств, независящих друг от друга;
Доля, участь;
История существования чего-кого-либо; Будущее, то, что случится.

В названии рассказа Шолохова слово судьба употреблено в не­скольких значениях. Его можно рассматривать как историю Андрея Соколова, его участь, а также как стечение обстоятельств. В назва­нии заключен обобщающий смысл этого слова, как и слова человек. Ведь не случайно рассказ назван не по имени главного героя. Пи­сателю было важно показать человека, способного не покориться жизненным обстоятельствам

  1. Новое!

    Спустя двенадцать лет после Великой Отечественной войны в 1957 году М.А. Шолохов пишет рассказ «Судьба человека», главным героем которого является простой русский человек – Андрей Соколов. Личность Андрея Соколова М. Шолохов раскрывает, используя...

  2. Критика уже писала о своеобразной кольцевой композиции рассказа. Встреча автора-повествователя с Андреем Соколовым и его приемным сыном Ванюшей у переправы через весеннюю разлившуюся речку в начале и прощание в конце с мальчиком и чужим, но ставшим теперь...

    Враги сожгли родную хату, Сгубили всю его семью. Куда ж теперь идти солдату, Кому нести печаль свою? М. В. Исаковский «Судьба человека» - это рассказ о том, как человек победил свою судьбу, и символом этой победы стал ребёнок. На фронте и в немецком...

  3. Новое!

    Психологический поединок Соколова с комендантом лагеря Мюллером занимает в рассказе центральное место, так как имен­но в этой ситуации Соколов сдавал экзамен на крепость и цель­ность своего характера. Именно в этом моменте сконцентрирова­лась вся прошлая...

  4. Русские писатели всегда обращали огромное внимание на проблему нравственного выбора человека. В экстремальных ситуациях человек показывает свои истинные качества, совершает определенный выбор. Так подтверждается право называться Человеком. Главный герой...

Как вы понимаете слово «судьба»? Прихо­дилось ли вам задумываться о судьбе какого-то человека, о судьбе целого народа, о собственной судьбе?

Словари толкуют судьбу в разных зна­чениях. Наиболее распространены сле­дующие: 1. В философии, мифологии — непостижимая предопределенность событий и поступков. 2. В обыденном словоупотреблении: участь, доля, сте­чение обстоятельств, жизненный путь. Православие противопоставляет идее судьбы Божественный промысел, Бо­жественное провидение, Божественную волю. С этой точки зрения вера в судьбу как в безличную силу исходит от суетнос­ти человека. Мне близко несколько эклек­тичное понимание судьбы как закономер­ной предопределенности свыше жизни от­дельного индивида или целого народа. Я, к примеру, не особенно верю в справед­ливость афоризма «Человек — кузнец своего счастья» («Мы — кузнецы, и дух наш молод, куем мы к счастию ключи!»). Жизненные обстоятельства, определяемые судьбой, часто оказываются сильнее собст­венных усилий и планов. Если говорить о судьбе нашей великой и многострадальной России, то ее уделом на протяжении всей истории были тяжелые, опустошительные войны, внутренние катастрофы, кровопро­лития, неудачные, не достигающие целей реформы. И все это наряду с теми огром­ными талантами, которыми судьба даро­вала нашу землю и которые помогают вы­живать даже в самых сложных обсто­ятельствах. Нашей судьбой стал героизм нашего народа, помогающий выстоять и победить в самых суровых испытаниях.

Признавая судьбу как предопределение свыше, нельзя стоять на пессимистиче­ских позициях и покорно ожидать, когда все свершится без нашего участия. Нужно действовать, учиться, совершенствовать свое духовное развитие, профессиональ­ное мастерство — и тогда судьба будет благосклонной.

В кратком словаре синонимов русского языка слову «судьба» даны такие синонимы: «доля», «удел», «жребий», «участь», «предопределение», «рок», «фатум». Смогли бы вы объяснить разницу между этими словами?

Слова «фатум», «рок» означают неиз­бежность исполнения предназначений судьбы, отсюда прилагательные «роко­вой», «фатальный» с некоей трагической коннотацией, т. е. окраской. Примерно с таким же оттенком употребляются сино­нимы «участь», «удел». «Жребий» может быть счастливым, он как бы выигрывает­ся тем или иным человеком у высших сил, которые проявляют к нему благо­склонность. «Предопределение» звучит торжественно, может быть как выраже­ние благосклонности, так и суровости, проявляемых к человеку или целому на­роду Божественными силами. «Судьба» же в этом ряду представляет собой более широкое понятие. Можно сказать о счаст­ливце баловень судьбы, можно опреде­лить неудачника как пасынка судьбы, можно эпитеты горькая и счастливая отнести к понятию «доля», но словосоче­тания завидный рок, великолепный фатум употреблять нельзя.

Как вы понимаете название рассказа «Судьба человека»? Почему не «Судьба Соколова»? Попро­буйте доказать, что это, название, данное автором, самое удачное.

В смысл названия рассказа вложено и философское и конкретно-историческое понимание слова «судьба». В годы тяже­лых испытаний для всего советского наро­да, в период Великой Отечественной вой­ны, это была судьба не одного человека Андрея Соколова, но и множества его со­временников, прошедших тяжелейшие страдания: фронт, муки фашистского пле­на, потерю близких, погибших на передо­вой и в тылу, людей, не сломленных ду­ховно и физически, пытавшихся и с успе­хом бороться за победу, и сохранять свое человеческое достоинство, чтобы быть по­лезным «на всю оставшуюся жизнь». Та­ков Андрей Соколов, прошедший какие только можно испытания, с честью вы­шедший из них и после окончания войны, оставшись одиноким на всей земле, стре­мящийся поддержать только что начав­шуюся жизнь сироты Вани.

С другой стороны, в рассказе перед на­ми предстает трагическая в самом высо­ком смысле этого слова судьба человека, вышедшая за рамки времени создания произведения. Несмотря на потерю всего, слабое здоровье, тяжелые воспоминания и предчувствия, Андрей Соколов выступает как хранитель и защитник сложившихся в течение тысячелетий общечеловеческих духовных святынь, всем своим опытом, всей своей трагической судьбой утверж­дающий их незыблемость. Пройти через трагические события жизни и сохранить ее высокий нравственный смысл — вот судьба настоящего человека.

Составьте план рассказа и выделите в нем тот пункт, который указывает на кульминацию.

1. Встреча рассказчика с Андреем Соко­ловым и Ваней. Начало повествования.

2. Довоенная жизнь героя.

3. Прощание с семьей.

4. Пленение.

5. В церкви.

7. Противостояние Соколова и Мюллера.

8. Подвиг и освобождение.

9. Известие о гибели семьи.

10. Вести о сыне. Гибель сына.

11. Встреча с Ванюшкой.

12. Окончание рассказа. Прощание с рассказчиком.

Кульминационные моменты связаны с утверждением в драматических ситуаци­ях нравственного превосходства героя, простого человека, над своими противни­ками. Несомненно, в этом отношении по­казателен поединок его с Мюллером, предлагающим выпить перед смертью за победу немецкого оружия. Он не только принудил Мюллера отступить перед чело­веческим достоинством русского солдата, признать его, но и пробудить своим гор­дым поведением хоть на миг в том же Мюллере и в других сидящих за столом что-то человеческое: «рассмеялись», «по­глядывают вроде помягче». Кульминаци­ей жизни в плену можно считать и захват немецкого майора и освобождение. Одна­ко трагические события, и в этом особен­ности этого шолоховского произведения, не завершаются, а даже нарастают: он те­ряет семью, затем вроде бы обретает сына и хоронит его в самый день победы. Мо­жет, здесь и есть кульминация, верх всех несчастий, которые послала судьба че­ловеку? «И если в столкновениях с гит­леровцами Андрей сохранил свое чело­веческое достоинство, свою сопротивля­емость злу, то в испытаниях своей и чужой бедой он обнаружил нерастрачен­ную чуткость, невытравленную потреб­ность дарить тепло и заботу другим». Та­ким образом, события личной трагедии, полное одиночество подготовили в качестве развязки сюжета встречу с маленьким Ваней, жизнь вдвоем с которым станет на­чалом новой жизни и новой судьбы Анд­рея Соколова.

Подготовьте рассказ о судьбе Андрея Соко­лова.

В качестве ответа на этот вопрос можно пойти путем пересказа содержания очер­ка по предлагаемому плану. Можно пред­ложить свое видение внешности героя, ос­новных эпизодов рассказа, характеристи­ки Андрея Соколова.

Покажите, чем вызвано активное включение в рассказ разговорной речи.

Перед нами судьба человека из народа, уроженца Воронежской области, просто­го рабочего человека, плоть от плоти чело­века Русской земли, любящего родину, свой народ. Он эмоционален, а эмоци­ональность обусловливает использование разговорной народной речи, обращение к крупицам народной мудрости, фольк­лору.


Русские не сдаются.

М.А. Шолохов, известный советский писатель, написал рассказ «Судьба человека». Это произведение Шолохов посвятил трагическому событию первой половины двадцатого века - Великой Отечественной войне. Но в чём же всё-таки заключается смысл названия?

Мы знакомимся с этим героем в послевоенные годы. Он сам рассказывает трагическую историю своей жизни, опалённую войной. Судьба Андрей Соколова - это собирательный пример судеб многих русских людей, оказавшихся в пламени войны.

До войны Андрей Соколов, как и многие другие люди, был простым рабочим, простым человеком, который добросовестно работал, завёл семью и родил детей. И мечтал, как все советские люди, о мирной жизни.

Но всё перечеркнул тысяча девятьсот сорок первый год, и Соколов оказался на войне. На фронте он простой солдат, выполнявший непростую работу - перевозка боеприпасов. Но будучи раненым, он оказывается в плену. Писатель проводит своего героя по мукам ада: Соколову пришлось испытать нечеловеческие испытания, тяготы, терзания; два года Андрей Соколов стойко переносил ужасы концлагерей.

В плену у Андрея Соколова, как и у его товарищей по несчастью, проявляется настоящий русский характер.

Но какой же он на самом деле русский характер? Прежде всего потрясает то, что военнопленные не бросали друг друга, что в ужасных условиях не разучились быть щедрыми и, конечно же, то, что все они оставались людьми! Русский человек – это гордый человек. Вспомнить, к примеру, эпизод, где Андрей Соколов предстал перед Мюллером, фашистом, который грозил Соколову расстрелом, но комендант, потрясённый мужеством и несломленным человеческим достоинством военнопленного, сохраняет ему жизнь, сказав, что он уважает достойного противника.

Много горя пережил наш герой: гибель жены с маленькими дочерьми, гибель сына в последний день войны… Но всё это не сломило русский дух Андрея Соколова, он по-прежнему остался человеком, которому судьба послала мальчика-сироту, детство которого тоже было сломлено войной.

И русский человек, переживший много испытаний, не будет сломлен своей непростой жизнью, а будет верить в себя, найдёт в себе силы продолжать жить дальше! В этом-то и заключается смысл названия рассказа "Судьба человека"

Обновлено: 2017-05-16

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

потомке шотландских королей, российском графе Якове Вилимовиче Брюсе (1670– 1735).

18 февраля 1721 года один из ближайших сподвижников Петра I, герой Полтавы, Яков Вилимович Брюс стал графом Российской империи.

Девиз Брюса был столь же оригинален, как и он сам. Брюс избрал себе девизом одно лишь слово: “Были”. Почему? Да потому, что он был не только генерал и администратор, более всего он прославился как чернокнижник и звездочет, колдун и маг и с высот своих великих знаний видел, что жизнь человека не более чем миг. Его почитали чем-то вроде российского доктора Фауста и говорили, что он столь учен потому, что давно уже продал душу дьяволу.

О Брюсе говорили: “Ты вот возьми, насыпь на стол гороха и спроси его, Брюса, сколько? А он взглянет – и не обочтется ни одной горошиной. А спроси его, сколько раз повернется колесо, когда поедешь от Тешевич до Киева? Он тебе и это скажет. Да что! Он на небо взглянет и тут же скажет, сколько есть звезд на небеси!..”

О Брюсе говорили: “Он знал все травы тайные, камни чудные и составы из них разные делал, и даже живую воду...”

Брюса считали чародеем и волшебником, а на самом деле он был хорошо образованным человеком, пытавшимся разгадать вечные тайны мироздания – феномен жизни и смерти, причины возникновения мира, загадку бытия.

Брюс нигде не учился и всего добился самообразованием. К концу жизни он изучил полдюжины языков и перевел множество книг: сочинения знаменитого Христиана Гюйгенса1 и “Фортификацию” Кугорна, трактаты по механике и многое иное. Он составил словари: русско-голландский и голландеко-русекий, написал первый русский учебник по геометрии и со” ставил, как утверждали, знаменитый “Брюсов календарь”, по которому можно было предсказывать погоду и события на два десятилетия вперед.

Брюс составил одну из лучших географических карт России и один из первых астрономических атласов.

Своей славе мага и чародея Брюс обязан тому, что во все свои странствия и походы он брал подзорную трубу и ночами подолгу глядел на звезды. А когда в 1701 году в Москве, в Сухаревой башне, была открыта Навигационная школа, то на крыше башни в светлые лунные ночи можно было часто видеть темный силуэт человека, глядящего в небо. Брюс стал и первым начальником Артиллерийской школы, созданной в том же 1701 году и размещенной в Сухаревой башне.

А Брюс не был ни астрологом, ни алхимиком, ни чародеем. Он был ученым – последователем Коперника и Ньютона. Он был военным, инженером и артиллеристом, чьи пушки разгромили артиллерию шведов под Полтавой. Он был дипломатом, подписавшим Ништадтский мир, которым закончилась великая Северная война, длившаяся 21 год и давшая России и выходы к морю, и такие территории, какие не приносила ни одна из предшествующих победоносных войн.

В 1726 году Брюс вышел в отставку в чине генерал-фельдмаршала и поселился в имении Глинки под Москвой, целиком посвятив себя ученым занятиям. Там он и умер 19 апреля 1735 года.