Хокку и рисунок к нему. Самые красивые трёхстишья, написанные российскими школьниками по мотивам классических японских хокку


Ирина Климина

Здравствуйте всем!

Дети очень любят рисовать. А еще они любят сочинять разные истории о своих рисунках. А давайте попробуем объединить эти два момента. Только сочинять мы будем не просто так.

Дети необыкновенно умеют эмоционально откликаться на слова и поэтические строки. Вспомните, как успокаивается и засыпает малыш под незамысловатые слова колыбельной… Я знаю одного замечательного ребенка, который моментально убаюкивался под стихи К. Чуковского.

А как дети слушают сказки! Правда, читать их тоже надо умеючи, ведь голос (тембр, интонации) может быть как завораживающим, так и отталкивающим.

Мы отвлеклись немного… Вы обращали внимание на то, что дети всегда с огромным желанием хотят рассказать в конце занятия о своём рисунке? Но, как правило, рассказ бывает очень многословным, ребенку трудно выделить главное. Начиная рассказывать он часто увлекается так, что даже может уйти от самой темы картины… И мы решили познакомить детей с удивительными японскими стихами, которые умещаются всего лишь в три строки.

Вы слышали о хокку (хайку? Это японские лирические трёхстишия, которые отличаются предельной краткостью и своеобразной поэтикой.

Краткость роднит хокку с народными пословицами. Некоторые трехстишия получили хождение в народной речи на правах пословиц, как, например, стихотворение поэта Басё:

Слово скажу -

Леденеют губы.

Осенний вихрь!

Как пословица оно означает, что «осторожность иногда заставляет промолчать».

Но чаще всего хокку резко отличается от пословицы по своим жанровым признакам. Это не назидательное изречение, короткая притча или меткая острота, а поэтическая картина, набросанная одним-двумя штрихами. Задача поэта - заразить читателя лирическим волнением, разбудить его воображение, и для этого не обязательно рисовать картину во всех ее деталях.

Хокку сродни искусству живописи. Они нередко писались на сюжеты картин и, в свою очередь, вдохновляли художников; подчас они превращались в компонент картины в виде каллиграфически выполненной надписи на ней. Иногда поэты прибегали к способам изображения, родственным искусству живописи. Таково, например, трехстишие Бусона:

Цветы сурепки вокруг.

На западе гаснет солнце.

Луна на востоке встает.

Иногда все хокку целиком - развернутая метафора, но ее прямое значение обычно скрыто в подтексте.

Из сердцевины пиона

Медленно выползает пчела.

О, с какой неохотой!

Басё сложил это стихотворение, расставаясь с гостеприимным домом своего друга.

О хокку можно рассказывать очень долго. Но, думаю, если кого-то заинтересовала эта тема, можно найти и в магазине, и в интернете прекрасные образцы японской поэзии, прочитав которые, их не сможешь уже забыть. Правда их нельзя читать урывками, для этого необходимы уединение и некоторое количество времени. А оно у многих из нас на вес золота…

Хокку располагает к медленному чтению, чтобы лучше увидеть поэтический образ и ощутить мысль, заложенную в словах. Как ни странно, хокку вполне понятны детям, причём, даже может быть, в большей степени, чем нам взрослым, т. к. их мировосприятие ещё открыто всему новому и не переполнено штампами и разными ограничениями. Дети умеют тонко чувствовать красоту слова и строки, и порой лучше нас понимают эмоциональное состояние, переданное в нескольких кратких словах.

Хокку, благодаря своим ярким поэтическим образам, прекрасно подходят для рисования в качестве тем. Особенно, если это касается сезонной тематики. Ярким дополнением могут стать хокку на занятиях по развитию речи, обучению рассказыванию.

Ещё одно направление в работе с хокку – сочинение трёхстиший. Уверяю Вас, это очень интересно и увлекательно. Всего три строки должны донести до нас настроение и чувства. Кажется это так легко! Но не тут-то было…

А можно объединить живопись и хокку, когда по мотивам готовой картины сочиняется трёхстишие. Детям очень нравится это занятие. Ведь, сочинение стихов – это тоже игра. Причем, некоторые из ребят достаточно быстро поняли особенности поэтической формы, а кому-то понадобилось времени много больше…

Итак, ознакомление детей с хокку способствуетет:

- расширению представлений детей о культуре Японии;

Формированию грамматически правильной речи, познавательного интереса к словостроению; умения передавать в речи разные состояния объекта, действия, качества, отношения;

Развитию воображения, логического и ассоциативного мышления, эмоциональной отзывчивости к слову и речи в целом;

Воспитанию любви к родному языку, его образности, выразительности и красоте.

Предлагаем Вашему вниманию маленькую выставку наших рисунков и хокку к ним, сочинённых ребятами.

Радужная страна

Встречает пегаса.

Он летит навстречу радуге!

Анна Б. Радужная страна (восковые мелки)

За окном звёзды и месяц…

Рыжий кот мечтает,

Когда же придет Новый год…

Рыжий кот рассматривает ёлочку (акварель, восковой мел)

Лёд блестит и сверкает.

Я поставила сумочку на скамейку.

Сейчас поеду…

Людмила А. История на катке (гуашь)

Снеговики из снега.

Мы сделали их!

Ночью они оживают.

Кирилл Ч. Снеговики (акварель, восковой мел)

Колокольчики синие

Стоят в вазе.

Моя мама их очень любит.

Сергей К. Цветы для мамы (акварель)

Красивая музыка…

Танцоры на сцене!

Им аплодисменты и цветы!

Маша П. Бальные танцы (акварель)

Молодой дуб

Радостно встречает

Розовый восход солнца…

Даша Д. История о деревьях

(акварель)

Старое дерево

Прощается с осенью.

Грустно…

Большими каплями

Дождь догоняет меня.

Я бегу домой…

Ира Н. Дождь (уголь)

Большая кошка

Гуляет в нашем дворе.

Где её дом?.

Галия В. Кошка на прогулке (уголь)

Солнце, бабочки и цветы

Улыбаются нам.

Это радость.

Данил В., Даша Д. Коллаж «Подарю улыбку миру" (акварель,восковые мелки)