Литературные предсказания. Тайны сбывшихся предсказаний писателей-фантастов


Фото: Jakub Krechowicz/Rusmediabank.ru

Как известно, многие писатели и поэты обладают способностью к предвидению. Причем им случается предсказывать как события, имеющие отношение к ним самим, так и глобального масштаба…

Смертельные прозрения

Знаменитый Марк Твен в молодости служил рулевым на судне «Пенсильвания», курсирующем по Миссисипи. Однажды ему приснился зловещий сон: в железном гробу лежало тело его младшего брата (в то время служившего вместе с ним) с букетом белых цветов на груди. Наутро будущий писатель рассказал сон своей сестре, но затем забыл о нем. Какое-то время спустя он поссорился с капитаном и перешел на другое судно. А через несколько дней «Пенсильвания» затонула. Брат Сэмюэля Клеменса (таково настоящее имя писателя) оказался в госпитале города Мемфиса. Сэм ухаживал за ним, но на седьмые сутки брат умер. Сэмюэль, видя, что уже ничем не может ему помочь, заснул от усталости. Проснувшись, он увидел, что труп брата уже лежит в железном гробу. На его глазах какая-то женщина положила на грудь покойного букет белых цветов. Так сбылся Марка Твена…

Поэт Николай Гумилев в одном из своих стихотворений рисует образ мастерового, отливающего пулю, которой поэта убьют. В 1921 г. он был арестован по обвинению в участии в контрреволюционном заговоре и расстрелян…

От Глупова до большевиков

Однако писатели способны предсказывать не только события, связанные с их собственной судьбой. Например, в 1860-е гг. М.Е. Салтыков-Щедрин в своей повести «История одного города» изобразил город Глупов, где жестокий губернатор отменил все праздники, кроме двух. Один из них отмечался весной и служил «приготовлением к предстоящим бедствиям», а другой - осенью и был посвящен «воспоминаниям о бедствиях, уже испытанных». Сразу после революции большевики тоже отменили в стране все традиционные праздники, введя вместо них политические - 1 мая и 7 ноября… Означали эти даты примерно то же самое, что и в сказке о городе Глупове.

Космос как предчувствие

Похоже, что взгляд литературного творца способен проникать не только в трагическое будущее, но и охватывать грядущие достижения прогресса.

Кто из нас в детстве не читал «Путешествий Гулливера» знаменитого английского писателя Джонатана Свифта? Внимание исследователей уже давно привлекает рассказ о летающем острове Лапута, где якобы случайно довелось побывать герою книги. Автор как будто умышленно останавливается на научно-технических подробностях, в общем-то не совсем уместных в художественном повествовании. Так, Свифт пишет: «Летучий или плавающий остров имеет форму правильного круга диаметром в 1837 ярдов, или около 4,5 мили: следовательно, его поверхность равняется десяти тысячам акров. Высота острова равна тремстам ярдам. Дно, или нижняя поверхность, видимая только наблюдателям, находящимся на земле, представляет собой гладкую правильную алмазную пластинку толщиной около 200 ярдов. На ней лежат различные минералы в обычном порядке, и все это покрыто слоем богатого чернозема в десять или двенадцать футов глубиной. Наклон поверхности острова от окружности к центру служит естественной причиной того, что роса и дождь, падающие на остров, собираются в ручейки и текут к середине, где вливаются в четыре больших , каждый из которых имеет около полумили в окружности и находится в 200 ярдах от центра острова».

Далее Свифт сообщает, что остров способен летать в воздухе благодаря огромному магниту, укрепленному на алмазной оси, и приводит детальное описание устройства двигателя. Тогда, в 1726 г., ничего подобного еще не было изобретено. Люди практически ничего не знали и о возможностях магнитного поля.

Ученые жители Лапуты «могли добывать из воздуха селитру и водянистые частицы». Меж тем, лишь 30 лет спустя после смерти Свифта французский химик Лавуазье определил состав воздуха. В романе содержатся и почти точные сведения о расстоянии от Марса до двух его спутников...

Певец технического прогресса

Знаменитому американскому фантасту Рэю Брэдбери удавалось предсказывать многие научно-технические достижения задолго до того, как они появились. В 1953 г. вышел роман Брэдбери «451º по Фаренгейту», многие страницы которого были посвящены усовершенствованным техническим средствам связи и информации: «телевизорные стены», передатчики, наушники-«ракушки»… Тогда это казалось сказкой. Но сегодня телеэкраны во всю стену, радиосвязь на расстоянии - уже никого не удивят, а человек с наушниками - тем более… И даже говорящий домофон и приставка к телевизору, которая в нужный момент автоматически произносит имя хозяйки, - это вполне реальные вещи.

В рассказе «Будет ласковый дождь», написанном в 1950 г., писатель описывает «умный дом», первые разработки которого появились только в 1991 г. В рассказе «Убийца» (1953) - радиобраслет, выполняющий те же функции, что и , изобретенный в 1983-м… В романе «451º по Фаренгейту» герой отправляется за своими сбережениями в круглосуточный банк, а в 1980-м появились первые банкоматы…

Что же происходит? Либо писатели действительно предвидят будущее, либо придуманные ими сюжеты каким-то образом влияют на ход событий… А возможно, они просто «считывают» отдельные варианты грядущего, которые порой, воплотившись в произведениях, становятся явью. Иначе как объяснить все эти почти невероятные факты?

Научная фантастика потому и называется научной, что работающие в этом жанре писатели опираются на современные им научные достижения, чтобы спроектировать будущие. И чем крупнее талант автора-фантаста, тем более точными получаются такие предсказания. Поэтому нет ничего удивительного в том, что множество современных нам явлений и предметов, которые мы считаем обыденными, когда-то были «персонажами» фантастических романов и повестей.

Например, такой банальный девайс, как наушники-вкладыши, которые сегодня за сущие копейки может купить любой школьник, впервые появились в легендарном романе американского фантаста Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», и назывались они «Ракушками». Или куда более редкое, но и более высокотехнологичное рождение детей из пробирок: его описал в романе «О, дивный новый мир!» писатель Олдос Хаксли, причем у него этот процесс был поставлен на конвейер.

Детали космических путешествий и мировые компьютерные сети, видеочаты и планшетные компьютеры – упоминания о подобных предметах и явлениях можно найти у фантастов прошлого. Кому-то из писателей удавалось угадать лишь отдельные вещи будущего, а кто-то, как, скажем, Герберт Уэллс, Жюль Верн или Артур Кларк, сумел описать чуть ли не половину нынешней машинерии и цифровой техники. Сегодня «МИР 24» рассказывает своим читателям о десяти самых известных предметах и явлениях, появление которых было предсказано в научно-фантастических произведениях.

Атомная бомба – Герберт Уэллс

Человечество еще только-только подбиралось к идее расщепления атома, а британец Герберт Уэллс в своем романе «Мир освобожденный» предсказал появление оружия, основанного на этом процессе. Произошло это в 1914 году – за три десятка лет до Хиросимы и Нагасаки!

Герой романа Холстен вызывает радиоактивный распад тяжелых элементов в 1933 году в крохотной частичке висмута: «Произошел сильнейший взрыв, в результате которого получился тяжелый газ с чрезвычайно высокой радиоактивностью – за неделю он распался Но главное было сделано – ценой ожога на груди и сломанного пальца первооткрывателя, – и с той секунды, когда невидимая частичка висмута превратилась в сгусток разрушительной энергии, Холстен уже знал, что он открыл человечеству путь – пусть еще узкий, извилистый и темный – к безграничному, неисчерпаемому могуществу».

Банковские карты – Эдвард Беллами

Социалистическая утопия «Взгляд назад» писателя-социалиста из США Эдварда Беллами впервые увидела свет в 1888 году. Роман описывал путешествие во времени на сто с лишним лет вперед – в 2000-й год, в Америку будущего, экономика которой построена на принципах социализма.

Скажем, все граждане страны обязаны трудиться в так называемой «промышленной армии», получая за свой труд гарантированный минимум. Но не наличными деньгами, а специальными картами – судя по описанию, такими, которые сейчас называются дебетовыми. Расплатиться такой картой американец 2000 года, по версии Беллами, мог в любой точке страны, что делает предсказание еще более точным. Кстати, любопытно, что в России книга «Взгляд назад» была переведена и выдержала семь изданий, последнее – в 1918 году: по понятной причине, советская власть уже не допускала переиздания романа-утопии.

Вертолет – Жюль Верн

Фото: wikipedia.org

Если быть совсем точным, то летательный аппарат, на котором покоряет воздушный океан гениальный изобретатель-одиночка Робур, герой опубликованного в 1886 году романа «Робур-завоеватель», скорее похож на автожир, чем на вертолет. Ведь у него есть не только несколько подъемных винтов, но и один тянущий впереди – а именно по такой схеме и строятся автожиры. Но все-таки в истории научной фантастики и вертолетостроения Верн останется предсказателем появления именно вертолета или геликоптера.

Правда, внешне «Альбатрос», на котором путешествуют Робур и его спутники, больше напоминает другое знаменитое предсказание Жюля Верна – подводную лодку, поскольку имеет веретенообразный корпус с надстройкой наверху, над которой вертятся множество двухлопастных винтов.

Интернет – Марк Твен

Американца Марка Твена трудно назвать научным фантастом в классическом смысле этого слова. Тем не менее, несколько фантастических произведений он создал, и среди них – рассказ «Из «Лондонской таймс» за 1904 год», написанный им в 1898 году.

Изобретение, которое обладает всеми признаками современного интернета, писатель назвал «телеэлектроскопом», или всемирным телефоном. Герой рассказа Клейтон получает его в свое распоряжение, и вот что он может делать: «Аппарат достали и подключили к международной телефонной сети. Теперь Клейтон день и ночь звонил во все уголки земного шара, смотрел на тамошнюю жизнь, наблюдал разные диковинные зрелища, разговаривал с людьми, и благодаря этому чудесному изобретению ему стало казаться, что у него выросли крылья, и он может лететь, куда хочет».

Лазер – Герберт Уэллс

Фото: wikipedia.org

Герберту Уэллсу очень хорошо удавалось предвидеть боевые машины будущего: атомную бомбу, танки или, например, лазер. Причем если о первой и вторых мало кто знает, то «лучи смерти», которыми вооружены пришельцы с Марса в романе «Война миров» (впервые опубликован в 1897 году), известны едва ли не каждому в мире.

Это уникальное для землян оружие сделало боевые машины марсиан непобедимыми, и если бы не банальная земная простуда, справиться с ними не удалось бы. Сегодня, конечно, лазер еще не стал столь простым и легко носимым оружием, но военные образцы уже не просто испытаны, а приняты на вооружение в армиях развитых стран – таких, например, как Россия и США.

Межпланетные космические корабли – Алексей Толстой

Фото: РОСКОСМОС

О существовании ракет человечество знает уже не меньше двух тысячелетий: начиненные порохом трубки для фейерверков начали использовать еще в древнем Китае. Но приспособить их к межпланетным космическим перелетам первыми решили все-таки в России.

Знаменитый революционер-народник Николай Кибальчич за несколько дней до казни (он был участником покушения на императора Александра II) выдвинул идею космического аппарата с управляемым вектором тяги. Именно по этим чертежам, вооружившись теорией другого знаменитого соотечественника, Константина Циолковского, и построили свой межпланетный корабль Мстислав Лось и Алексей Гусев – герои романа Алексея Толстого «Аэлита», опубликованного в 1923 году. И улетели на нем на Марс, где быстренько устроили революцию – со всеми вытекающими последствиями для себя и для марсиан.

Пейнтбол – Аркадий и Борис Стругацкие

Фото: wikipedia.org / Nado24

«Это было что-то вроде игрушечного автомата – с удобной рифлёной рукояткой и с плоским прямоугольным баллончиком, который вставлялся снизу, как магазин. – Что это за штука? – спросил я. – Ляпник, – сказал он угрюмо. – Дайте сюда. Я отдал ему игрушку. – Ляпник, – сказал я. – Которым, значит, ляпают. А если бы ты в меня попал?.. Надо же, теперь это за год не отмыть, придётся стену менять».

Это диалог героев романа «Хищные вещи века», написанного в 1964 году. Ничем иным, как современным нам пейнтбольным автоматом, «ляпник» Стругацких и быть не может! Так что вполне можно было бы включать это слово в современные словари, заменяя им чужеземный «пейнтбол».

Подводная лодка – Жюль Верн

Фото: wikipedia.org

Французский писатель-фантаст считается одним из самых гениальных провидцев, что легко объяснимо: Верн тщательно следил за всеми новинками науки и техники. И конечно, он был в курсе того, что конфедераты использовали подводную лодку в ходе Гражданской войны в США.

Но утлая конфедератская скорлупка с педальным приводом не идет ни в какое сравнение с главным героем романа 1870 года «20000 лье под водой» – могучим «Наутилусом», где все работает за счет электричества. Да и способность лодки Жюля Верна подолгу не всплывать на поверхность тоже куда ближе к современным атомным субмаринам. Кстати, в фактическом продолжении этого романа – «Таинственном острове» – Верн вооружил «Наутилус» торпедами, но это уже не было предвидением: это морское оружие к тому времени успешно применялось в реальности.

Робот – Карел Чапек

Чешский писатель Карел Чапек не просто предсказал появление роботов – он-то, собственно, и придумал само это слово! Оно происходит от чешского «robota», то есть подневольный труд. Впервые «роботы» появились в 1920 году в пьесе «Р.У.Р. (Россумские универсальные роботы)», написанной Карелом Чапеком вместе с братом Йозефом.

После этого роботы буквально завоевали мир, став вполне обыденным явлением сегодня. Примечательно, что Прага, где сочинил свою знаменитую пьесу чешский писатель, является родиной дальнего предка роботов – глиняного Голема. Это искусственное существо, способное выполнять команды хозяина, по легенде, создал праведный пражский раввин Лев для защиты своих соплеменников.

Спутники связи – Артур Кларк

Фото: NASA

Сегодня никому и в голову не приходит, что колоссальная часть мировой сети связи базируется на геостационарных спутниках: работает телевизор или телефон – и хорошо! Между тем, еще семь десятков лет назад такая идея была не просто революционной, а вообще выглядела завиральной. Но будущая легенда мировой фантастики англичанин Артур Кларк, работавший в Британском межпланетном обществе, считал иначе. О чем и написал в 1945 году в своем эссе «Космическая станция: Для применения радио».

В ней он впервые обосновал применение именно геостационарных, то есть расположенных на орбите в постоянном месте над поверхностью Земли, спутников связи. К этой идее Кларк, давний энтузиаст космической техники и межпланетных путешествий, пришел, основываясь на своем военном опыте: он служил в королевских ВВС и занимался специальной радиосвязью и радарами.

Судьба - понятие довольно сложное и пока еще никем не изученное полностью. Некоторые считают, будто человек сам является вершителем своей судьбы, мнение других заключается в том, что существует Некто - Бог, или Высший Разум, определяющий не только длительность человеческой жизни, но также и события, происходящие в ней. Однако к какой же категории можно отнести предсказания, сделанные писателями и поэтами на страницах литературных произведений? Ведь зачастую бывает так, что автор сначала описал какое-то событие, и только спустя годы, а то и столетия, оно сбывается.
.

Живший в XVII веке Сирано де Бержерак навсегда вошел в историю как обладатель самого длинного носа на земле. Наверное, если бы он жил в наши дни, то наверняка вошел бы в книгу рекордов Гиннеса. Однако сейчас нас более всего интересуют литературные произведения, которыми этот француз прославился.

В рассказах де Бержерака (кстати, опубликованных только после смерти автора) о путешествиях к Солнцу и Луне были описаны пути движения планет вокруг Солнца. Иначе говоря, Сирано сумел изобразить подвижную планетную систему, которая в его времена еще не была широко признанной в научных кругах.

Герои Сирано использовали для путешествия по воздуху различные летательные аппараты, принципы действия которых не были известны в XVII столетии. Современники Сирано относились к его рассказам примерно так, как мы сейчас относимся к произведениям фантастов.

Во всяком случае, к его машинам для записи и воспроизведения речи (современные магнитофоны), трубкам как источникам света (современные электрические лампочки) они относились весьма скептически. В этих же рассказах де Бержерак упоминал и об устройстве, представлявшем собой некое подобие реактивного двигателя.

До сих пор неизвестно, как и почему писатели-фантасты смогли "угадать" и даже в какой-то степени предсказать многие грядущие события. В качестве примера можно привести роман "Тщетность", который написал Морган Робертсон - автор, малоизвестный широкому кругу любителей фантастики. Действие романа происходит на борту судна под названием "Титан". Те читатели, кому пришло в голову сравнить основные характеристики корабля, ужаснулись: протяженность корабля составляла 243 м (у "Титаника" - 269), передвигался он со скоростью 25 узлов (так же как и "Титаник"), у обоих кораблей и вымышленного, и настоящего - было по 4 трубы и 3 винта. Не станем перечислять остальные характеристики судов: поверьте, они почти идентичны.

Согласно сюжету произведения, холодной апрельской ночью считающийся непотопляемым корабль "Титан", не снижая скорости, налетел на айсберг и утонул. Через 14 лет после опубликования романа в свой первый рейс отправился корабль с похожим названием "Титаник". В апреле 1912 года с ним произошла катастрофа: двигаясь в ночное время на большой скорости, судно столкнулось с айсбергом и погибло.

Удивительное сходство событий на этом не закончилось: писатель указал и причину гибели тысяч пассажиров, которым не хватило спасательных шлюпок. Так что же это - простое совпадение или предвидение событий?

В данном контексте было бы уместно упомянуть о том, что примерно за несколько лет до разыгравшейся трагедии знаменитый хиромант Чейро, увидев линии на ладони человека, который впоследствии стал капитаном злосчастного судна, предсказал гибель "Титаника".

У этой истории имеется и продолжение. Апрельской ночью 1935 года моряк Уильям Ривз стоял на вахте на носу английского парохода "Титаниан", направлявшегося в Канаду. Была глубокая полночь, когда Ривз, находясь под впечатлением только что прочитанного романа "Тщетность", неожиданно понял, что между катастрофой "Титаника" и вымышленным событием наблюдается шокирующее сходство. Затем у моряка мелькнула мысль, что и его судно в настоящий момент пересекает океан там, где и "Титан", и "Титаник" обрели свой вечный покой. Затем Ривз вспомнил, что день его рождения совпадает с точной датой погружения "Титаника" под воду - 14 апреля 1912 года. При этой мысли моряка охватил неописуемый ужас. Ему казалось, что судьба готовит ему нечто неожиданное.

Находясь под этим сильным впечатлением, Ривз подал сигнал опасности, и машины парохода немедленно остановились. На палубу выбежали члены экипажа: все хотели узнать причину столь внезапной остановки. Каково же было изумление матросов, когда они увидели корабль, остановившийся прямо перед айсбергом, вынырнувшим из ночной тьмы. Значит, если бы Ривз отмахнулся от своих мыслей, судно повторило бы судьбу обоих кораблей, о которых шла речь выше.

Однако и это неожиданное событие еще не положило конец тем странным совпадениям, в которых факты удивительным образом переплелись с вымыслом. В 1886 году британский журналист по имени Э. У. Стед тоже написал рассказ о судне "Маджестик", затонувшем после встречи с айсбергом в Северной Атлантике. Имя его капитана - Э. Смит - совпадало с именем реально существовавшего капитана лайнера "Титаник". Интересно, что Стед, всю жизнь занимавшийся изучением многих феноменов, включая и роль предсказаний на дальнейшую жизнь человека, не обратил внимания на собственное пророчество. Э. У. Стед в том далеком 1912 году взошел на борт самого непотопляемого корабля в мире, который обрел себе ледяную могилу в Атлантике.

Роман американского писателя Ф. Кларка "Открытое пространство", опубликованный в 1952 году, явился предвестником событий, произошедших 15 августа 1966 года, когда студент со Среднего Запада, забравшись на крышу университетского общежития, стал стрелять из снайперской винтовки по прохожим. Почти то же самое рассказывал и автор романа. В нем молодой человек, разочаровавшийся в родном отце и окружавшем его обществе, забрался на крышу университета с винтовкой в руках. В результате трагедии погибло 15 человек и еще множество прохожих было ранено.

А как быть с произведениями известного американского фантаста Артура Кларка? В 1947 году он выпустил в свет свое первое литературное детище - рассказ о высадке человека на Луну. Более того, автор с точностью указал географические характеристики этого небесного тела. Прошло не так уж много времени, как события, описанные в рассказе А. Кларка, воплотились в жизнь.

В 1927 году увидел свет роман В. Никольского "Через тысячу лет". В нем автор рассказал о том, как американскими истребителями были сброшены атомные бомбы на японские населенные пункты. В 1945 году пророчество Никольского сбылось: города Хиросима и Нагасаки оказались стертыми с лица земли.

Американский летчик-испытатель Джеймс Коллинз накануне первого полета на бомбардировщике написал нечто вроде пророческого рассказа. Стиль летчика был великолепен: он не раз писал статьи для одной из американских газет. Рассказ начинался следующими строками: "То, что вы сейчас прочтете, - слова Джеймса Коллинза, и притом не продиктованные "нашему корреспонденту", а написанные собственноручно, хотя в некотором роде и после смерти".

Не будем приводить здесь содержание всего рассказа, поскольку в этом нет необходимости. В настоящий момент читателя, вероятно, заинтересуют заключительные строки произведения: "Вниз. Рев сверкающей стали, внезапный блеск... да, да, вот оно... отрываются крылья... слишком хрупкие... крылья, мечта... тяжелые дни... Холодный, но трепетный фюзеляж последнее, что почувствовало мое теплое, живое тело. Протяжный, громкий рев мотора страшный, нарастающий, переходящий в оглушительный грохот при встрече с землей был моей смертной песней. И вот я умер".

Именно так и погиб Джеймс Коллинз во время испытательного полета на бомбардировщике "Грумман Хеллдайвер". Читая его предсмертный рассказ, невольно задумываешься о том, что автор как будто бы представил на суд читателей сценарий собственной смерти. Словно какая-то неведомая пророческая сила водила его рукой по листу бумаги...

Целый ряд подобных озарений встречается у многих русских писателей и поэтов. Чаще всего они касаются событий будущего, связанных с чьей-нибудь гибелью. Например, М. Ю. Лермонтов уже за 100 лет до начала революции и последовавшим за ней убийством царской семьи, массовых казней и других бедствий, произошедших в результате разгула террора, написал:

Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет,
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь,
Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон.

В годы советской власти под величайшим запретом находилось своеобразное пророческое произведение А. Богданова "Красная звезда", написанное им в 1904 году.

В этой книге, которую можно назвать антиутопией, писатель предугадал не только трагические события в России, но также и символику нового государства, указанного в заглавии романа.

Еще со школьных лет известна нам повесть М. Е. Салтыкова-Щедрина "История одного города", в которой рассказывается о том, как тиран-губернатор отменил все праздники, оставив только два, из который один отмечался весной, а другой - осенью.

Таким же образом поступили и представители новой власти большевиков: отменили все церковные праздники, предписав всенародно отмечать только две даты - 1 мая и 7 ноября. Однако на этом совпадения не кончаются: весенний праздник, о котором шла речь в книге, служил "приготовлением к предстоящим бедствиям", у большевиков же праздник сопровождался призывами к усилению классовой непримиримости и свержению капиталистического строя - чем не "предстоящие бедствия"?

У Салтыкова-Щедрина осенний праздник был посвящен "воспоминаниям о бедствиях, уже испытанных". И действительно, 7 ноября - день памяти революции и всех событий, с ней связанных.

А вот что написал Ф. М. Достоевский в своем "Дневнике писателя" за сорок лет до трагических событий в России: "Предвидится страшная, колоссальная... революция, которая потрясет все страны изменением лика мира. Но для этого потребуется сто миллионов голов. Весь мир будет залит реками крови... Бунт начнется с атеизма и грабежа всех богатств. Начнут низлагать религию, разрушать храмы и превращать их в стойла, зальют мир кровью, а потом сами испугаются".

Здесь же писатель предсказал примерное количество жертв грядущей революции (100 миллионов), а в "Бесах" - и ее сроки. Петенька Верховенский на вопрос: "Когда все начнется?" - ответил: "Лет через пятьдесят... Начнется на Масленице (февраль), кончится после Покрова (октябрь)". Дар предвидения, присущий некоторым писателям, окутан дымкой тайны. Даже столетия спустя он продолжает удивлять и поражать ученых, которые все еще не могут понять, каким образом гениям художественного слова удалось создать произведения, являющиеся по своей сути пророческими.

В мировой литературе есть множество примеров тому, как авторы с большой точностью предсказывали будущее. Самые яркие из них - это конечно же писатели-фантасты Жюль Верн, Герберт Уэллс, Рэй Бредбери, Айзек Азимов. Достижения науки и прогресса, мобильные телефоны и компьютеры, плоские ТВ-экраны, видеосвязь, погружения в пучины и полеты в космос - всё это, предсказанное за полвека до их появления - конечно очень интересно и удивительно. Но вот меня лично более всего впечатлили два пророческих произведения. Причем, очень мистических. И оба на морскую тематику.

Первое. В середине 19-го века вышел в свет рассказ мрачного американского гения Эдгара По под названием "Повесть о приключениях Артура Гордона Пима" . В нем описываются странствия главного героя в южных морях.

В этих похождениях есть эпизод, когда корабль попадает в шторм, и четверо моряков спасаются на плоту. Со временем начинается голод, и не имея никакой пищи, они решают съесть одного из них. Бросают жребий - и страшной жертвой становится молодой человек, юнга по имени Ричард Паркер… Прошло 50 лет после публикации этого рассказа. В открытом море затонула реальная яхта, и так же на спасательном ялике выжили четыре человека. Когда их нашли, то в одинокой шлюпке было уже три человека. Четвертого они съели. Тоже по жребию, как в рассказе. Его тоже звали Ричард Паркер, и он тоже был юнгой. Никто из выживших людоедов никогда Эдгара Алана По не читал…..

Второе пророческое произведение шокирует еще больше. В 1898 году издательство «Мэнсфилд» выпустило роман малоизвестного писателя Моргана Робертсона под названием «Тщетность». Мрачный роман о морской катастрофе не пришелся британцам по вкусу, и о нем вскоре забыли.

О чем же был тот роман? Сюжет этой книги таков. В Англии построили небывалой величины океанский лайнер. Он считался непотопляемым, самым большим, самым роскошным и самым быстроходным в мире. Право совершить на нем первое плавание через Атлантику выпало на долю сильных мира сего - миллионеров Старого и Нового Света. Холодной апрельской ночью этот лайнер со всего хода врезался в айсберг и затонул. Спасательных шлюпок на борту гигантского корабля не хватило, и бОльшая часть пассажиров погибла...

Всё бы ничего, но вымышленное судно имело название «Титан» , и имело поразительное сходство по всем техническим характеристикам со знаменитым «Титаником»: по длине и водоизмещению, по мощности паровых двигателей и по скорости движения, даже по количеству дымовых труб и гребных винтов…

Прошло 14 лет, и все, что придумал когда-то Робертсон, предстало горькой правдой - в Северной Атлантике утонул «Титаник», и о пророческой книге заговорил весь мир. Полные совпадения поражают и пугают до сих пор. Писателем предугаданы практически все обстоятельства катастрофы. И в книге, и в жизни эти роскошные корабли считались непотопляемыми. И там, и там, во время трагедии не хватало спасательных шлюпок. Пассажиров и в реальной, и в вымышленной жизни было по три тысячи. С позиции логики этот

Англичане были потрясены. Газеты называли Моргана Робертсона мрачным гением, оракулом и ясновидцем. Шустрые газетчики даже раскопали один удивительный факт - один из кочегаров «Титаника» перед роковым выходом в море прочел роман «Тщетность», и дезертировал с судна. Более того - он пытался уговорить своих друзей сделать то же самое. Но его засмеяли.

Люди искусства - художники, литераторы, музыканты - неординарные личности, которые многие события видят через призму своего таланта. Порой прорывает все законы физики и устремляется в будущее. Предсказание в искусстве - вещь нередкая, но феноменальная, часто пугающая.

Пророчества Жюля Верна

Потрясающее предсказание в искусстве сделал писатель-фантаст Жюль Верн. В романе "С Земли на Луну" он в 1865 году подробно описывает полет на Луну, который в реальности состоялся в 1968 году. И дело не в том, что автор нафантазировал освоение космоса, а в том, что он подробно описал корабль, точно указал его высоту и массу, экипаж из 3 астронавтов, место старта - Флорида и место посадки в Тихом океане, месяц полета - декабрь. В 1994 году была найдена рукопись Жюль Верна, ранее считавшаяся утерянной, - "Париж в 1968 году". Здесь подробно описывались не только такие как факс и ксерокс, но и современный облик города с ажурной башней. Всего автор сделал 108 предсказаний, из которых точно уже сбылось 64.

Что предвидели другие фантасты

Были и другие предсказания в искусстве. Примеры можно найти в произведениях Беляева, братьев Стругацких, Герберта Уэллса, Алексея Толстого, Рея Брэдбери. Они предсказали множество современных изобретений, такие как мобильный телефон, телевизор, 3D-изображения, "умный дом", роботы.

Поистинне шокирующее предсказание в искусстве - "Повесть о приключениях Артура Пима" Эдгара По, в которой подробно рассказывается о кораблекрушении, в результате которого спаслось 4 человека. После многих дней скитаний в открытом море, измученные голодом и жаждой, трое убивают четвертого и съедают его. Через 50 лет после выхода в свет произведения события повторились с потрясающей точностью, совпали даже имена героев. Рациональное объяснение этому дать невозможно.

Еще одно трагическое предсказание будущего в искусстве принадлежит американскому писателю М. Робертсону. В романе "Тщетность" он подробно описал катастрофу и которая произошла через 14 лет после выхода книги в свет. Совпадения реальных фактов с фантазиями просто немыслимые.

Поэт Михаил Лермонтов предсказал Октябрьскую революцию 1917 года и подробно в рифмованных строках описал собственную смерть.

Художник, который рисовал будущее

Аргентинский художник Бенжамин Парравичини в порыве творческого прозрения делал зарисовки, которые предсказали цунами в Японии и аварию на атомной станции Фукусима, полет американцев на Луну, полет в космос первого живого существа - дворняги Лайки, "мирный атом", коммунизм в Китае, фашизм и Вторую мировую войну. Революцию на Кубе под предводительством бородача Парравичини предсказал, когда Фиделю Кастро было всего 11 лет. На рисунке 1939 года, символизирующем трагический теракт 11 сентября 2001 года, изображены известные башни-близнецы, которые тогда даже не были построены. Чем можно объяснить это невероятное предсказание в искусстве? Скептики могут рассуждать о том, что трактовка символических рисунков может быть подогнана к фактам. Но каждый свой рисунок аргентинский пророк сопровождал подробными описаниями грядущих событий. Как говорится, что написано пером...

Необъяснимое явление - предсказание в искусстве

В 1987 году в эфир вышло шоу "Второй шанс", в одном из эпизодов которого британский комик Д. Мейхер продекламировал, что в 2011 году найдет свою смерть ливийский лидер Каддафи, который за связь с террористами попадет в ад. Лидер Ливии действительно погиб в 2011 году. Имя сценариста, оставившего это предсказание в искусстве, к сожалению, неизвестно. Ведь актер просто озвучил пророческое сочинение какого-то автора.

Свою смерть в блоге в Facebook предсказал американский музыкант Майки Уэлш. За две недели до смерти он написал, что ему приснился сон, будто бы через 2 недели он умрет от остановки сердца. Все так и случилось. Свою смерть отразил в песне и Михаил Круг, описав, что погибнет он в собственном доме.

Не только обывателей, но и научный мир изумляют предсказания в искусстве. Примеры часто поражают точностью деталей. Совпадает описание места, даты и обстановки происшествия.

Что нас ждет впереди?

Полезно сравнить предсказания в искусстве, которые сбылись, с несбывшимися пророчествами. Это дает возможность предположить, что в скором будущем человечество освоит путешествия во времени, межгалактические полеты, будут созданы биороботы и искусственный интеллект, самым прогрессивным лечением станет пересадка органов, мы наладим дружеские отношения с инопланетянами. Это - оптимистические взгляды. Пессимисты же говорят о "звездных" войнах, старении за несколько часов и полной деградации человечества до стайного образа жизни.