Изображение любви в рассказах бунина и куприна. Тема любви в произведениях Бунина и Куприна (Школьные сочинения)


О любви можно говорить долго и нудно, можно до хрипоты спорить и убеждать своего оппонента в том, что твоя точка зрения «правильнее», а можно и вовсе ничего не говорить. Вот только факт остается фактом – у каждой сформировавшейся личности свое представление о настоящей любви. Перечислять их не вижу смысла – как говорится, сколько людей, столько и мнений. Но оказывается, это не совсем так.

В конце 19 – начале 20 века жили в нашей стране два великих прозаика – Иван Алексеевич Бунин и Александр Иванович Куприн. Особенный интерес эти личности вызывают довольно простым фактом – их представления о любви были настолько похожими, что я не побоюсь назвать их одинаковыми. Причем одинаковыми настолько, что мысли одного писателя, можно выразить словами другого, и наоборот.

Возьмем, к примеру, замечательные строки из «Гранатового браслета» Куприна (они, как нельзя лучше, отражают сущность понимания этого чувства автором) – помните, где генерал Аносов спрашивает Веру: «А где любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – «сильна, как смерть»? Такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость». Он даже не спрашивает, а скорее рассуждает, но Вера все поняла – «любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее». Прошла тихо и намеренно незаметно. Вера Николаевна даже не попыталась ухватиться за нее. Почему? Ответ довольно прост – всему виной ментальность нашего народа. Когда Желтков начал писать своей возлюбленной письма, у Веры уже был жених. Потом жених стал мужем, но письма продолжались. И у Веры, как у любой «верной жены», просто сработала защитная реакция – игнорировать. Она даже не попыталась встретиться с этим человеком, выслушать его и может быть даже понять. Вера просто игнорировала его, а когда она наконец-то все поняла, было уже слишком поздно…

В «Темных аллеях» Бунина ситуация схожа. На протяжении всей своей жизни Надежда любила только одного человека – петербуржского офицера Николая Алексеевича. Она не просто любила его, она отдала ему всю себя: «Сколько ни проходило времени все одним жила. Знала, что давно вас нет прежнего, что для вас словно ничего не было, а вот… Поздно теперь укорять». Но для офицера Надежда была лишь приятным воспоминанием из прошлого. А все почему? Да потому что из крепостных она была. Что бы сказала общественность, женись Николай Алексеевич на ней? Лишь это его и волновало. Даже уезжая с ее постоялого двора, он задумался: «Но, боже мой, что же было бы дальше? Что, если бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?" Свою позицию Бунин выражает в одном предложении: «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена».

Как видите, стремление к реализму привело этих авторов к одному выводу – настоящая любовь существует, но если она взаимна – она не продолжительна, если она неразделенная – жить ей суждено куда больше…

Тема любви в творчестве Бунина и Куприна
О любви можно говорить долго и нудно, можно до хрипоты спорить и убеждать своего оппонента в том, что твоя точка зрения «правильнее», а можно и вовсе ничего не говорить. Вот только факт остается фактом – у каждой сформировавшейся личности свое представление о настоящей любви. Перечислять их не вижу смысла – как говорится, сколько людей, столько и мнений. Но оказывается, это не совсем так.

В конце 19 – начале 20 века жили в нашей стране два великих прозаика – Иван Алексеевич Бунин и . Особенный интерес эти личности вызывают довольно простым фактом – их представления о любви были настолько похожими, что я не побоюсь назвать их одинаковыми. Причем одинаковыми настолько, что мысли одного писателя, можно выразить словами другого, и наоборот.

Возьмем, к примеру, замечательные строки из «Гранатового браслета» Куприна (они, как нельзя лучше, отражают сущность понимания этого чувства автором) – помните, где генерал Аносов спрашивает Веру: «А где любовь-то? бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – «сильна, как смерть»? Такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость». Он даже не спрашивает, а скорее рассуждает, но Вера все поняла – «любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее». Прошла тихо и намеренно незаметно. Вера Николаевна даже не попыталась ухватиться за нее. Почему? Ответ довольно прост – всему виной ментальность нашего народа. Когда Желтков начал писать своей возлюбленной письма, у Веры уже был жених. Потом жених стал мужем, но письма продолжались. И у Веры, как у любой «верной жены», просто сработала защитная реакция – игнорировать. Она даже не попыталась встретиться с этим человеком, выслушать его и может быть даже понять. Вера просто игнорировала его, а когда она наконец-то все поняла, было уже слишком поздно…

В «Темных аллеях» Бунина ситуация схожа. На протяжении всей своей жизни Надежда любила только одного человека – петербуржского офицера Николая Алексеевича. Она не просто любила его, она отдала ему всю себя: «Сколько ни проходило времени все одним жила. Знала, что давно вас нет прежнего, что для вас словно ничего не было, а вот… Поздно теперь укорять». Но для офицера Надежда была лишь приятным воспоминанием из прошлого. А все почему? Да потому что из крепостных она была. Что бы сказала общественность, женись Николай Алексеевич на ней? Лишь это его и волновало. Даже уезжая с ее постоялого двора, он задумался: «Но, боже мой, что же было бы дальше? Что, если бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?" Свою позицию Бунин выражает в одном предложении: «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена».

Любовь в рассуждениях имеет безграничный смысл. Многие выражают ее по- своему. Мастерство перевоплощения будоражит разум. Каковы переходы и выражения чувств Куприна и Бунина в своих произведениях. Красота слова, завораживающая разом пропитывает строки таких известных произведениях, как «Гранатовый браслет » и «Темные аллеи».

Оба поэта любовь характеризуют как чувство жертвенное, легкое, улетучивающееся, парящее и ранимое «от слова злого языка и порочности речей». Главные герои произведений переживают чувства своих творцов, они являются воплощением одинокой и безудержной любви, неистовая сила притяжения и отторжения, беспрекословные решения, безумие и в то же время легкость. Что же такое любовь по пониманию Куприна и Бунина? И какова их роль?

Многие поэты 18-19 веков Золотой Руси, что Пушкин, М.В. Лермонтов и другие поэты того времени строили похожий смысл воплощения белой птицы любви, надежды и безветренности.

Напоминание данной «касты поэтов» не случайно. Так как на протяжении многих лет величайшие поэты Российской поэзии и лирики пытались построить определенный алгоритм проявления любви в своих произведениях, как бы грубо это не прозвучало. Куприн и Бунин не боялись проявления безудержной любви и выставление её на публику, без всяких ограничений читатель принимает это чувство и переживает его вместе с поэтом и с героями произведений. Тема любви в творчестве Бунина и Куприна имеет 3 аспекта в своем стиле:

  1. Образцово-имортный
  2. Теоретически-фактурный
  3. Аллегорическо-матофорный;

Каждый из этих аспектов связывает одно схожее - все они имеют единую цель в своем роде, они связывают неповторимое чувство любви в произведении чувством жертвенности, привязанности, теплоты проникновения. Но есть и различия между стилями проявления любви и ее проходимости через читателя. Чтобы это понять, давайте вспомним произведение Куприна «Гранатовый браслет» где героиня понимает, что чувство любви она пропустила. И любовь Куприна жесткая, от которой герой страдает, отдает себя в жертву, но остается до конца верным своему чувству, никогда не сдает позиции и пытается анализировать аспект своей страсти, объект всегда возвышен к сердцу, стратегическая позиция курьерности и артропии в аллегорическом описании.

У Бунина поверхностная тема любви раскрывается особо таким же образом, как и у Куприна, но внутренний смысл раскрыт не аналогичным способом, как у героев «Купринских историй». Ветреная чувственность и неограниченность прослеживается почти в каждом произведении. Но «Темные аллеи» - это некое исключение тематики проявления любви.

Кажется, поэт пытается показать и светлую и темную сторону проявления «любовных потех». Где-то тематика любви читателя трогает за душу, а где-то и за тело. Для Бунина и Куприна было важным то, чтобы их герои и читатели чувствовали терзание жертвенной любви не только душой, но и телом. Чтобы все это чувство казалось аналогичным в нашем времени. Поэтому проявление любви в произведениях обоих авторов является и по сей день актуальной темой.

«Любовь такая же, как и раньше: жертвенная, прозаичная, трагичная, настоящая пропитана тревогой и переживаниями, душераздирающей магией тела и души. А лживая счастливым концом», - так сказал русский публицист 19 века Арсентий Гудельман Баншторден. Именно тема любви Куприна и Бунина в прозаике и лирике помогла человеку обрести понимание того времени, чувствовать героя насквозь, чувства, раздирающие и тело и душу.

«Равноправие чувств аллегорической любви и нежной их заботы, чувств ненадежности, тревоги и детской впечатлительности, потере, разлуке и вновь восстановления», - это и есть любовь выражения Куприна и Бунина. «Percurte adre as ad aspra» - прохождение любви подобно свету - истина произведений этих величайших русских писателей-лириков.

"Когда ты будешь ценить то, что у тебя есть, а не жить в поиске идеалов, тогда ты по настоящему станешь счастливым."

Фридрих Ницше


Рассказ А.Куприна "Куст сирени"-это история любви,трогательная и авантюрная,полная страстей и веселого юмора.Неожиданное решение проблемы главного героя,делает рассказ очень оптимистичным,поднимающем настроение.Неудача молодых супругов,муж не поступает в академию,поставив кляксу на чертеже.Вера не опускает руки,находит выход из положения,сажая куст сирени там,где на карте стоит клякса и Алмазов сдаёт экзамен.Алмазов отвергал помощь жены,считая себя взрослым мужчиной,но после поступления он понял,что счастье в единстве супругов,помощи друг другу.

Главная мысль-это то,что любовь способна устранить любые преграды в жизни,самопожертвование ради любимого делает людей счастливыми,помогает понять друг друга,а куст сирени может сохранить семью.Сирень-это символ весны,молодости,любви.Именно куст сирени сблизил молодых людей,Веру и Алмазова,сделал их счастливыми.

Рассказ А.Чехова "О любви" называют "историей об упущенном счастье",это произведение о силе чувств,моральных устоях и нравственности общества.История любви,которая не принесла радость,а скорее разочарование героям,история которая не имела развития и счастливого конца.Произведение неоднозначное,оно заставляет читателя задуматься и дать оценку действиям героям.Автор не показывает своего отношения к происходящему,оставляя события на "суд читателей".

Понятия о нравственности,моральных законах не дали Анне и Алехину быть вместе,но любовь -это чувство безграничное и не подчиняется людским законам,сносит все преграды на пути,но герои поняли это слишком поздно,их сомнения были напрасны,а признание в любви и осознание ничтожности помех быть вместе делают их последнюю встречу полной новой боли.Алехин остаётся одиноким и безрадостным "благородным существом",а Анна покидает его навсегда,"в дурном настроении",печальная и несчастная.Жизнь "в футляре" неискренняя,лишена чувств и эмоций,переживаний,но Алёхин сознательно жертвует любовью,в угоду мнению окружающих и репутации.

Трагичен рассказ И.Бунина "Кавказ".На чужом несчастье счастья не построить.Герои рассказа не смогут быть счастливы,обман и угрызения совести,чувство вины,нравственный груз измены,смерть обманутого мужа-это не счастье,а сплошное несчастье.Мимолётное увлечение,роман с развлечениями-это не любовь,не счастье,которое скрывают от общества,как позор и прячут от людей.Герои рассказа ещё не поняли,что то,что они считали счастьем,уже осталось в прошлом.Обман,поруганная честь,унижения ложью,всё это в прошло,а впереди-осознание гибели мужа,пытавшего отстоять свою честь.

Бунин очень трепетно относился к чувству любви,для него это было святое чувство.Не каждому даётся этот дар в жизни,Бунин не прощает предательств в любви.Тот кто предаёт святое чувство,не достоин быть счастливым,тому не даётся прощение.

Трагический финал переворачивает смысл рассказа,из истории любви,рассказ превращается в драму,где любит только один и он погибает.Финал предсказуем,но не неизбежен,сложись обстоятельство по другому,трагедия могла бы миновать героев,но автор категоричен,он ставит роковую точку в судьбе обманутого мужа.

Три истории любви сделали одних счастливыми,других разочарованными,а третьих постигла трагедия.Так что значит быть счастливым?У каждого своё понятие о счастье и все стремятся быть счастливыми по-разному.Счастье не физическая величина,оно не материально,счастье-это состоянии души человека.Одних, улыбка близких делает счастливыми,а другие глубоко несчастны из-за отсутствия денег,одни живут для близких и счастливы,а другие-для себя,ища счастье в идеалах.Счастье не зависит от того,кто мы и что мы имеем,оно зависит от наших мыслей,побуждений,чувств,от того,к чему стремимся.

"Счастье не в счастье, а лишь в его достижении."


Федор Достоевский

Сочинение

Тема любви — вечная тема. Она никогда не потеряет своей актуальности. О любви сложено множество стихов, песен, поэм и рассказов. И каждый автор по-своему определяет что для него есть любовь. И как удостовериться в том, что это действительно настоящая любовь. Ярким примером служат такие произведения как: «Мастер и Маргарита» Булгакова, в котором возлюбленные проходят все трудности жизни, и в итоге остаются вместе; «Призрак Оперы» Леру, где опять же главные герои Кристина и Рауль после продолжительных «сражений» сбегают вместе «на край света», правда, одно сердце все же осталось разбитым…

Можно перечислять до бесконечности все произведения о любви, но все же среди всего этого множества выделяются произведения двух русских классиков: Ивана Алексеевича Бунина и Александра Ивановича Куприна. Эти великие прозаики жили в конце 19 — начале 20 века. Но и по сей день, читая их произведения, нельзя не заметить их актуальности. Особенный интерес эти личности вызывают тем, что их представления о любви были настолько похожи, что смело можно назвать их одинаковыми.

В рассказе «Гранатовый браслет» между Верой и Аносовым завязывается разговор, в котором Куприн, от имени своего героя, пытается объяснить, что же такое любовь: «А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано — „сильна, как смерть“? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение — вовсе не труд, а одна радость. … Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться». Даже не читая его рассказов, только из этих строк мы понимаем, что не увидим в его произведениях ни страстных речей, ни счастливых влюбленных держащих друг друга за ручку и «уходящих в закат». Автор желал показать настоящую любовь, не придуманную, а из нашей с вами жизни.

По этому же принципу были написаны и другие рассказы авторов. Например, «Чистый понедельник» Бунина. В рассказе мы сразу же замечаем отсутствие имен главных героев, и этим автор хочет показать то, что каждый может оказаться на их месте и этим еще раз подчеркивается жизненность произведения. И вроде бы ничего не «предвещало беды», но влюбленные в итоге расстаются. И в этом нет особой трагичности, а наоборот, будто так и должна выглядеть настоящая и искренняя любовь.